Китайский календарь астрономия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древний китайский календарь

Развитие астрономии в Китае, как и в других странах, было продиктовано практическими потребностями человека. В 1100 г. до н. э. китайские астрономы использовали гномон для определения наклонения экватора к эклиптике. Гномон — это инструмент, представляющий собой вертикальный стержень на горизонтальной площадке. По длине тени в полдень устанавливались дни солнцестояний и равноденствий, а следовательно, и даты смены времен года.

Примерно за 360 лет до н. э., т. е. почти на целое столетие раньше, чем в Египте, китайцы составили первый звездный каталог. Их летописи содержат записи о появлении комет, о вспышках новых звезд, о появлении на Солнце пятен и о некоторых других наблюдениях.

Первые китайские календари. Однако самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.

Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы.

Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год — в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари.

Лунно-солнечный календарь. В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет × 12 мес. + 7 лет × 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле.

Месяцы по этому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.

Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй, третий и т. д. Они делились па 10-дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались особыми иероглифами и являлись днями отдыха.

Сезонный сельскохозяйственный календарь. В период династии Цинь (246 - 201 г.г до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. В табл. 1 приводятся названия этих сезонов и соответствующие им даты григорианского календаря.

Следует иметь в виду, что деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны. При помощи такого календаря крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы.

Деление календарного года на климатические сезоны является одной из особенностей китайского календаря. И в наше время сезонный календарь часто применяется в деревнях. С этим календарем связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основании многовековых наблюдений за явлениями природы.

Таблица 1. Названия сельскохозяйственных сезонов и их начало по григорианскому календарю

Дальнейшее развитие календаря. Дальнейшее развитие теории календаря связано с именами Ло Ся-хуна, Дэн Пина, Сыма Цяня, Чжан Хэна, Цзу Чун-чжи, Го Шоу-цзина и многих других.

Средняя продолжительность лунного месяца была принята равной 29 и 43/81 суток, или 29,530864 суток. Это всего на 0,000276 суток, или па 24 секунды, отличается от современного значения. Продолжительность же года осталась без изменений, т. е. 365,25 суток. Саньтунский календарь просуществовал почти два столетия, а затем подвергся некоторым незначительным исправлениям.

Чжан Хэн был также крупным изобретателем. Он создал одну из первых армиллярных сфер — прибор, с помощью которого можно было определять экваториальные координаты небесных светил.

Го Шоу-цзин также был выдающимся конструктором астрономических инструментов. Он изобрел тринадцать видов астрономических приборов, не уступавших по точности и изяществу выполнения тем, которые были вновь изобретены и изготовлены через триста лет после него датским астрономом Тихо Браге.

В обиходе, когда речь идет о годе рождения известного лица, китайцы пользуются более кратким его обозначением. Они просто называют животное соответствующей земной ветви. Поэтому в ответ о возрасте спрашиваемый может сказать, что он родился, например, в год дракона. Это может обозначать в равной степени 5-й, 17-й, 29-й, 41-й и 53-й годы цикла, а какой из них соответствует году рождения, нетрудно догадаться по облику отвечающего.

Переход от одного года данного цикла к другому, как показывает табл.2, происходит по диагонали сверху вниз и слева направо. Поэтому, если известен первый год данного цикла по григорианскому календарю, то с помощью таблицы можно определить обозначение любого другого года внутри цикла.

Перевод датировок григорианского календаря на циклический. Для облегчения перевода датировок можно пользоваться табл.3, охватывающей период в две тысячи лет современного летосчисления.

Из таблицы видно, что первым годом текущего китайского календарного цикла был 1924 год н. э.;

Для перевода какого-либо года летосчисления нашей эры на циклический календарь необходимо разделить числовое обозначение года на 60. Из полученного остатка надо вычесть 3. Если он окажется равным 3 или менее, то к нему предварительно прибавляют 60 и из суммы вычитают 3. Полученная разность укажет год цикла. Определим, например, какому году цикла соответствует 1969 год. Разделив 1969 на 60, получим число 32 и в остатке 49. Вычитая из этого остатка 3, получим 46. Следовательно, 1969 год соответствует 46-му году цикла.

Таблица 1 . 60-летний китайский циклический календарь

Таблица 2. Хронологическая таблица перевода первых годов 60-летнего цикла к векам нашей эры

Начиная с 1 января 1912 г., после революции, в Китае стали применять и григорианский календарь, но только с 1949 г., после образования Китайской Народной Республики, он стал широко применяться в стране как официальный календарь. Однако и в наше время многие печатные издания (газеты, журналы) выходят с двойной датой: по григорианскому календарю и но 60-летнему календарному циклу.

Приведем соответствие еще некоторых годов по обеим календарным системам (табл. 4).

Таблица 4. Соответствие григорианского календаря циклическому на годы 2000—2010

Постановлением правительства КНР в стране установлен праздник Весны, который является первым днем Нового года по старому китайскому календарю. Он приходится на середину февраля.

Хронология по династиям и эпохам царствования императоров. При изучении литературы но истории Китая часто приходится встречаться с присущими ей особенностями датировки событий. Начиная с древнейших времен и до начала нашего столетия китайцы не имели единого летосчисления, у них не было единой эры. Кроме счета по циклам широко применялась датировка исторических событий по династиям и эпохам царствования императоров. Традиционно летосчисление Китая начинается с 2357 г. до н. э. — времени вступления на престол легендарного императора Яо.

Ниже приводится краткая хронологическая таблица, принятая в китайской исторической науке:

Человечество изобрело календари, чтобы следить за ходом времени. Древний китайский календарь — вероятно, один из самых сложных существующих календарных систем. Он остается тайной даже для многих китайцев.

Шестидесятеричный цикл

Древний китайский календарь - краткое введение


Древний китайский календарь
Чтобы объяснять, как работает этот цикл, позвольте нам обозначать и стебли и ветви их числами. Мы обозначаем 1 (1,1) или (甲, 子), 2 (2,2) или (乙, 丑) и так далее (до 10,10) или (癸, 酉). Но теперь мы исчерпали стебли, таким образом, мы обозначаем 11 (1, 11) или (甲, 戌) и 12 (2, 12) или (乙, 亥). Теперь мы исчерпали ветви, также, таким образом ,13 становится (3, 1) или (丙, 子). Мы продолжаем, таким образом, через 6 циклов стеблей и 5 циклов ветвей до 60, что является (10, 12) или (癸, 亥). Следующее число — (1,1) или (甲, 子), что начинает новый шестидесятеричный цикл.

Краткая история

Текущий китайский календарь — измененный в Династии Цинь, 7-й год правления Цян Лунь (1742). Он использует 1723 как начало календаря.

Древний китайский календарь постоянно модифицируют согласно наблюдениям в астрономии. Таким образом, в древнем Китае календарь был переплетен с астрономией. Фактически, история древней китайской астрономии — также история исследования и прогресса в календарях. Это — особенность древней китайской астрономии, которая весьма отличается от ее западной коллеги.

Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.
За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).
Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

Небесные ветви (непереводимо):

Земные побеги и соответстующие знаки Зодиака:

Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию.

Китайский календарь, как и иудейский, – комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего:
- Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13.
- Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней.
Новолуние – первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском.

Номера месяцев определяются следующим образом: Определяется дата, когда долгота солнца кратна 30 градусам (0 – весеннее равноденствие, 90 – летнее солнцестояние, 180 – осеннее равноденствие и 270 – зимнее солнцестояние) Эти даты называются основными периодами (Principal Terms) и используются для определения номера месяца:

Основной период Долгота солнца (градусов)
1 330
2 0
3 30
.
12 300

Каждый месяц получает номер основного периода для этого месяца. В случаях когда месяц содержит два периода – нумерация сдвигается. Например, месяц содержит период 1 и 2 будет нумерован 1, а следующий 2. Период 11 (зимнее солнцестояние) всегда приходится на 11 месяц.
Для определения високосного годя, имеющего 13 месяцев, вычисляется число новолуний между 11-ым месяцем года и 11 месяцем следующего года. Если в интервал попадает 12 полных месяцев - это високосный год. В этом случае, по крайней мере, один месяц не будет содержать главного периода. Первый из таких месяцев и объявляется високосным. Он нумеруется таким же номером как предыдущий, но с уточнением, что это дополнительный месяц.
Все астрономические вычисления проводятся для 120 меридиана восточной долготы. Это примерно соответствует восточному побережью Китая.

7.1. Начало года

В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии Новый год всегда в промежутке между 21 января и 20 февраля.

7.2. Летоисчисление

Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.
Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. Перед революцией, Сун Ят-сен (Sun Yat-sen) решил установить республиканскую альтернативу имперским эрам правления. В соответствии с китайской традицией, первый год правления Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.

7.3. История китайского календаря

В Китае календарь был священным документом, поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.
Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.
С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.
Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора, Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.
Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.
Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

7.4. Какой сейчас год по китайскому календарю?

Текущий цикл начался 2 февраля 1984 г (китайский год 4693). Эта дата бинг-юин в 60-дневном цикле, и месяц гуи-чоу в 60-месячном цикле.

7.5. Японский календарь

Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Параллельно им счет идет также и по "10 земным побегам" (дзиккан) - старшим и младшим символам природных элементов (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода):

Год Животные (дзюниси) Элементы (дзиккан) Название года
1 Нэ (Мышь) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Нэ
2 Уси (Бык) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-Уси
3 Тора (Тигр) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Тора
4 У (Заяц) Хи-но-То (Младший Огонь) Хи-но-То-У
5 Тацу (Дракон) Цути-но-Э (Старшая Земля) Цути-но-Э-Тацу
6 Ми (Змея) Цути-но-То (Младшая Земля) Цути-но-То-Ми
7 Ума (Лошадь) Ка-но-Э (Старшее Золото) Ка-но-Э-Ума
8 Хицудзи (Овца) Ка-но-То (Младшее Золото) Ка-но-То-Хицудзи
9 Сару (Обезьяна) Мидзу-но-Э (Старшая Вода) Мидзу-но-Э-Сару
10 Тори (Петух) Мидзу-но-То (Младшая Вода) Мидзу-но-То-Тори
11 Ину (Собака) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Ину
12 И (Кабан) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-И
13 Нэ (Крыса) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Нэ

И так далее…
Шестидесятилетнему юбилею (канрэки) в Японии придается особое значение.

7.5.1. Летоисчисление

Это также китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждает девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считается первым годом нового правления, и с него начинается новая эпоха - период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.
Эпоха "Хэйсэй" (Мир и Спокойствие), как и правление императора Акихито, началась в 1989 году. Соответственно, 2000 год - 12 год эпохи Хэйсэй.
Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. - легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.
Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.

Поскольку календарь в Китае, как отмечает в своём исследовании В.В. Цыбульский, по сути был лунно-солнечно-юпитерным [6] , то для совмещения лунного и солнечного циклов вставлялся дополнительный месяц (вставной, жуньюэ 闰月), причём вставлялся он не каждый год [7] и в одну из 12-ти середин сезонов (чжунци 中气).

Что касается связи китайского календаря с Юпитером, то можно сказать следующее. В те древние времена, хотя наука не имела точных данных о времени обращения планет, учёные всё же установили, что Юпитер совершает один оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет (при этом считалось, что все планеты обращаются вокруг Земли). Поскольку в Китае всегда придавалось большое значение числовой символике, поискам циклов в движении космических тел, то китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Поэтому они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60-ти годам, что соответствует пяти оборотам Юпитера. К тому же цифра 5 являлась символом пяти элементов, которым соответствуют пять цветов, пять времён года, пять географических направлений и др. Естественно, что символы природных элементов были использованы при составлении календаря 60-летнего цикла (см. табл. 2) [10, с. 81–82].

В каждом 60-летнем цикле насчитывается по 21912 суток, и он состоит из пяти 12-летних лунных циклов, содержащих, как правило, различное количество дней, причём если в солнечно-юпитерном 12-летнем цикле содержится 4380 суток, то в лунно-юпитерном цикле может быть от 4370 до 4401 суток, а в каждом из 12 лет – от 353 до 385 суток. Текущий 60-летний солнечно-лунно-юпитерный цикл начался в 1984 году под знаками цзя-цзы (синяя мышь, стихия – дерево) [10, с. 83–84].

Следует также сказать, что этому 60-ричному циклу могут ставиться в соответствие не только годы, но и месяцы, дни, часы (вернее, двухчасовки) суток, и эта система с успехом используется в гадательной практике в Китае. Применяется так называемый метод 8 иероглифов (ба цзы 八字), определяющих судьбу человека: по два циклических знака, или иероглифа, соответствующих году, месяцу, дню и часу рождения человека; всего их восемь. Но это уже тема отдельного разговора.

Другой из основных параметров традиционного китайского календаря – это 24 солнечных сезона (цзеци节气), которые полностью основаны на взаимодействии Земли и Солнца. Они являются точками, разделяющими год на 24 климатических сезона, и независимы от движения Луны. 24 сезона давали китайцам возможность без труда определять сроки сельскохозяйственных работ, и это частично выражается в названиях сезонов. Поскольку ось Земли [9] наклонена к плоскости своей орбиты на угол 66,5 о , ось эклиптики [10] образует с небесным экватором угол 23,5 о , и благодаря этому во время годового движения Земли вокруг Солнца земная ось сохраняет своё направление. Это приводит к разнице в нагревании Северного и Южного полушарий и смене времён года. Эти астрономические явления дали основание составить календарь, разделивший год на сезоны, или периоды, определявшиеся положением Солнца относительно эклиптики.

Древние китайские учёные разделили год с зимнего солнцестояния одного года до возвращения зимнего солнцестояния в следующем году на двенадцать равных частей, точка разделения каждой части – чжунци (середина сезона), и их в календаре получается 12. Каждую середину сезона в свою очередь разделили на две равные части, точка разделения каждой части называется цзеци (разделитель сезона), их тоже 12. Всего точек чжунци и цзеци – 24, и в дальнейшем их все вместе стали называть цзеци (солнечные сезоны). Середины-чжунци и разделители-цзеци сменяют друг друга по очереди; они разделяют тропический год на 24 части, каждая часть равна 15 о эклиптической долготы и длится 15 дней.

Традиционно 24 сезона начинаются с Личунь (立春) – Становления весны, и далее сезоны идут в следующем порядке: Личунь, Юйшуй, Цзинчжэ, Чуньфэнь, Цинмин, Гуюй, Лися, Сяомань, Манчжун, Сячжи, Сяошу, Дашу, Лицю, Чушу, Байлу, Цюфэнь, Ханьлу, Шуанцзян, Лидун, Сяосюэ, Дасюэ, Дунчжи, Сяохань, Дахань. Позднее, во времена Цин, когда во 2-й год правления Шунь-чжи (1645 г.) был обнародован календарь Шисяньли 时宪历 (Календарь установления данного времени), установили, что когда эклиптика пересекается с небесным экватором в точке Весеннего равноденствия (Чуньфэнь), то эклиптическая долгота составляет 0 о . Далее Земля поворачивается вокруг Солнца на 15 о , и начинается следующий сезон (чжунци или цзеци) и т.д. Таким образом, каждому из 24 сезонов первоначально соответствовало одно конкретное астрономическое положение, конкретная точка и конкретный момент времени; сейчас стало принято воспринимать их как начала сезона или периода в 15 дней. Соответствие 24 солнечных сезонов их астрономическому положению сведено в следующую таблицу (см. ниже) [12, с. 58–59; 13].

Становление весны (астрономическое начало весны)

Таблица 6

24 сезона Месяцы 72 пятидневки (хоу 候)
Начальная хоу Срединная хоу Конечная хоу
Зимнее солнцестояние 11 месяц,
II-я пол.
Дождевые черви сворачиваются Кабарга (лось) теряет свои рога Источники вод в движении
Малые холода 12 месяц, I-я пол. Дикие гуси улетают на север Сороки начинают вить гнёзда Фазаны начинают токовать
Большие холода 12 месяц, II-я пол. Куры начинают нести яйца Хищные птицы летают высоко и стремительно Водоёмы покрываются толстым слоем льда
Становление весны 1 месяц, I-я пол. Восточный ветер приносит холод Звери в зимней спячке начинают шевелиться Рыбы поднимаются вверх к поверхности льда
Дождевая вода 1 месяц, II-я пол. Выдра охотится за рыбой Дикие гуси прилетают Травы пускают ростки, на деревьях набухают почки
Пробуждение насекомых 2 месяц, I-я пол. Персик начинает распускаться Иволга поёт Ястреб охотится за горлицей
Весеннее равноденствие 2 месяц, II-я пол. Ласточки прилетают Первые раскаты грома Сверкает молния
Чистота и ясность 3 месяц, I-я пол. Зацветает тунговое дерево Кроты охотятся за перепелами Появляется радуга
Дожди для злаков 3 месяц, II-я пол. Начинает цвести ряска Горлица хлопает крыльями Удод опускается на шелковичное дерево
Становление лета 4 месяц, I-я пол. Лягушки заквакали Появляются дождевые черви Вырастают огурцы
Малое насыщение 4 месяц, II-я пол. Расцветает осот Нежные растения умирают Наступает период слабой жары
Колошение хлебов 5 месяц, I-я пол. Появляются богомолы Сорокопут начинает петь Пересмешник прекращает петь
Летнее солнцестояние 5 месяц, II-я пол. Олень теряет свои рога Цикады застрекотали Вырастают летние растения
Малая жара 6 месяц, I-я пол. Начинают дуть тёплые ветра Сверчки селятся в стенах Птенцы ястреба учатся летать
Большая жара 6 месяц, II-я пол. Сжигают старую прелую траву Земля влажная, и воздух жаркий Сильные дожди учащаются
Становление осени 7 месяц, I-я пол. Приходят прохладные ветра Спускаются белые росы Стрекочут осенние цикады
Прекращение жары 7 месяц, II-я пол. Ястреб высматривает птиц Небо и Земля посуровели Злаки поспевают
Белые росы 8 месяц, I-я пол. Появляются дикие гуси Ласточки возвращаются Птицы накапливают запасы съестного
Осеннее равноденствие 8 месяц, II-я пол. Гром сдерживает свой голос Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы Воды начинают высыхать
Холодные росы 9 месяц, I-я пол. Дикие гуси прилетают погостить Воробьи лезут в воду за моллюсками Расцветают жёлтые хризантемы
Выпадение инея 9 месяц, II-я пол. Волки охотятся за крупным зверем Листья на деревьях желтеют и опадают Звери, спящие зимой, залегают в спячку
Становление зимы 10 месяц, I-я пол. Вода превращается в лёд Земля начинает замерзать Фазаны заходят в воду за моллюсками
Малые снега 10 месяц, II-я пол. Радуга больше не появляется Ци Неба поднимается вверх,
ци Земли опускается вниз
Всё застывает, и наступает зима
Большие снега 11 месяц, I-я пол. Горный фазан прекращает петь Тигры начинают спариваться Рождается ирис

Принятый за основу календаря лунный месяц – это промежуток времени между двумя новолуниями – 29,5306 дня. Но простым людям неудобно было делать расчёты с дробным числом, поэтому древнекитайские астрономы определили число дней лунного месяца в 29 или 30, т.е. соответственно большой месяц и малый месяц. Чтобы гарантировать начало лунного месяца в новолуние, чередование больших и малых месяцев в году не сделано фиксированным в отличие от григорианского календаря. Определять, какой месяц большой, а какой – малый, следовало на основании строгих астрономических наблюдений. Нередко случалось, что подряд шли два малых месяца или два больших, а иногда даже (но очень редко) по три или четыре.

12 месяцев по фазам Луны охватывают 354,3672 дня, а тропический год – 365,2422 дня, т.е. разница составляет 10,875 дня. Для преодоления несоответствия лунного и солнечного календаря придуман метод – добавлять месяц (добавочный, или вставной, 闰月жунь юэ); такой год считается високосным. Этот метод позволяет сохранить ситуацию, при которой первый день первого месяца сельскохозяйственного календаря является концом зимы и началом весны. Но как определяли, требуется ли добавочный тринадцатый месяц? Для этого смотрели на промежуток времени между двумя зимними солнцестояниями: если в нём 12 новолуний, то в таком году не требуется добавочного месяца, а если в нём 13 новолуний, то один месяц добавляется и в таком году 13 лунных месяцев.

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 3 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2012. – 484 стр. – (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 7 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 225-237.

Читайте также: