Казахское ханство в 16 веке кратко

Обновлено: 17.05.2024

В начале 1480-1511 гг. Казахским ханством правил сын Керея — Бурундук, фактически вся власть находилась в руках сына Жаныбека — султана Касыма Соперничество завершилось победой Касыма, Бурундук был изгнан из страны. Касым правил в 1511-1515 гг. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при Касым-хане. Касым стремился ослабить влияние феодальной знати, укрепляя свою личную власть. (далее…)

Хан Тауекел (1582-1598 гг.)

После смерти Хакназара ханский трон занял внук хана Жаныбека восьмидесятилетний Шигай (1580-1582 гг.). Шигай объединил силы с Абдаллахом против Баба-султана. В 1582 г. войска сына Шитая султана Тауекела под Туркестаном разбили Баба-султана Хан Абдаллах подарил Тауекелу округ Африкент в Самаркандском регионе. Присырдарьинские города остались в руках Абдаллаха Тауекел правил Казахским ханством в 1582-1598 гг. Пользуясь молодостью Тауекела, бухарский хан Абдаллах держал его в зависимости от себя. (далее…)

Есим Хан (годы правления: 1598–1645 гг.)

Ослабление Казахского ханства

В XVII веке в каждом из трех жузов правил фактический независимый хан. Казахское ханство было практически раздроблено на отдельные владения. Особо усилились войны и феодальный гнет при хане Тахире. Ойраты вторглись на территорию Казахстана и захватили плодородные земли и пастбища Положение Казахского ханства осложнилось образованием в 1635 г. Джунгарского ханства. В 1629-1652 гг. правил сын Есима — Жангир. (далее…)

Хан Тауке (1680-1715 гг.)

После смерти Жангира ханская власть перешла к е го сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг — Тауке стремился покончить с раздробленностью страны, создать сильное централизованное государство. Он проводил реформ), направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. Судебной властью были облечены только хан и бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям. Бии повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией. (далее…)

Отношения Казахского ханства с Сибирским ханством

Социально-экономическое положение казахского государства в XVI-XII веках. Система правления в казахском ханстве

В Казахском ханстве была сформирована национальная система управления, Основанная на родоплеменных традициях. Она из семи ступеней.

Экономическое положение Казахского ханства в XVI-XVII веках

В XVI-XVII веках главной отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. У каждого рода были свои традиционные маршруты кочевое. Четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайляу) осенние (кузеу). Хозяйство развивалось в трех направлениях: первое — кочевое и полукочевое скотоводческое, второе — полу кочевое, незначительно занимающееся земледелием, третье — в основном земледельческое. Полукочевое скотоводство преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана. Чтобы колодцы не забивались песком, внутри их делали сплетения из саксаула. (далее…)

В 1465 году сын хана Восточной Орды Барака-оглана (1423-1428 гг.) Джанибек и его троюродный брат сын Пулад-султана Керей заявили о своих правах на престол, как потомки Чингизхана. Не имея пока реальных сил противостоять хану Государства Кочевых Узбеков Абу-л-Хайру, оба султана и часть поддерживающих их родов в знак протеста откочевала из Приаральских степей в долину реки Чу.

В 1468 году войска Абу-л-Хайра вошли в пределы Могулистана хана Чагатаида Эсен-Буга, но недалеко от урочища Алматы Абу-л-Хайр умер, и его войско вернулось назад.

Абу-л-Хайру наследовал его сын Шейх-Хайдар (Шах-Бодак). Ему не удалось стать правителем, так как против него выступила вся коалиция биев и султанов. Сибирский хан Ибак, хан Кок-Орды Ядигер, мирза Муса, султан Джанибек и султан Керей и даже хан Большой Орды Ахмед, заключили между собой союз, направленный против потомков Абу-л-Хайра.

Кочевые казахи вернулись на Сыр-Дарью и вытеснили потомков Абу-л-Хайра к Прикаспийской низменности. Столицей государства Казахское ханство стал город Сыгнак, до этого бывший столицей Государства Кочевых Узбеков.

В начале XVI века Казахское ханство заметно расширилось, и стало вести захват для своей территории на восток в Среднюю Азию. Казахский хан Касым (Касим) сын второго казахского хана Джанибека (1474-1480 гг.), внук хана Синей Орды и Западной Орды Барака, в 1512 году овладевает городом Ташкентом. После этого, войдя в противоречия с Шибанидами , Касим-хан (1445-1520 гг.) сменил вектор экспансии на запад в Дешт-и-Кыпчак. Врагом Казахского ханства стала Ногайская Орда, на земли которой пошли постоянные набеги казахских войск. Из-за нестабильной обстановки в казахских степях сухопутная торговля, в отличии от морской, Хаджи-Тархана со Средней Азией была парализована.

1. "Старая Астрахань (13-16 века)".

2. "Касимовское ханство (15-17 века)" показана история Казахского ханства.

Казахское ханство в XVI веке

Начало XVI века является периодом укрепления Казахского ханства. В это время Шибаниды с целью его уничтожения организовали несколько походов против казахов.

da865979412f27edb840791b4fd2fb91.jpg

В 1510 г. состоялся крупный поход Мухаммада Шейбани-хана против казахов. Несмотря на первоначальный успех, войско Шибанидов было разгромлено войском Касым-хана. Этот поход стал последним походом Мухаммада Шейбани против казахов. 1510-1520/21 годы являются временем наибольшего возвышения Казахского ханства при выдающимся правителе Касым-хане. После смерти Касым-хана в 1521 году происходит ослабление казахского государства, которое в борьбе с соседями несет территориальные и человеческие потери. В 1537 г. произошло Санташское сражение казахов с могульско-узбекскими войсками, закончившийся поражением казахов. Только в начале 50-х годов XVI века с приходом к власти Хакк-Назара, сына Касым-хана, вновь начинается укрепление Казахского ханства. После Хакк-Назара и непродолжительного правления Шигая, Тауекель-хан продолжил укрепление казахского государства. В 1598/99 годы он осуществил походы в Среднюю Азию против Шибанидов и добился значительных успехов. В одном из этих сражений он получил ранение и умер.

- Изучить политическую историю, социально-экономическую структуру казахского общества, быт и культуру казахов в 16-начале 18 веков.

1. Возвышение и упрочение Казахского ханства в XVI веке.

2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков.

3. Социально-экономическое развитие Казахского ханства в XVI-начале XVIII

4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

3. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. А., 1985.

4. Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Том 10, Алматы, 2007.

1. XVI столетие считается важной вехой, переломным моментом в истории Казахстана и Средней Азии. Академик Бартольд, один из лучших специалистов в истории Востока, считал, что именно XVI век стал переломным между средневековьем и новым временем.

В XVI веке Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, были установлены дипломатические отношения с государствами Средней Азии, Сибирским ханством, Русским государством.

Безусловно, говоря об истории XVI века, мы в первую очередь рассматриваем время правления выдающегося политического деятеля, сына Жанибека хана Касыма (1445 – 1521). Он правил с 1511 по 1521 годы. Основной линией внешней политики Касымхана была борьба за присырдарьинские города.

На юго-восточном направлении внешняя политика Касыма привела к тесному союзу с могулами Жетысу и вхождению их под власть казахского хана. На западных границах Касыму удалось значительно расширить территорию своих владений путем дальновидной политики в отношениях с ногайскими мурзами. Дело в том, что Ногайское ханство раздиралось внутренними противоречиями. Часть владетелей перешла в подданство Касыма.

К началу второго десятилетия Касыму удалось довести число подданных более чем до одного миллиона человек. При Касымхане были установлены дипломатические государства с Московским государством, а именно с царем Василием III, отцом Ивана Грозного.

После смерти Касымхана Казахское ханство вступило в полосу усобиц султанов и других феодалов. Против казахских владетелей сложился союз узбекских и могольских правителей. Сын и преемник Касымхана Мамаш (правил с 1522 по 1523 годы) погиб в одном из сражений. Следующим ханом стал племянник Касыма Тахир (правил с 1523 по 1533 годы), не имевший ни политических, ни дипломатических талантов.

Подобная политика продолжалась и при Буйдаше (годы правления 1533-1534), брате и наследнике Тахира. Внешнеполитические неудачи, постоянные военные действия отрывали надолго кочевников и земледельцев от хозяйства, ввергая ханство в экономический кризис. После Буйдаша правил Ходжа Махмуд (1534-1535), за ним Тугум-хан (1535-1537). Они пытались объединить ханство, восстановить мощь казахского войска. Ситуация несколько нормализовалась при внуке Жанибека Хакк-Назархане (правил с 1538 по 1580 гг.). Преемник Хакназара престарелый Шигай недолго правил страной (1580-1582). Главный итог его правления – заключение договора с бухарским эмиром Абдуллой, разгром армии Баба султана, владевшего в то время Ферганой.

В 1583 году новый хан Тауекель (правил с 1582 по 1598 годы), разорвав договор с Абдаллахом, захватил ряд городов Туркестанского оазиса и подошел к Ташкенту. Активизировал Тауекель связи с русским правительством.

2. В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.

Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.

3. Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.

Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.

Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.

Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.

Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.

Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.

Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.

На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону.

4. Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге.

Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качества.

Женская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами.

Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая.

Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.

Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау

Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири.

Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.

Ключевые понятия:Хан, сепаратизм, ак-суек, кара-суек, асыл-суек, Жети –жаргы,

Неспокойными были и южные границы Казахского ханства. В течение трех лет (1555-1558 гг.) казахские отряды теснили ташкентского правителя Наурыз-Ахмета. Вынужденный вести войну одновременно на западе, севере и в Жетысу Хак-Назар заключает в 70-х союз с бухарским ханом Абдаллахом II. В 1579 г. Хак-Назару удалось присоединить к Казахскому ханству округа Туркестана и Саурана. Правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой - войсками Абдаллаха, решил физически устранить казахских правителей. В конце 1579 г. он приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, а вскоре, в 1580 г., от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар.

После смерти Хак-Назара и его сыновей на съезде родовой знати - маслихате было решено избрать ханом сына Жадика - Шигай (Сыгай) султана, прославившегося в войнах с мангытами. Шигаю в год избрания было уже 80 лет, но, несмотря на это, он считался самым авторитетным среди казахов. После избрания хан Шигай (1580-1582 гг.) заключает новый союз с Абдаллахом, направленный против Баба султана. Фактически власть в ханстве находилась в руках сына Шигая Тауекеля и именно он повел решительную борьбу с ташкентским правителем, которая увенчалась полной победой казахов. Шигай хан умер близ Бухары и был похоронен в селении Кум-ушкент. Кроме Тауекеля, у него было еще несколько сыновей.

1583-1598 гг. были отмечены правлением Тауекель-хана, сына Шигай хана. При Тауекель-хане происходит расцвет могущества казахского ханства. Тауекель-хан вел активную внешнюю политику, результатом которой стал союз с узбекским ханством на юге, а также обмен посольствами с Русским государством – на севере.

Тауекелю после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных городов.

Особенно острая борьба шла за обладание Ташкентом. Здесь сидел бухарский наместник. В 1588 г. казахам удалось добиться преимущества и захватить Ташкент. Но наместник из-под Самарканда привел сильное войско под предводительством брата Абдуллы. Тауекель вынужден был отступить в глубь степей. Ташкент оставался под властью Бухары.

Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические задачи - овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В поисках внешней поддержки Тауекель стал искать союзников. Так, например, одной из проблем, поставленных казахским посольством в 1594 г. на встрече с московским царем, было предложение координации сил против Абдуллы. Посол Тауекеля Кул-Мухаммед про c ил Бориса Годунова отпустить вместе с ним в Казахстан представителей персидского шаха, которые в то время находились в Москве. Казахи рассчитывали заключить военный союз с персидским шахом для совместной борьбы против Бухары.

Благоприятная обстановка на юге возникла для казахов только в 1597 г.
В Бухарском ханстве начались раздоры. Против Абдуллы выступил его собственный сын, поддержанный многими влиятельными людьми. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили Абдуллу. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Правителем Самарканда был назначен брат хана – Есим султан.

После смерти Абдуллы Тауекель решился на захват Бухары. С 80-тысячной армией он осадил этот древний город. В одном из штурмов Тауекель был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства.

Читайте также: