Климов евгений александрович вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 05.07.2024

(р. 1930)-психолог, специалист в области общей психологии и психологии труда. Сфера научных исследований: проблемы индивидуального стиля деятельности и психологии труда. Основные темы исследований: психологическая классификация профессий, образ мира у представителей разных профессий, история психологии труда. Является автором и разработчиком концепции выделения и становления психологии труда как отдельной области научных и прикладных знаний.
Соч.:Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических особенностей свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения и спорта. М., 1969; Путь в профессию. М., 1974; История психологии труда в России (совместно с О.Г. Носковой). М., 1992; Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995; Психология профессионала. М.—Воронеж, 1996; Введение в психологию труда. М., 1998; Общая психология. М., 1999.

(род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) - отечественный психолог.
Биография. В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преподавателем. В 1958 г. на базе одного из ПТУ г. Казани организовал научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1968 г. - докторскую, посвященную проблеме индивидуального стиля деятельности. С 1968 г. заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. С 1976 г. по 1980 г. - профессор ЛГПУ им. А.И.Герцена, с 1980 г. - факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии. С 1986 г. - декан факультета психологии МГУ. Профессор по специальности "психология труда" (1970), член-корреспондент АПН СССР по отделению профтехобразования (1974), действительный член АПН СССР (1985). Главный редактор журнала "Вестник МГУ. Серия 14. Психология".
Исследования. В начале своей профессиональной деятельности занимался - под руководством В.С.Мерлина - исследованиями трудотерапии в нервно-психиатрической клинике. Рассматривал понятие стиля деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Инициатор ряда мероприятий, связанных с профессиональным просвещением и профессиональной консультацией, в частности введения в общеобразовательные школы предмета "Основы производства. Выбор профессии".
Сочинения. Путь в профессию. Л., 1974;
Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983;
Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1984;
(Ред.) Человек и профессия. Серия сборников. 1976-1986;
Введение в психологию труда. М., 1988;


Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) Российской академии образования.

Заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г. по 2000 г.).

Председатель Научно-методического совета учебно-методического объединения университетов Российской Федерации по психологии (с 1988 г.), председатель Научно-методического совета учебно-методического объединения по педагогическому образованию в университетах РФ, президент Российского психологического Общества (с 1994 г.).

Действительный член Международной академии психологических наук (1993), Международной академии акмеологических наук (1993), Международной академии информатизации (1994).

В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета.

В 1974 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1985 г. - действительным членом.

Области научных исследований: взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации; специфика образа мира и самосознания у представителей разнотипных профессий; вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся.

Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995).

Е.А. Климов выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вненаучных формах психологического знания о труде (1992).

Автор свыше 150 работ, среди них основные:

  • Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода. Казань, 1958;
  • Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта. Казань, 1969;
  • Школа. а дальше? Л., 1971;
  • Информационно-поисковая система “Профессио-графия”. Л., 1972 (соавт. О.И.Галкина и др., гл. ред.);
  • Введение в психологию труда. М., 1988;
  • История психологии труда в России. М., 1992 (соавт. О.Г.Носкова);
  • Образ мира в разнотипных профессиях. М.,1995;
  • Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996;
  • Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996;
  • Психология. Учебник для средней школы. М., 1997;
  • Основы психологии. Учебник для вузов. М., 1997.

Психолог, доктор психологических наук (с 1969 г.), профессор (с 1970 г.), ведущий специалист в области психологии труда, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г., в 1993 г. переизбран на новый срок). К.- председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения университетов Российской Федерации по психологии (с 1988 г.), председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения по педагогическому образованию в университетах РФ, президент Российского Психологического Общества (с 1994 г.).

Климов окончил отделение русского…

Психолог, доктор психологических наук (с 1969 г.), профессор (с 1970 г.), ведущий специалист в области психологии труда, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г., в 1993 г. переизбран на новый срок). К.- председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения университетов Российской Федерации по психологии (с 1988 г.), председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения по педагогическому образованию в университетах РФ, президент Российского Психологического Общества (с 1994 г.).

Климов - действительный член Российской Академии Образования (избран как действительный член Академии Психологических наук СССР в 1985 г., как член-корр. в 1974 г.); действительный член Международной Академии Психологических Наук (1993), действительный член Международной Академии Акмеологических Наук (1993), действительный член Международной Академии Информатизации (1994).

Области научных исследований: взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации; специфика образа мира и самосознания у представителей разнотипных профессий; вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся. Тема кандидатской диссертации: “Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов" (1959). Тема докторской диссертации: "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы" (1968). Климовым показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995). В учебнике “Введение в психологию труда” (1988) предмет психологии труда определяется следующим образом: психологическое изучение человека с точки зрения его формирования и оптимизации функционирования как субъекта труда; формулируются психологические признаки сознания развитого субъекта труда, систематизированы методы психологии труда (методы научного исследования и практического воздействия). Особое внимание уделяется методам и технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обязательного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки. Климов выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вне-научных формах психологического знания о труде (1992).

Климов Е.А.

Евгений Александрович Климов (11 июня 1930, село Вятские Поляны, Кировская область — 31 мая 2014, Москва) — советский и российский психолог, психофизиолог.

Доктор психологических наук (1969), профессор (1970), академик АПН СССР (1985; член-корреспондент с 1974); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.

Ведущий методолог коренного обновления теории и практики профессиональной подготовки психологических кадров СССР и России.

Первый президент заново основанного в 1994 году Российского психологического общества (избирался дважды — в 1994 и в 1998 годах).

Заслуженный профессор МГУ (2011).

Книги (10)

В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

Соавтор: Носкова О. Г.

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Существуют тысячи разнотипных профессий, специальностей. Простой их перечень занимает целую книгу. Как сделать выбор? Как разумно выбрать дело по душе, по плечу и с пользой для людей?

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

Соавтор: Носкова О.Г.

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Избранные психологические труды.

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

Комментарии читателей

Людмила / 28.12.2009 Я знаю что мозг развивают мысли, но также и знаю то, что мозг развивает и музыка. Даже блее того, я хочу сказать, что музыка действует больше всего на подсознание человека, а подсознание является самым мощным стимулятором умственной активности. Получаетеся какой-то взаимосвязанный круг, который может разорвать умный человек. Научите меня быть жизненным философом.

Читайте также: