Казахстанская модель модернизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историческая заслуга Н. Назарбаева состоит в том, что в крайне сложных внутренних и международных условиях он взял на себя смелость начать глубокие модернизационные преобразования, хотя в тот момент никто не мог дать гарантий их будущего успеха.

Сегодня более чем очевиден тот факт, что Первый Президент Казахстана выступил как успешный модернизатор и реформатор казахстанского общества в его постсоветской фазе. Приступая к строительству нового Казахстана, он уже располагал собственным стратегическим видением содержания, характера и масштаба задач, которые предстояло решать государству, вступившему на тернистый путь модернизации.

Важно отметить, что Н. Назарбаев никогда не переставал внимательно изучать, а нередко и перенимать зарубежный опыт модернизации. И эта черта выгодно отличает его от политиков и государственных деятелей, которые склонны экспериментировать, не соизмеряя при этом цели и средства.

Изначально стиль Н. Назарбаева в сфере стратегического планирования отличался рядом особенностей. В частности, он продемонстрировал новый подход к целеполаганию. Как показывает зарубежный опыт, политики и эксперты нередко склонны экстраполировать современные тенденции на отдаленное будущее, то есть, говоря языком живописи, использовать линейную перспективу. Такой метод позволяет ставить перед нацией реальные и выполнимые задачи в пределах имеющихся ресурсов. Однако изначально он загоняет нацию в своеобразный тупик, нацеливая на реализацию довольно ограниченных по содержанию и духу задач элементарного выживания.

Поэтому, формируя собственную стратегию модернизации, Президент использовал не линейную, а обратную перспективу, согласно которой сначала создается модель целесообразного и желанного для страны и лишь затем формулируются задачи на перспективу. При этом, по мнению Главы государства, важно исходить не только из имеющихся, сколько из будущих ресурсов и возможностей.

Все это позволяет при любых колебаниях и отклонениях постоянно иметь в виду конечные цели модернизации, а также, что особенно важно в условиях переходного периода, максимально учитывать интересы будущих поколений.

Историческая заслуга Н. Назарбаева состоит в том, что в крайне сложных внутренних и международных условиях он взял на себя смелость начать глубокие модернизационные преобразования, хотя в тот момент никто не мог дать гарантий их будущего успеха.

Сегодня более чем очевиден тот факт, что Первый Президент Казахстана выступил как успешный модернизатор и реформатор казахстанского общества в его постсоветской фазе. Приступая к строительству нового Казахстана, он уже располагал собственным стратегическим видением содержания, характера и масштаба задач, которые предстояло решать государству, вступившему на тернистый путь модернизации.




Важно отметить, что Н. Назарбаев никогда не переставал внимательно изучать, а нередко и перенимать зарубежный опыт модернизации. И эта черта выгодно отличает его от политиков и государственных деятелей, которые склонны экспериментировать, не соизмеряя при этом цели и средства.

Изначально стиль Н. Назарбаева в сфере стратегического планирования отличался рядом особенностей. В частности, он продемонстрировал новый подход к целеполаганию. Как показывает зарубежный опыт, политики и эксперты нередко склонны экстраполировать современные тенденции на отдаленное будущее, то есть, говоря языком живописи, использовать линейную перспективу. Такой метод позволяет ставить перед нацией реальные и выполнимые задачи в пределах имеющихся ресурсов. Однако изначально он загоняет нацию в своеобразный тупик, нацеливая на реализацию довольно ограниченных по содержанию и духу задач элементарного выживания.

Поэтому, формируя собственную стратегию модернизации, Президент использовал не линейную, а обратную перспективу, согласно которой сначала создается модель целесообразного и желанного для страны и лишь затем формулируются задачи на перспективу. При этом, по мнению Главы государства, важно исходить не только из имеющихся, сколько из будущих ресурсов и возможностей.

Все это позволяет при любых колебаниях и отклонениях постоянно иметь в виду конечные цели модернизации, а также, что особенно важно в условиях переходного периода, максимально учитывать интересы будущих поколений.

Десятилетний юбилей Астаны — важный этап в истории суверенного государства, который дает прекрасную возможность подвести некоторые итоги развития страны. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает задача объективного исследования исторического пути, пройденного Казахстаном, исключительной роли в данном процессе Первого Президента Н. Назарбаева. Следует подчеркнуть, что изучение многогранной деятельности политика столь крупного масштаба не самоцель. Главная задача заключается в извлечении опыта и исторических уроков как из достигнутых успехов, так и из ошибок и просчетов, неизбежно имеющих место в противоречивом процессе модернизационных преобразований.

Н. Назарбаев и выработка оптимального алгоритма модернизационных преобразований

Историческая заслуга Н. Назарбаева состоит в том, что в крайне сложных внутренних и международных условиях он взял на себя смелость начать глубокие модернизационные преобразования, хотя в тот момент никто не мог дать гарантий их будущего успеха.

Сегодня более чем очевиден тот факт, что Первый Президент Казахстана выступил как успешный модернизатор и реформатор казахстанского общества в его постсоветской фазе. Приступая к строительству нового Казахстана, он уже располагал собственным стратегическим видением содержания, характера и масштаба задач, которые предстояло решать государству, вступившему на тернистый путь модернизации.

Особая роль в процессе выработки долгосрочной стратегии суверенного Казахстана отводится ежегодным Посланиям Президента, представляющим собой своеобразный диалог между Главой государства и народом, в ходе которого выверяется стратегия государства и общества на многие годы вперед.

Важно отметить, что Н. Назарбаев никогда не переставал внимательно изучать, а нередко и перенимать зарубежный опыт модернизации. И эта черта выгодно отличает его от политиков и государственных деятелей, которые склонны экспериментировать, не соизмеряя при этом цели и средства.

Изначально стиль Н. Назарбаева в сфере стратегического планирования отличался рядом особенностей. В частности, он продемонстрировал новый подход к целеполаганию. Как показывает зарубежный опыт, политики и эксперты нередко склонны экстраполировать современные тенденции на отдаленное будущее, то есть, говоря языком живописи, использовать линейную перспективу. Такой метод позволяет ставить перед нацией реальные и выполнимые задачи в пределах имеющихся ресурсов. Однако изначально он загоняет нацию в своеобразный тупик, нацеливая на реализацию довольно ограниченных по содержанию и духу задач элементарного выживания.

Поэтому, формируя собственную стратегию модернизации, Президент использовал не линейную, а обратную перспективу, согласно которой сначала создается модель целесообразного и желанного для страны и лишь затем формулируются задачи на перспективу. При этом, по мнению Главы государства, важно исходить не только из имеющихся, сколько из будущих ресурсов и возможностей.

Все это позволяет при любых колебаниях и отклонениях постоянно иметь в виду конечные цели модернизации, а также, что особенно важно в условиях переходного периода, максимально учитывать интересы будущих поколений.

Н. Назарбаев и задачи экономической модернизации Казахстана

Поэтому Президент не раз резко отвергал популистские подходы к экономическим проблемам и всегда открыто говорил о том, какие проблемы подстерегают Казахстан на том или ином этапе экономической модернизации.

Действительно, с позиции нынешних реалий можно говорить о том, что не все было гладко и благополучно. Имели место просчеты, полумеры и ошибки. Однако, как показала практика, это не были ошибки концептуального, стратегического характера. И пожалуй, самое главное заключалось в том, что руководство страны и общество не замыкались на проблемах, а достаточно оперативно решали их.

Поэтому, несмотря на все трудности (отсутствие опыта реформирования и необходимой законодательной базы, практически полный развал экономики, сложные социальные явления), Казахстан стал первопроходцем во многих актуальных вопросах реформирования экономики.

Пятнадцатого ноября 1993 года страна обрела важнейший атрибут экономической независимости — национальную валюту тенге. Далее — практически с нуля — приступила к созданию бюджетной, налоговой и таможенной систем. РК первой на пространстве СНГ провела налоговую реформу, в результате которой налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как важнейший инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности.

Другой не менее важной задачей было разгосударствление экономики. Логика развития экономики подсказывала, что реальный переход к рынку невозможен без приватизации госсобственности, и эта проблема была также успешно решена.

Сложнейшей задачей на пути модернизации стало формирование современной инвестиционной политики. В Казахстане в кратчайшие сроки были созданы все необходимые институциональные и нормативно-правовые предпосылки для привлечения финансовых ресурсов. Благодаря разумной инвестиционной политике Казахстан стал безусловным лидером среди стран СНГ по объемам освоения прямых иностранных инвестиций на душу населения. За 17 лет в экономику страны привлечено более 70 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Не менее важен и тот факт, что Казахстан в настоящее время сам становится активным инвестором, вложив более 4,5 миллиарда долларов в экономику зарубежных стран.

Все это позволило перейти к реализации более сложных и амбициозных задач, направленных на успешную интеграцию страны в мирохозяйственную систему.

Выдвинутая Главой государства в 2006 году Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран включает в себя целый ряд прорывных проектов национального и международного значения, а также предполагает системную работу по повышению эффективности добывающего сектора, приоритетное развитие несырьевых отраслей и крупномасштабную диверсификацию экономики. В реализации данных задач важная роль отводится созданным в Казахстане институтам развития.

Рубежным и ответственным событием не только для Казахстана, но и для всего мира стал мировой финансовый кризис, который не оказал радикального влияния на экономику Казахстана, но актуализировал многие проблемы дальнейшего развития. Они нашли свое отражение в Послании Президента нынешнего года.

В частности, Н. Назарбаев призвал усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности, укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана.

Кроме того, Президент обратил внимание на необходимость активизации внутренних инвестиционных ресурсов с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития СПК. Что особенно важно, Н. Назарбаев подтвердил курс на дальнейшее усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков, что должно обеспечить выход на международный рынок с готовой продукцией, с высокой долей добавленной стоимостью.

Важно отметить, что в настоящее время Глава государства делает особый акцент на необходимости проведения сильной социальной политики и подчеркивает, что постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и групп казахстанского общества является и будет оставаться на первом плане государственной политики.

Н. Назарбаев и казахстанский опыт политического транзита

В этой связи важное методологическое и практическое значение имеют некоторые основополагающие принципы политической модернизации, которые сформулированы и применены на казахстанской практике Н. Назарбаевым. Главной целью политических преобразований в Казахстане является, по его словам, движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность и обеспечивая конституционные права и свободы граждан.

Особое внимание Глава государства обращает на то, что Казахстан не нацелен клонировать чужие политические модели. Казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения, — попытки поиска своего собственного пути развития. Первый Президент РК не только отчетливо осознает все сложности перехода от традиционалистского общества к современному, основанному на либеральных принципах, но и вносит серьезные коррективы концептуального плана, учитывающие современные тенденции и специфику Казахстана. Как свидетельствует мировой опыт, в тех странах, где происходила резкая смена механизмов функционирования общества, а либерализм противопоставлялся традиционализму, процесс либо оборачивался общественным регрессом, либо приводил к перерождению инициировавших его сил в диктаторские режимы.

Между тем трудностей и противоречий в вопросах политической модернизации, особенно в 90-х годах прошлого века, было предостаточно.

Так, одной из наиболее сложных сфер политической модернизации было парламентское строительство. В драматических событиях 1993—1995 годов ярко проявилась личность Н. Назарбаева как политика, приверженного принципам правового государства и нацеленного на сохранение политической стабильности, на поиск взаимоприемлемого компромисса. Результатом последовательного и взвешенного курса стало принятие Конституции 1995 года, заложившей основы политической стабильности на многие годы, более полное осуществление принципа разделения властей, формирование современного и профессионального двухпалатного Парламента, действующего на постоянной основе.

Проведенная в 2007 году конституционная реформа создала предпосылки для оптимальной трансформации постсоветской политической системы из президентской в президентско-парламентскую. Таким образом, реализуется переход к более демократичной и институционально устойчивой форме, при которой происходит некоторое смещение властного центра от исполнительной власти к законодательной ветви, что характерно для развитых демократий современного мира.

Сегодня партии постепенно приобретают все большее влияние.

Сложившаяся модель партийного строительства является оптимальной формой политической системы Казахстана, поскольку открывает для политических партий реальное участие в выборах, возможность пройти в Парламент и участвовать во всех политических процессах и управлении государством.

Ретроспективный анализ исторического пути Казахстана убедительно свидетельствует, что своими нынешними достижениями наша страна во многом обязана первому Президенту Н. Назарбаеву. Именно он разрабатывал и определял стратегию модернизации, он вынес на себе всю тяжесть политической и исторической ответственности за судьбу реформ, за судьбу страны.

Вклад Н. Назарбаева в модернизацию независимого Казахстана уже вошел в мировую теорию и практику модернизации государства и еще не раз станет предметом тщательного изучения специалистов.

В настоящее время казахстанская модель реформирования экономической, политической и социальной сферы востребована не только развивающимися, но и развитыми государствами современного мира. Об этом ярко свидетельствуют факты вручения Н. Назарбаеву высших государственных наград ряда стран, в том числе недавние — во Франции и Японии. Глубоко символично, что такие авторитетные державы практически одновременно и столь высоко оценили заслуги Президента РК. При этом каждая страна увидела в деятельности казахстанского лидера отражение собственных ценностей и приоритетов. Вместе с тем эти высокие награды свидетельствуют о востребованности как на Востоке, так и на Западе казахстанского опыта модернизации, эффективной многовекторной внешней политики, уникальной модели толерантности и в целом перспективного казахстанского пути развития.

Марат ШАЙХУТДИНОВ,

директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, доктор исторических наук, профессор


Переход Казахстана от плановой экономики к рыночной

Первым этапом модернизации Казахстана стало создание нового государства, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной.

Этап становления независимого Казахстана был подвержен ряду трудностей. Прежде всего, это экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица и экологические вопросы. Для того, чтобы преодолеть насущные проблемы необходимо было их решать, и ключевыми задачами стали реструктуризация экономики, ее переориентация на современные наукоемкие технологические отрасли, создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей, проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики, формирования правового государства и институтов гражданского общества, развития культуры, образования и науки. В общем, работы предстояло много, задачи стояли острые и трудные. Но за годы перестройки, модернизируя государство, Казахстан выдержал и продолжал свой путь к совершенствованию и развитию страны.

Роль Президента в становлении страны

Особую роль на пути становления независимой страны, сыграл Глава государства Нурсултан Назарбаев.


Первым шагом Казахстана на пути к Независимости стали всенародные выборы Президента, которые состоялись 1 декабря 1991 года. В результате выборов 98,78% избирателей проголосовало за Н. Назарбаева. Такой процент говорит о многом, прежде всего, о доверии народа к их избраннику - Лидеру нации. И казахстанцы по сей день доверяют правление страной Н. Назарбаеву, который, в свою очередь, делает это безукоризненно, развивая страну и модернизируя ее поэтапно.


Флаг, Герб и Гимн независимого Казахстана появляется 4 июля 1992 году.

За годы формирования нового государства было сделано многое. Была проведена политико-правовая работа по реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой отрезок времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан.

Демократические процессы, происходящие в Казахстане, коренные перемены в обществе внесли новые явления в политическую систему Казахстана. Это рождение и становление многопартийности.

Установление отношений со странами мира

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, а вскоре — членом Международного валютного фонда. Республику признали более ста государств. Установлены были дипломатические отношения со многими странами мира, дальнего зарубежья, со всеми суверенными государствами СНГ.


Становление страны как самостоятельного государства предполагало принятие новых государственных актов и законов. После чего 28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан. В ней, в частности, впервые было объявлено, что столица Казахстана город Алматы.

Казахстан обретает финансовую самостоятельность

В ноябре 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту - тенге.

В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были в кризисном состоянии. К слову, кризис переживали все страны СНГ.

Перед Казахстаном стояла задача разработки своей модели перехода к рыночной экономике. Экономика Казахстана была в достаточной степени огосударствлена, в ней формировались квалифицированные специалисты. В экономике республики преобладали основные базовые отрасли, крупные предприятия, военная промышленность с огромным потенциалом. Кроме того, не было недостатка в рабочей силе, имелась благоприятная демографическая обстановка.

В 1993 году Казахстан обрел финансовую самостоятельность и начал приватизацию государственного имущества. Приватизация стала одним из важных направлений экономической реформы. За два первых месяца 1997 г. за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд тенге. Таким образом, к маю 1997 г. приватизация всех отраслей экономики республики в основном завершилась, в незначительном объеме сохранилась государственная собственность.


В 1991-1992 гг. во всех отраслях народного хозяйства возникли предприятия малого и среднего бизнеса. Государство оказало им поддержку, предоставило льготы. В начале 1996 г. насчитывалось 21 260 предприятий малого бизнеса, в которых работало 147 тыс человек. В 1997 г. было принято специальное постановление Правительства по развитию малого и среднего бизнеса. В результате поддержки со стороны государства количество таких предприятий в течение одного года увеличилось в 1,8 раза, на них работало уже 355 тыс человек.

Казахстан уделяет особое внимание инвестиционной политике

В 1993-1996 годах в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн долларов иностранных инвестиции. Среди стран, оказывающих техническую помощь Казахстану, на первом месте США, которая, кстати стала первой страной, открывшей свое посольство в Казахстане.

Следующим этапом реформы политической системы стали выборы в высший законодательный орган страны — Парламент Республики Казахстан, которые состоялись в декабре 1995 г. В результате выборов был сформирован высший законодательный орган страны Парламент из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Восстановлению подлежало и производство продукции в промышленности, увеличились объемы оказываемых услуг в транспортной отрасли, стабилизировалась деятельность торговли и сферы обращения. В 1996-1997 годы прирост ВВП Казахстана, соответственно составил 0,5% и 1,7%, объемы производства промышленной продукции возросли на 0,3 % и 4,1 %, в транспортной сфере - на 1,8 % и 4 %, в торговле и сфере обращения рост составил 10,7 % и 3 %.

Пройденный Казахстаном путь с 1991 по 1997 годы стал первой модернизацией, и он был не легким. За короткий период Казахстану удалось укрепить и развить политическую, экономическую системы, государственность республики, добиться признания на международной арене.

Казахстанский прорыв: роль Нурсултана Назарбаева в истории страны

Сегодня можно по-разному представлять, каким мог быть путь суверенного Казахстана, но в истории республики судьбоносным стал фактор личности ее первого Лидера.

Давно признано, что одна личность может повернуть исторический ход. Способность взять на себя ответственность, иметь чёткий взгляд на развитие страны и уметь его отстоять – эти черты исторических личностей особенно необходимы народу в критические и поворотные моменты истории.

Нурсултан Назарбаев сыграл в истории Казахстана такую же масштабную роль, какую сыграли в развитии своих государств такие всемирно известные реформаторы, как Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Шарль де Голль во Франции, Махатхир Мохаммад в Малайзии, Ли Куан Ю в Сингапуре, Дэн Сяопин в Китае.

Положение, в котором находился Казахстан накануне распада СССР, было незавидным. Статистика показывает, что в Советском Союзе, который сам хронически отставал от передовых стран в экономическом и технологическом развитии, нашей республике отводилось одно из последних мест. Если называть все своими именами: СССР рассматривал Казахстан в качестве аграрно-сырьевого придатка. Поэтому после распада Советского Союза независимому Казахстану пришлось ответить на целый комплекс вызовов своему развитию.

Необходимо начать с того, что географическое положение, зажатое в центре континента между крупными державами и нестабильным югом, без выхода в мировой океан, определяло сложную геополитическую обстановку и ограничивало экономические возможности. Кроме того, демографическая структура страны также содержала определенные риски конфликта.

С распадом СССР экономическое состояние Казахстана ухудшилось. В период с 1990 по 1994 год объем промышленного производства в Казахстане сократился вдвое, сельское хозяйство – до 30 процентов, а транспорт – на две трети от предыдущего уровня. Остановились промышленные гиганты в угольной, горнодобывающей и других отраслях. Увеличилась безработица, началась массовая экономическая миграция. В этих условиях Казахстану предстояло преодолеть неэффективную экономическую модель, сложившуюся в СССР.

В стране, которая стремилась к рыночной экономике, сохранялись архаичные механизмы управления и организации государственных институтов. Важным было сохранить мир и согласие в многонациональном обществе, которое состоит из более чем 130 национальностей, исповедующих более 30 религиозных конфессий. Во внешней политике нам пришлось искать свое место в мировом сообществе.

Через все эти тернии под руководством своего Первого Президента и прошел молодой Казахстан. Проблемы и вызовы в первых лет были успешно преодолены. Многие кризисы превратились в возможности. Лидер нации вовремя принял правильные решения и сумел вывести страну из кризиса на новый уровень развития.

Назарбаев всегда интересовался передовым опытом развития, он глубоко изучал истории успешных наций. Модели развития Японии, Южной Кореи, Малайзии и Китая стали примерами для собственного пути развития Назарбаева. Однако следует четко указать, что Казахстан никогда не копировал зарубежные модели развития. Ни азиатские, ни европейские, ни американские модели не подошли бы Казахстану идеально. Потому что это были модели, применяемые в разных политических, социальных и экономических условиях, в разные исторические периоды и в разных государствах. Но самостоятельно выделив из мирового опыта отдельные универсальные принципы государственного строительства, казахстанский лидер смог умело наложить их на национальный контекст и сформировать собственную модель эффективных реформ, развития и действенного управления.

Первый этап модернизации

Казахстан заявил о себе на весь мир как государство, ориентированное на мирное развитие, и сам отказался от 4-го по своей мощи ядерного арсенала, доставшегося от СССР. Молодое государство установило дипломатические отношения с большинством стран мира, стало членом мирового сообщества и добилось международного признания.

В тот период Казахстан сделал неожиданный ход, разработав стратегию долгосрочного развития государства. В 1997 году Нурсултан Назарбаев представил обществу Стратегию развития до 2030 года с детальным планом действий по всем сферам жизни. В то время как постсоветские страны были погружены в решение неотложных социально-экономических и внутриполитических вопросов, Первый Президент Казахстана устремлял свою страну смотреть дальше, за горизонт нескольких десятилетий вперед.

Второй этап модернизации

Третий этап модернизации

Эти три этапа модернизации, цели которых не перекрывают друг друга, образуют целостный процесс обновления и развития. Стабильная государственная система и сильная президентская власть дали возможность осуществить глубокое реформирование страны. В целом главный итог в том, что современный Казахстан давно вышел из острой стадии выживания 1990-х годов и перешел в стадию глобальной конкуренции за место среди наиболее развитых стран.

Читайте также: