Катастрофа шаттла челленджер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Космический корабль "Челленджер" – без преувеличения, великое достижение человеческой мысли и технологий. Вот только эта же мысль, создавшая целую программу возвращаемых космических кораблей, изначально вела в тупик. На пороге этого тупика и погибли 35 лет назад семеро американских космонавтов…

Это было завораживающее зрелище. Трагичное, но завораживающее. Что-то из Вагнера. Или, вообще, из величественной германской мифологии. Особенно если смотреть на него, будучи сотрудником научной редакции ТАСС. Которая, правда, не была ещё объединена с отдельной тогда космической редакцией, но всё же была скомплектована из грамотных специалистов. Вполне доступно разъяснявших, почему вот эта дымная клякса с двумя змеиными хвостами от разлетевшихся бустеров, оставшаяся от космического корабля с семью людьми на борту, – закономерный, если не ожидаемый результат всей американской программы многоразовых космических "челноков" НАСА…

"Челленджер" – бросающий вызов. Кому и чему?

О трагедии, что случилась ровно 35 лет назад, знают практически все на Земле. Уж слишком она была… красивой? И это тоже. Если, конечно, отвлечься от гибели людей. Но она была ещё и медийно совершенной. Прямой эфир на весь мир, толпа зрителей возле космодрома, родственники взлетающих в небо космонавтов, могучая громадина совершеннейшего космического комплекса, окружённого чуть ли не религиозным поклонением восторженной нации… И – на 73-й секунде полёта громадная вспышка, которую мозг в первые мгновения готов принять за часть шоу, за салют, за что угодно… только не за окончательную, невозвратную точку! На судьбе десятого полёта "Челленджера", на судьбе самого корабля. И на жизнях семерых человек, что сидели внутри него.

В это невозможно было поверить – и коллективное бессознательное смотревшей на старт толпы до сих пор витает в ноосферном поле Земли, ретранслируя пережитый тогда шок любому, кто вспоминает о том событии, смотрит на те кадры, а тем более – пишет о происшедшем.

Впечатляют и совпадения. Например, что корабль погиб день в день – 28 января – с началом его строительства. Через семь лет. Или что на "Челленджере" было многое совершено впервые: первый выход в открытый космос в ходе программы шаттлов, первый ночной старт и ночная посадка, первый ремонт спутника прямо на орбите, первый выход в космос женщины-астронавта. Наконец, в этом рейсе на орбите должна была оказаться первая гражданская женщина – учительница, не космонавт. И все дети Америки с замиранием сердца ждали, когда Криста МакОлифф проведёт первый урок из космоса.

И ещё три таинственных совпадения, из-за которых в США в конце января стали отмечать день памяти погибших астронавтов. Первые трое сгорели 27 января 1967 года в кабине готовившегося к полёту "Аполлона-1". На следующий день, но 19 лет спустя, взорвался "Челленджер", унеся ещё семь жизней. А 1 февраля 2003 года при возвращении на Землю развалился на части и сгорел из-за повреждения нескольких плиток теплозащитного покрытия челнок "Коламбия" (Columbia). Тоже с семью членами экипажа на борту.

А уж каковы совпадения, встряхнувшие пытливую общественность через 30 лет после гибели "Челленджера"! Когда обнаружилось, что у 6 членов погибшего экипажа обнаружились ровно на 30 лет постаревшие люди-копии, с теми же даже фамилиями и даже именами! У двоих это были якобы братья-близнецы, о рождении которых, правда, нет никаких записей в соответствующих метриках. Остальные похожи как две капли воды вообще без объяснений. Загадка…

В общем, имя "Челленджеру" было подобрано словно по наитию. И даже в конце своём он тоже бросил вызов. Вот только кому? И чему?

Причины катастрофы – непосредственные и опосредованные

Непосредственной причиной катастрофы, по заключению американской правительственной комиссии (Комиссии Роджерса), стало повреждение кольцевого резинового уплотнителя одного из двух твёрдотопливных ускорителей. Дым из места повреждения был виден ещё на стартовом столе, а на 59-й секунде полёта оттуда стало бить пламя. Через 6 секунд огонь прожёг стенку большого топливного бака, к которому был присоединён шаттл. Из него началась утечка водорода. Наконец, бивший через дыру в уплотнителе огонь разрушил нижнюю стойку крепления ускорителя, который на 73-й секунде, повернувшись относительно верхней стойки, ударил по правому крылу "Челленджера" и пробил кислородный бак. Соединение водорода с кислородом дало мощный взрыв, разрушивший всё.

А причина причины какова? Она проста и постыдна. Запуск корабля производился при редких для тропической Флориды минус двух градусах (а по ночам температура падала до минус 6). При такой температуре резина, из которой были сделаны уплотнители ускорителей-бустеров, становится хрупкой. Причём фирма Morton Thiokol, их производившая, свои гарантии уплотнителям давала только до температуры плюс 11, а её представитель ни в какую не хотел подписывать акт, разрешающий запуск корабля. Более того, расследование показало, что о потере эластичности данных уплотнительных колец при низкой температуре руководство НАСА знало аж с 1977 года, то есть даже до начала строительства "Челленджера". Но, похоже, слишком важен для кого-то большого в НАСА был контакт именно с этой фирмой. Настолько, что ночью перед полётом представители возглавлявшего работы по ускорителям Центра Маршалла выкручивали руки руководству Morton Thiokol, пока то не выдавило из себя сквозь зубы, что повреждения уплотнений не должны быть существенными.

Челенджер

По заключению американской правительственной комиссии, непосредственной причиной катастрофы стало повреждение кольцевого резинового уплотнителя одного из двух твёрдотопливных ускорителей. Фото: Nasa / Globallookpress

Как потом описала это Комиссия Роджерса, определяющими (!) факторами, приведшими к катастрофе, послужили "недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA". В общем, семерых космонавтов убило само НАСА.

Ну а причина причины причины какова?

Пусть неловко скроен вопрос в подзаголовке, но зато верно. Ибо за непосредственными и опосредованными причинами аварии "Челленджера" стояла главная, можно сказать, генеральная причина. Вот о ней и рассуждали тогда в научной редакции ТАСС.

А тут к тому же не бензин – но водород с кислородом в качестве топлива. По совести – гремучая смесь. Так погиб в 1937 году дирижабль "Гинденбург": какое-то повреждение корпуса, наполненного водородом, утечка, загорание, взрыв – 36 трупов…

Второе – сама конструкция шаттлов была, по сути, одноступенчатой. Корабль поднимался на собственных двигателях. Бустеры и были всего лишь ускорителями, помогавшими на первом этапе. А так – сам, всё сам: корабль, оседлавший бочку с горючим, сам вёз её наверх.

Это было бы хорошо, если бы человечество имело тогда в распоряжении другие топлива, кроме химических. Более высокоэнергетические. Но их не было, да и сегодня нет. Так что до орбиты – кстати, низкой, всего 185 км, из-за чего впоследствии приходилось держать на той же высоте целую МКС – шаттлы добирались почти на последних каплях. И на орбите маневрировать – тоже не очень. И для чего нужен тогда такой корабль? Только для того, чтобы в назначенный час сбросить из космоса ядерную боевую часть, которую ни одна ПВО отразить не сможет. Ибо с момента сброса спецбоеприпаса до его падения прошло бы всего 200 секунд.

Так считали наши военные, и эти расчёты не были безосновательными – коммерческая составляющая в программе "Спейс шаттл" явно была вторичной. Потому что уж слишком она была… некоммерческой.

Провально убыточный шаттл

Для чего вообще нужен космический корабль? Чтобы летать в космос? Логично. Но в комплекте с ракетой-носителем это становится несколько другим проектом. В комплекте этот проект становится нужен тогда, когда носитель выводит в космос полезную нагрузку.

Это – термин. На деле нагрузка может быть бесполезной. С коммерческой точки зрения. Ну, например, межпланетная станция, отправленная к Плутону. Вот что, легче нам стало жить после того, как мы увидели на фотографиях эту планетку вблизи?

Нагрузка может быть даже вредной. Ядерный взрыв мало способствует здоровью и долголетию, не правда ли?

Но в любом случае полезная нагрузка нужна. Иначе зачем запускать ракету? Вот тут-то и выяснилось, что одноступенчатой ракете проекта "Спейс шаттл" вывозить на орбиту… нечего! Нет таких полезных грузов, чтобы их эксплуатация в космосе окупала хотя бы один запуск. А он обходился, на минуточку, примерно в полмиллиарда долларов!

Американцы же подсчитали, что для обеспечения безубыточности программы необходимо было бы совершать не менее 24 стартов в год. Но что забрасывать-то на орбиту ракетой-кораблём, способным доставить туда до 24,4 тонны грузов? Для этого просто не было необходимого количества полезной нагрузки! Так что при планировании программы хотели уменьшить стоимость доставки килограмма полезного груза на орбиту с 2000 долларов до уровня 40–100 долларов. Вот только на деле к этому рубежу не подошли даже на порядок. Даже на два порядка не подошли.

Пытались доставлять спутники на орбиту. Попробовали – получилось. Но только стоимость такой доставки оказалась запредельной. Дешевле было на одноразовой ракете забросить.

Пытались ускорить и удешевить подготовку шаттлов между полётами. Но запланированных двух недель подготовки не получилось ни разу. Получалось – два месяца. А после катастрофы "Челленджера" – три. Не считая почти трёх лет, что после этой катастрофы вообще не летали. Да оно и понятно: одни только 35 тысяч плиток теплозащиты требовали обязательной замены, а среди них даже двух одинаковых не было: каждая монтировалась в своё гнездо. А ещё надо было каждый раз демонтировать главные двигатели на обслуживание, перебирать и дефектировать турбонасосные агрегаты, дефектировать и заменять при необходимости лопатки турбин (а инженеры не просто так суеверно держали пальцы скрещёнными после каждого старта – трескались лопатки быстро).

Пытались возвращать с орбиты спутники для ремонта. Логично: обидно, например, терять аппарат стоимостью в миллиарды только из-за отказа мелкого датчика ориентации или не до конца выпустившейся солнечной батареи. Но было возвращено всего 5 спутников, и в 1996 году эту практику прекратили опять же из-за убыточности этой процедуры.

Пытались ремонтировать спутники на орбите. Тоже без особых достижений: починили всего 5 единиц. Правда, среди них был орбитальный телескоп "Хаббл", который совершил потом немало хороших открытий. Но новый рентгеновский источник в чужой галактике за 200 млн световых лет, согласимся, мало тянет на коммерческий успех.

И что же в итоге? А в итоге… тупик. Бессмысленный и беспощадный. По крайней мере, для 14 космонавтов "Челленджера" и "Коламбии", которые погибли в этом тупике. И получается, что они погибли ни за что. Не за будущее космонавтики, а за её прошлое.


О том, как 28 января 1986 года погибли семь астронавтов и космический корабль Challenger, написаны километры текста. Каждая из 73-х секунд полета шаттла миссии STS-51L разобрана до мельчайших деталей. Комиссия под руководством госсекретаря США Роджерса установила причины катастрофы и вина тогдашнего руководства NASA неоспорима.

Накануне старта представители фирмы Morton Thiokol, производящей твердотопливные ускорители шаттла, отказались поставить подпись под допуском корабля к старту из-за низкой температуры — в те дни во Флориде было очень холодно, до -6Сº, а резиновые уплотнители в стыках между секциями твердотопливных ускорителей были рассчитаны на работу при температуре не ниже +11Cº. О прогарах в соединениях сообщалось в течение предыдущих девяти стартов.




На рисунке показано, где началась проблема с повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя.


Крылатый космический корабль разрушился, все семеро его астронавтов погибли. В этом экипаже, как в капле воды, отразилась вся Америка: пятеро мужчин и две женщины, военные и гражданские, кадровые астронавты НАСА и непрофессионалы, белые американцы и чернокожий, американец японского происхождения и еврейка.



Криста Маколифф во время тренировки в условиях невесомости




В момент разрушения корабля членов экипажа бросает из стороны в сторону в их привязных ремнях, которыми они прижаты к сиденьям. Процедурные листы вылетают из своих креплений и болтаются на шнурках. Карандаши и контейнеры с питьем отделяются от своих креплений и летают по всему объему кабины. Шум от обломков снаружи добавляет хаоса. Возгласы удивления вырываются у членов экипажа, но они затихают в неработающих микрофонах. Всё электропитание утрачено при отделении кабины от остальной части фюзеляжа.


Экипаж жив, но ему не хватает воздуха. Астронавты включают аварийные аппараты подачи воздуха. Джуди Резник (или Эл Онизука) включает PEAP (персональный аварийный комплект подачи воздуха) за спинкой кресла Майкла Смита.


Дик Скоби и Майкл Смит — летчики-испытатели, и они реагируют так, как обучены. Даже короткий беспорядочный полет в момент разрушения корабля не лишил их дееспособности. Они столкнулись с самым большим количеством серьезных аварийных ситуаций в своей летной карьере. Они сознают, что ситуация опасная, но они находятся в кабине, оснащенной ручкой управления, и до ВПП — всего 20 миль [чуть более 32 км]. Они полагают, что у них есть шанс.

Они сосредотачивают все внимание на приборах, надеясь выявить проблему, но кокпит обесточен. Каждый экран компьютера — черная дыра. Не горит ни одна предостерегающая или предупреждающая надпись. Никаких звуков аварийной сирены. Все индикаторы погасли — они тоже лишились питания. Индикация положения аппарата, скорости, ускорения, шкала высоты — всё застыло в положении OFF. У пилотов нет ничего, с чем можно было бы работать. Но они пытаются разобраться в ситуации, рука командира Скоби сжимает ручку управления. Он борется за контроль над аппаратом, хотя аппарата, который можно было бы контролировать, уже не существует.

Члены экипажа, сидящие на нижней палубе — Рон МакНейр, Криста Маколифф и Грег Джарвис — попали в наиболее страшную ситуацию. У них нет ни окон, ни приборов. Они полностью зависят от членов экипажа на летной палубе, которые должны держать их в курсе хода полета. Но от них не слышно ни слова. В момент разрушения корабля интерком замолчал, и свет на нижней палубе погас. Рон, Криста и Грег находятся в ловушке — в падающей, темной, безмолвной комнате.



Давайте вспомним их сегодня (слева направо):

37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф.
Учительница из Бостона. Первый полет. Должна была провести два урока для учеников на Земле.

41-летний Грегори Б. Джарвис
Инженер. Первый полет.

Второй пилот — 40-летний Майкл Дж. Смит .
Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

(VIA)

Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

На пике могущества

В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.

Появилась мысль о том, что в новых условиях в космос может слетать любой желающий, обладающий нормальным здоровьем и прошедший не слишком тяжёлый и длительный курс тренировок.

Окончательные итоги конкурса оглашались торжественно, в Белом доме. Вице-президент США Джордж Буш 19 июля 1985 года объявил: победителем стала 37-летняя Шарон Криста МакОлифф, второе место заняла 34-летняя Барбара Морган. Криста стала основным кандидатом на полёт, Барбара — её дублёром.


Криста МакОлифф, мать двоих детей, преподававшая в средней школе историю, английский язык и биологию, во время оглашения итогов конкурса плакала от счастья. Её мечта сбылась.


Юбилейный старт

К осторожным голосам в НАСА не прислушивались. Что может случиться с лучшей космической техникой в мире?

В состав экипажа экспедиции STS-51L, помимо Кристы МакОлифф, входили командир Фрэнсис Скоби, первый пилот Майкл Смит, а также астронавты Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд Макнейр и Грегори Джарвис.

Помимо школьных уроков с орбиты, в программу миссии входили вывод на орбиту спутников и наблюдение за кометой Галлея.

Первоначально старт с космодрома на мысе Канаверал был назначен на 22 января, однако затем несколько раз переносился, пока новой датой не стал день 28 января.

В то утро также возникло подозрение, что полёт придётся перенести — во Флориде сильно похолодало, температура опустилась ниже нуля, и на площадке запуска появилось обледенение. Руководство решило не отменять старт, а просто перенести его на пару часов. При новом осмотре выяснилось, что лёд начал таять, и добро на старт было получено.


Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.

Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.


Без шансов на спасение

Но к этому моменту зрители уже всё поняли — в Атлантический океан с неба падали обломки того, что совсем недавно было самым современным космическим кораблём в мире.

Операция по подъёму обломков, упавших в Атлантический океан, продолжалась до 1 мая 1986 года. Всего было поднято около 14 тонн обломков. Около 55% челнока, 5% кабины и 65% полезной нагрузки осталось на дне океана.

Кабину с астронавтами подняли 7 марта. Выяснилось, что после разрушения конструкций корабля более прочная кабина уцелела и несколько секунд продолжала подниматься вверх, после чего началось падение с большой высоты.

Если же кабина оставалась герметичной, то астронавты погибли при ударе о поверхность воды на скорости 333 км/ч.


Выводы комиссии Роджерса оказались не меньшим ударом по престижу НАСА, чем сама катастрофа. В качестве решающего фактора, приведшего к трагедии, были названы недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.


21 год спустя



Трагедия произошла на глазах родственников семи погибших астронавтов и миллионов американцев, следивших за стартом космического челнока в прямом эфире.

"Бросающий вызов". 5 фактов о шаттле "Челленджер"

  • Challenger переводится с английского как "бросающий вызов".
  • Шаттл представляет собой гибрид самолета и космического корабля.
  • На борту была простая американская учительница истории – победительница конкурса "Учитель в космосе".
  • Это второй из шести кораблей, построенных США по программе Space Shuttle ("Космический челнок").
  • До катастрофы шаттл выполнил 9 успешных полетов, проведя в космосе около 62 суток.

Земля. Вид из космоса. Космонавт. Астронавт.

Запуск шаттла откладывали несколько раз

Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января. В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили. В результате корабль разрушился в воздухе, оторвавшаяся кабина с экипажем, не оборудованная парашютами, разбилась.


Почему взорвался шаттл "Челленджер"

Для расследования крушения президент США Рональд Рейган создал специальную комиссию под руководством бывшего госсекретаря Уильяма Пирса Роджерса. В комиссию вошел и известный физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. О своем участии в расследовании он подробно рассказал в книге "Какое тебе дело до того, что думают другие?".

Комиссия установила, что причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, которая привела к утечке газов. Они прожгли оболочку топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву над Атлантическим океаном через 73 секунды после старта.

Дело в том, поясняет КП, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций, герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. В ходе слушаний по расследованию катастрофы физик Фейнман наглядно продемонстрировал эксперимент с резиной, стаканом и ледяной водой, который наглядно показал, что при низких температурах резина теряет эластичность.

Как выяснилось в ходе расследования, о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец ответственным руководителям NASA было известно еще в 1977 году. Кроме того, запуск Challenger проходил при низкой температуре воздуха – 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как для взлета была рекомендована температура 11 и более градусов выше нуля, сообщает ТАСС.


Выводы после гибели "Челленджера"

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты тела астронавтов и обломки корабля. Поиски велись семь месяцев, на них было израсходовано порядка 100 млн долларов.

Комиссия Роджерса выявила проблемы во взаимодействии. В результате, решение о запуске миссии 51L основывалось на неполной и, порой, недостоверной информации. При этом руководство NASA иногда игнорировало проблемы безопасности полета в обход ключевых фигур программы Space Shuttle".

После катастрофы программа Space Shuttle была приостановлена. В августе 1986 года было принято решение о строительстве нового корабля Endeavour, который заменил Challenger. Полеты по программе возобновились в конце сентября 1988 года и завершились в июле 2011 года, пишет ТАСС.

Первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн сказал, что даже в самых дерзких мечтах никогда не ожидал, что освоение космоса продвинется так далеко, не потеряв ни одного человека.

"Эта трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества".

Экипаж челнока "Челленджер"

  1. Командир экипажа — 46-летний Фрэнсис "Дик" Р. Скоби, военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Для него это был второй полёт на "Челленджере" — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41C в качестве второго пилота.
  2. Второй пилот — 40-летний Майкл Дж. Смит, лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.
  3. Научный специалист — 39-летний Эллисон С. Онидзука, лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Для него это был второй полёт в космос — до этого он был в составе экипажа миссии STS-51C челнока "Discovery".
  4. Научный специалист — 36-летняя Джудит А. Резник, инженер и астронавт NASA. Для неё это был второй полёт в космос — до этого она была в составе экипажа миссии STS-41D челнока "Discovery".
  5. Научный специалист — 35-летний Роналд Э. Макнейр, физик, астронавт NASA. Для него это был второй полёт на "Челленджере" — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41B.
  6. Специалист по полезной нагрузке — 41-летний Грегори Б. Джарвис, инженер и астронавт NASA. Для него это был первый полёт на "Челленджере".
  7. Специалист по полезной нагрузке — 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф, учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта "Учитель в космосе". Она должна была вести уроки в прямом эфире.

В барнаульском планетарии показали, как выглядит новое здание изнутри

Полярное сияние, движение астероида: сегодня в планетарии есть возможность увидеть небесные объекты в режиме реального времени, а также посмотреть на них в прошлом и будущем времени

Читайте также: