Этические нормы речевой культуры кратко

Обновлено: 30.06.2024

Этикет сегодня — этоправила поведениячеловека при взаимодействии с другими людьми.

Человек придерживается тех или других норм поведения в различных обстоятельствах: на улице, в гостях, на торжественных церемониях, официальных приемах. Отсюда разновидности этикета: дипломатический, деловой, профессиональный, корпоративный. Официальными считаются придворный и дипломатический этикет.

Речевой этикет является основой любого вида этикета. Экстралингвистические факторы оказывают влияние на выбор той или иной формы этикета. К таким факторам относятся: возраст, социальный статус, характер отношений, время и место речевого взаимодействия.

Этикетные формулы приветствия и представления

Правила взаимных приветствий достаточно просты, тем не менее они требуют определенных знаний. Формы обращения, приветствия и знакомства могут быть разными в зависимости от пола, возраста, должности людей, которые взаимодействуют между собой. В любой ситуации приветствие должно продемонстрировать доброжелательность и дружелюбие. Негативное отношение к человеку или плохое настроение приветствующего никак не должны выражаться в приветствии.

Формы обращения

Вы

Ты

Не знакомый ранее человек, малознакомый человек, деловой партнер, человек старший по возрасту и положению

Друг, хороший знакомый, родственник

Подчеркнутое вежливое, почтительное, уважительное отношение

Дружеское, личное отношение

К равному и старшему

К равному и младшему

Таблица 1. Формы обращения в русском этикете

Формы выражения благодарности, замечаний, просьб, отказа

Приведем несколько речевых формул выражения благодарности:

  • Разрешите выразить Вам благодарность за …;
  • Компания благодарит Вас за…;
  • Позвольте поблагодарить Вас за…

Речевые формулы замечания, предупреждения:

  • Компания вынуждена сделать серьезное предупреждение…;
  • К сожалению, должен предупредить Вас…;
  • Дирекция предупреждает Вас.

Если мы говорим о речевом этикете, то здесь недопустимы сквернословие, грубые выражения, повышение тона, пренебрежительное отношение к собеседнику. В процессе общения не нужно демонстрировать свое плохое самочувствие, плохое настроение. В деловом речевом этикете не существует мелочей, встреча будет более эффективной при проявлении максимальной вежливости, соблюдении норм и правил этикета.

Этические нормы регулируют обязательное соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию своего места в жизни и в обществе.

Задача этических законов — сплочение, объединение членов данного общества. Это основа культуры общения. Речь выполняет в этом плане важную социальную функцию.

Критерии оценки этичности речи

Критериями оценки этичности речи и речевого поведения являются истина, добро, красота. Доверие к говорящему, без которого невозможно общение, возникает благодаря истинности, правдивости, желанию добра другим, поэтому все этические правила содержат доброжелательность как норму общения, норму речевой культуры.

Основные моральные качества личности, которые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний, культура, вежливость как проявление этой культуры.

В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами и этическими нормами речевой культуры являются: правдивость, понятность ( речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.

Обязательность этических норм речевой культуры

Этические нормы речевой культуры способствуют правильному общению, предупреждают этические ошибки. В современном обществе этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их мнению, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.

Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.

Несоблюдение этических норм

Несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для адресанта ( тот, кому адресована речь), поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам и неудачам.

Специфика этических норм

Специфика э тических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, а именно: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, далее цели, которые он ставит, средства для достижения этих целей и оценку результата речи, то есть этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.

Проблема этического выбора возникает уже на этапе формулирования целей речи. Этичные мотивы и цели определяются стремлением сказать что-то интересное и важное. Доставить радость, сделать человеку приятное, утешить, то есть удовлетворить его духовные потребности во внимании, заботе, уважении, любви.

Этичные мотивы могут быть не только эмоционально положительными, но и эмоционально нейтральными (например, сообщить информацию). Этичными могут быть даже отрицательные эмоции в речи (например, возмущение, несправедливость, гнев, порицание за неэтичный поступок), поскольку эти эмоции проявляются на основе более высоких этических побуждений.

В то же время, если кто-то говорит исходя из низких побуждений (например, обмануть, испортить настроение кому-то, отомстить), то это нарушает законы этики, хотя речевая форма, в которую будет спрятано это намерение, может вполне соответствовать всем остальным этическим нормам речевой культуры.

Основные тенденции поведения

Поведение истинно воспитанного человека основывается на балансе двух основных тенденций, которые характерны для каждой личности. Это, с одной стороны, тенденция к объединению, сплочению, сближению, консолидации, а с другой стороны, тенденция отделения себя от других, к сохранению своей индивидуальности. Эти тенденции по-разному проявляют себя в различных сферах общения, а также в зависимости от ситуации и взаимоотношений партнёров.

Именно на это нацелен принцип вежливости Дж.Лича. Этот принцип предполагает соблюдение шести максим. Максима (от лат. Maxima (regula — основное правило, принцип) — логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило, норма поведения:

максима такта ( Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!)

максима великодушия ( Не затрудняй других!)

максима одобрения ( Не хули других!)

максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!)

максима согласия (Избегай возражений!)

максима симпатии (Высказывай благожелательность!).

Общение всегда предполагает духовное взаимодействие с другим человеком, а также потребность и необходимость в нем самом как партнере для достижения общей цели. И потребность эта превращается в готовность согласования своего личного поведения с поведением партнера в стремлении к содружеству, сотрудничеству.

Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах).

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными ) средствами – жестами, мимикой, позой, движениями – а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет. Речевой этикет – система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания разговора в нужной тональности. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всем протяжении разговора.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РЕЧИ:

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО:

1. Говорящему предписывается доброжелательное и уважительное отношение к собеседник (вспомним японскую манеру общаться). Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника и вообще негативно окрашенной лексики. (Добра не мыслишь и худа не говори).

2. Говорящему предписывается проявлять вежливость по отношению к адресату. Это значит, что необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие социальные позиции. Что можно сказать хорошо знакомому в неофициальной обстановке, то нельзя сказать в официальной обстановке.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени заинтересованности. Следует использовать языковые средства адресации, поддерживающие контакт внимания: вам, наверное, интересно узнать, вы, конечно, знаете, что

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке. Соблюдать четыре закона логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

7. Необходимо учитывать, что порог концентрации и внимания у слушающего ограничены. Рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднюю длину непрерывного говорения. Необходимо дать возможность отдохнуть слушающему, использовать средства пробуждения: повторные обращения, средства авторизации и адресации текста.

8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

9. Говорящий должен помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться и это нужно учитывать, а также необходимо сохранять дистанцию между собой и партнером.

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО:

1. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Даже если вам приходится слушать, с вашей точки зрения, неинтересную и бессмысленную информацию, к вам обратились не вовремя.

3. Следует не перебивать собеседника, не сбивать его с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

Из всех гуманитарных дисциплин лингвистика всегда воспринималась как наиболее близкая к естественным наукам. Ведь язык является результатом творчества огромных человеческих сообществ на протяжении тысячелетий. В каждом национальном языке сформулировано мировоззрение народа и его миропонимание, осознаваемое в контексте культурных традиций. Русский язык – ключ к пониманию всего многовекового потенциала отечественной культуры.

Язык — важнейшее средство общения людей, это орудие мысли. Культура общения - неотъемлемая часть культуры поведения человека в обществе. В литературном языке произношение, так же как и выбор слов, и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам, нормам, которые регулирует речевой этикет. В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. Кроме того, в современном мире сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы: изучить этические и эстетические нормы речи.


  • Дать понятие этических норм речи, речевого этикета;

  • Рассмотреть формулы речевого этикета;

  • Раскрыть принципы эстетических норм речи.

Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Этика в общении отражает специфику мировоззрения той или иной нации. Речевая культура народа, ее национальная специфика обусловлена традициями данного этноса. Поэтому так необходим анализ исторического пути, обращение к обычаям, установившемуся порядку поведения наших предков в быту, в общественной жизни.

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. [1; 90]

Следует помнить, что улыбка – одно из главных выражений стремления к контакту, доброжелательности.

Рукопожатия и поклоны, снятие головного убора, подмигивание и поцелуй – жесты и знаки, выражающие разные оттенки отношений и сопровождающие различные ситуации общения.

Таким образом, жест может сказать о многом. В одних ситуациях проявляется больше жестов, в других – меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение ими реплик, в других – нет, и, конечно же, каждый раз человек выбирает жест, наиболее уместный в данной обстановке. [2; 117]

Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

Выражение вежливости в речевом этикете регулируется нормами (обязательными для выполнения правилами) и традициями (которые носят не обязательный, но рекомендательный характер).


  • Личностных особенностей собеседников (социальный статус, социальная роль);

  • Ситуации общения (официальная, неофициальная, полуофициальная; степень знакомства; психологическая дистанция; отношение к собеседнику; место и время общения);

  • Национальной специфики.

Важнейшим моментом является начало разговора. Форма приветствия и первая фраза дают настрой всему разговору, с их помощью дается сигнал собеседнику о намерении вести диалог в той или иной манере.

Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление, с помощью которого можно установить нужные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими не следует пренебрегать.

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Содержательность речи говорящего зависит от степени его умственного развития и интеллекта.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления, а точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли правила русского языка. Таким образом, точность речи определяется рядом положений: знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова.

Следовательно, в русской культуре язык воспринимается как особая эстетическая ценность. Богатая эстетическими качествами речь положительно воздействует не только на разум, но и на чувства, на воображение. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию и доставляют эстетическое удовольствие слушателю.

Изучив нормы этики и эстетики речевого поведения, можно сделать соответствующие вывод: каждому человеку в современном обществе, считающему себя грамотным и образованным необходимо знать нормы и правила речевого этикета и придерживаться его формул. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Для успешного делового общения, ораторских выступлений и просто беседы в кругу близких людей, стоит обращать внимание на эстетические нормы речи. Следует логично и точно излагать мысли и постараться исключить из своего лексикона слова-паразиты.

Хочется отметить, что человек знакомый с нормами родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы. Литературный язык – это язык школы, радио, телевидения, газеты, язык образованных людей. Он подчиняется нормам. Очень важно обращаться к истокам русской духовности, базовым элементом которой является русская национальная языковая традиция. Именно она может оказать серьезную поддержку в деле осмысления культурного значения родного языка в судьбе нации.

Читайте также: