Кобальтовая клетка императорский фарфоровый завод история кратко

Обновлено: 01.06.2024

Кроме множества сувениров в виде магнитиков, канцелярии и самых вкусных конфет с кондитерской фабрики им. Крупской туристы часто везут из Санкт-Петербурга изящнейшие чашечки с кобальтовой сеткой и другую красивую посуду с Ломоносовского фарфорового завода . В 2044 г. предприятию исполнится 300 лет . Но, пожалуй, ЛФЗ встретит еще не один юбилей.

Раскрывая секреты

В 1744 г. основать Русский фарфоровый завод (тогда еще Невскую порцелиновую мануфактуру ) повелела императрица Елизавета Петровна . Наладить производство фарфора по европейской технологии, привезенной с Великим посольством хотел еще Петр I , но не сложилось. Так что, продолжать дело пришлось его дочери.

Новое искусство

И действительно, на фарфоровую посуду начали смотреть как на произведение искусства. Иные сервизы насчитывали до тысячи предметов, выпускались целые коллекции фигурок. Дело Елизаветы жило и при Павле I , который даже гостей водил посмотреть на производство.

В 1844 г. к столетию завода был открыт музей фарфоровых изделий. Экспозицию для него собирали очень долго: просто в какой-то момент начали выпускать по два идентичных продукта, один – для использования по назначению, а второй – для музея. Сейчас он насчитывает около 2000 экспонатов .

После революции

Ассортимент продукции изменился почти полностью. Мастера наверняка соскучились по красивой посуде и фарфоровым фигуркам, в те сложные дни занимаясь исключительно лабораторными сосудами , жаропрочной посудой , свечами для зажигания и т.д. После революции завод национализировали: из императорского он превратился в государственный. И об изысканных изделиях здесь забыли надолго.

В приоритете была практичность . Изделия теперь производились для технических целей, и даже если случалось выпускать посуду, она отправлялась на международные конкурсы . Не без трофеев! На Всемирной выставке в Париже наши изделия завоевали золотую медаль в 1925 году.

Даже характер росписи в годы советской власти хотели поменять радикально. Сделать это однако не удалось: спасали вековые традиции и опыт старых мастеров, поэтому орудием пропаганды ленинградский фарфор не стал.

В годы блокады на изделиях появилась знаменитая кобальтовая сетка . Страшную историю этого символа рассказала сама автор узора – Анна Адамовна Яцкевич . Она отказалась эвакуироваться вместе со всеми и чем могла помогала фронту: маскировала корабли красками по фарфору. В те годы все окна в Ленинграде были заклеены крест-накрест – от взрывов. И как-то раз Анна Адамовна обратила внимание на одно такое окно… Так и появилась роспись .

Именно на Ломоносовском заводе впервые в России внедрили технологию производства тонкостенных изделий. Сегодня продукция ЛФЗ экспортируется в 30 стран мира.

Узор в виде кобальтовой сетки – не редкость в декоре, но только Императорский фарфоровый завод сумел превратить его из вспомогательного элемента в символ эпохи, приносящий мировую славу. Изящный геометрический рисунок с позолотой сегодня покрывает самые популярные сервизы и отдельные столовые предметы, выпускаемые предприятием. Их ценят не только за красоту и высочайшее качество, но и за тесную связь с историей государства, а также лёгкие ностальгические нотки, неизменно присутствующие в каждом изделии с маркировкой ИФЗ.

Рождение легенды

Анна Яцкевич

Согласно другой версии, прототипом узора послужили освещающие небо лучи прожекторов, которые блуждали, пересекаясь друг с другом. А, возможно, художница вдохновилась суровым очарованием Невы, одетой в ледяной панцирь, который приходилось разбивать, чтобы достать воды. Ослепительно белая река, бегущие от удара ломом синие трещинки и слепящее золотое солнце – этот образ тоже просматривается в удивительном творении Яцкевич.


Техника нанесения узора


Художница решила провести эксперимент с подглазурным кобальтовым карандашом. Предполагалось, что он даст более ровные линии, чем кисть, которой сложно управлять при нанесении графического рисунка. Однако техническое новшество оказалось неудачным – карандашный пигмент ложился неравномерно, делая узор то ярким и выразительным, то едва заметным. Тогда Анна Адамовна решила вернуться к проверенной кисточке.


Интересные факты о создательнице знаменитого узора

Анна Яцкевич







Гжельская альтернатива


Самый известный узор ленинградского фарфора

Есть мнение, что мысль о сетке художнице навеял старинный сервиз, который в середине восемнадцатого века изготовил для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, основатель производства фарфора в России.

Затем её направили на Ленинградский завод, где в то время организовали художественную лабораторию. Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Осталась в Ленинграде.

Самый известный узор ленинградского фарфора

Узор получился очень красивым, он понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение. Но громкая слава к художнице не пришла — правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды. Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры. Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), художник ГФЗ имени Ломоносова (в центре) за созданием вазы "Ленинград - колыбель Великой Октябрьской социалистической революции". Фото 1947 год.

У художницы Яцкевич было слабое здоровье — кто из переживших блокаду мог им похвастаться? И каждый год Анна Адамовна ездила на Кавказ, в Новый Афон. Ездила за здоровьем, за жарким солнцем, за прогретым южным воздухом. Но кто из нас знает, где найдёт удачу, а где прячется беда? Именно там, на Кавказе, художница простудилась. И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла.

Знаменитая

Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора.


У художницы Яцкевич было слабое здоровье — кто из переживших блокаду мог им похвастаться? И каждый год Анна Адамовна ездила на Кавказ, в Новый Афон. Ездила за здоровьем, за жарким солнцем, за прогретым южным воздухом. Но кто из нас знает, где найдёт удачу, а где прячется беда? Именно там, на Кавказе, художница простудилась. И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла.

Читайте также: