Картины репина с названиями и описанием кратко самые известные

Обновлено: 04.07.2024

Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.

Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.

Биография Ильи Репина

В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.

Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.

После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.

29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

Бурлаки на Волге, 1873

Мужичок из робких, 1877

Крестный ход в Курской губернии, 1880–1883

Портрет Мусоргского, 1881

Известна одна мистическая особенность работ Репина – дело в том, что все известные люди, портреты которых он писал, вскоре после этого умирали. Так было с Алексеем Писемским, Петром Столыпиным и с композитором Модестом Мусоргским. Однако мистика может быть не при чем – на портрете перед нами предстает уже серьезно больной человек. Целью Репина было вовсе не изображение недуга, он желал проникнуть в тайны музыкального гения своего героя. Главное в композиции – взгляд Мусоргского. В его глазах читается явная тоска, смешанная с силой и энергией мудрого человека. Больничный халат выписан схематично, создавая лишь обрамление лица – а фон остается пустым, подчеркивая грандиозность и величие фигуры.

Не ждали, 1884

Эта картина была впервые представлена на выставке передвижников и посвящается судьбе русского народника. Символика деталей была понятна современникам: кумиры революционного движения Шевченко и Некрасов, гравюра с изображением Христа – народники отождествляли свои идеи с мотивом религиозной жертвы. Довершает композицию изображение похорон Александра Iи главный герой, моделью для изображения которого послужил Всеволод Гаршин. Сюжетом стало возвращение в семью политического ссыльного, а также вся гамму связанных с этим переживаний, как его самого, так и членов его семьи. В последнем варианте картина получила еще одну христианскую аллегорию – на притчу о возвращении блудного сына.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Портрет писателя Л.Н. Толстого, 1887

Портрет, написанный в Ясной Поляне, является уникальной в своем роде работой Ильи Репина. Дело в том, что современники ждали необычайной монументальности и даже давали советы, как сделать композицию подобающей масштабу личности Толстого. Репин избрал другой путь – он изменил ракурс, сделав горизонт низким, а фигуру писателя – возвышающейся, значительной. Сдержанная колористика, широкие мазки, четкая прорисовка силуэта – все это выделяло героя картины, помещало его прямо перед зрителем. Известно, что портрет был написан с рекордной скоростью, буквально за три сеанса, однако при этом художнику удалось уловить все малейшие движения характера Толстого: тревожную задумчивость, пытливый взгляд, ясность ума и величавое спокойствие.

Дуэль Онегина и Ленского, 1899

Тема дуэли – напряженного противостояния со смертельным исходом – волновала Репина с юношества. Эмоциональность и точность образов дополняется здесь необычной диагональной композицией, которая дает зрителю ощущение трагичности момента. Вместе с тем гордые позы Онегина и Ленского говорят о том, что дело решено довести до конца, примирения не случается. Споры вызывает лишь прорисовка самих героев – художника принято упрекать в некоторой эскизности изображения. И хотя дело может быть в необычной технике смешивания акварели с густыми белилами, кажется, такая прорисовка вовсе неслучайна. И зрителю, и самому художнику хорошо знакомы действующие на полотне лица, но в то же время Репин дал возможность каждому из нас заполнить героев Пушкина своими чертами, дополнить их образы.

Торжественное заседание Государственного совета, 1903

Тайная вечеря, 1903

Этот всемирно известный художник смог при помощи живописи затронуть темы, которые тогда волновали общественность. Он был мастером, который, как никто другой хорошо изображал бытовые сцены, смог создать целую галерею своих современников. В последние годы предпочитал рисовать библейские сюжеты.

Представляем 10 самых знаменитых картин Репина, с оригинальными названиями и фотографиями работ.

10. Отказ от исповеди перед казнью

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

9. Николай-Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных



Картина рассказывает о святом Николае Чудотворце. Когда-то он был епископом в Мире Ликийской. Святой был в отъезде. В это время градоначальник Евстафий велел казнить 3 невинных людей. Его подкупили недоброжелатели пострадавших.

Святой Николай не мог допустить подобной несправедливости. Он сразу же вернулся в Миры, успев как раз в тот момент, когда палач был готов исполнить приговор. Но Николай Чудотворец без резких слов, не высказав никакой робости, подбежал к палачу, выхватил у него из рук меч и бросил его на землю. Именно этот момент и запечатлел художник.

Идея написать эту картину появилась после того, как один женский монастырь заказал ему картину Николая Чудотворца. Сначала он хотел сделать что-то вроде иконы, но потом увлекся, и получилось это уникальное полотно.

8. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны

Она состоялась 26 ноября 1894 года, и прошла довольно скромно: не было традиционных балов и свадебного путешествия. Венчание состоялось в Соборе Спаса Нерукотворного, расположенного в Зимнем дворце.

7. Вечорници



Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

6. Проводы новобранца



Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

5. Не ждали



Художник изобразил момент, когда в комнату неожиданно входит ссыльный народоволец. На его лице мы можем прочитать всю гамму переживаний.

Интересна реакция на происходящее и всех тех, кто находится в комнате. Все их переживания отразились на лицах, особенно матери ссыльного, убедительно написаны и ее руки.

Известные критики называли это произведение искусства шедевром, самой талантливой и самой замечательной картиной, хотя были и негативные отзывы.

4. Крестный ход в Курской губернии



Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.

Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.

Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.

Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.

3. Бурлаки на Волге



Репина всегда возмущал тот факт, что бурлаки соглашаются на такую сложную работу. Он считал, что нельзя людей использовать, как скот, вместо этого перевозить барки при помощи буксирных пароходов.

Но сам как-то признавался, что его не особо занимал вопрос быта этих несчастных людей, его больше волновало то, какими колоритными фигурами были эти люди.

Идея написать эту картину появилась в 1969 году, когда он поехал на этюды на Неву и впервые увидел бурлаков. Тогда же он нарисовал первый эскиз, но потом переделал его.

Картина появилась в период с 1870 по 1873 год. Критики полотно приняли восторженно, а Федор Достоевский говорил о том, что это произведение искусства стало подлинным торжеством правды.

2. Иван Грозный и сын его Иван

Художник пишет, что его чувства были перегружены ужасами современности, ему хотелось найти выход наболевшего в истории.

Чуть позже он вспоминал, что в Европе стали выставлять кровавые картины, и, заразившись этим настроением, он начал работать над своим уникальным произведением.

На ней изображен тот момент, когда Иван Грозный, нанеся смертельный удар своему сыну, переживает трагический момент. На его лице мы можем видеть раскаяние. Особенно поражает кротость царевича, который со слезами на глазах готов простить обезумевшего от горя отца.

1. Запорожцы пишут письмо турецкому султану



На картине изображены запорожские казаки, которые все вместе составляют письмо османскому султану. Это оскорбительный ответ на его ультиматум о том, что стоит сдаться и прекратить нападать на Блистательную Порту.

Согласно легенде, во время русско-турецкой войны султан потребовал покориться ему, на что получил письмо, в котором запорожцы жестоко над ним насмехались. Это настроение, атмосферу решил передать Репин.

Идея создать это произведение искусства появилась у него на одном светском приеме. Один из приглашенных, Дмитрий Яворницкий, принес копию письма, написанного казаками султану Махмуду IV. Оно развеселило гостей, а Репин загорелся идеей создать картину.

1. Бурлаки на Волге. 1870-73


Государственный Русский музей

Это первая картина, принесшая Илье Репину (1844-1930) большой успех. Идея сюжета пришла ему еще во времена учебы в Академии Художеств. Прогуливаясь по набережной Невы, он был поражен видом бурлаков, из последних сил тянувших тяжелую ношу рядом с беззаботно прогуливающимися горожанами.

На Всемирной выставке 1873 г. в Вене картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем.

2. Садко в подводном царстве, 1876


Государственный Русский музей

После окончания Академии Репин отправляется в большое заграничное путешествие. В 1873-м он едет в Италию, живет в Риме, затем три года проводит во Франции, изучает новейшие художественные течения. И хотя Репин не принимает импрессионизм, он тщательно присматривается к новому стилю.

3. Крестный ход, 1883


Государственная Третьяковская галерея

4. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-85


Государственная Третьяковская галерея

Считается, что Репин задумал картину как параллель к трагическим событиям 1881 года – убийству царя Александра II и казни народовольцев. Так как изобразить реальные события не представлялось возможным, художник нашел параллель современности в истории.

Работа вызвала недовольство Александра III, который лично приказал не допускать ее до выставок. Холст два раза подвергался нападениям вандалов. Сначала в 1916-м иконописец Абрам Балашов нанес картине три удара ножом, которые пришлись по лицу царя.

5. Портрет композитора Модеста Мусоргского, 1881


Государственная Третьяковская галерея

6. Портрет Павла Третьякова, 1883


Государственная Третьяковская галерея

Это один из двух прижизненных портретов известного коллекционера, основателя Третьяковской галереи. На момент передачи галереи городу Москве в его частное собрание входило 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, а также 84 работы иностранных художников. Третьяков не любил позировать, и согласился только из-за уважения к Репину.

7. Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-91


Государственный Русский музей

8. Не ждали, 1883-1888


Государственная Третьяковская галерея

9. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901-1904


Государственный Русский музей

Картина была написана Репиным к столетию Государственного Совета по заказу правительства: гигантский холст размером 400 х 877 см писался в кратчайший срок – в течение трех лет.

Едва ли не большей ценностью, чем вся картина, обладали этюды, написанные с импрессионистической свободой, а кое-где даже приближенные к абстракции. Чиновники позировали художнику персонально – всего к картине написано 48 портретных этюдов.

До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, часть этюдов были приобретены Музеем Александра III, получив десять тысяч рублей, которые художник направил на нужды флота.

10. Автопортрет с Н.Б. Нордман, 1903


После революции Репина неоднократно пытались возвратить в Советскую Россию, однако он так и не принял новую власть и до конца своих дней прожил в Куоккале, где скончался в 1930 году в возрасте 96 лет.

С 16 марта по 18 августа в Третьяковской галерее на Крымском валу будет проходить выставка "Илья Репин" в честь 175-летия классика.

Читайте также: