Классицизм в западной европе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр, (1780—1867) — французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Автопортрет. 1804


Автопортрет. 1804

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.


Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806


Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806

Энгр. Портрет художника Франсуа-Мариуса Гране. 1809


Энгр. Портрет художника Франсуа-Мариуса Гране. 1809

Энгр. Портрет г-жи де Сеннон, в девичестве Мари-Женевьев-Маргерит Маркоз, 1814


Энгр. Портрет г-жи де Сеннон, в девичестве Мари-Женевьев-Маргерит Маркоз, 1814

Энгр. Г-жа Девосе. 1807


Энгр. Г-жа Девосе. 1807

Энгр. Юпитер и Фетида. 1811


Энгр. Юпитер и Фетида. 1811

Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814


Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814

Энгр. Паоло и Франческа. 1819


Энгр. Паоло и Франческа. 1819

Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808


Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808

Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816


Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816

Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит


Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит

Энгр. Обет Людовика XIII. Салон 1824 года


Энгр. Обет Людовика XIII. Салон 1824 года

Энгр. Луи-Франсуа Бертен. 1832


Энгр. Луи-Франсуа Бертен. 1832

Энгр. Мари-Клотильд-Инес Муатесье. 1856


Энгр. Мари-Клотильд-Инес Муатесье. 1856

Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845


Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845

Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840


Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840

Энгр. Одалиска и рабыня. 1840


Энгр. Одалиска и рабыня. 1840

Энгр. Источник. 1820-56


Энгр. Источник. 1820-56

Романтизм

Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769— 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская — в естественно-научной, технической и практической.

Теодор Жерико, автопортрет.


Теодор Жерико, автопортрет.

Жерико. Портрет г-на Д. (лейтенанта Дьедонне) Офицер конных егерей, идущий в атаку. 1812


Жерико. Портрет г-на Д. (лейтенанта Дьедонне) Офицер конных егерей, идущий в атаку. 1812

Жерико. Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814


Жерико. Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814

Жерико. Портрет карабинера


Жерико. Портрет карабинера

Жерико. Бег свободных лошадей. Балтимор, Музей искусств


Жерико. Бег свободных лошадей. Балтимор, Музей искусств

Жерико. Бег свободных лошадей. Лилль. Музей искусств


Жерико. Бег свободных лошадей. Лилль. Музей искусств

Жерико. Четверо юношей, сдерживающих коня


Жерико. Четверо юношей, сдерживающих коня

Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821


Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821

Жерико. Окно булочной. 1821, литография


Жерико. Окно булочной. 1821, литография

Жерико. Клептоман. Ок. 1820


Жерико. Клептоман. Ок. 1820

Эже́н Делакруа́ (1798 — 1863) — французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

Эжен Делакруа. Ладья Данте. 1822.


Эжен Делакруа. Ладья Данте. 1822.

Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824.


Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824.

Делакруа. Казнь дожа Марино Фальери. 1826


Делакруа. Казнь дожа Марино Фальери. 1826

Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827


Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827

Делакруа. Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830. Салон 1831.


Делакруа. Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830. Салон 1831.

Делакруа. Алжирские женщины. 1834


Делакруа. Алжирские женщины. 1834

Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко. 1839


Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко. 1839

Делакруа. Гамлет на кладбище. 1839


Делакруа. Гамлет на кладбище. 1839

Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838.


Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838.

Делакруа. портрет Жорж Санд. 1838.


Делакруа. портрет Жорж Санд. 1838.

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи классицизма

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

    (1735 — 1822);
  • Карл Брюллов (1799 — 1852); (1736 — 1808); (1757 — 1825); (1782 — 1836).

Масштаб, колонны, мрамор — кажется, узнать классическое здание среди других не составит труда. На самом деле стиль многолик и разнообразен. Какие еще признаки указывают на него и как выглядят яркие представители — рассказываем в статье

Фото: shutterstock

Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.

Что такое классицизм в архитектуре

Классицизм — это архитектурный стиль, который был популярен в период 1750–1830 годов. Его часто называют неоклассицизмом, чтобы отличить от архитектуры античности или эпохи Возрождения. Открытия, исследования и археологические раскопки классических памятников в Италии, Греции и Малой Азии сыграли большую роль в его развитии. Античность считалась главным источником вдохновения архитекторов того времени.

Рококо со своей сложностью и обилием декора стало отходить на второй план. На смену в качестве полной противоположности пришел классицизм. В его эстетике главное место занимали лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Поэтому в классическом стиле можно было планировать целые города.

Во время итальянского Ренессанса и с упадком готики архитекторы Л. Б. Альберти, С. Серлио и Дж. Бароцци да Виньола многое сделали для того, чтобы возродить классицизм.

Особенности классицизма в архитектуре

Классическая архитектура стремилась к понятным формам и геометрии. В ней много прямых линий, композиции кажутся законченными. Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.

Также важную роль в классицизме играла природа: архитекторы вдохновлялись красотой окружающего мира. Главными цветами считались насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служили скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремился к минимализму.

Симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно.

Архитектура классицизма стремилась к симметрии и пропорциям

Колонны в определенном стиле . Ордер — это архитектурная композиция, в которой есть вертикальные элементы (колонны/пилястры) и горизонтальные (антаблемент). Он бывает дорическим, ионическим или коринфским в греческой архитектуре или тосканским и композитным — в римской.

По внешнему виду колонн можно понять, к какому архитектурному ордеру они относятся

Фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.

Парадное крыльцо с фронтоном

Прочные строительные материалы . В классической архитектуре чаще всего используются мрамор, бетон и кирпич.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Большие окна. От пола до потолка, с мелкой расстекловкой.

Для классицизма характерны большие окна

Монументальность. Большие площади, масштабные постройки, крупные формы.

Фото:shutterstock

Отсутствие декора. Стены лишены каких-либо украшений, элегантные и строгие интерьеры.

Фото:shutterstock


Сергей Никешкин:

— Классицистическая архитектура легко узнаваема. Здания обычно симметричны и имеют равномерно расположенные элементы: колонны, окна, крылья, часто — купола. Характерны для стиля колонны с классическими ордерами. Практически во всех зданиях в стиле классицизм есть портал с фронтоном, дверь расположена строго по центру. Преимущественно здания возводились из камня и мрамора, бетона и кирпича. Также в них есть определенные архитектурные элементы: дентикула, среднескатные крыши, коробчатые карнизы, декоративные дверные проемы и фронтон над входной группой, прямоугольные окна.

Примеры классицизма в архитектуре

Сергей Никешкин:

— Яркий представитель классицизма — Берлинский драматический театр, построенный по проекту Карла Шинкеля. Фасад здания монументален: ионический портик, стоящий на вершине крутого лестничного пролета, с фронтоном. Над ним — еще один фронтон, увенчанный бронзовой квадригой, симметрично расположенные крылья с рустованным цоколем, пропорциональные окна.

Фото:Ansgar Koreng/wikipedia.org

Одно из архитектурных сооружений, вдохновленное римским Пантеоном, — базилика Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 1816–1824 годах архитектором Пьетро Бьянки в Неаполе. Характерные черты этого классицистического здания: полукруглый дорический портик с 38 колоннами, пронаос, образованный шестью колоннами и двумя пилястрами ионического ордера, которые поддерживают архитрав, фронтон, три купола — центральный большой и два, симметрично расположенные, поменьше .

Базилика Сан-Франческо-ди-Паола

Классицизм в России

В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России.

Ранний классицизм (1760–1770). Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.

Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.

Многие здания в Санкт-Петербурге представляют классицизм. Известным примером стал Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Еще одним организационным центром города стало Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова. Благодаря талантам архитекторов в ритмической организации здания удалось избежать повторений и однообразия.

Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова

Сергей Никешкин:

— Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.

В Санкт-Петербурге сосредоточено множество архитектурных памятников. При Александре I и Николае I увеличилось число монументальных сооружений, а период их правления пришелся на расцвет классицизма. Один из ярчайших примеров — кафедральный собор Казанской Божьей Матери, возведенный архитектором Андреем Воронихиным. Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.

Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784–1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.

Дом Пашкова

Представитель русского классицизма — Матвей Казаков, построивший здание Сената в Кремле. Протяженный фасад отличается равномерным членением окон и колонн. Портал включает портик со сдвоенными колоннами и треугольный фронтон. Из других типичных черт: рустованный цоколь, дентикула, двухцветная архитектура .

Здание Сената в Кремле

Классицизм в Европе

Классицизм стал одним из самых распространенных стилей во всем мире.

Его основные черты в Европе сформировались благодаря архитектуре А. Палладио. Но в каждой стране он проявлялся по-разному.

Во Франции ярким примером классицизма стал Пантеон в Париже, начатый в 1757 году архитектором Ж.-Ж. Суффро. Первоначально он должен был построить церковь Св. Женевьевы — покровительницы французской столицы. Но после того как Людовик XV, по приказу которого шла стройка, был свергнут, цель изменилась — и на месте церкви появился Пантеон, в котором хоронили знаменитых французов.

Это здание в форме креста увенчано большим куполом, фасад образован коринфским портиком и треугольным фронтоном, крылья здания пропорциональны и симметричны.

В интерьере много четких форм, горизонтальных и вертикальных линий, а также арок и сводов.

Парижский Пантеон

Сергей Никешкин:

— В разных странах стиль подпитывался из разных источников: где-то идеалом считалась архитектура Древней Греции, где-то — Древнего Рима, отличавшиеся формальным языком и строительными технологиями. В Италии были сильны традиции древнеримской классической архитектуры.

Например, структура Кановианскиого храма в Поссаньо вдохновлена римским Пантеоном: размеры портика строго соответствуют классическим пропорциям, а ротонда с куполом выполнена в римском формате.

Кановианский храм в Поссаньо

Развитию классицизма в Европе способствовало появление церкви Богоматери в Копенгагене по плану архитектора Кристиана Хансена, глубоко впечатленного древними постройками Рима. В архитектуре церкви есть портик с фронтоном, дентикула, равномерное членение фасада, пропорции. Датский классицизм более строгий в отличие от итальянского или русского.

Церковь Богоматери в Копенгагене

Интересный пример, показывающий, насколько разным может быть европейский классицизм, — аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии. Собор отличают высокий купол большого диаметра, угловые ризалиты, усиливающие симметрично-квадратную планировку двух дворов, дорический портик, симметричное расположение архитектурных элементов.


Классицизм — это художественный стиль, а также направление в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков.

Одна из важных черт живописи классицизма — обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства.

Интерес к античному искусству в Европе появился в эпоху Возрождения, в XVII веке. Тогда художники начали копировать древнегреческих и древнеримских мастеров. Они заимствовали из старинного искусства сюжеты, композицию, принципы изображения фигур. Известными представителями классицизма в Европе были Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид.

Ориентируясь на античность как на образец умеренности и гармонии, живописцы стремились придать композиции четкое построение и однозначность смыслов.

Людей всегда изображали в говорящих позах, которые выражали их эмоции. А еще все персонажи, как правило, были атлетично сложены.

Русский классицизм сформировался в 1760-х — в период становления просвещенной монархии Екатерины II и распространения идей гражданственности и патриотизма. Высшая цель искусства в понимании того времени — научать добродетелям и взращивать любовь к Отечеству, в служении которому и заключалось истинное благо человека. Развитие теории и практики классицизма было тесно связано с деятельностью Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Классицизм был главенствующим стилем в русском искусстве в течение многих десятилетий — он развивался и существовал параллельно с другими направлениями вплоть до конца 1810-х, а потом лег в основу живописи академизма.

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века , сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью , свято верили в идею порядка и логичности мироздания , а также в безграничные возможности человеческого разума.

Классицизм

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Никола Пуссен. Смерть Германика

Периодизация: разные страны - разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет

Читайте также: