Кносский лабиринт царя миноса на крите кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все о Минойском лабиринте / Лабиринте Минотавра

Немногие тайны и мифы Древнего Мира так притягивают внимание людей, как Минотавр и его лабиринт. Мифический лабиринт Минотавра и его история - это не что иное, как источник происхождения названия самого Эгейского моря.

Где находится Лабиринт Минотавра?

Говорят, что Лабиринт Минотавра находился в самой глубине Кносского дворца - главного дворца Минойцев, славной цивилизации Бронзового века Крита.

Откуда произошло слово Лабиринт?

Любителям этимологии будет приятно представить, что лабиринт Минотавра - это не "лабиринт", а скорее "лабиринт" - происхождение самого слова. Во время раскопок Кносского дворца были обнаружены изображения топора с двойным лезвием - лабриса - священного символа минойской культуры. Символ лабриса можно увидеть в образцах линейного письма Б. В соответствии с таким толкованием, предложенным сэром Артуром Эвансом - археологом, раскопавшим среди прочего Кноссос, слово "лабиринт" должно обозначать "дворец двустороннего топора".

Лабиринт Минотавра в Кносском дворце

Это одна из теорий происхождения этого слова. Другое предположение - это слово "лавра", которое означает "узкая улица". В классическом понимании под словом "лабиринт" понимают подземный комплекс сложных запутанных проходов. Сэр Артур Эванс при раскопках дворца обнаружил, что комплекс чрезвычайно сложен, и высказал предположение что первоначальный лабиринт и был самим дворцом. Любители Греческого искусства знакомы с изображением лабиринта, так как узор "Греческий ключ", повторяющийся в древнейшем орнаменте Меандре, является его упрощенной версией. Более сложные изображения лабиринта из семи проходов можно увидеть на монетах.

Почему Минотавр был заключен в Лабиринт?

Как мы уже упоминали выше, Минотавр был страшным чудовищем. Наполовину бык, наполовину человек он не смог жить среди людей, об этом мы расскажем ниже.

Минотавр

Находясь в заточении в лабиринте, он не был опасен для других жителей дворца.

История Лабиринта

Когда Минотавр родился, то его вскормила его мать - Пасифая, супруга царя Миноса. Однако, по мере того, как он рос, он становился ненасытным. Поскольку он был неестественным существом, гибридом человека и зверя, у него не было естественной пищи и он стал питаться людьми. Царь Минос, от имени которого и был назван Минотавр (Бык Миноса), - муж Пасифаи - посоветовался с оракулом (некоторые говорят в Дельфах), чтобы принять решение, что делать со зверем. Оракул посоветовал создать лабиринт. Дедал - тот самый мастер-ремесленник и инженер, который сконструировал хитроумное приспособление из-за которого был зачат Минотавр, и который позже создал крылья для себя и своего сына Икара, придумал сложный лабиринт, в котором можно было безопасно спрятать чудовище.

Панорама Лабиринта в Кносском дворце

Миф об Андрогеосе

Андрогеос, имя которого происходит от слов "мужчина" (андрас) и "земля" (геос) был сыном царя Миноса. Он был опытным атлетом и это его погубило. Он принимал участие в Панафинейских спортивных играх и одержал победу, после чего был убит. Существует много версий относительно этого происшествия. Он мог попасть в засаду, устроенную его потенциальными соперниками по пути в Фивы, где ему предстояло принять участие в следующих соревнованиях. Другая версия заключалась в том, что он мог быть убит в схватке с марафонским быком на конкурсе, организованном Эгеем - царем Афин. Еще одна версия - он был убит афинянами и мегарцами. В любом случае царь Минос возложил ответственность на афинян, и цена за смерть его сына для Афин была высокой.

Развалины Кносского дворца на Крите

Афины были обязаны высылать 7 юношей и 7 девушек каждые 7 или 9 лет (а по некоторым источникам и ежегодно). Эти молодые люди отправлялись безоружными в лабиринт на съедение Минотавру, или чтобы заблудиться и погибнуть в глубинах лабиринта.

Кем был Тесей?

Тесей был сыном Эгея, исконного царя Афин и Эфры, дочери Петфея - царя Трезена на северо-востоке Пелопоннеса. Тесей был зачат после пророчества Дельфийского оракула, к которому обратился за советом бездетный Эгей.

Дельфы

Проведя ночь с Эгеем и оставив его спящим, Эфра - по указанию богини Афины - отправилась вброд на остров, где в ночи ею овладел Посейдон. Таким образом жизнь Тесею дали 2 отца - смертный и божественный. И это обстоятельство наделило его огромной силой. Эфра вернулась в Трезен, а Эгей готовился вернуться в Афины. Перед отъездом он спрятал под камнем свой меч и сандалии и сказал Эфре, что когда младенец окрепнет, то он сдвинет камень и найдет доказательство своего царского происхождения. Затем он отбыл в Афины. На своем пути, как и все герои, он столкнулся со многими трудностями и победил некоторых великих мифологических зверей.

Сердце Лабиринта

В конце концов - в тот момент, когда он должен был быть отравлен своей женой Медеей, которая хотела, чтобы на трон взошел ее собственный сын - Эгей узнал сандалии и меч Тесея, и понял, что пришел его наследник.

Тесей и Минотавр в Лабиринте

Отважный Тесей решил раз и навсегда покончить с варварской данью, которую требовал Крит от афинян. Чтобы сделать это он отправился на Крит в составе 7 юношей и 7 девушек, посланных в жертву. Таким образом, он попал в Кноссос, о чем не было известно царю Миносу. Целью Тесея было войти в лабиринт, найти Минотавра и уничтожить его.

Северный вход в Кносский дворец

Ариадна - дочь царя Миноса - влюбилась в Тесея с первого взгляда. Он посвятил ее в свои планы, и она обратилась за консультацией к Дедалу - автору лабиринта. Он дал рекомендации Тесею идти только прямо и вниз, чтобы достичь сердца лабиринта, где обитал Минотавр. Чтобы найти дорогу обратно из лабиринта, Ариадна дала ему клубок ниток. Он привязал конец нити к дверному косяку у входа в лабиринт и распутывал его по пути своего следования. Отправляясь в путь, он пообещал Ариадне, что если он вернется с победой, то возьмет ее с собой, когда покинет Кноссос.

Победа над Минотавром

Юноши и девушки должны были войти в лабиринт безоружными, чтобы стать легкой добычей Минотавра. Однако Тесей спрятал кинжал под своей туникой. По некоторым сведениям он нашел Минотавра спящим, но тем не менее борьба была ожесточенная. Тесей одержал победу, и все юноши и девушки невредимыми вышли из лабиринта вместе с ним. Затем он бежал вместе со всеми, а также с Ариадной и ее младшей сестрой Федрой.

Наксос

Казалось, он устал от Ариадны, потому что он оставил ее на острове Наксос. Но мы не должны жалеть ее, потому на острове ее встретил бог виноделия Дионис и женился на ней. По некоторым сведениям, оправдывающим поступок Тесея, Дионис потребовал оставить Ариадну на Наксосе для него. По другой версии Афина велела Тесею оставить Ариадну на острове. В любом случае, отъезд Тесея с Наксоса был поспешным. И в спешке он забыл одну важную деталь.

Горе царя Эгея

Перед отправлением в героическое путешествие к лабиринту, Тесей договорился со своим отцом-царем о сигнале. Корабль отправился в плавание под черными парусами. В случае победы, нужно было заменить паруса на белые. Покидая Наксос, Тесей забыл об этом уговоре.

Храм Посейдона на мысе Сунион

Царь Эгей изучал горизонт на мысе Сунион, где сейчас находится храм Посейдона. Когда показался корабль с черными парусами, Эгей решил, что Тесей мертв. Охваченный горем, он бросился в море и утонул. Именно так Эгейское море получило свое название.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса — находится примерно в 5-6 км к югу от города Ираклион (Крит) в Средиземном море на самом большом острове — Крит. Кносский дворец был наиболее впечатляющим и роскошным зданием на всей территории Европы бронзового века (2800-1100 до н.э.).

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса

Афинский художник и скульптор Дедал — был одаренным человеком родом из Кносса. Он построил по прямому приказу царя Миноса знаменитый Лабиринт с такими запутанными ходами, если кто то входил в него, то не мог найти выход.

В этом запутанном дворце Лабиринте царь Минос скрывал сокровенную тайну своей жены Пасифаи которая была неверной, она воспылав страстью к белому быку, родила Минотавра — чудовище походившего на получеловека и полубыка.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса

Как по закону по прошествии 7-лет местные жители должны были приносить Минотавру в жертву по семь молодых девушек и молодых мужчин. В третий раз в лабиринт отправился добровольцем Тесей, сын Эгея, чтобы сразиться с Минотавром. И он победил его, а дорогу назад нашел благодаря нити, нить он прикрепил у входа так что найти выход было не трудно.

Теперь когда прошло уже больше 2000 тысячи лет о нем теперь говорят с крайней правдивостью слаучайностью или нет открытиям археолога Эванса. Этот незаурядный ученый ищущий иероглифические письма с которыми он познакомился в Оксфордском музее — прибыл на остров Крит. Письма якобы происходили со Спарты или острова Крит. По приезду Эванс планировал задержаться здесь всего на 7 дней, когда Эванс прогуливался по городу Гераклиону его внимание завлекло холм. Холм назывался Кефал. Он начал раскопки, которые завершились через 30 лет.

Кносский дворец-лабиринт — уникальный сад блужданий — состоял из множества разбросанных помещений не имеющих определенного смысла, тем более расположенных на разных уровнях, в некоторых местах они достигали 4 этажей. Звучить невероятно но в дворце было обнаружено 1300 комнат! В нем находились кладовые, царские покои, царский трон, комнаты для культовых процессий, царскую лестницу с колоннами и царскую ложу амфитеатра.

Кносский дворец

Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.

Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Легенда о Минотавре

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Букингемский дворец

Букингемский дворец в Лондоне 12979 5 1

Кносский дворец

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Кносский дворец

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Дворец Альгамбра

Дворец Альгамбра в Гранаде 12979 3.75 0

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Кносский дворец или Лабиринт Минотавра - это самая значимая достопримечательность Крита. По своей популярности с Кносским дворцом может сравниться лишь Афинский акрополь. Ежегодно дворец посещают миллионы туристов.

История Кносского дворца

кносский дворец

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Ну, а кому лень читать статью, посмотрите наше видео о Кносском дворце, как это выглядит в реальности без прикрас и преувеличений. Наши впечатления и эмоции.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

кносский дворец западный двор


Западный двор Кносского дворца

ямы кулурес в Кносском дворце


Ямы Кулурес на западной части дворца

ямы кулурес в Кносском дворце


Исторические сведения о Кулурес на греческом и английском языках (на русском языке информации в Кносском дворце нигде нет)

Здесь же на западном дворе находится бюст Артура Эванса, он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс


Бюст Артура Эванса

Колонны Кносского дворца

Все минойские колонны Кносского дворца терракотового и чёрного цвета являются восстановленными и не сохранились в оригинале, т.к. минойцы создавали свои колонны из дерева. Это связано с частыми землетрясениями на Крите. Минойские архитекторы понимали, что при землетрясении дерево может амортизировать и устоять, а каменная колонна расколоться.

колонны Кносского дворца


Колонна в Кносском дворце

Южный вход во дворец

Если повернуться на юг вы увидите большие бычьи рога – символ мужского божества.

Поднявшись наверх, увидите большие керамические сосуды – Пифасы. Темные фрагменты Пифасов – настоящие, светлые – это реставрация. Возраст сосудов превышает 3,5 тысяч лет. В них хранили мёд, вино, оливковое масло.

Кносский дворец южный вход


Южный вход в Кносский дворец (на стене фреска "Коридор процессий")

сосуды Пифасы


Керамические сосуды Пифасы (темные фрагменты - настоящие, светлые - реставрация)

Тронный зал и покои царя

Это одно из самых важных помещений Кносского дворца. Тронный зал состоит из двух помещений.

Первая комната - приёмная - здесь посетитель готовился предстать перед царём. Здесь же вы увидите деревянную копию трона царя.

Второе помещение за стеклом – тронный зал. У правой стены расположен настоящий трон, выполненный из камня. По обеим сторонам трона находятся скамьи, на них располагались жрецы. На стенах можно увидеть реставрированные изображения грифонов. У грифонов голова орла, тело льва, хвост змеи, это символизирует соответственно верхний, средний и нижний миры. Т.е. грифоны соединяют в себе все уровни бытия.

Чаша, находящаяся перед троном – в действительности находилась в прихожей. Она имела культовое предназначение. Слева, напротив трона находится еще одно небольшое помещение. Это бассейн очищений. Таких бассейнов на территории Кносского дворца было обнаружено несколько. Они предназначались для совершения священных омовений и символизировали очищение человека. Ведь только чистый душой человек мог предстать перед царём.

тронный зал в Кносском дворце


Тронный зал можно сфотографировать только через стекло, отстояв большую очередь

тронный зал в Кносском дворце


За колоннами находится бассейн очищения

трон в Кносском дворце


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

кносский дворец центральный двор


Центральный двор Кносского дворца (очередь как раз выстроилась к тронному залу)

Покои царицы

Здесь царица проводила большую часть дня. Покои прекрасно сохранились до наших дней. Здесь была найдена фреска с изображением дельфинов. Сегодня она находится в музее, а на её месте размещена точная копия.

Также здесь вы увидите два дверных проёма. Первый вёл в покои царицы, второй – в покои царя. Справа был выход в небольшой внутренний дворик. Слева был обнаружен будуар царицы (в настоящее время туда пройти нельзя). Ещё одна важная находка – здесь же была полноценная ванная комната с каменным туалетом и канализационная система. Почти 4 тыс. лет назад в 17-18 вв. до нашей эры во многих домах Кносского дворца уже было центральное водоснабжение и канализация!

Кносский дворец покои царицы


Покои царицы в Кносском дворце можно посмотреть только через стекло также отстояв очередь

Восточное крыло Кносского дворца или большая лестница

В восточной части дворца было 4-5 этажей. В центре восточного крыла большой четырёхугольный колодец, он был необходим для освещения и вентиляции ниже расположенных уровней. Многие ступени сохранились в оригинале. По этой лестнице можно было спуститься в царские покои.

Северный вход в Кносский дворец (фреска с красным быком за колоннами)

Северный вход– это самая узнаваемая часть Кносского дворца - стена с изображением скачущего быка за тремя колоннами. Через северный вход дворец сообщался с портом.

Что касается фрески с изображением быка – она, конечно же, реставрирована. Оригинал находится в музее.

Когда Кносский дворец был полностью разрушен землетрясением, данная фреска с быком оставалась целой и невредимой. Найдя данную фреску, греки именно по ней создали легенду про быка Минотавра в лабиринте. Как это ни печально, но, скорей всего, лабиринт никогда не существовал, по крайней мере в реальном мире. Возможно, минойцы подразумевали лабиринт, как промежуточный этап, между миром живых и миром мёртвых. Как путь или испытание, которое должна преодолеть душа на пути в лучший из миров. Чтобы войти в лабиринт, минойцу надо было умереть.

Кносский дворец


Самая узнаваемая часть Кносского дворца - фреска с быком и тремя колоннами

Кносский дворец


Подняться к фреске и столбам нельзя, все перекрыто ограждениями. Если кто-то начинает перелезать, охрана громко свистит в свисток

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

театр в Кносском дворце


Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

фреска в кносском дворце


Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий.

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

фрески в кносском дворце


Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

фрески в кносском дворце


На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком. На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

фреска игра с быком в кносском дворце


Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями. Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

фреска принц с лилиями


"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

карта кносского дворца

карта кносского дворца

карта кносского дворца

Далее немного поделимся своими впечатлениями о Кносском дворце.

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре, но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите экскурсию в Кносский дворец , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

стоимость билета в кносский дворец

часы работы кносского дворца

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Читайте также: