Карл мария вебер биография кратко

Обновлено: 17.05.2024

Карл Мария фон Вебер

Вебер

Краткую биографию Карла Марии фон Вебера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Вебера

Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.

место рождения Карла Мариа фон Вебера

Карл Мария фон Вебер

В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.

Театр в жизни композитора

Театр в жизни Вебера

Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.

Вебер подпись

Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.

Последний период жизни

Согласно биографии Вебера в 1817 году Карл занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.

Карл Мария фон Вебер биография
Карл Мария фон Вебер

Интересные факты

  • Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.

Вебер интересные факты

Личная жизнь

Жена Вебера Каролина Брандт

Окончательному воссоединению с Каролиной способствовали не самые приятные обстоятельства: после очередного осложнения Вебер отправился на курортное лечение. Разлука и частая переписка возобновили чувства. В ноябре 1816 года Карл сделал Каролине предложение, и высший свет узнал об их помолвке. Новый виток в личных отношениях порождает и новый творческий прорыв — Вебер за короткое время пишет несколько замечательных музыкальных сочинений для различных инструментов.

Биография Вебера гласит, что свадьба с Каролиной Брандт состоялась спустя год после помолвки, когда Карл нашел свое место в Дрездене. Беременность Каролины разрешилась не лучшим образом: новорожденная девочка умерла, не прожив и года. В это время и сам Карл практически слег. Тяжелые события вогнали композитора в глубокую депрессию, он едва успевал завершать королевские заказы, да и здоровье жены оставляло желать лучшего. Выкидыш, случившийся в 1820 году, вновь пошатнул и без того хрупкое здоровье композитора и благополучие его семьи. В последующем Каролина все же поправилась и родила Веберу четверых детей, троим из которых Вебер без ложной скромности дал имена, созвучные со своим и именем жены.

Музыка Вебера в фильмах

Музыка Вебера в фильмах

Значение творчества Вебера в истории мировой классической музыки довольно велико. Помимо недюжинного таланта и усердия, это человек обладал еще и сильным характером, ведь он сумел в одиночку провести реформу театрального оркестра, отменив вековые традиции, и преодолев сопротивление авторитетных деятелей искусства того времени. Вебер заложил основы романтизма в музыке, вывел на новый уровень немецкую национальную оперу, стал примером и кумиром для будущих композиторов. Его смерть в молодом возрасте прервала череду гениальных произведений, возможно, лишив музыкальный мир не одного прекрасного образца романтической оперы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Вебере

Карл Мария фон Вебер

Карл Мария фон Вебер

Карл Мария фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber, Карл Мария Фридрих Август Эрнст фон Вебер) родился 18 ноября (или 19 ноября) 1786 года в Эйтине, в музыкальной семье. Его родители – мать-певица и отец-оперный капельмейстер с детства приобщили сына к музыкально-театральному искусству. Карл учился игре на фортепиано, пению и композиции у известных специалистов.

Уже к 15 годам Вебер написал ряд вполне успешных фортепьянных пьес, песен, мессы и три зингшпиля. Один из многих учителей Вебера, знаток музыкального фольклора аббат Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803-1804 году в Вене, сыграл особенно важную роль в его образовании. При его содействии Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле.

Творчество Вебера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступил в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. Его музыка оказала влияние на многих композиторов: Шумана и Шопена, Листа и Берлиоза, Глинку и Чайковского.

Карл Мария фон Вебер / Carl Maria von Weber

По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах. Толпа ассистентов хлопочет подле нее. И все же она, едва оправившись от одного обморока, снова падает в другой. К тому же, предъявляя к ней всевозможные требования, ее настолько раздули, что ни одно платье не приходится ей более в пору. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить ее напяливают на нее то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади. И чем больше пришивать к нему новые рукава и укорачивать полы и фалды, тем хуже он будет держаться. В конце концов, нескольким романтическим портным пришла в голову счастливая мысль выбрать для нее отечественную материю и, по возможности, вплести в нее все то, что когда-либо создали у других наций фантазия, вера, контрасты и чувства.

Вебер родился в семье музыканта — его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Будущего музыканта формировала та среда, в которой он находился с раннего детства. Франц Антон Вебер (дядя Констанции Вебер, жены В. А. Моцарта) поощрял увлечение сына музыкой и живописью, знакомил с тонкостями сценического искусства. Занятия с известными педагогами — Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Йозефа Гайдна, и аббатом Фоглером — оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения. По рекомендации Фоглера Вебер поступает в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера (1804). Начинается его самостоятельная жизнь в искусстве, формируются вкусы, убеждения, задумываются крупные произведения.

С 1804 г. Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, занимает пост директора оперного театра в Праге (с 1813 г.). В этот же период устанавливаются связи Вебера с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы (И. В. Гёте, К. Виланд, К. Цельтер, Т. А. Гофман, Л. Тик, К. Брентано, Л. Шпор). Вебер приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера — Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля. Важной чертой репертуарной политики возглавляемых им театров было предпочтение немецких и французских опер, в отличие от более обычного преобладания итальянских. В произведениях первого периода творчества кристаллизуются черты стиля, ставшие впоследствии определяющими, — песенно-танцевальный тематизм, своеобразие и красочность гармонии, свежесть оркестрового колорита и трактовки отдельных инструментов. Вот что писал, например, Г. Берлиоз:

А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!

Кажущаяся бессвязность фантастического, напоминающая не столько обычную написанную по правилам музыкальную пьесу, сколько пьесу фантастическую, может быть создана. лишь самым выдающимся гением, таким, который творит свой мир. Мнимый беспорядок этого мира на самом деле заключает в себе внутреннюю связь, пронизанную самым искренним чувством, и надо только уметь воспринять ее своими чувствами. Однако выразительность музыки и без того содержит в себе много неопределенного, индивидуальному чувству приходится многое вкладывать в нее и поэтому лишь отдельным душам, настроенным буквально на тот же тон, удастся поспевать за развитием чувства, которое совершается вот так, а не иначе, которое предполагает вот такие, а не иные необходимые контрасты, для которого верно вот только одно это мнение. Поэтому задача подлинного мастера состоит в том, чтобы властно царить и над своими и над чужими чувствами, а чувство, которое он передает, воспроизводить как постоянное и наделенное только теми цветами и нюансами, которые тотчас же создают в душе слушателя некий целостный образ.

Главным делом жизни композитора стала опера. Он знал, чего добивался, идеальный ее образ был им выстрадан:

. я говорю об опере, какой жаждет немец, а это — замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!

Веберу удалось построить этот новый — и для него самого — мир.

Памятник К. М. фон Веберу в Дрездене

Вебер и национальная опера

Вебер вошел в историю музыки как создатель народно-национальной немецкой оперы.

Общая отсталость немецкой буржуазии сказалась и в запоздалом развитии национального музыкального театра. До 20-х годов XIX века в Австрии и Германии господствовала итальянская опера.

(Руководящее положение в оперном мире Германии и Австрии занимали иностранцы: Сальери в Вене, Паэр и Морлакки в Дрездене, Спонтини в Берлине. В то время как среди дирижеров и театральных деятелей постепенно выдвигались лица немецкой и австрийской национальности, в репертуаре первой половины XIX века продолжала господствовать итальянская и французская музыка. В Дрездене итальянский оперный театр сохранился вплоть до 1832 года, в Мюнхене — даже до второй половины века. Вена в 20-х годах была в полном смысле слова итальянской оперной колонией, руководимой Д. Барбайя, импресарио Милана и Неаполя. Модные немецкие и австрийские оперные композиторы Майр, Винтер, Йировец, Вейгль учились в Италии и писали итальянские или итальянизированные произведения.)

С ней соперничала только новейшая французская школа (Керубини, Спонтини). И если Веберу удалось преодолеть традиции двухвековой давности, то решающей причиной его успеха было широкое национально-освободительное движение Германии начала XIX столетия, охватившее все формы творческой деятельности немецкого общества. Вебер, обладавший неизмеримо более скромным дарованием, чем Моцарт и Бетховен, сумел осуществить в музыкальном театре эстетические заветы Лессинга, который еще в XVIII веке поднял знамя борьбы за искусство национальное и демократическое.

Разносторонний общественный деятель, пропагандист и глашатай национальной культуры, он олицетворял собой тип передового художника нового времени. Вебер создал оперное искусство, которое коренилось в немецких народных художественных традициях. Старинные легенды и сказания, песни и танцы, народный театр, национально-демократическая литература — вот откуда он черпал наиболее характерные элементы своего стиля.

Дальнейшему развитию немецкого музыкального театра мешала общественная реакция 20-х годов. Она дала о себе знать и в творчестве самого Вебера, не сумевшего осуществить свой замысел — создать народно-героическую оперу. После смерти композитора развлекательная чужеземная опера вновь заняла господствующее положение в репертуаре многочисленных театров Германии. (Так, например, между 1830 и 1849 годами в Германии было поставлено сорок пять французских опер, двадцать пять итальянских и двадцать три немецких. Из немецких опер лишь девять принадлежало современным композиторам.)

Только небольшая группа немецких композиторов того времени — Людвиг Шпор, Генрих Маршнер, Альберт Лорцинг, Отто Николаи — оказалась способной выдержать соревнование с бесчисленными произведениями французской и итальянской оперных школ.

Передовая общественность не заблуждалась относительно преходящего значения немецких опер того периода. В музыкальной прессе Германии многократно звучали голоса, призывавшие композиторов сломить сопротивление театральной рутины и, следуя по стопам Вебера, создать подлинно национальное оперное искусство.

Но только в 40-х годах, в период нового демократического подъема, в искусстве Вагнера нашли продолжение и развитие важнейшие художественные принципы, впервые найденные и разработанные в зрелых романтических операх Вебера.

Карл Мария фон Вебер (Carl Maria von Weber)

Вебер был ещё сыном XVIII века: моложе Бетховена на шестнадцать лет, он умер почти за год до него, однако кажется музыкантом более современным, чем классики или тот же Шуберт. Вебер был не только музыкантом-творцом, блистательным, виртуозным пианистом, дирижёром знаменитого оркестра, но и великим организатором. В этом он походил на Глюка; только у него была более сложная задача, потому что он работал в убогой обстановке Праги и Дрездена и не имел ни сильного характера, ни бесспорной славы Глюка.

Carl Maria von Weber

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber ; 18 или 19 ноября 1786, Эйтин — 5 июня 1826, Лондон) — барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.

Содержание

Биография

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Гешкель, затем по теории — Михаэль Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера.

1813 —возглавил оперный театр в Праге.

1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.


1861 — Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Ритшеля.

Макс Вебер, его сын написал биографию своего знаменитого отца.

Сочинения

Оперы

Библиография

  • Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
  • Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
  • Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. — Л., 1965;
  • Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
  • Мoser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Карл Мария Фридрих Эрнест фон Вебер (французский: Charles Marie Frédéric Ernest de Weber) - немецкий композитор романтической музыки, родившийся в 18 ноября 1786 г. в Ойтин , недалеко от Любека , и умер 5 июня 1826 г. в Лондоне . Он является автором двух самых известных опер немецкого романтического репертуара: Der Freischütz (1821) и Euryanthe (1823).

Резюме

биография


Карл Мария фон Вебер происходит из семьи, долгое время посвятившей себя искусству. Его отец, Франц Антон, объявил себя бароном по собственному желанию. Он начинал как офицер, а потом стал директором различных малоизвестных драматических групп. Тем не менее он отличный скрипач. Двоюродные братья Карла Марии, Жозефы , Алоизии , Констанции и Софи (дочери брата Франца Антона, Франца Фридолина) получат отличную певческую репутацию. Моцарт , будучи отвергнутым Алоизией, женится на Констанце, таким образом став кузеном Вебера по браку.

Карл - больной ребенок с наследственным заболеванием тазобедренного сустава, из-за которого он не может ходить до четырех лет. Однако он много путешествовал и очень рано научился пению и игре на фортепиано .

Карл вернулся с отцом в Зальцбург в 1801 году , продолжая учебу под руководством Михаэля Гайдна. Он написал новую оперу Peter Schmoll und seine Nachbarn , безуспешно поставленную в Нюрнберге в 1803 году . Вебера ставят под руководство отца Фоглера, который через год заставляет его работать хормейстером в муниципальном театре в Бреслау . Тем не менее его жизнь была бурной: он получил долги и потерял голос из-за того, что случайно выпил кислоту, используемую в литографии [ исх. желанный] , почти умирает. Он взялся за композицию в романтической оперы , Rübezahl , но в конце концов отказался от этого проекта (только квинтет и увертюра остался, переписана в 1811 году под названием Le Maitre де Spirits - Der Beherrscher дер Geister -).

Покинув Бреслау в 1806 году , он стал музыкальным менеджером в замке герцога Вюртембергского (протестантская ветвь) в Карлсруэ в Швабии и учителем музыки молодой принцессы Мари-Доротеи Вюртембергской . С 1807 по 1810 год он был секретарем в Штутгарте у принца Луи, одновременно преподавая музыку юным принцессам. Роман Вебера с певицей Маргарет Лэнд и финансовые манипуляции его отца привели к тому, что он потерял свои функции, и оба были изгнаны. В 27 февраля 1810 г. , они начинают новую жизнь в Мангейме .

Фрайшютц


Постепенно он уделяет внимание идее, которая давно зародилась в его голове: адаптации германской народной сказки, которая кажется ему идеальной, чтобы служить средством для новой формы искусства - романтической оперы. пушки были остановлены Людвигом ван Бетховеном с Фиделио (1805). Вебер устраивал рыцарские церемонии в Сильване и затронул тему сверхъестественного в Рюбецале , но призрачные олицетворения упоминались только там. Объединив их, Иоганн Фридрих Кинд предоставил ему либретто Des Jägers Braut ( Невеста охотника ) из его самой известной оперы Der Freischütz .

В то же время он женился на певице Каролине Брандт и сочинил сценическое музыку для Пия Александра Вольфа цыганской драмы , Preciosa . Из-за политических трудностей в Дрездене Der Freischütz был основан в Берлине на 18 июня 1821 г. . Это торжество, как и в Вене, 3 октября далее, а в Дрездене 26 января 1822 г. . Однако его место как хозяина часовни не улучшилось. Вебер отказался от заманчивых предложений в Берлине и Касселе ( последний пост получил Луи Шпор ). Точно так же не продвинулась композиция его комической оперы Die drei Pintos (в конце концов, он отказался от проекта в 1824 году, который был завершен Густавом Малером и премьера состоялась в 1888 году ).

Euryanthe

Оберон


Работает

Карл Мария фон Вебер оставляет около 306 музыкальных произведений.

Оперы

  • Die Macht der Liebe und des Weins ( 1798 г. ) [уничтожено]
  • Das Waldmädchen ( 1800 ), опера в двух действиях, либретто Карла Риттера фон Штайнсберга
  • Петер Шмоль унд seine Nachbarn ( 1803 ), опера в двух действиях, либретто Йозефа Тюрка
  • Рюбецаль ( 1804 - 1805 ), опера, либретто И. Г. Роде [остались только фрагменты]
  • Сильвана ( 1810 ), опера в трех действиях, либретто Франца Карла Гимера
  • Абу Хасан ( 1811 ), одноактный зингшпиль , либретто Франца Карла Гимера
  • Der Freischütz ( 1821 ), опера в трех действиях, либретто Иоганна Фридриха Кинда
  • Die drei Pintos , opéra-comique , либретто Теодора Ада [сочинено между 1820 и 1824 годами, но так и осталось незаконченным, работа будет завершена Густавом Малером, а премьера состоится в 1888 году ]
  • Эурьянта ( 1823 ), опера в трех действиях, либретто Хельмины фон Шези
  • Оберон ( 1826 ), опера в трех действиях, либретто Джеймса Робинсона Планше по мотивам Кристофа Мартина Виланда

Сценическая музыка

Lieder

Вебер написал более 90 песен .

Духовная музыка

  • Месса ми-бемоль мажор ( Grosse Jugendmesse ) (1802)
  • Missa sancta n o 1 ми эб мажор, соч.75a ( Freischützmesse ) (1817-1818)
  • Месса Санкта п о 2 соль мажор, соч. 76 ( Jubelmesse ) (1818–1819)

Вокальная музыка

Оркестровая музыка

  • Кляйнер Туш, J. 47a (1806)
  • Симфония п о 1 до мажор , соч. 19 (1806–1807)
  • Симфония п о 2 до мажор (1807)
  • Увертюра для Петера Шмоля , соч. 8 (1807)
  • Увертюра для Der Beherrscher der Geister , соч. 27 (1811)
  • Вальцер, Дж. 149 (1812 г.)
  • Дойчер, Дж. 185 (1815)
  • Тедеско, Дж. 191 (1816 г.)
  • Юбель-увертюра , соч. 59 (1818)
  • Марсия Виваче, J. 288 (1822)
  • Марсия, Дж. 307 (1826)

Концертная музыка

Камерная музыка

  • Фортепианный квартет сильным в случае крупных (1806-1809)
  • Девять вариаций на тему норвежского воздуха для скрипки и фортепиано , соч. 22 (1808)
  • Шесть прогрессивных сонат для форте фортепиано с обязательной скрипкой, посвященных любителям, соч. 10 (1810)
  • Мелодия для кларнета фа мажор , J. 119 (1811)
  • Семь вариаций для кларнета и фортепиано под названием Silvana Variationen , соч. 33 (1811)
  • Кларнет Quintet в случае мажор, соч. 34 (1811–1815)
  • Большой Концертный дуэт для кларнета и фортепиано в E мажор, соч. 48 (1816)
  • Divertimento assai easy для гитары и фортепиано до мажор, соч. 38 (1816-1817)
  • Трио для флейты, виолончели и фортепиано в G - минор, соч. 63 (1819)
  • Романс (Romanza appassionata) для тромбона и фортепиано до минор (без номера опуса), произведение, приписываемое Веберу, но неопределенного происхождения; вероятно , написана в конце XIX - го века композитора военной музыки

Пианино

Дань уважения

Weber Street , в шестнадцатом округе Парижа носит его имя с 1886 года.

Анекдоты

Финал открытия его оперы: Der Freischütz был в титрах радиопрограммы La Tribune de l'Histoire Sur Paris-Inter, затем France Inter с 1951 по 1997 год.

В восьмой строфе Les Phares , стихотворения VI Spleen et Idéal , первой части Fleurs du mal , Бодлер упоминает Вебера, единственного музыканта среди выбранных художников и скульпторов.

Читайте также: