Классицизм в живописи пуссен и брюллова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Русский классицизм — это национальный стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.

Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы. В своём развитии стиль прошёл три фазы:

  • Ранний (с 1760-х по начало 1780-х годов). В этот период на мастеров ещё оказывали значительное влияние барокко и рококо;
  • Зрелый, или строгий (1780-1790-е годы). В это время доминировали строго-классицистические тенденции;
  • Высокий, или Поздний (первая треть XIX столетия). Часть художников работает в рамках ампира (который считается ветвью неоклассицизма), другая испытывает смягчающее влияние романтической традиции.

Особенности творчества русских классицистов

В целом для живописи этой эпохи в России были характерны те же черты, что и для европейской школы:

  • незыблемый авторитет античности;
  • строгость и чёткость форм;
  • воспевание высоких идеалов;
  • тяготение к торжественности (порой даже к пафосу), но без барочной вычурности;
  • предпочтение исторических и мифологических сюжетов, которые могут научить зрителя различным добродетелям.

Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, они проявились в высокой идеологизации: вдохновение мастеров-классицистов было поставлено на службу державе и было призвано развивать отечественную культуру в самом широком смысле слова.

Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой талант на службу Отечеству, брали на себя миссию цивилизаторов и просветителей. Стиль недаром называют просветительным классицизмом.

Это направление надолго утвердилось на российских просторах и в связи с благоволением со стороны властей, от которых зависела и деятельность Академии художеств. Живопись художников-классицистов идеально отражала имперские амбиции благодаря торжественной манере подачи. Не случайно в Российской империи получило широкое развитие такое ответвление неоклассицизма, как пафосно-торжественный ампир.

Вторая особенность отечественного классицизма заключалась в его гибкости. Он довольно легко сочетался с другими стилями и это особенно сильно проявилось в живописи. Сначала художники-классицисты испытывали влияние рококо, затем — сентиментализма, после — романтизма. Благодаря такому подходу классицизм почти целый век сохранял свежесть и актуальность. Это ограждало его от вырождения.

Интересно, что в России противостояние живописцев-классицистов и художников-романтиков не было столь жёстким, как в Европе, где Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) дали настоящий бой традиционной школе. В России это взаимодействие было более мягким. Две стилистические традиции взаимодополняли и обогащали друг друга. Например, великолепные образцы романтическо-классицистического микса создал Карл Павлович Брюллов.

Известные художники русского классицизма

Эта эпоха подарила России плеяду крупных портретистов. Удивительным образом сочетал мастерство и плодовитость Фёдор Степанович Рокотов: о нём говорили, что он написал всю Москву. Его кисти принадлежат целые фамильные галереи.

Вначале на произведениях Рокотова присутствовала рокайльная дымка, но постепенно рококо уходит из его парадных портретов. Они становятся импозантнее, торжественнее, наряднее. Блистают на картинах кружева, шелка, атласы, драгоценности.

Знаменитым мастером камерного и парадного портрета был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822). Авторитет Левицкого был бесспорен, он руководил портретным классом в Академии художеств.

У этого живописца также заметен след рококо — в частности, в изящных и чуточку кукольных портретах смолянок.

Но немало у Левицкого и торжественных работ, выполненных в духе высоких классических традиций. Образец портретистки этой эпохи — его изображение Екатерины II. Уже сам образ, в котором императрица предстаёт перед зрителем — в виде Законодательницы в храме богини Правосудия — апеллирует к идеологии Просвещения, лежащей в основе отечественного классицистического искусства.

А вот у Владимира Лукича Боровиковского заметен след сентиментализма. В его сентиментально-классицистических работах сочетается и великолепие рисунка с традиционным для классицистов акцентом на роскоши атласа, бархата и украшений, и отображение сокровенных чувств людей, которых он изображал.

Боровиковский считается выдающимся мастером портретной миниатюры.

В ранних работах Брюллова больше радостных мотивов, но постепенно в его творчестве нарастает психологизм. Художника всё больше интересуют человеческие страсти, глубокие переживания.

Слияние двух подходов отражено в художественной манере Брюллова. Для него характерна античная скульптурность фигур и романтические эффекты: драматическая игра красок, теней и света.

Также следует отметить творчество мастера городских пейзажей Фёдора Яковлевича Алексеева и ряда значительных исторических живописцев:

  • Антона Павловича Лосенко (1737 — 1773);
  • Ивана Акимовича Акимова (1755 — 1814);
  • Григория Ивановича Угрюмова (1764 — 1823);
  • Дмитрия Ивановича Антонелли (1791 — 1842);
  • Фёдора Андреевича Бронникова (1827 — 1902); (1799 — 1875).

Заметим, что у поздних классицистов уже доминирует академическая манера. Так, работы Бронникова обычно относят к академическому реализму (он примкнул к передвижникам), а Бруни чаще всего считают эталонным академистом.

Это была логическая эволюция стиля: его каноны ещё долго оставались образцовыми для академической живописи.

Живопись

Продолжаю рассказывать о живописи. Кратко, я уже познакомился с:

На этот раз очередь дошла до эпохи Классицизма в живописи:

Краткое описание:

Годы:

Характерные особенности:

Классицизм, в некоторой степени, противопоставляется Барокко. Особенность Классицизма – в эту эпоху активно обращаются к античности (но и не только). В этих картинах наблюдается гармония, логичность сюжета, композиции, объемов. Чаще всего, это передается с помощью света и тени, точных переднего, среднего и дальнего планов. Обычно, передний план коричневый, средний – зеленый, дальний – голубой. На картинах Классицизма, чаще всего, изображаются люди.

Выделяются иерархия – высокий жанр (исторические, религиозные и мифологические сюжеты) и низкий жанр (портрет, натюрморт и пейзаж).

В общем, как я понял, Классицизм — этакое Возрождение не от родоначальников этой эпохи, а от других европейцев.

Известные художники:

Никола Пуссен (1594 — 1665) – Франция, родоначальник Классицизма:

1. Николо Пуссен

Клод Лоррен, настоящая фамилия Желле, известен своими пейзажами (1660 — 1682) – Франция:

Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее). Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века , сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью , свято верили в идею порядка и логичности мироздания , а также в безграничные возможности человеческого разума.

Классицизм

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Никола Пуссен. Смерть Германика

Периодизация: разные страны - разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет

Читайте также: