Классическая социология права кратко

Обновлено: 06.07.2024

О. Конт сыграл заметную роль в зарождении социологии права как науки. Во-первых, он обосновал один из основных принципов данной науки, согласно которому законы должны выводиться из опыта социальной жизни, а не из априорно сформулированных законодателем понятий. Во-вторых, О. Конт справедливо заметил, что социальное научное познание, в том числе и познание права, надлежит осуществлять с использованием методологии точных наук.

Основы социологии права получили дальнейшее развитие в работах Э. Дюркгейма, внесшего значительный вклад в разработку ее основополагающих идей, систему понятий и методов социологического исследования.

Поведение личности, по мнению Э. Дюркгейма, в значительной степени зависит от уровня сплоченности общества. Среди социальных фактов, определяющих поведение людей в обществе, он называл моральные и юридические нормы, а также типы общественных связей: семейные, государственные и др. Э. Дюркгейм рассматривал право как социальный факт, т. е. правило, выработанное коллективом людей, ставшее для них привычным и опирающееся на государственное принуждение. Организованный характер санкций автор считал главным признаком права, отличающим его от морали и иных социальных норм.

Если общество приходит в упадок, находится в кризисном состоянии, то и личность предпринимает попытки выйти за пределы социальной солидарности, совершать противоправные деяния. Состояние общества, в котором действующие нормы устарели, а новые обществом еще не созданы, Э. Дюркгейм называл аномией. Одним из ярких показателей такого состояния общества является рост числа самоубийств. В капиталистическом мире, полагал Э. Дюркгейм, кризис и состояние аномии – явление не только нормальное, но и постоянное.

Социологию права Е. Эрлих выводил за рамки правоведения, полагая, что созданная им наука представляет собой часть, раздел прикладной социологии. Правда, по его мнению, вся юридическая наука не имеет права на самостоятельное существование и должна входить в социологию, поскольку право как социальное явление представляет собой определенный аспект, часть общественного бытия.

В XX в. социология права вышла на новые рубежи. Теоретические исследования были дополнены масштабными конкретными социально-правовыми исследованиями по ряду важнейших проблем правовой науки, связанных с изучением права во взаимосвязи с социальными и иными явлениями. Наибольших успехов добились юристы и социологи в изучении проблем социологии уголовного права, социологии семьи, законодательной и судебной социологии. Среди исследований, проводимых в пределах законодательной социологии, вызвали значительный интерес и получили широкое распространение исследования эффективности действия норм права. Благодаря социально-правовым исследованиям, как отмечалось в ходе ряда международных научных конференций, симпозиумов по социологии права, удалось значительно расширить горизонты догматического, формально-юридического изучения права и тем самым внести определенные коррективы в понятийный аппарат правоведения, да и в предмет самой юридической науки.

В середине и конце XX в. социология права наиболее интенсивно разрабатывалась четырьмя научными школами: социолого-институциональной, прагматической, реалистической, а также эмпирической, ориентированной на проведение конкретных социально-правовых исследований.

Классики в теории социологии много. Но интерес только в отношении трёх.

1. Э. Дюргейм– социолог, юрист по образованию. Сознательно ввёл этот термин. Выделял в социологии в целом.

Дюргейм о значении права в обществе: анархия не нормальное состояние общества, но при этом свобода не возможна без регламента (установления правил).

Право – нормативный способ обеспечения свободы в обществе.

Что такое право?

Особенность данных фактов:

1) в социальной жизни так или иначе устанавливается определённый порядок.

2) в рамках порядка некоторые отношения приобретают кристаллическую форму и они являются правом.

3) Закон Дюргейма: об эволюции права.

Два вида права по Д.:

а)репрессивное право(суть уголовное право, суть в наказании за некоторые деяния);

б)реститутивное право (восстановление чьих-либо нарушенных прав).

Закон: Р и Р находятся в исторической перспективе в обратном пропорциональном значении к друг другу.

Исторически первой возникает репрессивное право; а реститутивное – значительно позже возникает; чем больше репрессивного, тем меньше реститутивного. Со временем место и роль репрессивного меньше, реститутивного будет больше.

4) Теория аномия (безнормие) Д.: нормативно-ценностый вакуум, в том смысле, что нормы + ценности в Общ. не выполняют свою функцию.

Старые нормы и ценности уже себя отжили, а новые уже не работают. Их наличие делу не помогает.

Патриотизм – проявление лояльности к существующей власти (Л. Толстой).

1.1. Для объяснения самоубийств (социальное явление);

1.2. Как можно преодолеть аномию;

1.3. Теория аномия порождает рост преступности в обществе.

Для России – это давность и бытиё.

5) Д. о преступлении и преступности: автор теории на место, значение Пр. в обществе. 1883 году.

5.1. Общее преставление Преступление – социальная патология (ненормальность). Преступность – социальная норма. Это нормально для общества.

- ретроспективный взгляд на всю историю – она была всегда!

- статистика – рост преступности в обществе (от века к веку);

- в действительности имеем дело с изменением видов преступности, эволюция и модификация. Но она ЕСТЬ!

-среди святош есть преступники.

Вывод: это есть нормально.

5.2. Пр. – это один из показателей того, что общество свободно.

Рамки социального контроля – сдвигать/раздвигать. Всё под контролем, для её искоренения. Люди вольны поступать, как сами хотят. Избавимся ли от Пр., если поставим под контроль. НЕТ.

- технически контроль не возможен;

- а кто будет контролировать контролёров.

- протест против этой системы будет в рядах (массах).

Преступность не искореним, но свободы лишимся!

Если нет Пр., но и нет свободы, а есть общество тотального контроля.

5.3. Пр. связана с перспективой на будущего у данного общества. Будет эволюция Общ, дальше горизонта, который видим сейчас.

Общение к истории, философии науки на примере Сократа: не принимать что-л. на веру, а постигать, открывать самому (диалог).

Д. есть ситуации, когда современники воспринимают деяния как преступления, но на самом деле опережение действительности. На самом деле они ведут Общ. к будущему.

Вывод: Ад. Кетле – статистического распределения, статистик.

8 % - закоренелые преступники; 8 % - никогда не преступят закон;

84 % - нормальные люди.

Норма – некоторое распределение статистическое;

Свобода – своё мнение;

Будущее – есть примеры, это двигало вперёд.

Д. – классик социологии права; первый предложил изучать общество по юр. практике; является первопроходец в изучении права как социнститута.

Изучая право, мы познаём процессы в обществе. Но это не одно и то же. Важным элементом взгляда на общество.

На примере : семейного права – не в поле права однополые браки, сожительство; выборы – данные ЦИК РФ, избирательное право, но пересечения нет в законе и выборах (привлечение электората и тд.).

Мало закона и процедуры, нужны другие данные.

2 вида права – это смешно. ***

1). Разработала свою типологию прав: 4 типа

а) традиционное право (для традиционного общества 0 доиндустриальное Общ.; сокральное по своему источнику (истины, откровения), юри-я – священное действие, малоизменичво);

б) харизматческое право (источник – лидер, носитель харизмы; слом традиционного права; как изменить общество – это удел носителей харизмы, носители другого знания; носит революционный характер и потом рутина);

в) формально-рациональное право (это правовая система современного общества (западный мир), черта общей тенденции развития рационального зап. Общества, где рациональна экономика, политика, мышление, наука и ПРАВО; система принятых правил в установленном порядке, не право ad hoc и прецедентное право).

Нужно для развития бизнеса – калькуляция, то же самое в области права, где знаем об объёме прав, обязанностей (если что-то купил – продал, что у меня будет или не будет). Рассчитывать тот узел прав или обязанностей, каким будем обладать.

Пример: Китай – продажа дома, обратно вернуться в свой дом и жить там.

2.Закон М. Вебера:исторически право эволюционирует в сторону большей рациональности. Для надлежащего функционирования П.С. обществу нужны профессионалы - юристы.

Нормативный и эпирический порядок.

Отличие:

- есть ситуации, когда нормы невозможно не нарушить: дуэль.

- если есть группа людей, ориентированные на правовые максимумы и правила, то это основания для следования других, и наоборот.

24.09.2013

Общественное мнение и право

1. Общественное мнение – право:

Гипотеза № 1:

Право – это общественное мнение, возведённое в закон. Они тесны и плотны, тождество между ними либо часть общественного мнения.

Гипотеза № 2

Нет между ними общего: О.М. и право – это две независимые друг от друга социальные системы и существуют в // мирах.

Во многих случаях О.М. на эмоциональных оценках социальных явлений (персона, явление), рациональности (глубины) тут и нет.

- Если между представлениям о праве, действительности есть что-то отдельное от правовых институтов, но это не демократическое общество. Не принимать их во внимание.

- Взаимодействия между гражданами и государственно-правовой системой нет. В данном обществе законоположение и правовые институты устанавливаются властью самой собой без ориентирования на позиции граждан. Реакция граждан: граждане будут в недоумении и желании жить по этим законам.

Публичные действия, формы противодействия.

- Гражданское непоминовение: революция.

- Реакция власти на все эти явления:

Итог: не примелима! Есть возможность, что данная правовая система будет воспроизводить социальный конфликт в обществе.

Нужно искать оптимальную модель их взаимодействия.

- право и власть – это фундамент современного общества;

- правотворчество в обязательном плане является сферой профессиональной деятельности лиц, уполномоченных на это;

- наличие моментов творения закона самим народом, без посредников.

-правда будет на стороне правовых принципов, институтов, стандартов;

Итог: области имеют определённые точки соприкосновения, носит многоплановый характер; но клише правильно / неправильно нет, меняется и развивается; общественное мнение и право – фундаменты общества, на которых оно стоит.

Г.

- внеаудиторная КР – п. 1 тема (работа, источник) сами выбираем по курсу; кратко содержательно представить тему (концепции, взгляды); комментарий и взгляд этой проблемы (2-3 страницы письменного текста).

Тема

1. Социологическая теория Дюргейма;

3. Социология Эрлих.

Классики в теории социологии много. Но интерес только в отношении трёх.

1. Э. Дюргейм– социолог, юрист по образованию. Сознательно ввёл этот термин. Выделял в социологии в целом.

Дюргейм о значении права в обществе: анархия не нормальное состояние общества, но при этом свобода не возможна без регламента (установления правил).

Право – нормативный способ обеспечения свободы в обществе.

Что такое право?

Особенность данных фактов:

1) в социальной жизни так или иначе устанавливается определённый порядок.

2) в рамках порядка некоторые отношения приобретают кристаллическую форму и они являются правом.

3) Закон Дюргейма: об эволюции права.

Два вида права по Д.:

а)репрессивное право(суть уголовное право, суть в наказании за некоторые деяния);

б)реститутивное право (восстановление чьих-либо нарушенных прав).

Закон: Р и Р находятся в исторической перспективе в обратном пропорциональном значении к друг другу.

Исторически первой возникает репрессивное право; а реститутивное – значительно позже возникает; чем больше репрессивного, тем меньше реститутивного. Со временем место и роль репрессивного меньше, реститутивного будет больше.

4) Теория аномия (безнормие) Д.: нормативно-ценностый вакуум, в том смысле, что нормы + ценности в Общ. не выполняют свою функцию.

Старые нормы и ценности уже себя отжили, а новые уже не работают. Их наличие делу не помогает.

Патриотизм – проявление лояльности к существующей власти (Л. Толстой).

1.1. Для объяснения самоубийств (социальное явление);

1.2. Как можно преодолеть аномию;

1.3. Теория аномия порождает рост преступности в обществе.

Для России – это давность и бытиё.

5) Д. о преступлении и преступности: автор теории на место, значение Пр. в обществе. 1883 году.

5.1. Общее преставление Преступление – социальная патология (ненормальность). Преступность – социальная норма. Это нормально для общества.

- ретроспективный взгляд на всю историю – она была всегда!

- статистика – рост преступности в обществе (от века к веку);

- в действительности имеем дело с изменением видов преступности, эволюция и модификация. Но она ЕСТЬ!

-среди святош есть преступники.

Вывод: это есть нормально.

5.2. Пр. – это один из показателей того, что общество свободно.

Рамки социального контроля – сдвигать/раздвигать. Всё под контролем, для её искоренения. Люди вольны поступать, как сами хотят. Избавимся ли от Пр., если поставим под контроль. НЕТ.

- технически контроль не возможен;

- а кто будет контролировать контролёров.

- протест против этой системы будет в рядах (массах).

Преступность не искореним, но свободы лишимся!

Если нет Пр., но и нет свободы, а есть общество тотального контроля.

5.3. Пр. связана с перспективой на будущего у данного общества. Будет эволюция Общ, дальше горизонта, который видим сейчас.

Общение к истории, философии науки на примере Сократа: не принимать что-л. на веру, а постигать, открывать самому (диалог).

Д. есть ситуации, когда современники воспринимают деяния как преступления, но на самом деле опережение действительности. На самом деле они ведут Общ. к будущему.

Вывод: Ад. Кетле – статистического распределения, статистик.

8 % - закоренелые преступники; 8 % - никогда не преступят закон;

84 % - нормальные люди.

Норма – некоторое распределение статистическое;

Свобода – своё мнение;

Будущее – есть примеры, это двигало вперёд.

Д. – классик социологии права; первый предложил изучать общество по юр. практике; является первопроходец в изучении права как социнститута.

Изучая право, мы познаём процессы в обществе. Но это не одно и то же. Важным элементом взгляда на общество.

На примере : семейного права – не в поле права однополые браки, сожительство; выборы – данные ЦИК РФ, избирательное право, но пересечения нет в законе и выборах (привлечение электората и тд.).

Мало закона и процедуры, нужны другие данные.

2 вида права – это смешно. ***

1). Разработала свою типологию прав: 4 типа

а) традиционное право (для традиционного общества 0 доиндустриальное Общ.; сокральное по своему источнику (истины, откровения), юри-я – священное действие, малоизменичво);

б) харизматческое право (источник – лидер, носитель харизмы; слом традиционного права; как изменить общество – это удел носителей харизмы, носители другого знания; носит революционный характер и потом рутина);

в) формально-рациональное право (это правовая система современного общества (западный мир), черта общей тенденции развития рационального зап. Общества, где рациональна экономика, политика, мышление, наука и ПРАВО; система принятых правил в установленном порядке, не право ad hoc и прецедентное право).

Нужно для развития бизнеса – калькуляция, то же самое в области права, где знаем об объёме прав, обязанностей (если что-то купил – продал, что у меня будет или не будет). Рассчитывать тот узел прав или обязанностей, каким будем обладать.

Пример: Китай – продажа дома, обратно вернуться в свой дом и жить там.

2.Закон М. Вебера:исторически право эволюционирует в сторону большей рациональности. Для надлежащего функционирования П.С. обществу нужны профессионалы - юристы.

Нормативный и эпирический порядок.

Отличие:

- есть ситуации, когда нормы невозможно не нарушить: дуэль.

- если есть группа людей, ориентированные на правовые максимумы и правила, то это основания для следования других, и наоборот.

24.09.2013

Общественное мнение и право

1. Общественное мнение – право:

Гипотеза № 1:

Право – это общественное мнение, возведённое в закон. Они тесны и плотны, тождество между ними либо часть общественного мнения.

Гипотеза № 2

Нет между ними общего: О.М. и право – это две независимые друг от друга социальные системы и существуют в // мирах.

Во многих случаях О.М. на эмоциональных оценках социальных явлений (персона, явление), рациональности (глубины) тут и нет.

- Если между представлениям о праве, действительности есть что-то отдельное от правовых институтов, но это не демократическое общество. Не принимать их во внимание.

- Взаимодействия между гражданами и государственно-правовой системой нет. В данном обществе законоположение и правовые институты устанавливаются властью самой собой без ориентирования на позиции граждан. Реакция граждан: граждане будут в недоумении и желании жить по этим законам.

Публичные действия, формы противодействия.

- Гражданское непоминовение: революция.

- Реакция власти на все эти явления:

Итог: не примелима! Есть возможность, что данная правовая система будет воспроизводить социальный конфликт в обществе.

Нужно искать оптимальную модель их взаимодействия.

- право и власть – это фундамент современного общества;

- правотворчество в обязательном плане является сферой профессиональной деятельности лиц, уполномоченных на это;

- наличие моментов творения закона самим народом, без посредников.

-правда будет на стороне правовых принципов, институтов, стандартов;

Итог: области имеют определённые точки соприкосновения, носит многоплановый характер; но клише правильно / неправильно нет, меняется и развивается; общественное мнение и право – фундаменты общества, на которых оно стоит.

Г.

- внеаудиторная КР – п. 1 тема (работа, источник) сами выбираем по курсу; кратко содержательно представить тему (концепции, взгляды); комментарий и взгляд этой проблемы (2-3 страницы письменного текста).

Тема


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Классики в теории социологии много. Но интерес только в отношении трёх.

1. Э. Дюргейм– социолог, юрист по образованию. Сознательно ввёл этот термин. Выделял в социологии в целом.

Дюргейм о значении права в обществе: анархия не нормальное состояние общества, но при этом свобода не возможна без регламента (установления правил).

Право – нормативный способ обеспечения свободы в обществе.

Что такое право?

Особенность данных фактов:

1) в социальной жизни так или иначе устанавливается определённый порядок.

2) в рамках порядка некоторые отношения приобретают кристаллическую форму и они являются правом.

3) Закон Дюргейма: об эволюции права.

Два вида права по Д.:

а)репрессивное право(суть уголовное право, суть в наказании за некоторые деяния);

б)реститутивное право (восстановление чьих-либо нарушенных прав).

Закон: Р и Р находятся в исторической перспективе в обратном пропорциональном значении к друг другу.

Исторически первой возникает репрессивное право; а реститутивное – значительно позже возникает; чем больше репрессивного, тем меньше реститутивного. Со временем место и роль репрессивного меньше, реститутивного будет больше.

4) Теория аномия (безнормие) Д.: нормативно-ценностый вакуум, в том смысле, что нормы + ценности в Общ. не выполняют свою функцию.

Старые нормы и ценности уже себя отжили, а новые уже не работают. Их наличие делу не помогает.

Патриотизм – проявление лояльности к существующей власти (Л. Толстой).

1.1. Для объяснения самоубийств (социальное явление);

1.2. Как можно преодолеть аномию;

1.3. Теория аномия порождает рост преступности в обществе.

Для России – это давность и бытиё.

5) Д. о преступлении и преступности: автор теории на место, значение Пр. в обществе. 1883 году.

5.1. Общее преставление Преступление – социальная патология (ненормальность). Преступность – социальная норма. Это нормально для общества.

- ретроспективный взгляд на всю историю – она была всегда!

- статистика – рост преступности в обществе (от века к веку);

- в действительности имеем дело с изменением видов преступности, эволюция и модификация. Но она ЕСТЬ!

-среди святош есть преступники.

Вывод: это есть нормально.

5.2. Пр. – это один из показателей того, что общество свободно.

Рамки социального контроля – сдвигать/раздвигать. Всё под контролем, для её искоренения. Люди вольны поступать, как сами хотят. Избавимся ли от Пр., если поставим под контроль. НЕТ.

- технически контроль не возможен;

- а кто будет контролировать контролёров.

- протест против этой системы будет в рядах (массах).

Преступность не искореним, но свободы лишимся!

Если нет Пр., но и нет свободы, а есть общество тотального контроля.

5.3. Пр. связана с перспективой на будущего у данного общества. Будет эволюция Общ, дальше горизонта, который видим сейчас.

Общение к истории, философии науки на примере Сократа: не принимать что-л. на веру, а постигать, открывать самому (диалог).

Д. есть ситуации, когда современники воспринимают деяния как преступления, но на самом деле опережение действительности. На самом деле они ведут Общ. к будущему.

Вывод: Ад. Кетле – статистического распределения, статистик.

8 % - закоренелые преступники; 8 % - никогда не преступят закон;

84 % - нормальные люди.

Норма – некоторое распределение статистическое;

Свобода – своё мнение;

Будущее – есть примеры, это двигало вперёд.

Д. – классик социологии права; первый предложил изучать общество по юр. практике; является первопроходец в изучении права как социнститута.

Изучая право, мы познаём процессы в обществе. Но это не одно и то же. Важным элементом взгляда на общество.

На примере : семейного права – не в поле права однополые браки, сожительство; выборы – данные ЦИК РФ, избирательное право, но пересечения нет в законе и выборах (привлечение электората и тд.).

Мало закона и процедуры, нужны другие данные.

2 вида права – это смешно. ***

1). Разработала свою типологию прав: 4 типа

а) традиционное право (для традиционного общества 0 доиндустриальное Общ.; сокральное по своему источнику (истины, откровения), юри-я – священное действие, малоизменичво);

б) харизматческое право (источник – лидер, носитель харизмы; слом традиционного права; как изменить общество – это удел носителей харизмы, носители другого знания; носит революционный характер и потом рутина);

в) формально-рациональное право (это правовая система современного общества (западный мир), черта общей тенденции развития рационального зап. Общества, где рациональна экономика, политика, мышление, наука и ПРАВО; система принятых правил в установленном порядке, не право ad hoc и прецедентное право).

Нужно для развития бизнеса – калькуляция, то же самое в области права, где знаем об объёме прав, обязанностей (если что-то купил – продал, что у меня будет или не будет). Рассчитывать тот узел прав или обязанностей, каким будем обладать.

Пример: Китай – продажа дома, обратно вернуться в свой дом и жить там.

2.Закон М. Вебера:исторически право эволюционирует в сторону большей рациональности. Для надлежащего функционирования П.С. обществу нужны профессионалы - юристы.

Нормативный и эпирический порядок.

Отличие:

- есть ситуации, когда нормы невозможно не нарушить: дуэль.

- если есть группа людей, ориентированные на правовые максимумы и правила, то это основания для следования других, и наоборот.

24.09.2013

Общественное мнение и право

1. Общественное мнение – право:

Гипотеза № 1:

Право – это общественное мнение, возведённое в закон. Они тесны и плотны, тождество между ними либо часть общественного мнения.

Гипотеза № 2

Нет между ними общего: О.М. и право – это две независимые друг от друга социальные системы и существуют в // мирах.

Во многих случаях О.М. на эмоциональных оценках социальных явлений (персона, явление), рациональности (глубины) тут и нет.

- Если между представлениям о праве, действительности есть что-то отдельное от правовых институтов, но это не демократическое общество. Не принимать их во внимание.

- Взаимодействия между гражданами и государственно-правовой системой нет. В данном обществе законоположение и правовые институты устанавливаются властью самой собой без ориентирования на позиции граждан. Реакция граждан: граждане будут в недоумении и желании жить по этим законам.

Публичные действия, формы противодействия.

- Гражданское непоминовение: революция.

- Реакция власти на все эти явления:

Итог: не примелима! Есть возможность, что данная правовая система будет воспроизводить социальный конфликт в обществе.

Нужно искать оптимальную модель их взаимодействия.

- право и власть – это фундамент современного общества;

- правотворчество в обязательном плане является сферой профессиональной деятельности лиц, уполномоченных на это;

- наличие моментов творения закона самим народом, без посредников.

-правда будет на стороне правовых принципов, институтов, стандартов;

Итог: области имеют определённые точки соприкосновения, носит многоплановый характер; но клише правильно / неправильно нет, меняется и развивается; общественное мнение и право – фундаменты общества, на которых оно стоит.

Г.

- внеаудиторная КР – п. 1 тема (работа, источник) сами выбираем по курсу; кратко содержательно представить тему (концепции, взгляды); комментарий и взгляд этой проблемы (2-3 страницы письменного текста).

Тема

1. Социологическая теория Дюргейма;

3. Социология Эрлих.

Классики в теории социологии много. Но интерес только в отношении трёх.

1. Э. Дюргейм– социолог, юрист по образованию. Сознательно ввёл этот термин. Выделял в социологии в целом.

Дюргейм о значении права в обществе: анархия не нормальное состояние общества, но при этом свобода не возможна без регламента (установления правил).

Право – нормативный способ обеспечения свободы в обществе.

Что такое право?

Особенность данных фактов:

1) в социальной жизни так или иначе устанавливается определённый порядок.

2) в рамках порядка некоторые отношения приобретают кристаллическую форму и они являются правом.

3) Закон Дюргейма: об эволюции права.

Два вида права по Д.:

а)репрессивное право(суть уголовное право, суть в наказании за некоторые деяния);

б)реститутивное право (восстановление чьих-либо нарушенных прав).

Закон: Р и Р находятся в исторической перспективе в обратном пропорциональном значении к друг другу.

Исторически первой возникает репрессивное право; а реститутивное – значительно позже возникает; чем больше репрессивного, тем меньше реститутивного. Со временем место и роль репрессивного меньше, реститутивного будет больше.

4) Теория аномия (безнормие) Д.: нормативно-ценностый вакуум, в том смысле, что нормы + ценности в Общ. не выполняют свою функцию.

Старые нормы и ценности уже себя отжили, а новые уже не работают. Их наличие делу не помогает.

Патриотизм – проявление лояльности к существующей власти (Л. Толстой).

1.1. Для объяснения самоубийств (социальное явление);

1.2. Как можно преодолеть аномию;

1.3. Теория аномия порождает рост преступности в обществе.

Для России – это давность и бытиё.

5) Д. о преступлении и преступности: автор теории на место, значение Пр. в обществе. 1883 году.

5.1. Общее преставление Преступление – социальная патология (ненормальность). Преступность – социальная норма. Это нормально для общества.

- ретроспективный взгляд на всю историю – она была всегда!

- статистика – рост преступности в обществе (от века к веку);

- в действительности имеем дело с изменением видов преступности, эволюция и модификация. Но она ЕСТЬ!

-среди святош есть преступники.

Вывод: это есть нормально.

5.2. Пр. – это один из показателей того, что общество свободно.

Рамки социального контроля – сдвигать/раздвигать. Всё под контролем, для её искоренения. Люди вольны поступать, как сами хотят. Избавимся ли от Пр., если поставим под контроль. НЕТ.

- технически контроль не возможен;

- а кто будет контролировать контролёров.

- протест против этой системы будет в рядах (массах).

Преступность не искореним, но свободы лишимся!

Если нет Пр., но и нет свободы, а есть общество тотального контроля.

5.3. Пр. связана с перспективой на будущего у данного общества. Будет эволюция Общ, дальше горизонта, который видим сейчас.

Общение к истории, философии науки на примере Сократа: не принимать что-л. на веру, а постигать, открывать самому (диалог).

Д. есть ситуации, когда современники воспринимают деяния как преступления, но на самом деле опережение действительности. На самом деле они ведут Общ. к будущему.

Вывод: Ад. Кетле – статистического распределения, статистик.

8 % - закоренелые преступники; 8 % - никогда не преступят закон;

84 % - нормальные люди.

Норма – некоторое распределение статистическое;

Свобода – своё мнение;

Будущее – есть примеры, это двигало вперёд.

Д. – классик социологии права; первый предложил изучать общество по юр. практике; является первопроходец в изучении права как социнститута.

Изучая право, мы познаём процессы в обществе. Но это не одно и то же. Важным элементом взгляда на общество.

На примере : семейного права – не в поле права однополые браки, сожительство; выборы – данные ЦИК РФ, избирательное право, но пересечения нет в законе и выборах (привлечение электората и тд.).

Мало закона и процедуры, нужны другие данные.

2 вида права – это смешно. ***

1). Разработала свою типологию прав: 4 типа

а) традиционное право (для традиционного общества 0 доиндустриальное Общ.; сокральное по своему источнику (истины, откровения), юри-я – священное действие, малоизменичво);

б) харизматческое право (источник – лидер, носитель харизмы; слом традиционного права; как изменить общество – это удел носителей харизмы, носители другого знания; носит революционный характер и потом рутина);

в) формально-рациональное право (это правовая система современного общества (западный мир), черта общей тенденции развития рационального зап. Общества, где рациональна экономика, политика, мышление, наука и ПРАВО; система принятых правил в установленном порядке, не право ad hoc и прецедентное право).

Нужно для развития бизнеса – калькуляция, то же самое в области права, где знаем об объёме прав, обязанностей (если что-то купил – продал, что у меня будет или не будет). Рассчитывать тот узел прав или обязанностей, каким будем обладать.

Пример: Китай – продажа дома, обратно вернуться в свой дом и жить там.

2.Закон М. Вебера:исторически право эволюционирует в сторону большей рациональности. Для надлежащего функционирования П.С. обществу нужны профессионалы - юристы.

Нормативный и эпирический порядок.

Отличие:

- есть ситуации, когда нормы невозможно не нарушить: дуэль.

- если есть группа людей, ориентированные на правовые максимумы и правила, то это основания для следования других, и наоборот.

24.09.2013

Общественное мнение и право

1. Общественное мнение – право:

Гипотеза № 1:

Право – это общественное мнение, возведённое в закон. Они тесны и плотны, тождество между ними либо часть общественного мнения.

Гипотеза № 2

Нет между ними общего: О.М. и право – это две независимые друг от друга социальные системы и существуют в // мирах.

Во многих случаях О.М. на эмоциональных оценках социальных явлений (персона, явление), рациональности (глубины) тут и нет.

- Если между представлениям о праве, действительности есть что-то отдельное от правовых институтов, но это не демократическое общество. Не принимать их во внимание.

- Взаимодействия между гражданами и государственно-правовой системой нет. В данном обществе законоположение и правовые институты устанавливаются властью самой собой без ориентирования на позиции граждан. Реакция граждан: граждане будут в недоумении и желании жить по этим законам.

Публичные действия, формы противодействия.

- Гражданское непоминовение: революция.

- Реакция власти на все эти явления:

Итог: не примелима! Есть возможность, что данная правовая система будет воспроизводить социальный конфликт в обществе.

Нужно искать оптимальную модель их взаимодействия.

- право и власть – это фундамент современного общества;

- правотворчество в обязательном плане является сферой профессиональной деятельности лиц, уполномоченных на это;

- наличие моментов творения закона самим народом, без посредников.

-правда будет на стороне правовых принципов, институтов, стандартов;

Итог: области имеют определённые точки соприкосновения, носит многоплановый характер; но клише правильно / неправильно нет, меняется и развивается; общественное мнение и право – фундаменты общества, на которых оно стоит.

Г.

- внеаудиторная КР – п. 1 тема (работа, источник) сами выбираем по курсу; кратко содержательно представить тему (концепции, взгляды); комментарий и взгляд этой проблемы (2-3 страницы письменного текста).

Тема


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: