Классическое международное право кратко

Обновлено: 07.07.2024

Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция, которая не только документально закрепила либерально-демократические принципы, но и провозгласила их всеобщий характер. Среди многочисленных актов революции выделялись “Предложение”, внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. (оно стало затем декретом от 22-27 мая 1790 г. и частично гл.VI Конституции от 3 сентября 1791 г.) и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г. В Декларации Грегуара, в частности, содержались положения о том, что

- “народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль” (ст. 1);

- “народы взаимно независимы и суверенны. ” (ст.6);

- “народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него. ” (ст.3);

- “народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла” (ст.4 - цитата из Монтескье);

- “народ не имеет права вмешиваться в дела других (народов)” (ст.7) и др.2

Документы ВФР (вышеупомянутые декларации, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.) закрепили принцип народного суверенитета. Французская революция провозглашала “неотъемлемое право каждой нации - жить изолированно, если ей это нравится, или соединиться с другими нациями, если они того желают для общего блага. Мы французы, не знаем иных суверенитетов, кроме своих народов”.3

Неоспоримым был вклад ВФР в обоснование таких институтов международного права, как права человека (через 150 лет ряд положений французской Декларации прав человека и гражданина был включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную ГА ООН 10 декабря 1948 г.), принципа ведения войны исключительно в оборонительных целях и т.д. Кроме того, в Конституции 1795 г. содержалась формула “Договоры должны соблюдаться”, что являлось свидетельством рассмотрения международных договоров как актов юридических. Несмотря на то, что наполеоновский период во многом свела нет благородные принципы революции, они оказали большое идейное влияние на последующее развитие общего международного права.

XIX в. принес новые формы юридической практики в международных отношениях, которые осуществлялись прежде всего на Венском (1814-1815 гг.), Парижском (1856 г.), Берлинском (1878 г.), а также Гаагских мирных конференциях.

Венский конгресс, отбросив принципы самоопределения, равноправия, невмешательства, во главу угла поставил принцип легитимизма, согласно которому лишь законная династия была вправе занимать престол. Победившие Наполеона державы (Россия, Австрия и Пруссия) провозгласили свое право во имя соблюдения этого принципа на вмешательство во внутренние дела других европейских государств, образовав Священный союз. Тем не менее на Венском конгрессе возникли некоторые институту международного права, которые затем просуществовали многие годы: значительное внимание было уделено вопросам образования новых государств, “вольных городов” (Краков), статусу постоянного нейтралитета; 8 февраля 1815 г. была принята Декларация о прекращении торговли неграми; было принято постановление о свободном судоходстве по международным рекам; было одобрено положение относительно дипломатических агентов, которое более-менее четко определяло их полномочия и ранги.

Парижский конгресс 1856 г. в заключительной декларации сформулировал важные положения относительно начал морского международного права (отмену каперства, запрещение захвата нейтрального груза под неприятельским флагом и т.д.). Кроме того был конкретизирован режим свободного судоходства по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба - в Европе; Миссисипи и Св.Лаврентия - в Америке, Конго и Нигер - в Африке.

Берлинский конгресс 1878 г., который сыграл более важное значение во внешнеполитической и дипломатической области, чем в области международного права, тем не менее принес новое подтверждение практики коллективного признания независимости (Сербии, Черногории, Румынии).

Во второй половине XIX в. появляются первые международные организации в нынешнем понимании - Всемирный почтовый союз (1874 г.), Телеграфный союз (1875 г.), многосторонняя железнодорожная конвенция (1890 г.).

Классический период в развитии международного права стал периодом накопления нормативного материала, закладыванием основ международно-правового сознания, однако правовое регулирование медленно выделялось в самостоятельный вид регулирования международных отношений, по-прежнему уступая пальму первенства политическим, религиозным, моральным средствам. Механизм действия международного права находился в зачаточном состоянии. Более того, тогдашнее международное право трудно назвать общим, поскольку оно регулировало в основном отношения между развитыми колониальными державами. В начале XX в. британский юрист Г.Дженкинс писал: “Общепризнанно, что нормы международного права применяются только к христианским странам в Европе и Америке”. Если же некоторые из них “вообще применимы к нехристианским государствам, то применяются со значительной модификацией”.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В классический период международное право переживает значительное развитие. Идеи естественного права отходят на второй план и к 30-м годам XIX в. практически полностью утрачивают свои былые позиции. В период “междуцарствия”, когда позитивизм не победил еще окончательно, а естественное право еще окончательно не сошло на нет наука международного права подверглось сильному влиянию философии Гегеля, для которого международное право представляло лишь внешнее государственное право. Одним из первых юристов-последователей гегельянства был немецкий ученый А.-В.Гефтер, труд которого “Европейское международное право” выдержал на протяжении полувека восемь изданий. Гефтер согласился с Гегелем в том, что международное право имеет своим источником человеческую волю и свободу “которая сама устанавливает право или индивидуально, или в социальном общении”. По его убеждению общественное мнение есть “единственный регулятор” международного права, а его высший судья - “история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушение”.

Несмотря на эклектизм позитивистского направления, вытекающий из отсутствия у него серьезной философской основы, именно в его рамках реальная юридическая действительность была подвергнута всестороннему анализу и по международному праву были изданы множество учебников и курсов, монографий по отдельным проблемам, многотомные сборники документов.

В позитивизме выделялось два направления - англо-американское и континентальное западноевропейское. Классическим представителем первого и его основателем был Д.Кент, труд которого “Комментарии на американское право” увидел свет в 1836 г. Он и его американские последователи (Ч.Хайд, Г.Уитон, Т.Д.Вулси, Г.В.Халлек, Г.Г.Вильсон) рассматривали международное право как процесс его практического применения одним или рядом государств.

В Англии это направление возглавил в середине века Р.Филимор подготовивший четыре тома “Комментариев по международному праву” (1854-1861 гг.), а развивали его В.Э.Холл, Т.Д.Лауренс, Л.Оппенгейм.

Большинство англо-американских юристов-международников оказались под прямым или косвенным влиянием аналитической юриспруденции Джона Остина, для которого характерным было рассмотрение права как данного реального факта, не нуждающегося ни в оправдании и даже обосновании, ни в оценке. Право, по Остину, - это только то, что признано или издано государством.

Европейски позитивизм был представлен преимущественно учеными-немцами. Его исходные теоретические положения были обоснованы в трудах К.Бергбома, П.Лабанда и А.Эсмена. У них на первый план выступали влияние рецепции римского права и свойственное ему деление юридических институтов на “лица”, “вещи” и “действия”. Одним из самых ортодоксальных позитивистов в Германии был Э. фон Ульман, утверждавший: “право в собственном смысле может быть только позитивным правом”, а естественное право есть не что иное как “умственная спекуляция”. Иногда позитивизм дополнялся некоторыми политическими или моральными соображениями. Примером этого могут служить труды И.К.Блюнчли “Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса” (1868 г.) и Ф. фон Листа “Международное право в систематическом изложении”. Первый исходил из того, что “международное право есть признанный порядок, связывающий различные государства в одно общечеловеческое юридическое существо и обеспечивающий за подданными этих государств равную защиту их прав - общечеловеческих и частных”. Второй полагал, что пределы международного права “ограничиваются общим правовым убеждением, которое покоится на общности культуры и интересов”, так как межгосударственное общение есть прежде всего “общение культурное”.3

Своеобразным завершением европейского позитивизма стал четырехтомный курс международного права, написанный коллективом под руководством Ф. фон Гольцендорфа - “Руководство по международному праву”.

В середине XIX в. в Италии возникла “национальная школа”, наиболее ярким представителем которой был П.С.Манчини, считавший, что каждая нация имеет право на самостоятельное государственное существование. Для него был характерен повышенный интерес к правам отдельной личности, вскоре приведший его к мысли о том, что человек непосредственно является субъектом международного права.

В конце века возникло негативистское направление, которое по существу отрицало международное право как таковое на основе произвольно толкуемого учения Гегеля о внешнем государственном праве. Видными представителями его были А.Лассон, братья Филипп и Альберт Цорн. В своей книге “Принципы и будущее международного права” (1872 г.)Лассон пишет, что государства не могут быть подчинены единому “правовому закону”, так как это противоречит их жизненному принципу и свободе. Как суверенные личности государства существуют только для самих себя и ради себя, “что государство может делать или должно делать, знает только оно само”. В соответствии с этим, война - высший судья, “она приходит, как гроза, которая успокаивает напряжение стихии, очищает воздух, оплодотворяет землю”(“Система философии права”).

Братья Цорн были уверены в том, что международное право - вообще не право, а мораль.

В XIX в. международное право достаточно плодотворно развивалось и в России. Среди представителей теории естественного прав следует отметить Л.А Камаровского, перу которого принадлежит обоснование утопичности идеи “вечного мира”: “Не вечный мир, о кортом мечтают идеалисты, но мир юридически организованный и охраняемый есть реальная и вместе с тем совершенно необходимая задача человечества”.

Другим видным представителем естественно-правового направления был М.Н.Капустин. По его мнению, “международные отношения во всех своих видах могут получить характер определенности и, следовательно, творческое значение лишь под условием права и нравственности. Юридическая стороны этих отношений составляет предмет естественного права.”

Среди русских позитивистом следует назвать прежде всего Т.Ф.Степанова, Д.И.Каченовского, В.А.Незабитовского, однако наибольшей глубиной и многогранностью отличались идеи Ф.Ф.Мартенса, написавшего двухтомный курс международного права и издавшего 15-томное “Собрание трактатов, заключенных Россией с иностранными государствами”. Основу его позитивизма составляла мысль о том, что “. в основании международного права лежат фактические, реальные жизненные отношения, в которых народы в данное время состоят между собой, и с этой точки зрения каждый международный закон имеет настолько разумное основание и право на существование, насколько соответствует действительным, разумным жизненным отношениям между народами”. Вывод Мартенса о сущности международного права был таков: “Международное общение есть свободный союз государств для достижения общими действиями полного развития своих сил и удовлетворения разумных потребностей. Совокупность юридических норм, определяющих осуществление идеи международного общения, составляет право международного общения; это и есть международное право”.

Доктринальная разработка международного права сыграла большую роль в подготовке к его переходу на качественно новый уровень - к современному международному праву.

Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642-1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций ХVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а значит, и к качественному преобразованию международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат сформулировал новые, ранее не существовавшие международно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т. д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии международного права.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся с 1648 по 1919 годы и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется классическим международным правом. Основные черты этого периода следующие:

1) договор становится главным источником норм международного права;

2) демократизация международного права;

4) война как нежелательный, но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Эта эпоха отмечена открытием новых земель, бурным развитием мореплавания, международной торговли и широкомасштабными колониальными захватами. Истории известно также установление полуколониальных режимов в Китае, Турции, Персии, Египте, Марокко, Тунисе и в других странах, а потому нельзя здесь говорить о признании демократических принципов международного права сразу, поскольку существовали периоды прямого отхода от них, где восстановлению подлежала вся старая межгосударственная практика. На так называемые нецивилизованные народы Азии, Африки и Латинской Америки демократические принципы вообще не распространялись.

Международному праву Средних веков не были широко известны демократические принципы. Такими принципами являлись народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходства и др. При капиталистическом укладе жизни эти принципы становятся неотъемлемой ее частью и находят свое отражение в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., актах Французской революции 1789 г. (Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация международного права 1795 г., Конституции 1791 и 1793 гг. и др.). Конституции 1791 и 1793 гг. провозглашали право убежища для политических эмигрантов, борцов за дело свободы. В ряде стран появился национальный режим, при котором гражданские права иностранцев приравнивались к правам собственных граждан, что значительно улучшало правовое положение иностранцев.

Рост количества международных договоров связан, конечно же, с образованием капиталистического мирового рынка, торговли, технических международных связей. Появились первые специализированные международные организации, ведающие отдельными вопросами: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.) и др. Начали заключаться специальные договоры, которые позволяли устанавливать правовой режим важнейших морских каналов и проливов (Бульвер-Клейтоновская конвенция 1850 Г., заключенная между Англией и США о правовом режиме будущего Панамского канала; Константинопольская конвенция 1888 г. о режиме Суэцкого канала; Договор между Чили и Аргентиной 1881 г. о свободе плавания по Магелланову проливу и т.д.). Получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря. Установилось и понятие территориального моря. Оно в соответствии с предложением голландского ученого К. Бинкерсгука, сделанным им в 1702 г., стало пониматься как часть Мирового океана, примыкающая к прибрежному государству на расстоянии пушечного выстрела. Практика международной жизни свела это предложение к 3-х мильной полосе, считая от линии наибольшего отлива.

Международный договор постепенно становится главным источником международного права. Структура большинства международных договоров трехзвенная: преамбула, основные положения, заключительная часть. Нередко появляются приложения к договорам. Альтернат оформления текстов международных договоров, как правило, получает всеобщее признание. Двусторонние договоры составлялись на языках обеих сторон, а многосторонние - на французском, позже - на английском.

Сроки, на которые заключались договоры, были различными. Существовала возможность и пролонгации (продление срока). Основными способами обеспечения договоров являлись различные международные гарантии и поручительства в отличие от существовавших ранее дачи клятв, взятия заложников, поручительств пап римских и др. Возникает также институт оговорок. Это связано с многосторонними договорами.

Оговорки отличались односторонним характером и делались как при подписании договора, так и при его ратификации.

В качестве важнейшего элемента международной правосубъектности, как и раньше, оставалось право государств на войну. Осуждение войны носило лишь моральный характер. Юридического запрещения войны не было. Все государства склонны были считать войну нежелательным явлением. Но если иные мирные средства разрешения споров не давали результатов, государства могли обратиться к войне. Международные соглашения той эпохи содержали формулировки типа «государства, прежде чем начать войну, должны использовать все мирные средства разрешения споров.) или «государства по возможности должны использовать мирные средства для разрешения взаимных споров.) и т. д. Но все это было лишь рекомендациями, обращенными к государствам. Государства могли следовать им, могли и не следовать. По-прежнему война прекращала действие всех договоров между государствами - участниками войны.

В области кодификации законов и обычаев войны были сделаны дальнейшие шаги к гуманности. Большой вклад в это дело внесла Россия (Женевская конвенция о режиме раненых и больных 1864 г., Петербургская декларация о запрещении употребления разрывных пуль 1868 г., Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 п.). В них отмечалось, что военные действия должны вестись только против комбатантов (сражающихся). Воюющие обязаны заботиться о больных и раненых неприятеля. Запрещенными на войне считались отравленное оружие, а также средства, причиняющие излишние страдания.

Четко стали разграничиваться права и обязанности нейтральных в войне государств, а также сужен круг предметов военной контрабанды.

Были установлены правила обеспечения нейтральной торговли.

Важнейшим итогом Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. явилось принятие серии документов, завершивших в своей основе международную кодификацию законов и обычаев войны. Инициатива в этом вопросе принадлежала России. Бремя практической деятельности выпало на долю профессора Санкт-Петербургского университета Ф: Ф. Мартенса, являвшегося душой конференций и их центральной фигурой. Основу решений Гаагских конференций составляли положения Брюссельской декларации о законах и обычаях войны 1874 г., проект которой был написан Ф. Ф. Мартенсом и без существенных поправок одобрен. Декларация, хотя и не вступила в силу, являлась наиболее авторитетным сводом обычного права ведения сухопутной войны в XIX в.[1] Положения Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. действуют по настоящее время, представляя собой пример поразительной живучести международно-правовых установлений, сформулированных столетие назад.

Усложняется количество и содержание консульских конвенций. Договоры феодализма, заключаемые на многосторонней основе, были замкнутые. В отличие от них многосторонние договоры эпохи капиталистических преобразований становятся открытыми и предоставляют возможность присоединения к ним новых государств.

В основу Конвенции был положен русский проект, написанный Ф. Ф. Мартенсом. Помимо кодекса международного арбитражного судопроизводства в нем также предлагал ось учреждение неведомых ранее международному праву следственных комиссий для предупреждения развития возникшего межгосударственного столкновения. Разработка положений проекта, а также закрепление их Гаагской конференцией - исключительная заслуга Ф. Ф. Mаpтeнca[2]. На основе следственных комиссий возникли согласительные комиссии, а еще позднее, в 20-е годы, практикой СССР был создан институт пограничных комиссаров (уполномоченных).

[1] Стародубцев Г. С. Вклад Ф. Ф. Мартенса в кодификацию международных Правил, применяемых в вооруженных конфликтах // Советское государство и право. 1988. № 7. С. 107-110.

[2] Стародубцев Г.С. Мирные средства разрешения международных споров в трудах русских дореволюционных юристов // Советский ежегодник международного права. 1987. М.: Наука, 1988. С. 260-273.

Этот период истории связан с развитием идеи суверенного равенства государств и утверждением новых принципов и норм международного права. Побудительным мотивом этого явилось провозглашение естественно-правовых идей в актах французской революции конца XVIII в. Она провозгласила, что народы находятся между собой в естественном состоянии, их связывает всеобщая мораль; провозглашались принципы невмешательства в дела другого государства, территориальное верховенство, соблюдение международных договоров.

Характеризуя классическое международное право, можно отметить, что:

Отсчет нового международного права начинается с 1648 г., который знаменуется заключением Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну в Европе (1618 – 1648), вызванную прежде всего религиозными причинами.

Вестфальский договор – это два связанных между собой, подписанных 24 октября 1648 г. договора: Оснабрюкский и Мюнстерский. Первый подписали император Священной Римской империи с союзниками, с одной стороны, и Швеция с союзниками – с другой. Мюнстерский договор подписали император Священной Римской империи и Франция с союзниками. Со стороны Швеции гарантом Вестфальского мира выступил великий князь московский.

Этот договор разрешил ряд международно-правовых вопросов, что оказало существенное влияние на последующее развитие между- народного права и историю европейских государств. Им впервые была установлена система политического равновесия, сущность которой заключалась в том, что созданная договором общность европейских государств считалась неизменной и против государства – нарушителя договорных положений – могла вестись справедливая война.

Договор признал равенство вероисповеданий – католического и протестантского. Кроме того, был подтвержден Аугебургский договор 1555 г., в соответствии с которым религия монарха определяла религию его подданных.

Вестфальский договор содержал положения, направленные на ограничение войны в ответ на нарушение договора. В течение трех лет государства должны были попытаться решить спор путем заключения мирного соглашения или судебного разбирательства. И только в том случае, если спор не мог быть решен названными способами и все участники договора приходили к такому выводу, потерпевший имел право обратиться к войне. Однако данное положение так и не было применено на практике.

Вестфальский договор заложил основу классического международного права, которое формировалось в последующие столетия. Наряду с нормами международного права, провозглашенными Вестфальским договором, в XVII – XVIII вв. появлялись новые и претерпевали изменения действовавшие международно-правовые нормы. В посольском (дипломатическом) праве утвердился принцип неприкосновенности посла, а также неприкосновенности посольских помещений. Было признано, что посол неподсуден судам государства пребывания за совершенные преступления или долги.

Развитие международной торговли и ее значение для внутренней экономики вызвали интерес государств к такому институту, как консулы. Если раньше консулы выбирались купцами из своей среды или из почетных граждан, то теперь консулы находились на государственной службе и назначались только государствами. Правовое положение консулов и их функции закрепляются в международных до- говорах. Особое значение консульской службе придавал Наполеон I.

Среди договоров этого периода выделяются договоры о торговле и мореплавании, которые, в частности, касались правового положения иностранцев. Появившийся еще в XV в. принцип наибольшего благоприятствования широко использовался в договорной практике XVIII столетия. Под ним понималось предоставление подданным договаривающихся государств таких же прав и льгот, какие они предо- ставили подданным третьих государств.

Приобретение территорий осуществлялось на основе цессии; при этом использовались ее разнообразные формы (обмен, купля- продажа, дарение и др.). Колонизация новых земель обусловила появление такого института, как первичная оккупация в качестве основания завладения территорией, которая никому не принадлежит.

Законы и обычаи войны по-прежнему оставались жестокими. Появление наемных армий способствовало произволу в войнах. Воюющие государства не проводили различия между комбатантами и некомбатантами. Однако уже во второй половине XVIII столетия заключаются договоры, в соответствии с которыми признавалась на взаимной основе неприкосновенность военных госпиталей, оказание помощи взятым в плен больным и раненым, неприкосновенность мирных жителей (женщин, детей и других лиц).

В XVIII столетии нейтралитет стал пониматься как полное неучастие нейтрального государства в войне и отказ от оказания ка- кой-либо помощи воюющим.

В рассматриваемый период формировалась наука международного права, которая стала оказывать существенное влияние на международные отношения. Под влиянием Г. Гроция определились два направления – естественно-правовое и позитивно-правовое. Яркими представителями естественно-правового направления были ученые Германии: философ X. Вольф, юрист С. Пуфендорф и другие, а позитивно-правового – К. Бинкерсхук, Р. Зеч, Ж.-Ж. Мозер. Так, С. Пуфендорф отождествлял международное право с естественным правом и отрицал юридическое действие обычаев, а также отказывался при- знавать договоры в качестве основы международного права. В свою очередь, позитивисты Р. Зеч (Англия) и К. Бинкерсхук (Голландия) полностью отвергали естественное право.

Труды Э. Ваттеля и Г. Ф. Мартене пользовались большой популярностью и оказали влияние на международно-правовую науку XIX столетия.

Идеи французской революции в области прав человека, несо- мненно, оказали влияние на возникновение принципа национально- сти, который лег в основу образования национальных государств и освобождения народов от иноземного господства (Греция, Бельгия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Румыния).

Правовое положение иностранцев становится более обеспеченным, поскольку ряд государств предоставляет им в основном те же права, что и собственным гражданам. Возникает институт предоставления права убежища политическим эмигрантам.

Законы и обычаи войны претерпели существенные изменения. Для регламентации способов и средств ведения войны созываются международные конгрессы. Так, в 1856 г. на конференции в Париже принимается Декларация о праве морской войны, которая, в сущности, подтверждает положения Декларации о вооруженном нейтрали- тете 1780 г., дополняя их лишь новым правилом о запрете каперства. В 1868 г. в Санкт-Петербурге подписывается Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Но особое значение имели созванные по инициативе России в 1899 и 1907 гг. Первая и Вторая Гаагские конференции мира. На этих конференциях были приняты акты о законах и обычаях войны, учреждена Постоянная палата третейского суда.

Сама по себе так называемое классическое международное право понимается прежде всего как европейское право, которое на самом деле было создано на основе права римлян, на основе теории международного права и на основе идей древних философов.

Этот период в развитии международного права начинается, как принято, с Вестфальского мира в 1648 году, когда сформировалась межгосударственная система международных отношений позитивистского характера.

Вестфальский мир смог установить характер нового типа международного права, который позже развился в Европе.

То есть, он сформулировал принцип европейской системы, которая обеспечивала баланс между силами, создание состояния политического баланса в международных отношениях посредством международно-правовых норм.

Вопрос о суверенных, и не суверенных государствах впервые серьезно поднял мировую конференцию, что было закреплено в соответствующих договорах. После этого было признано, что государства, на самом деле, являются субъектами международного сообщества, и имеют взаимные права, и обязанности.

Принцип свободы религии (вероисповедания), впервые, фактически закреплен в вестфальском мире. В итоге католическая церковь утратила свою доминирующую роль в Европе, которую она имела в предыдущие века, и, как модно понять, следствием, повлияла на международно-правовые нормы в регионе.

Ну и конечно международно-правовые нормы закрепляли нерушимость государственных границ

По разным версиям периодизации международного права, предложенными учеными, учёные сходятся во взглядах куда лучше, чем в международном праве древних веков и средних веков.

Взгляды на то, что в классическом международном праве его структура и система, основные принципы и отрасли, субъекты и источники и т. Д., Вестфальская система международных правовых отношений заложили основы принципа стабильности границ, декларативной теории признания В государстве и правительстве международно-правовое признание прав и свобод человека (в частности, принцип религиозного равенства был признан первым), в соответствии с законом территориального превосходства и равенства, он улучшил почти все заимствованные из до классические принципы международного права и институтов. Фактически, оно начинает связывать развитие международного права не с отдельными государствами - лидерами региона, а с учетом существующей системы государств.

Это приводит к формированию адекватного международного правопорядка. Поэтому институты претерпели существенные преобразования: ответственность, правосубъектность, посредничество, таможенное право и т. д. С точки зрения демократизации и учета интересов всех участников новой межгосударственной системы

Период Великой Французской революции принято считать началом следующего этапа в развитии международного классического права, и с тех пор учёные стали преподносить его субъектом международно-правовых стандартов. Права человека в международном праве, представлена ​​идея личности. Само международное право личности, и аргументация принципа невмешательства в дела суверенных государств и законности развивается запрет захватнической войны. На этом этапе в международном праве его принципы так же начинают рассматриваться в системе как взаимосвязанные фундаментальные принципы и идеи, идёт процесс формирования концепции основных прав и обязанностей субъектов международного права, международной юрисдикции, территориального превосходства и суверенитета государств..

В законодательстве государств есть отход от так называемой репрезентативной теории иммунитета посла привилегии и иммунитеты вытекают из того факта, что этот дипломат, посол представляет лицо его правителя, суверена к функциональной теории иммунитета посла привилегии и иммунитеты происходят из выполняемых функций.

Период Французской революции и Венского конгресса также определен как таковой, что значительно повлияло на утверждение идеи суверенитета народа, как его основных прав, так и дальнейшего процесса гуманизации правил ведения войны, иронично, не правда ли? Гражданской собственности, ослабление правил военной оккупации, статуса военнопленных, окончательное признание принципа свободы открытого моря, режимов международных рек, прав на убежище и т. д.

Начало последнего этапа классического периода развития международного права принято считать различными конгрессами и конференциями 19-ого века, на которых это право окончательно и безоговорочно признается основным средством, которое должно регулировать международные отношений и в особенности решения межгосударственных проблем.

В этот период полностью запрещена торговля людьми, начинают вводить новые классы и ранги дипломатических агентов, признают новые субъекты международного права , постоянный нейтралитет к суверенности государства, разрабатывают правила судоходства по международным рекам, устанавливается режим прорывов, демилитаризация отдельных территорий, утверждают нормы международного морского права по отмене так называемого каперства, статуса нейтрального флага и груза, блокады и прочих.

Международные конгрессы XIX века способствуют дальнейшей универсализации международного права.

Заметное увеличение числа международных договоров, безусловно, связано с формированием общемирового капиталистического рынка, торгово-технических международных отношений. Появились первые специализированные международные организации, занятые в отдельных сферах, таких как МТС, Всемирный почтовый союз, Международный железнодорожный союз и тому подобное. Были приняты специальные меры, которые позволили обеспечить правопорядок наиболее важных установить морские каналы и проливы соглашение 1850 года между Англией и США о правовом режиме будущего Панамского канала, Константинопольское соглашение 1888 года о режиме Суэцкого канала, договор между Чили и Аргентиной 1881 года о свободе судоходства и тому подобное Принцип свободы открытого моря получил широкое признание.

Условия, по которым были заключены договоры, были несколько иными. Появилась возможность продления срока. Основными способами обеспечения контрактов, а их было великое множество, были различные международные гарантии и поручительства, в отличие от предыдущих присяг, захвата заложников, поручительства папы и т. д. Что касается многосторонних договор – были созданы учреждения по бронированию.

Оговорки были односторонними и делались как при подписании договора, так и при его ратификации.

Как и прежде, одним из важнейших элементов международной правосубъектности, как и прежде, оставалось право государств на войну. Осуждение войны было только со стороны морали. Не было никакого юридического запрета на войну, утвержденного письменно. Однако все страны считают войну нежелательной.

Уже на этапе становления науки классического международного права можно говорить о его теории и доктрине в контексте их плюрализма; (что не противоречит выбору основных из них: позитивистских идей юридического характера, исторических школ, теологических школ, в сочетании которых возникают новые направления). Между концом девятнадцатого и началом двадцатого века. количество доктрин и школ значительно увеличивается. Очень сложно выделить практический предмет, элемент или даже компонент международного права, который не стал бы объектом научного исследования.

Читайте также: