Кодификация советского права кратко

Обновлено: 03.05.2024

Кодификация советского законодательства. Потребность в ней определялась прежде всего тем, что за прошедшие с Октября годы накопился большой правовой материал, который, оставаясь не систематизированным, стал труднодоступным даже для юристов. Наряду с этим во многих отраслях законодательства имелись пробелы, которые надо было восполнить. Следовало также учесть и внести изменения в соответствии с новой исторической обстановкой. Кодексы призваны были оформить и закрепить систему советского права, обеспечить единство закона для всего государства, дать более четкие формулировки норм по сравнению с первыми революционными актами Советского государства.

В 1922 - 1923 гг. в Российской Федерации было принято семь кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде, Гражданский процессуальный, Лесной. В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс. В эти же и последующие годы еще больше кодексов было принято на Украине. Среди них были и такие, которых не было в РСФСР: Кодекс законов о народном просвещении, Ветеринарный кодекс.

Уже в 1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующееместо должна была занять Конституция. Далее шло ≪социальное право≫,включающее семейное и право социального обеспечения. Затем должныбыли располагаться ≪имущественные права≫, точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права (о национализации земли и производства), а также ≪допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени≫. Завершать сборник должны были кодифи-

цированные правила о труде, ≪остатки договорного≫ и международное право. Систематизированные таким образом нормы составят ≪обязательное для всех право≫, тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции. Этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства. 20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного,

Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

в системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность - и усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения "государственных" преступлений.

За прошедшие со времени революции годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Чтобы сделать эти нормы доступными, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия. Встала грандиозная задача по кодификации норм советского права. Эта работа была проведена в основном за 1922 -1923 годы.

Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско - процессуальными кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате земледелия, Кодекс законов о труде - в Наркомате труда. Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. Вот даты введения в действие основных кодексов: Уголовный кодекс РСФСР - 1 июня 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 25 мая 1922 г.; Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 г.; Кодекс законов о труде РСФСР - 1 января 1923 г.; Гражданский кодекс РСФСР - 1 января 1923 г.; Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 г. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.

Тем самым общей чертой развития права в указанный период можно считать глобальное законотворчество властей, призванное упорядочить новое жизнеустройство граждан, а также широкое внедрение в нормы права репрессивных положений.

8. Развитие советского права в 20-е гг.

Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, — на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей.

В Общей части (ст. 1) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом,за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.

Закон различал следующие виды собственности: государственная, кооперативная и частная.Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собственности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК РСФСР ограничивал объем и размеры права частной собственности (круг объектов, которые могли находиться в частной собственности, установление предельного размера и т. д.).

В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, а также последствия их нарушения. Гражданскому законодательству были известны следующие виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, подряда, имущественного найма и др.

ГК регламентировал наследование по закону и по завещанию. В сфере наследственного права необходимо выделить положение об ограничении имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. 29 января 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР ограничение размера наследования было отменено, однако наследование имущества стало облагаться высоким налогом. Запрещалось завещать имущество лицам, которые не являлись наследниками по закону.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1964 г.

10 июля 1923 г. второй сессией ВЦИК десятого созыва был принят Гражданский процессуальный кодекс,который вводился в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.

Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и др. Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была посвящена регулированию особого производства. Четвертая содержала положения об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение судебных решений и определений.

Гражданский процессосновывался на принципах устности, гласности, публичности производства, равенства всех перед законом, ведения дела на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд приступал к рассмотрению дела по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс в любой стадии процесса (подача иска, судебное разбирательство и т. д.). Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска.

Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей.

Лицами, участвующими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба на решение суда в губернский суд или Верховный суд. Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

В установленных законом случаях дело могло слушаться в закрытом заседании.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСРбыл утвержден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей.

Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак — 18 лет. В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.

Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось совместным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.

Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опекии попечительства.Подробно регламентировались права и обязанности опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душевнобольными. Кодекс возобновлял действие института усыновления.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. действовал до 1969 г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье.

Земельный кодекс РСФСРбыл принят ВЦИК 30 октября 1922 г. Он состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР.Все земли сельскохозяйственного назначения стали составлять единый государственный земельный фонд, который находился в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования землями предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение и залог земли. Декларировалась свобода выбора крестьянами форм землепользования.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик. Начала регулировали отношения землепользования, землеустройства, переселения. Большое внимание уделялось коллективным формам землепользования.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до 1970 г.

Кодекс законов о труде РСФСР(КЗоТ) был утвержден постановлением ВЦИК 9 ноября 1922 г. Он состоял из 17 глав и 192 статей. В Общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

Отменялась всеобщая трудовая повинность. Трудовые отношения возникали в результате заключения трудового или коллективного договора.

Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. Коллективные договорыявлялись соглашением, заключаемым профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которое устанавливало условия найма и труда для отдельных предприятий и учреждений или их групп.

Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном, либо в примирительном порядке.

КЗоТ РСФСР 1922 г. вместо социального обеспечения вводил социальное страхованиена государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных и частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица.

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК РСФСР принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. — Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. действовал до принятия нового Кодекса законов о труде в 1972г.

Уголовный кодекс РСФСР былутвержден третьей сессией ВЦИК девятого созыва 26 мая 1922г. и вступил в действие 1 июля 1922 г. Кодекс состоял из введения и двух частей — Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.

Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.

Целями наказанияявлялись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.

Система наказанийвключала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.

Система преступленийпо УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСРбыл принят 25 мая 1922 г. третьей сессией ВЦИК девятого созыва. 15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся редакцией УПК РСФСР 1922 г.

УПК РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а последние — на статьи. Всего было 465 статей.

Кодексом устанавливались такие принципы уголовного судопроизводства,как гласность и публичность заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд не был ограничен формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор.

УПК регламентировал порядок дознания и следствия.При производстве предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат на предварительное следствие не допускался. Надзор за законностью возлагался на прокуратуру.

В судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало.

Регламентировались кассационный и надзорный порядки обжалования приговоров, производство по возобновлению дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и особые производства.

В УПК имелись нормы об исполнении приговора.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1961 г., когда в действие вступил УПК РСФСР 1960 г.

Образование СССР.

Образование СССРопределялось следующими причинами:

необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

— объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкойобразования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкойявлялась общественная собственность на средства производства.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.

Первыми председателями ЦИК СССРбыли избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР.

Первое правительство СССРбыло образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения.

Конституция СССР 1924г.— это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна, В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР,прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик:съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

После Гражданской войны началась разработка гражданско-правового законодательства. Перед советским правом встал ряд важнейших правовых проблем, связанных с правовыми источниками и юридической техникой.

Необходимость в кодификации рассматривалась как этап в осуществлении революционного правосознания (или целесообразности). При этом советские юристы столкнулись с тем, что законодательные нормы не учитывают всех существующих конкретных случаев, поэтому революционное правосознание стали воспринимать как метод, восполняющий пробелы в законе. Еще более показательно, что под революционной законностью стали понимать установленный и определенный государством правопорядок, а право — как то, что должно при социализме отмереть. Правовые нормы рассматривались как вехи, по которым определяются границы данного правопорядка или правовых отношений. Теоретически закон должен дать основной принцип системы, а остальное — уже дело пролетарского суда.

Кодификация нового права началась с принятия Конституции, были созданы Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

29. Кодификация права в XVI–XVII вв

29. Кодификация права в XVI–XVII вв В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. Но круг регулируемых вопросов стал шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о

48. Кодификация права в XVIII в.

48. Кодификация права в XVIII в. Основным источником права в XVIII в. оставалось Соборное уложение 1649 г., появились и новые источники — манифесты, указы, уставы, регламенты, учреждения и др.Регламенты — это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и

77. Основы советского права: гражданское и семейное право

77. Основы советского права: гражданское и семейное право Советское право начало формироваться в условиях, когда трудно было его соотнести с правом почившей Российской Империи. Бо?льшая часть старых законов была просто неприменима к новой реальности.Первое, что сделало

78. Основы советского права: трудовое, земельное и уголовное право

78. Основы советского права: трудовое, земельное и уголовное право Земля, которая была объявлена принадлежащей народу, в Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию стала определяться как единый государственный фонд,

103. Развитие советского права в 1950–1970 гг

103. Развитие советского права в 1950–1970 гг После смерти Сталина стояла одна задача — вернуться к нормам права и восстановить доверие людей к закону.В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы. Плодом труда Комитета стали законы

105. Кодификация права в 1950–1970 гг

105. Кодификация права в 1950–1970 гг Поскольку требовалось избавиться от наследия эпохи сталинизма, кодификационная работа велась интенсивно.В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права.В декабре

13. Кодификация римского права

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права — к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

К вопросу о предмете и понятии советского финансового права[387]

К вопросу о предмете и понятии советского финансового права[387] Общепризнано, что предметом советского финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Под ней понимается процесс собирания (аккумуляции,

Общая теория права на основе советского законодательства

Общая теория права на основе советского законодательства Предисловие I Эта книга не является общей теорией права в обычном смысле данного понятия. Обычно такие курсы представляют смешение трех совершенно различных наук. Во-первых, излагаются элементы философии права,

5. Кодификация римского права

5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г Условия Великой Отечественной войны требовали мгновенной мобилизации всех военных и экономических ресурсов – это

Кодификация и обновление права

Революция 1920–1923 гг. Падение монархии

Революция 1920–1923 гг. Падение монархии Поражение Османской империи в войне привело к полной оккупации страны в 1919 г. войсками стран Антанты и США. Основные государственно-политические институты прекратили свое существование. Султанский двор и правительство только

С переходом к нэпу расширяется сфера гражданско-правовых отношений и активизируется разработка гражданско-правового законодательства.

Многоукладная экономика требовала изменений в источниках права.

Для защиты установленного правопорядка потребовалось разработать систему соответствующих правовых норм. 1920-е годы были периодом кодификационной работы. В 1922 –1923 годах вступили в действие кодексы:

  • Уголовный;
  • Уголовно-процессуальный;
  • Гражданский;
  • Гражданско-процессуальный;
  • Земельный;
  • Кодекс законов о труде;
  • Лесной.

В 1924 году был принят Исправительно-трудовой кодекс, в 1926 году – КЗАГС.

Уголовный кодекс

Уголовное законодательство РСФСР находилось под влиянием идеологии большевиков, исходивших из революционной целесообразности, революционного правосознания и ненависти к врагам революции. Победа большевиков и переход к нэпу стали отправной точкой для разработки Уголовного кодекса РСФСР, принятого 26 мая 1922 и вступившего в силу 1 июня того же года.

Уголовный кодекс дал понятие преступления как общественно опасного действия или бездействия, угрожающего основам советского строя и установленному рабоче-крестьянской властью правопорядку. Преступление признавалось при наличии вины.

Статья 10 допускала применение аналогии закона, предписывая при отсутствии в Уголовном кодексе прямого указания на отдельный вид юридических фактов применять наиболее сходные статьи. Уголовный закон обладал обратной силой, то есть применялся за преступления, совершенные до его принятия.

Возраст уголовного наказания устанавливался с 14 лет.

Уголовное законодательство разделяло преступления против советской власти и такие опасные преступления, как бандитизм, и все прочие преступления. Преступления первой категории имели неснижаемый предел наказания, преступления второй категории имели предел наказания, который нельзя было превышать.

Уголовный кодекс предусматривал следующие виды наказаний:

  • смертная казнь;
  • лишение свободы;
  • изгнание из пределов РСФСР;
  • принудительные работы без содержания под стражей;
  • условное осуждение, заключающееся в установлении испытательного срока, в течение которого осужденный должен был доказать исправление;
  • конфискация имущества;
  • поражение в правах, предусматривающее лишение политических и гражданских прав на срок до пяти лет;
  • общественное порицание;
  • штрафные санкции;
  • возложение обязанности загладить нанесенный вред.

Готовые работы на аналогичную тему

Кодекс относил к наиболее опасным преступлениям контрреволюционные преступления, направленные на вооруженное свержение власти, шпионаж, поддержку контрреволюционных элементов, участие в антисоветских заговорах или террористических актах.

Выделялись преступления против порядка управления и агитация против советской власти, организация уличных волнений и массовых беспорядков, сопротивление представителю власти, подделка почтовых марок и денежных знаков.

Социально опасными были должностные преступления: злоупотребление властью, вынесение неправосудного решения суда; присвоение должностным лицом государственных ценностей либо казенных денег; взяточничество; служебный подлог.

К хозяйственным преступлениям отнесены бесхозяйственная деятельность руководителей, расточение государственного имущества, трудовое дезертирство, халатное использование рабочей силы, спекуляция с валютой, нарушение монополии государства на производство и продажу спиртных напитков, нарушения правил торговли продовольственной и промышленной продукцией.

К имущественным преступлениям относились простые и квалифицированные кражи, разбой и грабеж, а также мошенничество.

Уголовно-процессуальный кодекс

1 июля 1922 года вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Кодекс закреплял принципы уголовного процесса:

  • гласное рассмотрение дела в суде;
  • определены стадии уголовного процесса;
  • проведение следствия;
  • право на обжалование;
  • основания для прекращения дела;
  • участие в процессе защитника.

В первые годы советской России отсутствовало уголовное судопроизводство и судебные приговоры выносились без процессуальной формы, правовых обоснований и принятие УПК имело прогрессивное значение.

15 февраля 1923 года была принята новая редакция Уголовно-процессуального кодекса, упразднившая систему революционных трибуналов. Новый УПК привел порядок судопроизводства в совершенный вид, ввел понятия судов первой и второй инстанций.

Дела рассматривал судья единолично или с участием двух народных заседателей, а в губернском суде рассматривались дела о государственных преступлениях, особо тяжкие преступления, о преступлениях против порядка управления, должностные преступления по корыстным мотивам.

Гражданский кодекс

Законодательное регулирование гражданско-правовых отношений во время гражданской войны практически отсутствовало. Начало новой экономической политики срочно требовало принятия законодательства, которое регулировало бы имущественные отношения. Гражданский кодекс РСФСР вступил в действие 1 января 1923 года.

Гражданский кодекс запретил применять гражданское законодательство Российской империи. Гражданские права советских граждан охранялись законом. Гражданские права возникали с совершеннолетия.

Гражданский кодекс закрепил три вида собственности:

  • государственная;
  • кооперативная;
  • частная (единоличная собственность физических лиц; общая собственность нескольких лиц; собственность юридических лиц).

В кодексе были указаны условия и основания заключения и прекращения договоров, случаи признания договоров недействительными, права кредиторов. Подробно определены положения таких договоров, как заем и купля-продажа.

Допускалось наследование по закону и по завещанию.

Другие кодексы

19 ноября 1926 года было принято постановление о введении в силу Кодекса законов о браке, семье и опеке.

Главной новеллой нормативного акта стало придание гражданскому сожительству юридического значения фактических брачных отношений.

Второе важное нововведение – переход в определении супружеского имущества от принципа раздельности к принципу общности.

Важным событием было принятие Земельного кодекса, вступившего в силу 1декабря 1923 года. Право частной собственности на землю, воды, недра и леса было отменено навсегда, и все земли объявлялись государственной собственностью.

1 августа 1923 года вступил в силу Лесной кодекс РСФСР. Все леса составили государственный лесной фонд и были объявлены государственной собственностью.

За прошедшие с момента установления Советской власти годы накопилось значительное количество нормативных актов, которые оставались не систематизированными и зачастую противоречили друг другу. Разрозненность законодательства крайне затрудняла правоприменительную практику. При обилии нормативного материала, тем не менее, оставались и существенные пробелы в законодательстве. Вместе с тем, для укрепления законности и дальнейшего стабильного развития страны необходимы были четкие, ясные и исчерпывающие законы.

Возобновившиеся в РСФСР после завершения гражданской войны работы по кодификации законодательства должны были окончательно оформить и закрепить единую систему советского права. В основном кодификационными работами занимались специалисты отдела законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР. К кодификации по мере необходимости привлекались работники соответствующих отраслевых ведомств. Проекты кодексов, подготовленные Наркоматом юстиции и другими ведомствами, передавались на рассмотрение в Совнарком, а затем – во ВЦИК. После утверждения ВЦИК проект обретал силу закона.

В 1922 – 1923 годах были приняты семь кодексов РСФСР: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 году принят Исправительно-трудовой кодекс. В 1926 году утверждены новые Брачно-семейный и Уголовный кодексы. На основе кодексов РСФСР создавали свои кодексы другие союзные республики и, тем самым, осуществлялась рецепция российского советского права. В 1929 году было издано систематическое собрание законов РСФСР, в которое вошли все действующие законы.

На развитие гражданского права большое влияние оказала новая экономическая политика (НЭП), в рамках которой разрешалась частная собственность и торговля. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые строения денационализировались. Более крупные предприятия могли передаваться в концессию иностранным компаниям. Все это привело к расширению сферы договорных отношений, что и было отражено в новом Гражданском кодексе.

Устанавливалось, что гражданской правоспособностью обладают все граждане, не ограниченные по суду в своих правах. Гражданам гарантировался свободное перемещение и выбор места жительства, право свободного выбора занятий, организации промышленных и торговых предприятий. Дееспособность возникала в полном объеме с 18 лет. Наряду с правоспособными гражданами выделялись и такие субъекты гражданских правоотношений как юридические лица: акционерные общества, тресты и др.

Закреплялись три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. Государство ограничивало число и виды объектов, которые могли находиться в частной собственности. Из частного обороты изымались крупные и средние предприятия (с числом рабочих более 20 человек), земля, недра, леса, железные дороги и их подвижной состав, летательные аппараты. В связи с отменой частной собственности на землю в советском гражданском праве утратило значение деление имущества на движимое и недвижимое.

В обязательственном праве особый статус имели государственные предприятия. С одной стороны, для них создавались определенные преимущества. Например, они отвечали по обязательствам только оборотным капиталом, а на основной капитал (здания, оборудование и т.д.) взыскание не обращалось. Договоры, убыточные для государства, расторгались в одностороннем порядке. С другой стороны, в отличие от частных предприятий, государственные предприятия, исходя из требований плановой экономики, всегда обязаны были не только возмещать ущерб, но и реально исполнять взятые на себя обязательства. Для таких предприятий ограничивалась свобода договоров с предприятиями, находящимися в частных руках.

Различалось наследование по закону и завещанию. Наследники могли наследовать имущество на сумму не более 10тыс. золотых рублей (ограничения были сняты в 1926 г.). Право наследования по закону имели только супруг, дети, а также лица, состоявшие на полном иждивении наследодателя в течение последнего года его жизни. Все наследники получали равные доли наследства. Завещать имущество разрешалось тем лицам, которые входили в круг наследников по закону. В 1928 г. были разрешены завещания в пользу государства, его органов, партийных, профессиональных и других общественных организаций.

В советском трудовом праве ликвидировались институты, связанные с политикой военного коммунизма: различные принудительные повинности, трудовые мобилизации. Устанавливался единый режим трудовых отношений для предприятий разных форм собственности. Прием на работу осуществлялся на основе трудового договора при добровольном согласии гражданина. Возобновилось заключение коллективных договоров между трудовыми коллективами и администрацией государственных предприятий. С октября 1927 г. вводился 7-часовой рабочий день для фабрично-заводских рабочих. Для непрерывно действующих предприятий в 1929 г. устанавливалась пятидневная рабочая неделя, а для остальных предприятий – шестидневная.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. под преступлением понималось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского правопорядка. Преступления подразделялись на две категории: 1) наиболее опасные преступления: по данным составам устанавливался только нижний предел наказания (суд не мог назначать наказание ниже этого предела); 2) все остальные преступления, по которым устанавливался высший предел наказания. Система преступлений включала государственные преступления, преступления против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и иные преступления. К основным видам наказаний относились: изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно, лишение свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет, принудительные работы без содержания под стражей, конфискация имущества, смертная казнь в виде расстрела. Допускалось наказание без вины (высылка на срок до 3 лет) по отношению к лицам, подозреваемым в причастности к совершенному преступлению. Если деяние не было напрямую запрещено законом, то допускалась квалификация по принципу аналогии, т.е. на основе диспозиции и санкции статьи, устанавливающей ответственность за похожее деяние.

Читайте также: