Каспийский флот вмф россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каспийская военная флотилия, Флот России на Каспии, Каспийское море, Каспий.

Оперативное объединение Военно-морских флотов Российской империи, СССР и Российской Федерации.

XVI-XVII века

Победив в Северной войне, Пётр I в 1722 году озаботился созданием флота на Каспийском море. Причиной тому послужили постоянные набеги на Поволжье разбойников из Средней Азии и Персии. 4 ноября 1722 года указом Петра I была создана Каспийская военная флотилия — именно с этой даты она ведёт своё летоисчисление. Первой её боевой операцией стал Персидский поход, результатом которого стало присоединение современного Дагестана и части Азербайджана. Однако после смерти Петра его преемники не смогли удержать эти земли, и завоевания оказались утраченными. Влияние России в данном регионе в последующие десятилетия значительно снизилось.

Положение изменилось лишь в 1781 году, когда по указу Екатерины II в Астрахани под руководством М. И. Войновича был сформирован отряд кораблей. Первоначально в него входили: 3 фрегата, 1 бомбардирское судно и 2 бота. Налаживание постоянного русского воинского присутствия на Каспии позволило значительно укрепить позиции торговли с Персией.

XIX — начало XX века

В начале XIX века Каспийская флотилия принимала активное участие в русско-персидской войне 1804-1813 годов. На протяжении всей длительной, изнурительной кампании, совпавшей к тому же с Отечественной войной 1812 года, моряки флотилии оказывали большую помощь сухопутным войскам. Десант, высаженный с кораблей отряда под командованием Е. В. Веселаго, сумел взять Баку. Значительный вклад внесли моряки в штурм крепости Ленкорань, ставшем одной из самых кровопролитных операций войны с Персией. Падение этой твердыни заставило персидского шаха начать мирные переговоры, по итогам которых Россия получила дополнительные территории на побережье Каспийского моря.

Активное участие моряки флотилии принимали и в следующей русско-персидской войне, которая шла в 1826-1828 годах. Они помогали сухопутным войскам, оборонявшим Ленкорань и Баку, не позволили шахскому флоту завоевать господство на море. По итогам войны Персии было запрещено иметь военный флот на Каспии, и Россия стала безраздельно доминировать в этом регионе.

В 1867 году базой Каспийской флотилии стал город Баку. Во время бурного экономического скачка России в конце XIX века здесь активно развивалась торговля, нефтедобыча, рыбный промысел. В этот период перед флотилией стояла не только задача их охраны от враждебных посягательств, но и отстаивание русских торговых интересов в Персии.

К началу ХХ века в состав флотилии входили: 2 канонерки, 4 парохода, 2 баркаса, 1 баржа, 3 плавучих маяка. Ввиду того, что приоритет в перевооружении неизменно отдавался другим флотам, к тому времени техника сильно устарела. Лишь в 1910 году сюда были направлены две новейших канонерки.

Гражданская война и советский период истории флотилии

Приход к власти большевиков в результате Октябрьской революции разрушил централизованную структуру управления военно-морским флотом. Контроль над Каспием оказался в руках Вооружённых сил Юга России. В 1919 году флотилия была воссоздана в составе белой армии. В то же время, решением Советского руководства была создана Волжско-Каспийская флотилия. Эти два соединения столкнулись в ожесточённых боях за Астрахань. В ходе наступления Красной Армии белая флотилия потеряла свои основные порты — сначала Гурьев и Красноводск, а затем Баку. Остатки флотилии частью ушли в Персию, частью перешли на сторону красных. Покинувшие Россию корабли бросили якоря в городе Энзели, где были интернированы англичанами. Однако уже в мае 1920 года в результате успешной двухдневной операции 23 корабля и 4 гидросамолёта, ранее принадлежавших белым, были отбиты красным флотом.

Во время Великой Отечественной войны непосредственно на Каспийском море боевых действий не велось. Однако катера и канонерские лодки флотилии участвовали в обороне Сталинграда, поддерживая огнём своих орудий действия наземных частей. Кроме того, на корабли легли ответственные задачи по организации противоминной обороны и прикрытия от воздушных налётов грузоперевозок по Каспию, в том числе и шедших по ленд-лизу через Персию грузов от союзников. 27 августа 1945 года флотилия была удостоена ордена Красного Знамени.

В последующие годы Каспийская флотилия продолжала нести дежурство по охране интересов СССР на Каспии. На её полигоне неоднократно испытывалась новейшая боевая техника Военно-морского флота СССР.

Постсоветский период

Распад СССР стал для флотилии тяжёлым испытанием. Она потеряла часть своего корабельного состава, переданного бывшим советским республикам, ставшим независимыми государствами, лишилась главной базы в Баку и большой инфраструктуры. Каспийская флотилия ВМФ России была передислоцирована в Махачкалу и Астрахань. С 2010 года она входит в Южный военный округ. В последнее десятилетие флотилия была практически полностью переоснащена новейшей военной техникой. На её вооружении стоят: ракетные сторожевые корабли, катера, десантные судна, тральщики. Обладает флотилия также частями морской пехоты и береговой артиллерии. В настоящее время ведётся работа по перемещению главной базы флотилии в город Каспийск.

На современном этапе перед Каспийской флотилией стоит задача обеспечения ведущей роли России в Каспийском море, что особенно важно в условиях постоянных споров вокруг нефтяных месторождений и рыбных промыслов; а также противодействие терроризму. Четыре корабля флотилии в 2015 году принимали участие в операции в Сирии, нанося ракетные удары по позициям террористов.

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Корабли Каспийской военной флотилии на параде в честь дня Военно-морского флота. Фото с официального сайта Министерства обороны Российской Федерации.


В 1704 г. по указу Петра I в Казани было основано адмиралтейство, и начато строительство судов для Каспия.

Походом на Дербент война с Персией за обладание Каспийским морем не заканчивалась. Возникла необходимость постоянного наличия на Каспии флотилии и создания военного порта для базирования флотилии. Именно Персидский поход и пребывание Петра I в Астрахани изменили отношение к Каспийскому флоту, и 4 ноября 1722 г. указом государя был основан военный порт в Астрахани, и образована военная флотилия, принявшая боевое крещение у берегов Персии. Именно эта дата и является днем основания Каспийской флотилии.

Персидский поход был закончен подписанием трактата между Россией и Персией, по которому в вечное владение России отходили города Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.

Завоевание Каспия Россией велось почти 100 лет. В 1813 г., с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота. С 1867 г. главной базой Каспийской флотилии стал Баку – незамерзающий порт.

В результате похода русских войск в 1880-1881 гг. под командованием генерала Скобелева, в котором морские силы возглавлял капитан 2 ранга С.О. Макаров, к России была присоединена Туркмения. Вхождение западного и восточного Прикаспия в состав России не только обеспечило безопасность ее южных границ, но и сыграло прогрессивную роль в развитии как экономической, так и духовной жизни народов, населяющих этот край. Ведь Россия, в отличие от Турции и Персии, представляла собой в то время бурно развивающуюся державу, отменившую у себя крепостную зависимость и отличавшуюся большой веротерпимостью.

В последующее время, до 1918 г., Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране, наблюдала за выполнением Ираном условий Туркманчайского договора. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

В очередной раз боевые действия флотилии на Каспии начались в 1918 г. Однако с приходом в Баку англичан, часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск (Махачкалу). В годы гражданской войны Каспийская флотилия вела боевые действия на Волге и Каме, совместно с Красной Армией участвовала в боях за Казань, Симбирск, Сызрань, Самару, Чистополь, Елабугу, Царицын. А на Каспийском море – за Астрахань и Баку. Вторичное завоевание Каспийского моря завершилось Энзелийской операцией в мае 1920 г., в результате которой белый флот был захвачен, а английские интервенты и белогвардейские части отступили в глубь Ирана. Флотилия была награждена Почетным Красным Знаменем ВЦИКа, которое хранится и по настоящее время.

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы. С 24 по 26 августа 1941 г. флотилия по приказу Советского правительства, совместно с частями Закавказского военного округа, провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии. Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе Ирана, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза. После ввода советских войск в Иран они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах. Начиная с 1942 г., Каспийская флотилия была объявлена действующей и выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорты, и организовывала противоминную оборону. 27 августа 1945 г. за боевые заслуги перед Родиной в годы Гражданской Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства силы флотилии пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.

Несколько лет назад в составе флотилии была создана гвардейская Московско-Черниговская бригада морской пехоты, которая принимала участие в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе. Более 900 офицеров, мичманов и прапорщиков флотилии были удостоены правительственных наград. Примером в выполнении воинского долга и служения Родине для всего личного состава флотилии является Герой Российской Федерации старший прапорщик Григорий Замышляк.

В августе 2002 г. в Каспийском море было проведено крупномасштабное учение Каспийской флотилии с привлечением частей и подразделений Военно-воздушных сил, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта России.

В сентябре 2002 г. корабли флотилии посетили с дружественным визитом столицу Республики Азербайджан – Баку.

В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.

В настоящее время Каспийская флотилия - по-прежнему мощное, боеспособное объединение, являющееся не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей, важнейшим инструментом внешней политики государства на Каспии. В ее состав входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.

Каспийская_флотилия.jpg

Содержание

Древняя Русь



Первый морской поход русских в Каспийском море датируется 880 г. Арабские летописные источники упоминают о нападении русских лодей на города Табаристан и Аберегун, попытка окончилась неудачей. Но уже в следующем походе в 909 году, русские захватили города Абесгун и Макале (Миан-Кале), находящиеся в Астрабадском заливе.

Морские походы русских на Каспии продолжались до конца XII века. Затем, почти на 300 лет сфера интересов русских княжеств переключилась на Балтийское море.

Русское Государство



Иван Грозный в 1556 году присоединяет Астраханское ханство к русскому государству. Это позволило в итоге, учитывая, что до это было завоевано Казанское ханство, открыть торговый путь по Волге и Каспийскому морю со странами Средней Азии и Персией. Обязанность по защите торгового морского пути лежала на казаках.

Была предпринята попытка создания каспийской морской флотилии. 14 ноября 1667 года были заложены корабли, в том числе первый русский фрегат "Орёл". Однако вскоре восставшие казаки под предводительством Степана Разина сожгли их и создание флотилии было отложено на 52 года. В числе причин, помешавших созданию флотилии, кроме восстания казаков, историки указывают на борьбу за власть после смерти царя Федора Алексеевича, Северную войну, войну с Турцией.

Российская Империя

XVIII век. Создание флотилии. Персидский поход



В 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство судов для Каспия. В период 1714—1720 годов несколько экспедиций русских моряков составили сводную карту Каспийского моря. Кроме того, под Казанью были обнаружены ценные породы дуба, которые использовались в производстве кораблей и поставлялись на Балтийские верфи. Перед Петром I стояла цель — создание флотилии для войны с Персией, самым сильным противником на Каспийском море в то время, чтобы получить беспрепятственный доступ к ресурсам Каспийского моря и торговым путям со Средней Азией и Индией.

18 июля 1722 года Петр I вышел из Астрахани в Каспийское море с флотилией, состоящей из 274 судов с 22000 войск на борту под командованием генерал-адмирала Апраксина. Флотилией командовал генерал-адмирал Апраксин. Головным отрядом командовал сам Петр I под псевдонимом адмирал Петр Михайлов. На берегу Астраханского залива в районе нынешнего северного Дагестана десант соединился с 9000 кавалерии и 23 августа российские войска заняли Дербент.

4 ноября 1722 года Петр I своим указом создает в Астрахани военный порт и военную флотилию. Именно эту дату принято считать днем создания Каспийской военной флотилии.

Уже летом 1723 года Каспийская флотилия проводит успешную операцию по захвату Баку. Персидский поход заканчивается подписанием трактата 17 сентября 1723 года, по которому Российской Империи переходят Баку и Дербент с прилегающими территориями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.

После смерти Петра I, большая часть его завоеваний была утрачена, поэтому в 1781 году по указу Екатерины II в Каспийскую флотилию были переведены три фрегата, бомбардирский корабль и два бота. Управление соединением было получено князю Потёмкину. Соединившись с несколькими ботами из Астрахани, эта флотилия восстановила русское военное присутствие на Каспии.

XIX век. Русско-Персидские войны.



Русско-персидская война 1804-1813 гг.

В 1804 году началась русско-персидская война. Каспийская военная флотилия активно участвовала в боевых действиях, бомбардировала крепости, сковывала действия персидских кораблей, подвозила продовольствие и боеприпасы для войск, сопровождала торговые караваны.

Соединение кораблей в составе фрегата, яхты и пяти галиотов под командованием капитана-лейтенанта Веселаго 22 июня 1805 года подошло к крепости Энзели. Под прикрытием огня с кораблей, был высажен десант, который смог овладеть берегом. Было захвачено 8 персидских орудий и 2 судна. Через 9 дней, второй десант в 450 человек высадился и захватил укрепление Пиребазар в Энзелийском заливе. 15 августа началась осада Баку, эскадра в составе фрегата, яхты, четырех галиотов и шлюпа, имевшая в общей сложности 69 пушек, бомбардировала крепость Баку, а десант пошёл на штурм крепости.



Русско-персидская война 1826-1828 гг.

Гюлистанский договор был неприемлем для персов, они начали готовиться к новой войне, чтобы вернуть потерянный земли. В июле 1826 года, 60-тысячная армия персов вторглась без объявления войны на территорию Российской Империи и заняла Карабахское ханство. Обороняться русской армии активно помогала Каспийская флотилия.

20 июля 1826 года флотилия в составе около 35 кораблей встала в оборонительный рейд около крепости Ленкорань. Командовал флотилией генерал-майор П.Г. Орловский. 27 июля персидская армия атаковала крепость. Флотилия обстреливала пехоту и конницу врага, но русские не смогли удержать крепость и 1 августа флотилия забрала солдат на борт и эвакуировала их в Баку. Когда персы атаковали Баку, Каспийская флотилия обеспечила превосходство на море, тем самым лишив сухопутные персидские части поддержки с моря. В этих боях отличился бриг "Орёл".

С мая по сентябрь 1827 года корабельное соединение продолжало боевые действия против персов. Зимой флотилия пополнилась новыми кораблями: 8 бригов, 2 транспортных и несколько вооружённых судов, нанятых у частных судовладельцев. С наступлением весны, обновленная каспийская флотилия в количестве 55 кораблей внесла решающий вклад в победу русских войск под командованием генерала Паскевича.

10 февраля 1828 года был подписан очередной мирный договор между Россией и Персией. По нему победившая Россия сохранила права на земли до реки Астары, получила Эриванское и Нахичеваньское ханства. Персия заплатила 20 миллионов рублей контрибуции, а также лишилась права содержать флот на Каспии.

После завоевания всего Каспийского моря, у России не осталось врагов и Каспийская флотилия стала приходить в упадок. Сюда стали присылать проштрафившихся офицеров в качестве наказания. Ситуация несколько улучшилась с открытием месторождений нефти. Для защиты месторождений в 1867 году основной базой Каспийской флотилии сделали базу в Баку.

Начало XX века.

К 1914 году Каспийская флотилия имела в своем составе Бакинский военный порт, Астрабадскую морскую станцию и всего лишь семь кораблей: две канонерские лодки, два посыльных судна, транспорт, два портовых судна, а также отдельную флотскую роту. На флотилии служили 15 строевых офицеров, 3 инженер-механика, 13 офицеров по адмиралтейству, 8 медицинских чинов, 1 военно-морской чиновник, 18 кондукторов, 67 сверхсрочнослужащих, 409 унтер-офицеров и матросов.

Командующим в то время был контр-адмирал В.А.Алексеев, затем контр-адмирал Е.В.Клюпфель, в подчинении которых находились как корабельные силы, так и вся инфраструктура, включая порты и маяки.

До 1918 года Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

Первый русский фрегат "Орёл"



Экипаж корабля был 58 человек, из них 23 матроса и 35 стрельцов. Вооружение состояло из 22 пищалей (пушек), 40 мушкетов, 40 парных пистолетов и ручных гранат. Размер корабля составлял 24,5 м в длину и 6,5 м в ширину с осадкой 1,5 метра и водоизмещением 250 тонн.

Корабль был спущен на воду в мае 1668 года, но ему так и не довелось выйти в Каспийское море, так как он был сожжен на рейде у Астрахани восставшими войсками Степана Разина. Причиной послужила сложность управления кораблем, необученные крестьяне и казаки не обладали необходимыми знаниями и предпочли сжечь корабль


Основная ударная сила Российской Империи на Каспийском море перед революцией - канонерские лодки типа "Карс"

Предназначались для несения полицейской службы и охраны промыслов на Каспийском море. Участия в боевых действиях Первой мировой войны не принимали.

Водоизмещение - 623/635 т. Размер - 61,8x8,5x2,4 м. Двигатель диз. — 2, 2000 л.с Скорость - 14 узлов. Запас топлива -10 т нефти. Экипаж - 128 чел. Вооружение 2 пушки—120 мм/50, 4 пушки—75 мм/50, 4 пулемета.


Краснознаменная Каспийская флотилия является наименьшим объединением военно-морского флота России, однако решает задачи защиты одного из важнейших направлений. В последние годы осуществляется планомерная и эффективная модернизация, позволившая серьезно повысить все основные показатели флотилии. При этом процессы обновления продолжаются – и в будущем дадут новые примечательные результаты.

Корабельный состав

Основу КФл составляют боевые корабли и катера, а также вспомогательные суда всех основных классов. В последние годы флотилия получила массу новых вымпелов разных классов. К настоящему времени доля современных образцов в корабельно-катерном составе доведена до 80%. Любопытно, что в 2016 г. ее доля достигала 86%, но затем немного снизилась из-за естественных процессов.


КФл располагает достаточно развитым десантным флотом. Для обеспечения боевой работы морской пехоты имеется восемь десантных катеров проектов 1176, 11770 и 21820. Поставлено на вооружение не менее 7-8 противодиверсионных катеров разных типов. Имеется развитая группировка рейдовых и базовых тральщиков нескольких проектов в количестве 8 ед.

Поисково-спасательное обеспечение флотилии возлагается на 11 вымпелов. Среди них несколько спасательных морских буксиров, противопожарные суда и рейдовые водолазные катера. За материально-техническое обеспечение отвечают 15 судов всех основных классов, в т.ч. морские и рейдовые буксиры, танкеры и транспорты вооружений. Имеются гидрографические катера и суда – всего 5 ед.

Строительство кораблей, судов и катеров для КФл продолжается, и в ближайшее время ожидается принятие в строй новых боевых и вспомогательных единиц. Кроме того, проводятся плановые ремонты с восстановлением или модернизацией.


Береговые войска

В составе КФл имеются не самые многочисленные, но достаточно развитые береговые войска. За счет последних изменений организационно-штатной структуры и формирования новых частей и подразделений удалось значительно повысить их потенциал. Кроме того, на вооружение БВ КФл поступили ранее отсутствовавшие образцы, при помощи которых расширили круг решаемых задач.

Наиболее крупной частью в БВ является 177-й полк морской пехоты, сформированный в 2018 г. В его составе имеется два батальона, расквартированные в Астрахани и Каспийске. На его вооружении состоят современные образцы оружия и техники. Основа парка техники полка – плавающие бронетранспортеры БТР-82.

Современные возможности

В нынешнем виде Каспийская флотилия является достаточно развитым и мощным объединением ВМФ, способным решать несколько ключевых задач в своем регионе и, что важно, за его пределами. Обеспечивается как сдерживание, так и нанесение ударов по объектам противника.


По своим размерам российская флотилия, как минимум, не уступает военно-морским объединениям других стран прикаспийского региона. При этом имеются существенные преимущества в виде новизны и высоких характеристик вооружений и техники, а также в виде высокого уровня подготовки личного состава.

Главной задачей КФл остается поддержание мира и безопасности в регионе Каспийского моря, защита морских границ и побережья России, а вместе с ними и других близлежащих регионов, от возможного нападения. Надводные силы и береговые войска способны вовремя обнаружить и уничтожить любую ударную группировку третьих стран региона.

Как уже показала практика, особое значение имеют наступательные возможности КФл. Корабли-носители крылатых ракет, не покидая акватории Каспийского моря, способны атаковать цели на дальностях до 2-2,5 тыс.км. Таким образом, под контролем корветов и МРК оказывается крупнейший регион, от Ближнего Востока до Центральной Азии.


По следам недавних событий особое значение имеет обстановка в Закавказье. Этот регион входит в зону ответственности КФл, и именно она должна будет реагировать на агрессивные действия третьих стран. Важно, что возможности флотилии позволят решать боевые задачи не только в регионе, но и за его пределами. Целью для ракет с Каспийского моря могут стать удаленные объекты стран, намеревающихся продвигать свои интересы за счет дестабилизации ситуации в Закавказье.

При этом следует учитывать, что КФл не является единственной компонентой вооруженных сил России. За защиту южных рубежей также отвечают Краснознаменный Черноморский флот и множество соединений Южного военного округа. Известные события последних лет показывают их потенциал – и демонстрируют, на что способны вооруженные силы в целом.

Необходимо напомнить, что КФл оказывается не только военным, но и дипломатическим инструментом. Страны Каспийского региона поддерживают ровные международные отношения, и свой вклад в это вносят их флоты. Корабли КФл неоднократно совершали дружеские визиты в зарубежные порты, а также регулярно участвуют в международных маневрах. Подобные процессы способствуют сокращению напряженности и росту доверия.

Качество или количество

По ряду объективных причин, Каспийская флотилия никогда не могла сравниться с другими флотами по количеству кораблей и судов или по размерам береговых войск. Кроме того, в течение длительного времени ее развитие и обновление осуществлялись далеко не в приоритетном порядке. Тем не менее, в последние годы ситуация серьезно изменилась.


КФл по-прежнему остается наименьшим объединением ВМФ России, что сказывается на ее облике и потенциале. Однако найдены возможности для активного развития флотилии и наращивания боевых возможностей без значительного увеличения численности. По сути, именно в интересах КФл создавались малые ракетные и артиллерийские корабли новых типов, способные нести современное и эффективное оружие.

Несмотря на все сложности и проблемы, в ограниченные сроки удалось провести массовое перевооружение КФл с доведением доли современных образцов до 80-86 проц. Прочие меры привели к росту других ключевых показателей. При этом процесс военного строительства и модернизации не прекращается. Вводятся в эксплуатацию новые объекты разного назначения, формируются новые подразделения и поступают современные образцы.

Таким образом, спрогнозировать будущее Краснознаменной Каспийской флотилии достаточно легко. За последние годы ее облик и возможности серьезно изменились, и достигнутые результаты будут сохраняться в обозримом будущем. Кроме того, следует ожидать новые шаги разного рода, которые вновь приведут к усилению корабельных сил и береговых войск. КФл так и останется небольшой в количественном отношении – но с точки зрения качества будет соответствовать всем предъявляемым требованиям.

Читайте также: