Когда русь стала христианским государством 4 класс ответы кратко
Обновлено: 08.07.2024
28 июля – День Крещения Руси. Этот праздник был установлен в нашей стране в 2010 году в честь равноапостольного князя Владимира, который сделал языческую Русь православной.
Для этого князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности. Во второй половине 80-х годов десятого века он стал делать первые шаги, ведущие к крещению. Но сначала встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях: мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было сделано не случайно, к тому времени Русь имела тесные связи со странами, где главенствовали эти религии.
И, только выслушав речь православного греческого философа, который изложил ветхозаветную историю пророчества и пришествия Спасителя, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир выбрал православие. И провёл первые массовые крещения.
Такое решение объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами укрепляло семью. Приобщение к христианству дало сильный толчок к развитию культуры, письменности, духовной жизни страны.
Первыми принимали Крещение правители, потому что тогда они становились более авторитетными. Это значит, что их народ последует за ними и будет повиноваться.
Проверь себя
Назови и найди на карте столицу Руси.
Как было организовано управление в Древнерусском государстве?
Древнерусским государством управлял князь, которому были подчинены дружина и совет бояр, с помощью которых правитель осуществлял управление землями. Само государство представляло собой некое объединение отдельных городов-государств, управляемых княжескими посадниками. Сельские земли были в распоряжении вотчинников и бояр.
Каковы заслуги князя Владимира?
Князь Владимир к югу от рубежей Киева поставил богатырские заставы, с целью оградить свой народ от кочевников. Князь Владимир крестил Русь.
Когда Русь стала христианским государством?
В чем значение принятия Русью христианства?
Когда Русь приняла христианство, в городе начали распространяться грамотность и просвещение. Также начали развиваться ремесло и искусство. Русь после принятия Крещения вошла число христианских стран, а это значит, что вырос ее авторитет и связи с другими государствами укрепились.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, крещение.
- Великий князь – глава Руси.
- Бояре – помощники Великого князя.
- Дружинники – верные и преданные княжеские воины.
- Крещение – обряд принятия христианства.
Найди и прочитай былину об Илье Муромце.
Святогор и Илья Муромец
Издалёка из чиста поля выезжал богатырь Илья Муромец. Едет он по полю, видит: перед ним вдалеке —великан-богатырь на могучем коне. Ступает конь по полю, а богатырь в седле крепким сном уснул.
Догнал его Илья:
— Ты и вправду спишь или притворяешься? Молчит богатырь. Едет, спит. Рассердился Илья. Схватил он свою палицу булатную, ударил богатыря. А тот и глаз не раскрыл. Во второй, в третий раз окликнул его Илья, стукнул —да так, что сам себе руку отшиб. А богатырь проснулся было, поглядел вокруг, почесался:
— Ох, и больно русские мухи кусаются! Заметил он Илью, сунул его вместе с конём к себе в карман и дальше поехал. Конь его от тяжести спотыкаться стал. Вспомнил тогда богатырь про Илью, вынул его из кармана испрашивает:
— Ты что, драться со мной хотел? Отвечал ему Илья Муромец:
— Не хочу я с тобой драться. Давай лучше побратаемся. Согласился богатырь. Побратались они — Святогор-богатырь и Илья Муромец. Сели, побеседовали, друг другу про себя порассказали. Дальше вместе поехали. Приехали на гору Елеонскую. Глядят —чудо чудное: стоит на горе пустой гроб дубовый.
— А кому в этом гробу лежать суждено? —Святогор говорит. —Ты ложись-ка, Илья, в гроб, да померяй: не для тебя ли он? Померил Илья Муромец —нет, не годится ему гроб: в длину длинён и в ширину широк. Улёгся в гроб Святогор. Гроб ему как по мерке пришёлся.
— А ну-ка, Илья, покрой меня крышечкой дубовой: полежу я в гробу, покрасуюсь. Покрыл Илья крышкой гробовой своего старшего брата названного.
Полежал Святогор и просит:
— Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку. А Илье и не открыть никак.
— Разбей крышку мечом, — Святогор говорит. Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар —поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк — вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет.
— Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, —у тебя силушки и прибавится.
— Силушки у меня своей довольно, —Илья отвечает, —коли мне ещё прибавить — земля меня носить не сможет. И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь —рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.
Христианство пришло на Русь из Византии. Ещё до Владимира многие русские, побывав в Царьграде, поражались богатству и роскоши этого города, красоте христианских храмов. Некоторые решали, что Византия является такой могущественной и богатой страной потому, что греки поклоняются истинному Богу, и если русские примут христианство, их страна будет так же процветать. Со временем к такому же мнению пришёл и киевский князь.
![]() |
Рис. \(1\). Столица Византии Константинополь |
В \(988\) году князь Владимир принял крещение в византийском городе Корсуни (ныне на его месте находится русский город Севастополь). Обряд крещения, когда человека погружают в воду или окропляют водой, читая при этом молитвы, является одним из главных христианских обрядов, он символизирует принятие человеком христианской веры. Вместе с князем в Корсуни крестилась вся его дружина.
![]() |
Рис. \(2\). Крещение князя Владимира |
Вернувшись в Киев, Владимир приказал разрушить все капища старых славянских богов. Изваяние Перуна, которого князь ещё недавно глубоко почитал и регулярно приносил ему жертвы, было выброшено в Днепр. По приказу князя все жители Киева приняли крещение в водах Днепра. Затем крещение приняли и жители других русских городов.
![]() |
Рис. \(3\). Крещение киевлян |
На месте бывшего главного капища в Киеве была построена христианская церковь. На её содержание князь выделил десятую часть своих доходов, отчего она получила название Десятинная. Десятинная церковь стала самым первым каменным зданием в Киеве и во всём Древнерусском государстве. Впоследствии множество храмов было воздвигнуто и в других городах. С христианством на Руси появилась грамотность, так как появилась необходимость читать и писать богослужебные книги. Необходимость строить храмы, писать иконы вела к развитию живописи, строительного ремесла и других искусств и ремёсел.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Христианство пришло на Русь из Византии. Еще с 9 века на Руси понемногу начало проникать новое верование. В 957 крещение приняла княгиня Ольга. Уже в 988 году после подписания союза Киевской Руси с Византией князь Владимир Великий обязывался принять христианство. После чего была крещена Русь. Для того времени крещение государства было не так важным с религиозной точки зрения, как с политической. Когда Киевская Русь стала христианским государством, она смогла сравниться с Византийской империей.
Читайте также: