Категории железнодорожных линий кратко

Обновлено: 05.07.2024

от 1 июля 2009 года N 1393р

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 4 марта 2015 года N 551р
____________________________________________________________________

В целях оптимизации эксплуатационных расходов по содержанию инфраструктуры, принадлежащей ОАО "РЖД":

2. Старшим вице-президентам Лапидусу Б.М., Гапановичу В.А., вице-президенту Воробьеву В.Б., начальникам Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А., Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву А.П., Департамента технической политики Назарову А.С. и генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю.:

1) определить в месячный срок перечень отраслевых нормативов, влияющих на эксплуатационные расходы ОАО "РЖД" по перевозкам и требующих корректировки по классам железнодорожных линий, а также подготовить и утвердить график корректировки отраслевых нормативов;

2) предусмотреть в плане НТР ОАО "РЖД" на второе полугодие 2009 года в соответствии с графиком корректировки отраслевых нормативов разработку дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий.

3. Начальнику Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. представить до 1 августа 2009 года предложения об источниках финансирования разработки дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Лапидуса Б.М.

Президент ОАО "РЖД"
В.Якунин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 1 июля 2009 года N 1393р

Методика классификации железнодорожных линий

1. Основные положения

Настоящая методика распространяется только на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", филиалы ОАО "РЖД" и другие структурные подразделения ОАО "РЖД".

В кризисных условиях большое значение приобретают вопросы, связанные с оптимизацией эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте. Одним из решений проблемы снижения текущих затрат железных дорог является дифференциация расходов филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" в зависимости от объемов перевозочной работы.

Целью классификации железнодорожных линий является унификация требований и подходов к разрабатываемым в ОАО "РЖД" нормативным документам по устройству и содержанию инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и связанных с ними эксплуатационных затрат и численности работников.

2. Термины и определения

Железнодорожная линия - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.

Железнодорожный путь - комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей, предназначен для бесперебойного круглогодичного обращения подвижного состава.

Максимально допустимая скорость - скорость движения поезда, которая допускается на участке по состоянию технических средств (пути, искусственных сооружений и т.д.) и заложена в графике движения поездов. Максимально допустимая скорость движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного состава устанавливается ОАО "РЖД".

Густота перевозок - показатель интенсивности работы железнодорожных участков и линий. Различают густоту грузовых, пассажирских перевозок и приведенную густоту перевозок (т).

Грузонапряженность (густота грузовых перевозок) - показатель интенсивности перевозок, измеряется в тонно-километрах (ткм) на 1 км в год и определяется делением выполненного грузооборота в ткм на эксплуатационную длину пути.

Приведенная грузонапряженность - показатель интенсивности перевозок, характеризующий объем перевозок брутто грузов и пассажиров по рассматриваемой линии (млн.ткм брутто/км в год).

Размеры движения пассажирских поездов - количество проложенных на графике движения ниток пассажирских поездов на рассматриваемом участке (пар поездов в сутки).

Вес поезда, брутто - вес локомотива, тары вагонов и грузов или пассажиров (т).

3. Основные критерии отнесения железнодорожных линий к различным классам

Классификация железнодорожных линий строится на основе следующих критериев:

скорость движения поездов (км/ч);

грузонапряженность (млн.ткм брутто/км в год).

В качестве дополнительных критериев приняты:

размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов;

вхождение линий в основные грузовые и пассажирские направления.

Классификация железнодорожных линий приведена в таблице.

Классы железнодорожных линий

Годовая приведенная грузонапряженность, млн ткм брутто/км

Скорости движения поездов (числитель - пассажирские, знаменатель - грузовые), км/ч

Железнодорожный путь обычно подразделяют на земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения.

Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями образует нижнее строение пути. Оно представляет собой комплекс сооружений из грунта, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно предназначено для укладки верхнего строения пути, восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.

Отсюда вытекают и основные требования к земляному полотну — постоянная надежность, устойчивость, прочность, долговечность, экономичность в части расходов на его устройство, содержание и ремонт, возможность механизации работ.

Для сооружения земляного полотна рекомендуется использовать местные грунты, в том числе искусственные (отходы производства, пригодные для укладки в земляное полотно). Однако лучшими грунтами являются щебеночные, галечные, гравийные, крупно- и среднезернистые пески, которые обладают большой несущей способностью, хорошо пропускают воду и не изменяют своих свойств при замерзании.

Для обеспечения надежности земляного полотна и расширения сферы применения местных грунтов следует предусматривать:

· уплотнение грунта в насыпях, а иногда в выемках и нулевых местах;

· устройство защитного слоя из дренирующих грунтов под балластом;

· применение геотекстиля, теплоизоляционных материалов (пенопласт, пенополистирол) для предотвращения пучин, обеспечения отвода поверхностных и грунтовых вод, использование защиты откосов.

Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскостью, перпендикулярной к его продольной оси. Площадь грунта, на которую отсыпают насыпь, является ее основанием.

Поверхность земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называется основной площадкой.

В зависимости от положения основной площадки относительно поверхности земли различают следующие виды земляного полотна:

нулевое место [е]


Ðèñ. 4.2. Ïîïåðå÷íûå ïðîôèëè çåìëÿíîãî ïîëîòíà: à — íàñûïü; á — âûåìêà;

â — ïîëóíàñûïü; ã — ïîëóâûåìêà; ä — ïîëóíàñûïü-ïîëóâûåìêà; å — íóëåâîå ìåñòî

Места перехода из насыпи в выемку и места, где земляное полотно проходит в уровне с поверхностью земли, которую только планируют, но не срезают и не досыпают, называют нулевыми местами.

Поперечный профиль определяет ширину земляного полотна (основной площадки) поверху, крутизну откосов, расположение и размеры водоотводных устройств и др.

Очертание основной площадки должно исключить застой воды и обеспечивать возможность укладки верхнего строения пути без повреждения земляного полотна.

На однопутных линиях основная площадка, имеющая вид трапеции, называется сливной призмой. Верхняя часть сливной призмы имеет ширину 2,3 м, высота призмы 0,15 м. На двухпутных линиях основная площадка имеет форму треугольника, вершина которого на 0,2 м выше уровня бровок.

При возведении земляного полотна из хорошо дренирующих материалов (камень, щебень, песок) основную площадку устраивают горизонтальной.




Свободные от балласта продольные полосы по краям основной площадки называются обочинами. Они служат для удержания балласта, осыпающегося с откосов балластной призмы, размещения путевых и сигнальных знаков, устройств связи, материалов, инструмента, съемных машин и механизмов и для нахождения рабочих во время прохода поездов при обязательном соблюдении правил техники безопасности.

Высотой насыпи считается расстояние по оси земляного полотна от уровня бровок до основания, а глубиной выемки — расстояние от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси земляного полотна с линией, соединяющей бровки откосов выемки.

Горизонтальная проекция линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса к заложению — крутизной откоса. В зависимости от вида грунтов, высоты насыпи, глубины выемки крутизну откоса принимают в отношении от 1:0,1 до 1:2.

Вдоль насыпи для осушения ее основания и отвода дождевых и паводковых вод служат продольные водоотводные канавы с обеих сторон полотна, а на косогорных участках — только с верховой стороны.

Если насыпь возводилась из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используют образовавшиеся при этом спланированные котлованы, называемые резервами.

Вынутый при сооружении выемки излишний грунт, не используемый для отсыпки насыпи, укладывают за откосом выемки в правильные призмы, называемые кавальерами.

В выемках с каждой стороны основной площадки делают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Кроме того, для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод на верховой стороне вдоль полевого откоса кавальера делают нагорные канавы. На полосе между кавальерами и бровкой откоса выемки отсыпают банкет с уклоном в сторону от выемки для отвода воды в забанкетную канаву, расположенную вдоль линии между банкетом и кавальером.

Поперечные профили земляного полотна бывают типовые и индивидуальные; типовые делятся на нормальные и специальные. Нормальными типовыми поперечными профилями называются профили, проверенные многолетним опытом, применяемые при высоте насыпей и глубине выемок до 12 м при надежном основании, из наиболее часто встречающихся грунтов удовлетворительного качества, в обычных условиях, без специальных расчетов.

Типовые специальные поперечные профили применяют, если земляное полотно устраивают в таких грунтах, жирные глины, на болотах.


Рис.4.3Типовой нормальный поперечный профиль насыпи


Рис.4.4Типовой нормальный поперечный профиль выемки

Индивидуальные поперечные профили проектируют для особо сложных условий, а именно, насыпи высотой более 12 м, насыпи в пределах глубоких болот, в поймах рек, на косогорах круче 1:3, сооружаемые с помощью гидромеханизации, в районах вечной мерзлоты или сейсмических явлений.

Ширина земляного полотна поверху в прямых участках существующего пути на перегонах однопутных линий должна быть не менее 5,5 м, на двухпутных — 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах не менее: на однопутных линиях — 5,0 м, двухпутных — 9,1 м. Минимальная ширина обочины должна быть не менее 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках пути радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой на 0,1 — 0,5 м в зависимости от радиуса и категории линии.

Ширину земляного полотна (основной площадки) новых железных дорог на прямых участках перегонов принимают по нормам, приведенным в табл. 4.5

Категория железнодорожных линий Назначение железных дорог Расчетная годовая приведенная грузонапряженность нетто в грузовом направлении, млн. т.км/км
Скоростные Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростями от 160 до 200 км/ч -
Особо грузонапряженные Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок Свыше 50
I Железнодорожные магистральные линии от 30 до 50
II То же от 15 до 30
III То же от 8 до 15
IV Железнодорожные линии Внутристанционные соединительные и подъездные пути До 8 Независимо от грузонапряженности

Железнодорожный путь обычно подразделяют на земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения.

Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями образует нижнее строение пути. Оно представляет собой комплекс сооружений из грунта, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно предназначено для укладки верхнего строения пути, восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.

Отсюда вытекают и основные требования к земляному полотну — постоянная надежность, устойчивость, прочность, долговечность, экономичность в части расходов на его устройство, содержание и ремонт, возможность механизации работ.

Для сооружения земляного полотна рекомендуется использовать местные грунты, в том числе искусственные (отходы производства, пригодные для укладки в земляное полотно). Однако лучшими грунтами являются щебеночные, галечные, гравийные, крупно- и среднезернистые пески, которые обладают большой несущей способностью, хорошо пропускают воду и не изменяют своих свойств при замерзании.

Для обеспечения надежности земляного полотна и расширения сферы применения местных грунтов следует предусматривать:

· уплотнение грунта в насыпях, а иногда в выемках и нулевых местах;

· устройство защитного слоя из дренирующих грунтов под балластом;

· применение геотекстиля, теплоизоляционных материалов (пенопласт, пенополистирол) для предотвращения пучин, обеспечения отвода поверхностных и грунтовых вод, использование защиты откосов.

Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскостью, перпендикулярной к его продольной оси. Площадь грунта, на которую отсыпают насыпь, является ее основанием.

Поверхность земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называется основной площадкой.

В зависимости от положения основной площадки относительно поверхности земли различают следующие виды земляного полотна:

нулевое место [е]


Ðèñ. 4.2. Ïîïåðå÷íûå ïðîôèëè çåìëÿíîãî ïîëîòíà: à — íàñûïü; á — âûåìêà;

â — ïîëóíàñûïü; ã — ïîëóâûåìêà; ä — ïîëóíàñûïü-ïîëóâûåìêà; å — íóëåâîå ìåñòî

Места перехода из насыпи в выемку и места, где земляное полотно проходит в уровне с поверхностью земли, которую только планируют, но не срезают и не досыпают, называют нулевыми местами.

Поперечный профиль определяет ширину земляного полотна (основной площадки) поверху, крутизну откосов, расположение и размеры водоотводных устройств и др.

Очертание основной площадки должно исключить застой воды и обеспечивать возможность укладки верхнего строения пути без повреждения земляного полотна.

На однопутных линиях основная площадка, имеющая вид трапеции, называется сливной призмой. Верхняя часть сливной призмы имеет ширину 2,3 м, высота призмы 0,15 м. На двухпутных линиях основная площадка имеет форму треугольника, вершина которого на 0,2 м выше уровня бровок.

При возведении земляного полотна из хорошо дренирующих материалов (камень, щебень, песок) основную площадку устраивают горизонтальной.

Свободные от балласта продольные полосы по краям основной площадки называются обочинами. Они служат для удержания балласта, осыпающегося с откосов балластной призмы, размещения путевых и сигнальных знаков, устройств связи, материалов, инструмента, съемных машин и механизмов и для нахождения рабочих во время прохода поездов при обязательном соблюдении правил техники безопасности.

Высотой насыпи считается расстояние по оси земляного полотна от уровня бровок до основания, а глубиной выемки — расстояние от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси земляного полотна с линией, соединяющей бровки откосов выемки.

Горизонтальная проекция линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса к заложению — крутизной откоса. В зависимости от вида грунтов, высоты насыпи, глубины выемки крутизну откоса принимают в отношении от 1:0,1 до 1:2.

Вдоль насыпи для осушения ее основания и отвода дождевых и паводковых вод служат продольные водоотводные канавы с обеих сторон полотна, а на косогорных участках — только с верховой стороны.

Если насыпь возводилась из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используют образовавшиеся при этом спланированные котлованы, называемые резервами.

Вынутый при сооружении выемки излишний грунт, не используемый для отсыпки насыпи, укладывают за откосом выемки в правильные призмы, называемые кавальерами.

В выемках с каждой стороны основной площадки делают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Кроме того, для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод на верховой стороне вдоль полевого откоса кавальера делают нагорные канавы. На полосе между кавальерами и бровкой откоса выемки отсыпают банкет с уклоном в сторону от выемки для отвода воды в забанкетную канаву, расположенную вдоль линии между банкетом и кавальером.

Поперечные профили земляного полотна бывают типовые и индивидуальные; типовые делятся на нормальные и специальные. Нормальными типовыми поперечными профилями называются профили, проверенные многолетним опытом, применяемые при высоте насыпей и глубине выемок до 12 м при надежном основании, из наиболее часто встречающихся грунтов удовлетворительного качества, в обычных условиях, без специальных расчетов.

Типовые специальные поперечные профили применяют, если земляное полотно устраивают в таких грунтах, жирные глины, на болотах.


Рис.4.3Типовой нормальный поперечный профиль насыпи


Рис.4.4Типовой нормальный поперечный профиль выемки

Индивидуальные поперечные профили проектируют для особо сложных условий, а именно, насыпи высотой более 12 м, насыпи в пределах глубоких болот, в поймах рек, на косогорах круче 1:3, сооружаемые с помощью гидромеханизации, в районах вечной мерзлоты или сейсмических явлений.

Ширина земляного полотна поверху в прямых участках существующего пути на перегонах однопутных линий должна быть не менее 5,5 м, на двухпутных — 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах не менее: на однопутных линиях — 5,0 м, двухпутных — 9,1 м. Минимальная ширина обочины должна быть не менее 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках пути радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой на 0,1 — 0,5 м в зависимости от радиуса и категории линии.

Ширину земляного полотна (основной площадки) новых железных дорог на прямых участках перегонов принимают по нормам, приведенным в табл. 4.5

Железнодорожные линии сооружают для освоения новых районов и их природных богатств, разгрузки существующих грузонапряженных линий, сокращения пути и времени следования пассажиров и грузов. Новые линии могут существенно различаться по своему значению в работе сети железных дорог, размерам и характеру перевозок. В зависимости от этих факторов технические требования и нормы, которыми руководствуются при разработке проектов железнодорожных линий, дифференцированы.

Строительные нормы и правила, являющиеся основным руководством при проектировании, предусматривают деление новых железных дорог колеи 1520 мм и подъездных путей на несколько категорий. От категории линии зависят наиболее важные параметры и технические условия ее проектирования, допустимая скорость движения пассажирских и грузовых поездов, мощность всех устройств линии. Значения одного из основных показателей железных дорог — грузонапряженности — по категориям приведены в табл. 4.1.

В связи с многообразием климатических и сейсмических условий в России вся территория страны разделена на климатические и сейсмические зоны с различными условиями и стоимостью строительства железных дорог.

Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом, а развертка трассы на вертикальную плоскость — продольным профилем линии.

Полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути и других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений, носит название полосы отвода. Границы полосы отвода определяются С учетом пер-

Назначение железных дорог

Расчетная годовая приведенная грузонапряженность нетто в грузовом направлении на десятый год эксплуатации, МЛН Т‘км/км

Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью 160 . 200 км/ч

Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок

Новые железнодорожные линии сооружают для освоения новых районов и их природных богатств, для разгрузки существующих грузонапряжённых линий, сокращения пути и времени следования пассажиров и грузов.

Таблица 1 Категории железных дорог

Назначение железных дорог

Расчётная годовая приведённая грузонапряжённость нетто в грузовом направлении, млн* ткм/км

Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростями от 160 до 200 км/ч

Железнодорожные магистральные линии для большого объёма грузовых перевозок

Железнодорожные магистральные линии

Железнодорожные линии Внутристанционные соединительные и подъездные пути

Независимо от грузонапряжённости

Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна.

Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом, а развертка трассы на вертикальную плоскость (фронтальную) -продольным профилем линии.

Полоса земли вдоль трассы, отведённая для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги, а также железнодорожных посёлков и лесонасаждений, называется полосой отвода.

Границы полосы отвода обозначаются специальными межевыми знаками, в соответствии с рисунком 1.


Рисунок 1 Указатель границы полосы отвода.

План и профиль определяют положение оси пути в пространстве.

Процесс прокладки трассы в ходе проектирования называется трассированием линии.

Идеальная трасса - это прямая в плане и пологий спуск в профиле (в грузовом направлении). Однако это не всегда возможно из-за необходимости подхода к населённым пунктам, обхода естественных препятствий (гор, озёр, болот и др. ) неровностей земной поверхности, стремления экономии строительства линии.

План железнодорожной линии проектируется в виде сочетания прямолинейных участков и кривых, в соответствии с рисунком 2.


Профиль проектируется в виде горизонтальных участков-площадок и наклонных уклонов, в соответствии с рисунком 3.


Рисунок 3 Элементы продольного профиля железнодорожной линии.

Прямые участки характеризуются - их длинной и направлением.

Основными параметрами кривой являются: угол поворота φ, зависящий от условий местности, радиус R, обусловленный категорией линии, К - длина кривой, Т - длина тангенсов - от начала или конца кривой до вершины угла поворота.

Исходя из заданного радиуса кривой R и угла поворота φ легко определить значения тангенса Т и длины кривой К, в соответствии с рисунком 4.


Рисунок 4 Элементы круговой кривой: НК - начало кривой; ВУ -вершина угла поворота; КК - конец кривой; R - радиус; φ - угол поворота; Т - тангенс кривой.

Кривые малого радиуса вызывают необходимость снижения скорости движения, повышенный боковой износ рельсов и колёс подвижного состава, удлинение линии, повышают сопротивление движению и ухудшают видимость, что затрудняет ведение поездов машинистами локомотивов, требует ставить дополнительно сигналистов для обеспечения безопасности при производстве работ по содержанию и ремонту пути и контактной сети. (Наибольшая скорость движения в кривой в зависимости от радиуса R может быть приближенно определена по формуле W max = 4, 6 √R, км/ч).

Различают круговые и переходные кривые. Круговая кривая - это часть окружности радиуса R.

При проектировании новых железных дорог в зависимости от категории линии и местных условий радиусы кривых принимают в размерах указанных в таблице 2.

Таблица 2 Радиусы круговых кривых в плане

Категория железнодорожных линии, подъездных путей

Радиусы кривых R в плане, м

В трудных условиях

В особо трудных условиях

Для обеспечения плавного вписывания подвижного состава в круговые кривые они сопрягаются с прямыми участками с помощью переходных кривых, радиус которых постепенно уменьшается от ∞ до радиуса круговой кривой R. Между смежными кривыми предусматриваются прямые вставки минимальной величины от 30 до 150 м в зависимости от категории линии и направления кривых (в одну или разные стороны).

Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов элементов и их длиной. Крутизна измеряется в тысячных долях, десятичной дробью, и получается как частное от деления разности отметок конечных точек, элемента профиля h на его длину l, т. е равна тангенсу угла наклона элемента профиля к горизонту а, в соответствии с рисунком 5.


Рисунок 5 Расчётная схема для определения крутизны уклона: а - угол наклона элемента профиля к горизонту;

l - длина элемента профиля; h - разность отметок конечных точек элемента профиля; Q - вес поезда; Qi и Wi - составляющие Q.

Крутизна линии АБ составила 0, 009 или - целым числом со знаком 9‰ (промиллей).

Крутизна уклона создаёт движению поезда дополнительное сопротивление на подъёме:

Wi= Q • sin а = Q • tga - Qi • 10 -3 ,

где Q - масса поезда, i - число тысячных подъёма - крутизна уклона.

Станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке, в отдельных случаях допускается расположение их на уклонах не круче 0, 0015, а в трудных условиях - не круче 0, 0025.

Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) за пределы полезной длины путей на станциях, разъездах и обгонных пунктах продольный профиль приёмо-отправочных путей, на которых предусматривается отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, должен проектироваться вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины путей. В необходимых случаях предусматривается соответственно устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, а также применение стационарных устройств для укрепления вагонов.

План и профиль главных и станционных путей, а также железнодорожных подъездных путей, принадлежащих железной дороге, должны подвергаться периодической инструментальной проверке службой пути железных дорог с привлечением проектных институтов и др., по соответствующей технической документации.

Отметка - это высота точки над уровнем Балтийского моря. Отметки земли выписывают на продольном профиле на всех пикетах и характерных точках перелома земной поверхности. (отсчёт от Репера) Репер- геодезический знак пункта с известной абсолютной высотой -металлический диск с выступом (или с отверстием - марка), закреплённый в стенках долговременных сооружений, или бетонный монолит, заложенный в грунт.

Разности между проектными отметками и отметками земли называют рабочими отметками и представляют собой глубину выемок или высоту насыпи.

Переход элемента профиля одной крутизны к элементу другой называется переломом профиля. При резком переломе профиля увеличивается давление на путь от проходящих поездов или создаётся опасная разгрузка отдельных колёс подвижного состава.

Смежные элементы профиля обычно сопрягаются в вертикальной плоскости радиусом, в м:

20000 - на скоростных линиях;

15000 - на линиях I и II категориях;

10000 - на особогрузонапряжённых линиях III категории;

5000 - на железных дорогах IV категории.

При усилении существующих железных дорог в трудных условиях допускается уменьшать радиусы вертикальных кривых соответственно до 15; 10; 5; 3 тысяч метров.

Вертикальные кривые следует размещать вне переходных кривых, а также вне пролётных строений мостов и путепроводов с безбалластной проезжей частью.

Длина элементов продольного профиля должна быть, как правило, не менее половины длины обращающихся поездов, при этом под поездом будет одновременно не более двух переломов профиля.

В верхней части отмечают собственно профиль, т. е в вертикальном масштабе откладывают отметки точек земли. Смежные концы отложенных отрезков соединяют. Полученная ломаная линия и будет профилем местности по оси трассы. На профиль наносят проектную линию, представляющую собой профиль бровки земляного полотна железной дороги.

Высоту насыпи указывают на продольном профиле над проектной линией, а глубину выемок под ней. На профиле показывают также условными обозначениями мосты, трубы и другие искусственные сооружения, оси станции и других раздельных пунктов, оси переездов.

От крутизны подъёма зависит масса поезда, поэтому при проектировании железных дорог стремятся к возможно меньшей крутизне уклонов.

Основным параметром железнодорожной линии является её руководящий уклон, представляющий собой наибольший затяжной подъём, по величине которого устанавливается норма массы поезда при одиночной тяге и расчётной минимальной скорости движения.

Этот уклон зависит от категории линии, топографических условий и устанавливается технико-экономическими расчётами с учётом унификации весовых норм на новой и примыкающих существующих линиях.

Руководящий уклон на новых железнодорожных линиях не должен превышать:

20‰ - в грузовом направлении;

9‰ - на особогрузонапряжённых линиях;

12‰ - на линиях I категории;

15‰ - на линиях II категории;

20‰ - на линиях III категории;

30‰ - на линиях IV категориях.

В сложных топографических условиях допускается применять более крутые руководящие уклоны. При усиленной (двойной, тройной) тяге допускаемый (круче руководящего) уклон может быть 40‰.

Например, если руководящий уклон линии - 15‰, то уклон при двух локомотивах должен быть не более 29‰, при трёх локомотивах -40‰.

Продольные профили строят используя данные технических изысканий и геодезических съёмок. Продольные профили оформляются с применением установленных условных обозначений по стандартной форме. По масштабу изображения и количеству содержащихся данных различают подробный и сокращённый продольные профили.

Подробный продольный профиль используют для проектирования -определения объёмов земляных работ, проектирования вторых путей, развития станций и др. Этот профиль имеет горизонтальный масштаб 1: 10000 (100м в 1см) и вертикальный 1: 1000 (10 м в 1 см) и состоит из собственно профиля (верхняя часть) и сетки (нижняя часть), в соответствии с рисунком 6.


Рисунок 6 Продольный профиль железнодорожной линии.

На сетке продольного профиля (нижняя часть) указывают: километры, план линии (трассы), пикетаж, расстояние в м., существующие отметки земли (чёрные отметки) по оси будущей линии, проектный уклон (по диагонали сверху уклон ‰, по горизонтали снизу расстояние в м. ), отметка проектной бровки земляного полотна (красные отметки), тип поперечных профилей (насыпь, выемка), ситуация местности и инженерно-геологическую характеристику (грунт).

Сокращённый продольный профиль составляется на основе подробного продольного профиля в масштабе горизонтальный 1: 50000 и вертикальный -1: 1000. Сокращённый профиль повторяет в сжатом виде главнейшие данные продольного профиля. На нём наносят проектный профиль земляного полотна, план линии, километры, оси раздельных пунктов и расстояния между ними, входные и проходные сигналы, положение входных стрелочных переводов, путевых зданий, переездов и искусственных сооружений.

Он предназначен главным образом для машинистов локомотивов с целью ориентации их при ведении поездов о предстоящих подъёмах и спусках.

Схематический продольный профиль составляют по карте или плану с горизонталями в стадии предварительного камерального трассирования для сравнения вариантов проектируемой линии. За горизонтальный масштаб принимают масштаб карты, за вертикальный -1: 000.

Утрированный продольный профиль - составляют при проектировании усиленного капитального ремонта пути, вторых путей. Горизонтальный масштаб 1: 10000, вертикальный - 1: 100 (в 10 раз крупнее).

Сжатый продольный профиль - составляют в произвольных масштабах. Он служит для иллюстрации на небольшом чертеже профиля линии большой протяжённости.

Используемая литература: Воронков А.И.
Общий курс железных дорог. Тексты лекций:
Учебное пособие - Оренбург: Сам ГУ ПС, 2009.

Читайте также: