Когда был создан пролог к поэме руслан и людмила 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по литературе

5 класс. Программа литературного образования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1).

Обучающая: показать связь пролога с УНТ.

Развивающая: развивать речь и воображение учащихся.

Воспитательная: любовь к Родине, любовь к поэзии Пушкина.

Тип урока – комбинированный .

Сетка времени

Организационный момент – 2 минуты

Проблемный вопрос – 1 минута

Формулировка темы – 2 минута

Выступление заранее подготовленных учеников – 9 минут

Физминутка – 2 минуты

Рефлексия – 3 минуты

Подведение итогов, домашнее задание – 3 минуты.

Организационный момент : запись числа.

Проблемный вопрос : на экране – портрет А.С. Пушкина. Вопрос для учащихся: кого они видят на экране? Что учащиеся знают о нем?

Формулировка темы : А.С. Пушкин (о нем).

Задача : подробнее (больше) узнать о жизни Пушкина

Выступление заранее подготовленных учеников (презентация, сопроводительный текст к слайдам). Класс делает краткие записи важных или интересных событий из жизни А.С. Пушкина, на которые обращает внимание или докладчик, или учитель помогает верно расставить акценты докладчику, также следит за своевременной записью в тетрадях учащихся.

Примерное содержание презентации, приведенное ниже, было заранее обговорено с учащимися.

А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).

Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).

Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения :

… в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Чтение еще одного отрывка:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Всё бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Вопросы к классу : Какие слова непонятны? О чем стихотворение?

Словарная работа : шушун – женская верхняя короткополая одежда или кофта. (На экране, ребята записывают в тетрадь).

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе.

Б) Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения пролога актером.

Словарная работа (в тетради):

Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

В) Беседа (+ устное словесное рисование) :

Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?

Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.

Выразительное чтение пролога учащимися (2-3 ученика).

Рефлексия : тест по биографии Пушкина, стихотворениям, которые были озвучены на уроке, и по вопросам беседы. Выполняется в тетради, оценку ребенок выставляет себе самостоятельно в виде смайла (веселый – 5, легкое недоумение – 4, досада – 3). Критерии: все верно – 5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3.

Подведение итогов и выставление оценок .

Список использованной литературы

Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.

Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.

Книжный континент

вторник, 7 апреля 2020 г.



Как известно, Александр Сергеевич с детства воспитывался няней, которая привила ему любовь к устному народному творчеству. Поэтому неудивительно, что он решил написать богатырскую сказку.




Александр Сергеевич писал поэму целых три года. Ее черновики относятся к 1818 году, хотя поэт отмечал, что начал работу над ней еще в Лицее, продолжая ее в Петербурге, на Кавказе, в Михайловском. Сюжет поэмы не имеет аналогий в русском фольклоре, однако, Пушкин использовал отдельные сюжеты русских сказок, слышанные им от няни, сведения, приведенные Карамзиным, и элементы античной мифологии.




После первой публикации, когда некоторые критики говорили о том, что в произведении мало народности, которую так хотел передать автор, Пушкин в 1825 году решает написать вступление, благодаря которому появляются по-настоящему народные образы. Теперь рассказ о Руслане и Людмиле вложен в уста кота ученого, который рассказывает сказки.


Также писатель убирает некоторые вольные элементы, из-за которых он был подвержен замечаниями критиков. Делает это он для того, чтобы эту сказку можно было читать детям.





И когда это Пушкин был "в ссылке на Кавказе"? Ездил он туда дважды (1820г. и 1829г.)и всегда добровольно. Первые же строки пролога к "Руслану" были написаны Пушкиным ещё в Михайловском (1824-1826г.г.).

На Кавказ Пушкин ездил с величайшего соизволения, благодаря хлопотам друзей. В то время, когда он был сослан на Юг. В этот период 1820-24годы поэт побывал в Молдавии,на Украине,в Крыму.

Лично мое мнение, что эта поэма, о главном герое которой говорится в вопросе, не так известна и популярна среди пушкиноведов и пушкинолюбов. Может быть потому, что она легковесна,

tVDVYNlsGUnwtCt5Xwp5e6rgMMeEZCj.jpg

по мнению критика Н.Надеждина, хотя и

m6oeaMJwNmBt2J6hptkxB905B5RSDo21.jpg

как оценил поэму литературовед, князь Д.Мирский.

Речь идет о поэме "Граф Нулин", следовательно ответ на вопрос о графе из поэмы - Нулин.


Не поверите - но это Мазепа! Именно к нему ведут ниточки не только предательского заговора против России, но и многие сюжетные линии. И в конце концов он оказывается врагом всем: и Петру I, и Кочубею, и жене и дочери Кочубея, да и многим другим. Конечно, нынешним украинским националистам это моё утверждение не понравится, но когда я в своём расследовании (см. на Прозе.ру) подойду к основному прототипу Мазепы, то, я думаю, и они немного успокоятся.

Пленный русский всё время мечтает о побеге, но его оковы слишком тяжёлые, а река очень глубока. Однажды девушка черкеска под покровом ночи пробралась к пленнику и дала ему пилу и кинжал. Перепилив цепи, пленный русский уговаривает плачущую девушку бежать вместе с ним, но та отказывается.

Поцеловавшись с девушкой в последний раз, пленник уплывает. Уже на обратном берегу реки он слышит отдалённый стон, вглядывается в ночь, но девушки он не видит, он понимает, что та бросилась в воду и утонула. Прощальным взором он окидывает аул, поля, где он пас овец, и где влачил оковы.

Пленник отправился в путь, и когда взошла заря, он в тумане увидел сверкающие русские штыки казаков.

В эпилоге, то есть в самом финале поэмы "Кавказский пленник" описываются события войны на Кавказе, мужество Ермолова и победа русских.


Кажется, в вопросе под словом "он" следует понимать Рогдая, как это сделали другие до меня, хотя и не совсем понятно, откуда они это поняли. :)

Итак, Рогдай - эпический герой (с современных позиций можно сказать, что он воплощение жестокости). Он желает сразиться с соперником и силой забрать то, что будет ему принадлежать по праву сильного. Насчет способности Людмилы пойти на крайние меры - позвольте не согласиться с другим ответом. Вспомним иронический пассаж Пушкина:

2vizOLrt4qhg8srC7pDN72yb4qH1bN5r.jpg

И счастье Руслана - что карлик, у которого в плену это происходило, был стар и немощен:

TZJnw3f3Nz6MnPQJt6RrVUTjbIi2VMR.jpg

Но именно такой - нежной, как вода, а не падающей на злые головы, как кусок льда, - молодой Пушкин и любил свою героиню Людмилу. Он сделал ее такой, чтобы за нее дрались! Вспомним фильм Ивана Твердовского "Класс коррекции": там девушка как будто нарочно для того инвалид, чтобы парни ее на руках носили! Иногда в слабости - женская сила. Хотя не только. Когда все богатыри убиты, а новые рожденные просто не воспитаны как богатыри, женщинам приходится забыть о своей слабости, и в России такое часто случалось, поэтому слабые женщины вроде Людмилы непопулярны среди сильных женщин.

Итак, вывод: мир сказки "Руслан и Людмила" - тот, где за слабую женщину дерутся, и это там в порядке вещей. Конечно, пока Руслан жив, он не отдал бы никому Людмилу, отбил бы ее обратно хоть у нечистой силы, у злого колдуна - что и произошло в сказке. А не то что у обычного воина вроде Рогдая. Поэтому Рогдай, влюбленный в Людмилу, и стал с ним драться. Хоть Пушкин и предупреждал, что - в нашем с ним современном относительно этой сказки мире - не только драться за женскую любовь, но и вообще сердиться на избирательность женской любви "глупо и смешно".

С другой стороны, можно предположить, что в образе Рогдая Пушкин, не осознавая этого полностью, почувствовал "своего" Дантеса. То есть реальный Дантес мог быть и таким и сяким, и совсем "не из этой сказки", но Пушкин уже во время написания "Руслана и Людмилы" задал свой подход к подобным посягновениям на чужую женщину. (Я не литературовед, так что если я не первый говорю об этом очевидном для меня - дайте ссылку, кто сказал об этом подробнее, будет интересно.)


Место и время действия

События поэмы происходят в Х веке, во время правления князя Владимира Святославича (по прозванию Красное Солнышко), на Руси, в Киеве и его окрестностях, на берегах Днепра.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Посвящение

Песнь первая

Песнь вторая

В это время Рогдай решает убить главного своего соперника – Руслана и едет обратно. Фарлаф же, обедая возле ручья, увидел несущегося на него рыцаря, испугался и сбежал. Когда Рогдай, считавший, что гонится за Русланом, догнал его, то был разочарован и отпустил витязя.

Руслан выезжает в чистое поле, где на него с копьем несется всадник. Это был Рогдай. Руслан побеждает соперника, и Рогдай находит свою смерть в реке.

Песнь третия

Черномор узнает, что Людмила пропала – ее не было ни в палатах, ни в саду. Девушка же случайно обнаружила шапку-невидимку колдуна и теперь развлекалась, прячась от карлика и его слуг.

Песнь четвертая

Ратмир выезжает к долине и видит перед собой замок на скалах. Витязь замечает идущую по стене и поющую песнь прекрасную деву. Юный хан стучится в замок, и его встречают красные девицы. Ратмир остается в замке.

Песнь пятая

Как оказалось, на битву колдуна вызвал Руслан. В разгаре сражения витязь хватает Черномора за бороду и они подымаются в небо. Руслан не выпускал бороду колдуна три дня, и тот, устав, спустился на землю. Тут же витязь обнажил меч и отсек бороду колдуна, после чего тот лишился волшебной силы.

Руслан возвращается во владения Черномора, но не может найти Людмилу. Горюя, витязь начинает все вокруг крушить мечом и нечаянным ударом сбивает с княжны шапку-невидимку. Руслан падает к ногам девушки, но она заколдована и спит.

Неожиданно рядом появляется добродетельный Финн. Он советует отвезти Людмилу в Киев, где она очнется. Витязь так и поступает.

На обратной дороге Руслан говорит голове великана, что отомстил, и она спокойно умирает. У тихой реки витязь встречает рыбака с милой девой, в котором узнает Ратмира. Бывшие соперники желают друг другу счастья.

Песнь шестая

Фарлаф приезжает в Киев, но Людмила продолжает спать. Вскоре начинается восстание печенегов. В это время к убитому Руслану приходит Финн с мертвой и живой водой и оживляет витязя. Волшебник отправляет князя защитить Киев и дает с собой кольцо, которое поможет расколдовать Людмилу.

Руслан ведет войско и побеждает печенегов. После победы князь зашел в палаты, коснулся чела Людмилы кольцом и девушка проснулась. Руслан и Людмила простили Фарлафа, а карлика приняли во дворец.

И что в итоге?

Руслан — побеждает печенегов, пробуждает Людмилу, коснувшись её лба кольцом.

Людмила — пробуждается от колдовского сна благодаря Руслану.

Черномор — теряет волшебную силу после того, как Руслан отрубил ему бороду.

Финн — оживляет Руслана, убитого Фарлафом, даёт ему волшебное кольцо, которое разбудит Людмилу.

Рогдай — погибает в бою с Русланом.

Фарлаф — получает прощение Руслана и Людмилы.

Ратмир — во время поисков Людмилы встречает девушку-пастушку, влюбляется и остаётся жить с ней.

Заключение

Читайте также: