Кодификация это в праве кратко

Обновлено: 30.06.2024

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.




Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).

Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).

Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.


Кодификация норм права наряду с инкорпорацией (подготовкой и изданием сборников юридических документов) с древности считается одним из видов систематизации. Действительно, наиболее эффективным способом устранения путаницы с множеством актов является их объединение, отбор, переработка и согласование. В статье рассмотрим подробнее проблемы кодификации права.

кодификация права это

Общие сведения

Создание кодекса (кодификация) – задача весьма трудоемкая. Ее реализация занимает достаточно много времени. Как показывает практика, в некоторых случаях целесообразнее объединить множество правовых документов в один, коренным образом не изменяя их, чем годами стремиться к созданию единого кодекса. Таким образом, появился новый метод систематизации – консолидация. По своим признакам она очень близка к кодификации права. Этот метод был включен в предмет научного изучения в 90-е годы прошлого века. Одновременно началась и переоценка кодификации. Некоторые юристы полагают, что она относится больше к правотворчеству, чем к систематизации. Это мнение можно подтвердить следующими аргументами:

  1. В рамках систематизации работа идет преимущественно с законодательными актами. Кодификация права – это в основном обработка нормативных предписаний.
  2. Для составления кодекса применяются исключительно правотворческие инструменты. Они служат для формирования содержания, построения структуры и логики акта. При инкорпорации такие инструменты не применяются.

Проще говоря, систематизации подвергается только то, что существует. Между тем, если создание кодекса обеспечит освобождение правового поля от нагромождения актов, то с этой точки зрения кодификацию вполне можно признать одним из способов упорядочения юридических документов.

Понятие

В интеллектуальном плане кодификация права – это наиболее сложный вид систематизации. Составление кодекса требует приложения усилий множества специалистов, обладающих высокой квалификацией.

Так, для создания действующего ГК РФ потребовалось создание Центра частного права. В нем были собраны лучшие отечественные юристы. Для составления других кодексов (трудового, уголовно-процессуального, семейного и др.) также создавались коллективы из ведущих ученых, практических работников и т. д.

Кодификация права – это процесс, направленный на упорядочение нормативного массива и связанный с коренной переработкой содержания правовых актов, действующих в определенной сфере нормативного регулирования, и создания на их основе логически и юридически цельного единого акта. Данная трактовка понятия используется в отечественном праве. Обратимся к зарубежной практике.

В ЕС, по мнению ряда отечественных юристов, понятие кодификации (международного права в том числе) трактуется слишком вольно. Она рассматривается как деятельность по изданию любых правовых актов структурами Евросоюза. Речь, в частности, не только о нормативных предписаниях, но и о директивах, инструкциях, постановлениях и иных документах.

кодификация международного права

Во Франции рассматриваемый вид систематизации понимают в широком и узком смыслах. В узком смысле кодификация права – это создание классических кодексов, а в широком – объединение правовых актов в один документ. При этом юридические положения не пересматриваются по существу – устраняются лишь явные противоречия между ними, исключаются устаревшие нормы и пр.

Некоторые ученые во Франции и соединение юридических документов в один сборник признают кодификацией. Представляется, что в этом случае граница между методами систематизации практически стирается. Вместе с тем говорить о том, что они неправы, было бы некорректно. С латыни термин "кодекс" переводится как "книга". Следовательно, этим словом вполне можно называть системный сборник.

Тем не менее понятия "кодекс" и "кодификация" чаще трактуются как комплекс разрозненных актов, приведенных в форму одного, единого документа.

С развитием гражданского общества увеличивается число языковых возможностей людей. Соответственно, для дифференциации разных правовых явлений используется множество терминов. Однако было бы некорректно обозначать понятием "кодификация" разные формы систематизации. В противном случае это приведет к путанице правовых категорий. В этой связи применение слова "кодификация" в российском праве в узкоспециальном смысле представляется вполне оправданным.

Специфика процесса

Кодификация гражданского права имеет особые признаки, существенно отличающие ее от иных форм систематизации. Целью этого процесса является составление согласованного, единого нормативного акта.

Кодекс представляет собой фундаментальный правовой документ, с помощью которого систематизируются правоотношения, возникающие в конкретной отрасли. Вместе с тем в нем закрепляются основы нормативного регулирования определенной области правоотношений. Именно поэтому его создание не отменяет существование и действие нормативных актов иных видов, более того, оно предполагает необходимость их применения.

История развития права

Кодификация права – вынужденная мера, введенная еще в Древнем Риме.

На начальных стадиях развития юридической отрасли о систематизации не задумывались. Дело в том, что она могла ограничить преторов в выборе классово-целесообразных решений рассматриваемых споров. В этой связи попытка первой кодификации права, предпринятая Цезарем, была неудачной.

кодификация римского права

Работа по систематизации началась тогда, когда развитие римского права существенно замедлилось вследствие разложения рабовладельческого общества. К тому времени образовался огромный массив императорских постановлений. Необходимо было привести их к какой-либо системе. Кроме того, сложившиеся условия требовали твердого закрепления прав рабовладельцев.

В римском праве кодификацию впервые стали проводить частные лица. В конце III века юристы создали 2 кодекса. В первом присутствовали императорские распоряжения за период с конца 2 до конца 3-го вв., во втором – постановления за следующие несколько лет. К сожалению, эти кодексы не сохранились.

Впоследствии была проведена кодификация частного права и уголовных норм.

Дореволюционная Россия

В течение 18 столетия накопилось множество правовых актов, требовавших систематизации. Надо сказать, что кодификацией не занимались с 1649 г. (года составления Соборного Уложения), хотя попытки предпринимали и Петр Первый, и Екатерина II. За все это время было сформировано 9 комиссий. О каждой из них обществу сообщалось весьма помпезно, с шумом. Однако ни одна не совершила хоть сколько-нибудь значимых действий.

кодификации частного права

Девятая комиссия 1797 года составила только оглавление к будущему Уложению. После этого было принято решение создать еще одну комиссию и пригласить ученого юриста. Работу по кодификации начал барон Розенкампф. Прибывший из Лифляндии, о не знал ни Россию, ни русского языка. Розенкампф уволил из комиссии всех российских чиновников, а вместо них взял французов и немцев. Разумеется, систематизировать отечественные нормативные акты они не смогли.

В 1804 г. была предпринята новая попытка кодификации. Была создана новая комиссия, которую возглавил Сперанский. В результате были составлены проекты Торгового, Гражданского и Уголовного уложений. Однако приняты они не были, поскольку представители реакционного дворянства усмотрели в них отголоски законодательства, созданного во Франции в революционный период. В итоге Сперанского отстранили от работы и отправили в Сибирь.

Работа по кодификации возобновилась только в 1826 г. Сперанский был возвращен из ссылки Николаем I и назначен руководителем 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. После огромной работы в 1833 г. было составлено 2 массивных документа – Полное собрание законов и Свод действующих норм Российской империи.

Советское время

В рамках революционного преобразования общества, построения социализма В. И. Ленин особое внимание уделял законодательной деятельности государства, развитию и систематизации норм. Важнейшим периодом формирования советского права считаются годы перехода к новой экономической политике (НЭПу). В 1921-22 гг. началась активная кодификация советского права.

Как только большевики пришли к власти, они сразу же занялись переработкой законодательства. В 1921-22 гг. в результате кодификации сформировались новые правовые отрасли – трудовое и земельное право. Были созданы лесной, уголовно-исправительный кодекс. В этих нормативных актах были закреплены различные понятия, многие из которых используются и сегодня. Так, в КЗоТе провозглашается цель – обеспечение защиты работника от администрации либо работодателя, предусмотрены социальные гарантии, установлена ответственность за несоблюдение прав трудящихся. В условиях НЭПа в Кодексе законов о труде содержались положения, противоречившие интересам предпринимателей, т. е. ущемлявшие частные права.

Кодификация ГК была особенно сложной. На подготовительной стадии часто высказывалось мнение о том, что в СССР нет ничего частного, все право надлежит признавать публичным. Проект Кодекса готовила специальная комиссия. Для участия в ее работе были приглашены ведущие цивилисты, сотрудники наркомата, НСНХ и другие специалисты. Впервые в отечественной истории появилась возможность создать демократический нормативный акт. Для этого использовались понятия, институты французской юридической системы, учитывался опыт кодификации римского права.

Нюансы

В связи с тем что кодификацию, по сути, можно отнести к правотворчеству, и она только примыкает (исходя из результатов) к систематизации, порядок имеет много общего с методикой нормотворчества. Инструменты, которые используются при составлении кодекса, во многом похожи на те, которые применяются для создания других юридических документов.

кодификация норм права

В связи с тем что кодификация – достаточно сложная и трудоемкая работа, начинать ее необходимо только после вынесения уполномоченным госорганом соответствующего решения о ее инициации и финансировании. Именно госструктура берет на себя ответственность за решение вопроса о целесообразности процедуры.

Особенности работы комиссии

Кодификацию должны проводить высококвалифицированные специалисты. Для повышения эффективности работы их объединяют в комиссию или иную компетентную структуру. Стоит отметить, что формирование рабочего коллектива также требует определенных интеллектуальных, финансовых, временных затрат. В его составе должны присутствовать специалисты разного профиля – лингвисты, юристы, политологи, практические работники, имеющие большой опыт и пр. Особенно сложна в этом плане кодификация международного права. Дело в том, что рабочая группа должна состоять из лиц, представляющих интересы разных стран. Порой достичь консенсуса при кодификации удается далеко не всегда.

Чтобы сократить время создания единого нормативного документа и учесть все предложения, составляется план работы. При этом его следует разбить на отдельные стадии и указать примерные сроки выполнения работ на каждой из них.

Каждый участник рабочей группы должен получить конкретное задание. Другими словами, необходимо четко распределить обязанности меду специалистами, определить этап включения их в общую деятельность.

Немаловажное значение имеет сбор и выбор нормативного материала, который будет кодифицироваться. Здесь следует учесть опыт зарубежных коллег.

Собранный материал необходимо проанализировать. По результатам анализа принимается окончательное решение о целесообразности кодификации. После этого проводится анализ нормативных актов, отобранных для переработки, выделяются предписания, которые предполагается включить в кодекс. На этой стадии необходимо определить, являются ли правоотношения, регламентируемые этими нормами, однородными. Если это условие не соблюдается, есть вероятность того, что в итоге будет сформирован не цельный документ, а в большей степени консолидированный акт.

первая кодификация права

Нормативные предписания, которые выбраны для кодификации, классифицируются по вопросам, которые будут отражены в кодексе. Такая классификация станет основой для разработки структуры будущего нормативного акта.

Самым ответственным этапом является составление проекта кодекса, формулирование содержания его статей. На этой стадии, как показывает практика, классификации отобранных и переработанных предписаний недостаточно, соответственно, их приходится дополнять другими положениями, т. е. восполнять пробелы правового регулирования. Безусловно, один человек это сделать не может. Распределить элементы текста между специалистами можно с учетом их желания. Как правило, оно определяется уровнем компетентности в том или другом вопросе.

Завершающий этап

Текст проекта кодекса должен быть представлен на обсуждение представителям научного сообщества. Некоторые вопросы (социальные, к примеру) целесообразно обсудить с населением.

После этого кодекс проходит всестороннюю экспертизу. Нормативный акт проверяют юристы, лингвисты, политологи и другие специалисты. После экспертизы проект направляется на утверждение комиссии по кодификации.

Заключение

Кодифицированные нормативные акты могут иметь различную форму. Например, активно в правотворческой практике используются основы законодательства. Обычно они возглавляют определенные юридические институты и отрасли, обеспечивая взаимную согласованность норм.

проблемы кодификации права

Наиболее распространенным видом кодифицированного акта, однако, считается кодекс. Он представляет собой объемный нормативный акт, детально регламентирующий конкретную сферу правоотношений. Кодекс может поглощать все положения, действующие в определенной отрасли.


КОДИФИКА́ЦИЯ, -и, ж. Юр. Пересмотр и сведение в единое систематизированное целое (например, в кодекс) законов страны по отдельным областям права.

[От лат. codex — книга и facere — делать]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Кодифика́ция (общее значение) — упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, в том числе для облегчения цитирования и ссылок при работе с данным текстом. Играет прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Постоянно используется для составления дайджестов, книг, журналов и т. д.

Кодификация в юриспруденции — способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс Таможенного союза и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

юр. Систематизация законов государства по отдельным отраслям права, обычно с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства.

лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т. п.

(Толковый словарь иноязычных слов. Л. П. Крысин).

КОДИФИКА'ЦИЯ, и, ж. [латин. codificatio] (право, офиц.). Сведе́ние в одно систематическое целое (в кодекс) всей совокупности действующих законов, изданных за какой-н. период времени. К. законов о браке.

кодифика́ция

1. юр. систематизация и объединение законов страны по отдельным отраслям права ◆ Своей величественной структурой римское право обязано кодификации Юстиниана.

2. лингв. упорядочение языковых норм и их фиксация в специальной литературе

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вещдок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

кодификация

Кодификация – в общем понятии – это переработка какого-либо текста, его упорядочивание, путем разделения на абзацы, графы, главы и подглавы, выделения цитат и ссылок, для более легкой работы с этим текстом. Кодификация повсеместно используется для написания книг, газетных и журнальных статей и везде, где необходима работа с текстами. В юриспруденции кодификация применяется, как способ систематизации, совершенствования законодательства. В результате кодификации принимаются новые кодифицированные акты, среди которых имеются своды законов, положения, уставы, регламенты, основы законодательства и кодексы.

Кодификация — это упорядочивание определенного текста, то есть перенумерация его частей или разделение на главы, подглавы и параграфы. Также применяется для облегчения цитирования и ссылок в момент работы с имеющимся текстом. Кодификация является важной и прогрессивной частью в разного рода древних и современных текстов. Кодификация используется для составления дайджестов, книг, журналов и прочего.

Кодификация в юриспруденции — это метод систематизации, состоящий в глубокой переработке, изменении и обновлении некоторых правовых норм указанной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта.

К таковым кодификационным актам относят своды законов, положения, основы законодательства, кодексы, регламенты, уставы и прочее.

Рассмотрим, более детально, что значит кодификация.

Кодификационный акт характеризуется качественной новизной нормативно-правовых положений, которые в нем содержатся. Это совершенно новый акт
и по форме, и по нормативно-правовому содержанию, а также характеру. Определенные кодификационные акты, включая уголовный кодекс, гражданский кодекс и семейный кодекс РФ, носят так называемый общеотраслевой характер и включают в себя абсолютно все основные нормы указанной отрасли права. Другие акты кодификационного характера объединяют в себе нормы права указанной правовой подотрасли, например, таможенный кодекс таможенного союза, бюджетный кодекс и прочие; или даже института, например, устав патрульно-постовой службы, устав железных дорог, и прочие.

Систематизация законов страны по конкретным отраслям права происходит зачастую с пересмотром уже имеющегося или отменой несколько устаревшего законодательства.

Проведение кодификации


Кодификация всегда носит официальный характер. При проведении кодификации часть устаревшего нормативно-правового материала отбрасывается, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта вместе с сопутствующим специфическим содержанием.

Для кодификации присущи определенные признаки, среди которых таковые: ею занимаются исключительно компетентные правотворческие организации на базе конституционных или иных законных полномочий. По сути, кодификация – это деятельность, направленная на формирование нового нормативно-правового акта, который включает нормы, определенно отличающиеся от действовавших ранее.

Кодификационный акт представляет собой сводный акт, который соединяет воедино нормы разных актов, что регулируют ту же самую область отношений общественного характера. Кодификационный акт служит основным актом в указанной правовой отрасли, например, семейный кодекс и земельный кодекс. Кодификационные акты в принципе рассчитаны на продолжительное регулирование отношений общественного характера.

Кодификационные акты по своему содержанию, а также наименованию могут подразделяться на ряд основных видов.

Основы законодательства – это определенный вид кодификационного акта, который устанавливает одни из важнейших положений конкретной отрасли права или сферы госуправления. В федеративных государствах законодательные основы составляют нормативно-правовую базу в отношении кодификационной деятельности отдельных субъектов федерации.

Кодекс – это традиционный вид кодификационного акта, который детально регулирует конкретную сферу схожих общественных отношений. Создание
кодексов – это один из самых эффективных способов решения проблем с ликвидацией множественности актов, которые действуют по одним и тем же вопросам.


Устав – это нормативно-правовой акт, который регулирует определенную сферу госдеятельности, например, устав железных дорог или общественные уставы.

Положение – это нормативно-правовой акт, который детально регламентирует ряд вопросов, касательно статуса либо организации деятельности субъектов права, например, государственного органа, учреждения или организации.

Правила – это нормативно-правовой акт, который определяет порядок организации любого рода деятельности.

Кодификация как форма систематизации государства

На сегодняшнем этапе общественного развития систематизация нормативно-правовых актов осуществляется уже на стадии их опубликования в официальных информационных источниках. В таких изданиях они расположены по конкретной системе, в зависимости от юридической силы, принявшего их органа, юридической природы – нормативные они или ненормативные и прочее. Также каждому акту присваивается номер.

Кодификация законодательства – это вид коренной переработки нормативных актов, которые уже действуют в указанной сфере отношений, а также способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности и расчистки нормативного массива, а также уход от устаревших или не рентабельных норм.


При проведении процесса кодификации составитель спешит объединить и систематизировать рентабельные действующие нормы и переработать их содержание, а также согласованно изложить нормативные предписания, организовать наибольшую полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Ее цель – критически переосмыслить уже действующие нормы и устранить противоречия или несогласованности.

Можно сказать, что кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация. Ведь при проведения кодификации происходит качественный пересмотр действующих юридических норм, устранение несогласованностей, дублирований, противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится законодателем в стройную, то есть во внутренне согласованную правовую систему. Таким образом, в замен ранее действовавшему большому количеству юридических нормативных документов предложен единый сводный акт, а его изданием достигается четкость, а также эффективность правового регулирования.

Кодификация — это также форма правотворчества. Она служит обобщением работающей регуляции, которая направлена на ликвидацию новых норм, отображающих возникшие потребности общественной практики и преодолевающих пробелы правовой регуляции.

Кодификация — это и форма усовершенствования законодательства в сущности.

Ее итогом есть новый возведенный законодательный акт относительно стабильного содержания, например, кодекс, положение, устав. Он замещает ранее действующие нормативные акты по этому вопросу. Сочетание в кодификации упорядочивание и обновление законодательство позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация – это также деятельность определенных правотворческих государственных органов по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта. Она осуществляется при помощи глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства, а также внесения в него необходимых изменений. Кодификация может сопровождаться обработкой нормативных актов, с целью придать им последовательность, непротиворечивость и полноту.

Отличительные особенности кодификации

Кодификация характерна рядом отличительных черт:


  • в кодификационном акте формулируются нормы, которые регулируют наиболее важные и принципиальные вопросы, связанные с общественной жизнью и, которые определяют нормативные основы определенной отрасли законодательства;
  • данный акт регулирует достаточно большую сферу отношений, среди которых: брачно-семейные ,имущественные, трудовые отношения или борьба с преступностью и прочее.);
  • как итог усовершенствования законодательства, кодификационный акт являет собой некий сводный акт или упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он служит единым и внутренне связанным документом, который включает в себя проверенные жизнью или общественной практикой установленные нормы и новые правила, которые обусловлены динамикой социальной жизни или выявленными потребностями развития общества;
  • кодификация рассчитана в первую очередь на создание намного более устойчивых и стабильных норм, что рассчитаны на длительный период действия. Эффективность такого кодификационного акта очень зависит от объективных тенденций развития отношений, и их динамики;
  • предмет кодификации определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли. Таким образом, кодификация укрепляет системность нормативных актов, а также их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт возглавляет целую цепь взаимосвязанных нормативных актов, которые образуют определенную отрасль или подотрасль законодательства;
  • акт кодификации имеет значительный объем и сложную структуру. Можно сказать, что это своеобразный увеличенный блок законодательства, который обеспечивает более правильное построение системы нормативных предписаний и удобство их использования.

Кодификация в юридической практике

В юридической практике принято различать несколько видов кодификации:

  • всеобщая кодификация. Это принятие серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и создание объединенной внутренне согласованной системы таких актов, например, свод законов государства.
  • отраслевая кодификация. Охватывает законодательство определенной отрасли, например, уголовный или гражданский кодексы.
  • межотраслевая. Допускает объединение правовых норм по принципу регуляции значительной совокупности общественных отношений в сфере госдеятельности, отрасли хозяйства или социально-культурного строительства, например, воздушный кодекс, кодекс торговой мореходности и др. Такая кодификация служит дополнительным направлением кодификационных работ, имеющих существенное значение.
  • специальная. Это издание актов, которые регулируют конкретный правовой институт, например, кодекс торгового мореплавания, таможенный кодекс, кодекс об административных правонарушениях, и прочие.

Кодифицируемые акты внешне могут выражаться в разного рода формах. Одна из них — это основы законодательства, активно используемые законодательной практикой.

Основы законодательства обычно возглавляют те или другие отрасли или институты права, обеспечивают взаимная согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они разделяются на больших, отделены подразделы. У них определяются единственные для всех субъектов принципы регуляции, предоставляются определения важных понятий, которые используются в соответствующей сфере.

Однако наиболее употребляемым видом кодифицируемого акта является кодекс. Это большой возведенный акт, что детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений и подлежит непосредственному приложению. Он может полностью поглощать все нормы определенной отрасли, например, криминальный кодекс, или содержать значительную по объему и наиболее важную часть таковых норм, например, кодекс законов о труде, гражданский кодекс. Рядом с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются нормы непосредственной регуляции, конкретные варианты поведения, что составляют основное их содержание.

Кодекс — это оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенным направлениям, а также это действенное средство ликвидации большей части актов по одинаковым вопросам.

Теория права по характеру отношений, которые регулируются, делит все кодексы на отраслевые или межотраслевые. Отраслевые регулируют указанную сферу отношений общественного характера, которая определяет разделение права на определенные отрасли, включая криминальный и гражданский кодексы, а также кодекс законов о труде и т.д. Межотраслевой кодекс систематизирует нормы, которые собранны вместе не по отраслям права, а по другим основаниям, например сфера госдеятельности или отрасль хозяйства и социально-культурного строительства, а также объединенные
единственной концепцией, общими принципами регуляции значительной сферы отношений, включая воздушный кодекс, таможенный кодекс и т.д.

Интересы создание единой и логично согласованной системы законодательства подразумевает наличие преимущества в законодательной деятельности отраслевым кодексам как актам, непосредственно отображающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правовой регуляции. Если речь идет о принятии комплексных кодексов, тогда оно призвано быть дополнительным направлением выполнения кодификационных работ.

В юриспруденции существуют и иные виды кодификационных актов, среди которых: уставы, правила, положения и т.д.

Уставы — это своего рода комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение конкретных органов или определенную сферу госдеятельности. Как пример, можно выделить устав железных дорог.


Положения – регламентируют правовое состояние, задание и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, организаций и учреждений. Это кодификационные акты специального действия, выдающиеся не только лишь законодательными, однако и иными правотворческими органами.

Правила обычно содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации любого рода деятельности.

Иногда кодифицируемый акт может быть принят в форме закона без дополнительного названия, например, закон об образовании и другие. Отнесение того или другого закона к разряду кодификационных осуществляется в зависимости от его содержания, объема и сферы регуляции общественных отношений, направленности, на объединения действующих норм и одновременного внесения нормативных новелл.

Кодификация очень сильно способствует усилению стабильности действующего законодательства, а также созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов и обеспечивает оптимальную сбаласированность между уже действующими нормами. Также она является базой для создания в действующем законодательстве укрупненных нормативных блоков. Кодификация дает возможность решить две взаимосвязанные задачи – совершенствование и содержания, и формы законодательства. В перспективе, такие кодификационные акты должны стать основой для правотворческой и, конечно, законодательной деятельности.

Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика — это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более рельефным с последующим формированием правовой системы, углублением правовой регуляции. Но, несмотря на это, необходимость быстро и оперативно заполнять пробелы в уже действующей регуляции, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, последующей демократизации общественной жизни, динамика социальных превращений объективно, требует от законодателя принимать отдельные акты из узких вопросов. В итоге, нормативный массив довольно интенсивно растет и, одновременно с этим, создается больше возможностей для появления новых несогласованностей и противоречий в действующей регуляции.


В перспективе, издание таких кодификационных актов должно перерасти в важную форму законотворчества. Главный путь преодоления множественности ряда нормативных актов, а также несогласованностей и противоречий регуляции — это рост внимания к кодификации законодательства и принятие соответствующих законов из увеличенных блоков регуляции. Необходимо совмещать отраслевую и межотраслевуе кодификации, при этом предоставляя определенное преимущество последний.

Итак, кодификация являет собой особый метод правотворчества. При проведении процесса кодификации, нормативный материал подвергается глубокой, коренной переработке и по своей форме, и по своему содержанию. Целью кодификации служит структурирование отрасли, под отрасли или правового института.

Мы коротко рассмотрели что такое кодификация, ее виды, суть и целесообразность проведения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Кодификация, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Читайте также: