Кодекс научной этики и выписать его содержание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Будущее науки в целом и научно-публикационной сферы зависит во многом не только от соблюдения законодательства и нормативных актов, но также и от соблюдения принципов этики взаимоотношений участников научного и издательского сообщества. В этом залог повышения количества качественных научных публикаций, а также успешного развития взаимного сотрудничества авторов, издателей и читателей научных публикаций. Общий опыт этичного поведения собран в единый документ – Кодекс этики научных публикаций (далее – Кодекс), разработанный Комитетом по этике научных публикаций.

Основные термины:

Этика научных публикаций – это система норм профессионального поведения во взаимоотношениях авторов, рецензентов, редакторов, издателей и читателей в процессе создания, распространения и использования научных публикаций.

Редактор – представитель научного журнала или издательства, осуществляющий подготовку материалов для публикации, а также поддерживающий общение с авторами и читателями научных публикаций.

Автор – это лицо или группа лиц (коллектив авторов), участвующих в создании публикации результатов научного исследования.

Рецензент – эксперт, действующий от имени научного журнала или издательства и проводящий научную экспертизу авторских материалов с целью определения возможности их публикации.

Издатель – юридическое или физическое лицо, осуществляющие выпуск в свет научной публикации.

Читатель – любое лицо, ознакомившееся с опубликованными материалами.

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве такового может повлечь за собой юридическую ответственность.

Принципы профессиональной этики в деятельности редактора и издателя

В своей деятельности редактор несет ответственность за обнародование авторских произведений, что накладывает необходимость следования следующим основополагающим принципам:

- При принятии решения о публикации редактор научного журнала руководствуется достоверностью представления данных и научной значимостью рассматриваемой работы.

- Редактор должен оценивать интеллектуальное содержание рукописей вне зависимости от расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных взглядов, происхождения, гражданства, социального положения или политических предпочтений авторов.

- Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению рукописей, не должны использоваться для личных целей или передаваться третьим лицам без письменного согласия автора. Информация или идеи, полученные в ходе редактирования и связанные с возможными преимуществами, должны сохраняться конфиденциальными, и не использоваться с целью получения личной выгоды.

- Редактор не должен допускать к публикации информацию, если имеется достаточно оснований полагать, что она является плагиатом.

- Редактор совместно с издателем не должны оставлять без ответа претензии, касающиеся рассмотренных рукописей или опубликованных материалов, а также при выявлении конфликтной ситуации принимать все необходимые меры для восстановления нарушенных прав.

Этические принципы в деятельности рецензента

Рецензент осуществляет научную экспертизу авторских материалов, вследствие чего его действия должны носить непредвзятый характер, заключающийся в выполнении следующих принципов:

- Рукопись, полученная для рецензирования, должна рассматриваться как конфиденциальный документ, который нельзя передавать для ознакомления или обсуждения третьим лицам, не имеющим на то полномочий от редакции.

- Рецензент обязан давать объективную и аргументированную оценку изложенным результатам исследования. Персональная критика автора неприемлема.

- Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению рукописей, не должны использоваться рецензентом для личных целей.

- Рецензент, который не обладает, по его мнению, достаточной квалификацией для оценки рукописи, либо не может быть объективным, например, в случае конфликта интересов с автором или организацией, должен сообщить об этом редактору с просьбой исключить его из процесса рецензирования данной рукописи.

Принципы, которыми должен руководствоваться автор научных публикаций

Автор (или коллектив авторов) осознает, что несет первоначальную ответственность за новизну и достоверность результатов научного исследования, что предполагает соблюдение следующих принципов:

- Авторы статьи должны предоставлять достоверные результаты проведенных исследований. Заведомо ошибочные или сфальсифицированные утверждения неприемлемы.

- Авторы должны гарантировать, что результаты исследования, изложенные в предоставленной рукописи, полностью оригинальны. Заимствованные фрагменты или утверждения должны быть оформлены с обязательным указанием автора и первоисточника. Чрезмерные заимствования, а также плагиат в любых формах, включая неоформленные цитаты, перефразирование или присвоение прав на результаты чужих исследований, неэтичны и неприемлемы.

- Необходимо признавать вклад всех лиц, так или иначе повлиявших на ход исследования, в частности, в статье должны быть представлены ссылки на работы, которые имели значение при проведении исследования.

- Авторы не должны предоставлять в журнал рукопись, которая была отправлена в другой журнал и находится на рассмотрении, а также статью, уже опубликованную в другом журнале.

- Соавторами статьи должны быть указаны все лица, внесшие существенный вклад в проведение исследования. Среди соавторов недопустимо указывать лиц, не участвовавших в исследовании.

- Если автор обнаружит существенные ошибки или неточности в статье на этапе ее рассмотрения или после ее опубликования, он должен как можно скорее уведомить об этом редакцию журнала.

Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, направленной на получение и прогресс знаний посредством научных методов, ради достижения высоких научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Последние определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

кодекс.docx

Кодекс научной этики
Всеукраинская общественная организация "Украинская федерация ученых"
Перевод Светланы Чернозуб

Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, направленной на получение и прогресс знаний посредством научных методов, ради достижения высоких научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Последние определяются совокупностью морально- этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Их содержание сложилось исторически и уточняется, усовершенствуется самим научным сообществом в соответствии с условиями современности - в связи с возникновением в науке новых этических проблем под воздействием социальных трансформаций. В обобщенном и систематизированном виде принципы поведения ученого с точки зрения морально-этических ценностей составляют своеобразный "Кодекс научной этики".

Украинская федерация ученых при помощи специалистов Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины на основе обобщения мирового опыта и практики разрешения этических проблем, сложившейся в отечественной науке, подготовила этот проект Кодекса научной этики и выносит его на обсуждения широкого круга украинских ученых.

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

Кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах: стремление к знаниям и поиск истины; свобода творчества; коллегиальность; подотчетность; справедливость и честность.

Осознание широким кругом украинских ученых прав и обязанностей, признанных профессиональных ценностей и стандартов поведения в научных коллективах будет способствовать свободе научного творчества, позитивно влиять на повышение качества научного потенциала и подготовит почву для эффективной интеграции украинских ученых в мировое научное сообщество.

Раздел I. Права и обязанности научных работников.

"Рекомендация относительно статуса работников науки", принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содействия научному прогрессу. Основные ее положения вполне актуальны и сегодня, хотя заявленные цели во многих странах (в Украине тоже) не реализованы в полном объеме. В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человечеству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных отношениях. В рекомендации подчеркивается особая ответственность всех ветвей власти и всех правительств в деле защиты прав работников науки и в создании удовлетворительных условий для проведения научных исследований.

Основные права и обязанности ученых, сформулированы в этом документе следующим образом:
- принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также направлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые социальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о возможных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;
- проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмешиваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обеспечении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязанностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;
- общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследований, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать современные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах общества в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность которых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;
- создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, благодаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед будущими поколениями;
- обеспечивать свою роль собственной научной деятельностью. Здесь имеется в виду: доверие в процессе работы и признание достижений в научной и общественной деятельности ко всем научным работникам и особенно к молодежи и женщинам; возможность для научных работников, мужчин и женщин, строить свою научную карьеру независимо от семейных и родительских обязанностей, создание равных условий и возможностей для их профессионального роста; вознаграждение в соответствии с квалификацией и результатами работы; - изменять социальное окружение людей и природную среду, считая развитие человека и охрану природной среды определяющими критериями при выборе форм использования научного знания.

Права и обязанности научного работника должны быть четко определены законодательными документами и посредством коллективного договора между работодателями и профсоюзными организациями работников науки.

Научные работники должны уметь демократическими методами определять условия труда и стиль сотрудничества, принятый в научных организациях.

Продвижение по служебной лестнице должно быть обеспечено такими факторами как знания, квалификация, опыт, продуктивность и эффективность.

Развитие науки должно полностью основываться на демократических методах, обеспечивающих создание иерархических структур, организаций и научных учреждений.

Права ученых на получение выгоды от своих оригинальных идей, открытий и изобретений, а также на прибыль от их реализации должны быть защищены законом.

Раздел 2. Научная честность.

Научная честность обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться работники науки.

Благодаря достижениям науки, человечество больше узнает о мире, открывает новые истины, исправляет ошибочные представления и концепции. Благодаря процессу обучения и свободным научным дискуссиям работники науки стараются поддерживать стремление к обучению и содействовать ему, распространять знания, преодолевать невежество.

Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны для научной и научно- педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность не причиняет серьезного материального ущерба, она подрывает значение проведенных исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.

Правила и положения о честности в научных исследованиях и научном творчестве действительны для всех работников науки, причастных к научной и научно- педагогической деятельности. Они следующими основными дефинициями.

Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.

Нарушениями этики в научных исследованиях считаются: фальсификация, переделка и плагиат; непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд; использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов; несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.

Каждый работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.

Работник науки должен быть открытым для критики, советов и пожеланий.

Необходимо, чтобы научный коллектив должным образом относился к информации, которая считается конфиденциальной. Однако нормы конфиденциальности не должны выступать препятствием для распространения информации об объективности оплаты научного труда в коллективе.

Раздел 3. Честность в управлении научными коллективами.

Руководители научных и научно-педагогических коллективов имеют значительные административные обязанности. Наряду с этим они обязаны создавать и поддерживать климат доверия и взаимного уважения, но прежде всего, сами подавать пример подобных отношений в коллективе. Руководители должны создавать и поддерживать открытую и прозрачную систему деятельности, быть доступными, с пониманием относиться ко всем, на кого влияет и кого касается их деятельность. Они обязаны своевременно и в полной мере информировать членов коллектива о характере и природе проблем, с которыми сталкивается коллектив, и которые препятствуют его нормальной деятельности. Руководители должны приобщать членов коллектива к решению этих проблем и пределах своих полномочий действовать ответственно, честно и справедливо. При разрешении тех или иных проблем они обязаны осуществлять надлежащие правовые процедуры, руководствуясь коллективными соглашениями, принципами честности и коллегиальности.

Руководители должны четко определять для подчиненных требования и объем работы. Прежде всего, им следует тщательно ознакомиться с правами и обязанностями работников науки, с нормативными документами, определяющими научную и научно-педагогическую деятельности, с Кодексом научной этики и довести все это до сведения подчиненных. Кроме того, руководители должны четко формулировать, чего ожидают от работы. В обязанности руководителя входит постоянное поддержание обратной связи с работниками науки, обеспечение своевременной, объективной и обоснованной оценки их работы. Обязанность руководителя - определение и нахождение путей к разрешению конфликтов, которые возникают в отдельных коллективах. К открытому обсуждению этих проблем следует привлекать как отдельных лиц, так и коллегиальные органы (советы).

Раздел 4. Конфликт интересов. Конфликт интересов - это ситуация, при которой на суждения, выводы и действия отдельного лица влияют многочисленные конфликтные, противоположные по форме и содержанию интересы. В таких ситуациях необходимо найти способы поддержания равновесия между личной автономией (независимостью), профессиональной честностью и подотчетностью. Существуют различные типы конфликтов интересов. Основными из них являются:

Конфликт интересов на почве личных отношений. Для обеспечения объективности и ограничения влияния личных отношений (интересов как позитивных, так и негативных) особы, обязанные принимать решения, должны отказываться от участи в их принятии, если имеют личные отношения с теми, кого эти решения касаются (члены семьи, родственники, друзья)

Практика свидетельствует, что не следует принимать участия и в одобрении решений относительно деловых партнеров - настоящих или бывших (кроме случаев чрезвычайной важности). Следует также избегать таких решений (не объясняя открыто причин и мотивов), участие в принятии которых может негативно повлиять на их объективность.

Конфликт интересов по причине совмещения нескольких должностей в научном коллективе. Такие конфликты интересов руководства (подлинные, вероятные и воображаемые) устраняются путем отказа от одобрения того решения, которое могло бы помешать взвешенным объективным оценкам и выводам. Конфликтов в руководстве также можно избежать, обратив внимание коллектива на возможную предвзятость и необъективность.

Конфликт интересов, возникающий на почве использования ресурсов научной организации. Научно- исследовательский институт или высшее учебное заведение обладает разнообразными ресурсами (компьютерами, приборами, материалами, средствами связи и т.п.). В том случае, когда цели и задачи научной организации и отдельного члена коллектива совпадают (например, научная публикация, аналитическая записка и т.п.), ресурсы организации могут быть использованы.

Если члены организации используют ее ресурсы не в процессе основной профессиональной деятельности (например, в случае работы по индивидуальному заказу или гранту), научная организация имеет право требовать оплату за пользование ресурсами. Сумма и порядок оплаты определяется отдельно для каждого случая.

При необходимости использования в работе (публикация, докладная записка и т.п.) названия научной организации или высшего учебного заведения следует обращаться за рекомендацией к органу коллегиального управления (ученому или научно- техническому совету) независимо от цели использования названия организации и занимаемой в ней должности.

Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете [1] :

Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

  1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
  2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
  3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
  4. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Содержание

История научной этики

С XIX века научная деятельность стала профессиональной. Этика науки стала видом профессиональной этики.

Современная научная этика

Современная научная этика характеризуется следующим:

  • универсальная цель — получение и расширение сферы объективного знания;
  • соответствует нормам толерантности.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Науковедение
  • Научное сообщество
  • Этика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Научная этика" в других словарях:

Научная картина мира — (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия

этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

этика — и; ж. [от греч. ēthos обычай] 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э. Гегеля. Материалистическая э. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или профессиональной группы. Э. человеческих… … Энциклопедический словарь

Научная журналистика — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Научная журналистика область журналистики, которая используется для создан … Википедия

этика — и; ж. (от греч. ēthos обычай) см. тж. этический, этически 1) Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э/тика Гегеля. Материалистическая э/тика. 2) Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или… … Словарь многих выражений

Живая этика — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога … Википедия

профессиональная этика психолога — психолог: этика профессиональная реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами,… … Большая психологическая энциклопедия

психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

Научное исследование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки.

Во–вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно дня науки ценностей.

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение.

И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе – логически, экспериментально и прочее – обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому–нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов; как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки. В качестве примера можно привести исследование американского социолога Р. К. Мертона [Merton P. K. Thesociologyofscince. Chi., 1973]. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.

Первая из них – универсализм. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги.

Вторая ценность – общность. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.

Третья ценность – бескорыстность. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

Четвертая ценность – организованный скептицизм. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был.

При нарушении норм науки ученый рискует потерять уважение и доверие своих коллег. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, как правило, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по–настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.

Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний, т. е. прогресс науки. Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикацию научных результатов, проведение научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения.




В современной науке особую остроту обрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно–этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека; все они довольно близко соприкасаются между собой.

В настоящий период принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям.

Научно–технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества.

Только те научно–технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в настоящее время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно–технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.

Нормы научной этики

Сенат Общества Макса Планка (Германия) 24 ноября 2000г. принял следующие нормы научной этики, выполнение которых обязательно для всех ученых, работающих в институтах Общества.

Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность:

• точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;

• надежная организация защиты и хранения первичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов;

• осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкования в результате методически ограниченной возможности установления объекта исследований (сверхгенерализация, чрезмерное обобщение).

Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество:

• обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;

• активное содействие научному росту молодых ученых;

• открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;

• внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

Нормы, регулирующие публикацию результатов:

• принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований: обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного финансирования;

• принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке: соответствующее представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок;

• принцип признания заслуг: честное признание заслуг и должная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег.

Этика науки

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки.

Во–вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно дня науки ценностей.

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение.

И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе – логически, экспериментально и прочее – обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому–нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов; как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки. В качестве примера можно привести исследование американского социолога Р. К. Мертона [Merton P. K. Thesociologyofscince. Chi., 1973]. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.

Первая из них – универсализм. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги.

Вторая ценность – общность. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.

Третья ценность – бескорыстность. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

Четвертая ценность – организованный скептицизм. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был.

При нарушении норм науки ученый рискует потерять уважение и доверие своих коллег. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, как правило, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по–настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.

Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний, т. е. прогресс науки. Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикацию научных результатов, проведение научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения.

В современной науке особую остроту обрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно–этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека; все они довольно близко соприкасаются между собой.

В настоящий период принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям.

Научно–технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества.

Только те научно–технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в настоящее время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно–технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.

Нормы научной этики

Сенат Общества Макса Планка (Германия) 24 ноября 2000г. принял следующие нормы научной этики, выполнение которых обязательно для всех ученых, работающих в институтах Общества.

Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность:

• точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;

• надежная организация защиты и хранения первичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов;

• осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкования в результате методически ограниченной возможности установления объекта исследований (сверхгенерализация, чрезмерное обобщение).

Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество:

• обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;

• активное содействие научному росту молодых ученых;

• открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;

• внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

Нормы, регулирующие публикацию результатов:

• принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований: обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного финансирования;

• принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке: соответствующее представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок;

• принцип признания заслуг: честное признание заслуг и должная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег.



ПРОЕКТ

Кодекс профессиональной этики научного работника (учёного)
Успешная научно-исследовательская деятельность научных работников (учёных) определяется соблюдением ими этики научного сообщества, а также наличием у них этических ценностей учёного. Кодекс этики учёного является системой ценностей, понятий и убеждений, своего рода ориентиром для учёного, решившего посвятить себя науке. Он определяет линию поведения учёных и чувство принадлежности к научному сообществу.

Кодекс этики учёного разработан в целях развития и формирования у учёных этических ценностей научного сообщества, норм поведения и принципов. Кодекс соответствует общепринятым этическим нормам академического сообщества, является основой саморегулирования поведения и деятельности учёного. В основе кодекса лежат положения законодательства РФ, Брянской области, а также нормы научной этики, принятые в Обществе Макса Планка, адаптированные к условиям современной российской жизни, права и обязанности научных работников, признанные международным сообществом.

1. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.2. Новизна научного знания. Наука существует, только развиваясь, а развивается она непрерывным приращением и обновлением знания. Необходимость получения новых фактов и создания новых гипотез обуславливает обязательную информированность исследователя о ранее полученных в этой области науки знаниях.

1.3. Свобода научного творчества. Для науки нет и не должно быть запретных тем, и определение предмета исследований есть выбор самого ученого. Любой результат, претендующий на научное достижение, должен быть внимательно проанализирован и оценен научным сообществом независимо от того, ученый с какими прошлыми заслугами его представляет. В реальных ситуациях действенность этого принципа зачастую ограничена как внутренними факторами, действующими в научной среде, так и внешними — этическими, социальными и материальными.

1.4. Открытость научных достижений. На результаты фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, ибо они принадлежат всему человечеству. Автор и никто другой не может запретить использовать научные результаты или требовать какой-либо компенсации за их использование, кроме ссылки на авторство. Соответственно, любой ученый, получивший новые результаты, должен их опубликовать, поскольку новое знание только тогда становится составным элементом научной картины мира, когда оно проверено и признано научным сообществом.

1.5. Организованный скептицизм или исходный критицизм. Принцип, который подразумевает открытость для сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своих собственных, так и публикуемых другими учеными. Это правило требует осмысления неявных предположений, принимаемых в качестве аксиом; бдительного отношения к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или причинами этического характера; осторожного отношения к вероятности неверного истолкования результатов.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧЁНЫХ

Права и обязанности научных работников определяются законодательными документами Российской Федерации, Брянской области и посредством коллективного договора между работодателями и профсоюзными организациями работников науки.

2.1. Научный работник имеет право на:

- признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

-объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

- осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

- подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

- участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

- подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);

- доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

- публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

- мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;

- повышение научной квалификации.

2.2. Научный работник обязан:

- осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;

- объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность:
- точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;

- надежная организация защиты и хранения первичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов;

- правило "систематического скептицизма": открытость для сомнений, даже по поводу своих собственных результатов и результатов работы своего коллектива;
- осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкования в результате методически ограниченной возможности установления объекта исследований (сверхгенерализация, чрезмерное обобщение).

3.2. Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество:

- обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;

- активное содействие научному росту молодых ученых;

- открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;

- внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

3.3. Нормы, регулирующие публикацию результатов:

- обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного финансирования;

- соответствующее представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок;

- честное признание заслуг и должная оценка вклада предшествен-ников, конкурентов и коллег.

4. СОТРУДНИЧЕСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА

Руководители научных коллективов несут ответственность за соответствующую организацию, что обеспечивает правильное распределение заданий в зависимости от размера отдельных научных подразделений, мониторинг, разрешение конфликтов и контроль за качеством, а также является гарантом выполнимости этих заданий.

Сотрудничество научных коллективов должно быть организовано таким образом, чтобы результаты, достигнутые в отдельных областях в рамках конкретных начинаний, могли быть преданы гласности, обсуждены и интегрированы в общий массив научного знания, независимо от иерархических соображений. Это также имеет особое значение для подготовки работающих в группе молодых ученых к самостоятельной работе.

Руководители обязаны создавать и поддерживать климат доверия и уважения, создавать и поддерживать открытую и прозрачную систему деятельности, обязаны своевременно и в полной мере информировать членов коллектива о характере и природе проблем. Обязанность руководителя - определение и нахождение путей к разрешению конфликтов.

5. НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Публикации являются важнейшим способом распространения научных результатов внутри научного сообщества и среди широкой публики. Таким способом авторы объявляют результаты, за научную достоверность которых несут ответственность.

Публикации, которые сообщают о новых научных результатах, должны давать полное и исчерпывающее описание результатов и использованных методов, а также полный и точный отчет о собственной подготовительной работе и работе третьей стороны; результаты, которые были опубликованы ранее, следует повторять только в той мере, в какой это необходимо для понимания контекста.

Любые данные, которые подтверждают или ставят под вопрос представленные результаты, должны быть также обнародованы.

Если несколько ученых вовлечены в научное исследование и публикацию как результат этой работы, соавторами могут считаться только те, кто внес значительный вклад в разработку плана исследований или экспериментов, вычисление, анализ и интерпретацию данных и подготовку рукописи, причем они также должны дать согласие на ее публикацию. Авторы несут совместную ответственность за содержание публикации; "почетное авторство" не разрешается. О поддержке, оказанной третьими сторонами, следует упомянуть в примечании.
6. ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТУПКОВ, КВАЛИФИЦИРУЕМЫХ КАК НАРУШЕНИЕ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Нарушение научной этики имеет место, когда в научно значимом контексте намеренно или в результате крайней небрежности делается ложное заявление, в случае нарушения прав интеллектуальной собственности или нанесения иного ущерба научной работе других лиц. В частности, как нарушение научной этики может рассматриваться следующее:

6.1. Ложные заявления

6.1.1. Фабрикация данных.

6.1.2. Фальсификация данных:

- путем тайного отбора данных и отказа от нежелательных результатов;

- путем манипуляции изображениями или иллюстрациями.

6.1.3. Некорректные заявления в письме-заявке или заявке на получение поддержки (в том числе ложные заявления относительно публикаций, в которых, как сообщается, появилась работа, а также работ, принятых к публикации);

6.2. Нарушение прав интеллектуальной собственности:

6.2.1. несанкционированное использование, в том числе узурпация авторства (плагиат);

6.2.2. незаконное присвоение, по мнению экспертов, методов иссле-дования и идей (кража идей);

6.2.3. узурпация научного авторства или соавторства, или необосно-ванное их присвоение;

6.2.4. фальсификация содержания;

6.2.5. несанкционированная публикация и предоставление третьим лицам доступа к еще не опубликованным работам, находкам, гипотезам, теориям или научным методам;

6.2.6. притязание на (со)авторство с другим лицом без его/ее согласия.

6.3. Вред, наносимый чужой научной работе.

6.3.1. Саботаж исследовательской работы (в том числе, нанесение ущерба, разрушение или подделка экспериментальных установок, оборудова-ния, документации, аппаратуры, программного обеспечения, химикатов или других предметов, необходимых для проведения эксперимента).

6.4. Совместная ответственность

Совместная ответственность может являться результатом:

- активного участия в нарушении научной этики, совершаемом другими лицами;

- осведомленности о фальсификации, совершаемой другими;

- соавторства в фальсифицированных публикациях;

- явного пренебрежения обязанностями контроля.

7. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Санкции, наступающие в случае выявления нарушения норм этики зависят от степень серьезности каждого доказанного нарушения и включают в себя меры, предусмотренные трудовым, гражданским и уголовным законодательством Российской Федерации.

Читайте также: