Карта язык географии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предметом изучения географическая карта становится уже в младших классах школы.Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Сегодня она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, работникам сельского хозяйства и др. Даже современные международные события нельзя понять без политической карты. Поэтому карта в географии занимает центральное место. Для более продуктивного усвоения учебного материала важно применять разные виды карт (настенные, электронные, интерактивные, контурные и др.),используя различные виды работ с этими картами.

ВложениеРазмер
berezhnickaya-_geogr.karta_.rar 145.6 КБ
berezhnickaya__tezisy.docx 19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Карта – основной язык географии

учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога,

кандидат педагогических наук

Таким образом, важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Чтобы формирование предметных знаний и умений проходило успешно необходимо мне, как учителю, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Читать карту – значит уметь давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты. Можно выделить три уровня чтения карты:

1. школьники знают и могут показать составляющие элементы карты;

2. учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей;

3. учащиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связанны с признаками, изображенными на ней.

Выстраивая работу школьников от простого к сложному, формирую у детей умения читать и анализировать карту.

  1. Описание географического объекта.
  2. Объяснение происходящих процессов.
  3. Географический прогноз.
  4. Моделирование.

Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:

Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов

Решение задач географии в процессе работы с картой на примере изучения географии материков и океанов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Карта – второй язык географии Географическая карта – великое творение человеч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Карта – второй язык географии Географическая карта – великое творение человеч.

Карта – второй язык географии Географическая карта – великое творение человечества. Первые карты появились, когда люди ещё не знали письменности.


Самая древняя карта, вырезанная на кости мамонта, около 15 тысяч лет назад.

Самая древняя карта, вырезанная на кости мамонта, около 15 тысяч лет назад.

Чукотская карта на моржовой кости

Чукотская карта на моржовой кости


По охвату территории: мировые и полушарий; материков, океанов и их частей; го.

По охвату территории: мировые и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей. По содержанию: общегеографические и тематические. По масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные. Виды географических карт:

Карты природы: отображают природу земной поверхности – рельеф, климат, растит.

Карты природы: отображают природу земной поверхности – рельеф, климат, растительность, состав горных пород, почвы, животный мир и т.д. Социально-экономические: показывают всё созданное умом и руками человека – расселение людей, сельское хозяйство, промышленное производство, транспорт и т.д. Группы карт:

Физическая: мировая, полушарий, отдельных материков и океанов, частей материк.

Физическая: мировая, полушарий, отдельных материков и океанов, частей материков, стран, частей стран. Экономическая и политическая: карта населения, природных ресурсов, карта отраслей хозяйства. Контурная: для выполнения практических работ. Топографическая: показывает местность с большой подробностью и точностью. Карта

По форме: приближены к объекту (река); удалены от объекта (месторождения). П.

По форме: приближены к объекту (река); удалены от объекта (месторождения). По величине: знаки планов и крупномасштабных карт (мост); знаки мелкомасштабных карт (национальные парки). По цвету: приближены к объекту (горы); абстрактны (специализация). По типичности: типичны для всех карт (пунсоны); индивидуальны (зависят от темы карты). Знаковая система географических карт

Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.) Впервые высказал гипотезу о шарообразност.

Анаксимандр из Милета (около 550 г. до н.э.) Автор первого философского сочин.

Евдокс Книдский Сделал первую попытку научного доказательства шарообразности.

Евдокс Книдский Сделал первую попытку научного доказательства шарообразности Земли.

Аристотель (IV в. до н.э.) Впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразн.

Аристотель (IV в. до н.э.) Впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразную форму.

Эратосфен (около 276-194 гг. до н.э.) Впервые ввёл в употребление термин «гео.

Кратес Милосский Изготовил первый глобус в 195 г. до н.э.

Кратес Милосский Изготовил первый глобус в 195 г. до н.э.

Гиппарх из Никеи (II в. до н.э.) Определил расстояние до Луны, продолжительно.

Отцом научной картографии считают древнегреческого географа Птолемея, жившего.

Отцом научной картографии считают древнегреческого географа Птолемея, жившего в I-II веке н.э. Он разработал правила картографирования и составил подробную карту Земли.

Клавдий Птолемей (II в н.э.) Впервые создал подробную карту Земли (более 27 к.

Клавдий Птолемей (II в н.э.) Впервые создал подробную карту Земли (более 27 карт). Создатель первого в мире географического атласа. Атлас появился в 150 г. н.э., а напечатан был только через 1327 лет в Болонье.

Герард Меркатор (ван Кремер) – 1595 год Основная его работа – сборник карт, н.

Мартин Бехайм (1492 год) Создатель одного из первых, дошедшего до нас глобуса.

Краткое описание документа:

Карта - второй язык географии.

Презентация может быть задействована на уроках географии в 6-7 классах, уроках природоведения в 5-ом классе. В данной презентации дана классификация географических карт по группам, видам, назначению; кратко рассказывается о знаковой системе географическиз карт. На слайдах представлены фото и краткая информация об учёных (географы, астрономы, математики и т.д.).

1-ый слайд: Карта – второй язык географии.

Географическая карта – великое творение человечества. Первые карты появились, когда люди ещё не знали письменности.

2 - 5-ый слайды: фото первых древних карт (на камне; самая древняя карта, вырезанная на кости мамонта, около 15 тысяч лет назад; чукотская карта на моржовой кости; вавилонская карта).

6-ой слайд: Виды географических карт: по охвату территории: мировые и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей.

По содержанию: общегеографические и тематические.

По масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.

7-ой слайд: Группы карт: Карты природы: отображают природу земной поверхности – рельеф, климат, растительность, состав горных пород, почвы, животный мир и т.д. Социально-экономические: показывают всё созданное умом и руками человека – расселение людей, сельское хозяйство, промышленное производство, транспорт и т.д.

9-ый слайд: Знаковая система географических карт: По форме: приближены к объекту (река); удалены от объекта (месторождения).

По величине: знаки планов и крупномасштабных карт (мост); знаки мелкомасштабных карт (национальные парки). По цвету: приближены к объекту (горы); абстрактны (специализация). По типичности: типичны для всех карт (пунсоны); индивидуальны (зависят от темы карты).

12-ый слайд: Евдокс Книдский Сделал первую попытку научного доказательства шарообразности Земли.

13-ый слайд: Аристотель (IV в. до н.э.) Впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразную форму.

15-ый слайд: Кратес Милосский Изготовил первый глобус в 195 г. до н.э.

17-ый слайд : Отцом научной картографии считают древнегреческого географа Птолемея, жившего в I-II веке н.э. Он разработал правила картографирования и составил подробную карту Земли.

География – одна из древнейших наук, возникших в помощь человеку. В современной интерпретации именно применение географических знаний и умений используется:

  • для сохранения окружающей среды и социально ответственного проведения в ней
  • для адаптации к условиям проживания на определенной территории
  • для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности

Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную форму обучения, как урок.

Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников.

Даже, если учитель будет знать, на что у данного ученика он может опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?

В современном мире нет обособленных уголков. Расширяются международные экономические и культурные связи. Авиатранспорт поразительно сблизил между собой континенты. Но даже космонавту необходимо около полутора часов для облета Земли. Между тем, человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету или дающим детальную картин у ее отдельных частей, их природы, населения, хозяйства и культуры. Это средство – географическая карта. Поэтому совершенно логично, что среди целей изучения географии в современной школе на базовом уровне есть эта:

  • овладение умениями ориентироваться на местности;

А среди общеучебных умений, навыков и способов деятельности на базовом уровне выделяется умение работать с картами различной тематики.

В старшей школе планируется преподавание географии и на профильном уровне. Особое внимание в процессе профильного изучения географии должно быть обращено на методы географических исследований и в первую очередь – картографический.

Из всего вышесказанного очевидно, что работа с картой в современной школе занимает особое место для географа-профессионала это очевидно.

Но как убедить современного воспитанника в том, что карта – источник информации и объект исследований?

Итак,

  • зарождение и развитие картографии
  • современное состояние картографии
  • перспективы развития

(картография – наука о географических картах, как особом способе отображения действительности, включающая в свои задачи всестороннее изучение географических карт, а также разработку методов и процессов их создания и использования. )

  • основеые свойства карты (издавна принято считать географическую карту, как уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Однако три черты определяют специфику картографических изображений:

  • математическое определенное построение
  • использование картографических знаков
  • отбор и обобщение изображаемых явлений
    • значение карт в науке и практике
    • элементы карты
  • понятие о картографических проекциях
  • классификация проекций
  • искажения в картографических проекциях
  • координатные сетки
  • масштабы
  • картографические знаки
  • способы картографического изображения
  • картограммы, картодиаграммы, рельефные модели, блок-диаграммы
  • надписи
  • классификация карт
  • типы карт
  • атласы
  • карты и атласы общегеографические, топографические, тематические и комплексные
  • морские карты
  • анализ и оценка карт. Методы анализа

Занятие №8 «Использование географических карт как средства исследования

  • способы анализа
  • использование карт в целях прогноза

Вновь возникающие потребности общества порождают необходимость создания методики работы с картой с учетом проблем, выдвигаемых реальной жизнью. А удачная, прогрессивная разработка этих проблем создает необходимые условия для решения задачи формирования базовых компетентностей современного воспитанника.

Глава V. Использование карт
Из истории использования карт 101
Картографический метод исследования 106
Визуальный анализ и описания по картам 110
Графические приемы 112
Картометрия и морфометрия 115
Математическое моделирование 122
Об использовании карт при обучении в школе 133

Глава VII. Картография и охрана окружающей среды
Карты природоохранной тематики 152
Исследование окружающей среды по картам 155
Карты и мониторинг 162

Глава I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ

Говорят, что есть люди, которым безразличны карты, но мне трудно в это поверить.
Р. Л. Стивенсон

Глава II. КАРТЫ И ИХ СВОЙСТВА

До чего люди любят карты и планы! А почему? Да потому, что там, на картах и планах, можно потрогать север, юг, восток и запад рукой, а потом сказать: вот мы, а вот Неизвестное, — мы будем расти, а оно будет уменьшаться.
Жюль Верн

Глава III. ТИПЫ И ВИДЫ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Есть карты мира, карты звезд, планет. Познание идет путем побед.
Дж. Байрон

Глава IV. КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЧТЕНИЕ КАРТ

Изучение незнакомого края всегда начинается с карты. По карте можно странствовать так же, как по Земле, но потом, когда попадаешь на эту настоящую Землю, сразу же сказывается знание карты.
К. Г. Паустовский

Глава V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ

Сидя перед развернутыми картами, под зеленым абажуром нашей лампы, Бернис снова чувствовал себя школьником. Но его теперешний учитель открывал ему живую тайну каждого клочка земли. Неведомые страны уже не были мертвыми цифрами, — это были настоящие луга в цветах, . это были настоящие песчаные пляжи .
Антуан де Сент-Экзюпери

. все, что существует в природе, подчинено необходимому условию быть измеряемому .
Н. И. Лобачевский

Глава VI. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В КАРТОГРАФИИ

Система — план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке. Систематическое ученье — стройное, порядочное, порядливое, последовательное, разумное, правильное, обдуманное, постепенное.
Систематик — изобретатель новой системы или охотник до строгих, последовательных порядков.
Владимир Даль

Глава VII. КАРТОГРАФИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Только в нашей стране человеку предоставлена возможность быть не бессовестным эксплуататором природы и не бессильной былинкой в ее потоке, а великой направляющей силой мироздания. Для этого он должен подсмотреть таинственную взаимосвязь, объединяющую ее явления в живой целостный организм, чтобы облегчить и ускорить работу природы в стремлении ее к совершенству.
Леонид Леонов

В первых главах этой книги было показано, что картография теснейшим образом связана с народнохозяйственной практикой. Ее запросы — важнейший стимул для развития картографии. Это касается размещения промышленности, гражданского и дорожного строительства, сельскохозяйственного освоения земель, разведки полезных ископаемых и многих других отраслей хозяйства. И все же есть сфера, где современной картографии принадлежит особая роль, — это охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Охрана окружающей среды — система государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Актуальность комплекса проблем, связанных с охраной окружающей среды, подчеркивается в решениях Коммунистической партии и Советского правительства. В них говорится о необходимости развития научных основ рационального использования и охраны почв, земных недр, растительного и животного мира, воздушного и водного бассейнов, о расширении комплексных исследований Мирового океана, дальнейшей разработке методов прогнозирования погоды и стихийных бедствий.

КАРТЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ТЕМАТИКИ
Важными и совершенно необходимыми документами при решении проблем охраны среды и рационального использования природных ресурсов служат карты, особенно комплексные взаимосвязанные системы карт, специально создаваемые для этих целей. Они включают карты разной тематики, которые отражают структуру и взаимосвязи компонентов среды между собой и с хозяйственными системами, карты разновременные, позволяющие следить за динамикой среды и прогнозировать ее развитие, а также карты разного масштаба, характеризующие природные и природно-хозяйственные системы разного ранга и уровня организации. При этом речь идет
не просто о больших и разнообразных комплектах тематических карт, а об их целесообразном и оптимальном наборе для каждой конкретной задачи.
Специфика проблем охраны окружающей среды и происходящих в ней изменений не позволяет ограничиться использованием только существующих тематических и топографических карт. Нужны карты нового типа и нового содержания, специально предназначенные для решения сложных комплексных проблем охраны среды. В настоящее время они составили особую и довольно разнообразную по набору группу карт охраны окружающей среды, т. е. карт, показывающих охраняемые территории и систему научно-технических и административно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, рациональное контролируемое использование природных ресурсов (включая их возобновление) и окружающей среды.
Содержание карт этой группы включает оценку современного состояния окружающей среды и ее компонентов: рельефа, вод, почвенно-растительного покрова и др. На них показывают совокупность положительных и отрицательных последствий хозяйственной деятельности человека, дают прогноз развития природной среды в будущем под влиянием антропогенных воздействий. Среди карт охраны окружающей среды различают два основных типа. К первому относятся карты нарушений среды, из которых наиболее важны карты техногенных деформаций рельефа, загрязнения поверхностных и подземных вод суши и океанов, эрозии почв, нарушений растительности и биологических сообществ.
Ко второму типу принадлежат карты природоохранных мероприятий и охраняемых территорий: заповедников, заказников, национальных парков и других территорий, важных с точки зрения сохранения природного равновесия и улучшения среды. Такова, например, карта охраны растительности Москвы и ее окрестностей (рис. 43).
Карты охраны окружающей среды должны удовлетворять ряду условий. Само собой разумеется, что они должны быть взаимно согласованы и сопоставимы, характеризовать отдельные природные компоненты (аналитические карты) и их целостные взаимосвязанные совокупности (комплексные и синтетические карты). Отдельные карты или система карт непременно должны содержать оценочные сведения с позиций благоприятности для жизни людей и хозяйственного освоения. Оценки обычно дают в стоимостном выражении, например в затратах на проведение почвенно-мелиоративных работ, либо в условных баллах, указывая, скажем, благоприятные, малоблагоприятные и неблагоприятные для мелиораций районы.
Желательно, чтобы карты содержали количественные данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов по экономическим или по физико-географическим районам, что удобно при конкретных расчетах и планировании. Для практического применения карт важно, чтобы система условных обозначений и количественных показателей допускала картометрическую и математико-статистическую обработку с целью получения новых производных карт.
По назначению различают несколько видов карт охраны окружающей среды: научно-справочные (для исследовательских целей), прикладные (для решения производственных задач), учебные (для школ и вузов), агитационно-пропагандистские (для разъяснения широким массам значения и характера природоохранных мероприятий). По степени обобщения все эти карты делятся на аналитические, показывающие отдельные компоненты среды, комплексные, отражающие совокупность нескольких взаимосвязанных компонентов, и синтетические, изображающие целостную (интегральную) характеристику окружающей среды.
В настоящее время нельзя ограничиться созданием отдельных специальных карт окружающей среды. В СССР и ряде других стран ведутся работы над атласами природных ресурсов. При этом одни, главным образом развивающиеся страны создают атласы для целей освоения природных ресурсов, а другие, прежде всего развитые государства — для защиты ресурсов и окружающей среды. В атласах даются системы карт, характеризующих, с одной стороны, особенности среды, в той или иной степени влияющие на жизнь населения и экономику страны, а с другой — природные объекты, испытывающие активное воздействие человека и техники.

Глава VIII. КАРТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Несомненно, что карты принадлежат к числу замечательных проявлений материальной и духовной культуры человечества.
К. А. Салищев

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

Читайте также: