Карен хорни неофрейдизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Билет N 10. Развитие личности по работам работам К.Хорни.

Карен Хорни: образ Я . К.Хорни (1885-1952) получила образование на медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она посту пила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные немецкие ученые в связи с приходом к власти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

Эдипов комплекс Хорни связывает не с сэксуально-агрессивным конфликтом между ребенком и родителями, а с тревогой, возникающей в связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и отцом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителями. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце-концов трансформировавшись в базальную тревогу будет направляться на каждого. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

1. невротическая потребность в любви и одобрении. Это потребность характеризуется огульным желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать их ожиданиям. Человек живет ради хорошего мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к любому знаку отвержения и недружелюбия.

3. невротическая потребность в узком ограничении жизни. Такой человек не требователен, удовлетворяется малым, предпочитает незамеченным и превыше всего ценит скромность.

4. невротическая потребность в силе (во власти). Доминирование и контроль над другими как самоцель, презрительное отношение к слабости. Другой вариант этого стремления – потребность веры во всемогущество воли (что волевыми усилиями всего можно добиться).

5. Стремление эксплуатировать других. Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть глупым в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.

6. потребность в значимости. Самооценка определяется уровнем публичного признания.

7. потребность в том, чтобы быть объектом восхищения. Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений. Потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

8. стремление к личным достижениям (честолюбие). Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Страх неудачи.

9. потребность в самодостаточности и независимости. Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств. Дистанцирование от всех и вся.

10. потребность в безупречности и в совершенстве. Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях. Поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом все эти противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяет прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую.

Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа Я" – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "образом Я".

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два "образа Я".

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления от людей дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим "образом Я". Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой "образ Я", также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования.

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Создатель теории, называемой культурно - философская психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги, бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку.

Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что - то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в условные, иллюзорные

представления, которыми и руководствуется в жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности “образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:

- “Я” в глазах других людей.

В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни

обозначает как “основное зло” (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.).

Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без общения);

2. стремление (направленность) против людей (потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

стремление (направленность) от людей (потребность в эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются.

В результате невротик попадает в ситуацию “невротического круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому, что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего “реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”, позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности. Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути.

Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом все эти противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяет прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа Я" – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "образом Я".

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два "образа Я". Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления от людей дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим "образом Я". Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой "образ Я", также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования.

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Карен Хорни

Выдающийся американский психоаналитик, сторонница известного направления в психологии, неофрейдизма – все это знаменитая Карен Хорни. Женщина 20-го века, посвятившая всю свою жизнь изучению социума, особенностей формирования личности человека. Она – ученый, доказавший связь между мотивацией, страхом и потребностью в самореализации.

Краткая биография и этапы формирования личности

Карен Хорни (Даниельсен) появилась на свет 16 сентября 1885 года неподалеку от Гамбурга, Германия. Выросла в полной семье, переняв от отца стойкость и мужество, а от матери доброту, любовь и заботу. Отец молодой особы был глубоко убежден в высоком статусе мужчин, их моральном и умственном превосходстве над женщинами. Это объяснялось значительной разницей в возрасте родителей девушки (почти 18 лет) и старыми веяниями девятнадцатого века. В то же время, мать Карен была не только привлекательной, но и хорошо образованной, начитанной женщиной.

По мнению самой Хорни, она не отличалась особой красотой, как в детстве, так и в ранней юности. Повзрослев, она проанализировала собственные ощущения, переживания. В одном из интервью женщина рассказала о невыносимом чувстве неполноценности, которое преследовало ее с малых лет. Чтобы компенсировать это, Карен полностью отдалась науке.

Желание стать врачом появилось ещё в 14 лет, и уже через семь лет она смогла поступить в Фрайбургский университет (1906 год), где получила разрешение работать в области медицины. Это было необычное разрешение – первая официальная лицензия на территории Германии, позволяющая особе женского пола устраиваться в медицинское учреждение и вести практику. В 1910 году молодая девушка повстречала свою первую любовь – Оскара Хорни, который по специальности был юристом. Вскоре они поженились и стали жить вместе.

Karen Horney

Карен окончила университет в 1915 году и продолжила свою карьеру психоаналитика уже в Берлинском институте. Начиная с этого периода, Карен Хорни охватила глубокая депрессия, появились приступы агрессии и резкий упадок сил. С ростом психологических проблем и недопонимания брак с Оскаром Хорни постепенно разрушился (1927 год – развод). В жизни женщины был момент, когда она пыталась покончить жизнь самоубийством, но рядом оказался муж.

Семейные проблемы ухудшались из-за смерти брата Карен и потери обоих родителей. Все это оставило неизгладимые впечатления на молодой женщине. После развода жизнь Карен кардинально изменилась, так как у нее появилось много свободного времени для занятий и изучения особенностей психоанализа. Она вела активную преподавательскую деятельность в университете Берлина, писала научные работы и была полностью поглощена любимым делом.

Женщину заметили и предложили постоянную работу в США. Не раздумывая ни минуты, она собралась и уехала в Чикаго (1932 год). Карен начала преподавать в институте психоанализа, затем переехала в Нью-Йорк, где устроилась в психоаналитический институт и по совместительству в Новую школу социальных исследований.

Предложенные теории и концепции

Одной из главных заслуг Карен Хорни является разработка теории личности. Она основана на изучении влияния окружающей среды и воспитания на формирование индивидуальности. Аналогичной концепции придерживались ученые Фромм и Адлер. Карен высказывала мнение о частичном несогласии с теорией Зигмунда Фрейда. Она считала, что врожденные инстинкты не предопределяют формирование личности. Человеческое развитие не определяется либидо или враждебностью к внешнему миру. Здесь влияние оказывают окружающая среда, общество и люди (при наличии близкого или отдаленного контакта).

  • Первая позиция характеризуется типичным поведением человека, который плывет по течению. Позиция основана на понимании того, что если человек уступит, то его не заденут и не потревожат.
  • Вторая – это тип поведения, относящийся к самодостаточному, уверенному человеку. Подобный объект считает окружение излишним. Схема заключается в подсознательном желании субъекта отстраняться от людей, чтобы обеспечить собственную безопасность и защититься от недоброжелателей.
  • Третья – это тип, основанный на врожденной агрессии, всегда направляется против человеческих особей. Действия объекта основываются на непреодолимом желании властвовать, он ощущает безопасность только в период осуществления и достижения цели.

Хорни говорила о положительной чувственной стороне и способности любить, которая есть в каждом человеке. Первоначальный этап развития чувства начинается в глубоком детстве. Если родители отстранялись от ребенка, не показывали ему свою любовь, не уделяли должного внимания, то человек вырастает эгоистичным и самоуверенным. При этом внутри объекта всегда присутствует чувство внутренней тревоги. Кроме того, тревожность может возникать в результате чрезмерной опеки, дискриминации или множественных запретов.

Карен Хорни выделила три абстрактных образа Я: Я-идеальное, Я-реальное и Я-глазами других. Я-идеальное – это то, каким хочет себя видеть личность. Если собственное представление кардинально отличается от действительности, это ведет к серьезным неврологическим расстройствам и постоянной внутренней тревоге. Если же окружающие слишком недооценивают или восхваляют личность, то возникает расхождение между Я-реальным и Я-глазами других. Подобное несоответствие приводит к развитию неврозов и множественных невротических патологий (например, диссипативного расстройства личности).

К. Хорни считает, что каждый человек является заложником собственного характера, основы которого уже заложены при рождении. Имея определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к спонтанным и необдуманным поступкам (нападкам, повышенному тону общения, агрессивности и вспыльчивости), человек может развить эти отрицательные умения или наоборот – заключить их в дальний угол собственного сознания.

В целом, человек настроен на защиту своей невротической структуры. Это может проявляться посредством возникновения иллюзий, самообмана или обмана других. Именно поэтому истинные невротики тщательно пытаются избежать терапевтического вмешательства.

Научные труды

Карен Хорни подвела итог, что главная цель психотерапии и психоанализа заключается не только в изучении теории, но и в предоставлении эффективной помощи человеку. Помочь индивиду найти рычаги и основные грани самопознания, расширить собственное восприятие и исключить формирование неуверенности, замкнутости или любого вида агрессии – основная задача настоящего психоаналитика. Простое заключение оказалось в 20-м веке новым и свежим взглядом, это существенно повлияло на развитие психоанализа в целом.

Читайте также: