Когда в истории человечества зародились первые элементы гражданского общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

К тому же, вероятно, прав В. В. Витюк, заметивший спад первоначального интереса к проблеме (и соответственно количества публикаций) и в среде философов. С одной стороны, прагматики не могут рассчитывать на близкий результат, а с другой – растут антидемократические тенденции из-за промедления с реформами и их неудачами.

Процесс движения к идеалу гражданского общества представляет собой постоянное изменение (совершенствование, но временами и отступление) состояния и взаимоотношений человека, общества и власти. Существенное значение в этом процессе имеет гражданское согласие, наблюдающееся сначала в виде сближающегося представления о существующих в обществе проблемах у гражданских ассоциаций, затем – в принципиальной возможности и пределах компромиссов в их решении (теоретически), и, наконец, в создании движений, объединенных либо толерантными допущениями (надолго), либо осуществлением цели, на время векторно совпавшей для различных составляющих этих движений (смена экономического, политического, социального строя, вплоть до цивилизационных изменений). При этом нельзя не учитывать региональные особенности Западной Европы, США и России в их историческом контексте.

Пожалуй, правомерно поставить вопрос, что появляется раньше: идея гражданского общества (кстати, возможно, и не имевшая у того или иного мыслителя прошлого соответствующего терминологического обрамления – например, у А. Смита или Ш.-Л. Монтескье), или его реальные элементы, или же эти явления сопутствовали друг другу.

Выявляется и природа законов. Закон применяется без оглядки на ценности родства, расы, землячества, а только в связи с действиями тех, к кому закон может быть применен, т. е. равно ко всем членам гражданского общества, к тем, кто признает власть правительства (находится под его юрисдикцией), тем, кто находится на территории гражданского общества. Гражданин, как лицо гражданского общества, вступающий в конфликт, задумывается не о семье, деревне, партии, этнической группе, социальном классе, месте проживания, а прежде всего о гражданском обществе как объекте своего долга.[32]

Понятие гражданского общества широко появилось в употреблении в семнадцатом веке в Англии (по английски civil society), а затем в других государствах и главнейшая идея его жиждется в том, что социум состоящий из отдельных индивидов - граждан обязан обладать собственными законы, пресекающими проявления в отношении каждой отдельной личности возможности произвольного вмешательства со стороны органов государства.

Термин гражданское общество был впервые введен Аристотелем. Это понятие происходит от латинских слов civilic (с лат. означает гражданский), civitas (с латинского означает государство), civis (с латинского означает гражданин).

Представляется правильным выделить три основные начала, которые формируют гражданское общество, — личность, социум и государственная власть. При этом их взаимоотношения в процессе эволюции качественно изменяются.

Согласно воззрениям виднейших философов семнадцатого и восемнадцатого века, здесь помимо Томаса Гобса следует выделить Джона Локка и Им. Канта, Гражданское общество — союз индивидуальностей, социум, где любой из его членов обретает наивысшими человеческие качества. Но при этом государство превалирует над гражданским обществом.

Принципиально иной концепции придерживаются немецкие социологи и экономисты - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждают, что Гражданское общество — это объект овеществленной и экономической жизнедеятельности человечества. Это оно ставится первоочередным в отношениях с государством, гражданская жизнь как совокупность разнообразных интересов укрепляет государство.

Представляется, что в базисе идеи гражданского общества пребывает постоянное движение: непрерывное видоизменение, рационализация и прорыв от наиболее недоразвитого состояния индивида, гражданского общества и власти к более высокорациональному и цивильному. Ж. Руссо вычислил основы данного движения как продвижение к гражданственности, рациональности и цивильности, что означает становление наиболее развитого индивида, совершенствование отношений внутри гражданского общества и рациональной цивилизованной госвласти.

Рождение и скрепление базиса гражданского общества возникает в качестве разумного пути, в котором преображаются и отдельная индивидуальность, и гражданские отношения между всеми индивидами, и даже социум в качестве всеобщего начало гражданского общества и само государство, а также взаимоотношения между гражданским обществом и индивидуальной личностью, гражданским обществом и государственным аппаратом.

Главнейшим вопросом гражданского общества является область его соприкосновения с каждым отдельно взятым индивидом – гражданином, самостоятельной личностью.

Согласно Георгу Гегелю, Гражданское общество является частью реализации индивидуальных интересов любого отдельного индивида. Притом, в гражданском обществе свободы нет, потому что в гражданском обществе непрерывно наличествует пикирование дифференциальных частных целей с властью, имеющее всеобъемлющий характер.

Другой важной проблемой гражданского общества является его взаимоотношение с государством. Известному американскому просветителю Томасу Пейну представляется Гражданское общество благом, а государство — злом. Гражданское общество полагает Томас Пейн чем более развито, тем менее этот социум нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Представляется, что Гражданское общество является социально-организованной структурой, которая в своей основе рождается за границами структур государства, но после зарождения распространяется и на государственные структуры, поскольку они тоже создаются гражданами - индивидами, то есть частицами гражданского общества.

Такие элементы государственной власти, как основной закон - конституция, избирательность государственных органов, дифференциация ветвей госвласти, наличие многих партий и законность оппозиции, и т.д. еще не представляют часть гражданского общества, но зарождены им и являются способами его влияния в отношениях с государством.

Также следует отметить, что законодательное закрепление таких институтов, как неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и судом, независимость судебной власти, свобода слова являются важнейшими гарантиями во взаимоотношениях между гражданским обществом и государством.

Также следует отметить, что законодательное закрепление таких институтов, как неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и судом, независимость судебной власти, свобода слова являются важнейшими гарантиями во взаимоотношениях между гражданским обществом и государством.

Гражданское общество является основой правового государства, а в совокупности они составляют звенья правовой системы. Данные понятия не могут существовать отдельно друг от друга. Правовое государство не может существовать без наличия в нем полноценного гражданского общества.

Признаки гражданского общества можно увидеть в общественном строе древнегреческих полисов, Римской республики, средневековых западноевропейских городов-коммун.

Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.

Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.

Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.

Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:

Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;

Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;

Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;

Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;

Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.

Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.

Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.

Читайте также: