Классический период древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древняя Эллада – так изначально называлась страна, которую мы знаем как Грецию.

Историю древней Эллады условно можно разделить на следующие этапы:

  • v Минойский
  • v Ахейский
  • v Эллинский

Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную.

Южная часть страны была занята героической Спартой.

Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады.

Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.

Ранний период развития Греции ( примерно от 3000 до 1000 гг. до н. э.)

Возникла Греция в то время, когда самих греков можно было считать такими же варварами, как и окружающие их народы.

Минойский этап ( примерно 2700—1400 гг. до н. э.)

Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период. Именно с ним связана мифическая легенда о чудовищном Минотавре и победившем его Тезее.

Природный катаклизм, разразившийся в середине 15 в. до н.э., стал причиной падения Минойской цивилизации, что привело к завоеванию Крита племенем ахейцев.

Ахейский этап ( примерно 1300 по 1100 годы до н. э)

Архаический период развития (750—500 год до н. э.)

Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.

Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате этого, спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции.

Ещё один знаменитый город Древней Греции – Фивы. Интересно, что власть в этом городе осуществляла группа богатых граждан – олигархов. Вот откуда пришло к нам это так хорошо знакомое слово.

С одной стороны, олигархи, как огня, боялись афинской демократии, с другой стороны, воинственная Спарта тоже была для них не вариант. В результате, Фивы представляли собой нечто среднее между демократичными Афинами и милитаризованной Спартой.

Классический период развития (500—323 год до н. э.)

В этот период Древняя Греция достигла своего наивысшего расцвета. В ней были заложены основы, практически, всех известных в настоящее время наук.

Наука и политика

В Афинах появляется выдающийся политик, оратор и полководец Перикл, который, фактически, становится правителем Афин.

Из трудов Геродота родится история. Архимед и Пифагор создают основы арифметики и геометрии.

Архитектура

Подлинным шедевром архитектуры становится Парфенон – храм, возведенный в честь богини войны Афины Паллады. Построен в 447 г. до н.э. из белого мрамора талантливым архитектором Фидием.

Греки считали человеческое тело верхом совершенства, и все произведения искусства воспевают и прославляют его в различных ракурсах и позах. Самое известное творение – знаменитая Венера Милосская - богиня любви и красоты, работа неизвестного скульптора.

Живопись Греции представлена в искусной росписи на многочисленных вазах и амфорах.

Древнегреческая мифология считается уникальным шедевром литературы, дошедшим до наших дней.

В Греции существовал целый пантеон различных богов и богинь, а их похождения и приключения дошли до нас в многочисленных мифах. Интересно, что греческие боги весьма далеки от совершенства, очень похожи на людей в этом плане и обладают знакомыми человеческими качествами и пороками: гневом, злобой, завистью, интригами, мелкими пакостями и даже прелюбодеянием.

В классический греческий пантеон входит 12 главных богов, причём, в разных вариантах мифов их состав может меняться.

Верховным правящим богом Олимпа является Зевс-громовержец, повелитель молний.

Его брат Посейдон царствует над водной стихией, а второй брат Аид – над царством мёртвых.

Зевс был не особо разборчив в связях, часто менял жён, но рядом с ним постоянно была одна его супруга – Гера. До неё в жёнах у Зевса побывала Фемида – богиня судьбы.

Дочь Зевса – Афина появилась на свет весьма необычным образом. Зевса долго мучили головные боли, и тогда его сын Гефест ударил его топором по голове. Из раны вышла прекрасная дева в доспехах – Афина.

Бог кузнецов Гефест – нелюбимый сын Зевса и Геры. Он родился уродливым и хромым, за что Гера сбросила его с Олимпа.

В отместку за это, Гефест сделал для Геры золотой трон. Стоило Гере сесть на него, её руки и ноги попали в оковы, которые никто не мог снять.

Дионис – бог виноделия, опьянил Гефеста и уговорил его освободить мать. В благодарность Гера вернула Гефеста на Олимп.

Аполлон и Артемида – брат и сестра, как раз дети другой жены Зевса – Лето. Артемида стала богиней-охотницей, покровительницей животных, а Аполлон – богом искусств и гармонии.

Богиня любви и красоты Афродита тоже явилась на свет очень своеобразным образом. Когда Кронос оскопил Урана, то выбросил его детородный орган в море. Оно вспенилось, и из этой морской пены, образовавшейся в том месте, куда он упал, и вышла на берег прекрасная Афродита.

Гермес – бог торговли, жуликов и воров. Сын Зевса и нимфы Майи.

Ещё на Олимпе есть Гестия – старшая сестра Зевса, очень миролюбивая, в отличие от своего буйного брата.

Пандора вышла замуж за брата Прометея – Эпиметея, и на свадьбу Зевс подарил ей ларец, в который были заключены все людские пороки и несчастья. Пандора открыла этот ларец, и бедствия вырвались наружу и расползлись по земле.

Дочь Пандоры и Эпиметия – Пирра и сын Прометея – Девкалион поженились, у них родился сын Эллин, которого греки считают своим предком и сами себя называют эллинами.

Драма и философия

В драматургию приходят знаменитые авторы Софокл и Эсхил, а философия получает таких гениев как Платон, Сократ и Аристотель.

Греция подарила миру такое волшебное действие как театр. Изначально поэты исполняли свои произведения на дионисиях - религиозных мистериях, посвященных богу Дионисию. Постепенно они превратились в театрализованные представления. Интересно, что все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Все современные театральные здания построены по типу древнегреческих амфитеатров. Причём, античные актёры обходились без микрофонов, при этом их было слышно в самом последнем ряду. Этот секрет акустики изобрели тоже в древней Греции.

Из Древней Греции к нам пришли и легендарные Олимпийские игры, задуманные в честь бога Зевса, восседавшего на горе Олимп. Все современные виды спорта вышли из этих древних спортивных состязаний. На время их проведения даже было принято прекращать все войны.

Армия и флот

Основу боевого флота Греции составляли триеры – суда с 3-мя рядами весел с каждого борта.

Войны в Древней Греции

В этот же период Греции приходится столкнуться с нашествием персов, которые пытаются поработить независимых греков. Перед лицом общего врага вечные соперники – Афины и Спарта на время забывают свои споры и объединяются против неприятеля.

В 480 г. до н.э. происходит битва в ущелье Фермопилы, в котором пали смертью храбрых 300 спартанцев во главе с царем Спарты Леонидом. Легендарный подвиг 300 спартанцев, задержавших персидскую армию ценой своей жизни, до сих пор вдохновляет художников и режиссеров на создание картин и художественных фильмов.

После победы над персами отношения между Спартой и Афинами снова обострились, и они сошлись уже друг с другом в Пелопонесской войне, которая длилась 30 лет и окончилась победой Спарты.

Однако, насладиться победой спартанцы не успели, потому что скоро всю Грецию победил македонский царь Филипп – отец легендарного Александра Македонского, прозванного за многочисленные победы Великим.

После победы над Грецией, будущий Александр Великий уже сам предпринял поход на Персию, победив которую, прошёл триумфальным маршем по всему миру и остановился только в Индии.

Эллинистический период развития (323—31 год до н. э.)

Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи.

После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра.

На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.

Начало классического периода утверждается с победой греков в долгих греко-персидских войнах, которые длились в период 500–449 гг. до н. э. В этот период центром Греции становятся Афины.

Большое значение в классический период придавалось воспитанию и образованию граждан. Огромную роль играло физическое воспитание.

Медицина классического периода связана прежде всего с именем известного и в наши дни врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.). Он ввел понятие этических норм врача, который, во-первых, не имеет права навредить пациенту.

В классической литературе выделилось преобладание двух жанров: комедии и трагедии. Это повлияло и на театр.

Появление нового литературного жанра – психологической драмы – связано с именем Еврипида (ок. 485 – ок. 406 гг. до н. э.).

Великолепны памятники архитектуры, относящиеся к классическому периоду. Появляется новый ордер – коринфский. Для него характерна отделка в виде листвы.

В 431 г. до н. э. началась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. Она разделила весь классический период на два этапа: до войны и после. Период до войны принято называть эпохой расцвета, период, начавшийся с Пелопоннесской войной, назвали эпохой кризиса полиса.

Война не могла не сказаться на образе жизни и мыслях людей. Главной целью людей стал поиск счастья.

На этой почве в эпоху кризиса полиса формируются две философские школы:

1) киническая, признававшая счастьем для человека его духовную свободу. Ее основателем был древнегреческий философ Антисфен (ок. 450 – ок. 360 гг. до н. э.);

2) гедоническая – видела высшее благо в наслаждении. Основана древнегреческим философом Аристиппом (вторая половина V в. – начало IV в. до н. э.).

Высокого мастерства в эпоху кризиса полиса достигает риторика. Главным образом это заслуга Исок-рата (436–338 гг. до н. э.) и Демосфена (384–322 гг. до н. э.). Их речи были образцами высшего литературного умения.

Несмотря на кризис, не стоит на месте и архитектура. Здесь наметилось преобладание коринфского стиля (театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикорнасе, театр в Эпидавре и др.).

С походом Александра Македонского (356 – 323 гг. до н. э) на Восток начинается новая культурная эпоха Древней Греции, сменившая классический период. Это так называемая культура эпохи эллинизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

I. Классический период

Каким был цвет неба в Древней Греции?

04 Классический период

04 Классический период Разве не всё это классика? Все упомянутые выше произведения действительно считаются классической музыкой. Но помимо этого в её истории был и собственно классический период, ограниченный во времени с одной стороны эпохой барокко, о которой мы уже

Украшения Древней Греции и Рима

Украшения Древней Греции и Рима Древняя Эллада была настоящей колыбелью европейской культуры. Ее горы, острова, море выпестовали замечательный и талантливый народ — древних греков, стиль жизни которых был настолько совершенен и чист, что он стал базой и для римской

21. Доклассический период Древней Греции

21. Доклассический период Древней Греции Самыми древними цивилизациями, существовавшими на территории Греции, были минойская и микенская (ахейская).Археологические раскопки показали, что жизнь минойского народа была сконцентрирована вокруг дворцов, состоящих из

Лирика Древней Греции и Рима

Лирика Древней Греции и Рима Теперь можно оглянуться: эстетика и культура классической древности, возникающей из свидетельств и руин, из непрерывных войн, приоткрыли нам прекрасный мир, погруженный как бы в безмолвие далей. Но сохранилась поэзия, пусть нередко в

ТЕМА 12 Культура Древней Греции

§ 3. Духовный путь Древней Греции

§ 3. Духовный путь Древней Греции Рассматривая духовный путь Древней Греции, Л. А. Тихомиров выделяет ряд особенностей греческого миросозерцания, повлиявших на прогрессивный, монотеистический исход религиозно-философского развития этого региона. Надо отметить, что эти

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Содержание

Города и колонии

Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта. Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, Смирна и Эритрея, имели свои традиции и форму правления. Города-государства разрастались, основывали колонии на берегах Черного моря, в Киренаике — на севере Африки (Ливия), на Сицилии, в Южной Италии и даже на южном побережье Франции и Испании. Греческие города-государства соперничали между собой.

Общественная жизнь

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рождать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Сократ, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами. Центром публичной жизни греков была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов. Агора — пульсирующее сердце полиса, большая сцена политической и культурной жизни.

Повседневная жизнь

Развод

Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене ее приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.

Муж-гражданин

Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.

Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.

Спорт

Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии. Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованием с пятиборьем.

Досуг

Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чем нужды.

Женщины в гинекее

Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное - не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.

Греческая культура

Отстояв свою независимость, греки создали новое общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками, они оказали влияние на развитие многих культур. Философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды на мир, основанные на наблюдении и дискуссии. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Театральные представления ведут своё происхождение от сельских праздников — Великих Дионисий. Их участники надевали козлиные шкуры и маски, изображая сатиров, спутников Диониса. Они танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Позже появились актеры, сценки стали разыгрывать в специально построенных сооружениях — театрах, а представления продолжали называть трагедией(дословный перевод - песнь козлов). Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Само представление разыгрывалось на круглой площадке, за которой помещалась палатка, где переодевались актеры. Эта палатка называлась Скена . Со временем её стали строить из камня. В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны.

Образование

Сыновей свободных граждан посылали в школу, где их обучали чтению, письму, танцам и где они занимались спортом. Писали они на восковых табличках специальным стержнем, называемым стило. Дочерей матери обучали ткачеству и работе по дому. Греческие ученики занимаются в классе различными предметами с учителем.

Разобщенность городов-государств

Афины, Спарта и некоторые другие города объединялись в борьбе против персов, продолжавшейся более 50 лет, и одержали победу при Саламине и Марафоне в 480 г. до н. э. Из-за того что Спарта испугалась роста могущества Афин, началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся 25 лет. Разобщенность городов — государств привела к тому, что в 338 г. до н. э. Грецию завоевал македонский царь Филипп II — отец Александра Македонского (Великого).

Основные даты

    В Греции основаны первые города государства. Реформа афинской конституции. Персы завоевывают Ионию (восточный берег Эгейского моря). Окончание нашествия персов. — 404 до н. э.Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. Победа Спарты над Афинами Упадок Спарты. Главным городом становятся Фивы. Филипп Македонский завоевывает Грецию.

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев


История Древней Греции начинается с зарождения цивилизации и ранней государственности в III—II тысячелетий до н. э. и длится до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией. Итак, история Древней Греции условно делится на периоды, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Минойский или Крито-Микенский период (2700 – 1400 гг до н.э)

Самая ранняя древнегреческая цивилизация возникла на острове Крит. Это была первая культура, возникшая в Европе. Археологи обнаружили трехэтажные дворцы, построенные в ту эпоху. Самым известным является Кносский дворец царя Миноса. Именно в его правление цивилизация достигла максимального расцвета, поэтому и период называют Минойским, а критян минойцами (больше о Минойском периоде вы можете узнать тут).

Экскурсия “Кносс — Ираклион”. TEZ TOUR

Кносский дворец царя Миноса

Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

Прекрасно развитая система водоснабжения и канализации говорит о высоком уровне развития. Минойцы были жизнерадостным и артистическим народом. У них было превосходно развитое сельское хозяйство. Минойцы не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения. Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

История Древней Греции: периоды развития

К тому же критяне были еще и выдающимися мореплавателями, имея прекрасный по тем временам флот. В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами.

Минойцы имели огромное влияние за пределами Крита, например на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках — на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.
Однако процветание цивилизации нарушила природная катастрофа. Это было сильнейшее извержение вулкана Тира (нынешний — Санторини). Мощная волна подземных толчков, докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Туча пепла и вулканической пыли накрыла остров. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский дворец. Впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода Микенцев.

Вслед за разрушениями от вулкана пришла новая беда. С Севера на остров вторглись чужеземцы. В основном это были племена ахейцев и микенцев. Их назвали так по наиболее хорошо изученному центру — дворцовой цитадели и гробницам в Микенах (Пелопоннес). Это и есть предки греков. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка. Они расселились по всему острову и заимствовали элементы критской (минойской) культуры. После этого Крит стал периферией греческой цивилизации, а ее центр перенесен на материковую часть.

Примерно в 1650-1100 гг до н.э. на материковой части существует Микенская цивилизация, которая находится под влиянием Крита. Микенцы переняли многие культурные навыки минойцев, искусство, а главное письменность. Однако микенцы гораздо воинственнее минойцев.

Наступает расцвет бронзового века. Основным материалом является бронза, она дорогая, потому что в Греции нет ни меди, ни олова, зато микенские кинжалы очень ценятся. Микенские правители жили во дворцах, но не таких, как критские, а с большими укрепленными стенами.

В это время возникают многие города Греции: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. На микенских табличках можно прочесть имена некоторых божеств, таких как Посейдон, Аполлон, которые были известны позже.

К концу XIII — началу XII века микенская цивилизация переживает упадок. Ученые связывают это с климатическими изменениями.

Последнее успешное мероприятие микенских царей — это знаменитая Троянская война 1190 года до н.э. Микенцы объединились, отправились в поход на Трою, долгое время осаждали город на берегу пролива Дарданеллы и захватили его.

О Троянской войне мы знаем из археологических раскопок, Троянская война окончательно подорвала силы микенских государств, и в XII веке микенские царства пали в результате вторжения дорийцев. Дорийцы — тоже греки, это следующая волна колонизации.

История Древней Греции: периоды развития

Древнегреческий поэт-сказитель Гомер

Итак, в XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.

В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Несмотря на минусы, Гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Архаический период истории Древней Греции (VIII–VI вв. до н.э)

История Древней Греции отводит особое место Архаическому периоду. В эту эпоху были заложены основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа.

Архаический период в истории Греции

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Также философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку. Кроме того, в Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.

Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Перемены во всех сферах обусловливались экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Классический период Древней Греции (500–323 гг. до н.э)

В этот период быстро расцвело искусство, литература, философия и политика. Классический период ограничен временем войн с двумя иностранными державами — Персией и Македонией. Несмотря на тяжелые потери греков, войны подтвердили жизнеспособность греческой цивилизации.

Победа эллинов над персами обеспечило грекам возможность свободного политического развития. Началось новое сотрудничество между разными городами-государствами и Афинами. Флот Афин сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая получила поддержку за счет массового использования обращенных в рабство чужеземцев.

Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. В домах богатых людей множится число слуг. В гос. управлении широко используется труд рабов-канцеляристов, а в Афинах также и труд полицейских. Значительная часть свободных людей в греческих городах смогли жить, не обременяя себя физическим трудом. А материальное обеспечение стало основанием для расцвета творческой деятельности художников, писателей, ученых.

За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в Пелопоннескую войну, продлившуюся 27 лет. Война закончилась победой Спарты и поражением Афин. Афинам было запрещено иметь морской флот

Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи. Он был убит, и на трон взошел его сын Александр, в будущем — Македонский.

История Древней Греции: периоды развития

Главным событием правления Александра Македонского стал Восточный поход. Во время этого похода греко-македонцы разгромили Персию. Кроме того, они покорили все страны Ближнего Востока — от Малой Азии, Финикии и Египта до северо-восточных границ Персии и западных областей Индии. Став во главе огромной державы, Александр укрепил ее внутреннее единство. Он имел абсолютную власть монарха. При этом на завоеванных землях непрерывно строились новые греческие города, например Александрия. Впоследствии они стали опорой Македонской монархии.

Всего через 12 лет Александр Македонский умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии. Таким образом, история Древней Греции переживает следующий свой этап развития.

Эллинистический период (323–30 гг. до н.э.)

Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром. Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки. Среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных. И обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н.э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления.

Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного ей народа), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Древнему Риму удалось подчинить все Средиземноморье. Но господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния. Римляне вобрали в себя культуру Древней Греции. Они увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима, а уже с утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) она стала римской провинцией Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

На этом история Древней Греции заканчивается. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства (Египетского царства, управляемого династией Птолемеев) означает конец эллинистического периода. К тому же наступает конец длительного развития всей древнегреческой цивилизации.


Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры. Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа. И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры и живописи.

Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 – первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность.

В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись — с монументальной росписью.

Второй период (третья четверть 5 в. до н. э.) носит название высокой классики. В его рамках происходило объединение полисов, а основной политикой государства стал демократичный рабовладельческий строй Афин. Поэтому вошел в историю как эпоха восстановления и создания новых величественных шедевров. к тому же, в сфере искусства он характеризуется как эпоха отображения неприхотливой красоты, мудрости и богатства, служащего средством для деятельности и развития.

Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы. Поэтому в эпоху поздней классики происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения. На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.

Человек в классической греческой поэзии и мифологии

В поэзии Эсхила и других писателей той эпохи также подробно описывается величие архитектурных шедевров и скульптур, позитивные и негативные моменты истории, подвиги славных героев, сила истинных чувств, а также настроения народа.

Описание смены архитектурных веяний

По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.

Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер. Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов.

Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.

Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.

В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.

Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.

Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера. Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.

В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу. В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости. А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.

В насыщенный событиями период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы. Строгие дорические элементы теперь уже сочетались в них с деталями абсолютно нового – элегантного и сложного коринфского ордера. Вместе с тем, появлялись новые общественные сооружения, которые способствовали формированию культуры народа, становлению новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы).

Стоит отметить, что при сооружении жилых и общественных зданий, как и при строительстве храмов, греки не только стремились декорировать их новыми специфическими элементами, характерными для разных ордеров. Начиная со второй половины IV века до н. э. применялись различные формы и композиционные приемы. А традиционные восточные детали, которые с этого времени начали внедряться в греческое искусство, делали классические греческие архитектурные шедевры еще более роскошными и загадочными.

Новые скульптурные решения

Вместе с развитием архитектуры появлялись и новые решения в искусстве декоративной и объемной скульптуры. Так, величественные культовые здания, как и прежде, украшались не только изваяниями божеств, но и рельефные мраморными изображениями мифологических и реальных сцен борьбы на фронтонах. Эти элементы, которые условно отображали моменты истории страны, можно было увидеть, в частности, на храмах Афины и Зевса.

В объемных и живых скульптурах людей, животных, богов персонажей удивительным образом воплощались игра чувств и эмоций, стремления и желания. Они уже выглядели не застывшими, а динамичными, живыми.

К тому же, в многочисленных индивидуальных и групповых изваяниях можно было отображались не только образы, но и язык жестов, чувства и действия. Поэтому найденные остатки скульптур и их литературные описания позволяют судить о жизненном укладе, повседневных занятиях и увлечениях греков в те далекие века.

Особый интерес для изучения истории представляют скульптуры эпохи высокой классики. По сути это собирательные образы, отображающие и характер отдельных индивидов, и черты общества, городов или исторических этапов.

Одними из лучших образцов позднеклассического скульптурного ремесла являются уникальные рельефные надгробные изображения, благодаря которым можно было получить представления и о характерах людей, и о философском отношении греков к смерти. Глубокая печаль, которой были проникнуты эти изваяния, удивительным образом сочеталась с нежностью и спокойствием.

Появление уникальных приемов в вазописи

Вазописцы классического периода стремились, подобно монументалистам, воссоздать в своих шедеврах ряд исторических событий с главными и второстепенными нюансами. Поэтому возникла необходимость в новых приемах и решениях.

В эпоху раннего классицизма, как и в архаическом периоде, продолжала развиваться краснофигурная техники вазописи, которая была признана более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная. Кроме этого, при исследовании краснофигурных сосудов этого периода было отмечено, что круг отображаемых сюжетов значительно расширялся. Так, на них можно было увидеть целые эпизоды из эпических произведений, наполненные особым смыслом. Вместе с тем, усовершенствовались художественные приемы передачи важных событий и бытовых сцен.

Плюс ко всему, мастера росписи этой эпохи использовали обширную цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались при помощи белой, черной, красной или желтой краски, благодаря чему сюжеты выглядели более ярко и жизненно.

Характерно, что вазописцы второй половины 5 в. до н. э. (то есть конца ранней и начала высокой классики) стремились передать эмоции и чувства. Иногда персонажи на их изображениях выглядели задумчивыми и печальными. Вероятно, эта перемена была связана с изменением настроения народа и с событиями, которые происходили в обществе.

В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей. Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.

Также стоит отметить, что в позднеклассических работах все чаще прослеживались уникальные рельефные детали. К тому же, в этот период зародилась новая тенденция, которая позднее обрела популярность – использование позолоты.

Читайте также: