Киммерийцы и скифы кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

1. Ранний железный век

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг , с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы

2. Киммерийцы

Свидетельство источников о киммерийцев

Киммерийцы - воины

  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Для истории народов, проживавших на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо, вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.

Образ жизни киммерийцев

  • Киммерийцы были первым народом на украинских землях, которого исследователи называют кочевым .
  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

3. Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

  • Свое название культура получила от великого Черного леса в верховьях реки Ингулец, где было найдено ее достопримечательности
  • Археологические находки свидетельствуют, что они выращивали просо, ячмень, рожь, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми серпами и хранили его в специальных ямах, сделанных в пол жилищ.
  • Зерна собиралось достаточно, чтобы содержать большое поголовье свиней. Кроме того, чорнолисци разводили коров, коз, овец, лошадей.
  • Но больше всего поражает мастерство чернолесских кузнецов. Археологам посчастливилось найти стального меча длиной 108 см.
  • Первых нападений киммерийцев чорнолисци потерпели уже изначально их господства в Степи. Но наиболее острым это противостояние было в 8 ст. до н. н.э. Именно тогда возникли мощная защитная линия по многим крепостей-городищ вдоль Тясмина, а в Черном лесу - опоясан тремя рядами валов и рвов городище
  • Борьба против киммерийцев была жестокой, нападения кочевников заканчивались основном разрушительной пожаром, многие чорнолисцив попадали в плен.
  • Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в конце 8 ст. до н. э киммерийцы преодолели сопротивление чернолесской населения, проникли в глубь их земель и завладели важными городищами.
  • результате из числа чорнолисцив получили распространение вещи киммерийского образца, прежде оружие и конское снаряжение. И какими непобедимыми воинами казались киммерийцы, в 7 ст. до н. э их господство в Степи прервалось, а сами они рассеялись, покоренные значительно более мощными племенами скифов

4. Скифы: расселение и занятия

В причерноморские степи они пристранствовали из степных районов Предкавказья. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками , основу хозяйства которых составляло коневодство .

5. Великая Скифия

Скифский царь Атей

  • Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в 4 ст. до н. э во времена царя Атея
  • Из греческих источников узнаем, что царь-воин покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона.
  • Свидетельством могущества Атея было чеканки им собственной монеты
  • Атей вел активную захватническую политику. Это и привело противостояние Великой Скифии с Македонской государством, именно тогда набирала силы и стремилась новых земель.
  • В битве против македонцев во главе с царем Филиппом (отцом Александра Македонского) 339 г. до н. э столетний Атей погиб

Упадок Великой Скифии

  • В 4-3 вв. до н. э положение Скифии внезапно ухудшилось. Безвозвратно исчезли степные скифские памятники.
  • Причинами упадка скифского государства исследователи считают высыхания степей, упадок хозяйственной жизни Лесостепи за жестокого использования его ресурсов.
  • Великая Скифия перестала существовать.
  • Однако сами скифы не исчезли с исторической арены: они отошли на юг и создали две Малые Скифии. Первая - в Нижнем Подунавье, вторая - в степном и предгорном Крыму со столицей Неаполем

Духовный мир Великой Скифии

6. Сарматы

Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Положили ему конец германские племена готов и нашествие новых кочевников - тюркоязычных гуннов

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Эпоха бронзы и раннего железа на территории Украины (вторая половина III - начало I тыс. до н.э. Мир кочевников и мир цивилизаций)

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Великая Скифия

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Украинские земли в III - I века до н.э.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Воинственные кочевники Северного Причерноморья держали в страхе Ассирию и государства Малой Азии. Одолеть их смогли только скифы.

Киммерия и ее обитатели

Легендарная Киммерия — не более, чем выдумка Говарда, квинтэссенция поверхностных знаний первой половины XX века о тех народах, что населяли Северное Причерноморье ещё до того времени, как сюда прибыли знаменитые скифы. Кем же киммерийцы были на самом деле?

Племена киммерийцев и ближневосточные государства

 Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту.

Однако самую большую ценность для реконструкции политической и военной истории загадочного народа представляют для исследователей ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту.

Восточное Средиземноморье в ранний Железный век.

Несмотря на сложные взаимоотношения с Ассирией, источники сообщают о довольно значительном присутствии представителей этих племён в их войсках. По всей видимости, здесь речь идёт о наёмниках, пополнявших вооружённые силы государства Междуречья.

Фригия

Западная ветвь киммерийцев долгое время оставалась одним из основных противников Ассирийского государства, терзавших её западные рубежи. В союзе с остатками Хеттского царства они несколько раз вступали в открытые военные действия против державы Асархаддона.

В 679 году до н. э. ассирийцы взяли верх в сражении в Каппадокии над киммерийским вождём Теушпой. По всей видимости, эта победа не имела большого значения, поскольку уже через несколько лет крупные события разворачиваются западнее — на границе Фригийского царства.

Фригия, расположившаяся в западной части Малой Азии и тесно взаимодействовавшая с греческими государствами, достигла своего расцвета на рубеже VIII — VII вв. до н. э. Такой подъём связывают с именем царя Мидаса, ставшим прототипом одноимённого героя древнегреческих мифов. По всей видимости, стремительный рост богатства этой области повлиял на знаменитый образ царя, обращающий в золото всё, к чему бы ни прикоснулся.

Киммерийцы не остановились на разгроме Фригийского царства. Следующей мишенью стала Лидия, вышедшая на передний план после падения государства Мидаса. 660-е годы до н. э. полны бесконечных столкновений лидийцев и киммерийцев. Лидию в этом конфликте поддержал ассирийский властитель Ашшурбанипал, заставив кочевников распылять свои силы. Первоначально этому альянсу сопутствовал успех, и атаки варваров удавалось отбить. Однако в 644 году кочевники во главе со своим предводителем Дугдамми смогли переломить ход войны в свою пользу. Столица Лидийского царства, Сарды, были взяты, а царя Гита постигла та же участь, что несколько десятилетий назад Мидаса.

Изображение киммерийцев на этрусской вазе. VI век д.н.э.

Кочевники не остановились на этом успехе и продолжили движение к Средиземному морю. Именно тогда они в первый и последний раз непосредственно сталкиваются с греками — нападениям подверглись города на побережье: Магнесия-на-Меандре и Эфес. Однако, несмотря на успехи, Дугдамми выбрал в качестве постоянного поселения для киммерийцев далёкую Каппадокию на северо-востоке Малой Азии.

Не ограничиваясь лишь ионийскими греческими городами, киммерийцы возобновили набеги на Ассирию. Однако во время одного из походов прославленный Дугдамми скончался. Примерно в это время на территорию расселения киммерийцев начинают проникать скифы — между двумя кочевыми народами начинаются серьёзные стычки. В 620-х гг до н. э. войско киммерийцев было разбито скифскими отрядами царя Мадия, а немного позже ответный удар нанесли и лидийцы во главе с царём Алиаттом. На этом упоминания о киммерийцах в письменных источниках больше не встречаются.

Киммерийская культура

В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами. В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего не известно и про их быт. Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.

Реальные киммерийцы очень сильно отличаются от того образа, который был создан Робертом Говардом. Конан — скорее варвар римской эпохи, больше схожий на пикта или галла. Исторические киммерийцы — кочевники, задолго до скифов державшие в напряжении соседние государства и оставившие заметный след в культуре народов Средиземноморья.

Многократно обращались мы с вами к факту (именно факту), что "внезапно исчезнувшие неизвестно куда" с обширнейших территорий Евразии около 6-го века н.э. скифы и в то же самое время "внезапно появившиеся неизвестно откуда" на той же территории славяне (та же этническая группа, та же культура, те же обычие, та же государственность) - есть один и тот же народ. Но откуда же взялись скифы, которых с 6-го века стали называть славянами? Это - крайне важно для того, чтобы ответить на вопросы: кто мы? откуда? куда идем? И глядя на историю скифов и киммерийцев мы вплотную подходим к тому моменту, к тому неизбежному историческому факту - что европейские народы вылетили из единого гнезда - Ирана. Тогда нам становится ясно и то, как и откуда они попали в Иран - и это знание расставляет все по своим настоящим местам.

Уже и раньше со скифами происходил (или с ними это выделывали историки?) - такой же фокус: они внезапно, из ниоткуда, появились на месте другого столь же многочисленного и родственного им народа - киммерийцев. В этой статье я покажу то, что давно должно быть очевидным, но по каким-то причинам постоянно искусственно затуманивается: то, что киммерийцы и скифы есть один народ.

Из всего этого видно, что киммерийцы были в ту пору всего лишь передовым войском - конница и лучники - ассирийского царя. И хотя в ту пору не было редкостью нанимать на службу целые народы, по всему видно, что киммерийцы, не являясь ассирийцами, базировались в самой Ассирии. Об этом свидетельствуют как письменные документы, так и лингвистика киммерийцев (основанная на ассирийском языке), и их действия. Позднее мы еще вернемся к этому вопросу всех вопросов - а как они в Ассирии то оказались? А где и кто они были - до Ассирии?

Но чувства царя Ассирии по отношению к киммерийцам были, как вы можете догадаться, смешанными: царь Ассирии сам их уже боялся, и только и думал - как их ослабить, или как от них избавиться? Подобная же ситуация повторится и когда Рим начнет набирать нанимать на военную службу целые армии скифов. Да, они принесут Риму много славы - но еще больше проблем. Но это все будет позднее, а пока предки этих самых скифов начинали ощущать свою реальную силу.

Около 657 г. до н.э. было написано сохранившееся письмо к царю Ашшурбанипалу от астролога Аккуллану, который занимал в ассирийском жречестве одну из ключевых должностей.

Мы с вами говорили уже немного о Мелхиседеке, который является носителем сходного титула - "царя мира" (царя Салима), то есть "царя Вселенной". Здесь можно предположить связь между Мелхиседеком и его народом с одной стороны, и киммерийцами - с другой. Как мы увидим еще, надеюсь, из других публикаций, такая связь действительно существует: киммерийцы находились этнически и политически в тесной связи с народом Мелхиседека.

Растущая мощь киммерийцев и наличие у них царской приемственности раздражало ассирийских царей, считавших себя наследниками богов. "Народец", который они взрастили в своей утробе для своих воинских побед - вышел из под прямого контроля. И тогда Ассирия решается на роковой шаг: раздавить мощь киммерийцев, покуда те не повернули свой меч против Ассирии.

Главным принципом, на котором строились все великие империи, был принцип - разделяй и властвуй. И Ассирия решается на отчаянный шаг: в отсутствие киммерийской армии, она отдает все земли и все владения киммерийцев в руки их ближайших племенных родственников, которые столь же внезапно, как и киммерийцы, "обнаруживаются" вдруг прямо во чреве Ассирии - скифам.

Надо заметить, что союз киммерийских племен не отличался ни этнической, ни политической монолитностью. Со времени своей департации в Ассирию, да и ранее, "киммерийцы" (так звали их ассирийцы) представляли из себя союз окола десяти различный племенных народов. Для удобства историки вводят понятие западных и восточных киммерийцев:

В 650—640-х годах до н. э. из Ассирии выходит еще одна родственная киммерийцам (фактически, "восточные киммерийцы") группа - скифы - и, вместе с ассирийской армией, направляется в Малую Азию на усмирение вышедших из под контроля "западных киммерийцев".

Да-да, с появлением на сцене этих "восточных киммерийцев" и связано первое упоминание в истории народа скифов - именно так именуют хроники этих людей. Согластно некоторых историков скифы оказались в Ассирии "случайно" - проходили, мол, мимо, а царь Ашшурбанапал просто позволил им пройти через свою империю. А пока они "проходили" (как утверждал Геродот), они так подружились с ассирийцами, так усвоили их язык и культуру, так прониклись их идеалами, что решили связать свою жизнь с Ассирией и сражаться за нее.

Неизвестно, при этом - откуда и куда "шли" эти невесть откуда взявшиеся скифы. Все, что нам известно из истории - это то, что скифов Ассирия на самом деле завоевала, подчинила себе и депортировала на свою территорию точно в то же время и при тех же обстоятельствах, что и киммерийцев. Не наблюдается ни этнической, ни исторической, ни культурной, ни генетической (об этом надеюсь поговорить отдельно) разницы между этими народами - скифами и киммерийцами. Кстати, во всем древнем мире лишь эти два народа были народами конников и лучников. Потому что это был, в целом, один народ.

О событиях войны между киммерийцами и скифами почти ничего не известно - кроме поверхностных утверждений Геродота - зато спекуляций тут море. Киммерийцы, о которых писали, что их как саранчи - бесследно исчезают - а на их месте появляются скифы, которых тоже оказывается - как саранчи.

Чтобы еще раз подчеркнуть весь маразм той установки, что скифы истребили и вытеснили киммерийцев, обратимся еще раз к древним источникам, к тому же Геродоту, который предлагает просто-таки фантастическую версию происходящего - которую и пытаются продвигать историки. Но вчитавшись в нее вы и сами поймете - о чем речь.

Так вот, когда киммерийцы, этот неустрашимый и прежде никем не побежденный народ, услышали, что на них идут скифы (о которых, якобы, в ту пору никто и не знал - кто такие), то они так перепугались, что лишились рассудка. Во время совета старейшин киммерийцев их мнения разделились: по мнению элиты киммерийцев, следовало сражаться за свою страну и победить или погибнуть в сражении. С другой стороны народ по каким-то причинам не хотел воевать: Геродот смеется трусости простого люда, плебея, перед лицом опасности.

Слушаем Геродота далее. Он пишет, что в конце концов Совет киммерийцев постановил: разделить свой народ на два лагеря и этим лагерям сражаться до последней капли крови - чтобы, наконец, выяснить - кто из них прав? Сказано-сделано. Разделившись на две равные части, киммерийцы сражались друг с другом, пока все не погибли.

Скифам, которые подошли туда позднее, по счастливому для них совпадению - как раз под конец битвы - оставалось только похоронить бедных глупых киммерийцев и занять их теперь пустую, бесхозную страну. И их место в истории.

Впрочем, никакие другие источники, ни археология - ничего не знают о такой битве. Если она и была, то имела масштаб ограниченный, на что намекает и сам Геродот, говоря, что сражалась в основном знать. Народ же после сражения просто. рассеялся.

А ведь действительно: о киммерийцах с тех пор не было уже слышно - зато стало всем громко слышно о скифах. А по сути - это один народ, и нечто подобное произойдет с этим народом еще раз, когда "на смену" скифам, ушедшим в никуда, в один миг явились славяне - из ниоткуда.

Я понимаю, что многим покажется маловажной это отождествление скифов с киммерийцами. Но на самом деле - это очень важный шаг, так как мы с точностью до десятилетия можем проследить как появление киммерийцев, так и появление скифов. А это значит (мы уже начинаем замечать такие вещи), что неожиданное появление такого многочисленного и колоритного народа должно быть, в свою очередь, связано с "исчезновением" какого-то другого народа - в то же самое время, в том же самом месте. И такое исчезновение произошло, и многие из моих постоянных читателей знают - какой интересный народ исчез в ту пору, чтобы появиться вновь под именем скифов. В последующих публикациях я надеюсь поделиться с вами новыми интересными находками, указывающими с безжалостной точностью - что это за народ такой?

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

Читайте также: