Княжеское и церковно монастырское попечение кратко

Обновлено: 14.05.2024

Презентация на тему: " Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв." — Транскрипт:

1 Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.

2 Основные вопросы Основные тенденции княжеского попечительства. Церковно-монастырская система благотворительности.

3 Литература Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., Фроянов И.Я. Древняя Русь. - М.; СПб., 1995.

4 1. Основные тенденции княжеского попечительства. Развитие княжеского попечительства происходит в результате крещения Руси в гг. Первым князем, активно занимавшимся раздачей милостыни был Владимир Красное Солнышко (Святой).

5 Этапы развития княжеской социальной помощи (Х - Х111) 1) Х - Х1 вв. - сочетание христианских и языческих тенденций. 2) Х11 - Х111 вв. - рост административных тенденций при организации помощи нуждающимся

6 Первый этап княжеской помощи Необходимость княжеской защиты обуславливалась разрывом прежних (в рамках родовой общины) социальных связей

7 Первый этап княжеской помощи Законодательное утверждение княжеской помощи изгоям (Русская Правда) при Ярославе Мудром и его приемниках. Развитие княжеского нищелюбия.

8 ИЗГОЙ - Свободный человек, лишившейся покровительства со стороны общины. Причины отхода от родовой общины могли быть разными (например, в результате нарушения культа).

9 НИЩЕЛЮБИЕ - Добродетель, состоящая в оказании помощи нищим (исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни), одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей.

10 Оценки нищелюбия в историографии: А. Стог Е. Максимов В. Горемыкина

11 А. Стог (начало XIX в.) Благотворительная деятельность русских князей - древнейшая форма общественного призрения.

14 Второй этап княжеской помощи Изменения обусловлены: 1) ростом монастырского и церковного призрения; 2) князь становился хозяином- вотчинником своего удела; 3) осложнением княжеской власти в следствии монголо-татарских набегов и данничества.

15 Княжеская помощь выражалась в: Защите монастырей и населенных пунктов от набегов. Организации восстановления города. Захоронении погибших от набегов (выполнение христианского долга и профилактика эпидемий).

16 2. Церковно-монастырская система благотворительности Монастырская система. Приходская система.

18 Приходская система Сочетала конфессиональные и гражданские функции.

19 Конфессиональные функции Исполнение ритуала Организация специализированных учреждений, направленных на оказание помощи нуждающимся (больницы и т.п.)

20 Гражданские функции Приобретение земель Строительство богаделен Сбор долгов и раздача денег нуждающимся

21 Типы благотворительных учреждений Странноприимницы - строила церковь Больницы - строили благотворители (князья, либо церковные деятели)

Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х годов Верховный Совет СССР 14 июля 1956 года принимает закон о государственных пенсиях. В нем не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсий, но и в са- мостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 года изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 годом значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на министерство возлагались следующие функции: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи. В 1964 году принимается закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников.

Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства. Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось в данный период бесплатное медицинское обслуживание.Можно отметить, что с 1955 по 1968 год наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если РСФСР в 1965 году расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967-м — 45%.

К 70-м годам основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств.

В начале 80-х годов происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных функций к ним добавляются такие: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины; рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР, согласно официальной статистике, выражалась в следующих показателях: 1950 год — 3,7 млрд. руб., 1960-й — 9,9млрд. руб., 1970-й — 22,8 млрд. руб., 1975-й — 34,6 млрд. руб., 1980-й — 44,5 млрд. руб.

Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества. Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране.

Технология социальной работы

Технология социальной работы как отрасль научного знания.

Технология - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. Проблемы технологизации социальной сферы упирались в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания. Социальные технологии - способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.

Технология социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.




Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср

Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный: организация практической деятельности, составление алгоритма действий. Технологию ср характеризует: Динамичность - постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность - постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность - повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность - неравномерность воздействия на клиента.

Т.о, ТСР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов - основа профессионализма кадров. Лекционный курс “Технологии социальной работы”, опирается на знания, в первую очередь теории и методологии социальной работы, психологии, социальной экологии и других знаний в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.

Теория социальной работы

Психология в социальной работе

Социальная педагогика

Управление в социальной работе

Социальная политика

История социальной работы

Княжеское попечительство и церковно-монастырская система помощи и поддержки нуждающихся на Руси с X по XIII вв.

Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения — нищих, убогих, вдов, сирот — явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты.

Княжеский патернализм - явление сложное и неоднозначное. Княжеское попечительство и защита в своем развитии претерпевают два этапа своего становления:

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси (с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточно-славянских земель).

Второй период - со второй половины XII в. по XIII в. включительно (благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения).

Крещение Руси в 988 году в период княжения в Киеве Владимира предопределено предшествующим ходом социально-экономического и культурного развития восточных славян, подготовившим благодатную почву для постепенного восприятия ими православной христианской веры.

Русское государство избрало византийскую православную христианскую религию потому, что она была более созвучна с характером и нравами русского народа, с его природой, духовностью и открытостью.

Под защиту князя берутся изгои. Таким образом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, они приходят на смену семейно-родовым отношениям. Сформировавшаяся новая клиентелла получает не только экономическую поддержку, но и защиту от княжеских сил.

По мере укрепления государства после свержения монголо-татарского ига в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: первое -- продолжение традиций Владимира I, Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния; второе -- усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

Процесс христианизации в Древней Руси видоизменяет и процесс помощи и взаимопомощи. Постепенно всю юридическую жизнь общества, а также и благотворительность под свой контроль взяла Церковь, именно она собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратились на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть институтов: заведения для стариков, для содержания бедных, больных, сирот, престарелых, для воспитания и обучения юношества.

В период с XIX в. по первую половину XVII в. парадигма помощи и поддержки существенно изменяется. Для этого времени характерны уже три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты, и первые светские тенденции благотворительности.

Иную систему поддержки мы наблюдаем в приходской системе помощи и защиты. Приходская благотворительность - это переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой приходы - открытая система. Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней воплотились тенденции первых духовных учителей Русской Православной Церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Приходы как элементы коллективной помощи осуществляли организованную поддержку всем ее членам по различным направлениям - от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания.

В 1951 г. Стоглавый собор постановил просить царя повелеть сделать перепись всех престарелых, прокаженных и не имеющих жилья. Одной из существенных форм поддержки братьям по вере со стороны государства являлась милостыня двух уровней - личная царская и государственная.

Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большого двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям из государственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом пленных.

Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки в данный период. Возникают благотворительные общества. Частная благотворительность в XVII в. - это один из первых исторических показателей изменения общественного сознания, а также первая цепь событий в формировании гражданского общества, когда благотворительность как культурно-историческое явление будет существовать в XIX в. в двух своих основных формах: частной и общественной.

Благотворительность или филантропия (от греческого слова филантропос - человеколюбие) - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям, сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Её содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от эпохи, определенных исторических условий, которые определяли масштабы благотворительности, ее материальные возможности, формы, методы и главные направления.

Особенности христианизации восточных славян:

3. принятие христианства на Руси не имело рационального начала, его привлекательность заключалась в свойственном ему моральном и социальном начале, его красоте служб, обрядов, поступков.

Таким образом, факторы, повлиявшие на сложение новой системы помощи и поддержки:

1. принятие христианства,

2. изменение геополитического пространства славянских племён,




3. разрушение родового общества,

4. изменение положений в княжьем праве,

5. оформление новой общественной стратификации,

6. создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала создания иных форм поддержки и защиты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России: церковные уставы князей Владимира (996 г.) и Ярослава (XI в.) (нормы брачно-семейных отношений) и др. Основными объектами помощи были больные, нищие, вдовы, сироты, субъектами – князь, церковь, приходы, монастыри. Основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность и милостыня.

Уставом Владимира 996 г. выделялись четыре основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие; определялась десятина на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц и неимущих – церковный налог, составляющий десятую часть доходов от хозяйственной деятельности; предписывалось содержать неимущих, убогих и нищих при церквах.

Уставом его сына Ярослава отмечалось, что благотворительность (попечение о нищих и убогих) оставалась в ведении священников в приходах, епископов в епархиях.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления:

1 этап – с периода крещения Владимира I (988 г.) до 2 пол. XII в. – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель – связан с распространением христианства в Киевской Руси и наличием языческих и христианских тенденций в княжеской социальной помощи, это было связано с тем, что не всё население сразу приняло христианство. Наблюдалось три субъекта помощи: семейно-родовой, княжеский и церковно-монастырская защита. На этом этапе наблюдается формирование отдельных островков новых форм социальной поддержки в городах, а не системы защиты. Особенностью княжеской защиты является то, что изгои и прощенники, подходившие под защиту и кормление князя одновременно являлись его христианской собственностью и могли дариться церкви, уходить под её юрисдикцию. Развивается нищепитательство. Одной из его форм были трапезы (княжеские угощения людей по случаю праздненств). Братчины и праздники трансформируются на основе христианских идеологических установок. Однако не зафиксировано княжеское нищепитательство в голодные годы.

2 этап – со 2 пол. XII в. по XIII в. включительно – благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Наблюдаются изменения в функциях, мерах и средствах княжеской помощи, это связано, во-первых, с тем, что наметились тенденции роста монастырского и церковного призрения, во-вторых – князь становился хозяином-вотчинником своего удела, в-третьих, административное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество. Удельное княжение вырабатывает свою корпоративную культуру помощи и поддержки, однако наблюдаются и общие тенденции: дальнейшее проникновение христианства, строительство городов, церквей, монастырей, защита мигрантов, охрана земель от набегов соседей. Одной из новых функций князя стало восстановление городов после набегов. В частности им проводились захоронения трупов после татарских набегов в братских могилах – скудельницах с целью предотвращения распространения мора. В связи с татаро-монгольским игом наблюдается спад охранной деятельности князя.

Важнейшие черты княжеской благотворительности:

1. Княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государ­ственной системы благотворительности не суще­ствует.

2. Участие в призрении оказывается не обязаннос­тью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.

Можно выделить три основные формы княжеской благотворительности:

1. раздача милостыни;

2. кормление на княжеском дворе;

3. развоз продовольствия по городу для убогих.

На Руси в этот период сложилась своеобразная система социальной помощи, включающая в себя два основных компонента: подвижничество и нищенство.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, склонны были ставить её под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, те. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Изначально монастыри существовали как закрытые сообщества. Монасты­ри представляли собой многофункциональную систему само­поддержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: об­щением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотвори­тельной, социальной деятельности. Они выполняют четыре ос­новные функции: лечение, обеспечение неимущих(в виде ока­зания единовременной помощи натуральными продуктами – милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддер­жки.

Таким образом, приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т.е. преследовала не только религиозные цели – спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающихся.

Каппадокийская школа оказала влияние на формирование идей милосердия русских книжников:

Василий Великий: милосердие связано с соболезнованием, с состраданием к ближнему, поскольку человек не может постичь предначертание свыше и своё состояние, которое постоянно меняется по воле провидения.

Григорий Нисский: милосердие есть проявление божественного начала, которое отдельного субъекта уподобляет божественной сущности.

Григорий Богослов придаёт идее милосердия характер практического наставления (высшее благодеяние) и служения (меньшее благодеяние). Общественное равенство и личная гармония между душой и телом – безопасность – достигается лишь благодаря человеколюбию.

Идеи милосердия в подходах древне-русских книжников:

Важная тема древне-русских сочинений – учение о богоустановленности власти в контексте концепции милосердия и правды. Милосердие рассматривалось как непременный атрибут и свойство власти.

Благотворительность или филантропия (от греческого слова филантропос - человеколюбие) - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям, сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Её содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от эпохи, определенных исторических условий, которые определяли масштабы благотворительности, ее материальные возможности, формы, методы и главные направления.

Особенности христианизации восточных славян:

3. принятие христианства на Руси не имело рационального начала, его привлекательность заключалась в свойственном ему моральном и социальном начале, его красоте служб, обрядов, поступков.

Таким образом, факторы, повлиявшие на сложение новой системы помощи и поддержки:

1. принятие христианства,

2. изменение геополитического пространства славянских племён,

3. разрушение родового общества,

4. изменение положений в княжьем праве,

5. оформление новой общественной стратификации,

6. создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала создания иных форм поддержки и защиты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России: церковные уставы князей Владимира (996 г.) и Ярослава (XI в.) (нормы брачно-семейных отношений) и др. Основными объектами помощи были больные, нищие, вдовы, сироты, субъектами – князь, церковь, приходы, монастыри. Основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность и милостыня.

Уставом Владимира 996 г. выделялись четыре основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие; определялась десятина на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц и неимущих – церковный налог, составляющий десятую часть доходов от хозяйственной деятельности; предписывалось содержать неимущих, убогих и нищих при церквах.

Уставом его сына Ярослава отмечалось, что благотворительность (попечение о нищих и убогих) оставалась в ведении священников в приходах, епископов в епархиях.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления:

1 этап – с периода крещения Владимира I (988 г.) до 2 пол. XII в. – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель – связан с распространением христианства в Киевской Руси и наличием языческих и христианских тенденций в княжеской социальной помощи, это было связано с тем, что не всё население сразу приняло христианство. Наблюдалось три субъекта помощи: семейно-родовой, княжеский и церковно-монастырская защита. На этом этапе наблюдается формирование отдельных островков новых форм социальной поддержки в городах, а не системы защиты. Особенностью княжеской защиты является то, что изгои и прощенники, подходившие под защиту и кормление князя одновременно являлись его христианской собственностью и могли дариться церкви, уходить под её юрисдикцию. Развивается нищепитательство. Одной из его форм были трапезы (княжеские угощения людей по случаю праздненств). Братчины и праздники трансформируются на основе христианских идеологических установок. Однако не зафиксировано княжеское нищепитательство в голодные годы.

2 этап – со 2 пол. XII в. по XIII в. включительно – благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Наблюдаются изменения в функциях, мерах и средствах княжеской помощи, это связано, во-первых, с тем, что наметились тенденции роста монастырского и церковного призрения, во-вторых – князь становился хозяином-вотчинником своего удела, в-третьих, административное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество. Удельное княжение вырабатывает свою корпоративную культуру помощи и поддержки, однако наблюдаются и общие тенденции: дальнейшее проникновение христианства, строительство городов, церквей, монастырей, защита мигрантов, охрана земель от набегов соседей. Одной из новых функций князя стало восстановление городов после набегов. В частности им проводились захоронения трупов после татарских набегов в братских могилах – скудельницах с целью предотвращения распространения мора. В связи с татаро-монгольским игом наблюдается спад охранной деятельности князя.

Важнейшие черты княжеской благотворительности:

1. Княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государ­ственной системы благотворительности не суще­ствует.

2. Участие в призрении оказывается не обязаннос­тью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.

Можно выделить три основные формы княжеской благотворительности:

1. раздача милостыни;

2. кормление на княжеском дворе;

3. развоз продовольствия по городу для убогих.

На Руси в этот период сложилась своеобразная система социальной помощи, включающая в себя два основных компонента: подвижничество и нищенство.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, склонны были ставить её под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, те. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Изначально монастыри существовали как закрытые сообщества. Монасты­ри представляли собой многофункциональную систему само­поддержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: об­щением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотвори­тельной, социальной деятельности. Они выполняют четыре ос­новные функции: лечение, обеспечение неимущих(в виде ока­зания единовременной помощи натуральными продуктами – милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддер­жки.

Таким образом, приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т.е. преследовала не только религиозные цели – спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающихся.

Каппадокийская школа оказала влияние на формирование идей милосердия русских книжников:

Василий Великий: милосердие связано с соболезнованием, с состраданием к ближнему, поскольку человек не может постичь предначертание свыше и своё состояние, которое постоянно меняется по воле провидения.

Григорий Нисский: милосердие есть проявление божественного начала, которое отдельного субъекта уподобляет божественной сущности.

Григорий Богослов придаёт идее милосердия характер практического наставления (высшее благодеяние) и служения (меньшее благодеяние). Общественное равенство и личная гармония между душой и телом – безопасность – достигается лишь благодаря человеколюбию.

Идеи милосердия в подходах древне-русских книжников:

Важная тема древне-русских сочинений – учение о богоустановленности власти в контексте концепции милосердия и правды. Милосердие рассматривалось как непременный атрибут и свойство власти.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.

Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.

Основные вопросыОсновные тенденции княжеского попечительства. Церковно-монаст.

Основные вопросы
Основные тенденции княжеского попечительства.
Церковно-монастырская система благотворительности.

ЛитератураВосточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православи.

Литература
Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., 1995.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. - М.; СПб., 1995.

1. Основные тенденции княжеского попечительства.Развитие княжеского попечител.

Этапы развития княжеской социальной помощи (Х - Х111) 1) Х - Х1 вв. - сочетан.

Этапы развития княжеской социальной помощи (Х - Х111)

1) Х - Х1 вв. - сочетание христианских и языческих тенденций.
2) Х11 - Х111 вв. - рост административных тенденций при организации помощи нуждающимся

Первый этап княжеской помощи Необходимость княжеской защиты обуславливалась р.

Первый этап княжеской помощи

Необходимость княжеской защиты обуславливалась разрывом прежних (в рамках родовой общины) социальных связей

Первый этап княжеской помощиЗаконодательное утверждение княжеской помощи изго.

Первый этап княжеской помощи
Законодательное утверждение княжеской помощи изгоям (Русская Правда) при Ярославе Мудром и его приемниках.
Развитие княжеского нищелюбия.

ИЗГОЙ - Свободный человек, лишившейся покровительства со стороны общины. Прич.

ИЗГОЙ -
Свободный человек, лишившейся покровительства со стороны общины. Причины отхода от родовой общины могли быть разными (например, в результате нарушения культа).

НИЩЕЛЮБИЕ - Добродетель, состоящая в оказании помощи нищим (исцеление больных.

НИЩЕЛЮБИЕ -
Добродетель, состоящая в оказании помощи нищим (исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни), одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей.

Оценки нищелюбия в историографии:А. Стог Е. Максимов В. Горемыкина

Оценки нищелюбия в историографии:
А. Стог
Е. Максимов
В. Горемыкина

А. Стог (начало XIX в.)Благотворительная деятельность русских князей - древне.

А. Стог (начало XIX в.)
Благотворительная деятельность русских князей - древнейшая форма общественного призрения.

Е. Максимов (конец XIX в.)Нищелюбие носило благотворительный, добровольный ха.

Второй этап княжеской помощиИзменения обусловлены: 1) ростом монастырского и.

Второй этап княжеской помощи
Изменения обусловлены: 1) ростом монастырского и церковного призрения; 2) князь становился хозяином-вотчинником своего удела; 3) осложнением княжеской власти в следствии монголо-татарских набегов и данничества.

Княжеская помощь выражалась в:Защите монастырей и населенных пунктов от набег.

Княжеская помощь выражалась в:
Защите монастырей и населенных пунктов от набегов.
Организации восстановления города.
Захоронении погибших от набегов (выполнение христианского долга и профилактика эпидемий).

2. Церковно-монастырская система благотворительностиМонастырская система. При.

2. Церковно-монастырская система благотворительности
Монастырская система.
Приходская система.

Приходская системаСочетала конфессиональные и гражданские функции.

Приходская система
Сочетала конфессиональные и гражданские функции.

Конфессиональные функцииИсполнение ритуала Организация специализированных учр.

Конфессиональные функции
Исполнение ритуала
Организация специализированных учреждений, направленных на оказание помощи нуждающимся (больницы и т.п.)

Гражданские функцииПриобретение земель Строительство богаделен Сбор долгов и.

Гражданские функции
Приобретение земель
Строительство богаделен
Сбор долгов и раздача денег нуждающимся

Типы благотворительных учрежденийСтранноприимницы - строила церковь Больницы.

Типы благотворительных учреждений
Странноприимницы - строила церковь
Больницы - строили благотворители (князья, либо церковные деятели)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 170 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.07.2020 358
  • PPTX 102.5 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Краткая история княжеского попечительства в Древней Руси. Оказание помощи нищим как одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. Основные тенденции княжеского попечительства. Особенности социальной работы и нищелюбия в X-XIII веках.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2020
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История социальной работы: проблемы княжеского нищепитательства на Руси 10-13 вв.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

3. ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСКОГО НИЩЕЛЮБИЯ

Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальные проблемы существовали всегда. В отечественной истории их решали по-разному -- нередко совершенно разными методами, руководствуясь разнообразной мотивацией, создавая и развивая различные формы социальной работы.

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища -- эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.

Целью данной работы является ознакомиться с княжеским нищепитательством на Руси в период X-XIII вв.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

? ознакомиться с историей княжеского попечительства в Древней Руси;

? изучить основные тенденции княжеского попечительства.

Работа выполнена на основе изучения, обобщения учебной и научной литературы.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

княжеский попечительство история русь

Помощь нищим, милостыня, известна на Руси с древних пор.

Кроме того, Владимир учредил училища для обучения детей знатных людей, среднего состояния и убогих. А новгородский князь Ярослав Владимирович (ум. 1201) открыл сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

После крещения Руси князь Владимир, в подражание византийским императорам, стал проводить некоторые княжеские “мероприятия” по оказанию помощи нуждающимся: раздачу государственной милостыни и т.п. Особое впечатление на современников производили его регулярные огромные пиры, которые могли посещать все желающие, а для немощных и убогих пищу развозили на телегах по всему Киеву. Но главными объектами княжеских милостей оставалась его главная опора - дружинники, которых он “ласкал без меры”[ 4, с. 26].

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность,

Таким образом, можно выделить три основных формы княжеской благотворительности:

? кормление на княжеском дворе;

? развоз продовольствия по городу для убогих [1, с. 19].

Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения -- нищих, убогих, вдов, сирот -- явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты.

В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит как бы два этапа. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси и его условно можно обозначить, начиная с момента крещения Владимира I до второй половины XII в. (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах восточнославянских земель). И границы второго этапа -- вторая половина XII в. по XIII в. (включительно), когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Следует обратить особое внимание и на ту роль, которую сыграла христианизация Руси в развитии системы образования как одной из косвенных форм социальной поддержки. Становление системы различных школ и училищ в Древней Руси проходило достаточно сложно. Если мы имеем данные об их активной организации в конце Х - начале XII вв. князьями Владимиром Святым, Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом, то позднее, уже во второй половине XII и, особенно в XIII столетии, число таких школ явно сократилось. Связано это было как с распадом раннефеодального и сравнительно централизованного государства - Киевской Руси - на отдельные, фактически самостоятельные княжества, так и с последствиями татаро-монгольского нашествия, когда многие очаги культуры - города - были сильно разрушены или просто уничтожены[4, с. 27].

3. ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСКОГО НИЩЕЛЮБИЯ

Но больше всех, как отмечают предания, напоминал своей благотворительной

Эти тенденции развития благотворительности и зарождения первичных форм общественного призрения в Киевской Руси были прерваны татаро-монгольским нашествием. На первый план в этот период выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы уважительно относились к духовенству, неоднократно давали российским митрополитам грамоты (ярлыки), освобождавшие церкви и монастыри от дани и поборов, тем самым не лишая духовенства средств для призрения нуждающихся.

Когда русские княжества находились под властью Золотой Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Поэтому весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель -- вотчин, а значит, и населения (к ним относятся князья Александр Ярославич, позднее Иван Калита). Московский царь Иван Данилович получил прозвище Калита (мешок с деньгами), за обыкновение постоянно носить с собой кошелек и раздавать из него милостыню убогим и нищим[1, с. 21].

В результате проделанной работы были выявлены основные события княжеского нищепитательства на Руси в период X-XIII вв.

Данный период характеризуется возвышение княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.

Княжеская благотворительность в Древней Руси не переступала рамок частного призрения, отсюда выделяются ее основные черты:

? княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государственной системы благотворительности не существует;

? участие в призрении оказывается не обязательностью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.

1. Костина Е. Ю. История социальной работы: учебное пособие / Е. Ю. Костина.- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.? 210 с.

3. Платонова Н. М. Введение в теорию социальной работы: учебное пособие / Н. М. Платонова - СПб.: СПбГИПСР, 2009. - 188 с.

4. Спирина В. И. История социальной работы в России и на Кубани: учебное пособие / В. И. Спирина, М. Л. Спирина.? Армавир: РИО АГПА, 2013. - 81 с.

5. Фирсов М. В. История социальной работы в России: учебное пособие / М. В. Фирсов. - М.: Гуманист. изд. центе ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

Подобные документы

Основные направления защиты и помощи нищим на Руси. Тенденции развития княжеского попечительства на Руси с XII в. по XIII в. Х–ХI вв. – сочетание христианских и языческих тенденций. ХII–ХIII вв. – рост административных тенденций при помощи нуждающимся.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 26.06.2013

Внутрисемейные отношения польского и чешского княжеского дома, начиная с дохристианского периода. Рассмотрение истории первых девяти поколений польской правящей династии - княжеского рода Пястов и девяти поколений чешского княжеского рода Пржемысловичей.

дипломная работа [457,0 K], добавлен 16.02.2015

Анализ экономических, социальных и духовно-нравственных факторов княжеского попечительства слабозащищенных слоев населения. Исследование основных форм княжеской благотворительности на Руси. Роль церкви и тенденции развития благотворительности на Руси.

контрольная работа [15,3 K], добавлен 12.09.2011

Факторы, влияющие на появление и развитие государственности и уникальности Великого княжества Литовского. Анализ жизни и деятельности первых литовских князей. Феномен княжеского рода Радзивиллов, исследование генеалогического древа данной династии.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 07.07.2010

Прекращение деятельности городских вече. Зависимость князей от татарского хана; порядок княжеского владения. Власть великого князя Владимирского до конца XIV века. Эмансипация Рязани и Твери от подчинения великому князю Московскому и Владимирскому.

реферат [39,5 K], добавлен 29.10.2008

История становления и развития Тверского княжества, попытки приобретения им независимости. Социально-правовое положение женщин в период татаро-монгольского ига. Характерные черты средневековых тверских княгинь и их роль в управлении государством.

реферат [25,5 K], добавлен 16.05.2009

Политическое объединение восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века. Родовое владение землей. Разложение родового порядка княжеского владения. Власть великого князя над родичами. Географическое размещение русского населения.

Читайте также: