Катафатическая и апофатическая теология дионисия ареопагита кратко

Обновлено: 30.06.2024

Завершив и сомкнув воедино обе традиции, святой Дионисий Ареопагит открывает новую эпоху в богословствовании и, в этом смысле, может назваться отцом византийского богословия. Святой Максим Исповедник, святой Иоанн Дамаскин, святой Феодор Студит, святой Симеон Новый Богослов, Михаил Мселл, Пахимер, наконец святой Григорий Палама последовательно развивают учение о различии Сущности, Сил и Действий и о связанном с ним апофатическом богословии 34 .

Clemens Alexandrinus. Stromata, 1. V, с. XI. Auftrage der Kirchenväter Kommisson der Königl. Preuss. Akad. der Wissensch. Leipzig, 1906, II Bd., S. 374.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Божественная сущность разумом непостижима. Катафатический и апофатический методы в богословии это два пути познания Бога. Апофатическое богословие является мистическим (таинственным), а катафатическое - восходит от человеческого разума к Богу, т.е. из Божественных действий в мире. Путь катафатического богословия не противопоставляется, а ведет к апофатическому познанию Бога.

Апофатика в христианском богословии .

Христианское богословие создавали каппадокийцы, антиохийцы и александрийцы. Каппадокийцы и антиохийцы принимали буквальный смысл книг Св. Писания, а у представителей Александрийской школы сложилась традиция аллегорическое толкование Св. Писания.

Александрийская школа:
Климент Александрийский о снователь Александрийской школы, утверждал: «В самом деле, каким именем назвать Того, который не рожден, не имеет ни различий в себе, ни вида определенного, ни индивидуальности, ни числа . иногда мы и именуем Его такими выражениям, Как Единый, Благий, Дух, Сущий, Отец, Бог, Творец, Господь, мы употребляем их не в качестве Его имени, (а) . прибегаем к помощи этих прекрасных слов лишь вследствие затруднительного положения, дабы остеречься от других наименований, коими мог бы быть унижен Вечный.

Каппадокийцы

Апофатический метод в христианском богословии также использовали:

- Иоанн Дамаскин, говоривший о Боге как о Том, который выше света,

- Григорий Палама, различавший непознаваемую сущность и проявленную энергию в Боге,

- И.С. Эриуген, утверждавший, что Ничто из всего существующего и не существующего не может выразить божьей сущности,

- Николай Кузанский, определявший Бога как Того, Кто не есть это и то, Кто не есть там и тут, Кто есть как бы все, но вместе и ничто из всего,

- М. Эйкхарт, понимавший Бога как чистое Единое, в которое мы должны погружаться из бытия в Ничто,

- Я. Бем, выражавший Бога как безосновность ( Ungrund ).

Кант выступал с принципиальной критикой рационалистического богословия, т.к. для этого богословия все доказуемо, все понятно, а, стало быть, все имманентно разуму. Бог у Канта есть недоступное, трансцендентное НЕ тварного, человеческого самосознания.

2. Катафатическое богословие использует позитивные (утвердительные) утверждения, обозначения, атрибуты, т.к. считает такой способ оправданным ввиду аналогичности тварного бытия.

[лат. Сorpus Areopagiticum - Ареопагитский корпус], собрание богословских текстов на греч. языке, приписывавшееся св. Дионисию Ареопагиту.

Проблема авторства

Свт. Дионисий Ареопагит и ап. Иаков, брат Господень. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г.

Свт. Дионисий Ареопагит и ап. Иаков, брат Господень. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г.


Свт. Дионисий Ареопагит и ап. Иаков, брат Господень. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г.

Состав сборника

Рукописи

Издания

Переводы

О средневек. переводах cм.: CPG. Vol. 3, N 6614-6618.

На вост. языки

На сир. язык корпус перевел Сергий Решайнский (переводчик Аристотеля, Порфирия, Галена; † до 536), а в кон. VII в.- Фока бар Сергий, снабдив его своими примечаниями. Перевод на арм. был сделан в кон. VIII в. грекофильской школой в Армении. Имеются также переводы на груз. и араб. языки.

На лат. язык

На слав. и рус. языки

Обзор сочинений

Трактат состоит из 7 глав. Гл. I об учреждении иерархии, в остальных главах говорится о 6 таинствах (ἱερουργία): Крещении (гл. II), таинстве собрания (Евхаристии) (гл. III), Освящении мира (гл. IV), Рукоположении (таинстве Священства) (гл. V), монашеском постриге (гл. VI) и погребении (гл. VII). За исключением гл. I, каждая глава делится на 3 части: после 1-й вступительной части во 2-й излагается чинопоследование таинства, в 3-й - его символическое толкование.

В гл. III приводится евхаристическая молитва, в к-рой вспоминается грехопадение и Воплощение, имеющее сотериологическое значение для членов Тела Христова (3. 11-12). Исхождение и возвращение ставятся в контекст Божественного домостроительства, когда первое соотносится с вочеловечением Христовым по человеколюбию к нам, а второе - с посильным уподоблением с нашей стороны Его Божественной жизни (3. 13). Последние два параграфа гл. III имеют дисциплинарный характер против учащих, но не ведущих себя достойно и против участия в литургическом благодарении тех, кто остался непричастившимся (3. 14, 15).

В последней главе толкование чинопоследования погребения сопровождается рассуждением о том, насколько молитва за усопшего может изменить его участь (VII 3. 6). Соучастие тела в воскресении (VII 3. 9), непонятное язычникам, иллюстрируется примером младенцев, к-рые, хотя и не имеют надлежащего понимания, крестятся по вере восприемников (VII 3. 11).

В гл. II говорится о Божественных единениях и различиях (ἑνώσεις τε καὶ διακρίσεις) (II 5:14-15), понимаемых, во-первых, как единая природа и три Лица Св. Троицы (II 3), во-вторых, как единство Бога (сущность) и исхождения (προόδους), направленные вовне (энергии) (II 4:10;11:14), причем и во внутрибожественном единении и в промыслительном исхождении Божественной благости усматриваются свои единения и различия (II 4:12-13; II 5:15); они присутствуют и в устроении человека, лучше всего представленном в человечестве, к-рое воспринял Бог в таинстве Воплощения (II 9:5-12).

В гл. IV 20-35 делается большое отступление о природе зла (к-рое вводится как обратная сторона добра).

Послания (Ер.)

Первые 5 Посланий развивают мысли, изложенные в МT, и излагают в кратком виде христологическую тему и учение об ограниченности нашего богопознания.

Богословие

Терминологические новшества

Учение о Боге

Апофатическое и катафатическое богословие
Пресущественность Бога и Божественные свойства (имена)
Учение о Св. Троице

Учение о творении

Мотивы творения
Божественные идеи
Материя
Природа зла

Структура тварного бытия

Иерархичность
Небесная иерархия

Архангел. Роспись ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония). 1191 г. Фрагмент композиции "Богородица на троне с предстоящими архангелами"


Архангел. Роспись ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония). 1191 г. Фрагмент композиции "Богородица на троне с предстоящими архангелами"

Ангельские чины: Ангелы, Силы и Начала. Роспись ц. Митрополии в Мистре. Ок. 1312 г.

Церковная иерархия

Пророки Иоиль и Иона и шестикрылый серафим. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте. Ок. 1290 г.

Христология

Учение о богопознании и мистическом единении с Богом (обожении)

Вознесение Господне. Мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике. Кон. IX в. Фрагмент

Влияние на Востоке и на Западе

Схолии

Влияние на Востоке

Влияние на Западе

Научные труды

Изд.: B. Cordier (ed.). Antw. 1634 = PG. 3. (1857); CH: G. Heil (ed.). P., 1956 = SC. N 58. P., 1970; улучшенный текст DN находится в: S . Thomae Aquinatis In librum beati Dionysii De divinis nominibus expositio / Ed. C. Pera. Torino; R., 1950; DN: Corpus dionysiacum I / Ed. B. R. Suchla // Patristische Texte und Studien. B., 1990. Bd. 33; CH, EH, MT: Corpus dionysiacum II / Ed. G. Heil, A. M. Ritter // Ibid. B.; N. Y., 1991. Bd. 36.

Указатели: Daele A . van den . Indices Pseudo-Dionysiani. Louvain, 1941; Dionysiaca, 1585-1660; Thesaurus Pseudo-Dionysii Areopagitae: Vers. latinae cum textu graeco: Ser. A-B (formae et lemmata). P.; Turnhout, 1995 [микрофиши].


Практически все исследователи Ареопагитического корпуса сходятся во мнении, что мы имеем дело с платонизмом в христианском оформлении. Следовательно, мы должны поместить его в общий контекст платонической философии, чтобы понять его место и разобрать его особенности.

Ареопагитики достоверно известны начиная с V века нашей эры. Значит от самого Платона и его Академии их отделяет приблизительно 10 веков. На протяжении этого времени платонизм прошел через серию фундаментальных метаморфоз, институционализаций и интерпретационных сдвигов, которые необходимо проследить в самых общих чертах, чтобы понять историко-философский процесс, развертывающийся от Платона (V - VI века до нашей эры) до Ареопагитик (V век нашей эры).

Этот период можно разделить на три фазы –
а) Академия после Платона (Спевсипп, Ксенократ и т.д.), о которой известно довольно мало достоверных фактов и корректно определить философскую специфику которой сегодня представляется проблематичным в силу наличия чрезвычайно скудных свидетельств;
б) средний платонизм (Посидоний, Плутарх Херонейский, Апулей, Филон);
в) неоплатонизм, возникающий в Александрии и с самого начала разделяющийся на две школы: языческую (Плотин, Порфирий и т.д.) и христианскую (Климент Александрийский, Ориген и т.д.).

Ареопагитики примыкают вплотную именно к неоплатонизму, причем их особенность состоит в том, что мы встречаем в них влияние одновременно обеих неоплатонических тенденций – оригенисткую (косвенно предопределившую даже догматические основы христианства) и языческую (воплощенную в V веке в монументальной философской и теологической системе Прокла Диадоха, который предпринял беспрецедентное усилие по систематизации всего платонизма в целом).

В самом общем приближении можно рассмотреть первый этап как продолжение платоновской пайдеи в том направлении, которое было задано самим Платоном: совершенствование философского дискурса и герменевтических практик в общем ключе платоновского подхода – без выделения приоритетных направлений и убедительных попыток систематизации учения самого Платона.

Читайте также: