Китайский миф о потопе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как-то на землю обрушился потоп. Бушующие потоки разлились по земле, заливая все ее пространство, кроме Пяти гор. Свист ветра и рев волн заглушали вопли людей, которым не удалось спастись. Никто из богов не подумал о несчастных.

Тогда на небо поднялся божественный герой Гунь. Он обратился к Повелителю Неба с такими словами:

— Смотри! — он показал ему на людей, настигаемых волнами. — Они гибнут из-за твоих вод, а ты не слышишь их стонов. Разреши мне построить плотину и преградить путь потопу.

— Строй, если хочешь! — ответил Повелитель Неба, ухмыляясь.

Он насмехался над героем, так как знал, что мягкая земля, из которой Гунь может соорудить плотину, не выдержит натиска. Для этого пригодна лишь небесная земля, которая, соединившись с водой, вздувается и превращается в камень.

Спустился Гунь к людям и стал рыть землю, воздвигая на пути вод плотину. Воды подмывали плотину, а упорный Гунь рыл и рыл, пока не понял, что его труды напрасны.

Тогда Гунь снова поднялся на небо, но не стал больше просить Повелителя Неба о помощи. Когда тот спал, он нарыл мешок небесной земли и унес его на плечах.

Проснувшись, Повелитель Неба взглянул свысока на землю и замер. Вода, заливавшая горы, стала отступать, и люди на склонах гор и холмов принялись бросать зерна в грязь, чтобы вырастить хлеб, начали строить хижины и дома. И понял Повелитель Неба, что Гунь обманул его и ради людей похитил небесную землю. Разгневался Повелитель Неба и отправил Гуня на Северную гору, где снег сыпется, как перья. Там он наслал на него смерть.

Из тела умершего поднялся Юй, сын Гуня, такой же добрый и смелый, как отец. Неутомимый Юй обошел всю землю, вызволенную от потопа Гунем. По суше он ездил на четырехколесной повозке, запряженной конями, по

грязным местам ходил в мокроступах, на неприступные горы взбирался в обуви с шипами. Всюду он рубил лес и кустарники, рыл канавы, отводя воду, сооружал плотины и запруды, прорывал русла рек и Давал им проход через земли Четырех варваров и девяти областей.

Юй сам нес торбу и лопату. Умывал его сильный дождь, причесывал буйный ветер. Помощниками Юя были желтый дракон и огромная черепаха. Дракон полз впереди, намечая хвостом направление каналов. Черепаха двигалась сзади, неся на своей широкой спине волшебную глину.

Как-то во время странствий Юя мимо него пробежала, дразня девятью пушистыми хвостами, белая лисица. Вспомнил тогда Юй предание о том, что каждый, увидевший такое редкое животное, будет счастлив, обретет хорошую жену и станет правителем. Поэтому Юй вспомнил, что ему уже тридцать лет и он еще не женат. А так как он был человеком, дорожившим временем и не любившим откладывать дела, он не стал искать невесты по всей Поднебесной, а тут же, на горе Тушань, где ему предстала лисица, он встретил девушку и объявил ей, что хочет взять ее в жены. Едва дождавшись ее согласия, Юй удалился, ибо нельзя было давать водам Юга разливаться.

Девушка также полюбила Юя с первого взгляда, и, хотя она не успела рассказать суженому о своей любви и выслушать его объяснения, терпеливо ждала героя и даже послала на гору служанку, чтобы та возвестила о возвращении Юя.

Юй действительно вернулся на гору Тушань, так как мимо этой горы пролегала дорога с Севера на Юг и с Юга на Север. Выслушав от служанки сообщенные госпожой слова любви, герой встретился с невестой, и она стала его женой. Брачная церемония, однако, не состоялась, так как Юй торопился на Север, где вновь разлились воды.

Видя, как занят супруг, жена попросила взять ее с собой. У Юя было немало сомнений на этот счет, но времени для объяснений не оставалось, и он кивнул головой.

Так он странствовал с женой. Она с трудом за ним поспевала. Однажды они пришли к высокой, круто поднимавшейся вверх горе. Из нее, звеня по камням, вытекал тоненький ручеек. Юй тотчас решил, что следует пробить через гору широкий проход для потока. Поэтому он попросил жену удалиться, объяснив, что ему предстоит тяжелая работа, о завершении которой он известит барабаном.

Выйдя из-за поворота тропинки, женщина увидела медведя и, разумеется, не догадавшись, что это Юй, помчалась стремглав. Он, оставив работу и совершенно забыв о том, что принял облик медведя, бросился за ней вдогонку. Слыша рев и топот, женщина припустилась что было сил. Когда силы иссякли, она упала и превратилась в камень, сохранивший форму женщины.

Заняться бы Юю воспитанием сироты. Но, даже когда мальчик плакал, отец не подходил к нему. У Юя всегда находились дела. Надо было еще обойти мир. На Юге Юй попал в страну, где люди ходили нагишом. Не желая нарушать местных обычаев, Юй снял с себя одежду и ничем не отличался от туземцев. Покинув же страну, он тотчас оделся.

Юй побывал во многих странах, но не везде ему удавалось следовать местным обычаям. Так, в стране безголовых он остался с головой, чем вызвал немалое удивление туземцев, ходивших за пришельцем толпами. В земле чер-нозубых он попытался найти такой стойкий лак, который не пачкал бы пищу. Но его постигла неудача, и за ним также ходило множество людей, упрашивая улыбнуться. Посетил Юй также страну великанов, огромных и злобных существ. Одного из них он победил, втащил на гору и там казнил. Великан был такого роста, что на колеснице Юя едва уместилась одна кость казненного.

Однажды Юй заблудился и, вместо того чтобы идти на Юг, отправился на Север1. Там он набрел на плоскую равнину без единого деревца. Не слышалось ни щебетания птиц, ни голосов зверей. Вся местность, насколько хватало глаз, была изрезана реками и впадавшими в них речками и ручьями. На берегах сидели, лежали или прогуливались люди. Сколько ни вглядывался Юй, ему не удалось увидеть каких-либо хижин или домов. Земля не была засеяна. Не пасся скот. Оказалось, что в пахоте и пастьбе не было необходимости. Людям служила пищей вода: она была сытной, сладкой, ароматной и вдобавок хмельной. Выпив, люди входили в раж, начинали петь и плясать, а утомившись, засыцали, чтобы, проснувшись, нежиться, есть и плясать.

Юй мог бы остаться в этой удивительнейшей из стран жить, не зная забот. Но жизнь без преодоления преград, без труда казалась ему бессмысленной и скучной, да и на родине, В Поднебесной империи, у него еще осталось много невыполненных дел.

Наводнения в Китае были обычным явлением. Поэтому миф о потопе существовал не один. Если тот, который изложен выше, создан народностью яо, то теперь пришла очередь мифа, созданного самими китайцами, то есть народом хань.

Правление Яо, при котором на небе из-за десяти солнц свирепствовала жуткая засуха, вообще было несчастливым. Прошло время, уже не было в живых стрелка И, и людей постигло новое бедствие. Виноваты в этом были они сами. Слишком много дурных дел стало твориться ими, и разгневанный Верховный владыка наслал на землю потоп. Вода покрыла всю землю, кроме вершин высоких гор, на которых и спасались люди. Но они страдали от голода, ядовитых змей и диких зверей так, что стали вызывать жалость даже у одного из богов.

Гунь спасает людей. Это был Гунь, внук Верховного владыки. Много раз он просил деда сжалиться над людьми и забрать воды в небесный дворец, но тот был неумолим.

Как только сижан упал в воду, из нее стали вырастать холмы. и горы, вода начала спадать и впитываться в землю. Зазеленели луга, люди стали спускаться с гор, на их иссохших от голода лицах появились улыбки. Они уже было начали обрабатывать землю и бросать в нее зерна, как тут небесный император узнал, что его сокровище украдено. Гнев Шан-ди стал еще страшнее, когда стало известно, что похитителем является его родной внук. Владыка послал бога огня Чжужуна, чтобы тот убил Гуня и забрал сижан. Гунь пал мертвым на горе Юйшань, а земля опять покрылась водой. Люди страдали от голода и холода и жалели Гуня, который ради них расстался с жизнью.

Юй. Но тело Гуня невредимым пролежало на горе три года, и душа не покидала его. Более того, чудесным образом внутри него зародилась новая жизнь — это был его сын Юй, который через три года уже превосходил отца своей силой.

Великий Юй, укротитель потопа. Изображение эпохи Хань


Великий Юй,
укротитель потопа.
Изображение эпохи Хань

Когда Верховный владыка узнал, что тело мертвого Гуня не разлагается, он испугался, не кроется ли здесь чего-то опасного для его власти, и послал одного из богов с волшебным мечом удао изрубить тело Гуня на куски. Но стоило посланцу небес ударить мечом один раз, как из разрубленного тела Гуня стремительно взвился вверх дракон. Это и был Юй. Сам же Гунь превратился в желтого дракона, который погрузился в водную пучину около горы. У него уже не было прежней волшебной силы, но он продолжал с жалостью и сочувствием смотреть на людей и радовался подвигам своего сына Юя.

Юй берется завершить дело отца. Молодой дракон Юй был полон решимости завершить дело своего отца и спасти людей от наводнения. Узнав об этом, Верховный владыка призадумался и в конце концов решил, что люди наказаны достаточно и пора утихомирить водную стихию. Он сам вручил Юю волшебную землю сижан и приказал другим божествам и драконам помочь юному богатырю.

Однако не все были довольны решением Верховного владыки прекратить потоп. Бог воды Гунгун считал, что он еще не показал всю свою силу и продолжал бушевать. Вода продолжала заливать землю, и многие люди превратились в рыб и креветок. Таким образом, Юй вместе со своими союзниками вынужден был вступить в битву с Гунгуном, и тот обратился в бегство.

Теперь Юй мог без помех взяться за дело. Повсюду за ним следовала большая черная черепаха с сижаном на спине, и Юй, где было необходимо, насыпал дамбы, преграждая дорогу воде. Нашлась работа и драконам: своими телами они прокладывали русла рек и каналы вплоть до самого Восточного океана.

Помощники Юя. Неустанно работая, Юй дошел до реки Хуанхэ. В ее волнах он увидел белолицее существо с туловищем рыбы. Это был речной бог Хэ-бо. Он подарил Юю зеленый камень с нанесенным на него странным узором. Внимательно всмотревшись в линии узора, Юй понял, что это план борьбы с наводнением — по этим линиям надо было прокапывать каналы и насыпать дамбы. Теперь он мог работать не вслепую, а по точному плану, и дело сразу пошло быстрее.

Однажды, пробивая канал через гору, Юй случайно зашел в пещеру и вдруг увидел там огромную рогатую змею, которая держала во рту светящуюся жемчужину. Змея поползла вперед, и Юй понял, что это она указывает ему дорогу. Пробираясь вслед за ней, Юй вошел в огромный подземный зал, в котором было светло и многолюдно. Люди, одетые в черные одежды, толпились вокруг сидящего на троне божества с туловищем змеи и человеческим лицом. Юй сразу догадался, что это Фуси, тот самый, при котором тоже был потоп. Они сразу почувствовали симпатию друг к другу, и в знак дружбы Фуси подарил Юю пластину из драгоценного нефрита, которой можно было измерять небо и землю. Но волшебные свойства пластины этим не исчерпывались: с ее помощью теперь Юй укреплял землю и усмирял воду.

Юй находит жену. Юй как божество мог принимать любой облик, и обычно он превращался в такое существо, которое могло работать больше и быстрее, чем человек. Однажды из-за этого он потерял жену, которая оставила ему сына. А дело было так.

Когда Юю было уже тридцать лет, он все еще не был женат — борьба с водой отнимала все его время. Но как-то раз мимо него пробежала белая девятихвостая лисица, взмахнув своими хвостами, пушистыми, как метелочки. Юй знал, что увидеть девятихвостую лисицу — счастливая примета. Вскоре он увидел необыкновенно красивую девушку по имени Нюйцзяо и решил жениться на ней. Но он спешил на юг бороться с потопом и не успел признаться ей в любви. Та тоже почувствовала в своем сердце любовь к могучему герою и решила его дождаться. Когда Юй возвращался с юга, он зашел к Нюйцзяо и они сыграли свадьбу. Но всего через четыре дня Юй покинул молодую жену и вновь отправился усмирять потоп.

Появление Ци. Нюйцзяо очень тосковала по нему и однажды, когда Юй на короткое время вернулся домой, неотступно упрашивала взять ее с собой. Наконец, Юй согласился, хотя в сердце его было недоброе предчувствие.

Новые края. Усмиряя наводнение, Юй обошел всю землю и видел много чудесного. Он посетил страну крылатых, страну, где люди не умирали, Золотую гору. На севере он нашел край, где царила вечная весна, а его жителям не надо было заботиться о пропитании — вода из здешней реки, называвшейся Шэньфэнь [“божественная влага”], была необыкновенно приятна на вкус и утоляла голод и жажду. Жили там по сто лет, а после смерти сразу оказывались на небесах.

Но Юй, хотя и попробовал волшебную воду, и она ему понравилась, не мог бросить свой страдающий народ. Через два дня он покинул гостеприимный край и вновь принялся за работу.

Завершение трудов Юя. И вот настал день, когда тяжкий труд был закончен. Тогда Юй решил измерить землю и приказал сделать это двум помогавшим ему богам. Один из них отправился с востока на запад, другой с запада на восток. Каждый из них насчитал двести миллионов тридцать три тысячи пятьсот ли и семьдесят пять шагов (ли — мера длины, в древности равная примерно 400 м). Земля тогда была квадратной по форме. Больших озер на ней насчитывалось больше двухсот миллионов. Юй решил лишние засыпать и употреблял для этого сижан. Кое-где он перестарался, и в тех местах возникли высокие горы.

Юя избирают императором. После усмирения потопа жизнь людей стала радостной и спокойной. В награду за великие заслуги Юя его избрали императором. Сам небесный правитель подарил новому императору двух волшебных коней, которые являлись к своему хозяину, стоило ему только подумать о них, и служили ему.

Император Юй сделал для народа много полезного. Однажды он отправился на юг осматривать свои владения, но на той горе, где когда-то ему повстречалась красавица Нюйцзяо, его будущая жена, заболел и умер. Там Юй и похоронен. На его могилу каждую весну прилетают птицы, чтобы с корнем выдергивать сорные растения и так выразить свое уважение к памяти великого героя.

Древний Китай.

Четыре тысячелетия назад династия СЯ, первая из непрерывных наследственных правителей, зародилась на берегу Желтой реки.

Легенда упоминает императора СЯ, но за исключением некоторых загадочных каменных изображений и возможных гробниц, больше доказательств нет.

К тому же, существует очень мало археологических доказательств того, что династия СЯ когда-либо вообще существовала.

Упоминания о китайском Потопе.

Древний Китай.

ЮЙ, спасший Китай от Потопа.

Однако император СЯ увековечен в рассказе о Великом китайском потопе. Эта эпическая история рассказывает о том, как 4000 лет назад беспрецедентное наводнение чуть не уничтожило этот регион, пока человек по имени ЮЙ не вмешался, чтобы спасти ситуацию.

Согласно легенде, большое наводнение привело часть Китая к грани разрушения, но ЮЙ сумел отвести большую часть воды подальше от населенных пунктов.

Доказательства Потопа.

Международная группа ученых, тщательно картографировавшая древние осадочные породы вдоль Желтой реки, вдруг столкнулась с чем-то шокирующим.

Согласно имеющимся письменным данным, мощное наводнение на самом деле затопило окружающие земли тысячи лет назад и определенно казалось концом света любому, кто был в данном регионе.

Мощное наводнение, вероятно, уничтожило населенные пункты в 2000 километрах ниже по течению Жёлтой реки.

Используя радиоуглеродное датирование серии скелетов людей, погибших и захороненных в результате наводнения, они смогли установить, что это произошло в 1920 году до нашей эры.

Это произошло как раз в то время, когда письменные легенды гласят, что в тот именно период и возникла династия СЯ.

Упоминания о предвестнике Потопа.

Древний Китай.

Мифический Потоп в Китае.

Перед упомянутым, в легендах наводнением, регион потрясло мощное землетрясение и, как выяснила команда, большой оползень заблокировал верхнюю часть Желтой реки.

Эта естественная плотина, занимающая примерно треть ЭМПАЙР СТЕЙТ БИЛДИНГ, накапливала воду в течение девяти месяцев, прежде чем катастрофически прорвалась.

Геологические свидетельства невероятно точно совпадают с историей наводнения, описанной в древних текстах, что показывает, что вся эта мифологическая история правдива от начала до конца. И конечно тогда, мифическая династия СЯ — не миф, а самая настоящая реальность.


Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

  1. Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2. Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3. Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун — богом земли, Куй-лун — грома, Фуцан-лун — подземных богатств, а Шень-лун — погоды). Рыбка Матсья — воплощение бога Вишну — возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы — самые древние.
  4. Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

Основные термины (генерируются автоматически): потоп, Мана, земля, миф, Каменный Кроншнеп, конец света, бог, вод, корабль, австралийский миф.

Читайте также: