Казачество на украине кратко

Обновлено: 02.07.2024

В конце XV — первой половине XVI столетия на украинско-татарском пограничье находились и украинские бояре-рыцари, возглавлявшие отряды, боровшиеся с татарскими наездами. Впоследствии они слились с казачеством.

До второй половины XVI века существовала также аморфная пограничная военно-промысловая общность бояр-казаков и бояр-шляхтичей. К началу XVII столетия все три общности слились, образовав союз с православной церковью, что обеспечило единство казачества с крестьянством на основе религии, просвещения, обычаев, языка. Народные массы признали ведущую роль казачества, получившего таким образом социально- политический статус.

Все попытки литовских и польских официальных лиц остановить процесс количественного роста казачества, усиления его политико-социальной роли к успеху не привели. Более того, региональная шляхта призывала правительство и сейм организовать казаков как полувоенную касту для защиты восточных и юго-восточных границ Речи Посполитой. Такое предложение было внесено на сейме еще в 1533 году старостой Черкас полутатарином О. Дашкевичем.

Именно казачество являлось бастионом на пути мусульманской экспансии в Европу, частыми набегами подрывая стабильность в Турции и Крыму. Так, в 1516 году староста Хмельника П. Лянцкоронский (по-видимому, один из первых известных историкам казачьих гетманов) во главе казачьего отряда штурмовал турецкую крепость Очаков. Староста Бара Б. Претвич (немец по национальности) провел 70 боев с татарами. Ядром его войск тоже являлись казаки.

В 1568 или 1572 году король Польши Сигизмунд II Август нанял на государственную службу 300 казаков, составив их реестр. Довольно тесные связи с казачеством установил король Стефан Баторий (казачья делегация была приглашена и на его коронацию). Осенью 1578 года между королем и представителями от казаков было подписано соглашение, согласно которому гетман Я. Орешовский и 500 казаков подчинялись черкасскому старосте М, Вишневецкому, а городок Трахтемиров отдавался в полное распоряжение казакам, включая монастырь, где создали госпиталь и приют для престарелых. Кроме того, король предоставил православным мастерам привилегию снабжать казачество саблями венгерско-польского типа.

В конце XV века казачий реестр вырос до тысячи человек. Казачество получило ряд привилегий, включая освобождение от налогов, неподчинение иным структурам власти, кроме собственной, право свободного распоряжения имуществом, неподсудность польской юстиции, кроме виновных в умышленном убийстве и изнасиловании. Но так как основную часть казачества составляли нереестровые, то проблемы, связанные со взаимоотношениями власти с ними, с каждым годом обострялись.

Происхождение и становление казачества

Происхождение и становление казачества Это относительно новое сословие, которому суждено было стать одним из самых ярких компонентов формирующейся нации и сыграть огромную роль в истории, тоже возникло из-за специфики географического положения Руси, находившейся

3. Возникновение и эволюция политической мысли от древности до нового времени

3. Возникновение и эволюция политической мысли от древности до нового времени Власть, весь круг проблем, связанных с ее завоеванием и использованием, привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Люди пытались понять смысл своего бытия, искали цивилизованные

Происхождение казачества

Происхождение казачества Казачество составляло слой русского общества, некогда распространенный по всей Руси. Еще в XVI в. казаками звали наемных рабочих, батрачивших по крестьянским дворам людей, без определенных занятий и постоянного местожительства. Таково было

Нравственный характер казачества

Нравственный характер казачества Мы проследили в общих чертах историю малороссийского казачества в связи с судьбами Литовской Руси до начала XVII в., когда в его положении произошел важный перелом. Мы видели, как изменялся характер казачества: ватаги степных

Глава II Движение казачества на Дон

Глава II Движение казачества на Дон Приняв в руки правление Московским государством, Иван IV стал деятельно готовиться к окончательному покорению царства Казанского со всеми подвластными ему землями, населенными неспокойными и мятежными народами: болгарами, черемисами,

7. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

7. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА После падения Киева в 1240 г. ареной основных событий в истории Украины стали западные земли—Галичина и Волынь. Но к концу XVI в. на востоке вновь возникает эпицентр исторических движений — и мы опять должны обратиться к землям, лежащим в бассейне

Древняя история казачества

Древняя история казачества Славьтесь, славьтесь, казаки, Удальцы природны, Славьтесь, храбрые донцы, Вы на все пригодны. Не страшат вас пуля, меч, Не страшат ядро, картечь, Горы и долины, Топи и стремнины. Казачья песня Действительно, ничто не страшно казаку, только страшны

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи У подавляющего большинства народов ячейка частной собственности возникла на базе семьи. В принципе элементарная, или нуклеарная семья, т.е. состоящая из мужа, жены и детей, вполне могла стать

12.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЛИТВЕ, НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ

12.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЛИТВЕ, НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ Из Москвы Иван Федоров и Петр Мстиславец отправляются в Великое княжество Литовское. Они обосновались в Заблудове у гетмана Г. А. Ходкевича, который принадлежал к числу сторонников

Глава 1 Состояние и задачи казачества

Глава 1 Состояние и задачи казачества Главы состоит из анализа реального состояния возрождаемого казачества на северо-западе России и сравнении с вековыми правилами казаков на землях их традиционного проживания. «Чтобы они не сокрылись… через малое время в

Организация казачества

Организация казачества Как уже было упомянуто, украинское казачество возникло и организовалось самотеком, без непосредственного участия польско-литовского правительства.В результате политики правительства, также самотеком, выделялось из надднепровского казачества

Возникновение казачества

Возникновение казачества Национальный, духовный и религиозный кризис, в котором оказались украинские земли во второй половине XVI века, завершился так называемым украинским возрождением – необыкновенным подъемом, который с одной стороны был поддержан и защищен новой

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОППОЗИЦИОННЫХ КРУЖКОВ НА УКРАИНЕ

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОППОЗИЦИОННЫХ КРУЖКОВ НА УКРАИНЕ Тайный кружок в Харькове. Во второй четверти XIX в. центрами общественно-политического движения в России стали Московский, Петербургский, Дерптский, Харьковский, Киевский, Казанский университеты, а также

4.4. Возникновение украинского казачества

4.4. Возникновение украинского казачества Термин “козак” впервые упоминается в источнике XIII в. (в начальной монгольской хронике 1240 г.) и происходит из тюркских языков. Смысловое значение этого термина — “одинокий”, “склонный к разбою, завоеванию”. В словаре половецкого

Гой – на, гой – на горi, та й женцi жнуть! Гой – на, гой – на горi, та й женцi жнуть А попiд горою, яром – долиною козаки йдуть!
Попе – попереду Дорошенко, Попе – попереду Дорошенко Вин веде це вiйсько, вiйсько Запорiзське, Хорошенько!
А по – а позаду Сагайдачний, А по – а позаду Сагайдачний Що промiняв жiнку на тютюн та люльку, Необачний!

Розбрелись конфедерати (шляхта, создавшая конфедерацию в г. Баре)
По Польщi , Волинi ,
По Литвi , по Молдаванах
I по Украiнi
Розбрелися та й забули (разбрелись, да и забыли)
Волю рятувати, (волю спасать)
Полигалися з жидами, (сговорились с евреями)
Та й ну руйнувати. (и давай разрушать)
Руйнували, мордували,
Церквами топили… (церкви сожгли…)
А тим часом гайдамаки ( а тем временем гайдамаки)
Ножi освятили. (иносказат.: ножи подготовили, либо омыли в крови)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2017- 2020 годы

Украинские казаки— современное собирательное [1] [2] [3] историографическое название [источник не указан 71 день] казачества, проживавшего на территории нынешней Украины, под которым, прежде всего [1] , понимается вольное казачество, появившееся в XV в. на южной Киевщине и восточной Подолии [1] , позже называемое днепровским или запорожским. В украинском казачестве различают сечевых (низовых), реестровых [1] (городовых [4] ), надворных [5] и слободских [6] казаков. Термин малороссийские казаки официально появился в 1654 году для обозначения казаков, проживавших на Левобережной Украине (Гетманщине) после присоединения ее к России [1] и имел широкое употребление в дореволюционный период.

Содержание

История возникновения

Во времена Ордынского нашествия население разоренных земель Древней Руси спасалось от невзгод войны в малодоступных, пограничных землях. Так возникли первые казачьи общины, обитатели которых состояли как из простого люда, так и представителей старорусских княжеских и боярских родов.

С разрушением Монголами Киева, Чернигова, Галича и множества других сел и городов, знаменитейшая фамилия с немногими княжескими семействами удалились в Княжество Литовское, и вступили в родство с тамошними владетельными князьями и вельможами; Простой народ остался под игом завоевателей, и только горстке скитальцев безприютных, но не поддавшихся под власть Ханскую, удалилось с пепелищ своей родины на Днепровские острова, защищенные непроходимыми тростниками и никем не населенные, и в землю Древлянскую, именуемую ныне Полесьем. Там, без жен и детей, питаясь звериною и рыбною ловлею, тревожа набегами врагов веры и отечества, они приняли имя исчезнувшего, но знаменитого войска Казаков и Черкас. Эти имена напоминали им набеги, удальство и безприютность их предшественников. И когда некоторые из них, устаревшие в шуме тревог, возвращались в родные села свои, возникавшие из развалин, тогда, не снимая с себя звания казацкого, они приучали сыновей своих к такой же жизни свободной и боевой, и передавали им свое казачество. Так составилось славное впоследствии войско наше. Оно в то время не могло быть заметно, но чрез восемьдесят лет имело уже своих полководцев.

Маркевич. История Малой России. [7]

Запорожские казаки

Запорожские или низовые казаки проживали в низовьях Днепра, южнее днепровских порогов. В конце XIV века эти земли были вне юрисдикции какого-либо государства - Речи Посполитой, Крымского Ханства, Московского Государства и Османской Империи

C образованием постоянного главного укрепления (коша), выполнявшего также функции столицы низового днепровского казачества, получившего впоследствии название Сечи, казаки, жившие в нем и его окрестностях, стали именоваться сечевыми. Сечевые (низовые) казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом.

Реестровые казаки

В 1572 г. своей грамотой от 5 июня польский король Сигизмунд II Август подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 низовых казаков на государственную службу и нахождение их под командованием коронного гетмана. [8] Поскольку казаки, принятые на государственную службу, были внесены в специальный список — реестр, они образовали отдельное привилегированное сословие среди казаков и малороссийского населения Речи Посполитой (сохранившееся позднее и в Русском царстве) — реестровое казачество. Реестровые казаки несли военную службу в интересах государства, за жалование [8] и привилегии (см. Привилегии дарованные Королем и Привилегии дарованные Царем). Примерно с этого времени [8] ведет отсчет такое образование, как реестровое казацкое войско.

Запорожские казаки, находящиеся на контролируемой Царством Русским территории Левобережной Украины, в ряде официальных документов, также, именовались малороссийскими казаками. Реестр малороссийских казаков в Московском царстве был ограничен 60 тыс. чел.

Слободские казаки

Надворные казаки

Среди казаков Украины в VIII веке известны надворные казаки. Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и , несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта, уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого [5] .

Возрожденное казачество

Вольное казачество

В середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием "Вольное казачество" (укр. "Вільне Козацтво" ) [17] :

  1. Вольное Казачество организовывается для обороны вольностей украинского народа и охраны порядка;
  2. Вольное Казачество - территориальная военизированная организация, куда имеют право вступить граждане уезда не моложе 18 лет;
  3. В организацию не принимаются люди, "враждебные к Украине и люди, наказанные судом за уголовные преступления";
  4. Всеми делами организации ведают командиры и советы казачьей старшины;
  5. На командные посты старшина избирается народом. Избранные командиры сами назначают себе заместителей, писаря, казначея и библиотекаря.

Червоное казачество

Украинские коммунисты и большевики, а также обычные граждане, поддерживающие идеи советской власти, тоже не стояли в стороне от этих процессов. Под различными названиями в селах, особенно на левобережной Украине (Приднепровье, Слобожанщина), древнем казачьем крае, в селах начали стихийно образовываться отряды красных казаков, для самообороны против различных, местных и пришлых, насильников и захватчиков, для установления советской власти в регионе. В Харькове было также было принято решение о создании первых регулярных частей красного, червоного казачества.

Формирование полков Червоного казачества по сути стало началом образования регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии не только на Украине, но и на территориях бывшего СССР. Указ о формировании Червоного казачества был подписан 10 января 1918 года, т.е. раньше 23 февраля (официального дня образования Красной Армии в советских учебниках истории). В отличие от красногвардейских отрядов, которые содержались за счёт предприятий, средства на содержание Червоного казачества выделяли партийные организации, а потом Советское правительство. Командование Червоного казачества не выбиралось, а назначалось.

Роль казачества в истории Украины

Критика роли казачества

Зарождение казачества: откуда взялись украинские казаки, чем они занимались на заре своей истории и кто был их первыми предводителями

До сих пор среди исследователей не утихают споры о том, кем же являются казаки — бравые воины колоритной внешности, с юных лет мастерски владеющие саблей и ловко управляющие конём. Были ли они славянами, или же это обрусевшие представители восточных народов? Являются ли они самостоятельным субэтносом, или их общность основана на культурных и социальных признаках? Попробуем разобраться в этих вопросах, а также найти ранние упоминания о казаках в письменных источниках.

Теории и гипотезы

Вторая теория, популярная на рубеже XIX и XX веков, также подчёркивает обособленность украинских казаков и выводит их происхождение от бродников или берладников — этнически смешанного населения причерноморских и приазовских степей, жившего преимущественно в низовьях Днестра, Днепра и Дона.


Запорожские казаки на цветной литографии Александра Ригельмана.

Однако не очень понятно, как бедный забитый крестьянин, оказавшись за Днепровскими порогами, словно по мановению волшебной палочки сразу же превращался в украинского Джона Рэмбо. Современные исследователи отмечают малоподвижность украинских крестьян, привязанных к земле вплоть до конца XVI века. Получается, что они не могли служить базой для создания казачества. Кто же тогда мог?

Социальная принадлежность

В конце XV – начале XVI века европейские страны охватил социальный кризис, ознаменовавшийся упадком рыцарства. В связи с развитием продуктивных сил и укреплением королевской власти полностью изменилось военное дело. Наёмное войско заменило феодальное ополчение. Теперь рыцарь не отправлялся в поход за славой по приказу сюзерена. Он предпочитал получать прибыль не от награбленных трофеев, а от эксплуатации подданных. В связи с этим довольно многочисленная прослойка военных слуг, сопровождавших ранее рыцаря в походе и не выполнявших никаких повинностей, стала ненужной своему господину. От них, по мнению феодала, будет намного больше пользы, если перевести их в категорию платящих налоги, а землю, с которой те кормились, включить в состав своих владений. Но работать они не приучены. Разбивать головы, убивать, жечь, грабить — это пожалуйста, а вот с работой и налогами сложнее. И эта прослойка пыталась найти новые способы существования с прежними льготами. В Европе они становились конкистадорами, ландскнехтами, рейтарами, чиновниками, а на территории Великого княжества Литовского подались в казаки.


Казаки. Художник Людвиг Гедлек.


В степи широкой. Художник Людвиг Гедлек.

Восточное влияние

Известен случай, когда в 1507 году ханский посол случайно встретил в Черкассах бывшего слугу хана Менгли-Гирея, сбежавшего от своего господина. Посол попытался задержать беглеца, но за того вступились казаки и отстояли его. Один из наиболее известных сподвижников Богдана Хмельницкого, Филон Джеджалий, был татарского происхождения. Иконографическим олицетворением украинского казака стал казак Мамай, а все его украинские приметы от оселедца до шаровар имеют явное восточное происхождение.


Казак Мамай.

Первые реляции

В 1492 году казаки захватили в низовьях Днепра татарское судно. По-видимому, этого им показалось мало, и они угнали пасшееся неподалёку стадо волов, причём татарских пастухов тоже увели с собой. Аппетит приходит во время еды: за волами последовал табун лошадей, опять же, вместе с пастухами. Крымский хан Менгли-Гирей потребовал от великого князя литовского Александра компенсацию за нанесённый ущерб. Александр признал требования Крыма закономерными, пообещал устроить обыск у казаков и, если украденные предметы будут найдены, вернуть их татарам, а виновников казнить. Однако чем закончилась эта история, нам неизвестно.


Таваньская переправа через Днепр на французской карте 1665 года.

Степные путешествия превратились в кошмар для послов всех стран. В 1500 году черкасские и киевские казаки устроили засаду на московского посла, но последнему удалось её счастливо избежать. Зато зимой 1502–1503 годов казаки сполна отыгрались на крымском посольстве. Следующим летом грабёж ханского посла был удачно повторён. Кроме того, казаки поживились за счёт турецкого купеческого каравана. Весной и летом 1510 года казаки несколько раз появлялись в окрестностях новой татарской крепости Ислам, причиняя, по словам хана, огромный ущерб. Наиболее известной акцией в тот год стал угон ханского табуна в 150 коней, отправленных прямиком в Черкассы.

Первые вожди

О первых казацких вождях практически ничего неизвестно. В летописях и документах фигурируют исключительно имена литовских приграничных старост и воевод. Сложно сказать, какую роль они сыграли в становлении казачества. С уверенностью можно утверждать лишь то, что они не были исключительно казачьими руководителями, но часто использовали казаков в борьбе против крымских татар или в других прибыльных делах. Одним из первых пограничных администраторов, чьё имя оказалось связано с казаками, был киевский воевода Юрий Пац — именно его люди ограбили московских купцов. Получил ли воевода какую-либо часть добычи, неизвестно. Возможно, налёт на караван случился даже без его ведома. Сохранились некоторые имена участников этой акции: Богдан, Голубець, Васько Жила.


Казаки на отдыхе. Художник Людвиг Гедлек.

Совместно с чернобыльским старостой Криштофом Кмитичем в 1524 году Полозович навербовал казаков, с которыми совершил поход под Тавань и в течение недели контролировал переправу через Днепр. Татарское войско в это время возвращалось из набега на польские земли и оказалось в странной ситуации: почти вернулись домой, а в дом попасть не могут. Если бы войска, собранные королём Сигизмундом для отражения татар, отправились за ними в степь, то тем было бы не избежать погрома. Однако, не догнав в пределах коронных земель врага, шляхта повернула домой. Казаки же, продемонстрировав свою силу, ушли на украинское порубежье. По возвращении из похода Полозович предложил набранных на службу казаков разместить небольшими гарнизонами вдоль границы для обороны против татар. Однако проект пришлось свернуть из-за нехватки денег. С планами о государственной службе казаки на время простились. Идея уже витала в воздухе, но её воплощение будет связано с совершенно другими людьми.


Украинская историография и украинский национальный миф выросли на отождествлении украинцев с запорожскими казаками. Однако такое отождествление очень удивило бы жителя какого-нибудь украинского местечка столетии этак в 16-м.

Этнический котёл в низовьях Днепра

Начнём с того, что этнонима украинцы не было до середины 17 века, да и после этого он до начала 20 века не являлся основным для населения Украины и имел расплывчатые границы. Православное население на территории Украины называло себя русскими, русинами. Поэтому, говоря об украинцах, будем иметь в виду тех, кого в Российской империи официально именовали малороссами.

Итак, запорожские казаки это часть малороссов или отдельный народ?

Невозможно отрицать, конечно, огромного влияния традиций казачества на формирование особенностей украинского народа и особенно на его национальное самосознание. Однако полного тождества между запорожцами и украинцами никогда не существовало. Этническое происхождение этих двух народов сильно различалось.

Казаков (любых) неверно представлять только как русских крестьян, бежавших в степи от феодального гнёта. В степях всегда было своё население. Это были кочевники, этнический состав которых многократно менялся и перемешивался на протяжении тысячи лет. Скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, авары, болгары, венгры, хазары, печенеги, половцы, татары. Перечислены только самые крупные народы. Многие из них переходили к оседлому земледелию в низовьях Днепра и Дона. И уже потом на этот разнообразный этнический субстрат наслаивались славяне.

Запорожские казаки – выходцы с Северного Кавказа

Среди самих запорожских казаков бытовали легенды об их происхождении от хазар. На это прямо указывала и близость названий: козаки – козаре. В Московской Руси казаков называли черкасами. И это не было простым созвучием с черкесами. Очень многое указывает на родство значительной части запорожцев (и части донских казаков) с северокавказскими черкесами.

Так, в 1623 году московские послы, возвращавшиеся от крымского хана через Кубань, подверглись близ черкесского города Темрюка нападению запорожских казаков, то есть черкасов. Нападение, как передаёт историк Сергей Соловьёв , было совершено в отместку за нападение донских казаков на черкесов. Захваченные послы были переданы местным черкесам и освобождены только после вмешательства турецкого паши из Азова . Очевидно, что в этом эпизоде черкесы и черкасы выступают как один народ, мстящий за обиды своих единоплеменников где бы то ни было.

На ещё одну возможную этимологию имени казаков указывает другое созвучие: козаки – касоги (касохи, косоги). Так звались черкесы Хазарского каганата в древнерусских летописях. Касоги фигурируют там как второй по значимости народ в Хазарии. Множество касогов захватил в плен и расселил в окрестностях Киева ещё князь Святослав Игоревич в конце 960-х гг. Так что днепровские черкасы могли вести своё происхождение и отсюда.

Таким образом, расселение адыго-абхазских (черкесских) племён в Средние века по всему югу Восточноевропейской равнины было очень широким. Они, несомненно, сыграли огромную роль в этногенезе казаков, причём не только днепровских, но и донских.

Различия в образе жизни

Простых украинцев – мещан и крестьян – привлекало в казаках то, что они не подчинялись панам, жили вольной жизнью, не платили податей, грабили и обогащались. Конечно, такая жизнь была сопряжена со многими опасностями, но казалась отдушиной на фоне вечного мрачного труда. Поэтому казачество это не состояние самого украинского народа, а его мечта о свободной и сытой жизни в те времена.

Основатель украинского национального мифа, историк Михаил Грушевский так писал об этом:

Казачество как новый класс феодалов

Когда казаки восставали против королевской власти, громили панские угодья, захватывали и жгли украинские города, это было настоящим бедствием для мещан и селян Украины . С другой стороны, казачья жизнь представляла для них большие соблазны. В самом деле, зачем было пахать землю на пана или трудиться ради гроша, если рано или поздно придут казаки и всё разорят и отберут, когда можно было бросить всё и вместе с казаками грабить тех, кто побогаче? При этом время от времени королевское правительство признавало официальный статус запорожского казачества, а значит, всегда был шанс остаться в этом привилегированном войске.

После присоединения большей части Украины к России во 2-й половине 17 века казацкая старшина (привилегированное сословие урядников) становится новым помещичьим классом на Украине . Она начинает владеть крепостными из числа своих единоверцев. Уже гетман Мазепа владел десятками тысяч душ.

Прежнее казачество получило официальный статус господствующего сословия на Украине . Положение рядовой массы украинцев от этого не изменилось – они как были, так и остались панскими холопами. Одновременно Запорожское войско продолжало притягивать отчаянных беглецов, сохраняло свой демократический характер. Но теперь уже московская власть вместе с казацкой старшиной теснила эту вольницу (а в конце 18 века совсем уничтожила), не давая ей опять возвыситься и занять место новых господ.

Читайте также: