Катакомбы в риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все дороги ведут в Рим – Вечный город, колыбель христианства, вотчина великих завоевателей и несгибаемый перст кардинальных исторических событий. Дорога каждого гостя, посетившего итальянскую столицу, непременно приведет к римским катакомбам. Подземные лабиринты хранят множество вековых тайн, над тайнами и разгадками которых до сих пор ломают умы исследователи, археологи и ученые всего мира.

Большая часть подземных коридоров недоступна для просмотра, но самостоятельно попасть в хорошо изученные, адаптированные для массового посещения раскопки может каждый турист и христианский паломник.

Историческая справка

Сеть подземных городских туннелей была обнаружена при строительстве на Саларийской дороге в средние века. Находка датируется 1578 годом. Первые захоронения появились еще в дохристианский период. В окрестностях Рима найдено более тысячи гробниц и около 60 подземных галерей и склепов.

Создать такой глубокий извилистый лабиринт представлялось возможным только из-за качества грунта. Мягкая вулканическая порода легко поддавалась вырубке, но при этом была достаточно крепкой, устойчивой к обрушению.

Глубина римский катакомб достигает 30 метров, некоторые из них имеют от 3 до 5 уровней, общая длина сооружений – около 170 км. Стены самых известных римских катакомб демонстрируют искусство первых христиан, их украшают фрески, мозаика, рисунки с изображением библейских сцен.

Интересный факт! Существуют версии, что сооружения могли служить в качестве подвальных помещений для хранения припасов и укрытия от врагов, также это могут быть древние каменоломни. Но явным остается факт, что вырубленные в стенах ниши – это не что иное, как первые христианские места захоронения Риме. При раскопках было обнаружено множество скелетов, которые были замурованы в стенных нишах.

Сегодня древние подземные ходы – место, пользующееся завидной популярностью туристов. Из всех туннелей только 5 доступны для просмотра. Эти объекты электрифицированы, обзор проходит только в сопровождении гидов и служителей историческихдостопримечательностей. Также посещение катакомб включено в программы некоторых обзорных экскурсий по городу.

Катакомбы святого Каллиста в Риме

Строительство самых древних подземных сооружений, сохранивших первоначальный вид, датируется концом II века. Они пользуются наибольшей популярностью у паломников, на их стенах изображены первые христианские символы. Общая протяженность коридоров 20 км, площадь конструкции – 15 гектаров, некоторые сооружения уходят на глубину 20 метров. Катакомбы до сих пор изучены не полностью, но на сегодняшний день представляют собой самое крупное христианское кладбище.

Захоронение у Аппиевой дороги в начале III века значительно разрослось. По настоянию Каллисты, занимавшего пост Папы Римского, на кладбище было похоронено более 50 тысяч верующих, среди которых понтифики, множество монахов, великомучеников.

На что обратить внимание при осмотре катакомб Каллиста:

В общей сложности в подземных галереях обнаружено более полумиллиона саркофагов. Все они украшены фресками, изображающими сцены из Священного Писания, христианской символикой, молитвами, эпитафиями.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Appia Antica, 110;
  • Как добраться: станция метро Пьяцца ди Сан-Джованни-ин-Латерано;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: среда;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы св. Домитиллы в Риме

Самая крупная древнеримская усыпальница. Лабиринты находятся в районе Адреатинской дороги. Уже во II столетии здесь стали обустраивать семейные гробницы, а к концу IV столетия групповые склепы сформировали огромный четырёхуровневый некрополь. Протяженность коридоров более 17 км. В этом месте было обнаружено около 150 тысяч скелетов, часть найдена в щелях стен, некоторые кости вбиты прямо в камни.

Фамильные гробницы статусных римлян отличаются красивым оформлением. Искусство римских катакомб дает богатую почву для изучения жизни первых христиан.

Комплекс св. Домитиллы уникален тем, что в него входит просторная базилика, часть которой находится над уровнем земли. Постройка датируется IV столетием. Вплоть до IX столетия здесь хранились мощи знаменитых римских мучеников св. Ахиллея и Нерея.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via delle Sette Chiese, 282;
  • Как добраться: автобусы №30, 160, 670, 716, 714, от катакомб св. Каллисто 400 метров пешком;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: вторник;
  • Стоимость билета: 8 евро.

Катакомбы св. Себастьяна в Риме

Подземная система ходов была найдена в южной части Рима, подземные ходы проложены параллельно Аппиевой дороге. Пустоты, появившиеся в следствии добычи пуццолана, первоначально пещеры были местом погребения язычников, позднее в них стали хоронить христиан. Некрополь назван именем святого великомученика Себастьяна, похороненного здесь в конце III века.

Конструкция ходов имеет сложную 4-х уровневую сеть туннелей, украшенных старинными фресками, изображающими религиозные сюжеты. Римские катакомбы демонстрируют искусство первых христиан.

Экскурсионная программа начинается с посещения базилики св. Себастьяна, выстроенной в XVII веке по приказу кардинала Боргезе. В изящном храме покоятся мощи Себастьяна, а также стрелы, пронзившие его тело и еще несколько священных для христиан артефактов.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Appia Antica, 136;
  • Как добраться: маршрут поезда №4, остановка Roma Tuscolana;
  • Режим работы: 08:30-12:00, 14:30-17:00;
  • Выходной воскресенье;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы Присцылы в Риме

Древний исторический объект находится вдоль Соляного маршрута, по которому переправляли возили соль. Строительство некрополя длилось 300 лет. Сооружение названо в честь женщины, отдавшей свои владения под гробницы. Лабиринты имеют несколько уровней общей длины коридоров 13 км. На стенах тоннелей изображены основные христианские символы римских катакомб: Богородица Оранта и Богородица с младенцем на руках. Фрески и многое изображения датируются II-IV веками.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Salaria, 430:
  • Как добраться: метро до станции Piazza Bologna, на автобусе №86, 92, 310, остановка Piazza Crati;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: понедельник;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы св. Петра и св. Марцеллина в Риме

Подземные ходы находятся в районе Лабиканской дороги. Строительство туннелей датируется II-III веками. После 20 лет реставрации и возобновленных раскопок исторический объект открыт для посещения. Чтобы увидеть настенные фрески кладбища, изображающие персонажей библейских сюжетов, необходимо спуститься на глубину 16 метров. Общая площадь комплекса более 18 тыс. м².

Информация для туристов:

  • Где находятся: Рим, Via Casilina, 641;
  • Как доехать: от Порта-Маджоре на трамвае до остановки Берарди;
  • Время работы: 10.00-14.00; 15.00-16.00;
  • Выходной: четверг;
  • Цена билета: уточняйте на официальном сайте.

Катакомбы капуцинов в Риме

За неприглядным фасадом небольшой церквушки с самом центре Вечного города скрывается достопримечательность, посещение которой не рекомендовано людям с неустойчивой психикой.

Крипта Капуцинов вызывает смешанные чувства. Убранство небольшой галереи с стиле рококо выполнено полностью из человеческих костей и черепов. Более 4 тысяч капуцинов, умерших за 300 летний период “украшают” склеп.

Информация для туристов:

  • Где находится: церковь Санта Мария делла Кончеционе, недалеко от площади Барберини, точный адрес Via Vittorio Veneto, 27;
  • Как добраться: на метро до станции Барберини;
  • Время посещения: 09:00-19:00, без выходных;
  • Стоимость входного билета: 10 евро.

В середине прошлого столетия в Риме были обнаружены еврейские катакомбы Винья-Рандани, которые являются лучшим образцом аналогичных подземных строений в городе. К сожалению, попасть туда простому туристу нельзя. Археологическая находка является частной собственностью.

Более подробную информацию обо всех исторических объектах вы сможете найти на их официальных сайтах.

Катакомбы Рима – древние подземные лабиринты-некрополи, в которых язычники и первые христиане хоронили своих умерших. Города мертвых многое могут поведать живым, потому что они практически не испытывали влияний извне на протяжении столетий, тогда как город живых (Рим) неоднократно перестраивался и изменял свой облик.

В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, но в этой статье речь пойдет о самых длинных и значительных – тех, которые находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге. Катакомбы познакомят вас с ранним утром христианства (II-V века нашей эры) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.

Содержание статьи:

1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима

Catacombe di Roma

Прямоугольные ниши (loculi), где хранились останки большинства усопших

Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль Аппиевой дороги .

Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.

Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.

катакомбы рима

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии

Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.

Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.

Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.

В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.

В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.

2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге

виа аппия антика

Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.

Катакомбы Святого Каллиста, катакомбы Святой Домициллы и катакомбы Святого Себастьяна находятся близко друг от друга, так что есть возможность посетить их за один раз. Тщательно распланируйте день, используя информацию о времени работы катакомб, если хотите посетить все три достопримечательности за одну поездку.

Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?

Автобус ROMA ATAC:

3. Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)

катакомбы

Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников. Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.

В крипте Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.


Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году

Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии.

кубикулы

Кубикулы Таинств

Адрес: Via Appia Antica 110/126

Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

4. Катакомбы Святого Себастьяна

катакомбы святого себастьяна

Адрес: Via Appia Antica, 136

Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

5. Катакомбы Святой Домициллы

катакомбы святой домициллы

Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений, датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).

Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.

Адрес: Via delle Sette Chiese, 280/282

Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

Столица Италии полна загадок. Одной из таких являются катакомбы Рима, которые представляют собой подземные лабиринты. С I века в них погребают усопших святых людей. Туристов подземные ходы привлекают таинственностью, оформлением и возможностью прикоснуться к истории популярного города.

Римские катакомбы

История

Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.

Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.

Полномасштабные исследовательские работы в подземелье начались в XIX веке. Управляет ими специально созданная Папская Комиссия по священной археологии.

Катакомбы Рима делятся на:

  • христианские;
  • синкретические;
  • иудейские

В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.

Катакомбы христианские

Римские катакомбы, созданные для первых христиан, считаются самыми старинными. Их достаточно много, но для туристов открыты только 5, о которых упоминается ниже. Посещение ведётся с гидом в составе полноценного экскурсионного тура. Остальные лабиринты не оснащены электрическим освещением и опасны, поэтому вход в них возможен только с разрешения Папской Комиссии.

Катакомбы святого мученика Себастьяна

Захоронения названы в честь мученика, жившего в раннехристианские годы. Примечательно, что изначально это были языческие усыпальницы, которые со временем стали христианскими. Переход вероисповедания просматривается на изображениях, где переплетаются языческие и христианские сюжеты.

Катакомбы святого мученика Себастьяна

Адрес: via Appia Antica 136.

Время работы: ежедневно, с 10:00 до 16:30, кроме воскресенья.

Цена: 5 евро для детей и льготников, 8 евро для взрослых.

Катакомбы Присциллы

Данные захоронения самые старые. Ранее этой территорией владел Акилий Глабрий, к роду которого принадлежала Присцилла. Считается, что её казнили за верность христианству. В катакомбах Присциллы воздвигнута капелла с греческими надписями и рисунками, изображающими героев Библии. Самым значимым рисунком является Дева Мария с младенцем.

Катакомбы Присциллы

Адрес: via Salaria, 430.

Время работы: каждый день, с 09.00 до 17.00, кроме понедельника.

Цена: 8 евро – полный билет и 5 евро – льготный.

Катакомбы святой Домитиллы

Подземелье названо в честь внучки римского императора Веспасиана — Домитиллы, которая приняла мученическую смерть за веру в Христа. Здесь схоронили так много людей, что ниши для тел располагаются в четыре этажа, каждый из которых не менее 5 метров в высоту.

Усыпальница интересна оформлением. На её стенах имеются росписи с уникальным изображением Иисуса Христа, а также раннехристианские символы с определёнными значениями. Это подземелье – настоящее искусство, открывающее дверь в античный мир.

Катакомбы святой Домитиллы

Адрес: via delle Sette Chiese, 282.

График работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме вторника.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро.

Катакомбы святой Агнессы

Агнесса Римская, в честь которой названа усыпальница, была причислена к лику святых за свою непоколебимую веру. На стенах здесь нет традиционных христианских рисунков, но в нескольких галереях имеются эпитафии.

Над лабиринтом в 342 году была воздвигнута базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, где с тех пор покоятся мощи святой Агнессы. Настояла на этом Констанция — дочь императора Константина Великого.

Катакомбы святой Агнессы

Адрес: via Nomentana 349.

Время работы: 9.00-15.30.

Цена: 8 евро – полный билет, 5 евро – для льготников и детей.

Катакомбы святого Каллиста

Данный подземный комплекс самый крупный в Риме. Его протяжённость – более 20 км, а в галереях насчитывается 170 000 могил на четырёх этажах. Названы захоронения в честь римского священнослужителя Каллиста, который при жизни организовывал похороны христиан.

Лабиринты ещё полностью не изучены, поэтому туристы могут посетить только их часть. Среди галерей выделяют три основных крипты, где покоятся скелеты:

  1. Пещера пап, названная в честь 6 пап, мощи которых хранятся в её стенах. Тут же погребено множество святых людей.
  2. Крипта святых таинств, где пространства хватает для захоронения всей семьи. Помещение украшено фресками с изображением таинства крещения, обряда будущего воскресения и причастия.
  3. Крипта святой Цецилии, являющейся местом захоронения Цецилии римской – мученицы, причисленной к лику святых. Она привела к Богу почти 400 римлян и была верна своей вере до последнего вздоха.

Каждая галерея по-своему удивительна и оформлена в уникальном стиле. По рисункам и надписям историки и ученые изучают настоящие события, легенды, культуру христианства.

Катакомбы святого Каллиста

Адрес: via Appia Antica 110/126.

График работы: с 9:00 до 15.30, каждый день, кроме среды.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро, детям до 6 лет вход свободный.

Иудейские катакомбы

Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.

Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая. Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.

Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.

Синкретические катакомбы

Загадка римских катакомб кроется в вопросах о том, кто и когда именно их создал. К примеру, синкретические захоронения были сделаны под храмами, но в их оформлении сочетаются мотивы христианства, а также греческой и римской философии. Поэтому сложно точно определить год их образования.

Самыми известными синкретическими катакомбами является подземная церковь, обнаруженная в районе вокзала Термини в 1917 году. Её глубина – 12 метров, а на стенах красуется лепнина с изображениями мифологических персонажей.

Как добраться?

К примеру, самые посещаемые катакомбы Присциллы находятся недалеко от парка Villa Ada. В данном направлении ездят автобусы №№ 92 и 86, нужная остановка называется Piazza Crati.

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma ) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб [1] [2] (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши (лат. loculi ) разной величины (главным образом для одного умершего, иногда для двух, и редко — для нескольких тел). На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и до сих пор закрытые (например, в катакомбах Панфила).


Содержание

История


Термин

Возникновение захоронений


Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых. [9]


Исторические свидетельства

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Недалеко от того места, где оканчива­ется городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных свя­щеннодействий. [13]

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. [6] Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. [14] Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

  • папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
  • при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых. [6]

Открытие и изучение катакомб


С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI—XII веках описаны единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают. В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений (книга вышла в 1568 г.), однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями [6] . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

С 1929 года (после Латеранских соглашений) катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии (итал. Pontificia Commissione di Archeologia Sacra , созданная по предложению де-Росси еще в 1852 году. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками. Задачами исследователей римских катакомб остаётся толкование иконографии катакомбной живописи, а также открытие новых захоронений и новых участков известных катакомб. Так в 1955 году Антонио Ферруа были открыты катакомбы на виа Латина. Последняя находка ранее неизвестного захоронения состоялась в 1994 году после обрушения пола в подвале: были обнаружены длинный коридор с цистерной, круглая кубикула и античный вход. [16]

Погребальные обряды


Формы захоронений

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы


Катакомбы святого Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano ) — получили своё название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Особого интереса заслуживают языческие захоронения, украшенные фресками. Здесь хорошо виден переход от язычества к христианству: языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. В более глубоких (и поздних) христианских катакомбах расположена крипта святого Себастьяна, где до переноса в построенную в IV веке над катакомбами церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура хранились мощи святого.

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla ) — эти катакомбы служили местом захоронения язычникам и христианам. Они расположены на территории, которая принадлежала семье Флавиев, однако не ясно о какой именно Домитилле идёт речь. Точно известно лишь то, что катакомбы Домитиллы возникли из нескольких семейных захоронений, и были расширены до 4 этажей около IV века. Каждый этаж достигает 5 м в высоту. Здесь встречаются раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь, голубь.


Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla ) — самые старые катакомбы Рима. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения украшены раннехристианскими фресками из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком (фигура слева изображает пророка Исаию или Валаама), датируемое II веком.

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant'Agnese ) — получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III—IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.


Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto ) — являются самым крупным местом христианского захоронения древнего Рима. Протяжённость катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт. В катакомбах святого Каллиста находятся около 170 тысяч погребений. Своё название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста, участвовавшего в их обустройстве.

Катакомбы святого Каллиста исследованы только частично. Для доступа открыта крипта пап, в которой было погребено 9 римских епископов III века [25] , а также крипта святой Цецилии (Кикилии), где в 820 году были обнаружены мощи этой святой. Стены крипты украшают фрески с изображением мучеников Севастиана, Кирина и Кикилии.

В пещере Святых Тайн (итал. Cubicolo dei Sacramenti ) сохранились фрески с изображением таинств крещения и евхаристии. Также сохранилось много символических изображений: рыболов, вытаскивающий рыбу (символ спасения человека из волн греховного моря); семь человек, сидящих за столом (таинство евхаристии); Лазарь (символ воскресения).


Иудейские катакомбы

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры, цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета.

Синкретические катакомбы

К синкретическим катакомбам Рима относятся: подземные храмы (hypogeum) degli Aureli, Trebius Justus, Vibia. Здесь можно встретить смешение христианства, греческой и римской философии. Возможно, это были захоронения одной секты гностиков. К примерам таких катакомбных храмов относится подземная базилика, обнаруженная в 1917 году в районе римского вокзала Термини. Храм, украшенный гипсовыми барельефами, использовался в I веке до н. э. как место встреч неопифагорейцев [27] .


Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Младенчески тени заслушались пенья Орфея.
Иона под ивой все помнит китовые недра.
Но на плечи Пастырь овцу возлагает, жалея,
И благостен круглый закат за верхушкою кедра

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся: [32]


Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода [33] .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II—III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение [34] . По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.



Для раннего периода (I—II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации, которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности [35] .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона, Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

Читайте также: