Китай в 2000 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экономический рост Китая за последние несколько десятилетий действительно является моделью, на которую могут опираться многие менее развитые страны.

Очевидно, что централизованная форма экономического управления при Мао Цзэдуне не сработала в Китае должным образом.

И только когда были внедрены экономические реформы, установленные Дэн Сяо Пином , экономическая машина КНР действительно начала набирать обороты и вывела эту страны на вторую ступень мирового ВВП.

Суть новой экономической политики Китая, запущенной в 80-х годах прошлого века, заключалась не в том, чтобы устранить коммунизм , а в том, чтобы уменьшить контроль центрального правительства над экономическими аспектами и облегчить механизмы естественного рынка.

В конце 1970х годов, после смерти Мао Цзэдуна , Китай значительно отставал не только от промышленно развитых стран Европы и Запада, но и от своих более процветающих соседей – Японии, Южной Кореи, Тайваня и Сингапура.

Пока эти страны соперничали с быстрой модернизацией Запада китайский народ страдал от нехватки продовольствия, жилья, нормирования одежды и сферы услуг, которая была очень неразвитой и неэффективной. Экономическая модель СССР, которую они применяли в течение нескольких десятилетий, провалилась.

Именно тогда Дэн Сяопин начал серию реформ, которые в конечном итоге приведут Китай туда, где они находятся сегодня.

В этой статье рассмотрим основные этапы развития экономики Китая за последние почти четыре десятилетия и приведем перечень экономических мер, предпринятых правительством для усиления экономического роста КНР.

Меры по рестабилизации экономики КНР (1979–1982 гг.)

ВВП Китая (1982 год): 283,93 млрд. долларов США

  • Реинвестирование в потребительские отрасли тяжелой промышленности.
  • Реформирование сельскохозяйственной политики, стимулирование более высокой рентабельности и производительности.
  • Либерализация промышленных компаний, разрешение менеджерам экспериментировать в методах производства, предлагая бонусы для повышения производительности.
  • Реформирование финансовой политики государственных предприятий. Прибыль реинвестируется в компании, тогда как до этого она передавалась центральному правительству. Таким образом стимулируется более высокая производительность.

Выход Китая на мировые рынки (1982–1990)

ВВП Китая (1990): 394,57 млрд. долларов США

  • Облегчение процедур внешней торговли, позволяющих частному сектору вести прямые переговоры с иностранными фирмами без участия Министерства торговли.
  • Легализация торговых и кредитных соглашений между частным сектором и иностранными фирмами, чтобы вывести Китай на передний план в мире международной торговли.
  • Легализация прямых иностранных инвестиций в Китай. Привлечение средств инвестиционных фондов и современных технологий в Китай.
  • Создание четырех особых экономических зон, которые в конечном итоге станут деловыми центрами для иностранных инвестиций ( Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямын ).
  • Дальнейшая либерализация внутренних экономических отношений стимулирует развитие свободного рынка.

Сдерживание роста инфляции (1990-2000)

ВВП Китая (2000): 1 211,35 млрд. долларов США

В это период в Китае уже наблюдается беспрецедентный рост экономики, который в некоторые годы превышал 10% в год (1990).

Производство росло очень быстрыми темпами, приток иностранных инвестиций продолжал поступать. Все это привело к высоким рискам гиперинфляции, поскольку экономика быстро разогревалась.

90-е годы стали тем десятилетием, в котором Китай стабилизирует свою непрерывно вздувающуюся экономику путем введения высоких процентных ставок для сдерживания инфляции.

Решение социально-экономических проблем (с 2000 г. по настоящее время)

ВВП Китая (2010): 6 101,34 млрд. долларов США

Быстрый рост развития Китая приносит с собой множество других проблем, помимо инфляции. Например, растет неравенство в благосостоянии, поскольку последние два десятилетия власти были слишком сильно сосредоточены на увеличении общего объема производства.

На рубеже тысячелетий правительство сосредоточилось на более социальном направлении. Это включает в себя инвестиции в бесплатное образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.

Итоги

ВВП Китая (2018): 13 457,27 млрд. долларов США

Примерно за 40 лет реформирования Китай практически полностью прошел путь с нуля до вершины экономического развития. Темпы роста китайской экономики до сих пор остаются беспрецедентными (и Китай все еще числится в списке развивающихся стран).

Следовательно, очень трудно предсказать все фундаментальные проблемы , которые могли и еще могут вызвать эти быстрые изменения в экономике и социальной жизни.

Эти тенденции в совокупности могут уже к 2065 году вернуть численность населения страны к уровню начала 90-х годов (1,17 миллиарда человек). Нехватка рабочей силы может существенно затормозить дальнейшее развитие страны.

К тому же с каждым годом становятся все более очевидны такие проблемы, как инфляция и неравенство в благосостоянии.

Однако Китай показал, как можно быстро поставить свою экономику “на новые рельсы” и даже выйти на передний план мировой арены . Эти уроки ценны для других развивающихся стран.

В прошедшем 2018 году рост ВВП Китая (6,4% в годовом выражении) стал самым низким за последние 28 лет. Причины этого эксперты видят в ослаблении инвестиций и потребления, а также т орговых войнах с США .

Однако власти Китая продолжают активно стимулировать экономический рост: они объявили о снижении налогов, мерах поддержки малого бизнеса и увеличении инфраструктурных инвестиций.

В 1991 году произошел распад Советского Союза, а его правопреемником стала независимая Россия. В международном сообществе высказывались сомнения по поводу будущего российско-китайских отношений.

Существовало мнение, что из-за разницы в идеологии и общественном строе двух стран наступит охлаждение или даже разрыв двухсторонних отношений. Однако спустя 20 лет очевидно, что эти прогнозы не оправдались, а российско-китайские отношения, напротив, продолжают активно развиваться в таких областях, как политика, экономика, культура.

В 2000 году Президентом Российской Федерации стал В.В. Путин. В 2003 году новым Председателем КНР стал Ху Цзиньтао. Эта смена лидеров двух стран, произошедшая в начале XXI века, не привела к ухудшению двухсторонних отношений. Напротив, стратегическое партнерство между двумя странами получило дальнейшее развитие.

Россия и Китай являются соседями и крупными мировыми державами.

закреплен в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г.

«В мае 2003 г. по приглашению Президента В.В.Путина Ху Цзиньтао в качестве Председателя Китайской Народной Республики в первый раз посетил Россию с официальным визитом. Руководители двух стран высоко оценили значение этого визита для развития стратегического партнерства [46] двух стран.

В 2009 г. Россия и КНР вместе отмечали 60-летие установления дипломатических отношений. Рассматривая это период в целом, можно сказать, что на протяжении последних 60-ти лет отношения двух стран становятся все более стабильными.

стабилизирующим фактором современной международной политики.

Пограничная проблема между двумя странами была разрешена на базе

имеющихся двусторонних договоров, на основе общепризнанных норм международного права и в результате равноправных консультаций.

Важной основой для сотрудничества России и Китая является совпадение национальных интересов. Россия и Китай, являясь соседями и крупнейшими странами мира, имеют совместную границу протяженностью более 4300 км. Как России, так и Китаю необходимо ускоренное экономическое развитие, которое возможно только в условиях внутриполитической и внешнеполитической стабильности. В этом плане поддержание стабильных и добрых отношений друг с другом крайне важно для обеих стран.

Ю.В.Чудодеев отметил, что «к настоящему времени завершены демаркационные работы на всем ее протяжении, установлено почти 1200 пограничных и створных знаков, составлено описание прохождения линии границы, оформлены соответствующие демаркационные документы и

14 октября 2004 г.

По мере решения пограничных проблем стратегическое положение обеих стран улучшалось, укреплялась их национальная безопасность. Кроме того, решение пограничного вопроса между Россией и Китаем предоставляет новые возможности для межрегионального и приграничного сотрудничества. Так, в октябре 2008 г. правительство провинции Хэйлунцзян предложило проект создания российско-китайской торгово-экономической зоны на острове Большой Уссурийский. С этой целью правительство ускоренно создает транспортную сеть в этом регионе.

Политическое сотрудничество между Россией и Китаем в основном выражается в кооперации по ряду международных вопросов, сотрудничестве в военной и культурной областях, развитии межпартийных связей и создании механизма двусторонних связей: от ежегодных официальных встреч

лидеров двух стран до контактов на региональном и муниципальном уровнях.

Китай и Россия постоянно координируют свои позиции по

международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как

насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний .

Кроме того, в июле 2005 года в Кремле Президент РФ В.В. Путин и [61] [62]

Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул: "Мы наращиваем

координацию и взаимодействие по важным международным и региональным вопросам, таким как обеспечение стабильности в Центрально-Азиатском регионе, ШОС, реформирование ООН, ядерная проблема на Корейском полуострове, отстаивая тем самым общие интересы наших двух стран. Мы выражаем удовлетворение успехами, достигнутыми в двусторонних отношениях за последние годы" 57 . Кроме того, в присутствии лидеров двух стран был подписан еще ряд российско-китайских соглашений о сотрудничестве в области финансов, а также в сфере поставки и переработки энергоресурсов. В заявлении для прессы по итогам переговоров В.В.Путин [63] [64] [65] заявил: "Многообещающие проекты есть в таких отраслях, как энергетика, металлургия, модернизация транспортной инфраструктуры, межбанковские связи, исследования в области космического пространства. Мы намерены развивать военно-технические связи и сотрудничество между военными ведомствами наших стран" [66] .

В настоящее время в результате углубления взаимопонимания и доверия Россия и Китай расширяют масштабы взаимных проектов и ускоряют темпы сотрудничества в различных областях, в том числе и в военной. По словам Заместителя руководителя Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС Института Дальнего Востока РАН А.Ф. Клименко ежегодно проводится от 30 до 35 мероприятий, посвященных обсуждению важнейших тем российско-китайского военного сотрудничества [67] . Кроме того, между министерствами обороны двух стран установлена прямая телефонная связь для удобства обмена информацией. Налаживается обмен военными делегациями, визитами боевых кораблей и т.д. Этифакты доказывают рост уровня взаимопонимания и доверия между двумя странами.

Совместные военные учения явились новой сферой военного сотрудничества двух стран. Они стали не только символом российско-китайского дружественного военного сотрудничества, но и выражением стремления к совместному обеспечению безопасности и мира в регионе. Эти учения имели особое значение, так как были приурочены к 60-ой годовщине победы во второй мировой войне. История не знала столь масштабных российско-китайских военных учений. Они способствовали военной безопасности двух стран и повысили уровень развития российско-китайских отношений, политического и военного доверия между Россией и Китаем.

В последние годы наблюдается также быстрое развитие дружественных межпартийных отношений. На основе регулярных контактов две ведущие партии прилагают общие усилия с тем, чтобы обогатить содержание и обновить формы контактов.

Регулярный механизм диалога между правящими партиями Китая и России способствует развитию политических отношений двух стран и обмену мнениями на высоком уровне. В ходе диалога обе стороны обсуждают межпартийные и межгосударственные отношения, международные и региональные вопросы. Этот механизм оказал серьезное влияние на [68] обогащение содержания китайско-российских отношений партнерства и стратегического взаимодействия, укрепление политического взаимодоверия и межпартийных связей.

Двусторонние отношения стратегического взаимодействия и партнерства становятся все более плодотворными. Всестороннее расширение обменов и сотрудничества в гуманитарной сфере заложило прочную основу для дальнейшего движения в этом направлении.

Национальные годы являются новой формой развития отношений между РФ и КНР. В Год России в Китае (2006 г.)и в Год Китая в России (2007 г.)был проведен ряд интересных мероприятий, давших обеим сторонам новые возможности и мощный импульс дальнейшего дружеского сотрудничества.

В 2009 год был объявлен в Китае Национальным Годом русского языка. В его рамках состоялось более 250 мероприятий в 14 провинциях КНР [71] , которые способствовали укреплению дружественных отношений народов России и Китая. 23 марта 2010 года в Москве в Кремле прошла церемония открытия Года китайского языка в России. Во время Года китайского языка в России стороны подписали 21 соглашение на общую сумму 4,3 млрд. долларов, состоялось более 300 мероприятий в области политики, экономики, техники, образования [72] .

Проведение Года китайского языка в России оказало значительное влияние на развитие экономического сотрудничества и двухсторонних отношений. Год русского языка в Китае также стал важным этапом развития культурного и гуманитарного сотрудничества между двумя странами, способствовал, в частности, повышению уровня обучения русскому языку в Китае, углублению взаимопонимания всех простых людей двух стран.

В настоящее время, как отмечает большинство экспертов,

политические отношения между Россией и КНР находятся на пике своего развития. Регулярные диалоги и встречи на высшем уровне эффективно обеспечивают взаимное доверие двух стран. Развитие политических отношений является одним из приоритетов во внешней политике обоих государств. Окончательное урегулирование пограничной проблемы между Россией и КНР содействовало углублению политических отношений. На фоне быстрого развития политических отношений между двумя странами произошло повышение уровня экономического сотрудничества. Развитие торгово-экономических отношений, в свою очередь, является гарантией укрепления политического сотрудничества.

После смерти Мао Цзэдуна в новейшей истории Китая наступила новая эпоха. Начался процесс реформирования китайского общества, в основу которого был положен переход к рыночной экономике.

Китай после смерти Мао Цзэдуна.

Реформирование социалистического общества.

Особенность экономических реформ заключалась в том, что сначала они были проведены в сельском хозяйстве и только затем охватили промышленную сферу.

Реформы в сельском хозяйстве начались в конце 1970-х гг. Их отличительной чертой стал постепенный отказ государства от вмешательства в процесс производства и сбыта продукции. Существенно пересматривались, а то и вовсе снимались плановые задания. Широкое распространение получил семейный подряд. Земля передавалась на договорных началах крестьянам, которые свободно распоряжались результатами своего труда после выплаты налога государству. Повышались закупочные цены, и вводились свободные цены на сельхозпродукцию. В личную собственность крестьян переходила сельскохозяйственная техника.

Резкое стимулирование крестьянского труда привело к быстрому росту продукции сельского хозяйства. В 1984 г. урожай зерновых составил 400 млн т — в два раза больше, чем в 1958 г. В середине 1990-х гг. производилось уже 450 млн т зерна в год. Этого было достаточно, чтобы удовлетворить гигантские потребности растущего населения в продуктах питания. Имея только 7 % мировых пахотных земель, Китай должен был прокормить 21 % мирового населения. Более того, КНР превращалась из импортера зерна в его экспортера. Успех оказался настолько значительным и очевидным, что немало удивил весь мир.

В 1984 г. начали проводиться реформы в промышленности. В ходе них прекратилась практика вмешательства административных и партийных органов в деятельность промышленных предприятий, отменялось обязательное прежде директивное планирование. Предприятия переводились на хозяйственный расчет, им предоставлялись широкие права. В стране разрешалась частнопредпринимательская деятельность, государство всячески поощряло развитие малого и среднего бизнеса. Стало возможным создание совместных предприятий и свободных экономических зон с участием иностранного капитала. В промышленность хлынул поток иностранных инвестиций.

Среднегодовой прирост ВВП в 1991—1995 гг. составил 12 %. К 2000 г. планировалось увеличение ВВП в 4 раза, но этот результат был достигнут уже в 1995 г. В конце ХХ в. доход на душу населения увеличился до 840 долларов. Со временем Китай превратился во вторую мировую экономику по объему ВВП.

С середины 1980-х гг., в условиях внедрения элементов рыночной экономики, в китайском обществе стали нарастать демократические тенденции. Студенчество, интеллигенция, многие рабочие требовали либерализации политической системы, подлинной многопартийности, соблюдения основных прав человека. В ряде городов Китая произошли выступления студентов и даже столкновения с властями. Усилились разногласия внутри руководства партии и государства.

Смерть Дэн Сяопина в 1997 г. не изменила курса реформ. Руководство КНР извлекло уроки из событий 1989 г., развала СССР и перемен, происшедших в странах Восточной Европы. Оно придерживалось политики компромисса и старалось ориентироваться на все слои китайского общества, а также решительно освобождало экономику от контроля со стороны государства.

Новое поколение лидеров КНР не было склонно критиковать бывших руководителей. Оно заботилось в первую очередь о продвижении страны вперед. При Ху Цзиньтао предпринимателям разрешили вступать в коммунистическую партию.

Внешняя политика КНР.

В 1960-е гг. советско-китайские отношения были полностью свернуты. КНР пыталась сформировать на международной арене из развивающихся стран группировку государств под своей эгидой. Но эта попытка не увенчалась успехом. Недоверие к китайскому руководству порождали вооруженные конфликты Китая со своими соседями.

Определенную выгоду КНР смогла извлечь из советско-американского противоборства. В 1970 г. началось сближение между Китаем и США, которые, в свою очередь, хотели воспользоваться в своих целях существовавшими разногласиями между КНР и СССР. США дали согласие на восстановление континентального Китая в ООН вместо Тайваня. КНР стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. Страны Запада стали оказывать Китаю разнообразную помощь в виде инвестиций и современных технологий.

После 1985 г. началась нормализация советско-китайских отношений. К середине 1990-х гг. сложились партнерские отношения между КНР и преемницей СССР Россией. Были урегулированы пограничные проблемы. Усилиями Китая и России была создана Шанхайская организация сотрудничества (2001). В последующие годы все больше и больше укреплялись дружественные отношения между этими странами. Одновременно Пекин укреплял отношения с США и другими странами Запада.

1 января – Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь направил В.В.Путину устное поздравление в связи с его назначением исполняющим обязанности Президента Российской Федерации и выразил надежду, что он сможет с ним прилагать совместные усилия для углубления и развития партнерских отношений стратегического взаимодействия между двумя государствами.

13 января – Б.Н.Ельцин связался с Председателем КНР Цзян Цзэминем по горячей линии телефонной связи, лично попрощался с Председателем Цзян Цзэминем. Обе стороны выразили удовлетворение атмосферой дружбы и доверия, сложившейся в отношениях между ними, высказали свои ощущения спокойствия и полной уверенности в том, что отношения между двумя странами будут продолжать развиваться в XXI веке.

16-18 января –Заместитель председателя Центрального военного совета КНР, член Государственного совета и министр обороны КНР (по совместительству) генерал-полковник Чи Хаотянь находился с визитом в России, был принят и.о. Президента Российской Федерации В.В.Путиным, встретился с заместителем председателя Правительства РФ И.И.Клебановым, имел беседу с министром обороны РФ И.Д.Сергеевым.

19 января – Председатель Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн направил телеграмму Г.Н.Селезневу, в которой поздравил его с повторным избранием председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также выразил пожелание продолжать с ним прилагать совместные усилия для дальнейшего укрепления сотрудничества между законодательными органами двух государств.

25 января – Помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан принял по договоренности Посла РФ в КНР И.А.Рогачева, который передал письмо и.о. Президента России В.В.Путина Председателю КНР Цзян Цзэминю, в котором он поздравил Цзян Цзэминя с праздником Весны.

14-21 марта – Полномочный представитель Российской Федерации по правам человека О.О.Миронов во главе делегации находился с визитом в Китае. Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань принял О.О.Миронова. Обе стороны обменялись мнениями о положении с правами человека в каждой стране и опытом работы.

27 марта – В день избрания В.В.Путина Президентом Российской Федерации Председатель КНР Цзян Цзэминь направил В.В.Путину телеграмму, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично сердечно поздравил В.В.Путина с избранием на пост Президента Российской Федерации.

В тот же день – Председатель КНР Цзян Цзэминь переговорил с новым избранным Президентом России В.В.Путиным по горячей линии телефонной связи, еще раз поздравил В.В.Путина с избранием Президентом Российской Федерации и выразил свое восхищение его усилиями по стимулированию дальнейшего стабильного развития партнерских отношений стратегического взаимодействия между Китаем и Россией, которые В.В.Путин предпринимал в период после его назначения и.о. Президента России.

12 апреля – Министр внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР Ши Гуаншэн, принимавший участие во встрече на высшем уровне по вопросам торговли стран АСЕАН, раздельно встретился по договоренности с участниками этой встречи заместителем Председателя Правительства России И.И.Клебановым и министром торговли РФ М.Е.Фрадковым.

7 мая – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил В.В.Путину телеграмму, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично поздравил его со вступлением в должность Президента Российской Федерации.

16 мая – Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи направил письмо Председателю Правительства России М.М.Касьянову, в котором поздравил его с назначением Председателем Правительства Российской Федерации.

В тот же день – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань направил телеграмму министру иностранных дел России И.С.Иванову, в которой поздравил его с повторным назначением министром иностранных дел Российской Федерации.

19 мая – Заместитель председателя Центрального военного совета КНР, член Государственного совета и министр обороны КНР (по совместительству) Чи Хаотянь направил письмо министру обороны РФ И.Д.Сергееву, в котором поздравил его с повторным назначением министром обороны Российской Федерации.

31 мая – Министр иностранных дел РФ И.С.Иванов направил письмо министру иностранных дел КНР Тан Цзясюаню, в котором поблагодарил его за телеграмму по случаю повторного своего назначения министром иностранных дел Российской Федерации.

8 июня – Председатель КНР Цзян Цзэминь по договоренности с Президентом России В.В.Путиным переговорил с ним по горячей линии телефонной связи. Лидеры двух государств широко и глубоко обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

9 июня – Посол Российской Федерации в КНР И.А.Рогачев провел прием по случаю национального праздника России. На прием были приглашены заместитель председателя Постоянного Комитета ВСНП Цзян Чуньюнь и ответственные лица заинтересованных ведомств КНР.

12 июня – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил телеграмму Президенту РФ В.В.Путину, в которой поздравил его с национальным праздником Российской Федерации.

24-30 июня – Парламентская делегация во главе с председателем Комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации Д.О.Рогозиным находилась с визитом в Китае; председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн принял Д.О.Рогозина.

27 июня – Заместитель премьера Государственного совета КНР Вэнь Цзябао, принимавший участие в Женеве в специальной сессии ООН по вопросам социального развития, встретился с заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко, участвовавшей в работе сессии. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам китайско-российских отношений, социального развития и вступления Китая в ВТО.

15-16 июля и 23-26 июля – Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов находился с визитом в Китае. Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань провел переговоры с И.С.Ивановым, в ходе которых они обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам. Кроме Пекина, И.С.Иванов также совершил поездку в Шанхай.

17-19 июля – Президент Российской Федерации В.В.Путин находился с государственным визитом в Китае. В ходе визита Председатель КНР Цзян Цзэминь и В.В.Путин провели встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. С В.В.Путиным раздельно встречались Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн, Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи, Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуань. Главы двух государств подписали “Пекинскую декларацию Китайской Народной Республики и Российской Федерации”, “Совместное заявление Председателя Китайской Народной Республики и Президента Российской Федерации по вопросам противоракетной обороны” и другие семь межправительственных и межведомственных соглашений.

26 июля вечером – Председатель КНР Цзян Цзэминь по договоренности с Президентом России В.В.Путиным провел с ним разговор по горячей линии телефонной связи, в ходе которого обе стороны обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

9 августа – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань направил телеграмму министру иностранных дел России И.С.Иванову по поводу сильного взрыва на станции метро “Пушкинская” в центре города Москвы; в телеграмме он проявил заботу и выразил сочувствие родственникам и близким раненых и погибших.

21 августа – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил телеграмму Президенту России В.В.Путину, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично выразил В.В.Путину и через него России соболезнования по поводу гибели 118 офицеров и матросов атомной подводной лодки “Курск”, а также проявил заботу и выразил соболезнования членам семей погибших подводников.

24 августа – Заместитель министра иностранных дел КНР Цзи Пэйдин посетил Посольство России в Китае, принял участие в траурных мероприятиях, проводимых в связи с гибелью офицеров и матросов российской атомной подводной лодки “Курск”.

31 августа – Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн, участвовавший в саммите тысячелетия, проводимом ООН, имел встречу в Нью-Йорке с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам дальнейшего расширения обменов между парламентами двух государств.

6 сентября – Председатель КНР Цзян Цзэминь в Нью-Йорке, принимая участие в саммите тысячелетия, проводимом ООН, встретился с Президентом России В.В.Путиным. Обе стороны обменялись мнениями, главным образом, по вопросам Китайско-Российских отношений, международного положения и другим вопросам.

11-19 сентября – Председатель Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн вместе с супругой Чжу Линь находились с официальным дружеским визитом в Российской Федерации. Во время визита Председатель ПК ВСНП Ли Пэн был принят Президентом России В.В.Путиным, имел встречу с Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, вел переговоры с председателями верхней и нижней палат парламента России Е.С.Строевым и Г.Н.Селезневым. Обе стороны подписали соглашение между двумя парламентами. Кроме того, Председатель ПК ВСНП Ли Пэн имел встречи с бывшим Президентом России Б.Н.Ельциным, бывшими председателями Правительства России В.С.Черномырдиным, Е.М.Примаковым, видными политическими деятелями и известными деятелями различных партийных фракций парламента, а также посетил города Новосибирск и Владивосток.

13 сентября – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань, принимавший участие в 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встретился в Нью-Йорке с министром иностранных дел России И.С.Ивановым.

14 сентября – Президент РФ В.В.Путин направил телеграмму Председателю КНР Цзян Цзэминю в связи с произошедшим в Синьцзяне взрывом. В телеграмме он от имени Российского народа и от себя лично выразил заботу и сожаление родным и близким погибших и раненых лиц.

16-21 сентября – Заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП, председатель Китайской народной ассоциации борьбы за мир и разоружение Хэ Лули во главе делегации, представляющей Китайскую народную ассоциацию борьбы за мир и разоружение, прибыла по приглашению Совета Международного фонда мира в Москву и находилась с дружеским визитом в России.

19 октября – В Пекине состоялось 3-е пленарное заседание Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития. Председатель КНР Цзян Цзэминь принял председателя российской части Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития, президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.И.Вольского и провел приём. Заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао встретился со всеми членами Российской делегации, участвовавшей в 3-м пленарном заседании этого Комитета. Делегация российских предпринимателей, приехавшая в Китай вместе с членами Российской части Комитета дружбы, мира и развития, также присутствовала на заседании этого Комитета.

20-25 октября – Делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Совета Федерации В.М.Платоновым находилась с визитом в Китае. Председатель ПК ВСНП Ли Пэн и заместитель председателя ПК ВСНП Бухон раздельно встретились с делегацией и провели прием для делегации во главе с В.М.Платоновым.

25-31 октября – Делегация членов Государственной Думы Российской Федерации из фракции “Отечество – вся Россия” во главе с руководителем этой фракции, бывшим председателем правительства РФ Е.М.Примаковым находилась с визитом в Китае. Председатель КНР Цзян Цзэминь, министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань приняли делегацию во главе с Е.М.Примаковым.

31 октября-2 ноября – Заместитель председателя Правительства России, председатель Российской части Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств И.И.Клебанов прибыл в Китай для участия в 4-м заседании Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, а также провел подготовку для визита в Китай Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова. И.И.Клебанов и член Государственного совета КНР У И провели встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. И.И.Клебанов имел встречу с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Чжан Ваньнянем.

19-25 ноября – Делегация представителей Группы дружбы между парламентариями России и Китая Государственной Думы Российской Федерации во главе с заместителем председателя Государственной Думы РФ, руководителем Группы дружбы между парламентариями России и Китая В.П.Лукиным находилась с визитом в Китае; председатель ПК ВСНП Ли Пэн принял парламентскую делегацию России во главе с В.П.Лукиным.

28 ноября-1 декабря – Заместитель министра иностранных дел КНР Ян Вэньчан находился с визитом в России, провел консультации на уровне заместителей министров иностранных дел по кадровым вопросам с заместителем министра иностранных дел России А.Л.Федотовым. Во время визита заместитель министра иностранных дел КНР Ян Вэньчан провел также консультации с заместителем министра иностранных дел России А.П.Лосюковым по вопросам о положении в Азии и ее проблемах.

3-12 декабря – Заместитель премьера Государственного совета КНР Ли Ланьцин находился с официальным визитом в Российской Федерации. Во время визита заместитель премьера Ли Ланьцин был принят Председателем Правительства России М.М.Касьяновым; Ли Ланьцин вместе с заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко председательствовали на 1-м заседании Китайско-Российской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, подписали соответствующие документы о сотрудничестве. Ли Ланьцин также встретился с бывшими председателями Правительства России В.С.Черномырдиным и Е.М.Примаковым. Кроме Москвы, Ли Ланьцин совершил поездки в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару и встречался с руководителями местных органов власти. Во время визита заместитель премьера Ли Ланьцин был удостоен почетного звания профессора Московского государственного университета и почетной степени доктора Самарского государственного авиакосмического университета.

19 декабря – Заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Дэгуан принял Российскую делегацию деятелей среднего и молодого возраста в сфере дружбы, прибывшую с визитом в Китай в соответствии с планом работы Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития на 2000 год. Обе стороны обменялись мнениями о положении, сложившемся после учреждения Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития, и по вопросам осуществления обменами в дальнейшем.

25-28 декабря – Помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан находился с визитом в России; во время визита он провел консультации на уровне заместителей министров иностранных дел двух государств с заместителем министра иностранных дел России А.П.Лосюковым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросу согласования и подписания “Китайско-Российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве”, а также по проблеме оставшихся неурегулированными участков Китайско-Российской границы и другим вопросам.

19-22 февраля – Заместитель председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковник Чжан Ваньнянь во главе правительственной делегации КНР по приглашению находился с официальным визитом в России. Во время визита заместитель председателя ЦВС КНР Чжан Ваньнянь провел переговоры с заместителем Председателя Правительства России И.И.Клебановым, а также раздельно был принят Президентом РФ В.В.Путиным, Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, имел встречу с министром обороны РФ И.Д.Сергеевым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам Китайско-Российских отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

(Китайский информационный Интернет-центр. По материалам Посольства КНР в РФ) 27/09/2002

Читайте также: