Катон старший биография кратко

Обновлено: 18.05.2024

Биография

Происхождение, рождение, детство

Развалины античного театра в Тускуле

Марк Порций Катон родился в 234 году до н. э. в Тускуле (в настоящее время возле древнего города находится коммуна Монте-Порцио-Катоне, или Гора Порция Катона). Из свидетельств Плутарха и Тита Ливия выводится другая дата — 239 год до н. э., однако некоторые свидетельства Плутарха противоречат сами себе, и современные исследователи рассматривают первую датировку в качестве почти безальтернативной.

Среди исследователей нет единства по вопросу о положении семейства Порциев к моменту рождения Марка, хотя все источники и современные авторы сходятся в том, что его семья не относилась к нобилитету — правящей элите Римской республики. Главный биограф Катона Плутарх ограничивается указаниями на древность рода и отсутствие прославленных предков. Он также упоминает о прадеде Марка, который служил в кавалерии, и в одной из войн под ним погибло пять лошадей (служба в кавалерии не была доступна беднякам).

Вторая Пуническая война

Карта военных действий Второй Пунической войны.

Детство Катон провёл в Сабинской области, занимаясь сельским хозяйством в отцовском поместье (М. Е. Грабарь-Пассек полагает, что поместье находилось в Самнии). В 218 году до н. э. с нескольких побед Ганнибала началась Вторая Пуническая война, и Марк попал в действующую армию. Временем начала службы Катона считается 217 или 216 год до н. э. В битве при Каннах он почти наверняка не участвовал. Необычно рано, в 214 году до н. э., Катон достиг должности военного трибуна, хотя традиционно для занятия этой магистратуры требовался 5-летний или даже 10-летний военный опыт. Примерно до 210 года до н. э. Катон служил в Сицилии под руководством Марка Клавдия Марцелла.

Традиционно Марка воспринимают как нового человека (homo novus), пробившегося исключительно благодаря собственным талантам, а не семейным знакомствам. Впрочем, Валерий Максим свидетельствует, что его отец имел связи в Риме. Возможно, родители Катона находились в хороших отношениях с другими ветвями рода Порциев, представители которых несколько раз были магистратами и которые могли помочь талантливому родственнику. Плутарх и Корнелий Непот сообщают, что молодому Катону покровительствовал сосед, Луций Валерий Флакк из влиятельной патрицианской семьи. При этом истоки их союза в источниках отражены недостаточно ясно. Плутарх начинает изложение биографии Катона не с участия в Пунической войне, а с защиты интересов сабинских крестьян в суде; Корнелий Непот говорит о посещениях римского форума (по совету Флакка) перед рассказом о Пунической войне. Однако более вероятно сближение Марка и Луция (по-видимому, они были ровесниками) в годы Второй Пунической войны. После битвы при Каннах, в которой погиб весь цвет римского нобилитета, выжившие аристократы покровительствовали талантливой незнатной молодёжи. Последние должны были восполнить потери римской элиты, занимая прежде недоступные высокие должности. Некоторые исследователи полагают, что около 210 года до н. э. Катон на некоторое время вернулся в свою усадьбу, где, в том числе, был принят у Флакков. Эта гипотеза отчасти объясняет непоследовательность хронологии у Корнелия Непота и Плутарха.

В 204 году до н. э. (по другой версии, в 205 году до н. э.) Марк стал квестором у полководца Публия Корнелия Сципиона, который готовился к вторжению в Африку. В Сицилии во время подготовки к переправе Катон поссорился со своим командующим. По версии Плутарха, Марк обвинил Сципиона в недостаточно серьёзном отношении к подготовке десанта и в чрезмерных тратах: по его словам, полководец много времени проводил в театрах, а солдат баловал щедрыми денежными раздачами. С этими обвинениями Катон якобы даже прибыл в Рим, хотя последнее утверждение явно вымышленное. По другому мнению, Плутарх не совсем точно передал содержание ссоры, причины которой, к тому же, лежали в разногласиях на внешнюю политику Рима между одним из покровителей Катона Фабием Максимом (другом Валериев Флакков) и Сципионом. Достоверно неизвестно, переправился ли Катон в Африку и участвовал ли он в битве при Заме: в историографии встречается весь спектр мнений по этому вопросу. В последние годы Второй Пунической войны Катон находился в Сардинии и вернулся в Рим не позднее 202 года до н. э., привезя с собой поэта Энния. В этом же году Катон выступил с речью по вопросу о нарушениях в процедуре избрания плебейских эдилов, что стало одним из его первых засвидетельствованных публичных выступлений.

Возвышение (190-е годы до н. э.)

Набиравшего известность публичными выступлениями и действиями в Сардинии Марка избрали консулом на 195 год до н. э., причём его коллегой стал покровитель и союзник Луций Валерий Флакк. Примерно в это же время в Риме разгорелась дискуссия вокруг закона Оппия (lex Oppia), проведённого в годы Второй Пунической войны в рамках политики строгой экономии. Этот указ ограничивал траты на роскошь для женщин: им запрещалось носить разноцветные одежды, владеть более чем половиной унции золота (14 грамм) и использовать повозки в столице не иначе, как в религиозных целях. Ливий сохранил речь Катона в поддержку сохранения закона Оппия (её аутентичность подвергается сомнению), но под нажимом знатных матрон и их мужей закон отменили.

После возвращения в столицу в 194 году до н. э. Катон, возможно, был легатом у Тита Семпрония Лонга в Цизальпийской Галлии, где сражался против бойев и лигуров. Другое свидетельство о деятельности Марка в 194—193 годах до н. э. — о войне во Фракии — не очень правдоподобно. В 191 году до н. э. Катон участвовал в Сирийской войне против Антиоха III в качестве военного трибуна (по другой версии, основанной на сведениях Ливия, он был легатом) в армии консула Мания Ацилия Глабриона. Исполняя поручения полководца, Катон посетил несколько греческих городов. В битве при Фермопилах Катон исполнил манёвр, предопределивший победу римлян над сирийскими войсками и их союзниками этолийцами. Ночью он повёл отборные войска на стратегически важные высоты, занятые этолийцами, и выбил их с холмов. После битвы Катон отправился в Рим, чтобы сообщить о победе.

Цензура и реформы (180-е годы до н. э.)

Через год после возвращения из Греции Катон принял участие в выборах цензоров на 189 год до н. э. Из шести кандидатов наибольшей популярностью пользовался Глабрион, недавно отпраздновавший триумф и раздавший римлянам множество подарков. Катон обвинил своего прежнего командующего в растрате добычи, нажитой на войне с Антиохом. Двое трибунов привлекли Глабриона к суду, а Катон стал свидетелем и указал на то, что некоторые золотые и серебряные сосуды, которые он видел в Греции, к моменту триумфального шествия исчезли. В ответ Глабрион привлёк к суду Марка за лжесвидетельство. Когда недавний триумфатор снял свою кандидатуру под нажимом Катона, обвинения против него были сняты. Впрочем, своими действиями против своего недавнего командира Марк мог оттолкнуть от себя избирателей, и цензорами были избраны другие люди. Благодаря решительной борьбе Катона с самыми влиятельными нобилями ряды его сторонников в сенате расширились. Среди них почти не было бывших консулов и представителей самых влиятельных семейств, а большинство составляли сенаторы, достигшие лишь должности претора или младших магистратур. Кроме того, Марка по-прежнему поддерживали Валерии Флакки и их союзники.

Вскоре состоялись выборы цензоров на 184 год до н. э. — в отличие от других магистратур, цензоров выбирали не ежегодно, а обычно один раз в пять лет. Другие кандидаты по-своему готовились к голосованию: Луций Корнелий Сципион, брат Сципиона Африканского, именно сейчас исполнил давний обет об организации игр для народа; похожее мероприятие организовал Марк Фульвий Нобилиор. Всего на два цензорских места претендовали девять человек — пять патрициев и четыре плебея, включая Катона. К этому времени Марк считался весьма радикальным политиком, и его оппоненты в предвыборных речах обещали умеренную цензуру. Катон не стал отрицать свой радикализм, а напротив, убеждал народ в необходимости немедленного очищения нравов. Плутарх так описывает его выступление:

Перед выборами Катон через подставное лицо — трибуна Квинта Невия — обвинил крупнейшего полководца Сципиона Африканского в государственной измене. По версии обвинения, Сципион закончил войну с Антиохом на крайне мягких условиях из-за взятки, переданной полководцу царём, и вследствие освобождения его сына из плена без выкупа. Через атаку на полководца Катон надеялся отвлечь симпатии избирателей от его брата Луция, участвовавшего в выборах.

Римлянки. Фрески из виллы Боскореале, I век до н. э. — I век н. э. Римлянки. Фрески из виллы Боскореале, I век до н. э. — I век н. э.

Цензор приложил много усилий к уменьшению государственных расходов и повышению доходов. Во время цензуры он пересмотрел контракты для откупщиков налогов (публиканов) в сторону увеличения их взносов. Публиканы пожаловались на сокращавшего их прибыль Катона в сенате, но он всё равно заключил контракты на новых условиях, причём всех пожаловавшихся он не допустил к откупам. Государственные подряды на ремонт зданий Порций пересмотрел в сторону уменьшения выплачиваемых сумм, а все незаконно построенные здания на общественных землях (ager publicus) и нелегальные врезки в государственные водопроводы и акведуки приказал разрушить. Цензор вёл и активную строительную деятельность. В частности, на деньги, вырученные от перезаключения откупных контрактов, он заложил базилику на римском форуме (известна как базилика Порция), отремонтировал городскую канализацию и облицовал фонтаны камнем.

В 181 году до н. э. Катон поддержал принятие закона Бебия—Корнелия против нарушений во время выборов (lex Baebia—Cornelia de ambitu), который строго регламентировал раздачу подарков и организацию праздничных игр кандидатами в предвыборный период.

Деятельность после цензуры

План Карфагена незадолго до разрушения

Хотя цензура закрепила известность Катона, из-за борьбы с нобилями он нажил немало врагов. По свидетельству Плиния Старшего, его 44 раза привлекали к суду, но ни разу не смогли осудить.

В 150 году до н. э. Катон упоминается как авгур, но он наверняка вступил в эту жреческую коллегию раньше. Умер Катон в 149 году до н. э., вскоре после начала Третьей Пунической войны.

Литературная деятельность

Обзор творчества

Вернувшись с фронтов Второй Пунической войны и занявшись политической деятельностью, Катон начал сочинять речи для публичных выступлений и одним из первых в Риме стал их публиковать. Цицерон знал о 150 речах Катона, но до наших дней сохранились небольшие фрагменты примерно 80 из них. В античную эпоху знали также и письма Марка.

Модель сельской виллы II—III веков н. э. и хозяйства при ней. Арвайлер, Германия

Стиль

Все свои сочинения Катон писал по-латински, хотя языком культуры и науки в Средиземноморье (и даже в южной Италии) был греческий. Впрочем, после Второй Пунической войны Римская республика больше не нуждалась в сочинениях, убеждавших иностранцев в древности латинского племени и в богатой истории Рима на их языке. Вместо этого появился спрос на сочинения для внутреннего использования, которые, в частности, должны были выразить новое самосознание региональной империи.

Стиль сочинений Катона заметно отличается от латыни золотого века и более поздних сочинений. Марк пользовался разной лексикой и стилем в зависимости от жанра (публичное выступление, история, советы по сельскому хозяйству). Речи Катона характеризовались лёгкостью, изяществом, использованием различных выразительных средств, пестрили меткими высказываниями. В то же время, у молодой римской риторики ещё не было большого выбора ораторских приёмов, и способы украшения речи Катона весьма однообразны. Тем не менее, в античную эпоху, когда тексты его выступлений были известны целиком, Цензора считали предшественником Марка Туллия Цицерона в ораторском искусстве.

Семья

Личность. Взгляды

Анонимная эпиграмма на Катона
И мёртвого Катона
власами рыжего и серого глазами,
который всех колол обидными словами,
Не хочет в ад принять царица Персефона.

Плутарх записал греческий перевод латинской эпиграммы, из которой следует, что у Катона были рыжие или рыжеватые волосы, а глаза — серые либо голубые (греческое слово γλαυκόμματοςописывает все светлые оттенки цвета радужной оболочки).

Катон и греческая культура

Существует множество мнений, зачастую противоположных, об отношении Катона к грекам и их культуре. В историографии оценки варьируются от ненависти и презрения Катона к эллинам до интерпретации катоновой критики как неизбежного продукта близкого знакомства двух цивилизаций: по мнению А. Эстина, Катон избирательно рассматривал греческое культурное наследие, адаптируя одни достижения эллинской культуры к римским нуждам и отрицая ценность других.

Теория упадка нравов

Воры, укравшие у частных людей, проводят жизнь в цепях и кандалах, а воры, обворовавшие государство — в золоте и пурпуре.
Катон

Целью нападок Катона чаще всего становились нобили, особенно сторонники и родственники Сципиона Африканского, среди которых было много эллинофилов. Марк усматривал в их стиле командования войсками злоупотребление полномочиями и недостаточное внимание к дисциплине солдат.

Память о Катоне

Античная эпоха

В античную эпоху были созданы две биографии Катона — авторства Корнелия Непота и Плутарха. Сочинение Непота не сохранилось, вместо него дошла краткая биографическая справка в составе его же сборника. Сочинение Плутарха дошло до наших дней целиком. Другие важные источники о жизни Катона — сочинения самого Марка (прежде всего, фрагменты речей, сохранённые другими авторами), а также работы Полибия, Тита Ливия и Марка Туллия Цицерона.

Влияние на римскую литературу

Катон в историографии

В 1978 году Алан Эстин (другой вариант транскрипции фамилии — Астин; англ. Alan Astin) опубликовал биографию Катона Цензора. Автор много внимания — почти половину 371-страничной книги — уделил изучению ораторской карьеры Катона и его литературной деятельности. Британский учёный, в частности, считает преувеличенной вражду Катона со Сципионом и отрицает враждебное отношение Марка к греческой культуре. Автор также избегает излишнего применения просопографического подхода, популярного в середине XX века, для анализа политических событий. Рецензенты очень высоко оценили эту работу, хотя отмечались неоднократные повторения одних и тех же тезисов, не совсем логичная структура работы и чрезмерная осторожность выводов.

Биография Катона

Родился в Тускуле и провел свою юность в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством .

В должности военного трибуна он участвовал во Второй Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 г до н.э.).

В 204 г. до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку.

Позже выступал на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых.

Решающую роль сыграл в судьбе Карфагена. Прослужив там в качестве посла в 153 г до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима.

Считается, что именно по его инициативе римляне начали Третью Пуническую войну (149—146 гг. до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.

Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato ; 234 — 149 до н. э.), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее крупных фигур республиканского Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший родился в 234 до н. э. (520 от осн. Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран.

Содержание

Краткая биография

В 204 до н. э., получив квестуру, отправился с Публием Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортных судов при этой переправе. В 199 до н. э. он получил должность эдила, в 198 до н. э. — претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния; в 195 до н. э., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков, которые были прогнаны им с острова Сардинии, он был избран в консулы вместе с своим земляком и покровителем Луцием Валерием Флакком. Усилия его в качестве консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю Испанию, он одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награждён триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 до н. э. он принял в качестве легата Мания Ацилия Глабриона участие в войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах.

Вернувшись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Манием Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 до н. э. он получил, вместе с тем же Луцием Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за полноту, другого — за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (например, против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами).

И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в 155 до н. э. прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси.

Культурное наследие

В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Популярность и моральный авторитет Катона сохранялся и в Средние века, так что ему приписывали авторство очень распространенных в Европе и часто цитируемых Двустиший.

Издания и переводы

Исследования

  • Зедергольм К. О жизни и сочинениях Катона старшего. М., 1857. 103 стр.
  • Кузищин В. И. Хозяйство Исхомаха и имение Катона. М., 1998.
  • Альбрехт М. фон. История римской литературы. / Пер. с нем. Т. 1. М., 2003. С. 435-451.
  • Сидорович О. В. Анналисты и антиквары. М.: РГГУ. 2005. С. 116-120.
  • Квашнин В.А. 2002: Государственная деятельность Марка Порция Катона Старшего: Авт. дисс… к.и.н. М.

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

200: Публий Сульпиций Гальба Максим (во 2-й раз) и Гай Аврелий Котта — 199: Луций Корнелий Лентул и Публий Виллий Таппул — 198: Секст Элий Пет Кат и Тит Квинкций Фламинин — 197: Гай Корнелий Цетег и Квинт Минуций Руф — 196: Луций Фурий Пурпурион и Марк Клавдий Марцелл — 195: Луций Валерий Флакк и Марк Порций Катон — 194: Публий Корнелий Сципион Африканский (во 2-й раз) и Тиберий Семпроний Лонг — 193: Луций Корнелий Мерула и Квинт Минуций Ферм — 192: Луций Квинкций Фламинин и Гней Домиций Агенобарб — 191: Публий Корнелий Сципион Назика и Маний Ацилий Глабрион — 190: Луций Корнелий Сципион Азиатик и Гай Лелий — 189: Марк Фульвий Нобилиор и Гней Манлий Вульсон — 188: Марк Валерий Месалла и Гай Ливий Салинатор — 187: Марк Эмилий Лепид и Гай Фламиний — 186: Спурий Постумий Альбин и Квинт Марций Филипп — 185: Аппий Клавдий Пульхр и Марк Семпроний Тудитан — 184: Публий Клавдий Пульхр и Луций Порций Лицин — 183: Марк Клавдий Марцелл и Квинт Фабий Лабеон — 182: Гней Бебий Тамфил и Луций Эмилий Павел Македонский — 181: Публий Корнелий Цетег и Марк Бебий Тамфил — 180: Авл Постумий Альбин Луск и Гай Кальпурний Пизон, суффект — Квинт Фульвий Флакк — 179: Квинт Фульвий Флакк и Луций Манлий Ацидин Фульвиан — 178: Марк Юний Брут и Авл Манлий Вульсон — 177: Гай Клавдий Пульхр и Тиберий Семпроний Гракх — 176: Гней Корнелий Сципион Гиспалл и Квинт Петиллий Спурин, суффект — Гай Валерий Левин

Александр Великий и Юлий Цезарь • Алкивиад и Кориолан • Аристид и Катон Старший • Деметрий и Антоний • Демосфен и Цицерон • Дион и Брут • Никий и Красс • Кимон и Лукулл • Лисандр и Сулла • Ликург и Нума • Пелопид и Марцелл • Пирр и Гай Марий • Агесилай и Помпей Великий • Солон и Попликола • Тесей и Ромул • Эвмен и Серторий • Агис и Клеомен; Тиберий и Гай Гракхи • Тимолеонт и Эмилий Павел • Перикл и Фабий • Фемистокл и Камилл • Филопемен и Фламинин • Фокион и Катон Младший • Арат Сикионский 1 • Артаксеркс 1 • Гальба 1 • Отон 1 • Эпаминонд и Сципион Африканский 2

1 Непарные жизнеописания • 2 Несохранившиеся жизнеописания

Мильтиад • Фемистокл • Аристид • Павсаний • Кимон • Лисандр • Алкивиад • Фрасибул • Конон • Дион • Ификрат • Хабрий • Тимофей • Датам • Эпаминонд • Пелопид • Агесилай • Эвмен • Фокион • Тимолеонт • О царях • Гамилькар Барка • Ганнибал • Марк Порций Катон • Тит Помпоний Аттик

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 234 году до н. э.
  • Умершие в 149 году до н. э.
  • Цензоры Древнего Рима
  • Римские консулы II века до н. э.
  • Латинские писатели
  • Латинские ораторы
  • Латинские историки
  • Писатели Древнего Рима
  • Ораторы Древнего Рима
  • Историки Древнего Рима
  • Историки II века до н. э.
  • Порции Катоны
  • Педагоги
  • Агрономы Древнего Рима

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Марк Порций Катон Старший" в других словарях:

Марк Порций Катон старший — (234 149 гг. до н.э.) политик, полководец, оратор, правовед, знаток сельского хозяйства, писатель Карфаген должен быть разрушен. Фраза, которой Катон заканчивал свои выступления в сенате Антиох ведет войну письмами, сражается пером и чернилами.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Марк Порций Катон Младший — Марк Порций Катон Утический/Младший лат. Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis) … Википедия

Марк Порций Катон — Старший Марк Порций Катон Младший … Википедия

Катон, Марк Порций — Катон Старший Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius,… … Википедия

Катон Старший — Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor)… … Википедия

Катон (Старший) — Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор; Marcus Porcius Cato Censorius, 234 149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Благодаря изобилию источников, К. принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в… … Античные писатели

Катон Старший — (Cato Major) Катон Старший, Катон Марк Порций Цензорий (Marcus Porcius Cato Major, Cato Censorius, Censor) (234 149 до н.э.) Римский политический деятель, полководец. Прозвище Цензорий получил за свою деятельность на посту цензора. Будучи… … Сводная энциклопедия афоризмов

Катон Старший — (Марк Порций; 234 149) рим. обществ, деятель, писатель, оратор. Род. в Тускуле, принимал участие во 2 й Пунической войне и в ряде более поздних войн. Боролся против торговых соперников Рима, настойчиво требовал в сенате полн. разрушения… … Античный мир. Словарь-справочник.

КАТОН Марк Порций — (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее… … Энциклопедия Кольера

Марк Порций Катон Старший (последнее прозвище он получил уже от историков, чтобы не путать его с правнуком — прославленным политиком, который будет жить в следующем столетии) не был приятным человеком. Он не стремился понравиться всем подряд, скорее наоборот, портил отношения со всеми, с кем мог. Например, произнёс пылкую речь в поддержку так называемого закона Оппия, направленного против роскошных одеяний римских дам: им запрещалось носить разноцветные одежды, владеть более чем половиной унции золота (14 грамм) и использовать повозки в столице иначе, как для поездок в храмы.

Катон потерпел неудачу — закон всё равно отменили, матроны и девицы отпраздновали это событие, выйдя на улицы в самых дорогих и вызывающих платьях, а про Катона и его единомышленников, разумеется, при этом говорили всякие гадости. Катон вообще не любил роскошь, в особенности показную, и неустанно обличал римских нобилей, включая таких влиятельных, как Корнелий Сципион. Не любил он и всё иностранное, в первую очередь греческих философов, которых обвинял в развращении римской молодёжи.

Но главное, чем Катон привлекал сторонников — он выражал в сенате требования не только плебса, но и древнеримского среднего класса, включая ремесленников и небогатых торговцев. Ведь деньги на роскошь знать выжимала именно из них — повышением налогов, поборами и требованиями взяток. Поэтому обличения аристократии были очень популярны. То же самое относится к его последовательной антикарфагенской политике. Массовое производство, налаженное в этом мегаполисе, вытесняло с рынков изделия римских мастеров. Лишившись военного флота, Карфаген сосредоточился на морской торговле. Карфагенские купцы перебивали цены римских торговцев, у них были налаженные сети сбыта по всем берегам Средиземного моря, конкурировать с ними римским торговцам было практически нереально. Поэтому требование окончательно уничтожить Карфаген находило живой отклик у многих римлян.

Заняв пост цензора, Катон приложил огромные усилия для наполнения государственной казны — причём за счёт богатых и знатных слоёв населения. Он добился принятия законов о десятикратном повышении налогов на роскошь. Пересмотрел все государственные подряды на строительство общественных зданий — разумеется, в сторону сокращения бюджетных трат. Приказал разрушить все незаконные постройки, возведённые на общественных землях. На сэкономленные средства была отремонтирована городская канализация, фонтаны облицованы каменными плитами, а на форуме построена базилика, которую в его честь назвали базиликой Порция.

Несмотря на свою вражду с философами, Катон не был противником грамотности как таковой. Он написал восемь книг, самой известной из которых стал трактат о земледелии, содержащий множество практических советов по управлению имением. Причём по формату и жанру эта книга повторяла греческие учебники, то есть Катон на практике вовсе не являлся врагом греческой культуры в целом, выступая лишь против самых затратных и непрактичных её проявлений. Его умеренность и практичность привели к тому, что Катон остался в памяти римлян как идеальный политик, которому впоследствии пытались подражать многие — в том чисел и его собственный потомок Марк Порций Катон Младший.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Читайте также: