Катары и их учение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Глубочайшим заблуждением, главной ошибкой этих еретиков, по мнению римско-католической Церкви, была их дуалистическая теология, которую Пьер де Во-де-Серне излагает следующим образом:

Из этих теологических построений следует: 1) что таинства римско-католической церкви (крещение, причастие, брак, соборование) — всего лишь материальные обряды, ловушки Сатаны; рода крещения — всего лишь вода, облатка не может быть телом Христа, это только тесто, кресту не должно поклоняться, его следует ненавидеть и проклинать, поскольку он был орудием унижения и мучений Иисуса; 2) что Пресвятая Дева не могла быть матерью Иисуса, поскольку у него никогда не было тела, он, подобно доброму Богу, является чистым духом; 3) что человеческая душа до тех пор, пока в нее не снизошел Святой Дух, пока она не получила спасительного озарения, делающего человека чистым, остается под властью сатаны и переходит в каждой следующей жизни в одно из множества тел людей или животных (учение о переселении душ); 4) что тому, кто сделался чистым, смерть несет окончательное избавление души и что в конце времен, когда все души будут освобождены из Мрака тел, Свет вновь будет полностью отделен и спасен от нестерпимого господства материи. И тогда материальный мир исчезнет, солнце и звезды погаснут и огонь поглотит души демонов: продолжаться будет лишь вечная жизнь в Боге.

Она включала в себя две категории верных: священников, которые вели аскетическую, полную лишений жизнь, и мирян, которые жили обычной жизнью, могли вступать в брак, заниматься каким-нибудь ремеслом, иметь личное имущество и только стараться при этом жить праведно и честно. Первых называли совершенными: неизменно одетые в черное, они соблюдали безупречное целомудрие; отказывались от мяса, поскольку в теле любого животного могла быть заключена человеческая душа; яиц, молока, масла и сыра они тоже не ели, потому что все эти продукты получались от сексуальной деятельности живых существ, однако употреблять в пищу рыбу им было позволено. Такой образ жизни, если вести его без малейших отклонений, обеспечивал совершенным освобождение души после смерти тела. Вторых называли верующими: они не стремились подражать жизни совершенных, но надеялись, что вера последних принесет спасение и им, и должны были вести жизнь честную, праведную и достойную уважения.

Нелишним будет уточнить здесь, что Пьер де Во-де-Серне писал эти строки между 1213 и 1218 годами (крайние даты), два столетия спустя после того, как в Лангедоке появилась катарская ересь; стало быть, мы можем заключить из его слов, что к этому времени катарское учение широко распространилось в тех краях. Приблизительно за полвека до того, как прозвучал призыв к крестовому походу против альбигойцев, в 1145 году, сам святой Бернар, посланный настоятелем Клерво с миссией на тулузскую землю, такими безрадостными словами описывал состояние религии в этой местности:

Начнем же. Ересь поднялась, как гад со дна морей

(Господь ее да поразит десницею своей!),

Попал весь Альбигойский край в охват ее когтей —

И Каркассон, и Лорагэ. Легли по шири всей —

От стен Безье до стен Бордо — следы ее путей!

К неложно верящим она пристала как репей,

И были там — я не совру — все под ее пятой.

Раймонд VI, граф Тулузский и Сен-Жиля, герцог Нарбоннский и маркиз Прованса, стал преемником отца, Раймонда V, в 1194 году. Заключенный им выгодный договор положил конец войне, которую последний вел с английскими Плантагенетами (с Генрихом II, затем с его сыном, Ричардом Львиное Сердце), у которых он отобрал Керси. В 1198 году он объединился с шурином, Ричардом Львиное Сердце, и несколькими крупными вассалами против Филиппа Августа; в последующие годы он то и дело вступал в вооруженные конфликты с разными сеньорами юга. Когда же Раймонд VI не был при оружии и не воевал, он держал блестящий двор, куда стекались трубадуры, и проявлял участие к катарам, которые, пользуясь его покровительством, обосновались на его землях. В 1205 или 1206 году граф, напуганный действиями папы Иннокентия III, который уговаривал Филиппа Августа начать крестовый поход против этих еретиков (то есть на его, Раймонда, землях), пообещал папскому легату Пьеру де Кастельно, о котором мы поговорим позже, что не потерпит долее катаров в своих владениях; однако обещания своего он так и не сдержал, и в дальнейшем мы увидим, каким образом миссия Пьера де Кастельно, папского легата, завершится страшным альбигойским крестовым походом.

Эти краткие сведения позволяют нам наметить два следующих обстоятельства, которые, в свою очередь, помогут нам понять смысл этой недостойной религиозной войны: 1) могущество Раймонда VI, графа Тулузского, чьи владения были почти столь же обширны и богаты, что и владения его сюзерена, короля Франции, и то, что он, кроме всего прочего, доводился шурином Ричарду Львиное Сердце (с ним он, как мы уже говорили, объединился против Филиппа Августа, который приходился графу дальней родней), делали его естественным противником короля; 2) свобода его нравов и расположение к катарам, о чем всем было известно, делали графа Раймонда VI и врагом Бога (а стало быть, папы Иннокентия III), что в 1207 году привело к его отлучению от Церкви по решению Пьера де Кастельно, подтвержденному папой в мае следующего года.

Вследствие всего этого граф Раймонд VI как для папы, так и для французского короля был человеком, с которым следовало разделаться. Крестовый поход против катаров предоставил для этого предлог и обоснование преступления, поскольку еретиков было полным-полно как в графстве Тулузском, так и по всей Окситании. Пьер де Во-де-Серне, ожесточенно преследовавший катаров с единственным оружием — крепким гусиным пером в руке, объясняет это нам с нескрываемой пристрастностью, но живо и ярко, а попутно дает и некоторые драгоценные сведения, на которые мы будем обращать внимание читателя по ходу дела:

Впрочем, катарское учение было не единственной ересью Лангедока. В самом деле, Пьер де Во-де-Серне сообщает нам о существовании христианской секты, зародившейся на юге Франции около 1170 года и начавшейся с проповедей некоего Пьера Вальдо, богатого лионского купца, отказавшегося от всего нажитого ради того, чтобы призывать к возвращению к изначальной этике Евангелия; его последователей называли вальденсами, образуя это название от имени основателя секты.

Вальденсы подвергались гонениям со стороны Рима, в 1487 году против них был начат крестовый поход, но им удалось уцелеть и найти приют в альпийских деревнях Пьемонта, Савойи и Люберона. Когда их снова начали преследовать в XVII веке (при Людовике XIV), они примкнули к кальвинистской реформированной Церкви. Уточним, что вальденсы не имели никакого отношения к катарам: в частности, они никогда не поддерживали никаких манихейских теорий.

Религия катаров

Религия катаров Массовость еретическое движение приобрело в Европе в X – XI веках.Известный русский учёный Н. А. Осокин писал:«Вскоре после того как миновал 1000-й год от Рождества Христова, год ожидаемого многими конца света, по Европе прокатилась волна увлечений странными

12. Разгром катаров-скифов

12. Разгром катаров-скифов Борьба западной Реформации XVI–XVII веков с осколками Ордынской Империи хорошо иллюстрируется разгромом катаров во Франции. История катаров — одна из захватывающих и загадочных страниц средневековья.Якобы в X–XI веках в Западной Европе, и

2. ВЕЛИКАЯ ЕРЕСЬ КАТАРОВ

2. ВЕЛИКАЯ ЕРЕСЬ КАТАРОВ И тогда наше расследование вступило на уже знакомый нам путь: ересь катаров, или альбигойцев, и крестовый поход, спровоцированный ею в XIII в.; все указывало на то, что ей придется сыграть важную роль в раскрытии тайны Ренн-ле-Шато. В эпоху

2. Великая ересь катаров

2. Великая ересь катаров И тогда наше расследование вступило на уже знакомый нам путь: ересь катаров, или альбигойцев, и крестовый поход, спровоцированный ею в XIII веке; все указывало на то, что ей придется сыграть важную роль в раскрытии тайны Ренн-ле-Шато. В эпоху

12. Разгром катаров-скифов

12. Разгром катаров-скифов Борьба западной Реформации XVI–XVII веков с осколками Ордынской Империи хорошо иллюстрируется разгромом катаров во Франции. История катаров – одна из захватывающих и загадочных страниц средневековья.Якобы в X–XI веках в Западной Европе, и

Религия катаров

Религия катаров Цветущее состояние Южной Франции было разрушено войнами, которые велись против нее крестоносцами Севера по воле папы Иннокентия III — вот на сцене и появляется наш преступный папа. Его воля была исполнена в точности. Двадцать лет продолжались

ДОКТРИНА КАТАРОВ

ДОКТРИНА КАТАРОВ Непосредственные истоки движения выявляются легко, но его отдаленное происхождение намного темнее. Нельзя не удивиться поразительному сходству катарского ритуала с церемониями ранней церкви, и историк Жан Гиро, при всей его приверженности к

МОРАЛЬ КАТАРОВ

МОРАЛЬ КАТАРОВ Опасность скорее крылась в другом: мораль для простых приверженцев была слишком легковесной, полностью соответствовавшей нравственности населения Юга. Однако же здесь не следует впадать в преувеличения. Так, например, катарская церемония, называемая

МОГУЩЕСТВО КАТАРОВ

МОГУЩЕСТВО КАТАРОВ Чтобы понять катаризм, следует обстоятельно рассмотреть то, что отличает его от прочих антиклерикальных движений, столь распространенных в средние века. Катарское движение, как мы уже говорили и как мы еще увидим, не было инициативой простого люда, оно

2. Учение катаров как национальная религия

I. РИТУАЛ КАТАРОВ

I. РИТУАЛ КАТАРОВ Сокращенный вариант перевода Л. Кледа. Полный текст находится в изданном им переводе Нового Завета, сделанного в XIII веке на провансальский язык (фотокопия рукописи, хранящейся в Лионской муниципальной библиотеке во дворце св. Петра, в IV т. Библиотеки

Правила поведения катаров

III. МОЛИТВА КАТАРОВ

На страницах TOPWAR уже не раз и не два рассказывалось о жестоких религиозных войнах, что развязывались именем Бога и во славу Его. Но едва ли не самый показательный пример - это Альбигойские войны на Юге Франции, начатые ради искоренения ереси катаров. Кто они такие, почему христиане-католики считали их еретиками, а сами они называли себя истинными христианами, а также о сохранившихся до наших дней замках катаров и пойдет сегодня наш рассказ…
__________________________________________________________________

ЕРЕСЬ КАТАРОВ (часть 1)


Но кроме считающих друг друга еретиками католиков и православных, отделенных в то время друг от друга особенностями природы, даже на территории Европы, в пределах, например, той же Франции и Германии существовало множество религиозных течений, существенным образом отличающихся от традиционного христианства по католическому образцу. Особенно много в начале XII в. таких христиан было в Лангедоке, области на юге Франции. Именно здесь возникло очень мощное движение катаров (имевших, кстати говоря, и другие названия, но это самое известное, поэтому на нем мы и остановимся), чья религия существенно отличалась от традиционного христианства.

Религия Катаров, гибель Катаров и замки Катаров


Вот так он выглядит снизу… Он задуман местным епископом (по совместительству еще и инквизитором) как твердыня истинной веры, надежно защищенной от еретических поползновений. Отсюда и такая странная, фортификационная архитектура с толстыми стенами и минимумом проемов. А все кружево готики украшает только входной портал, который прилеплен с боку к этому колоссальному сооружению. В башню (ее высота 90 м) вообще нет входа снаружи.


А вот так он выглядит сверху и… трудно себе представить сооружение более величественное.

Катары носили на пряжках и пуговицах изображение пчелы, которая символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Отрицая крест, они обожествляли пятиугольник, который являлся для них символом вечной диффузии – рассеивания, распыления материи и человеческого тела. Кстати их оплот – замок Монсегюр – как раз и имел форму пятиугольника, по диагонали – 54 метра, в ширину – 13 метров. Для катаров Солнце было символом Добра, поэтому Монсегюр вроде был одновременно их солнечным храмом. Стены, двери, окна, и амбразуры ориентировались в нем по солнцу, причем таким образом, что только лишь путем одного наблюдения восхода в день летнего солнцестояния здесь можно было рассчитывать его восход в любые другие дни. Ну, и, конечно, не обошлось без утверждения о том, что в замке существует тайный подземный ход, который, по пути разветвляясь на множество подземных ходов, пронизывает все ближайшие Пиренеи.


Замок Монсегюр, современный вид. Трудно себе представить, что во время осады там помещались сотни людей!


[/center]
Современная реконструкция замка Монсегюр.

Поскольку многие их вассалы сами являлись еретиками или симпатизировали еретикам, эти сеньоры не могли или не захотели сыграть на своих землях роль христианских князей, защищающих веру. Граф Тулузский сообщил об этом папе римскому и королю Франции, церковь послала туда миссионеров, и, в частности, святого Бернара Клервосского, который в 1142 году изучил положение дел в провансальских епархиях и выступил там с проповедями, особого успеха, однако, не имевшими.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III продолжил политику возвращения катаров в лоно католической церкви посредством методов убеждения. Но многочисленных проповедников встречали в Лангедоке скорее прохладно, нежели радостно. Даже святому Доминику, отличавшемуся своим красноречием, и то не удалось добиться осязаемых результатов. Катарским вождям активно помогали представители местной знати, и даже некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил своего легата. Тот в 1206 году он попытался найти поддержку у аристократии Лангедока и настроить ее против катаров. Сеньоров, которые по-прежнему оказывали им содействие, стали отлучать от церкви. В мае 1207 года под отлучение от церкви попал даже сам могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Однако после встречи с ним в январе 1208 года наместник папы был найден зарезанным в собственной постели, и это окончательно вывело папу из себя.


Внутри собора св. Цицилии находится столь же впечатляющий орган.

Тогда разгневанный папа отреагировал на это убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока, всех тех, кто примет участие в крестовом походе против них и уже весной 1209 года объявил против них крестовый поход. 24 июня 1209 года по призыву папы римского в Лионе собрались предводители крестового похода – епископы, архиепископы, сеньоры со всего севера Франции, за исключением короля Филиппа Августа, который высказал лишь сдержанное одобрение, но отказался возглавить сам поход, больше опасаясь германского императора и английского короля. Целью крестоносцев, как это объявлялось, было отнюдь не завоевание провансальских земель, а освобождение их от ереси, причем, как минимум, за 40 дней – то есть срок традиционной рыцарской службы, выше которого за нее наниматель (кем бы он ни был!) должен был уже заплатить!


А потолок покрыт просто фантастически красивой росписью явно на зависть всем, кто верил в Господа иначе!

КАТАРЫ – НОСИТЕЛИ ИСТИННОГО УЧЕНИЯ ИИСУСА

Движение катаров охватило на то время много стран и областей Западной Европы. В особенности это учение было распространено на севере Италии, в Германии, Франции, и на южной её территории в исторической области Лангедок. И кто знает, как бы это движение распространялось дальше и каким бы мир был сегодня, если бы оно не было так цинично стёрто с лица Земли.

Распространение катаризма в странах и областях Западной Европы

Распространение катаризма в странах и областях Западной Европы

Упоминания о катарах появляются уже в первых хрониках XI века. Интересно, что как раз в это время жил Великий святой - безмездный лекарь Киево-Печерской Лавры Агапит Печерский, который много путешествовал по миру и возрождал духовные знания. Существуют легенды о том, что катары имели причастность к Граалю, также как и Агапит Печерский.

Эти люди, как мужчины, так и женщины, которые путешествовали попарно, куда бы ни зашли – в деревню, в замок или пригород, – везде пользовались безграничным уважением. Все упоминания свидетельствуют о том, что их жизнь была примером скромности, благочестия и духовной чистоты.

Статуя человека в позе Оранты. Одно из немногих оставшихся изображений катаризма.

Надо отметить, что народ, который присутствовал на казнях катаров, поражало их мужество и отвага, с какой они всегда переносили муки огня, подобно первым христианским мученикам, не выражая ни капли страха или отрицания. Есть также исторические упоминания о том, что некоторые из них принимали смерть с улыбкой. Всё это, пожалуй, указывает на то, насколько не привязаны они были к материальным оболочкам и насколько крепко жили миром Бога. Для них смерть тела была лишь переходом из ада в жизнь настоящую в мире Духовном.

Статуя человека в позе Оранты. Одно из немногих оставшихся изображений катаризма

Иисус

Но само понимание его учения было другим. К примеру, они не считали, что Иисус пришёл на землю, чтобы искупить своей жертвой человеческие грехи. Смыслом же прихода Христа на землю и принятие им человеческого облика, как они считали, было показать людям, что на самом деле их Царство находится не в этом мире, князем которого есть Сатана, а находится в невидимом мире, мире Бога, который есть Свет и Любовь. Он пришёл в материальный мир из сострадания, для того, чтобы показать падшим ангелам путь их спасения, путь домой на свою небесную родину.

Согласно учению катаров, души людей являются отторгнутыми от Бога, частями целого, которые заключены в телесную оболочку, созданную Сатаной.

Катары учили, что телесность Иисуса – лишь видимость. Истинный же его облик бесплотный, и он не может страдать, умирать и воскрешаться. Для того чтобы усыпить бдительность Сатаны, Иисус подчинился земным законам и воплотился в тело, а после смерти телесной оболочки, Иисус вернулся на небо и оставил на земле за собой Церковь, в коей пребывал Святой Дух, утешитель пленных душ.

Многие исторические документы указывают на то, что катары действительно были последователями более древней традиции и являлись истинными последователями учения апостолов. Эта информация имеет под собой основание. До нашего времени дошло всего лишь два катарских документа, датированных XIII веком, которые свидетельствуют (об этом пишет в частности Жан Гиро в своей работе об инквизиции) о том, что Церковь катаров, без сомнения, владела древними текстами, восходящими к первоначальной Церкви.

У катаров было чёткое разграничение между духовным и материальным. Они вели спокойную аскетическую жизнь, не брали подаяний и пожертвований на церковь, а наоборот - сами помогали бедным. Катары несли в мир вечные ценности: настоящую и чистую любовь, искреннюю доброту, высокую мудрость. Они везде пользовались почётом и уважением, куда бы не пошли. Своим примером они демонстрировали возможность связи с Богом без всяких посредников. В то время как официальная церковь совершенно отошла от того, чему учило Евангелие, сама нарушала те же заповеди, которые она проповедовала людям. Поэтому, на мой взгляд, неудивительно, почему катары так стремительно набирали популярность среди народа. Естественно, всё это очень не нравилось Ватикану, чьи паства и доход начали стремительно иссякать.

Один известный девиз катаров гласил: «Сие золото мира есть гноение души”. Настоящая жизнь в их понимании велась на другой стороне, в мире Бога света.

Ключевым моментом для катар был дуализм. Они знали о том, что существует мир Бога, невидимый мир, и существует материальный мир, в котором мы живём, который сотворил Люцифер. И вот здесь уже можно задуматься, что было опасного для церкви и власть имущих в этих знаниях. Ведь эти знания освобождали людей от этого иллюзорного мира, освобождали от материальных оков и смерти, такими людьми уже невозможно было управлять. Более того, катары не признавали земную власть, а для жрецов это была опасность утратить своё влияние на людей.

За то зло, которое существует в этом мире, катары не считали ответственным Бога. Всё же зависит от самих людей, от их выбора между двумя своими природами – дьявольской и божественной. В этом мире они видели единственно возможный ад, который не имеет ничего общего с вечностью и в конце времён всё же прекратит своё существование. Конец времён в их понимании настанет тогда, когда все души будут спасены и вернутся к Творцу.

Важно отметить то, что катары стремились восстановить свою связь с Богом именно при жизни здесь и сейчас, так как считали, что после смерти материального тела это сделать будет уже невозможно.

Были у катаров и знания о перевоплощениях Душ (реинкарнации), теорию которых современное христинаство отвергает, однако информация о них есть в других учениях и религиях. И это немаловажный факт.

Ада, как определенного места, в понятии катаров не существовало, поскольку непрерывное перерождение (реинкарнации) и есть самый настоящий ад. Слишком длинная цепь таких воплощений может стать причиной полного падения Души и потери возможности спасения.

Катары верили, что Души людей были заключены в телесные тюрьмы для возможности получения опыта и познания Добра, чтобы в конечном итоге пробудиться от этого мира, осознать свою истинную природу и вернуться в мир Бога, мир истинный.

Катары не строили храмов и часовен, свои же проповеди и культы проводили, по сути, без привязки к конкретному месту, так как считали, что настоящий Храм внутри человека. Лишь с началом крестовых походов и инквизиции, они стали проводить свои службы в укромных местах и пещерах. Самой известной из пещер, где собирались катары на богослужения, была пещера Ломбрив в долине реки Арьеж.

Символы, которые ассоциируют с катарами

Сейчас, когда в мире есть Исконные Знания, которые мы имеем возможность обрести в книгах Анастасии Новых, у нас появился уникальный шанс отделить зёрна от плевел и понять для себя суть прошлых и грядущих событий. Обладая этой информацией и Ключом, любому человеку не составит труда прочитать и изучить различные религиозные, а также научные источники и увидеть Истину, которая в них закамуфлирована, начать больше понимать действительную структуру мира.

Катары – это были те, кто хранил остатки Истинного учения Иисуса. Возможно, не в полной мере, но в достаточной для того, чтобы вызвать беспокойство у политиков и жрецов. И это не удивительно, ведь истинные знания делают людей духовно свободными, свободными от системы, навязываемой теми, кто больше всего боится утратить свою временную власть в этом мире.







участник МОД “АЛЛАТРА”

Литература:Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов.

Зачем вырезали город Бизье? Почему сдался Каркассон - одна из самых неприступных крепостей Средневекоья? И почему церковник приказал убивать всех подряд без разбору?Зачем святой Бенедик кидал свои книги в костёр?

Кто такие катары ? Как и когда они появились?

Сами альбигойцы(катары) себя никогда так не называли. Причиной этому было то, что они считали себя истинными христианами. Давай те же разберёмся во что верили катары?

О чём говорит нам Альбигойская ересь?

Мир создан Богом и Дьяволом. Бог создал небесный мир, всё незримое - Бога в этом мире нет. Дьявол - создал земной мир и всё, что на земле ему принадлежит. Поэтому дьявол создал святую воду, католическую церковь, воров и убийц и вообще всё. Папа Римский и католический Христос тоже попали в категорию слуг дьявола. Так как настоящий Иисус никогда не был в реальном мире. Роль дьявола в мире - быть Князем тьмы, который контролирует Землю.

В основном учение было посвящено аскезе - нет браку , страстям , похоти , деньгам и нет поеданию животных(рыбу было можно). У них были свои клиры обоих полов. Они занимались тем, что читали молитву (Отче Наш - единственная допустимая у катар молитва)

Катары были против брака и любых половых сношений так как это вело к деторождению. А дети - это люди заключённые в физической оболочке, на страшной Земле , где правит дьявол. Это было единственной причиной из-за которой недопустимы были половые сношения. Однако, половые сношения не приводящие к деторождению были допустимы. Именно поэтому цвела содомия.

Если же принявший "consolamentum", скажем, выздоравливал - его принуждали к ритуальному самоубийству, называемому словом "endura". И очень часто "endura" совершали принудительно. Происходила она, чаще всего, через удушение или через уморение голодом. И практиковалась очень широко. Ей подвергали больных. Ей подвергали стариков. Ей подвергали детей. Особенно их: матери просто переставали кормить их грудью, и дети умирали голодной смертью. И это считалось очень добродетельным поступком. Даже гуманным.

Альбигойские войны

Предыстория и причины

К 12 веку катар стало так много на юге Франции в Лангедоке , что их даже не пытались преследовать, поддерживали. В 1179 Папе Римскому пришлось объявить их ересью. Стоит отметить,что даже не ересь была главной причиной альбигойских войн.

Лангедок - богатейший регион Франции, один из самых независимых регионов Франции. Там правил Раймунд 6, который был оним из самых могущественных людей того времени.

В 1208 году новый Папа Иннокентий решил вернуть катар в лоно Церкви. По этому поводу он направило святого Доминика. Он пытался убедить всех отречься от ереси. По легенде он кидал в костёр святые тексты написанные собой и катарами и горели лишь катарские тексты

Вскоре Папа Римский начинает отлучать феодалов , которые помогают катарам от церкви. В конце концов посол приехал и к самому Раймунду 6. А наутро Папский легат найдён мёртвым. такой наглости Папа Римский вытерпеть не мог. Поэтому очень быстро был организован крестовый поход, участникам которого пообещали кучу Лангедокской земли.

Боевые действия

С самого начало всё пошло максимально быстро и кроваво. Первый же город - Бизье был полностью вырезан . В нём проживало по разным оценкам от 7 до 20 тысяч человек. Последняя цифра фигурирует в отчётах Папского легата и может быть несколько завышенной. Однако самих катар в городе было не более 300 человек

Когда Папское командование спросило Папского легата Арнольда Амальрика о том как отличить католиков от катар , то он ответил:" убивайте всех - господь узнает своих"

Дела у Раймунда шли скверно. Так в июне осадили Минерв. Город подвергся массированному обстрелу из камнемётов, и его удалось захватить лишь после полного разрушения оборонительных укреплений. Катарам дали возможность принять католицизм. Большинство так и поступило, но 140 убеждённых катаров были сожжены на костре. В августе крестоносцы подступили к Терму. Несмотря на значительные усилия Пьера-Рожера де Кабаре, город подвергся осаде и в декабре пал. В 1211 году пал Лавор и были зверски убиты около 500 человек.

Крепость Мюре - величайший фейл

Наш Раймунд 6 и король Арагона подошли к крепости Мюре. Силы Раймунда и короля Арагона - 50 000 человек, а защитников крепости - Папской армии - 1500 человек. Кто же победит? Победили защитники крепости. Более того с разгромом. Так п отери армии Раймунда составили более 12 000 человек, а крестоносцев - 150. Ну и в довершении проблем - секирой в грудь получил король Арагонский, отчего скончался. Так Раймунд потерял ценнейшего союзника, значительную часть армии, а к 1215 году и Тулузу. В итоге Раймунд бежал в Англию.

Новый правитель

На место Раймунда 6 посадили Симона де Монфора - главнокомандующего армией крестоносцев. Попытка устанавливать там новые законы с треском провалилась. Народ восставал раз за разом. В 1216 году восстала Тулуза , куда приехал Раймунд с сыном. При попытки отбить Тулузу голова Симона де Монфора была превращена в фарш снарядом из катапульты.

Усиление короля Франции

До этих событий король Франции был первым из дворян. Теперь же он стал королём. Дважды отсылал войско в Лангедок. в 1219 и в 1226 годах. первый раз неудачно, а второй с большим успехом. Правда правителем Лангедока к этому моменту был уже Раймунд 7 - сын Раймунда 6.

Парижский договор о мире 1229

В ходе всех событий Раймунд 7 подписывает договор в Париже. П о которому он теряет кучу земель(около половины), возвращается в лоно Церкви, а также платит кучу денег, ну и конечно получил инквизицию.

Послесловие

В ходе войн Лангедок пришёл упадок на следующие несколько веков. Ни о какой независимости он уже и не мог подумать. Ну а следующую сотню лет инквизиция яростно сжигала недобитых катар.

Катарские цитадели захватывали одну за другой. Монсегюр сопротивлялся девять месяцев, до марта 1244 года, дольше всех других крепостей, будучи полностью отрезанным от внешнего мира. Последним оплотом катаров был замок Керибюс, сеньором которого был легендарный рыцарь Чаберт Барбейра, и который пал в августе 1255 года. Последний из катар был уничтожен в 1321 году.

А что вы думаете о катарах и как относитесь к их учению? Правильно ли было применять жестокость и институт инквизиции к еретикам для слома их антисистемы? Как вы считаете истинная вера или желание разбогатеть движило крестоносцами в Альбигойском походе?

Во второй половине XIII в. катары перестали быть серьезной силой и совершенно утеряли организационное единство. После краткого ренессанса катарства на юге Франции, имевшего место на рубеже XIII-XIV вв., это движение исчезает со страниц истории.

Петр Сернейский. Альбигойская хроника 553 .

Эта Тулуза, полностью погрузившись в обман, как говорят, с первых дней своего основания, редко была (или же вовсе никогда не была) свободна от отвратительного поветрия этой еретической развращенности. Яд суеверного безбожия передавался от отцов к сыновьям, из поколения в поколение. По этой причине и в наказание за подобное зло она, как справедливо говорят, испытала на себе много лет тому назад руку мщения и гибель населения до такой степени, что плуг бороздил открытые поля в самом центре города. Действительно, один из их наиболее прославленных королей, как я полагаю, именуемый Аларихом, который затем правил в городе, испытал страшный позор, будучи повешенным на виселице перед воротами 560 .

Сейчас следует узнать, что некие еретики звались Совершенными или Благими людьми. Другие звались верующими еретиками. Те, что звались Совершенными, носили черную накидку. Они ложно заявляли, что держат себя в целомуд рии. Они полностью отказывались потреблять мясо, яйца или сыр. Они старались создать впечатление о том, что никогда не лгут, когда сами лгали постоянно, особенно в отношении Бога. И они были убеждены, что нет никакого смысла давать клятвы. Те, что звались верующими еретиками, живя пока в миру, не прилагали усилий к тому, чтобы достичь жизни совершенных, однако надеялись сподобиться спасения своей верой. Действительно, они различались их образом жизни, но в своей вере (или, точнее, в своем неверии) они были заодно. Те, что звались верующими, были заняты ростовщичеством, разбоем, убийствами, грехами плоти, лжесвидетельствами и всеми видами порочности. Они чувствовали себя, по правде говоря, более безопасно и разнузданно в своем греховодниче-стве, поскольку верили, что будут спасены без возмещения добытой нечестным путем прибыли, без исповеди и епитиимьи, поскольку они могли во время предсмертной агонии повторить Господню молитву и получить наложение рук от их священников.

Не думаю, что следует умолчать об утверждении некоторых еретиков, будто никто не может согрешить тем, что [находится] ниже пояса. Они называли установление в церквях статуй идолопоклонством, настаивали на том, что церковные колокола – это горны демонов, утверждали, что спать с матерью или сестрой является не большим грехом, чем спать с кем-то еще, и, наибольшее из еретических безумств, они учили, что, если кто-либо из совершенных совершил бы смертный грех (например, съев наимельчайший кусочек мяса, сыра, яйца или другой пищи, не позволенной ему 572 ), все те, кто был утешен им, теряют Святой Дух и должны быть утешены заново. И они говорили даже, что те [кто был утешен согрешившим], уже спасенные, падают с небес из-за греха того, кто совершил над ними утешение.

Помимо этих, были другие еретики, звавшиеся вальденсами – от некоего Вальдо, уроженца Лиона. Эти были достаточно дурны, но, в сравнении с другими еретиками, они являлись значительно менее злыми. По многим вопросам они действительно были согласны с нами, по другим – не соглашались. Однако, упуская многие моменты их неверия, скажу, что их заблуждение заключалось главным образом в четырех вещах, а именно: в ношении сандалий по образцу апостолов, в их отказе приносить присягу в любых обстоятельствах, [а также] убивать, и в их утверждении, что любой из них в случае необходимости, до той поры пока он имеет сандалии, может исполнять таинство Евхаристии, хотя бы он и не мог быть посвящен епископом. Этот краткий очерк еретических сект кажется нам достаточным.

Читайте также: