Китай в 80 90 годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во время проведения экономических реформ КНР Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны

Основные цели китайских СЭЗ:

1. привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

2. увеличение экспортной валютной выручки;

3. стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;

4. эффективное использование природных ресурсов;

5. стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

6. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.), а в перспективе и Тайваня;

7. мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

8. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.

Курс на привлечение иностранных инвестиций закреплен в Конституции КНР 1982 года.

Статус первых четырех из них регулируется решениями ВСНП об их создании, Хайнаня - специальным решением Госсовета КНР. Статус каждой из зон технико-экономического развития был определен решением Госсовета КНР о ее создании, а района Пудун - пакетом из 9 документов, утвержденных Госсоветом и правительством Шанхая.

Единого закона по СЭЗ не существует, но в общей сложности по ним принято более 30 законодательных и нормативных актов.

В СЭЗ преобладает рыночное регулирование. Центр устанавливает лишь несколько основных директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, получаемой или поставляемой по централизованным каналам, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.

Правительства зон самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитном рынке, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов центра при условии, что сами отвечают за свои обязательства.

Основные проблемы СЭЗ

1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший в сравнении со средним по Китаю размер инвестиций в одно предприятие.

2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)

4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

5. Дефицит сырья и энергии.

6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Проблемы социально-экономического и политического развития КНР на рубеже 80-90

Китайское руководство, в отличие от советского, не развитие КНр в связывало успешное осуществление экономичес~оды ~?M ких преобразований с коренным реформированием политической системы, в которой руководящую роль па-прежнему продолжала играть коммунистическая партия.




Тем не менее, начался процесс постепенной реабилитации жертв политических репрессий из числа высших руководителей КПК. Так, посмертно были восстановлены добрые имена вначале Пэн Дэхуая, а затем Лю Шаоци. Многие репрессированные, но оставшиеся в живых руководящие деятели КПК возвратились на ключевые посты в партии и государстве.

Сам Дэн Сяопин на съезде был утвержден в должности Председателя Военного Совета КНР, одновременно, до 1989 г., занимая посты заместителя Председателя ЦК КПК и заместителя Премьера Госсовета KHP. Фактически все эти годы он играл решающую роль в руководстве.

С середины 80-х годов в китайском обществе нарастали демократические тенденции, проявлявшиеся в требованиях либерализации политической системы социализма. Особенно резко усилились

В марте 1998 г. на сессии ВСНП Цзян Цзэминь был переизбран на пост Председателя.KHP и Председателя Военного Совета КНР, Премьером Госсовета был назначен последовательный сторонник реформ Чжу Жунзи. Ли Пэн был переведен на должность Председателя ПК ВСНП.,

Китай в 21 веке

При Дэн Сяопине внешняя политика страны, в отличие от эпохи Мао, стала пассивной. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

Реформы были продолжены и его преемниками — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с 2002).

В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).

Переход властных полномочий к этому поколению начался в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР, а в сентябре 2004 — Председателем Центрального Военного Совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента (Всекитайского собрания народных представителей) одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста Председателя Центрального Военного Совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.

Исполнительным органом является Государственный Совет, состоящий из Премьер-Министра, Вице-Премьер-Министра, министров, генерального ревизора и генерального секретаря.

Высшей судебной инстанцией является Верховный Народный Суд. Судами первой инстанции и кассационными судами — народные суды. Прокурорский надзор осуществляет Верховная Народная Прокуратура и местные органы народной прокуратуры.

Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей, местными постоянно-действующими органами являются — постоянные комитеты (в волостях не имеются), местными исполнитель-распорядительными органами являются местные народные правительства.

По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США.Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл.

Прибрежные провинции на востоке страны в большей степени индустриализированы, в то время как население многих внутренних регионов КНР живёт беднее. Одним из самых бедных регионов страны является Тибет.

В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи.

Правительство планировало замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения). В 2006 году планировалось потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней, что на 14 % больше, чем в 2005 году.

Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырос в 2006 году на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.)

Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя.

Также, согласно этому плану, к 2010 году доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна вырасти с 2,5 до 10 % общего объёма производства электроэнергии.

Экономика КНР занимает второе место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию,и второе место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.

Образование

В Китае введено всеобщее обязательное 9-летнее обучение. В 1991—2001 годах коэффициент обучения детей младшего школьного возраста в начальной школе составил по стране 97,8—99,1 %. Людей с высшим образованием тоже становится всё больше. В 2001 году коэффициент принятых в вузы составил по стране 11 %. Приём в вузы за последние годы значительно расширился. Его ежегодный рост превышает 20 %. Если в 1998 году в вузы было принято 1,08 млн абитуриентов, то в 2001 году число принятых составило 2,68 млн.

Сельское хозяйство

Главные виды сельхозпродукции. С 90-х годов XX века Китай занимает первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, семян рапса, фруктов, листового табака, второе — по производству чая и шерсти и третье либо четвёртое по производству соевых бобов, сахарного тростника и джута. Однако в среднедушевом расчёте объём продукции невелик.

В Китае большое разнообразие земельных ресурсов, однако гористых местностей много, а равнин мало. Равнины составляют — 43 % всей земельной площади страны. Пахотных земель у Китая 127 млн га, а это приблизительно 7 % всех пахотных земель мира. У Китая огромная прибрежная морская полоса. Его мелководные рыбные угодья занимают 1500 тыс. кв.км. и составляют четверть всех мировых мелководных угодий.

Китай с давних пор является аграрной страной, но с 50-х годов прошлого века он приступил к широкомасштабной индустриализации. В начале 80-х годов доля сельского хозяйства в ВВП составляла примерно 32 %, но затем стала постепенно снижаться и в 2001 году упала до 15,2 %. Сельские труженики, удельный вес которых в общей численности занятых снизился с 70,5 % в 1978 году до 50 %, насчитывают теперь около 365 млн чел. В Китае земля является государственной и коллективной собственностью. В конце 1978 года и прежде всего в деревне началась реформа. Благодаря ей быстро распространилась новая хозяйственная система — семейная подрядная ответственность, связанная с результатами производства.

После смерти Мао Цзэдуна в новейшей истории Китая наступила новая эпоха. Начался процесс реформирования китайского общества, в основу которого был положен переход к рыночной экономике.

Китай после смерти Мао Цзэдуна.

Реформирование социалистического общества.

Особенность экономических реформ заключалась в том, что сначала они были проведены в сельском хозяйстве и только затем охватили промышленную сферу.

Реформы в сельском хозяйстве начались в конце 1970-х гг. Их отличительной чертой стал постепенный отказ государства от вмешательства в процесс производства и сбыта продукции. Существенно пересматривались, а то и вовсе снимались плановые задания. Широкое распространение получил семейный подряд. Земля передавалась на договорных началах крестьянам, которые свободно распоряжались результатами своего труда после выплаты налога государству. Повышались закупочные цены, и вводились свободные цены на сельхозпродукцию. В личную собственность крестьян переходила сельскохозяйственная техника.

Резкое стимулирование крестьянского труда привело к быстрому росту продукции сельского хозяйства. В 1984 г. урожай зерновых составил 400 млн т — в два раза больше, чем в 1958 г. В середине 1990-х гг. производилось уже 450 млн т зерна в год. Этого было достаточно, чтобы удовлетворить гигантские потребности растущего населения в продуктах питания. Имея только 7 % мировых пахотных земель, Китай должен был прокормить 21 % мирового населения. Более того, КНР превращалась из импортера зерна в его экспортера. Успех оказался настолько значительным и очевидным, что немало удивил весь мир.

В 1984 г. начали проводиться реформы в промышленности. В ходе них прекратилась практика вмешательства административных и партийных органов в деятельность промышленных предприятий, отменялось обязательное прежде директивное планирование. Предприятия переводились на хозяйственный расчет, им предоставлялись широкие права. В стране разрешалась частнопредпринимательская деятельность, государство всячески поощряло развитие малого и среднего бизнеса. Стало возможным создание совместных предприятий и свободных экономических зон с участием иностранного капитала. В промышленность хлынул поток иностранных инвестиций.

Среднегодовой прирост ВВП в 1991—1995 гг. составил 12 %. К 2000 г. планировалось увеличение ВВП в 4 раза, но этот результат был достигнут уже в 1995 г. В конце ХХ в. доход на душу населения увеличился до 840 долларов. Со временем Китай превратился во вторую мировую экономику по объему ВВП.

С середины 1980-х гг., в условиях внедрения элементов рыночной экономики, в китайском обществе стали нарастать демократические тенденции. Студенчество, интеллигенция, многие рабочие требовали либерализации политической системы, подлинной многопартийности, соблюдения основных прав человека. В ряде городов Китая произошли выступления студентов и даже столкновения с властями. Усилились разногласия внутри руководства партии и государства.

Смерть Дэн Сяопина в 1997 г. не изменила курса реформ. Руководство КНР извлекло уроки из событий 1989 г., развала СССР и перемен, происшедших в странах Восточной Европы. Оно придерживалось политики компромисса и старалось ориентироваться на все слои китайского общества, а также решительно освобождало экономику от контроля со стороны государства.

Новое поколение лидеров КНР не было склонно критиковать бывших руководителей. Оно заботилось в первую очередь о продвижении страны вперед. При Ху Цзиньтао предпринимателям разрешили вступать в коммунистическую партию.

Внешняя политика КНР.

В 1960-е гг. советско-китайские отношения были полностью свернуты. КНР пыталась сформировать на международной арене из развивающихся стран группировку государств под своей эгидой. Но эта попытка не увенчалась успехом. Недоверие к китайскому руководству порождали вооруженные конфликты Китая со своими соседями.

Определенную выгоду КНР смогла извлечь из советско-американского противоборства. В 1970 г. началось сближение между Китаем и США, которые, в свою очередь, хотели воспользоваться в своих целях существовавшими разногласиями между КНР и СССР. США дали согласие на восстановление континентального Китая в ООН вместо Тайваня. КНР стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. Страны Запада стали оказывать Китаю разнообразную помощь в виде инвестиций и современных технологий.

После 1985 г. началась нормализация советско-китайских отношений. К середине 1990-х гг. сложились партнерские отношения между КНР и преемницей СССР Россией. Были урегулированы пограничные проблемы. Усилиями Китая и России была создана Шанхайская организация сотрудничества (2001). В последующие годы все больше и больше укреплялись дружественные отношения между этими странами. Одновременно Пекин укреплял отношения с США и другими странами Запада.

После смерти в сентябре 1976 года Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

Переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной.




После смерти в сентябре 1976 года Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

Переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной.

Для многих, кто родился в Гонконге в 1960-х годах, материковый Китай 70-80-х годов был одновременно близко и очень далеко. Он казался загадочной страной.

Фотография: Китай 80-х похож на Советский Союз как брат-близнец №1 - BigPicture.ru

Фотограф Alex Ng родился в начале 1960-х и занялся фотографией в конце 1970-х. Будучи студентом журфака в 1980-х, он путешествовал по Китаю и везде возил с собой камеру. На тот момент он увлекался фотографией лишь три или четыре года и мало что знал о китайских традициях и культуре. Alex Ng любил ездить по Китаю на поездах и занимался этим вплоть до окончания университета.

Фотограф хранил отснятые негативы в коробках и не публиковал до недавних пор, пока снова не наткнулся на них. Тогда он решил устроить фотовыставку о своих юношеских путешествиях. Оказалось, Китай на его снимках 80-х годов поразительно напоминает Советский Союз.

Читайте также: