Конституционные обязанности граждан рк кратко
Обновлено: 25.06.2024
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
Основные обязанности граждан Республики Казахстан. Конституционные обязанности. Обязанности налогоплательщиков. Защита Родины.
Основные обязанности граждан. Хотя права и свободы граждан имеют самостоятельное значение, их нельзя рассматривать отдельно от обязанностей. Каждый человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством. Эти обязанности настолько важны, что они закрепляются в законе.
На граждан возлагается множество правовых обязанностей. Их можно разделить на обязанности, предусмотренные конституцией, и на обязанности, вытекающие из конституционных законов. Конституционные обязанности называются основными, к ним относится соблюдение положений конституции и законов.
Конституция Республики Казахстан выражает волю народа, определяет правовую основу государства. Конституция — самый важный государственный акт, закрепляющий суверенитет и независимость государства. Иначе говоря, конституция — это акт, определяющий основные аспекты взаимоотношений Республики Казахстан с другими государствами. Из этого вытекает обязательность соблюдения положений конституции всеми должностными лицами, всеми гражданами без исключения. Нарушая конституционные нормы, гражданин, хочет этого или не хочет, покушается на суверенитет и независимость государства, на нормальное функционирование государственных органов, на их авторитет как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Поэтому уважение и беспрекословное соблюдение положений конституции является священной обязанностью каждого гражданина.
Конституционной обязанностью граждан является, с одной стороны, соблюдение законов республики, с другой — выполнение возложенных обязанностей. Конечно, требование соблюдения законов предполагает, что гражданин знает законы. Однако на практике многие граждане не знают их. Поэтому конституция обязывает издавать всё законы, другие нормативные акты. Неизданные законы считаются недействительными. Гражданам же следует знать, соблюдать законы, которые относятся к ним, К их работе.
Уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц. Другая конституционная обязанность гражданина — уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц. Конституция придает особое значение правам, свободам, чести, достоинству граждан, считая их высшей ценностью. На самом деле, что может быть ценнее жизни, здоровья, личной свободы, человеческого достоинства? Для того чтобы уважать права, свободы, честь и достоинство другого, надо быть глубоко порядочным, воспитанным, культурным человеком, понимать, что каждый находится под защитой закона.
Обязанности налогоплательщика. Налоги, сборы, пошлины — это денежные средства, поступающие от налогоплательщиков в обязательном порядке. Сбором налогов занимаются местные и республиканские налоговые органы. Республиканские налоги и сборы устанавливает и изменяет парламент Республики Казахстан. Их размеры и сроки внесения определяются в законе. Налоги, сборы, пошлины платят юридические и физические лица, как граждане Казахстана, так и иностранные граждане. Иностранцы тоже должны поддерживать государство материально, т.е. вносить в бюджет государства установленные законом денежные средства. За неуплату налогов виновные привлекаются к ответственности.
Обязанность граждан защищать Родину. Защита Родины в сознании нашего народа издревле считается священным долгом каждого. С позиций современного законодательства защита Республики Казахстан — конституционная обязанность граждан нашей страны. Все обязаны выполнять свой воинский долг. Военная служба это особая форма государственной службы, связанная с выполнением военнообязанными своего воинского долга в рядах Вооруженных сил.
Виды военной службы следующие:
— срочная военная служба солдат, матрасов, сержантов и старшин;
— выполняемая по контракту военная служба в должности солдат, матросов, сержантов и старшин;
— выполняемая по контракту женщинами военная служба в частях;
— военная служба курсантов военных учебных заведений;
— военная служба прапорщиков и мичманов;
— военная служба офицерского состава.
Согласно закону Республики Казахстан, каждый, кто является гражданином Республики Казахстан, обязан пройти военную службу. От воинской обязанности освобождаются:
— мужчины, не достигшие 16 лет, и старше 50 лет;
— женщины, не достигшие 18 лет, и старше 40 лет;
— не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Государство Казахстан — Отечество всех граждан
независимо от национальности, пола, вероисповедания, социального положения.
Вопрос и задание
1. Чем можно объяснить взаимосвязь обязанностей граждан с их правами и свободами? 2. Приведите примеры из окружающей жизни и расскажите, что вы думаете о выполнении гражданами Республики Казахстан своих обязанностей.
Институт президентства. Переход к президентскому правлений Место президента в системе государственной власти,
его функции. Выборы президента.
Введение в Казахстане института президентства.
Институт президентства в Казахстане возник накануне
развала СССР. Верховный Совет Казахской ССР на апрельской сессии в 1990 г. принял Закон "Об учреждении поста Президента Казахской ССР”. Согласно Президент должен был быть избран.
Президент (пат. praesidens — "сидящий . впереди"): 1) выборный
руководитель в ряде общественных и научных учреждений; 2) глава государства с республиканской формой правления. В парламентских республиках президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют члены парламента. В президентских республиках президент избирается путем прямых или косвенных выборов.
Он не был главой правительства. Верховный Совет имел неограниченную власть, он мог принимать законы по всем вопроёам, переизбирать президента и т.д. С момента образования Независимой Республики Казахстан полномочия президента были расширены.
Президент и другие органы власти. Конституция Республики Казахстан 1995 г. л провозгласила страну государством с президентской формой правления. Государственная власть в нашей республике, как и во многих других странах, строится по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Президент не относится ни к одной из них. В то же время деятельность президента связана со всеми сторонами государственной власти.
Закон, принятый парламентом, подписывается президентом. Президент имеет право вето, т.е. может вернуть закон на доработку парламенту. Президент имеет право обратиться к парламенту предоставить ему законодательные полномочия на определенный срок. Если парламент удовлетворит просьбу, президент может принимать законы. Следовательно, на определенный срок президент заменяет парламент по вопросам принятия законов. Если парламент не сможет принять закон, который президент считает срочным, то последний может принять указ, имеющий силу закона. Президент может распустить парламент, если он не в состоянии нормально работать или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным судом.
Вето (лат. veto — "запрещаю") — запрещение магистратом Рима некоторых указов или действий других магистратов в Древнеримской империи; право главы государства приостановить введение в действие закона, принятого законодательным органом. Такое право обычно предоставляется главе государства. Правом вето обладают постоянные члены Совета Безопасности ООН.
С согласия парламента президент назначает на должности премьер-министра, председателя Национального банка РК. С согласия Сената парламента Президент РК назначает на должности Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности.
Международная сфера деятельности президента. Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договоры. Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит парламент. Это называется ратификацией международных договоров.
Таким образом, президент влияет на деятельность парламента, парламент оказывает влияние на деятельность президента.
Компетенция президента. Президент оказывает прямое воздействие на исполнительную власть: правительство, местные исполнительные органы. Президент:
— выдвигает на должность премьер-министра;
— определяет структуру правительства;
— назначает и освобождает министров;
— образует, упраздняет министерства, государственные комитеты;
— принимает присягу членов правительства;
— председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам;
— поручает правительству вносить в Мажилис законопроекты;
отменяет или приостанавливает действия решений правительства.
Президент осуществляет руководство работой местных исполнительных органов. Он назначает и освобождает областных акимов, может приостановить действие решений акимов. Акимы являются прямыми представителями президента в областях, поэтому за свою работу несут ответственность перед ним. Президент проводит с акимами совещания, заслушивает отчеты об их работе на местах, как они выполняют законы, справляются со своими обязанностями.
Президент имеет отношение и к судебной власти: он образует Высший судебный совет и назначает его председателя. Высший судебный совет рассматривает кандидатуры председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда и рекомендует их на избрание Сенатом. А председателей областных судов, председателей коллегий областных судов утверждает президент по рекомендации Высшего судебного совета. Таким образом, президент имеет прямое отношение к формированию судебных органов. Но это не означает, что президент может вмешиваться в работу судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Судьи при решении судебных дел ни от кого не зависимы и подчиняются только закону.
Президент имеет и другие полномочия. Среди них — право проводить референдумы (всенародное голосование) по важным вопросам государственной жизни. Референдум это форма прямого участия народа в управлении государством.
Референдум (лат. referendum — "то, что должно быть сообщено") — всенародное голосование по конституции, законам и другим вопросам. При конституционном референдуме на голосование выносится конституция или изменения в нее. Предметом обычного референдума может быть проект какого-нибудь закона или вопрос, имеющий общегосударственное значение.
Для выполнения своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Указы президента бывают нормативными и ненормативными. Нормативными являются такие указы, в которых имеются нормы права, т.е. правила, определяющие полномочия государственных органов, общественных объединений, права, свободы и обязанности граждан и т.д.
Президент является главой государства, имеет право выступать от имени народа и государства как внутри страны, так и на уровне международных отношений. Поэтому честь и достоинство президента защищаются. Президент как избранник народа служит его интересам. В силу этого после избрания, прежде чем вступить в должность, он приносит народу присягу.
1. Являются ли результаты референдума самыми справедливыми и действительно ли они отражают волю народа? 2. Какие факторы могут повлиять на результаты референдума?
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы, которые составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.
Можно выделить следующие причины того, почему одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве.
1. Значимость данного права и свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
3. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойства:
а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;
б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и
гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.;
в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является
их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;
г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и
обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;
д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;
ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.
Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина, которое может быть сформулировано следующим образом:
Права и свободы человека - возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.
Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.
Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.
Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.
Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:
1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы гражданина.
2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые.
3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанской науки конституционного права.
Личные (гражданские) права и свободы. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.
К личным (гражданским) правам и свободам относятся:
1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) - это основное неотъемлемое,
неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право.
Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие
деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное
право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни
произвольно, без должной правовой процедуры.
В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая возможности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.
Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) - возможность совершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ограничения. Ограничение или лишение свободы - арест и содержание под стражей - допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.
3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) - означает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на законных основаниях лица.
2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) - возможность беспрепятственного передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.
3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) - гарантированная возможность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
4. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) - возможность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.
5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) - возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, выбора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.
Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных государством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает практическую реализацию через политические права каждого гражданина.
1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конституции) - возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются:
- право петиций - возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
- право участвовать в референдуме;
- право на равный доступ к государственной службе.
2. Право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пи-
кетированиях (ст. 32 Конституции) - возможность выбора формы волеизъявления граждан.
Свобода собраний - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.
Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.
Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным - экономическим и политическим проблемам.
Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.
Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.
3. Право на свободу объединений - (ст. 23 Конституции) - возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.
Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся:
1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) - возможность любого лица
распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый
имеет право:
- на свободный выбор рода деятельности и профессии;
- не заниматься никаким видом труда.
Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы
2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции) - возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.
3. Право наследования (ст.26 Конституции) - возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)
4. Свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции)
возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.
Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:
1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Конституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на
социальное обеспечение означает возможность получения системы мате-
риальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае дос-
тижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, по-
тери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и
социальных пособий.
5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) - возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.
7. Право на образование (ст. 30 Конституции) - означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.
Культурные права человека - признаваемые гарантированные конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
Читайте также: