Классификация информационных услуг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Создание единой научно обоснованной, рассчитанной на всеобщее признание классификации ИПУ весьма проблематично. Предлагаемые варианты иерархических классификаций часто не отвечают логическим требованиям единства основания, полноты, непересекаемости, непрерывности деления. Суть построения научной классификации ИПУ состоит в выборе и научном обосновании надежных и существенных оснований их дифференциации. Эти основания можно искать методом восхождения от абстрактного к конкретному (для теоретических классификаций), либо обобщая практический опыт (для эмпирических классификаций). По данным частотного анализа специальной литературы, на статус существенных оснований классификации ИПУ могут претендовать: характер предоставляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения, способ производства, адресность распространения и др.

По признаку характера предоставляемой информации можно различать следующие виды ИПУ:

Классификация ИПУ по этому основанию тесно связана с различением трех основных видов информационного обслуживания: документального, фактографического, концептографического.

Библиографические продукты и услуги обеспечивают удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям библиографической информации. Библиографическая продукция в форме библиографических списков, тематических подборок, библиографических пособий, сигнальных оповещений и т. п. обуславливает ориентацию потребителей в документальных потоках и массивах. Раскрывая форму и содержание первичных документов, библиографическая информация позволяет, во-первых, идентифицировать документ в ряду других; во-вторых, принять решение о целесообразности обращения к первичному документу. Библиографические продукты (библиографические записи, каталоги, списки, указатели литературы, библиографические БД) служат ресурсной базой, источником предоставления пользователям библиографических услуг (адресные, тематические, уточняющие справки, услуги библиографического информирования и др.).

Фактографические услуги предполагают удовлетворение потребностей пользователей в конкретной информации по существу вопроса. Выполнение фактографических запросов осуществляется информационными работниками либо на базе первичных документов, либо специально созданных для этих целей информационных продуктов (справочные издания, дайджесты, фактографические досье и БД, банки знаний и т. п.).

Аналитические продукты и услуги предполагают создание и предоставление специально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналитической, концептуальной, прогностической информации. Это требует проведения специальных информационных исследований, синтезирования по их результатам аналитических информационных продуктов в виде научно-аналитических обзоров, экспертных заключений, мониторинговых справок, докладов, прогнозов развития.

Консультационное обслуживание предполагает помощь пользователям в реализации информационного самообслуживания (поиск, извлечение, переработка информации, оформление результатов) путем предоставления консультационных услуг (консультации, семинары, тренинги и др.) и организации доступа к созданной специально для этих целей информационной продукции (рекламные буклеты, листовки, закладки, путеводители, руководства, указатели и т. п.).

Информационный рынок чаще всего сегментируется по комплексному признаку целевого назначения и сферы применения производимых продуктов и услуг. В структуре мирового и российского рынков ИПУ представлены сектора, обслуживающие:

• сферу профессиональной и управленческой деятельности (специальная юридическая, медицинская, педагогическая, инженерная и тому подобная информация, информация для руководителей, научно-техническая информация);

По этому основанию сегментация ИПУ может быть и более дробной, связанной со специализацией на информационном обеспечении отдельных сфер человеческой деятельности: управления, науки, производства (материального и духовного), бизнеса, образования, инфраструктуры.

Разработчики прикладной классификации ИПУ органов НТИ в ее основу положили признак способа (вида) информационного производства, выделив продукты и услуги:

• издательской и копировально-множительной деятельности;

• рекламной деятельности и т. п.

Идея классификации ИПУ в зависимости от способа их производства представляется весьма продуктивной, хотя конкретное наполнение отдельных уровней нуждается в уточнении.

По признаку широты распространения (информации адресности) различают ИПУ:

• индивидуального назначения, ориентированные на индивидуальные информационные потребности конкретного пользователя;

• группового назначения, ориентированные на близкие по содержанию информационные потребности группы пользователей, объединенных общностью профессиональных, научных, учебных, досуговых или других интересов;

• массового назначения, ориентированные на информационные потребности широкого круга пользователей.

В качестве возможных оснований классификации ИПУ могут выступать и другие признаки: режим обслуживания (разовый, текущий; пакетный, диалоговый); форма представления информации (печатная, электронная); вид носителя(бумажный, карточный, машиночитаемый, пленочный); способ передачи информации (непосредственно в информационной службе, по каналам связи на рабочее место пользователя, через посредника). При необходимости, в исследовательских пли производственных целях, вероятно создание классификаций на основе качественных характеристик производимых продуктов и услуг (полнота, оперативность, поисковые возможности и др.), их технологических особенностей (традиционные, автоматизированные, гибридные технологии; централизованная обработка, распределенный ввод данных и др.); стоимостных показателей (диапазон цен, условия оплаты, льготы). Количество возможных вариантов иерархических классификаций ИПУ может быть ограничено лишь пределами разумной достаточности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел 3. Информационные услуги.Информационные услуги: понятие, специфика пре.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Раздел 3. Информационные услуги.Информационные услуги: понятие, специфика пре.

Раздел 3. Информационные услуги.
Информационные услуги: понятие, специфика предоставления.
Классификация информационных услуг.

2. Классификация информационных услуг

2. Классификация информационных услуг

2. Классификация информационных услуг Исходя из возможных видов информационн.

2. Классификация информационных услуг

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг может быть представлена как показано на следующей схеме.

Основные виды информационных услуг

Основные виды информационных услуг

2. Классификация информационных услуг Выпуск информационных изданий означает.

2. Классификация информационных услуг

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.
Информационные издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

2. Классификация информационных услуг Ретроспективный поиск информации– это.

2. Классификация информационных услуг

Ретроспективный поиск информации– это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб.
Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

2. Классификация информационных услуг Традиционные услуги научно–технической.

2. Классификация информационных услуг

Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
подготовку обзоров в виде рукописей;
подготовку переводов текстов.

2. Классификация информационных услуг Дистанционный доступ к удаленным базам.

2. Классификация информационных услуг

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме.
Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
высокой оперативности предоставления услуг;
возможности отказа от собственных информационных систем.

2. Классификация информационных услуг Традиционно основными пользователями у.

2. Классификация информационных услуг

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном , эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными серверами с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

2. Классификация информационных услуг Услуги дистанционного доступа к базам.

2. Классификация информационных услуг

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

2. Классификация информационных услуг услуга Downloading позволяет загрузить.

2. Классификация информационных услуг

услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

2. Классификация информационных услуг Подготовка и оказание информационных у.

2. Классификация информационных услуг

Подготовка и оказание информационных услуг:
связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
обработка данных в вычислительных центрах;
предоставление программного обеспечения;
разработка и продажа информационных систем;
разработка и продажа информационных технологий.

3. Специфика предоставления информационных услуг

3. Специфика предоставления информационных услуг

3. Специфика предоставления информационных услуг Правовые аспекты. Услуги по.

3. Специфика предоставления информационных услуг

Правовые аспекты.
Услуги по сопровождению ИС и программных продуктов.
Конкуренция.
Новые технологии предоставления информационных услуг.

К семинару1. Дайте определение информационной услуги. 2. Опишите специфику пр.

К семинару
1. Дайте определение информационной услуги.
2. Опишите специфику предоставления информационных услуг.
3. Приведите классификацию информационных услуг.

Краткое описание документа:

Читайте также: