Казачья культура русского зарубежья кратко

Обновлено: 02.07.2024

В послевоенные годы центром казачества в Европе был Мюнхен. Позже центр общественно-политической деятельности казачества переместился в США, куда со временем переселилась часть казаков из Европы и Китая. Холодная война пробудила интерес к эмигрантам из СССР. Несомненно, что казачество, которое популяризировало себя как непримиримого противника советской власти, как борец с коммунизмом еще с периода Гражданской войны в России, вызывало интерес у определенных политических кругов Запада. Не случайно уже во второй половине 1940-х гг., находясь на положении перемещенных лиц, казакам удалось наладить выпуск различных печатных изданий, как культурно-просветительской, так и общественно-политической направленности. Особую активность проявляли казаки-националисты. Эксплуатировали антикоммунистическую тематику и войсковые казачьи общества, и войсковые атаманы. Наряду с казаками-националистами из числа эмигрантов первой волны, активность проявляли также и некоторые казачьи деятели из послевоенной эмиграции. При этом многие из них были близки по своим идейно-политическим установкам к казакам-националистам.

Немало казаков и их потомков живет и в других странах Латинской Америки. Примерно около тысячи эмигрантов (в основном казаки) выехали в Бразильскую Сан-Паулу и Санта-Катарину (преимущественно для работы на кофейных плантациях). После разгрома японской армии в 1945 году многие казачьи деятели Белого движения из Маньчжурии были арестованы и расстреляны, в том числе и генерал Семенов. Тем не менее многие казаки продолжали жить на этой территории.

Массовая эмиграция в другие страны началась в пятидесятые годы, после того как территория была передана Китайской Народной Республике. Большинство представителей казачьей диаспоры покинули Маньчжурию. Некоторые вернулись в Советский Союз, где им разрешили разместиться в Казахстане. Те же, кто не доверял советской власти, уезжали в другие страны. Ехали — кто куда: Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия.

Первоначально казачьи поселения формировались возле появлявшихся православных церквей. В Австралии было построено больше 40 храмов и около 150 русских школ — и все это диаспора сделала самостоятельными усилиями.


Феномен культуры казачьей эмиграции в культуре русского зарубежья заключается в нескольких аспектах. Основными среди них являются: мотивация всего русского зарубежья на сохранение этнокультуры народов, представляющих тот или иной слой русской интеллигенции; пример сохранения казачьих обычаев, традиций и фольклора в условиях эмиграции для всего русского зарубежья; влияние казачьего военного искусства на развитие военной культуры русского зарубежья и на характер мировой военной доктрины в различные периоды развития военного искусства..

- Инициативы казачьей эмиграции создания за рубежом православных церквей, монастырей и храмов, таких как Храм во имя Богоявления Господня (1901-1905 гг.) в Китае; Русская Православная Церковь в Шанхае (1927-1932 гг..); Гавриило-Архангельская церковь во Франции и др.

- Влияние бывших казачьих офицеров на формирование военной культуры русских эмигрантов. В настоящее время четкого определения понятия военной культуры еще не сформировано. По мнению различных экспертов, можно сформулировать основные направления военной культуры в эмиграции: офицерские собрания; взаимопомощь и образование объединений по бывшей совместной учебе, службе или боевым действиям; этикет взаимоотношений военных офицеров и генералов; суды чести; военно-учебные заведения в эмиграции; курсы и лекции по военной тематике; военно-спортивная работа и литературно-издательская деятельность и др.

Таким образом, культура казачьей эмиграции играет существенную роль во всей культуре русского зарубежья.

Русское зарубежье XX в. – явление совершенно уникальное в отечественной и мировой истории. Мощный социальный взрыв 1917 г. выбросил за пределы родины к началу 20-х гг., по различным данным, от полутора до двух миллионов человек.

В числе недостаточно изученных в исторической литературе оказался вопрос об отношении русской диаспоры к покинутому отечеству, особенно на этапе, когда время со всей остротой выдвинуло дилемму – с кем ты, эмигрант? С бывшими соотечественниками, более десятилетия олицетворявшими образ врага, или военно-политическим противником, чья нарастающая агрессивность делалась все более очевидной?

Полную целостную историю российской эмиграции невозможно исследовать, не изучая отдельных слоев и групп эмиграции. К такой особой группе принадлежала казачья эмиграция.

Примерно четверть двухмиллионной российской диаспоры принадлежала к белым армиям, офицеров-эмигрантов было около 300 тыс. человек. Общее число казаков-эмигрантов достигало 40 тысяч человек. Этой цифры придерживается большинство исследователей [1. С. 11].

Возвращение в СССР многотысячной, более сознательной части военной эмиграции, состоявшей преимущественно из рядовых казаков и солдат, подводило как бы окончательный итог недавно отшумевшей гражданской войне в России. Оно подтвердило перед всем миром правоту и величие дел тех, кто в рядах Красной Армии защитил завоевания Великого Октября, включая десятки тысяч красных казаков, воевавших под началом С.М. Буденного, Б.М. Думенко, Н.П. Блинова, Ф.К. Миронова и других военачальников. Кроме того, массовая реэмиграция военных сорвала планы Врангеля, Краснова, Богаевского и их сторонников развязать в России с помощью Запада новую гражданскую войну.

В 30-е гг. ХХ в. в рядах русской эмиграции, в том числе среди части казаков, усилился мировоззренческий и политический интерес к национал- социализму. Это было связано с недовольством белой эмиграции сближением западных демократических государств с СССР, ухудшением политической атмосферы вокруг русских эмигрантов во Франции, Чехословакии и других странах. Наконец, многие эмигранты надеялись с помощью стран Антикоминтерновского пакта уничтожить власть большевиков в СССР, то есть осуществить заветную цель Белого движения.

В первые же дни после нападения Германии на СССР в услужение к оккупантам пошла группа известных белогвардейских казачьих генералов, в числе которых были Ф.Ф. Абрамов, Н.Н. Головин, А.Г. Шкуро, П.Н. Краснов, С.Н. Краснов и др. Каждый из них нашел сферу взаимодействия с вермахтом: от участия в деятельности разведывательных и оккупационных органов до вербовки казачьих добровольцев в союзные фашистам строевые части, от антисоветской пропаганды до организации карательных акций против югославских партизан. Многие из них после войны также были осуждены и приговорены к высшей мере наказания советским судом.

Но была и другая часть эмиграции, не принявшая фашизма ни до начала войны, ни после. Так, например, решительно отверг предложение германского командования о сотрудничестве генерал А.И. Деникин. Так же поступил отец французской актрисы Марины Влади, известный инженер – изобретатель В. Поляков-Байдаров. Около трех тысяч русских эмигрантов сражались в рядах армии де Голля и в движении Сопротивления. С каждым из них связаны жертвенность ради родины и самоотверженный подвиг. В числе достойных благодарности потомков были казненные в берлинской и кельнской женских тюрьмах (обе обезглавлены) 33-летние княгиня В.А. Оболенская и М.А. Шафрова-Марутаева, Е.Ю. Кузьмина-Караваева (мать Мария), герои французского и бельгийского Сопротивления, воины деголлевской армии Г.В. Шабанов, И.И. Троян, Б.В. Вильде, А.С. Левицкий, потомок Н.Д. Радищева Кирилл Радищев, последний прямой потомок Емельяна Пугачева А.П. Дураков, протопресвитер А. Врасский, князья П.А. Путятин и С.Д. Урусов, отец и сын Семеновы и мн. др.

С тоской о родине жили в эти дни многие российские эмигранты, которых судьба забросила в США, Канаду и Австралию. В первые же месяцы войны в странах североамериканского континента стали создаваться общественные организации, включившиеся в сбор средств на нужды сражающегося советского народа. В течение первого года своей деятельности им удалось собрать 200 тыс. долларов и около 30 тонн одежды. Только зимой 1942 – 1943 гг. они дополнительно собрали 100 тыс. долларов и оснастили для Красной Армии девять крупных полевых амбулаторий. Десятки концертов дал композитор и исполнитель Сергей Рахманинов, сбор от которых был направлен в фонд помощи СССР. В поддержку России выступили известный журналист С. Курнаков, генералы Рудсон и Яхонтов, митрополит Веньямин, инженеры Зворыкин, Зароченцев, Юркевич, Коненков с женой и т. д.

Приведенные выше материалы, документы и факты свидетельствуют, что две тенденции в отношении СССР сохранялись у казаков-эмигрантов на протяжении всего исследуемого периода, то есть 30-40-е гг. XX в. Особенно ярко они проявились в годы Второй мировой войны. Хотя нужно признать, что степень лояльности к Советскому Союзу была у казаков наименьшей по сравнению с другими слоями русской эмиграции: слишком велика была дистанция между коренными интересами казачества и большевистской идеологией и политикой.

Заканчивалась мировая война, а в российской диаспоре, пополнившейся за счет новой эмиграционной волны, по-прежнему не было единства. Гордость за победивший народ, любовь к родине не помешали разноречивости мнений о сущности сохранившегося в ней политического режима. Былая поляризация представлений о большевизме получила дальнейшее развитие. Открывалась новая страница в истории массового исхода из России. Но она имела собственное специфическое содержание.


Примечания:

Численность и география расселения казачьей эмиграции. После окончания гражданской войны страну покинуло около 2 млн человек. Среди эмигрантов были идейные непримиримые противники советской власти, но много было и простого гражданского населения, более 100 тыс. казаков всех казачьих войск. Особенно массовым был исход донцов (34 тыс.), кубанцев (более 20 тыс.) и забайкальцев (20-30 тыс.).
В начале 20-х гг. донские, кубанские, терские и астраханские казаки проживали в основном в Югославии, Болгарии, Чехословакии. Часть из них осела во Франции, Греции, Германии, Польше. Некоторых судьба забросила еще дальше. Так, около 500 учащихся и преподавателей Донского казачьего кадетского корпуса имени императора Александра III были вывезены из Новороссийска в Египет, откуда в 1922 г. перебрались в Югославию. Около 500 донцов и кубанцев оказалось в Китае.
Много оренбуржцев и семиреченцев ушло с атаманом А.И. Дутовым в Западный Китай (Синь-цзян). Большинство казаков Уральской казачьей армии, ушедшей в поход через холодные казахские степи во главе с атаманом В.С. Толстовым, погибло, лишь немногие достигли Персии в мае 1920 г. В Маньчжурию отступили забайкальские, амурские и уссурийские казаки. Они поселились на линии Китайско-Восточной железной дороги, в Харбине, Шанхае. Тысячи семей забайкальских казаков поселились на стыке границ России, Китая и Монголии в Маньчжурии, где образовался целый казачий район. Там казаки жили по старым традициям, занимаясь земледелием и скотоводством.

В поисках лучшей доли казаки-эмигранты переезжали в разные страны. К концу 20-х гг. они проживали в 18 странах Европы, Азии, Америки. Многие переселились в США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Перу.
Некоторые не выдержали разлуки с родиной. Особенно много казаков вернулось в Россию в 1922 г. Всего реэмигрантов было около 30 тысяч.
К концу 30-х гг. в разных странах проживало до 60 тыс. казаков-эмигрантов.
Жизнь казаков за границей. В чужих странах казаки изо всех сил стремились сохранить свое единство. Уже в 1921 г. ими стали создаваться объединения (землячества), получившие названия станиц и хуторов. В них объединялось казачье население, проживающее в одном или в близлежащих населенных пунктах. В новых станицах казакам вместе легче было сохранить культуру, традиции; опираясь на взаимопомощь, имея свои бюро по трудоустройству, казаки быстрее решали материальные проблемы. Общими силами отстаивали свои интересы. Станичные общества заботились о больных, стариках и детях. В каждой станице существовали свои школы, курсы, ремесленные мастерские. Казаки вместе учились, вместе отмечали религиозные и войсковые праздники.

Казачьи станицы объединялись в рамках того или иного казачьего войска. Во главе войск, как и станиц, стояли избранные казаками атаманы. Образовывались союзы казачьих войск. В январе 1921 г. был создан Объединенный Совет Дона, Кубани и Терека, в который вошли атаманы и председатели правительств этих трех войск. Сначала Совет находился в Константинополе (Турция), а затем переехал в Югославию. В Китае образовался Восточный казачий союз, в который вошли Забайкальское, Оренбургское, Сибирское, Амурское и Уссурийское войска. Все эти организации выполняли организационно-объединительные, экономические, культурные и политические функции.
В 1924 г. в Париже создается Казачий союз, в который вошли станицы всех казачьих войск. Возглавил его бывший председатель донского правительства Н.М. Мельников. Казачий союз занимался в основном решением организационно-хозяйственных проблем, бытового обустройства казачьих станиц. Способствовал сохранению и развитию культуры.
Казаки трудились в самых разных сферах общественного производства. Они работали в сельском хозяйстве, на шахтах и рудниках, на строительстве железных и шоссейных дорог, на фабриках и заводах. Кроме рабочих, среди них было немало представителей научно-технической и творческой интеллигенции, инженеров, военных, врачей и учителей.

Деятели культуры казачьего зарубежья внесли весомый вклад в развитие отечественной, казачьей и общемировой культуры. Их произведения получили широкую известность во многих странах мира.

Почти пятьдесят лет назад проживавшая в ФРГ талантливая поэтесса, сибирская казачка Мария Волкова писала:

Чем путь трудней – тем выше будет честь!

Пускай горька недопитая чаша!

При нашей бедности у нас богатство есть:

То, что прошло, – неотторжимо наше!

Это богатство – огромное, ярко расцвеченное многими талантами культурно-историческое, духовное наследие казачьего зарубежья XX столетия, являющееся неотъемлемой частью национального достояния и казачества и России, но, к сожалению, и по сей день в значительной своей части неизвестное в Отечестве.

При этом следует понимать, в каких сложных условиях было рождено это богатейшее наследие, помнить о том, что блеснувший искорками талант немалого числа казаков в полной мере, к сожалению, не имел возможности раскрыться по труднейшим обстоятельствам жизни на чужбине, а определенная часть созданного казаками-изгнанниками в свое время не дошла до заинтересованных читателей и зрителей, и судьба его зачастую остается неизвестной!

Сравнительно небольшое, в 20–30-е и в 40–60-е годы не превышавшее 100–120 тысяч человек, включая женщин, детей и стариков, разбросанных трагической судьбой по многим странам и разным континентам, казачье зарубежье издавало порядка 250 журналов и газет, вестников и бюллетеней, сводок и информационных листков, сборников и альманахов, а также различных непериодических изданий.

Как в 20–30-е годы, так и в послевоенные десятилетия в разных странах мира возникали казачьи творческие объединения и издательства.

Труд этот был, как правило, бескорыстным. Гонораров никто не платил. Многие десятки книг издавались в основном за счет авторов, иногда при материальной поддержке отдельных казаков или за счет издателей, заведомо знавших, что издание в большинстве случаев будет убыточным. Но издавали, осознавали определенную потребность издания и необходимость сохранения и донесения со временем заложенной в них информации до потомков. Почти для всех казачьих изданий было характерно большое количество публиковавшихся в них стихов и поэм, рассказов и очерков, отрывков из романов и повестей, воспоминаний о своих родных казачьих краях, земля которых освоена их далекими предками, обильно полита потом и кровью многих поколений, о славном казачьем былом, о дореволюционной жизни в своих хуторах и станицах, о сражениях Первой мировой и Гражданской войн, о нелегкой жизни в малогостеприимном зарубежье. Характерным было то, что подавляющее большинство авторов впервые взялись за перо в изгнании. Почему взялись?! На это ответил донской казак И.И. Назаров:

Ничего не сказал я, но знаю:

Я пишу потому, что у сердца ношу

Всю тоску по родимому краю…

Особенно велико и богато россыпью ярких имен поэтическое наследие казачьего зарубежья, рожденное кровью сердца и острой болью души, не проходящей с годами тоской по семьям, родным и близким.

Сегодня известны более четырех тысяч стихов, в том числе и в прозе, и поэм более 150 казаков зарубежья, в том числе около 80 донских.

Их творческое наследие далеко не равноценно ни по исполнительскому мастерству, ни по объему, но даже суровая по отношению к казакам литературная критика российского зарубежья прошлого столетия признавала высокий уровень мастерства, относя к лучшим поэтам российского зарубежья донских казаков Н.Н. Туроверова (Франция), Н.Н. Воробьева-Богаевского (США), Н.Н. Евсеева (Франция), В.А. Смоленского (Франция), М.В. Иловайский (Франция), П.С. Полякова (Югославия – ФРГ) и Н.А. Келина (Чехословакия).

А рядом с ними Ю.Ф. Гончаров (Чехословакия), Б.А. Кундрюцков (Югославия), М.И. Богаевский (Франция), Л. Костина (Югославия), И.В. Воинов (Франция), И.И. Сагацкий (Франция), Н.В. Альникин (Б. Незлобин), И.И. Колесов (Чехословакия), В.И. Ильинский (Чехословакия), М.В. Иловайский (Франция), К.К. Поляков (Чехословакия), М.Н. Скачков (Чехословакия), С.Ф. Сулин (Болгария – Франция), П.Н. Донской (США), П.Ф. Крюков (Франция), А.Н. Туроверов (Франция), А.Г. Павлов (П. Юшкин-Котлобанский), Ю.Л. Пригодина (США), Н.А. Кербицкая (США), М.Н. Залесский (США), В.Н. Азбукин (В. Утренев), А.Н. Ростовский (США), В.Г. Каргальская (США), М.И. Гаврилов (Франция), Н.В. Войтенков (США), В.А. Фетисов (США) и еще десятки других.

А.Г. Павлов (псевдоним П. Юшкин-Котлобанский)

У большинства из названных казаков в зарубежье вышло от одного до восьми сборников стихов и поэм.

Весьма велика по объему и богата талантами и проза казачьего зарубежья. Более ста известных на сегодня авторов, множество изданных за границей, а теперь в какой-то части и переизданных в России романов и повестей, сборников рассказов и очерков, многочисленные публикации в изданиях казачьего и российского зарубежья. И здесь до пятидесяти донских казаков, из которых следует выделить В.С. Крюкова (Франция), П.М. Аврамова (Франция), И.А. Родионова (Германия), П.А. Соколову (Аргентина), Г.Н. Климова (США), а также М.П. Шишкина (Болгария), Н.И. Катенева (США-Франция), М. Карпова (Болгария), П.Г. Янюшкина (Чехословакия), В.Н. Биркина, С.Б. Балыкова (Франция), В.П. Елисеева (В. Петрова – Румыния), А.В. Голубинцева (Болгария – ФРГ – США), М.П. Морозов (США), И.А. Ковалева (Иран) и многих других.

Безусловно, на первом плане стоит талантливый русский писатель, донской казак, бывший атаман Всевеликого войска Донского, генерал от кавалерии Петр Николаевич Краснов – автор написанных только в зарубежье 25 и изданных 23 романов и повестей, в том числе для детей и юношества, фантастических и сентиментальных, исторических и бытовых; нескольких сборников, а также порядка 40–45 рассказов и эссе, очерков и статей, опубликованных в 20–30-е и в военные 40-е годы во многих изданиях, как российского, так и казачьего зарубежья.

К сожалению, литературно-художественное и публицистическое наследие атамана и по сей день мало известно в современной России. Вокруг его имени некоторыми, ничему не научившимися за последние 25 лет так называемыми буревестниками революции и их подпевалами, плодятся всевозможные, нередко откровенно грязные, мифы и легенды.

В области публицистики особенно активно, издавая книги и брошюры, много публикуясь в многочисленных изданиях казачьего и российского зарубежья, поработали донские атаманы П.Н. Краснов, А.П. Богаевский и П.Х. Попов, донские генералы И.Ф. Быкадоров и С.В. Денисов, А.К. Кельчевский и И.А. Поляков, С.Д. Позднышев и К.Р. Поздеев, полковники А.А. Гордеев и Г.И. Чапчиков, профессора М.А. Миллер, Г.А. Знаменский, В.Г. Улитин и Г.С. Ермолаев, а также Б.А. Богаевский и Г.В. Губарев, И.П. Буданов и С.Г. Елатонцев, С.В. Болдырев и многие другие.

Очень велико литературно-художественное и публицистическое наследие казачьего зарубежья. Но многие ли из нас читали стихи и поэмы, повести и романы, статьи и очерки хотя бы части названных казаков-поэтов, писателей и публицистов?!

Если бы казаки-изгнанники оставили потомкам только это наследие, то и оно явилось бы весомым вкладом в культурно-историческое, духовное достояние и казачества, и России. Но ведь казаки зарубежья оставили нам огромное наследие и в других сферах культуры и искусства, в науке, технике и производстве.

А.Н. Туроверов с сыном

Многие из названных оперных певцов и других исполнителей, хоровые и музыкальные ансамбли записали десятки граммофонных пластинок, участвовали в съемках художественных и документальных фильмов, издали о своей творческой жизни буклеты и брошюры.

Многие ли в современной России слышали их голоса, видели эти киноленты, брошюры и буклеты?! А классическая хореография?!

В 50-е и последующие годы в США успешно выступали получившие хореографическую подготовку в СССР донские казаки, брат и сестра Николай и Зинаида Лашкабановы. Созданный в послевоенные годы в США донским казаком В.О. Перфильевым танцевальный ансамбль со временем получил профессиональный статус и успешно выступал в городах США и Канады, а также снялся в одном из художественных кинофильмов.

Не будем также забывать о том, что блистательная звезда русского балета О. Спесивцева родилась в г. Ростове-на-Дону, а ее мать была донской казачкой.

Многим ли сегодня на Дону и в целом в России известны эти имена?!

Съемки прошли успешно, и группа казаков-джигитов и в последующие годы продолжала работу на киностудиях Голливуда.

В 30-е годы в съемках ряда кинофильмов в Европе участвовали Донские казачьи хоры С.А. Жарова и Н.Ф. Кострюкова, а также хор Лейб-Атаманцев во главе с Д. Косоротовым и группы казаков-джигитов.

В целом в 20–30-е годы и в послевоенные десятилетия в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азии выступало более 40 групп казаков-джигитов.

Одной из наиболее ярких звезд Голливуда, снимавшейся в кино в 40–70-е годы, была Натали Вуд – донская казачка Наталья Гурдина. Фильмы с ее участием последние десять лет неоднократно демонстрировались по различным каналам российского телевидения.

Тайны казачьего серебра

Тайны казачьего серебра Гражданская война оставила немало неразгаданных тайн. Одна из них — тайна казны Уральского казачьего войска… ФОРТ АЛЕКСАНДРОВСКИЙВесна 1920 года стала для белой Добровольческой армии временем неудач, тяжёлых поражений и горьких разочарований.

Глава 3 СКАЗОЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Глава 3 СКАЗОЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Старик Такэтори и Лунная Дева. — Платье из птичьих перьев. — Песня Лунной Девы. — Три девы. — Пионовый фонарь. — Приключения Момотаро. — Триумф Момотаро. — Господин Сумка с Рисом. — Иссумбоси. — Кинтаро. — Приключения Васобиэ. — Демон

Раздел I Наследие офеней

Раздел I Наследие офеней

Глава 7. Экзотика ближнего зарубежья. Что празднует Рига и чем завлекает гостей

Глава 7. Экзотика ближнего зарубежья. Что празднует Рига и чем завлекает гостей Латвийская родина немецкой елки Ближе к католическому Рождеству в разных местах Риги появляются странные конструкции – из самых разных материалов, разных размеров и форм, разве что в

В ДОНСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ АТАМАНСКОГО И Л.-ГВ. КАЗАЧЬЕГО ПОЛКОВ И АРТИЛЛЕРИИ

В ДОНСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ АТАМАНСКОГО И Л.-ГВ. КАЗАЧЬЕГО ПОЛКОВ И АРТИЛЛЕРИИ 1827 янв. 1 - На офицерских эполетах, для различия чинов, установлены кованые звездочки, как это введено в регулярных войсках (111).1827 июля 10 - В полках Войска Донского установлены на

Наследие Третьего рейха

Наследие Третьего рейха Первые реактивные В самом конце войны, уже в боях за Берлин, наши летчики впервые столкнулись с невиданными ранее машинами. У самолетов не было пропеллера! Вместо него в носу виднелась какая-то дырка! Реактивный истребитель Ме-262Таково было

XI. Казаки зарубежья в науке, технике и производстве

XI. Казаки зарубежья в науке, технике и производстве Ушедшие в 1920–1922 годах в изгнание казаки-профессора и научные сотрудники весьма быстро заняли должное их знаниям и опыту положение в высших учебных заведениях и в научных учреждениях Сербии и Франции, Болгарии и

Становление казачьего движения на Дону и первые круги

Становление казачьего движения на Дону и первые круги Было бы неверным, если сказать, что возрождение Донского казачества началось в начале 90-х годов проведением Первого Большого круга в Москве и г. Ростове-на-Дону 17 ноября 1990 г. Процесс культурного и духовного

Духовное родство

Духовное родство Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын — крестным братом, а оба крестных

Читайте также: