Церковь и государственная власть в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Разделение христианской церкви

Положение христианской церкви в Византии и на Западе было неодинаковым. В Византии глава церкви — константинопольский патриарх — подчинялся императору. На Западе же глава церкви — римский папа — с распадом Франкской империи стал независимым. Папы завладели богатейшими землями. В Италии образовалось особое папское государство с центром в Риме.

Могущество пап римских

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.

Церкви удалось сохранить и умножить свои владения во время варварских нашествий. Она содействовала процессу феодализации, сыграв в нем немалую роль. В раннем средневековье в странах Западной Европы в руках епископов, монастырей, соборных капитулов сосредоточилась значительная часть земли; церковь эксплуатировала труд крестьян. Церковные феодалы заняли видное место в формирующейся феодальной иерархии. Являясь вассалами светских государей, они имели многочисленных как духовных, так и светских вассалов. Крупные церковные феодалы имели широкие иммунитетные права. Для укрепления социального и экономического влияния церковь задействовала монастыри. Монастыри уже в VII—VIII веках были центром экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они развертывали хозяйственную деятельность еще шире, увеличивая владения за счет разоряющихся общинников и за счет освоения болот, лесов и пустошей. Наиболее крупные монастыри оказывали влияние на политическую жизнь Западной Европы.

Союз между церковью и государством

В целом между церковью и государством в период раннего средневековья существовал союз.

В борьбе с врагами этого союза, как и с теми, кто посягал на авторитет церкви, она использовала систему церковных наказаний:

Готовые работы на аналогичную тему

Эти меры для людей того времени были так же страшны, как и налагаемые светской властью наказания.

Раннефеодальное государство защищало интересы церкви. Пипин Короткий участвовал в создании Папского государства. Карл Великий узаконил церковную десятину как обязательную подать.

Влияние церкви определялось не только ее союзом с государством и богатствами, а также монополией, которую она имела в интеллектуальной жизни. В руках церкви были сосредоточены школьное образование, литература, переписка книг, от нее зависели отбор и сохранение элементов античной традиции. Из рядов духовенства выходили все образованные люди, писатели, поэты, историки, педагоги.

Политические и социальные предпосылки возвышения папства в XII—XIII веках

В XII—XIII веках происходит усиление влияния католической церкви. Этот процесс связывается с тем, что большинство стран Европы находилось в состоянии феодальной раздробленности. При отсутствии сильных государств усилившая свое могущество церковь оказалась единственной силой, авторитет которой был признан во всех странах.

Папство использовало феодальную раздробленность в собственных интересах. Его опорой в отдельных странах были епископы и монастыри, располагавшие широкими иммунитетными привилегиями. Но одновременно являясь вассалами короля страны и папы, в разные периоды они занимали разные позиции. Многие поддерживали усиление центральной власти и потому не сочувствовали теократическим притязаниям папства; другие рьяно проводили папскую политику, препятствуя усилению центральной власти и поддерживая феодально-сепаратистские выступления.

В XII—XIII веках папство для усиления влияния использовало все политические события. Оно выступало организатором крестовых походов на Восток; придало Реконкисте религиозный характер; освящала грабительские походы рыцарей против прибалтийских и славянских народов. Папство участвовало в подавлении антифеодальных движений. Политическое влияние церкви опиралось на финансовую мощь римской курии. Сюда ежегодно стекались значительные денежные суммы. Располагая финансовыми ресурсами, превосходившими средства светских государей, папы могли активно проводить свою внешнюю политику. Укреплению церкви и папства содействовало то, что она сохраняла власть над идейной жизнью общества.

XIII век стал временем наивысшего международного влияния папства. Папа Иннокентий III (1198—1216) отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и притязал на мировое господство. Он восстановил владения церкви в Папской области и расширил ее границы; он одно время был правителем Сицилийского королевства. Папской курии он придал значение высшей судебной инстанции католического мира. Его вассалами признавали себя король Англии Иоанн Безземельный, короли Арагона и Португалии. Преемники Иннокентия III вмешивались во внутренние дела государств Западной Европы, претендуя на роль всеевропейского арбитра.

Папская власть объявлялась высшей властью. Однако притязания пап не были осуществлены на практике, поскольку эта политика оказалась в противоречии с процессами централизации национальных государств — Англии, Франции и др.

Крушение политических притязаний папства в XV веке

В раннее средневековье церковь еще содействовала формированию феодальных отношений и духовной культуры. В период развитого феодализма она становилась преградой на пути прогресса в социально-политической и интеллектуальной сферах. Церковные феодалы упорно сопротивлялись смягчению эксплуатации зависимых крестьян: на церковных землях дольше всего сохранялось крепостничество. Епископы препятствовали освобождению городов, расположенных в их владениях.

После того, как в 313 году церковь начала возвышаться, когда христианство уравняли в правах с язычеством, она перестала быть простой духовной общиной, которая объединяла единоверцев. Появление папства сделало церковь мощной иерархической централизацией власти, где "государём" был Римский папа. Вместе с тем, она стала мощной политической силой, которая во главе с Римским Папой возвысилась над королевской властью. За неподчинение Папе короли предавались анафеме и отлучению от церкви, что в Средневековой Европе, когда там господствовало религиозное сознание, было опасно. Любой отлучённый от церкви подвергался остракизму. Но отлучали от церкви того, кого предали анафеме, не полностью. В церквях были окна на таком уровне, чтобы каждый отлучённый мог увидеть то, что там происходит. Так поддерживалось духовное единство отлучённых от церкви и остального мира.

Церковь получала от государей и высшей знати земли, став крупнейшим землевладельцем в Средневековой Европе - треть земель принадлежали церкви. Карл Великий узаконил десятину для всего населения - каждый подданный его империи обязывался отдавать церковный налог на содержание церкви.

С VI века происходило развитие монастырей, которые стали крупнейшим центром просвещения. И практически единственным. Самым образованным сословием было именно духовенство, среди монастырского этот процент был гораздо выше. Особое внимание уделялось переписыванию рукописей, благодаря чему сохранились многие старинные труды по богословию и многие труды мыслителей Античности.

Церковное господство над светской властью начало поддерживаться с известного сочинения Аврелия Августина "О Граде Божием", где из-за забытия Бога "себялюбцами", по мнению автора, распался огромный Древний Рим. Праведников же он называл жителями Града Божьего. Только церковь близка, по мнению Августина, к Граду Божьему, поэтому именно церковь должна быть арбитром в людских и государственных делах. Светская власть должна подчиняться духовной.

Тем не менее, попытки сопротивления со стороны светских властей против церковного руководства были. После смерти Карла Великого императоры Священной Римской империи назначали пап и епископов по своему усмотрению. Епископы получали земли от знати, а иногда несли военную службу. С таким положением дел церковь, безусловно, не смирилась. Богатству пап могли позавидовать многие европейские государи. Папы очень часто вмешивались в государственные дела, а для распространения веры они организовывали крестовые походы. Огнём и мечом обращались в католическую веру западные славяне, венгры, прибалты.

В 1300 году юбилей церкви в Риме ознаменовал начало её заката. Ослабление папства завершилось великой схизмой XIV века, и в борьбе за престол многие кандидаты в папы (пап было и по двое-трое) демонстрировали свою богоизбранность, называя друг друга антихристами.

По сравнению с православной церковью после раскола 1054 года католическая была более мирской. Но несмотря на это, она создавала мощный противовес государственной власти. Её влияние создало новый тип государственных и общественных взаимоотношений - так создавалась такая власть, которая прислушивалась к общественному мнению и вынуждена была идти с обществом на компромиссы ради достижения консенсуса.


Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.

Источники богатства и власти церкви

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Роль христианской церкви в эпоху феодализма

Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий. Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Содержание работы

Kościół a państwo w wiekach średnich // Dawson Ch. Szkice o kulturze średniowiecznej. W-wa, 1966. – S.86-107.

Истории средневековой Церкви, ее отношение к государству и общественной жизни, будет нам непонятна, если мы будем ее рассматривать с позиции сегодняшнего дня. Церковь была не только более универсальным и более широким сообществом, чем средневековое государство, но и выполняло многие функции, которые мы по природе своей считаем политическими. Как привык подчеркивать Ф. У. Мейтленд, трудно найти такое определение государства, которое бы не охватывало средневековой Церкви, в то время как государству в феодальном устройстве часто не хватало прерогатив и функций, без которых почти не возможно представить себе его существование.

В современном мире смотрят на Церковь как на сообщество по природе своей добровольное, имеющее ограниченное количество членов и определенные задачи. В свою очередь государство есть явление основополагающее, охватывающее любой аспект общественной жизни и оставляющее не много места для какой-либо независимой деятельности. Для нас главной задачей является сохранение этого минимума общественной независимости, без которой ни духовное сообщество Церкви, ни естественные ячейки общества, как, например, семья, не сумеют исполнить своих задач. В раннем средневековье государство не имело ни физической силы, ни морального престижа, чтобы иметь такого рода универсальные претензии. Оно было достаточно занято проблемами собственного существования. Государство занимало неуверенную позицию между универсальным сообществом Церкви, обладающей монополией на высшую культуру, и более мелкими территориальными единицами, обладающими столь широкой местной автономией, что в руках номинального владыки оставались только немногочисленные политические прерогативы. В соответствие с этим в средних веках вершиной социального сообщества было не национальное королевство, а всеобщее единство христианского народа, для которого государство было только светским инструментом, а король указанным Небесами стражем и защитником.

Церковь и государство естественно сохранили свои формальные отличия. С определенной точки зрения, действительно существовали большие, чем сегодня, социологические различия между этими двумя сообществами, ибо унаследовали они разные культурные традиции и разные исторические фундаменты. Церковь обращалась к цивилизованному прошлому, сохраняла традиции латинской культуры и римского порядка, в то время как средневековое государство было наследником варварских конквистадоров и представляло социальные традиции и институты германских народов: франков, саксов, лангобардов и вестготов. Отсюда средневековое общество имело две стороны. С одной, существовало идеальное христианское единство, объединявшее всех крещенных в один народ и одну семью, против варваров Севера, и цивилизованного мусульманского мира Юга; с другой же стороны, существовали центростремительные тенденции национального и локального партикуляризма, разделившего Западную Европу на запутанные союзы воинственных княжеств.

Важно помнить, что этих двух сторон средневекового общества нельзя напрямую отождествлять с церковными и политическими категориями в узком значении. Средневековый король был не только представителем старой племенной варварской монархии; одновременно он был служащим в христианском сообществе, находящимся в близких отношениях с Церковью, его коронация была религиозным обрядом. И хотя более реформистски настроенные специалисты по каноническому праву могут указать на существенные различия между помазанием королевским и священническим, однако, средневековый монарх обладал как бы священническим сакральным характером, которого по существу никогда не терял вплоть до конца ancien regime’ в конце XVIII в.

Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл

Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные способы идеологического воздействия.

С учением о врождённой греховности людей было связано широко проповедовавшееся христианской церковью представление о загробных муках и о вездесущем и всесильном дьяволе, подбивающем человека на грехи, главным из которых церковь вместе с господствующим классом считала возмущение против феодалов духовных и светских. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога.

Отрезание руки у ‘святого’ после его смерти для использования её в качестве реликвии. Миниатюра XII в.

Все отмеченные выше представления в ранний период средневековья были характерны для христианской церкви в целом. Однако со временем между западнохристианской и восточнохристианской церковью возникли и различия. Эти различия установились в церковной организации, в вероучении (догматике) и в культе (обрядах).

Могущество пап римских

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.

Информация о работе

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Разрыв между западной и восточной церквами

Деятельность византийских церковных миссий наталкивалась на сильное противодействие со стороны римской церкви, заинтересованной в расширении собственного влияния, и служила одной из причин для резких конфликтов между константинопольскими патриархами и римскими папами. Это была борьба за власть, за церковные доходы и политическое влияние.

Особенной остроты взаимоотношения между римским папой и константинопольским патриархом достигли в 60-х годах IX в. Созванный патриархом Фотием в Константинополе церковный собор восточных епископов (867 г.) предал анафеме (церковному проклятию) папу Николая I и объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным. Хотя видимость мира между церквами была в конце IX в. восстановлена, однако расхождения между ними всё время углублялись.

В первой половине XI в. возник спор между константинопольским патриархом Михаилом Керулларием и римским папой Львом IX по вопросу о том, кому должно подчиняться духовенство Южной Италии. Этот спор и послужил поводом к окончательному разрыву между восточной и западной церквами. В 1054 г. папские послы возложили на алтарь Софийского собора в Константинополе грамоту с анафемой патриарху Михаилу, а церковный собор византийского духовенства, созванный императором по настоянию патриарха, объявил анафему римским послам. Это было внешним проявлением разрыва между западной и восточной церквами, после чего они открыто провозгласили свою полную независимость друг от друга.

Образование папского государства

По мере того как возрастало религиозное и политическое влияние римского епископа, возрастали и притязания последнего сначала на равную власть со светскими владыками, а потом и на верховную. Характерной особенностью папской политики всегда была ориентация на более сильные государства, при поддержке которых недостаточно мощное само по себе папство рассчитывало с наибольшим успехом осуществить свои планы. Когда в 568 г. в Италию вторглись лангобарды и она оказалась поделённой между ними и византийцами, папы стремились использовать в своих интересах борьбу этих противников, вступая с ними попеременно в соглашения. Когда же на Западе всё большую роль стало играть государство франков, римские епископы стали сближаться с франкскими королями и искать в них союзников против лангобардов.

Пипин Короткий совершил два похода в Северную Италию (в 754 и 755 гг.), разбил лангобардов, отнял у них территории Римской области и Равеннского экзархата и передал их в 756 г. папе. Этим было положено начало существованию государства римского папы — Папской области. С этих пор папа начал вести себя, как светский государь. Возникшее в VIII в. папское государство было таким же феодальным государством, как и другие государства Западной Европы.

Притязания пап на верховное господство сталкивали их со светскими государями и с епископами, главным образом восточными. Расхождения между церквами на Востоке и на Западе, начавшиеся со времени разделения Римской империи, всё больше углублялись.

Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров

Период с X до середины XI в. — время наибольшей слабости папства. Оно стало игрушкой в руках феодальных клик в Италии. В это время за папский престол нередко боролись одновременно два-три претендента, каждый из которых провозглашал себя папой. Знатная римлянка Мароция сажала на папский престол своих родственников и возлюбленных. Один из них, Сергий III (был папой в 904 — 911 гг.), начал свою деятельность главы католической церкви с того, что велел задушить двух своих предшественников, свергнутых с папского престола и брошенных в тюрьму.

Клюнийское движение

Упадок папства в X—XI вв. был невыгоден для церкви, в частности для богатых монастырей. Их представители раньше, чем прочее духовенство, выдвинули требование укрепить церковную организацию. В укреплении папства как церковного центра были заинтересованы и епископы западноевропейских стран, находившиеся в зависимости от местных феодалов и королей и считавшие для себя менее тягостным подчинение далёкому Риму, чем более близким к ним королям и феодалам. С развёрнутой программой переустройства церкви и укрепления папства выступили монахи монастыря Клюни во французской Бургундии, подчинённого непосредственно папе. Выдвинутая ими программа к концу XI в. была подхвачена монастырями далеко за пределами Франции. Клюнийцы требовали укрепления церковной дисциплины путём введения строгого монастырского устава, так как распущенность духовенства и монахов подрывала их авторитет в народе. Они требовали установления строгого безбрачия духовенства, чтобы предотвратить расхищение церковных богатств и передачу их женатыми церковниками по наследству своим детям. Особенно настаивали клюнийцы на независимости духовенства от светских феодалов. Они выступали против так называемой симонии, т. е. против продажи императорами и королями церковных должностей, а также против назначения светской властью епископов и аббатов. Всё это было направлено к укреплению авторитета папства и католической церкви в целом.

Активным проводником этой программы в XI в. явился клюнийский монах Гильдебранд, ставший папой под именем Григория VII (1073—1085). Ещё до своего избрания на папский престол он оказывал большое влияние на папскую политику. Осуществлению его планов способствовало то обстоятельство, что императорская впасть в Германии после смерти Генриха III находилась в упадке. В целях противодействия германским феодалам Гильдебранд в 1059 г. заключил союз с норманнами, утвердившимися в Южной Италии. Норманские графы Ричард и Роберт Гюискар признали папу своим сюзереном и обязались защищать его от врагов. Гильдебранд добился реформы папских выборов: на созванном в 1059 г. Латеранском церковном соборе в Риме папа Николай II огласил декрет о том, что отныне папа избирается только кардиналами, т. е. первыми после папы сановниками церкви, назначаемыми самим папой; светские феодалы Римской области и германские императоры от участия в папских выборах отстранялись. Решающее влияние со стороны феодалов, королей и императоров на избрание папы такими решениями уничтожено не было. Однако от формального участия в выборах пап светские лица были устранены.

Гильдебранд повёл решительную борьбу и против симонии. Тот же Латеранский собор принял постановление против светской инвеституры, т. е. против вмешательства светских государей в назначение епископов и аббатов. Это в первую очередь касалось Германии, где назначение духовенства зависело от императора. Собор подтвердил также прежние постановления о безбрачии духовенства (целибат).

Теократические притязания папства с самого начала натолкнулись на сильные препятствия. Уже при Григории VII началась длительная борьба римских пап с германскими императорами за право назначать представителей духовенства на епископские кафедры. В этой борьбе, несмотря на первоначальные успехи, Григорий VII потерпел неудачу. Вынужденный покинуть Рим, захваченный войсками германского императора, он призвал к себе на помощь норманнов с юга Италии, и они приступом овладели городом. Однако Григорий VII уже не смог в нём оставаться, так как опасался враждебных действий со стороны римского населения. Он ушёл с норманнами в Южную Италию и там же умер. Личная судьба Григория VII ни в какой степени не остановила его преемников в их стремлении подчинить светскую власть папству. Теократические планы папства, которые способствовали лишь увековечению политической раздробленности в феодальной Европе, потерпели полнейшее поражение значительно позже. Это произошло в период формирования и создания централизованных феодальных государств.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 35786
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:


В уроке говорится о христианстве и церкви как одной из основ средневекового мира Европы. Описываются попытки папства получить максимальное влияние в европейских государствах. Рассматривается процесс генезиса средневековых государств. В уроке рассматривается формирование европейских международных отношений и дипломатии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Западноевропейское Средневековье. Церковь. Государство. Дипломатия"


Вопросы занятия будут следующими: христианство и церковь; средневековое государство; международные отношения и дипломатия.

Религия играла определяющую роль в средневековом обществе. Это было характерно как для Запада, так и для Востока континента. Христианство возникло и развилось в Римской империи, но его становление в качестве мировой религии произошло в феодальном обществе.


Христианство являлось религиозно-политической доктриной. Идеологической и этической основой средневекового общества.

Оно утвердило само феодальное устройство. Сформировало его ментальность. Превратилось в основу духовной жизни и культурной общности средневековой Европы. Вся жизнь средневекового человека определялась религиозным миропредставлением и чувством. Религия позволяла человеку ощутить себя частью единого мира. Притом, что по определению он являлся исключительно христианским.


Но в действительности сохранить единый христианский мир не удалось.

В 1054 году произошёл церковный раскол. Появились римско-католическая и православная (ортодоксальная) христианские церкви. Вместе с церковью разделился и христианский мир. Между его западной и восточной частями пролегла невидимая граница. Преодолеть её не удалось и по сей день.


В раннем Средневековье происходило становление европейских феодальных государств.

На фоне этого церковь приобретала всё большее влияние, так как уже давно обладала собственной организацией. Это позволило папству сформулировать идею о главенстве духовной власти над светской, а церкви над государством.

Началось долгое противостояние церкви и светских правителей Европы.

На рубеже 6 и 7 веков Папа Римский Григорий 1 высказал мысль о служении государства церкви.


Постепенно она развилась в замысел создания теократической монархии, что только обострило противостояние светских и духовных властей. В 11–12 веках развернулась борьба между римскими папами и императорами Священной Римской империи. В 12 столетии – конфликт между папским престолом и королём Англии.

В борьбу за инвеституру были вовлечены различные государства

и все слои средневекового общества. Она завершилась укреплением позиций папства.


При помощи сложной системы наказаний, церковь влияла как на монархов, так и на простых верующих. Самыми действенными из них были:

отлучение – когда человек не допускался к церковным таинствам и обрядам

(фактически был изолирован от общества); интердикт – отлучение от церкви целой территории или страны. В этом случае подданные освобождались от власти отлучённого монарха.

Политическое влияние папства росло. Именно по его инициативе начались Крестовые походы на Восток и Крестовые походы против еретиков. Под знаменем защиты христианского мира от неверных проходила Реконкиста на Пиренеях.


Под патронажем католической церкви шла экспансия немецких феодалов в славянских землях и Прибалтике. Церковь установила особые крестоносные сборы со всех стран Западной Европы. Этот налог в разы увеличил доходы папского престола. Позволил ещё больше упрочить своё влияние.

Одной из главных опор церкви в миру являлось монашество. Зачастую его представители были объединены в монашеские ордена – союзы монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру. В период Крестовых походов появились особые военно-монашеские ордена – духовно-рыцарские. В 13 веке – нищенствующие ордена. В частности, францисканский и доминиканский.


В Средние века получили распространения различные ереси. Они носили ярко выраженный социальный характер.

Их можно разделить на два типа. Бюргерские – порождённые протестом горожан против феодальных порядков. Крестьянско-плебейские – отражали чаяния самых угнетённых слоёв – городской бедноты, малоимущего крестьянства.


К началу 14 века папство стало проигрывать борьбу со светскими правителями. Это было вызвано централизацией европейских государств.


В 15 веке была сделана попытка примирить католическую и православную церкви. На Ферраро-Флорентийском соборе (он проходил в 1438–1445 годах) была заключена уния о создании союза церквей под главенством Папы Римского, при сохранении отдельными церквями своих обрядов и форм богослужения. Но вскоре греческая и русская церкви отвергли унию.

Она противоречила церковным традициям православия и национальным интересам.

Политическая организация феодального общества не была статичной.


Первыми средневековыми государствами Западной Европы стали варварские королевства. Они образовались в 5–6 веках на территории бывшей Западной Римской империи.

Это королевства: вестготов; бургундов; свевов; франков; лангобардов; остготов.


Большинство варварских королевств очень быстро сошли с исторической арены. Самым жизнеспособным из них оказалось Франкское королевство.

Ему удалось стать сильным самостоятельным государством.

Примеру Карала Великого последовали германские императоры. Их государство получило название Священная Римская империя.


10–12 века были временем государственного полицентризма в Западной Европе. Владения крупных феодалов стали фактически независимыми государствами. Они лишь номинально подчинялись центральной власти.

Короли пытались бороться с феодальной вольницей, но у них далеко не всегда были силы и средства для обуздания своих вассалов. Ввиду этого королевская власть была вынуждена начать диалог с обществом.

Его результатом стало появление государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства. Это Генеральные штаты во Франции. Кортесы в Кастилии. Парламент в Англии.

К концу Средневековья в Европе сложились централизованные государства.


Они предвосхитили появление в раннее Новое время абсолютных монархий.

В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами носили неустойчивый, спонтанный характер. Верховным арбитром в этих отношениях была Византия. Одновременно ей приходилось лавировать между враждующими сторонами, проводить запутанные дипломатические манёвры, сталкивая их друг с другом.

Ключевым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами. Оно стало отправной точкой противостояния христианского и мусульманского миров.


Частью средневековой дипломатии были встречи правителей. Постоянные конфликты между феодалами и странами подталкивали враждующие стороны к мирным переговорам. Правда, они редко приводили к желаемым результатам.

Ещё в раннем Средневековье важнейшим субъектом международных отношений в Европе стало папство. Миссии святого престола распространяли христианство на континенте, тем самым втягивая в систему отношений европейских народов недавних язычников.


Новым этапом в международных отношениях стал союз империи Каролингов с папством.

Папство одобрило империю и тем самым процессы объединения в Европе.

Особое место в международных отношениях средневековой Европы принадлежит экспансии норманнов. Её результатом стало образование новых государств. Появление норманнских династий. Скандинавы завоевали северо-запад Франции и основали там Нормандское герцогство. В 11 веке норманны подчинили Англию.


На развитие международных отношений в зрелом Средневековье огромное влияние оказали Крестовые походы. В конце 11 века началась экспансия рыцарства Западной Европы на Восток. Её результатом стало появление государств крестоносцев в Святой земле.

В начале 13 века крайне обострились отношения Запада и Византии.

В ходе Четвёртого крестового похода, в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь. На территории Византии была образована Латинская империя.


Изменилась международная ситуация в Средиземноморье. Здесь набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя.

Европейская дипломатия средневековья была многогранна. Часто её определяли: стремление государств заполучить контроль над Средиземноморьем и морскими торговыми путями; желание монархов возглавить процесс создания христианской европейской политической общности; теократические устремления папства.

Как монархи, так и папы пытались выработать правовые основы международных отношений.


Это способствовало появлению относительно устойчивых форм дипломатического общения на исходе Средних веков.

В частности, посольств с продолжительным пребыванием в чужой стране.

Форм дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения всё больше приобретали межгосударственный характер.

Таким образом, одной из основ средневекового мира Европы являлись христианство и церковь. Средневековое государство сложилось на основе опыта варварских королевств и Римской империи. В Средние века были заложены основы европейских международных отношений и дипломатии.

Читайте также: