Коалиция либералов и социалистов кратко

Обновлено: 06.07.2024


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Почему либералы и социалисты проиграли борьбу за власть в 1917 году?



Популярность социалистов росла благодаря близости надежд крестьян и рабочих их лозунгам переде ла земли, социальных гарантий и политических свобод. Массы надеялись на то, что Учредительное собрание вскоре разрешит основные проблемы страны. В этих условиях демократического согласия у большевиков было мало шансов на успех. Но почему же тогда осенью победили большевики?

Сотрудничество либералов и умеренных со циалистов позволяло провести лишь политические меры, направленные на расширение гражданских свобод, но затрудняло социальные реформы. Ведь у либералов и социалистов были разные представления о необходи мых социальных преобразованиях. В условиях обостряющегося социаль ного кризиса в городах и стремления крестьян получить помещичью землю этого было явно недостаточно для стабилизации положения. Пока либералы боролись за власть с самодержавием, они выступали за правительство, ответственное перед парламентом.

Однако, получив власть, Временное правительство лишило власти Думу. Это ослабило либерализм в условиях, когда либеральная программа, основанная на защите частной собственности и продолжении войны до победы, и без того противостояла настроениям широких масс и могла быть навязана им только силой.

С точки зрения умеренных социалистов возможности для замены капитализма социализмом пока не было, а значит — был необходим союз представителей трудящихся классов (на эту роль претендовали социалисты) с представителями буржуазии (ими социалисты считали либералов). Однако стремление социалистов консоли дировать общество столкнулось с его растущей поляризацией. Либералы блокировали предложения части социалистов о проведении социальных реформ, такие как запрет земельных сделок до Учредительно го собрания, чтобы помещики не могли распродать землю, введение плани рования промышленного производства и др.

Правительство в большинстве своем выступало за отказ от социальных преобразований до созыва Учре дительного собрания. Либерально-социалистическая коалиция станови лась несовместимой с реформами и вела февральский режим к катастрофе. Авторитет правительства падал. В условиях, когда правительство не опиралось на представительные органы власти, любой межпартийный кон фликт мог вести к распаду системы власти и опасным уличным столкнове ниям. Среди социалистов и большевиков усиливалось влияние идеи о том, что источником и опорой власти до созыва Учредительного собрания мо гут быть органы Советов.

В мае прошел Всероссийский съезд крестьянских Советов, а в июне — Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Эти съезды опирались на миллионы активных граждан. Боль шевики доказывали, что Советы являются более демократической формой власти, чем парламент и муниципалитеты. Советская альтернатива возникла при гегемонии социалистических пар тий и стала действовать как российская форма народовластия. В то же вре мя умеренные социалисты, лидировавшие в Советах до осени 1917 г., осоз навали, что органы низового самоуправления не представляют большин ства населения. Но, заступаясь за пассивное большинство, пытаясь подве сти под государственные решения как можно более широкую социальную базу на выборах в Учредительное собрание, умеренные социалисты теряли поддержку активного меньшинства населения, от которого в условиях революции зависела судьба власти. Симпатии городских низов обращались к большевикам, выступавшим за немедленные и решительные перемены. Между тем в начале июля (во время июльского кризиса) и в начале сен тября (сразу после поражения Корнилова) большевики еще могли быть вов лечены в левосоциалистическое правительство, опирающееся на Советы.

Такой вариант развития событий неизбежно повлиял бы на позицию пар тии большевиков. Ответственность правящей партии делает ее несколько правее, умереннее. Это подтвердила и последующая практика большеви ков после прихода к власти. Создание левоцентристского советского пра вительства ускорило бы социальные реформы, что на время разрядило бы ситуацию в решающий момент выборов и созыва Учредительного собра ния. И оба раза умеренные социалисты отказались от шанса договориться с большевиками. Однако альтернатива многопартийного социалистического правительства обсуждалась и в ноябре 1917 г., и снова неудачно. Проведение социальных преобразований с опорой на большинство тру дящихся (как организованное в Советы, так и нет) было возможно в слу чае компромисса между эсерами, меньшевиками и набиравшими влияние большевиками на платформе немедленного начала аграрной реформы (с по следующим утверждением ее принципов авторитетом Учредительного со брания), государственного регулирования с одновременным расширением участия работников в управлении производством.

В условиях войны боль шое значение приобретало требование скорейшего заключения перемирия и начала переговоров о мире без аннексий и контрибуций. Политическим выражением этой стратегии стала идея ответственности правительства пе ред Советами, что позволяло выйти из тупика безответственного, но в то же время (и во многом благодаря именно безответственности, безопорности) почти безвластного правительства. Пока коалиция социалистов и либералов теряла время, ситуация рабо тала на большевиков. Несмотря на поражение в ходе политического кри зиса 3—4 июля и последовавшие за ним репрессии и слухи о связях боль шевиков с германским командованием, большевизму удалось возродить и приумножить свое влияние. На то были объективные причины. Во-первых, с поражением левых радикалов не были преодолены причи ны, вызвавшие рост их влияния.

Выступление военных привело в движение левую часть обще ства. Советы, профсоюзы, войсковые комитеты, социалистические партии и движения (в том числе большевики) мобилизовали десятки тысяч сол дат, матросов и рабочих на борьбу с Корниловым. Войска, двигавшиеся на столицу, подверглись агитации петроградских левых активистов, которые разъясняли солдатам контрреволюционность их действий. Солдаты не хо тели поддерживать активное продолжение войны и введение жесткой дис циплины, за которые выступал Корнилов. Левая агитация имела успех, и корниловское выступление провалилось. 1 сентября Корнилов был аресто ван. В тот же день Россия была провозглашена республикой. События корниловского выступления вновь нарушили равновесие в си стеме власти. Большевики вернули себе положение одной из ведущих пар тий страны. Обсуждалась возможность создания многопартийного социа листического правительства, которое, наконец, приступит к проведению назревших социальных преобразований. На Демократическом совещании левых и демократических сил в сентя бре это обсуждение продолжилось, но сторонники левого правительства, принадлежавшие к разным партиям, не сумели согласовать свои планы. Большую роль в этом сыграл субъективный фактор — нерешительность одних политиков, маловлиятельность других, взаимное, зачастую личное недоверие и неприязнь друг к другу у третьих.

Последний шанс для оппонентов большевиков справа сохранить лидерство в революции был упущен. С середины сентября Ленин настаивал на вооруженном восстании — взятии власти большевиками, опирающимися на большевизированные Со веты. Однако часть ЦК РСДРП(б) (Л. Каменев, Г. Зиновьев) продолжала со противляться этому курсу — неудача вооруженного восстания на этот раз могла привести к полному разгрому партии. В ходе напряженной внутри партийной борьбы радикальное течение возобладало. 10 октября ЦК боль шевиков взял курс на вооруженный захват власти от имени Советов. Керенский продолжал считать, что обладает военным перевесом над большевиками.

Солдатская масса поддержала большевиков, потому что больше вики выступали за скорейший мир с Германией. Когда началось восстание против Временного правительства, 24 октя бря Совет республики принял резолюцию, которая требовала перехватить большевистские лозунги: обратиться к союзным державам с требованием немедленно приостановить военные действия и начать переговоры о все общем мире; передать помещичью землю в ведение земельных комитетов.

Отвергнув предложение большин ства Предпарламента, Керенский лишил себя последнего шанса сохранить популярность правительства, к этому времени стремившуюся к нулю. Таким образом, до самого конца Временное правительство шло тем кур сом, который привел либералов и социалистов к поражению: они оттягива ли назревшие социальные реформы и не шли навстречу требованиям ши роких масс о решительной борьбе за демократический мир без аннексий и контрибуций.

Литература: Керенский А. И. Русская революция. 1917. М., 2005; Милюков П. Н. История Второй русской революции. М., 2001; Рабинович А. Большевики приходят к власти. М., 1989; Суханов Н. Н. Записки о революции. М., 1991; Церетели И. Г. Кризис власти. М.,1992; Чернов В. М. Перед бурей. М., 1993; Шубин А. В. Великая российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года. М., 2014.

Шубин А. В. Великая Российская революция. 10 вопросов. — М.: 2017. — 46 с.

Запись создана: Четверг, 20 Сентябрь 2018 в 19:35 и находится в рубриках Современность.

Триумф и падение Керенского

1917 год – время стремительного взлёта и падения Александра Фёдоровича Керенского. Он встретил год хотя и известным, но оппозиционным и почти маргинальным политиком, а к концу 1917 уже ушёл в политическое небытие. Зато летом он являлся самым влиятельным человеком в России, председателем правительства, которое Керенский возглавил сто лет назад – 8 (21 июля) 1917 года.

Триумф и падение Керенского

Триумф и падение Керенского

Идеология нового правительства была изложена в декларации, принятой 8 июля. Она подтверждала верность правительства курсу прежнего кабинета, но формулировала его более радикально. Обещалось решительно бороться за прекращение войны на условиях отказа от аннексий и контрибуций, добиваться созыва конференции союзников для выдвижения Антантой мирных принципов революции (в действительности министр иностранных дел М. Терещенко не стал на этом настаивать перед союзниками).

Однако в целом Керенский начинал свое правление в условиях, когда политический маятник качнулся вправо после июльского поражения большевиков и левых социалистов. К тому же авторитет Керенского был подмочен неудачным июньским наступлением российской армии. Так что премьеру нужна была опора справа и дополнительный имидж деятеля, наводящего порядок.

Триумф и падение Керенского

Создание Временного правительства

В первый состав Временного правительства вошли 11 человек. Все они, за исключением крупного предпринимателя, миллиардера Михаила Ивановича Терещенко, взявшего портфель министра финансов, были членами Госдумы или Госсовета и состояли в разных политических партиях. Кресло председателя занял князь Георгий Евгеньевич Львов, в то время известный и популярный политик. Он же был поставлен на пост министра внутренних дел.

1.jpg

3 марта 1917 года была обнародована декларация Временного правительства о его составе и задачах. Согласно этому документу, полиция подлежала замене на народную милицию, которая подчинялась даже не Временному правительству напрямую, а органам местного самоуправления. Доступ в новую милицию полицейским чинам был запрещён. Милицию полагали сделать как народное ополчение правопорядка, правда, на штатных должностях. Жалованье было небольшим, и желающих стать милиционерами имелось немного.

4 марта князь Львов лично отправил циркуляр на имя губернаторов о том, что их должности тоже упраздняются, а обязанности перекладываются на председателей земских управ. Реформу органов правопорядка он как министр внутренних дел также контролировал лично.

Министром иностранных дел стал Павел Николаевич Милюков, основатель Конституционно-демократической партии. Он, неформальный лидер прогрессивного блока, то есть думского большинства, считался однозначным кандидатом на этот пост.

Адвокат Александр Федорович Керенский вошёл во Временное правительство как министр юстиции. Сделал он это по собственной инициативе, его никто не выдвигал. Первое, с чего начал Керенский на новом посту, — раскрыл тюрьмы и освободил узников царского режима.

Должность военного и временно морского министра занял Александр Иванович Гучков, до этого возглавлявший Центральный военно-промышленный комитет. На новом месте Гучкову пришлось непросто. Первым решением, которое после Февральской революции принял Петросовет, был так называемый Приказ № 1. Этот документ полностью отменял в армии субординация и дисциплину, и министр Временного правительства тоже был обязан этому следовать.

Кризисы Временного правительства

18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства. Разразился первый кризис Временного правительства.

Милюков был сторонником империалистических захватов. Главной целью на посту главы внешнеполитического ведомства он видел присоединение к России значительных территорий: черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, земель Армении, Кенигсберга и Голицы. Однако воевать за это народ уже не хотел. Солдаты Петроградского гарнизона потребовали отставки министра иностранных дел. В итоге, не получив поддержки ни внутри правительства, ни даже от собственной партии, Милюков ушёл в отставку. Но митинги на этом не прекратились. Недовольство правительством росло. Люди начали понимать, что новые министры, как лебедь, рак и щука, тянут воз в разные стороны. Тогда внутри Временного правительства была создана коалиция либералов и социалистов и принято соломоново решение — борьба с германским милитаризмом до победного конца и отказ по итогам войны от любых аннексий и контрибуций.

Демонстрация против Временного правительства.

Военного министра Гучкова также отправили в отставку. Его место занял бывший министр юстиции Керенский. Внутри Временного правительства во главе с ним образовалась крепкая тройка, которая фактически правила страной вплоть до Октябрьского переворота. Остальными двумя были вышеназванный Михаил Иванович Терещенко и Николай Виссарионович Некрасов.

Корниловский мятеж

Корнилов двинул свои войска на Петроград. Однако по мере приближения его частей к столице Керенский начал подозревать, что генерал намерен полностью захватить власть в Петрограде. И у Корнилова были все возможности это сделать. Тут же ему навстречу были отправлены воинские части, находившиеся в подчинении председателя правительства. Большевики, также почувствовав в генерале угрозу, присоединились к Керенскому.

0.jpg

Временное правительство так и не выполнило главного, для чего создавалось, — не организовало созыв законного парламента, Учредительного собрания. Несмотря на это, отдельные его министры впоследствии вошли в советские органы власти и ещё долго работали в них. Керенский сбежал за границу и пытался взять реванш с помощью иностранных интервентов. Но ему больше никто не верил.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Временное правительство и нарастание общенационального кризиса Выполнил: Плот.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Временное правительство и нарастание общенационального кризиса Выполнил: Плот.

Главные задачи новой России Какие преобразования были проведены Временным пра.

Главные задачи новой России Какие преобразования были проведены Временным правительством? Какие вопросы не могло решать Временное правительство? Дайте характеристику позиций политических партий весной-летом 1917 г. Стр. 33-34 – читать, ответить на вопросы устно

Коалиция либералов и социалистов Каковы были причины апрельского кризиса влас.

Коалиция либералов и социалистов 5 мая 1917 г. – образование I коалиционного.

Коалиция либералов и социалистов 5 мая 1917 г. – образование I коалиционного правительства Г.Е. Львов (председатель) А.Ф. Керенский (военный и морской министр) И.Г. Церетели (министр почт и телеграфов)

Коалиция либералов и социалистов 3 июня 1917 г. – I Всероссийский съезд Совет.

Коалиция либералов и социалистов 3 июня 1917 г. – I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов; Большинство составляли меньшевики и эсеры; Создание нового руководящего органа Советов – ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет); 3 июля 1917 г. – министры I коалиционного правительства подали в отставку; В России нет такой партии, которая согласилась бы взять власть целиком в свои руки Такая партия есть – это большевики

Конец двоевластия 4 июля 1917 г. – в Петрограде под лозунгом «Вся власть сове.

Выступление генерала Корнилова 12-15 августа 1917 г. – Государственное совеща.

Выступление генерала Корнилова 12-15 августа 1917 г. – Государственное совещание в Москве; 27 августа 1917 г. – корпус генерала Крымова был направлен на Петроград (правительственные войска выступили против); Л.Г. Корнилова объявили изменником и отдали приказ о его аресте; Л.Г. Корнилов (верховный главнокомандующий русской армией)


Либерализм и социализм кажутся антиподами. Однако между этими политическими философиями существует очевидное сходство. Либералы и социалисты разделяют основную идею эпохи Модерна — необходимость обновления, перемен, реформ, а, в определенных обстоятельствах, революций. Обе теории видят прогресс в достижении наибольшей свободы и благосостояния для наибольшего числа людей.

Несмотря на то, что либералы и социалисты считают себя гуманистами, в их основе лежат принципиально различные концепции человека. Согласно классическому либерализму, человек принадлежит лишь самому себе. Ни государство, ни общество не вправе ограничивать его свободу, пределом которой является лишь свобода других индивидов.

Человек в либеральном понимании — разумный эгоист, стремящийся к максимальной личной выгоде. Моделью отношений между людьми является коммерческая сделка, а нормальным состоянием общества — конкуренция.

Существует фундаментальное противоречие между экономическим и политическим либерализмом. Первый направлен на расширение сферы рыночного регулирования, не считаясь с социальными последствиями. Второй делает акцент на правах и свободах граждан.

Читайте также: