Книжная и журнальная графика xx века кратко

Обновлено: 25.06.2024

Книжная графика. Основные элементы книги

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Книжная графика. Основные элементы книги отключены

Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства.

Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т.д. (обложка, титульный лист, шмуцтитул и пр.) Иллюстрирование книги (от лат. illustratio – наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида). Сразу же оговоримся, что такое разделение весьма условно. В хорошей книге невозможно проследить, где кончается оформление и начинается иллюстрирование. Нам известны примеры убедительного решения идейного замысла и строя книги только средствами оформления. Сплошь и рядом в элементах оформления (на обложке, титульном листе, суперобложке и т.д.) мы встречаем рисунок, способствующий раскрытию литературного текста. Настоящие иллюстрации в книге, при всей глубине идейного, образного решения, в

свою очередь не теряют декоративности, не перестают быть элементами украшения книги, отлично гармонирующими с набором, бумагой – с природой книги.

Сложный организм книги состоит из многих элементов. Ознакомимся с теми элементами, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.

Пример титула

Обложка (переплет) – художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).

Суперобложкой (от лат. super – сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги

В.Фаворский. Разворотный титул. 1931.

В.Фаворский. Разворотный титул. 1931.

поверх об- ложки. Главная задача суперобложки – привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.

Титул, или титульный лист – правая половина первого разворота книги.

Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу – контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.

Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На нём помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.

Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел тек- ста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.

Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

Инициал (от лат. initialis – начальный) – начальная буква какого либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала – буквица.

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или

Таков краткий перечень элементов книги. Кроме обязательного для каждой книги обложки и титула, все остальные эле- менты вводятся в той степени, как того требуют цели, назначение книги, ее объем, тираж и замысел художника.

Творческий процесс в искусстве книжной графики сложен. Художник должен уловить дух литературного произведения, его стиль и отразить в своем творчестве. Перед ним стоит задача – раскрыть средствами изобразительного искусства идейно-художественное содержание произведения, сохранить единство об-разного и декоративного строя книги с духом произведения, стилем писателя и дать в своем индивидуальном изобразительном решении современную оценку литературного произведения.

Немаловажной стороной искусства книжной графики является обязательный учёт особенностей полиграфической структуры книги, её своеобразной природы как культурной ценности и как вещи. Художник книги должен работать в строго определённом, заранее обусловленном размере (формате). Существуют определённые наиболее рациональные стандартные форматы.

Художник не может произвольно изменять пропорции листа, что создаёт известные трудности, особенности в композиции. Исходя из обязательного формата, художник определяет объём книги, количество и вид изобразительных элементов, их распределение по всей книге, для него должно быть ясно, каким шрифтом будет набран текст, каковы пропорции полосы набора и полей страницы. Все изобразительные эле- менты в книге очень тесно связаны со шрифтом. Создание шрифтов – древнее и высокое искусство. Много поколений художников трудились над созданием шрифтов красивого рисунка, совершенных пропорций, шрифтов ясных, удобочитаемых и разнообразных по начертанию. Только располагая разнообразными и красивыми шрифтами, можно успешно решать задачи оформления книги. Шрифтовые элементы обложки, титулы, суперобложки, шмуцтитулы, отдельные заголовки, как правило, рисуются художниками. Надо достигнуть их гармоничного сочетания с наборными шрифтами, с изобразительными элемента- ми. Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь видоизменять существующие шрифты и создавать новые – соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру

литературного произведения. Постоянно заботясь о полиграфическом и художественном единстве книги, художник обязан знать хотя бы основы полиграфического производства и быть в тесном контакте с издательскими работниками, готовящими книгу к изданию, и полиграфистами. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично связаны с плоскостью бумаги, с полосой набора. Работая, например, над иллюстрацией, художник должен чётко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги.

И.Билибин. Инициал. 1921.

Для современной книжной графики характерны разнообразные поиски, смелые эксперименты многих мастеров, различных по творческому облику.

Отдельной строкой в искусстве книжной графики следует считать журнальную и газетную графику. Специфика периодических изданий ставит перед журнальной и газетной графикой свои, особые задачи. Если книга служит человеку продолжительное время и бывает посвящена определенной теме, одной отрасли знаний, то быстро сменяющиеся (периодические) журналы и газеты содержат самый разнообразный материал, отражающий задачи дня, освещающий самые различные области деятельности человека. Газета служит один день, прочитывается быстро, и все изобразительные элементы ее должны сразу укладываться в сознании, а следовательно, быть простыми, красивыми и четкими, удобными для быстрого восприятия. Лучше всего в газетах воспринимаются штриховые рисунки. Журнал помещает материал обзорного, обобщающего характера. Нередко журнал адресуется определенному кругу читателей (сельскохозяйственный журнал, журнал о здоровье, журнал о моде и т.д.). Но и для журнала характерны разнообразие материала и крат- кий срок службы. Форматы журналов и верстка текста в них значительно отличаются от книжных. Журнальный рисунок должен быть выразительным и броским, хорошо гармонировать с заголовками и наборным текстом. Очень хороши для журнала зарисовки. Их выгодно отличает от фотографий способность художника отображать самое типичное, обобщить

явление, создать образ, характер; к тому же рисунки значительно лучше вяжутся с набором, чем фотографии. Сегодня, к сожалению, наши газеты и журналы зачастую изобилуют штампами, которые позволяет легко и быстро использовать компьютерная техника.

Мероприятия по улучшению печати. Деятельность Революционного трибунала печати. Новая тематика в печати: пропаганда советского патриотизма, политическое воспитание трудящихся, разоблачение врагов революции.

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, большое количество шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.

По назначению различаются: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Специфическим массовым видом в газетно-журнальной графике является карикатура. Одна из основных областей применения графики – Книга. С рукописной книгой древности и Средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку буква является графическим знаком.

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практикидизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг сталивыпускать журналы.




Только с возникновением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения произошел настоящий прорыв в технологиях допечатной подготовки. Благодаря цифровым технологиям даже один-единственный специалист теперь на профессиональном уровне может обрабатывать фотографии и создавать макеты любой сложности. В дополнение к упрощению самого процесса допечатной подготовки дизайнеры получили возможность создавать коллажи и эффекты, которые ранее либо вообще было невозможно сделать, либо такая работа требовала очень больших усилий.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? К сожалению, несмотря на всю мощь современных цифровых систем допечатной подготовки, надо сказать, что по качеству современная печатная продукция зачастую уступает изданиям вековой давности. Обилие опечаток, ошибок в макетах и брака при печати. Все это, в первую очередь, – обратная сторона упрощения процесса допечатной подготовки. Если еще 15-20 лет назад каждый специалист, принимавший участие в допечатной подготовке и печати, в совершенстве знал свое дело, имея за плечами многолетний опыт, то сейчас даже ответственные работы зачастую выполняются людьми, не имеющими достаточной профессиональной подготовки. Тем более, если учитывать скорость развития современных технологий, даже опытные сотрудники не всегда успевают овладевать новыми программными и аппаратными средствами, что зачастую вынуждает их вместо выполнения прямых обязанностей заниматься постоянным повышением своей квалификации.

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся, по сути, в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, A3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются кстатье, комментарию, печатают аналитические,проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди сталимыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа,обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников:журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечениядополнительного иллюстрационного материала(фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных, прежде всего), используют немало фотографий больших и малыхразмеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелыедизайнеры стремятся придать качество конкретности.

В то же время наблюдается тенденция к все более активному использованию цвета лаже в недорогих ежедневных газетах. Это неудивительно, так как цвет делает газету более заметной и привлекательной. Дизайнеру необходимо учитывать особенности газетной бумаги, чтобы цветные плашки и фотографии хорошо смотрелись на печати – величина растаскивания на газетной бумаге больше, чем на офсетной и тем более мелованной.

Усложняется композиция полос, и если у одних изданий это имеет характер разо вого приема (своеобразная закладка с вопросами-ответами на тематической полосе), то для других газет – это основной принцип верстки, способ придать ей искомую динамику и необычность. Нередко материалы в газетах ставятся на развороты – через средник. Грамотно подготовленная модульная сетка – основа любой газеты. Модульная сетка газет обычно более сложная и развитая, чем журналов,особенно широкоформатных газет.

Итак, то, что функционально, визуально привлекательно, современно – это пригодно для газет, пусть это и пришло из журналов.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя иимеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, каккнига. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а врамках всегономера журналаиспользуют самые различные дизайнерские подходы.

Развитие журналистики нового периода журналистика России сегодня (1992-2002 гг.)

СМИ в период перестройки общества (апрель 1985-1991гг.)

Журналистика советского государства

Мероприятия по улучшению печати. Деятельность Революционного трибунала печати. Новая тематика в печати: пропаганда советского патриотизма, политическое воспитание трудящихся, разоблачение врагов революции.

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, большое количество шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.

По назначению различаются: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Специфическим массовым видом в газетно-журнальной графике является карикатура. Одна из основных областей применения графики – Книга. С рукописной книгой древности и Средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку буква является графическим знаком.

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практикидизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг сталивыпускать журналы.

Только с возникновением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения произошел настоящий прорыв в технологиях допечатной подготовки. Благодаря цифровым технологиям даже один-единственный специалист теперь на профессиональном уровне может обрабатывать фотографии и создавать макеты любой сложности. В дополнение к упрощению самого процесса допечатной подготовки дизайнеры получили возможность создавать коллажи и эффекты, которые ранее либо вообще было невозможно сделать, либо такая работа требовала очень больших усилий.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? К сожалению, несмотря на всю мощь современных цифровых систем допечатной подготовки, надо сказать, что по качеству современная печатная продукция зачастую уступает изданиям вековой давности. Обилие опечаток, ошибок в макетах и брака при печати. Все это, в первую очередь, – обратная сторона упрощения процесса допечатной подготовки. Если еще 15-20 лет назад каждый специалист, принимавший участие в допечатной подготовке и печати, в совершенстве знал свое дело, имея за плечами многолетний опыт, то сейчас даже ответственные работы зачастую выполняются людьми, не имеющими достаточной профессиональной подготовки. Тем более, если учитывать скорость развития современных технологий, даже опытные сотрудники не всегда успевают овладевать новыми программными и аппаратными средствами, что зачастую вынуждает их вместо выполнения прямых обязанностей заниматься постоянным повышением своей квалификации.

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся, по сути, в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, A3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются кстатье, комментарию, печатают аналитические,проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди сталимыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа,обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников:журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечениядополнительного иллюстрационного материала(фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных, прежде всего), используют немало фотографий больших и малыхразмеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелыедизайнеры стремятся придать качество конкретности.

В то же время наблюдается тенденция к все более активному использованию цвета лаже в недорогих ежедневных газетах. Это неудивительно, так как цвет делает газету более заметной и привлекательной. Дизайнеру необходимо учитывать особенности газетной бумаги, чтобы цветные плашки и фотографии хорошо смотрелись на печати – величина растаскивания на газетной бумаге больше, чем на офсетной и тем более мелованной.

Усложняется композиция полос, и если у одних изданий это имеет характер разо вого приема (своеобразная закладка с вопросами-ответами на тематической полосе), то для других газет – это основной принцип верстки, способ придать ей искомую динамику и необычность. Нередко материалы в газетах ставятся на развороты – через средник. Грамотно подготовленная модульная сетка – основа любой газеты. Модульная сетка газет обычно более сложная и развитая, чем журналов,особенно широкоформатных газет.

Итак, то, что функционально, визуально привлекательно, современно – это пригодно для газет, пусть это и пришло из журналов.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя иимеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, каккнига. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а врамках всегономера журналаиспользуют самые различные дизайнерские подходы.

Несколько лет назад я достаточно подробно изучала искусство рубежа 19-20 веков, и некоторыми фактами я хочу поделиться на форуме.

Русская графика (в том числе книжная) на рубеже 19-20 веков пережила грандиозный подъём. Одним из толчков к бурному развитию послужил кризис репродукционных технологий в конце 19 столетия. Стремление преодолеть его привело к усиленным и разнообразным поискам новых форм художественной выразительности. Пластическая сторона изображения приобретает главенствующую роль. Графика становится более декоративной, где все элементы композиции приобретают равнозначный характер. Художники изучают и перерабатывают исскуство древности и Востока. Особую роль сыграла японская гравюра "Укиё-Э", ставшая широко доступной всему миру после революции Мэйдзи, разрушевшей многовековую самоизоляцию страны Восходящего Солнца. Эстетика японского искусства привлекла русских художников и оказала влияние (непосредственно и опосредованно через западную ассимиляцию) на стремление к выразительности линии (как у К.Сомова), на использование ритмического взаимоотношения чёрных и белых пятен (как у И.Билибина, Г.Нарбута, М.Добужинскогои других), а также на применение плоских цветовых пятен с чёрной обводкой (Е.Поленова, А.Остроумова-Лебедева, А.Бенуа и др.), их орнаментальную организацию (Л.Бакст и др.)и на цветовые гармонии (В.Фалилеев и др.).

К тому же скрытые аллюзии японской гравюры оказались созвучными символическим тенденциям в русском искусстве рубежа 19-20 веков.

Билибин - обложка книги К. Бальмонта, 1907


(Диковинные птицы в данной работе - символ устремлённой ввысь души человека)

Билибин-обложка журнала, 1902


(Журнал "Печатное искусство" знакомил с издательским делом, с новинками средств печати. Изображение вещих птиц, готовых взлететь и разнести вести, соответствует символическому воплощению целей журнала)

Е.Лансере- иллюстрация к стихотворению З.Гиппиус- Глухота


(Увядающие цветы - символ обречённости человеческой судьбы)

Очень понравилось Помню еще в детстве листал книжки с иллюстрациями Билибина. Постораюсь по свободе выложить наших, Украинских книжных графиков

Буду ждать! И сюда, конечно, попозже ещё добавлю.

Чувствую сюда у меня руки не доберутся. Вся надежда на Миа. МИА, Слышишь? Как на счет наших графиков, автора герба Украины к примеру.

Рид, не торопи события, у меня и так грандиозные планы, только все это быстро не делается. Короче, я намек поняла - буду стараться изо всех сил!

Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего и по сей день .

Первые графические работы появились на самых ранных стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 1

Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили разве что украшением дома, либо предметов.Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в последствие основой алфавита.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 2

С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство.

Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако, человек пошел еще дальше: стали появляться иллюстрации к в книгах, визуально отображающие текст в них содержащийся, появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вообще вышел за рамки книг. Образованность населения увеличивалась, потребность в печатной продукции росла, что требовало и большего производства как книжных произведений, так и графичестких работ. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги - основного материала графики.

Это значит, что в основе лежит всегда рисунок, но это не мешает графике использовать в качестве дополнения, к уже сложившимся мотивам, цвет. Цвет в графике не является главным, как например в живописи , но здесь он играет вспомогательную роль.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 3

Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся также на искусстве рисунка.

В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России).

Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует границы пространственности и плоскостности. Для графических произведений могут быть свойственны тщательность построения пространства и объема, "ювелирность" разработки мельчайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.

Графические изображения нарисованные от руки

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт.

Так же как и в живописи, рисованными изображениями являются: портрет, натурморт, пезаж, анималистика, просто набросок и прочее. Единственное в чем отличие графических работ от живописи - материал. Это всегда будет, карандаш, тушь, перо, пастель, уголь, различные соусы, иногда в качестве дополнительных материалов используются акварель и гуашь. Но здесь цвет несет не основную, а вспомогательную роль, оттеняя или, наоборт, высветляя отдельные элементы рисунка.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 4

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп, лубок)

Станковая графика - род искусства графики, произведения которого:

- самостоятельны по назначению и форме;

- не включены в ансамбли книги или альбома;

- не входят в контекст улицы или общественного интерьера;

- не имеют прикладного назначения.

Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп).

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 5

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 6

Журнальная и газетная графика

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 7

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471—1528), Франсиско Гойя (1746—1828), Гюстав Доре (1832—1883), японских художников Китагава Утамаро (1753—1806), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX вв.

Читайте также: