Когда русь стала христианским государством 4 класс ответы кратко

Обновлено: 08.07.2024

28 июля – День Крещения Руси. Этот праздник был установлен в нашей стране в 2010 году в честь равноапостольного князя Владимира, который сделал языческую Русь православной.

Для этого князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности. Во второй половине 80-х годов десятого века он стал делать первые шаги, ведущие к крещению. Но сначала встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях: мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было сделано не случайно, к тому времени Русь имела тесные связи со странами, где главенствовали эти религии.

И, только выслушав речь православного греческого философа, который изложил ветхозаветную историю пророчества и пришествия Спасителя, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир выбрал православие. И провёл первые массовые крещения.

Такое решение объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами укрепляло семью. Приобщение к христианству дало сильный толчок к развитию культуры, письменности, духовной жизни страны.

Первыми принимали Крещение правители, потому что тогда они становились более авторитетными. Это значит, что их народ последует за ними и будет повиноваться.

Проверь себя

Назови и найди на карте столицу Руси.

Как было организовано управление в Древнерусском государстве?

Древнерусским государством управлял князь, которому были подчинены дружина и совет бояр, с помощью которых правитель осуществлял управление землями. Само государство представляло собой некое объединение отдельных городов-государств, управляемых княжескими посадниками. Сельские земли были в распоряжении вотчинников и бояр.

Каковы заслуги князя Владимира?

Князь Владимир к югу от рубежей Киева поставил богатырские заставы, с целью оградить свой народ от кочевников. Князь Владимир крестил Русь.

Когда Русь стала христианским государством?

В чем значение принятия Русью христианства?

Когда Русь приняла христианство, в городе начали распространяться грамотность и просвещение. Также начали развиваться ремесло и искусство. Русь после принятия Крещения вошла число христианских стран, а это значит, что вырос ее авторитет и связи с другими государствами укрепились.

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, крещение.

  • Великий князь – глава Руси.
  • Бояре – помощники Великого князя.
  • Дружинники – верные и преданные княжеские воины.
  • Крещение – обряд принятия христианства.

Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

Святогор и Илья Муромец

Издалёка из чиста поля выезжал богатырь Илья Муромец. Едет он по полю, видит: перед ним вдалеке —великан-богатырь на могучем коне. Ступает конь по полю, а богатырь в седле крепким сном уснул.

Догнал его Илья:

— Ты и вправду спишь или притворяешься? Молчит богатырь. Едет, спит. Рассердился Илья. Схватил он свою палицу булатную, ударил богатыря. А тот и глаз не раскрыл. Во второй, в третий раз окликнул его Илья, стукнул —да так, что сам себе руку отшиб. А богатырь проснулся было, поглядел вокруг, почесался:

— Ох, и больно русские мухи кусаются! Заметил он Илью, сунул его вместе с конём к себе в карман и дальше поехал. Конь его от тяжести спотыкаться стал. Вспомнил тогда богатырь про Илью, вынул его из кармана испрашивает:

— Ты что, драться со мной хотел? Отвечал ему Илья Муромец:

— Не хочу я с тобой драться. Давай лучше побратаемся. Согласился богатырь. Побратались они — Святогор-богатырь и Илья Муромец. Сели, побеседовали, друг другу про себя порассказали. Дальше вместе поехали. Приехали на гору Елеонскую. Глядят —чудо чудное: стоит на горе пустой гроб дубовый.

— А кому в этом гробу лежать суждено? —Святогор говорит. —Ты ложись-ка, Илья, в гроб, да померяй: не для тебя ли он? Померил Илья Муромец —нет, не годится ему гроб: в длину длинён и в ширину широк. Улёгся в гроб Святогор. Гроб ему как по мерке пришёлся.

— А ну-ка, Илья, покрой меня крышечкой дубовой: полежу я в гробу, покрасуюсь. Покрыл Илья крышкой гробовой своего старшего брата названного.

Полежал Святогор и просит:

— Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку. А Илье и не открыть никак.

— Разбей крышку мечом, — Святогор говорит. Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар —поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк — вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет.

— Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, —у тебя силушки и прибавится.

— Силушки у меня своей довольно, —Илья отвечает, —коли мне ещё прибавить — земля меня носить не сможет. И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь —рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.

Христианство пришло на Русь из Византии. Ещё до Владимира многие русские, побывав в Царьграде, поражались богатству и роскоши этого города, красоте христианских храмов. Некоторые решали, что Византия является такой могущественной и богатой страной потому, что греки поклоняются истинному Богу, и если русские примут христианство, их страна будет так же процветать. Со временем к такому же мнению пришёл и киевский князь.

shutterstock_1507190903.jpg
Рис. \(1\). Столица Византии Константинополь


В \(988\) году князь Владимир принял крещение в византийском городе Корсуни (ныне на его месте находится русский город Севастополь). Обряд крещения, когда человека погружают в воду или окропляют водой, читая при этом молитвы, является одним из главных христианских обрядов, он символизирует принятие человеком христианской веры. Вместе с князем в Корсуни крестилась вся его дружина.

Vasnetsov_Bapt_Vladimir.jpg
Рис. \(2\). Крещение князя Владимира


Вернувшись в Киев, Владимир приказал разрушить все капища старых славянских богов. Изваяние Перуна, которого князь ещё недавно глубоко почитал и регулярно приносил ему жертвы, было выброшено в Днепр. По приказу князя все жители Киева приняли крещение в водах Днепра. Затем крещение приняли и жители других русских городов.

Lebedev_baptism.jpg
Рис. \(3\). Крещение киевлян


На месте бывшего главного капища в Киеве была построена христианская церковь. На её содержание князь выделил десятую часть своих доходов, отчего она получила название Десятинная. Десятинная церковь стала самым первым каменным зданием в Киеве и во всём Древнерусском государстве. Впоследствии множество храмов было воздвигнуто и в других городах. С христианством на Руси появилась грамотность, так как появилась необходимость читать и писать богослужебные книги. Необходимость строить храмы, писать иконы вела к развитию живописи, строительного ремесла и других искусств и ремёсел.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Христианство пришло на Русь из Византии. Еще с 9 века на Руси понемногу начало проникать новое верование. В 957 крещение приняла княгиня Ольга. Уже в 988 году после подписания союза Киевской Руси с Византией князь Владимир Великий обязывался принять христианство. После чего была крещена Русь. Для того времени крещение государства было не так важным с религиозной точки зрения, как с политической. Когда Киевская Русь стала христианским государством, она смогла сравниться с Византийской империей.

Читайте также: