Кемализм это в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Введение

В России можно найти три разных мнения о кемализме. Первое из них, в советской историографии, рассматривает кемалистскую революцию с классовой точки зрения, справедливо обращая внимание на то, что кемалистская революция со своей светской просвещенной сущностью является буржуазной революцией.

Второе мнение определяет кемализм как официальную идеологию (по крайне мере, до недавнего времени правления AKP —Партия справедливости и развития президента Эрдогана).

Третье мнение, сформулированное западными учеными и турецким социологом Шерифом Мардином, считает кемализм восточным деспотизмом. Другая версия этого мнения, распространенная среди левых, находящихся под влиянием курдского национализма, рассматривает кемализм как фашистскую или протофашистскую идеологию[1].

В России кемализм справедливо очерчивается настолько, насколько слабо западные академические работы влияют на российскую историографию. Это отражает сильное влияние советской историографии, которая опиралась на изучение классовых отношений:

Однако, несмотря на сохранение советской историографии, и в России широко встречаются исследования, которые не находят никакой разницы между видами кемализма, между кемализмом и ататюркизмом и которые считают кемализм официальной идеологией, определяя его как военно-опекунский режим.

В съезде 1927 г. Республиканской народной партии (CHP) были приняты четыре принципа: республиканизм, народность, национализм и лаицизм. На съезде 1931 г. к ним добавилось еще два — этатизм и революционность, и эти шесть принципов стали основными принципами кемализма. В 1937 г. они превратились в официальную идеологию государства, закрепленную в конституции Турецкой Республики.

Стоит обратить внимание на их противоречивые аспекты.

Официальный порядок этих стрел такой: республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность. Однако мы будем рассматривать их в соответствии с их внутренней логикой.

Принцип национализма отрицает даже существование в Турции других наций и национальностей, кроме турецкой (т.е. он означает шовинизм), но в то же время эти три принципа подчеркивают независимость страны.

Фон Папен пишет в секретной телеграмме в МИД в Берлин о переговорах с премьер министром Сараджоглу, веденных в тот же день (27 августа 1942 г.): «В ходе беседы… я спросил о его точке зрения по русскому вопросу. Премьер-министр ответил, что он хочет дать мне на это ответ и как турок и как премьер-министр. Как турок он страстно желает уничтожения России. Уничтожение России является подвигом фюрера, равный которому может быть совершен раз в столетие; оно является также извечной мечтой турецкого народа.… Русская проблема может быть решена Германией, только если будет убита по меньшей мере половина всех живущих в России русских… Что касается уничтожения значительной части русского человеческого потенциала, то союзники идут по самому верному пути” [7].[3]

Три разных типа кемализма: реформистский, революционный, протофашистский

Приведеные цитаты чаще всего используются для доказательства того, что кемализм есть своеобразная восточная деспотия или тоталитарный, даже фашистский режим. Однако Юнус Нади был полуофициальным представителем не столько власти, сколько Германии с середины 1930-х гг. до конца Второй мировой войны. А газеты и журналы Али Наджи Караджана не раз запрещали именно за пропаганду фашизма.

Бозкурт руководил Министерством юстиции шесть лет. Благодаря ему правопорядок был деисламизирован и стал светским. Курдские националисты, интеллектуалы и либералы часто обвиняют его в расизме, - и этим обвинениям можно найти немало доказательств в статьях Бозкурта, которые оправдывают их. Но это не означает поддержки фашизма. Его антифашистское сознание было сильнее, чем у многих кемалистов.

Линия Фалиха Рыфкы распространена среди интеллигенции, является реформистской и склоняется к исправлению государства. Она и есть линия реформистской буржуазии. Традиционно ее представляла партия CHP. Но она постепенно теряла свое влияние в высшей бюрократии, и сейчас не имеет влияния даже среди низшей бюрократии, среди чиновников и учителей. И даже в руководстве CHP нет никаких признаков этой линии с 1999 г., когда ее возглавил Дениз Байкал . нынешнее руководство CHP не левое и не кемалистское, а правореформистское.

Третья линия, т.е. лево-кемализм, не имеет оргструктуры с ликвидации Догана Авджыоглу в 1971 г.

Рост, падение и новый рост лево-кемализма и курдский вопрос

Долгие годы левая интерпретация кемализма была представлена Ильханом Сельчуком в ежедневной газете Cumhuriyet (Республика). Сельчук выражал идеи лево-кемализма, оргструктура которого давно была уничтожена. Но эти слабые идеи вошли в кризис из-за очередных побед AKP в 2000-х гг., и Сельчук стремился создавать организационный союз с генералами в отставке, которые были ответственными за военные операции армии против курдского населения, с фашистским движением MHP и шовинистами Догу Перинчека, который начал свое политическое приключение как маоист. Эта попытка провалилась, несмотря на аппетит этих участников, так как лево-кемализм не имеет общих черт с фашистскими или протофашистскими движениями ни идеологически, ни историко-политически (с 1960-х гг. немало лево-кемалистских активистов и интеллектуалов были убиты в фашистских атаках, организованных ими)[10].

Революционные социалистические левые и кемализм

Эти два определения все еще продолжают влиять на левых Турции. Первое утверждение отстаивают DHKP-C и (не ссылаясь на Чаяна) компартии; второе — TKP/ML и ее дочерние маоистские организации, а также ходжаисты (MLKP и TDKP). Кроме того, все курдские националисты отстаивают второе мнение.

Левые Турции находятся в идеологическом кризисе из-за того, что курдское националистическое движение вошло в орбиту интересов США на Ближнем Востоке. Часть левых (в основном леволиберальные, реформисты, ходжаисты и некоторые маоистские группировки) продолжают свою безусловную поддержку PKK (Рабочая партия Курдистана); остальные (компартии, DHKP-C, некоторые местные и маленькие группировки) пытаются вступить в союз с лево-кемалистами на основе антиимпериализма.

Академия в тени Пентагона и ЕС

Это заблуждение основывается на теории Шерифа Мардина, который скрывал действительность воображаемыми сомнительными идеологическими явлениями. Но такая терминология принимается не только западными политиками, учеными и либеральной интеллигенцией Турции, приверженной первым. Курдские националисты тоже принадлежат к ним. Для курдских националистов кемализм - не только враг курдского народа в Турции; он представляет собой турецкий национализм, который создал государство, что курдскому народу не удалось, т.е. он предмет черной зависти.

Можно предложить, что взгляд либеральной интеллигенции совпадает со своеобразным панисламистским мнением бывшего премьер-министра Давутоглу. Для исламистов вообще и для него, в частности, история Турции есть деменция, несоответствие между существующим профилем общества и его культурной цивилизационной сущностью. Для либералов это своеобразный, затянувшийся восточный деспотизм. Для курдских националистов — просто фашизм.

Тезисы о кемализме

Если мы закрываем глаза на то, что это государство было создано не в 1922 г., а в 1923 г., надо подчеркнуть нижеследующие пункты:

(2) В направлении всех событий после войны проявляется это классовое содержание.

(3) Кемалисты никогда не считали новое государство продолжением или возрождением Османской империи; наоборот, они всегда полагали Османскую династию узурпатором воли нации. Восприятие Турецкой республики как продолжение империи - идеологический постулат правления Демократической партии после 1950-х гг. Главную роль в превращении этого утверждения в государственную идеологию сыграл 500-летний юбилей завоевания Константинополя.

(4) Когда в руках националистов осталась только Анатолия, проект национального государства получил форму государства мусульманского населения. Возможно, это не было предпочтением кемалистов, а возникло в результате политических событий в Греции. Более того, кемалисты как военные и бюрократы хорошо знали опыт развалившейся империи и, в частности, знали, что немусульманские меньшинства носили характеристики компрадоров империализма со времени Балта-Лиманской конвенции Османской империи и Великобритании 1838 г.. Таким образом, они считали, что главной задачей завоевания экономической независимости является ликвидация компрадорской буржуазии.

Заключение

Антикоммунистические тенденции в нем не имеют отношения к германизму или к враждебности к русскому народу, они родственны почти навязчивой идее независимости и тому, что он был революционером буржуазии. Он, как якобинец, верил, что султанат и самодержавие вообще есть узурпация национальной воли, они ни в каком случае не были легитимными и, следовательно, республика не имеет никаких отношений с узурпаторами султанами. Кемалистский национализм превращается в шовинизм, встречая курдский национализм, который противостоит его проекту нации. Можно предполагать, что во внешней политике Мустафа Кемаль пытался создать движение неприсоединения задолго до Бандунгской конференции.

В фашизме он видел и угрозу, и проект модернизации. В экстрадиции немусульман сыграли главную роль события в балканских странах и компрадорский характер с 1838 г. капитала меньшинств. Он был архитектором проекта новой нации там, где шесть веков религию использовали как идеологический клей общества: доминантная идеологическая роль ислама была естественным следствием феодализма. Этот проект, развивающийся одновременно с процессом становления курдской нации, создавал национальное напряжение и враждебность.

С другой стороны, кемалистская революция породила правый (фетишизация государства) и левый (революционный) кемализм. Но их главными началами являются независимость страны и лаицизм, в этом смысле кемализм находится не во власти, а в оппозиции с 1947 г. Между кемализмом и ататюркизмом есть существенная разница. Кемализм признает лаицизм и независимость страны самыми большими ценностями, т.е. он по своей природе левый. Но ататюркизм как официальная идеология военно-фашистской диктатуры 12 сентября 1980 г., является государственной идеологией, которая консолидирует государственный фетишизм с исламизмом. Понимать область влияния лево-кемализма и его парадоксальность важно, особенно сейчас, когда он продолжает влиять на немалую часть нового рабочего класса в его противостоянии исламизации, хотя сам и остается неорганизованной силой.

Литература

1. Васильев А.Д. (2013) Армия в Турции // История и современность. № 2. С. 52–74.

2. Васильевна С.А. (2012) Влияние пантюркизма на идеологический процесс в Турецкой Республике // Теория и практика общественного развития. № 3. С. 208–212.

3. Закиров А.А. (2016) Трансформация политического ислама в современной Турции: исторический дискурс // Грамота. Т. 63. № 1. С. 63–66.

4. Йанлик Л. (2018a) Левые партии и движения Турции 1960-1970-х годов и их отношение к вооруженным формам борьбы // Новая и новейшая история. № 6. С. 89–106.

7. Папен Ф. фон. (1946) Папен—Министерству иностранных дел // Документы Министерства иностранных дел Германии. Германская политика в Турции (1941-1943 гг.). Москва: Вып. 2.

8. Сталин И.В. (1948) Беседа со студентами Университета имени Сун Ят-Сена (13 мая 1927 г.) // Сочинения т. 9. Москва: Институт Марса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б). С. 239–268.

9. Хобсбаум Э. (1998) Нации и национализм после 1780 года. Санкт-Петербург: АЛЕТЕЙА.

10. Шамсутдинов А.М. (1969) Кемалистская революция // Большая советская энциклопедия. 1969. Т. 12.

11. Шлыков П.В. (2017) Евразийство и евразийская интеграция в политической идеологии и практике Турции // Сравнительная политика. Т. 8. № 1. С. 58–76.

12. Akçay Ü. (2018) Neoliberal Populism in Turkey and Its Crisis. Berlin: Hochschule für Wirtschaft und Recht Berlin.

13. Aksoy M. (1990) Atatürk ve Sosyal Demokrasi. Ankara: Gündoğan Yayınları. 104 с.

14. Amin S. (2017) Kapitalizmden Uygarlığa. İstanbul: Yordam Kitap. 272 с.

15. Arı K. (1994) Mahmut Esat Bozkurt: Yaşamı ve Kişiliği // Çağdaş Türkiye Tarihi Araştırmaları Dergisi. Т. 2. № 4. С. 188–200.

16. Arıkan Z. (1998) Mahmut Esat Bozkurt // Çağdaş Türkiye Tarihi Araştırmaları Dergisi. Т. 3. № 8. С. 215–224.

17. Atatürk M.K. (1969) Nutuk Т. II. İstanbul: Türk Devrim Tarihi Enstitüsü. 465 с.

18. Atay F.R. (1931) Yeni Rusya. Ankara: Hâkimiyeti Milliye Matbaası. 177 с.

19. Atay F.R. (1932) Moskova-Roma. İstanbul: Muallim Ahmet Halit Kütüphanesi. 109 с.

20. Avcıoğlu D. (2017a) Kürt Meselesi (Yön, № 194, 16.12.2018) // Rejim ve Devrim. Seçme Başyazılar / под ред. D. Yurdakul. İstanbul: Tekin Yayınevi. С. 343.

21. Avcıoğlu D. (2017b) Kürt Devleti mi? (Devrim, № 27, 21.04.1970) // Rejim ve Devrim. Seçme Başyazılar / под ред. D. Yurdakul. İstanbul: Tekin Yayınevi. С. 343.

22. Aydemir Ş.S. (1932) Falih Rıfkı ve Son Eseri // Kadro. № 9. С. 43–47.

24. Boratav K. (2015) Dünyadan Türkiye’ye, İktisattan Siyaseti. İstanbul: Yordam Kitap. 368 с.

25. Bozarslan H. (2006) Kemalism, Westernization and Anti-Liberalism // Turkey Beyond Nationalism: Towards Post-Nationalist Identities / под ред. H.-L. Kieser. London: I.B. Tauris & Co. Ltd. С. 28–34.

26. Bozkurt M.E. (2014) Atatürk İhtilali I-II. İstanbul: Kaynak Yayınları. 850 с.

27. Çayan M. (2008a) Sağ Sapma, Devrimci Pratik ve Teori (Aydınlık Sosyalist Dergi, № 15, January 1970) // Bütün Yazılar. İstanbul: Boran Yayınevi. С. 462.

28. Çayan M. (2008b) Kesintisiz Devrim II-III (1972) // Bütün Yazılar. İstanbul: Boran Yayınevi. С. 462.

29. Dinler D. (2003) Türkiye’de Güçlü Devlet Geleneği Tezinin Eleştirisi // Praksis. № 9. С. 17–54.

30. Ertunç A.C. (2010) Cumhuriyetin Tarihi: Yaşadıklarımızın Dünü-Bugünü. İstanbul: Pınar Yayınları. 536 с.

33. Karataş D. (1989) Haklıyız Kazanacağız (Devrimci Sol Savunma) Т. 2. İstanbul: Haziran Yayınları. 605 с.

34. Kaypakkaya İ. (2015) Şafak Revizyonizminin Kemalist Hareket, Kemalist İktidar Dönemi, İkinci Dünya Savaşı Yılları, Savaş Sonrası ve 27 Mayıs Hakkındaki Tezleri (January-August 1972) // Türkiye Sosyalist Solu Kitabı / под ред. E.A. Türkmen. Ankara: Dipnot Yayınları. С. 602.

35. Kılıç S. (2016) Nazi Hükümetinin Türk Basını Hakkındaki Değerlendirmeleri (1935-1944) // Galatasaray Üniversitesi İletişim Dergisi. № 16. С. 49–64.

37. Poulton H. (1997) Top Hat, Grey Wolf and Crescent. New York: Ney York University Press. 339 с.

38. Saraç B. (2015) Şükrü Saracoğlu (1887-1953) // Tarih İncelemeleri Dergisi. Т. 9. № 1. С. 391–405.

39. Saracoğlu C., Demirkol Ö. (2015) Nationalism and Foreign Policy Discourse in Turkey Under the AKP Rule: Geography, History and National Identity // British Journal of Middle Eastern Studies. Т. 42. № 3. С. 301–319.

41. Şirin F.S. (2017) Bir Gazeteci ve Aydın Olarak Falih Rıfkı Atay (1893-1971) // Vakanüvis. Т. 2. № 2. С. 248–274.

42. Sozen Y. (2013) Politics of the People: Hegemonic Ideology and Regime Oscillation in Turkey and Argentina.

43. Yaşlı F. (2014) AKP, Cemaat, Sünni-Ulus. Yeni Türkiye Üzerine Tezler. İstanbul: Yordam Kitap. 256 с.

[8]О роли Вехби Коча, крупнейшего представителя монополистической буржуазии Турции, в возникновении OYAK, см. [1, с.62].

[12]Нельзя недооценивать роли писателей Орхана Памука и Элиф Шафак в распространении этого мнения.


Кемализм

Содержание



Республика

Республиканизм (тур. Cumhuriyetçilik ) — идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии. Принцип избираемости верховной власти (президент и меджлис) и подотчетность её народу. Турция была провозглашена республикой в 1923 году.

Национализм

Критерий нации: общее гражданство, общий язык, общая территория, общее происхождение, общая история и менталитет.

Народ

Лаицизм

Лаицизм, секуляризм (тур. Laiklik ) — светский характер государства и отделение государства от ислама. Одной из первых реформ Кемаля была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены министерству просвещения. В современной Турции этот принцип выражается в преследовании партий происламской ориентации [7] .

Мы глубоко уважаем религию. Мы не является оппозиционерами мысли и мышления. Мы только взываем не вмешивать религиозные дела в дела государства и народа. Мы не должны дать шансов реакционерам [8] .

Государственное регулирование

Этатизм, державность (тур. Devletçilik — от слова тур. Devlet : государство) — построение смешанной экономики при лидирующей роли государства. На практике это вело к национализации экономики, при сохранении мелкого частного сектора.

Революция

Революционность (тур. İnkılapçılık ) — курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение [9] [10] [11] . В интервью французскому журналисту Морису Перно Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:

Наша политика, наши традиции, наши устремления будут направлены на то, чтобы Турция стала европейской страной, или точнее, страной, ориентирующейся на Запад [12] .

Яркими примерами вестернизаторской политики стали: перевод турецкого языка на латиницу, предоставление женщинам избирательного права.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

турецкое буржуазно-националистическое движение, возникшее в 1919 г. и названное по имени возглавлявшего его Кемаля Аататюрка (1881-1938) - первого президента Турецкой республики, провозглашенной в 1923 г. после победы антиимпериалистической буржуазной национально-освободительной, т. наз. кемалистской, революции, приведшей к изгнанию из Турции англо-греческих оккупантов и ликвидации султаната.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

[ ] – турецкое буржуазное национально-освободительное движение, возникшее в 1919 г. и названное по имени возглавлявшего его Кемаля Ататюрка (1880 – 1938) – первого президента Турецкой республики и лидера национальной республиканской партии.

Содержание


Республика

Республиканизм (тур. Cumhuriyetçilik ) — идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии. Принцип избираемости верховной власти (президент и меджлис) и подотчетность её народу. Турция была провозглашена республикой в 1923 году.

Национализм

Критерий нации: общее гражданство, общий язык, общая территория, общее происхождение, общая история и менталитет.

Народ

Лаицизм

Лаицизм, секуляризм (тур. Laiklik ) — светский характер государства и отделение государства от ислама. Одной из первых реформ Мустафы Кемаля Ататюрка была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены министерству просвещения. В современной Турции этот принцип проявляется в том числе в судебном преследовании партий происламской ориентации [7] .


Мы глубоко уважаем религию. Мы не является оппозиционерами мысли и мышления. Мы только взываем не вмешивать религиозные дела в дела государства и народа. Мы не должны дать шансов реакционерам [8] .

Государственное регулирование

Этатизм, державность (тур. Devletçilik — от слова тур. Devlet : государство) — построение смешанной экономики при лидирующей роли государства. На практике это вело к национализации экономики, при сохранении мелкого частного сектора.

Революция

Революционность (тур. İnkılapçılık ) — курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение [9] [10] [11] . В интервью французскому журналисту Морису Перно Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:


Наша политика, наши традиции, наши устремления будут направлены на то, чтобы Турция стала европейской страной, или точнее, страной, ориентирующейся на Запад [12] .

Яркими примерами вестернизаторской политики стали: перевод турецкого языка на латиницу, предоставление женщинам избирательного права.

Напишите отзыв о статье "Кемализм"

Примечания

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Кемализм

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Содержание


Республика

Республиканизм (тур. Cumhuriyetçilik ) — идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии. Принцип избираемости верховной власти (президент и меджлис) и подотчетность её народу. Турция была провозглашена республикой в 1923 году.

Национализм

Критерий нации: общее гражданство, общий язык, общая территория, общее происхождение, общая история и менталитет.

Народ

Лаицизм

Лаицизм, секуляризм (тур. Laiklik ) — светский характер государства и отделение государства от ислама. Одной из первых реформ Мустафы Кемаля Ататюрка была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены министерству просвещения. В современной Турции этот принцип проявляется в том числе в судебном преследовании партий происламской ориентации [7] .


Мы глубоко уважаем религию. Мы не является оппозиционерами мысли и мышления. Мы только взываем не вмешивать религиозные дела в дела государства и народа. Мы не должны дать шансов реакционерам [8] .

Государственное регулирование

Этатизм, державность (тур. Devletçilik — от слова тур. Devlet : государство) — построение смешанной экономики при лидирующей роли государства. На практике это вело к национализации экономики, при сохранении мелкого частного сектора.

Революция

Революционность (тур. İnkılapçılık ) — курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение [9] [10] [11] . В интервью французскому журналисту Морису Перно Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:


Наша политика, наши традиции, наши устремления будут направлены на то, чтобы Турция стала европейской страной, или точнее, страной, ориентирующейся на Запад [12] .

Яркими примерами вестернизаторской политики стали: перевод турецкого языка на латиницу, предоставление женщинам избирательного права.

Напишите отзыв о статье "Кемализм"

Примечания

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Кемализм

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Читайте также: