Казахстан в годы перестройки 1985 1991 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев.

Курс на ускорение социально-экономического развития провозглашен на пленуме ЦК КПСС в марте 1985 года.

Курс на перестройку был взят в 1985 году.

На декабрьском пленуме Компартии Казахстана 1986 года рассматривался вопрос замены руководителя Республики.

События 17-18 декабря 1986 года в Алматы имели политический характер.

Декабрьские события 1986 года в г. Алматы были оценены Пленумом ЦК КПСС в июле 1987 года как проявление казахского национализма. В постановлении Президиума Верховного Совета Каз. ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в Алматы в декабре 1986 года в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением выйти из острой ситуации.

Комитет по проблемам Балхаша и Арала в конце 1980-х гг. возглавил М. Шаханов.

Реформы СССР с 1962 по 1989 год не дали эффективных результатов, т.к. не предусматривали коренных изменений экономических отношений. В ходе перестройки не был преодолен спад начавшийся в народном хозяйстве республики в 1987 году.

Комплекс накопившихся социально-экономических (нерешенность социальных вопросов) проблем и поведения вахтовиков-нефтянников в июне 1989 года вызвали массовые беспорядки в городе Новый Узень.

1922-1991 – это годы существования СССР.

Вопрос №63. Культура Казахстана во торой половине XXв.

В 1964г. эта реформа пересматривается, вводится 10 летнее образование, в 1970г. утверждается устав « Средней общеобразовательной школы.-3+8+2. В 70-х годах происходит уменьшение школ при увеличении числа учащихся.

В 1959г. обазовано Министерство высшего и средне – специализированного образования Казахстана. Увеличилось количество вузов.

Наука. Большим успехом советской и Казазхстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1952г. – запущен 1 спутник. 12 апреля 1961г. на орбиту вышел первый в мире космонавт Ю. Гагарин.

Также хорошо развивались и теоритические науки. С 1972г. астрофизический университет становится ведущим по изучению планет и звездных систем. В 1967г. нач. действовать первый ядерный реактор.

В общем в 1978г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в них работали 30 тыс. работников.

Работал ряд профессиональных театров: Казахский, Русский театр драмы, Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкальный театр. И т. д .в 1980г. был открыт немецкий театр.

Были заметны кризиснвые тенденции вызванные национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка, что в итоге привело к тому, что треть населения не знала его в на должном уровне.

Вопрос №64. Августовский Путч. Распад СССР.

19 августа 1991г. радиостанции СССР обьявили что по состоянию здоровья М,С,Горбачеа, обязанности президента будет исполнять вице – президент Г.А.Янаев. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения был был образован Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению в СССР (ГКЧП). Состав ГКЧП(Янаев, Павлов, Язов, Крючков, Пуго, Стародубцев).

ЦЕЛЬ ГКЧП – взять в свои руки управление страной.

Смещение с поста законно избранного президента СССР М.С.Горбачева и создание антиконституционного ГКЧП – было не иначе как государственный переворот.

Отношение Казахстана к августовскому путчу:

· Основная масса населения отнеслась к этому крайне отрицательно;

· 19 августа 1991г. Н. А. Назарбаев обратился по телевидению к народу республики и подтвердил свою приверженность к политике укрепления суверенитета республики, принципам демократии и единства СССР. И он также особо подчеркнул что чрезвычайное положение ГКЧП в Казахстане не вводится.

· 20 августа Н. А. Назарбаев сделал новое заявление и согласился, что жизнь СССР подошла к роковой черте. И заявил: « Что Чрезвычайное положение создавать можно было, только опираясь на конституционный правовой фундамент,

Отношение мирового сообщества к ГКЧП:

· Осудил действия ГКЧП и президент Кыргызстана А. Акаев. Украина и Кыргызстан объявили указы ГКЧП недействительными на территории своих республик.

· Президент США Д. Буш сделал официальное заявление что полностью поддерживает действия РСФСР Б. Н. Ельцина, направленные на восстановление конституционного правления СССР.

· Представители стран ЕЭС пригрозили что в случае не восстановления М. С. Горбачева в должности, они лишат СССР части помощи.

· СОЗДАНИЕ ГКЧП приветствовали Ирак – во главе с Садамом Хусейном, ит правительство Китая, но не полностью.

Причина провала августовского переворота, члены ГКЧП не смогли найти поддержки у народа, Лидеры ГКЧП были арестованы и превлечены к суду. Народ не захотел в новь оказаться в авторитарном режиме.

В итоге усилилась тенденция к распаду СССР. Союзный договор заключенный 20 августа был полностью нарушен. Началось усиление центробежных сил в Республиках.

Н. А. Назарбаев объявил о самостоятельной внешней и внутренней политике, о создании золотого и алмазного фонда . Своим указом закрыл Семипалатенский ядерный полигон.

В августе 1991г. Н. А. Назарбаев обьявил о выходе из состава полит бюро ЦК КПСС.

Сентябрь 1991г. В Алматы открылся внеочередной и чрезвычайный съезд Компартии Казахстана. На базе бывшей коммунистической партии возникла социалистическая партия Казахстана (Съезд объявил о роспуске КП).

Создание Союза Независимых Государст (СНГ).

8 декабря 1991г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины собрались в Минске и подписали договор о создании СНГ.

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

История Казахстана в период перестройки – это время, когда произошли трансформация советского общества, поворот от тоталитаризма к демократии. В государственной сфере начался переход от административно-командных методов к более открытым и демократичным формам управления.

Историю Казахстана в эпоху перестройки можно разделить на три этапа.

1-й этап – апрель 1985 г. – декабрь 1986 г. Для него характерны рост самосознания населения, концепция ускорения, начало внедрения элементов гласности и открытости внутри страны, заметное уменьшение напряженности в отношениях с Западом.

2-й этап – декабрь 1986 г. – июнь 1989 г. В этот период, после шока декабрьских событий, общественное сознание постепенно стало приходить к мнению, что одними косметическими мерами выйти из кризиса не удастся, и что необходимо принять курс на рыночные отношения в экономической сфере и на полнокровную демократизацию – в общественной жизни.

3-й этап – июнь 1989 г. – декабрь 1991 г. В этот период происходит углубление социально-экономического кризиса, который совпадает с переоценкой государственного статуса Казахстана. Происходит расширение экономических и политических прав республики. Казахстан выступает одним из инициаторов создания обновленного Союза или конфедерации.

Объявленный руководством СССР курс на перестройку и ускорение люди расценили как реальные шаги по демократизации общественной жизни, как призыв руководства страны к гласности и открытости. Люди стали по-другому воспринимать социально-экономическую и политическую действительность.

В этот период ещё сохраняется командно-административная и партийно-демократическая система правления.

Период с 1985 по 1986 гг. был промежуточным этапом, когда партийные лидеры республики во главе Д.А Кунаевым заняли выжидательную позицию по отношению к новому союзному руководству и взятому курсу на реформы. В 1986 г. Д. А Кунаева смещают с поста первого секретаря Компартии Казахстана. Сама процедура смещения фактически ничем не отличалась от практики прежних командно-административных методов.

Действия центральных властей спровоцировали события 16-18 декабря 1986 г. в г. Алма-Ате, когда прошли выступления и демонстрации представителей казахской молодежи.

Уже в конце 1985 – начале 1986 гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.

17 – 18 декабря 1986 года молодежь Алма – Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы.

Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов – казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17 – 18 декабря погибло несколько демонстрантов, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700 человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18 – летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек – из комсомола и 52 человека – из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений – более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.

В основе декабрьских событий лежит комплекс исторических, социальных, экономических причин. Параллели можно провести с эпохой колониального господства, которая, в принципе, без изменений продолжалась в СССР, когда командно-административными методами значительная часть внутренних дел республик регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя – это своеобразный
детонатор, подведший черту под систематическим игнорированием основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.

Выступления молодежи явились реакцией на многолетнее попрание национальных интересов и прав коренных жителей, вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на Родине в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной культуры, языка. Протест против кандидатуры Г. В. Колбина был протестом не против русского человека, а против очередного ставленника и временщика Центра.

Демонстрации была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя. Со стороны партийно-бюрократических структур республики и Центра это выступление трактовалось как бунт кучки националистически настроенной экстремистской частью молодежи.

Оценка декабрьских событий на пленуме была направлена своим острием против прежнего партийного руководства, став орудием в борьбе новых элит со старыми. М. Горбачеву и его сторонникам для укрепления своего положения необходимо было сменить в республиках прежнее руководство, которое сформировалось ещё в эпоху Л. Брежнева.

В ходе развернувшейся в республике репрессивной кампании основной упор делался на поиск организаторов выступлений и широкой тайной организации. Республиканское руководство, перестраховываясь, проводило открытые комсомольские, профсоюзные собрания, на которых настойчиво рекомендовалось исключать участников событий из институтов, увольнять с работы. Следствия по уголовным делам проводились наспех и поверхностно. В ходе этих мероприятий было осуждено 99 человек, исключено из вузов – 264, из комсомола – 758 студентов, различным мерам наказания были подвергнуты 1164 члена, из КПСС исключены -52 и подвергнуты наказаниям – 210 человек. Из органов было уволено 1200 человек, из министерств здравоохранения, транспорта – 309, сняты с работы 12 ректоров вузов.

Партийный аппарат оказывал давление на следственные и судебные органы с целью вынесения последними обвинительных приговоров. При подавлении выступления силы охраны порядка совершали неоднократные нарушения законности – избиения задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток. При разгоне использовались дубинки, саперные лопатки, служебные собаки. На беззащитную молодежь были брошены силы МВД, КГБ, прокуратуры – весь репрессивный аппарат тоталитарной машины, существовавшей в СССР.

Нерешенность национальной проблемы а также отсутствие подлинной национальной государственности создали благоприятную почву для беззаконий командно-административной бюрократии и однопартийной системы, когда фактическое состояние дел практически не соответствовало декламируемому принципу интернационализма и подменялась патерналистским отношениям Центра к республикам.

Таким образом, объявленные принципы гласности и перестройки, демократизации прошли испытание в декабре 1986 г. в Алма-Ате. Это был первый горький опыт демократии в Советском Союзе. По образному выражению зарубежных наблюдателей, подобного рода выступлений ожидали в Прибалтике, на Украине, в Татарстане, но только не в Центральной Азии, приведших со временем к развалу Советского Союза.

Несмотря на то, что смена руководства и последовавшие за этим репрессии оказали негативное влияние на общественно-политическую жизнь республики, начавшиеся процессы демократизации в Казахстане послужили толчком роста различных неформальных самодеятельных организаций.

Организация получила мощную поддержку всего населения Казахстана. В очень короткие сроки отделения движения стали появляться в различных городах республики. Движение, возникшее как, протест испытаниям на ядерном полигоне, стало одним из крупных предвестников начинающейся демократизации общественной жизни республики. Основными требованиями движения были: закрытие Семипалатинского ядерного полигона и раскрытие правды о последствиях ядерных испытаний, а также влиянии различных военных производств на население республики.

На территории республики находилось очень много объектов ВПК СССР. 43 крупных военных завода существенно влияли на экологическую ситуацию. Строительство этих заводов, их размещение велись без учета мнения республики. Нередко на этих заводах работали рабочие и служащие других республик, что также вызывало скрытое недовольство населения Казахстана. По подсчетам специалистов, под полигоны и другие военные объекты было занято около 1 млн. га казахстанской земли. Сам Семипалатинский ядерный полигон занимал 8372 кв. км. При этом земля забиралась без какого-либо уведомления и согласия не только местного населения, но и руководства республики. Даже местное руководство не в силах было как-либо повлиять на ситуацию, так как данные объекты, ввиду их стратегической важности, были в ведении союзных военно-политических ведомств.

Всего на Семипалатинском и других ядерных полигонах было произведено около 500 ядерных взрывов. Ядерные испытания оказали сильное негативное воздействие на окружающую среду и на здоровье людей. По подсчетам ученых, ионизирующему облучению подвергалось, в общей сложности, не менее 500 тыс. человек,

Подземные испытания негативно влияли на состояние обводнительных сооружений, нарушали ток подземных вод. Содержание вредных элементов вблизи полигонов в 30-100 раз превышало предельно допустимые нормы. До 1990 г. министерства обороны и здравоохранения скрывали реальные цифры о влиянии последствий испытаний на здоровье людей. У жителей региона, прилегающего к Семипалатинскому полигону, появлялись различные заболевания, особенно онкологического характера. Смертность населения от последствий испытаний возросла в 7 раз. Зафиксированы снижение рождаемости, рост психических заболеваний и самоубийств. Помимо Семипалатинского полигона, 38 ядерных взрывов различной мощности было произведено в 27 местах Казахстана.

Изменения, начавшиеся с весны 1985 г. во внутриполитической жизни, сказались и на внешнеполитических ориентациях СССР. Приоритет во внешней политике был отдан общечеловеческим ценностям.

Одним из крупных достижений эпохи перестройки стал вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. Из 21979 казахстанцев, принимавших участие в боях в Афганистане, 780 человек погибло, 393 стали инвалидами, 22 пропали без вести. Вывод войск из Афганистана стал крупным успехом советской внешней политики и поднял престиж страны на международной арене. В связи с этим, заметно потеплели отношения с КНР, имеющей большую по протяженности границу с Казахстаном.

Тем временем, в общественно-политической жизни Советского Союза произошло значительное событие – в мае 1989 г. прошел 1 съезд народных депутатов СССР. На нем особо остро встали проблемы экономического, социального, культурного, идеологического развития страны. Была выявлена группа противоречий, связанных с требованиями представителей союзных республик о разделении полномочий между Центром и субъектами федерации. Впервые зазвучали требования о подписании союзного Договора. Из уст некоторых представителей прибалтийских республик звучали требования роспуска Союза.

После 1 съезда народных депутатов союзное руководство не могло не считаться с мнением республик, входящих в СССР и, учитывая пожелания общественности Казахстана, ЦК КПСС в июне 1989 г. переводит в Москву первого руководителя Казахстана Г. В. Колбина, 2 июня 1989 г. на XV Пленуме ЦК Компартии Казахстана Первым секретарем избирается Н. А. Назарбаев.

После 1 съезда народных депутатов СССР в Казахстане проходит резкая активизация деятельности различных общественных организации и движений. В марте 1990 г. происходят первые демократические выборы в Верховный Совет республики XII созыва. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов принимают участие более двух тысяч претендентов. Немаловажным фактом стало то, что 90 человек избиралось в законодательный орган от республиканских общественных объединений. Хотя отсутствовала развитая избирательная система, не было сильных парламентских партий, эти выборы стали крупной вехой в становлении демократической системы.

Верховный Совет КазССР XII созыва и Советы народных депутатов существенно повлияли на процессы демократизации. Депутаты Верховного Совета в принимаемых ими новых республиканских законах пытались отразить изменившиеся условия, насколько это позволяла в тот период грамотность, профессионализм народных избранников. Постепенно стали расширяться права и свободы граждан республики. Немаловажным было, учитывая полиэтнический состав населения Казахстана, закрепление в законодательстве республики положений, регламентирующих некоторые аспекты в области межэтнических отношений, которые позитивно отразились на общественно-политической ситуации.

В Казахской ССР в этот период началась разработка концепции самоуправления и самофинансирования республики, в которой обосновывались права Казахстана, право собственности на природные ресурсы и средства производства. На сессиях Верховного Совета звучали требования реального наполнения суверенитета республики политическим и экономическим содержанием. Общественность страны все больше приходила к убеждению, что демонтаж сверхцентрализованной административно-командной системы тормозится диктатом государственных управленческих структур, сохранением монополии КПСС на власть.

В этот период происходит переосмысление места и роли КПСС, все чаще подвергается критике и Компартия Казахстана.

21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывших республик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 2 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций.

Перестройка в Казахстане

1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Между тем, всякие идеи ускорения в отсутствии рынка и частной собственности становились иллюзиями. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно- совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения

НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность.

Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить.

16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах.

Перестройка в СССР – основные этапы. К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в сотоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обговления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.

В 1986 году в экономической жизни страны появилось новшество – государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий государственная комиссия. Результаты были весьма прачевны, в конце 1987 года не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социальную демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.

Развитие экономических реформ определили две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектор экономики.

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согластно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход не внешний рынок.

Политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийной аппарат, совместить должность первого секрктаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создание поста Президента СССР. Эта реформа привела к восстановлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть Исполнительная власть

Съезд народных депутатов СССР
Президент СССР
Верховный Совет СССР

На III Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.Горбачев.

Наконец, осенью 1990 года М.Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.Горбачева в стране стал стремительно падать.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть коммунистические партии в странах Восточной Европы. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Много говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом назревших противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане.

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся Пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев и на его место поставлен Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю Казахстана как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.

К полудню 17 декабря на площади им. Л.Брежнего демонстрантов было около 5 тыс. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов (18 декабря).

Митинги и демонстрация протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талдыкургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. После 900 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ- 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один - К.Рыскулбеков - по обвинению в убийстве С.Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

Непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрижение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившегося первым секретарем ЦК Комунпартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника,недооценка возросшего самосознания народа.

Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни.

Как политический кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана? Период с декабря 1986 года поиюнь 1989 года- время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популисткого характера. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.

Источники торможения курса на ускорение:

Противоречивость хода перестройки:

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС был посвящен проблемам коренной перестройки управления. Пленум санкционировал такие новшества, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин выступил с докладом о накапливающемся недовольстве людей ходом перестройки, медлительностью проводившихся реформ.

На ХIХ партконференции, состоявшейся летом 1988 г. вновь была предпринята попытка анализа социально-экономической системы общества. На конференции было положено начало политических реформ:

В феврале-марте 1986 г. состоялся XVI съезд Компартии Казахстана. Съезд не сумел глубоко проанализировать причины социально-экономического кризиса, поразившего республику. Как и в прежние времена, наблюдались случаи славословия, не критически оценивалась сложившаяся ситуация. Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня явились декабрьские события 1986 г.

Читайте также: