Караван pq17 история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Этот звуковой файл был создан на основе введения в статью версии за 12 марта 2011 года и не отражает правки после этой даты.

Получив неоднозначный приказ и думая, что крейсерская группа уходит на бой с германскими надводными кораблями, Гамильтон одобрил предложение командира прикрытия конвоя Брума о присоединении эсминцев конвоя к крейсерскому соединению. Как выяснилось впоследствии, информация о выходе немецкого линкора оказалась неточной. Рассеявшиеся суда конвоя, поодиночке прорывавшиеся в Архангельск под сопровождением оставшихся кораблей конвоя, в условиях полярного дня стали лёгкой добычей немецких подлодок и авиации. В результате 22 транспорта и 2 вспомогательных судна из состава конвоя были потоплены.

Содержание

Предыстория

Ленд-лиз и арктические конвои

На Московской конференции 29 сентября — 1 октября 1941 года СССР, Великобритания и США достигли соглашения о взаимных поставках [1] . Самые короткие пути поставок в СССР через Чёрное и Балтийское моря были блокированы противником. Оставались только три пути: северный, тихоокеанский и иранский. Относительно безопасным был только тихоокеанский, однако переход по нему занимал 18—20 суток, после чего грузы по железной дороге нужно было везти через всю территорию СССР. Кроме того, после вступления в войну Японии доставкой грузов по этому пути могли заниматься только советские суда, которые, несмотря на нейтралитет СССР, подвергались нападениям японцев. Ещё более длительным был путь через Иран: суда из Нью-Йорка через мыс Доброй Надежды шли 75 суток, затем грузы приходилось везти по территории Ирана и через юг СССР. Самым коротким из доступных был путь из Великобритании вокруг оккупированной немцами Норвегии, составлявший 1800—2000 миль, на преодоление которых требовалось 10—14 суток [1] .

По договору в месяц должно было перевозиться порядка 500 тыс. тонн грузов. Из них Советский Союз мог перевезти только 1/5. К тому же Северный флот СССР, состоявший на начало войны из 51 корабля, включая 8 эсминцев и 15 подлодок [прим. 1] , имел ограниченные возможности по охране этих судов [2] . Ответственность за организацию конвоев и их непосредственное охранение на всём протяжении маршрута из Исландии в СССР и обратно возлагалась на британское Адмиралтейство. Между британским и советским Северным флотом были поделены зоны ответственности, граница которых проходила в Баренцевом море по меридиану 20° восточной долготы. В своей зоне ответственности флот СССР должен был вести разведку кромки арктического льда, осуществлять блокирование своими подводными лодками выхода надводных кораблей, разведку аэродромов, поиск и уничтожение подводных лодок противника и обеспечивать встречу конвоя [3] .

Возросшая активность британского флота на севере не осталась незамеченной в Германии. Масла в огонь подлили и диверсионные рейды британских кораблей к побережью Норвегии 26 и 27 декабря. Опасаясь возможной высадки союзников в Норвегии, Гитлер заявил:

Немецкий флот должен поэтому использовать все свои силы для обороны Норвегии.

Wolfram Wette, Wilhelm Deist, Manfred Messerschmidt. Germany and the Second World War: Volume I The Build-Up of German Aggression. — New York: Oxford University Press, 1991. — P. 444. — 832 p. — ISBN 019822866X

Обстановка накануне и план проводки конвоя PQ-17

Не только премьер Сталин, но и президент Рузвельт будут весьма разочарованы, если мы прекратим сейчас отправку конвоев. Русские ведут тяжёлые бои и ждут, что мы пойдем на риск и, если потребуется, понесем потери в соответствии с нашими обязательствами. Американские суда ждут своей очереди к отправке. Сознавая большую и реальную опасность, я лично считаю, что конвой (PQ-16) должен выйти в море 18 мая. Операция будет оправданна, если к месту назначения дойдет хотя бы половина судов [25] .

21 марта в состав ВВС Северного флота был включён 95-й истребительный авиационный полк (ИАП), имевший на вооружении 2 эскадрильи дальних истребителей Пе-3. Его основной задачей было прикрытие конвоев на дистанции до 200 км от входа в Кольский залив [6] .

Весной и летом 1942 года возобновилось противоборство люфтваффе и советской авиации над Кольским полуостровом. Германия наращивала свою авиационную группировку. В течение весны 1942 года численность боевых самолётов возросла почти в два раза [32] . В мае — июне 1942 года люфтваффе фактически захватили господство в воздухе и подвергали постоянным налётам Мурманск, в результате которых город, в котором было много деревянных построек, сгорел, а порт был разрушен и фактически не мог принимать суда [33] .

Конвой PQ-17

Силы сторон

Союзники

Состав конвоя



Груз конвоя включал 297 самолётов, 594 танка, 4246 грузовиков, а также авиационный бензин и другие материалы массой 156 492 тонны. Стоимость груза составляла около 700 млн долларов в ценах 1942 года. Этих грузов могло хватить для обеспечения армии численностью 55 000 человек.

Состав эскорта

Непосредственное охранение конвоя осуществляли 6 эсминцев, 4 противолодочных траулера, 4 сторожевых корабля, 3 тральщика, 2 корабля ПВО, 2 подлодки, три спасательных судна и танкер.

Для блокирования выхода в море германских надводных кораблей вдоль побережья Северной Норвегии были развёрнуты две завесы из подводных лодок. Ближе к берегу у выходов из фиордов располагались позиции четырёх советских подводных лодок [прим. 2] , чуть мористее располагались ещё девять подводных лодок — восемь британских и одна французская. 5 июля к ним присоединились британские подлодки P-614 и P-615 из состава конвоя PQ-17, а 6 июля советская Щ-422 [прим. 3] [30] [39] [40] [41] .

Немецкие силы

Проводка конвоя

События 27 июня — 3 июля


Маршрут PQ-17 до точки роспуска (4 июля 1942). Показан радиус действия немецкой авиации с баз в Норвегии

Во второй половине дня 30 июня силы охранения под командой Брума догнали PQ-17 и к 15:45 заняли свои места в ордере [30] . Конвой, не замеченный противником, продолжал движение на восток. В тот же день была получена радиограмма главы английской военно-морской миссии в Мурманске. Он сообщал, что конвой QP-13 обнаружен немецким самолётом-разведчиком на следующий день после выхода. Следовательно, немцы должны были предполагать и наличие конвоя PQ-17 [62] .

2 июля погода не способствовала воздушным атакам. Туман вынудил немцев поберечь основные силы 5-го воздушного флота и применить поплавковые гидросамолёты-торпедоносцы Heinkel He-115 (англ.) [72] . Семь самолётов эскадрильи 1./406 атаковали конвой вечером 2 июля [44] . Однако сильный зенитный огонь рассеял самолёты эскадрильи. Самолёт командира эскадрильи капитана Ватера был сбит, но экипаж был спасён самолётом фельдфебеля Арабина, который под обстрелом кораблей эскорта смог сесть на воду и взлететь со своим командиром [44] .

3 июля прошло в относительном спокойствии. Крейсерская группа Гамильтона шла в 20 [73] —30 милях севернее конвоя [74] . Почти весь день конвой и крейсерская группа шли в густом тумане. Несмотря на то, что над конвоем постоянно висели разведчики Bv-138, атак авиации не было. Подводные лодки периодически пытались выйти в атаку, но их успешно отгоняли корабли охранения [75] . Поскольку ледовая обстановка позволяла, конвой прошёл приблизительно в 50 милях к северу от острова Медвежий, став первым конвоем PQ, прошедшим севернее него [64] .

В этот день пришла и тревожная новость. После нескольких дней безуспешных попыток разведки немецких баз британский самолёт-разведчик сообщил о том, что гавань Тронхейма пуста [76] . Но, зная по разведданным, что выход немецких кораблей из гавани планировался приблизительно за 36 часов до атаки [77] , Адмиралтейство считало, что пока непосредственной угрозы атаки конвоя немецкими надводными кораблями нет [78] .

События 4 июля


Вскоре туман окончательно рассеялся [80] . Крейсерское соединение приблизилось к конвою и следовало в нескольких милях впереди. За кормой конвоя висела пара Bv-138. Постепенно к ним стали присоединяться бомбардировщики Ju-88, кружившиеся над конвоем в ожидании удобного момента для атаки [83] . К полудню конвой подобрался к 25-му меридиану восточной долготы — месту, где его должно было покинуть крейсерское соединение. В 12:30 Гамильтон получил от Адмиралтейства разрешение следовать с конвоем дальше на восток и уходить, когда тот сочтёт нужным. Гамильтон, несмотря на возражения адмирала Тови, радировал, что будет с конвоем до прояснения ситуации, но не позднее чем до 14:00 5 июля [80] .

Мое впечатление от решительности, проявленной конвоем и эскортом, таково, что если не кончатся боеприпасы, PQ-17 может пройти куда угодно.


Движение судов конвоя после роспуска (4—29 июля 1942) и действия советских ВМФ и авиации. Номера судов соответствуют их номеру в ордере конвоя

В 21:00 крейсерская группа находилась в 5 милях впереди конвоя [93] . А в течение следующего получаса из Адмиралтейства пришли три радиограммы, решившие судьбу конвоя [94] .

  • 21:11 Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом.
  • 21:23 Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты.
  • 21:36 Согласно моей от 21:23 конвою рассеяться.

Конвою рассеяться и следовать в русские порты. Эскортным кораблям, кроме эсминцев, самостоятельно следовать в Архангельск.

События 5 июля

В 09:00 для немецких кораблей в Альта-фьорде была объявлена четырёхчасовая готовность к выходу. 1-я и 2-я боевые группы снялись с якоря около 11:00 [114] . Немецкий штаб берег свои корабли, поэтому Шнивинд получил от Карльса приказ действовать с максимальной осторожностью:

Кратковременные быстротечные действия с частичным успехом важнее, чем тотальная победа, достигнутая в течение длительного времени. Немедленно донесите, если корабли будут обнаружены авиацией противника. Если обстановка сомнительна — без колебаний прекращайте операцию. Ни в коем случае не допускайте успеха противника в действиях против наших кораблей.

События после 5 июля



ВВС Северного флота пытались осуществить прикрытие судов конвоя силами дальних истребителей Пе-3 95-го истребительного полка (ИАП). В начале июля полк перебазировался на полевую площадку. 6 июля из первого вылета по разведке погоды не вернулась машина капитана Н. Ф. Кирикова. Следующие три дня вылетам Пе-3 мешала плохая погода и они смогли оказать помощь судам конвоя только утром 10 июля [144] .



Итоги

Потери союзников

Потери Германии

За время проведении операции против конвоя PQ-17 кригсмарине не понесло потерь среди надводных кораблей и подводных лодок. Со 2 по 10 июля подлодками были израсходованы 72 торпеды, из которых цель поразили 27 [179] . Всего субмаринами было потоплено 16 судов конвоя, часть которых до того уже были повреждены самолётами.

Для атак конвоя PQ-17 самолётами люфтваффе было осуществлено 202 самолёто-вылета: гидросамолётами-торпедоносцами He-115 было совершено 29 вылетов, торпедоносцами He-111 — 43 и пикирующими бомбардировщиками Ju-88 — 130 вылетов. Торпедоносцами сброшена 61 торпеда и повреждено четыре судна [144] . Всего же самолётами было потоплено 8 судов, ещё 8 были повреждены, а затем добиты подлодками. Ещё три повреждённых судна смогли дойти до Архангельска. За это время в операциях, так или иначе связанных с PQ-17, люфтваффе было потеряно 11 самолётов (сбиты или разбились при посадке и списаны). Отнесение этих потерь на счёт PQ-17 в различных источниках рассматривается по-разному, поэтому и число потерянных люфтваффе машин варьируется в них от пяти [180] до одиннадцати [144] .

Причины

Версии

Повлиявшие факторы

В какой-то степени все эти версии имеют под собой основание, так как факторов, превративших проводку конвоя PQ-17 в разгром, было много. Немецкая авиация господствовала в воздухе Заполярья, а немецкие подводные лодки хозяйничали в Баренцевом море. Советский Северный флот и приданные ему авиационные части были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить надёжное прикрытие конвоев к востоку от 20-го меридиана, как того хотели англичане. В этих условиях и союзники, и СССР понимали, что при проводке конвоев в Арктике потери в судах и кораблях охранения неизбежны. Эта ситуация не являлась экстраординарной. С подобными проблемами англичане столкнулись в Средиземном море при проводке конвоев на Мальту. Летом 1942 года, как и арктические конвои, они несли тяжёлые потери. При этом тяжёлые потери несли также и корабли эскорта:

Все эти ошибки привели к тому, что беззащитные суда стали лёгкой добычей немецкой авиации и подводных лодок. Проанализировав всё это, Адмиралтейство решило изменить тактику при проведении следующего конвоя.

Последствия

Уже 17 июля, ещё до окончательного выяснения всех обстоятельств проводки конвоя PQ-17, Черчилль писал Сталину:

В своём послании Черчилль попытался донести до Сталина необходимость приостановить отправку новых конвоев [198] [199] . На что Сталин в категоричной форме ответил ему 23 июля:

Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери [200] .

В августе Адмиралтейство сосредоточило усилия на проводке конвоя к осаждённой Мальте, для чего снова пришлось, как и в июне, использовать силы эскорта, взятые из флота Метрополии. Для охранения нового конвоя в СССР не хватало кораблей, поэтому он откладывался до сентября [201] . Вынужденную паузу решено было использовать для разработки нового плана. Адмиралтейство постаралось учесть все ошибки, ради чего пришлось внести кардинальные изменения.

Германское командование ошибочно считало, что рассеивание конвоя — заслуга массированных атак люфтваффе. Поэтому надводным кораблям в новой битве отводилась только вспомогательная роль. Они выставляли минные заграждения и должны были атаковать обратный конвой. Считалось, что для разгрома следующего конвоя достаточно будет авиации и подводных лодок [209] .

Конвой PQ-18 отправился в путь 2 сентября 1942. Несмотря на сильное охранение, он понёс заметные потери: 13 транспортов из 40. При проводке обратного конвоя были потеряны 3 транспорта, эсминец и тральщик. Противник также понёс значительные потери: Германия потеряла в обеих операциях 3 подводные лодки и 41 самолёт [193] .

Изложение истории конвоя

Обет молчания был нарушен американскими газетами уже в феврале 1945, когда из германских лагерей стали прибывать пленные моряки с американских судов. Эти сведения вызвали громкий скандал и британское Адмиралтейство вынуждено было выпустить коммюнике. Однако в нём достаточно точно описывались события только по 4 июля, а дальнейшие события описывались очень туманно [213] .

Вместе с тем отдавалось должное мужеству британских моряков:

Ни у кого… нет оснований сомневаться в храбрости, стойкости и неустрашимости моряков английских кораблей… Было достаточно времени, случаев и фактов, чтобы оценить по достоинству серьезное отношение английских моряков к своим обязанностям и к союзническому долгу в борьбе с общим врагом…

Личные качества британских моряков и политика английского правительства — вещи разные.

Несмотря на то, что в столь сложной и больной теме трудно оставаться нейтральным, в печати всё чаще появляются публикации, более взвешено подходящие к описанию истории конвоя. Опубликованы и переводы ряда английских книг. Из описания всех этих книг вырисовывается картина не только трагически гибнувших судов, но и негодование экипажей крейсеров и эсминцев, вынужденных по приказу Адмиралтейства оставить охраняемые корабли, мужество оставшихся кораблей эскорта, отвага защищавших свои суда моряков и членов военных команд, помощь, оказанная терпящим бедствие морякам авиацией и кораблями Северного флота. Все эти усилия не пропали даром и, несмотря на разгром PQ-17, поставки арктическими конвоями внесли свой вклад в победу союзников во Второй мировой войне.

В массовой культуре

После начала войны между СССР, США и Великобританией была установлена договоренность о взаимных поставках грузов по системе "Ленд-Лиз".
Сразу оговоримся что эти поставки не были безвозмездной помощью- Советский Союз расплачивался за них золотом, это была торговля.

Чем так "знаменит" именно PQ-17?

Тем что в отличии от других морских караванов конвой PQ-17 понес несравнимо большие потери во времена Великой Отечественной Войны. А так же тем что он был показательным для СССР в том плане что Англичане сделали все возможное чтобы он не дошел до берегов Союза. заметьте друзья! 1942 год, накануне Сталинградская битва- переломный момент в ходе войны еще не наступил, как никогда красная армия нуждается в помощи..так почему же самый крупный караван не должен дойти до Мурманска? странно? Обо всем по порядку.

Полярные конвои грузились в Исландии и огибая Скандинавские страны достигали СССР. Немецкая авиация базировалась на территории оккупированной Норвегии, там же в Тройнхеме и Нарвике были базы немецких подлодок атаковавших караваны.

Караван PQ-17 стартовал из Исландского Залива Хваль-фьерд 27 июня 1942 года. Сопровождавшим его конвоем командовал британец Джек Брум - капитан второго ранга, в его распоряжении были 6 эсминцев, 3 тральщика, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 4 противолодочных судна. Соседней группой ближнего прикрытия руководил контр-адмирал Гамильтон : 4 крейсера и 3 эсминца, а так же дальнее прикрытие осуществлял флот метрополии

Караван был впервые атакован 2-го и 4-го июля торпедоносцами Хейнкель-115 и пикирующими бомбардировщиками, 2 судна потоплены, 3 с небольшими повреждениями. В это время командиры конвоя получают шифрограмму о том что "Из Тройнхема вышли "Хиппер" и "Тирпиц" в сопровождении 4 эсминцев"

Далее происходит самое интересное..

В ночь с 4 на 5 июля контр-адмирал сил ближнего прикрытия Гамильтон получает шифрограмму от лорда Адмиралтейства адмирала Паунда с приказом "в связи с угрозой" бросить караван и "отойти на запад на полной скорости" . Шифрограмма очень удивила командира конвоя Джека Брума, но он удивился еще больше когда получил следующую: "Особо срочно. Конвою рассеяться"

Капитан остолбенел на месте, но приказ выполнил..
Моряки грузовых транспортов которые везли танки и самолеты остались в полной растерянности и недоумении, еще бы, в ближайшие дни многим из них суждено будет погибнуть..

Почему же такой нужный для СССР конвой приказом из Лондона был брошен на верную смерть?

Более чем вероятно по приказу Черчилля караван не должен был доплыть до Советского Союза. Этим и обьясняются все поручения подчиненным адмирала Паунда, теперь все встает на свои места. Британцы под предлогом "чрезмерно больших потерь" хотели прекратить поставки грузов в СССР перед решающей битвой под Сталинградом.

Нужно было дать понять Гитлеру что Британия готова предать Сталина, ведь на тот момент инициатива в войне еще не перехвачена, и нужно успеть при случае "переобуться в полете", ведь в случае удачного наступления немцев под Сталинградом под угрозой могли оказаться восточные нефтяные месторождения англичан.

Предательство англичан подвержает тот факт что радиограмма приказывающая конвою покинуть караван была передана открытым текстом и даже не шифровкой! Для чего отправлять радиограмму открытым текстом? Именно для того чтобы она попала а руки к немцам!

Какая же участь постигла оставленный на произвол судьбы конвой?

Немецкие подводники, абсолютно не опасавшиеся ответного огня всплывали и спокойно топили огнем артиллерии транспортные суда экономя торпеды. В результате работы немецких летчиков и подводников было утоплено 22 транспортных судна и уничтожено 123 тыс.тонн грузов (эти данные в своих мемуарах укажет Головко А.Г - командующий Северным Флотом)

Цинизм англичан не знал границ, после того как конвой был распущен адмиралтейство Британии высылает радиограмму которая говорит о недостоверности выхода вражеских кораблей немецкого флота в море.

Возможно вам покажется странным, но.. адмирал Паунд Дадли, оставивший своим решением на верную смерть конвой с грузом уволился со службы 5 октября 1943 года и спустя 2 недели скончался..странно не правда ли? Может быть кто то заметает следы?

А как вы думаете почему английское командование приказало бросить конвой?

В июле 1942 г. в арктических водах произошёл один из самых трагических эпизодов в истории поставок помощи союзников СССР в период Второй мировой войны – гибель конвоя PQ-17, который должен был доставить в Советский союз крупный военный груз в рамках лэнд-лиза. Была ли его гибель неизбежна? Или же её можно было предотвратить, если бы не ошибка командования? Сегодня этому событию посвящено множество исторических трудов, которые не оставляют сомнений в том, что причиной трагедии был неправильный расчёт первого лорда британского Адмиралтейства.

Северный путь был кратчайшим маршрутом доставки помощи по ленд-лизу, к которому СССР присоединился в конце 1941 г. Но в то же время, он был и самым опасным, так как пролегал вдоль побережья оккупированной нацистами Норвегии. Помимо этого, проблемы создавало и то, что Белое море замерзало зимой, а порт Мурманск находился вблизи линии фронта. Однако в первый год войны у союзников не было иного выбора, как доставлять военные грузы этим путём. До конца 1941 г. по этому пути успешно прошло 11 конвоев, которые обозначались инициалами офицера британского Адмиралтейства Питера Квилина (Peter Quelyn), ответственного за их отправку.

5 июля, после того как было снято прикрытие конвоя PQ-17, грузовые корабли были атакованы немецкой авиацией и подлодками. В результате 23 корабля были уничтожены, погибло 153 моряков погибло.

Н а Московской конференции (29 сентября — 1 октября 1941 г.) с участием СССР, США и Великобритании было принято соглашение о создании союзных морских конвоев для поставки в Советский Союз вооружения и других грузов. При этом использовались пути — северный, тихоокеанский и иранский.

Всего за время Великой Отечественной войны в советские порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск прибыло 42 конвоя (723 транспорта). Из СССР было отправлено 36 конвоев (682 транспорта), загруженных стратегическими материалами.

В историю северных, или арктических, конвоев, трагически вошел конвой РQ-17, понесший в июле 1942 г. особенно крупные потери.

На борту транспортов находилось 594 танка, 297 самолетов, 4246 автомобилей и других грузов. Суда двигались девятью колоннами; впереди них следовало 6 эсминцев, вдоль боковых колонн — 4 сторожевых корабля и 7 тральщиков, в хвосте — 3 спасательных судна, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО и судно, оборудованное катапультой для одного самолета.

1 июля наблюдатели на транспортах увидели, впервые со времени выхода из Исландии, фашистский самолет-разведчик, скоро ушедший по курсу конвоя за пределы видимости.

Девять часов спустя после визита воздушного разведчика эскортные корабли обнаружили и атаковали глубинными бомбами германскую подводную лодку. Больше попыток нападения до исхода суток не было.

Вслед за сигналом рассредоточиться и уходом эсминцев конвой распался. Одна группа транспортов вместе с двумя малыми эскортными кораблями направилась к Новой Земле, другая пошла туда же, но самостоятельно и вообще без какого-либо сопровождения; остальные суда взяли курс в направлении Кольского залива и горла Белого моря.

На перехват этим разрозненным группам и одиночным судам немедленно устремились немецкие подводные лодки. Транспорты были совершенно беззащитными. Скорость у них была небольшая — 8–10 узлов. Лучшей добычи для германских подводных лодок и авиации быть не могло, чем они и воспользовались.

Капитаны транспортов позднее рассказывали, в каком плачевном состоянии оказались их нагруженные до предела суда, имевшие малый ход. Подводные лодки противника без помех их атаковали, а поврежденные расстреливали, как на полигоне, из пушек, не тратя дорогих торпед.

Фашистские корабли, посланные наперехват конвоя, 5 июля обнаружила подводная лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина. Вместе с другими лодками она была заранее направлена в район острова Ингей по соответствующему плану развертывания сил Северного флота для обеспечения перехода конвоя и действовала в самых тяжелых, невыгодных для подводной лодки условиях: при незаходящем солнце заполярного лета и в полный штиль.

Английскому правительству необходимо было как-то оправдаться перед русскими. Премьер-министр У Черчилль 18 июля 1942 г. направил телеграмму И. В. Сталину:

«Мы начали отправлять в Северную Россию небольшие конвои судов в августе 1941 г., и до декабря немцы не предпринимали каких-либо шагов для того, чтобы помешать им. С февраля 1942 г. размер конвоев был увеличен, и тогда немцы перебросили в Северную Норвегию значительные силы подводных лодок, большое количество самолетов и начали предпринимать решительные нападения на конвои.

В результате предоставления конвоям возможно более сильного охранения в виде эсминцев и специальных судов для борьбы с подводными лодками конвои проходили с различными, но допустимыми потерями.

Ясно, что немцы были недовольны результатами, достигнутыми при помощи одних только самолетов и подводных лодок, так как они начали использовать свои надводные силы против конвоев. Однако, к нашему счастью, вначале они использовали свои тяжелые корабли к западу от острова Медвежий, а подводные лодки — к востоку от него. Благодаря этому флот Метрополии был в состоянии предотвращать нападения со стороны надводных сил противника.

Нападения надводных кораблей не произошло, и конвой прошел, потеряв одну шестую часть своего состава, главным образом в результате нападения с воздуха.

Однако в случае с последним конвоем PQ-17 немцы использовали свои силы таким способом, которого мы всегда опасались. Они сконцентрировали подводные лодки к западу от острова Медвежий, а надводные корабли держали в резерве для нападения к востоку от острова Медвежий…

Конечно, Черчилль лукавил, упоминая здесь Второй фронт.

В то время о трагическом случае с конвоем PQ-17 Сталину в Кремле докладывал нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов. Сталин был крайне не доволен, и состоялся примерно такой диалог.

Мыслимое ли дело: всем боевым кораблям оставить конвой?! Была ли необходимость бросить конвой? — спросил Верховный Главнокомандующий.

Да, нам известно, что некоторые военные руководители союзных держав оказывают нам помощь весьма и весьма неохотно, — согласился Сталин и 23 июля 1942 г. со всей присущей ему прямотой направил свой ответ Черчиллю:

«Приказ английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым.

Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь, но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь.

Из 34 транспортных судов конвоя PQ-17 погибло 24. Стоимость грузов на всех судах оценивалась свыше 700 миллионов долларов. В Архангельск было доставлено лишь 70 тысяч тонн груза из 200 тысяч тонн, погруженных на транспорты в Исландии. Погибли сотни моряков, ко дну пошли 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомашин и других военных грузов, так нужных фронту.

10 июля 1942 г. последний из уцелевших транспортов конвоя PQ-17 отшвартовался в порту Архангельск.

Учитывая катастрофу, постигшую PQ-17, английское Адмиралтейство предложило приостановить арктические конвои, по крайней мере до тех пор, пока северные паковые льды не растают и не закончится полярный день.

Следующий конвой PQ-18 отправился в советские порты только 2 сентября 1942 г.

Хозяин, келья, поэт. Явление каравана

Хозяин, келья, поэт. Явление каравана Две желтые собаки, валявшиеся у ворот караван-сарая в золотом свете закатного солнца, подняли головы. Одна села и стала чесаться. Вторая лениво взлаяла и снова уронила голову на лапы.Шеравкан подвел слепца к колоде, стоявшей у стены.—

ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ Время вернулось к тиши, царившей до сотворения человека: ни голоса в полях, ни свиста пастуха… Павел Дьякон. Через сто лет после катастрофы, когда пожары утихли и смерть, наконец, сделала передышку, взору немногих летописцев открылся новый, непохожий на

ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ Множство меертвых лежаша, и град разорен… Летопись. К северу от великих империй Востока, за горами и степями простиралась поросшая лесом славянская равнина – огромная страна, лишь недавно освоенная пахарем-земледельцем. Это был мир прятавшихся среди

Катастрофы. Тайны. Загадки

КАТАСТРОФЫ, ПРОИСШЕСТВИЯ

КАТАСТРОФЫ, ПРОИСШЕСТВИЯ Аварии и катастрофы в технических (ВВС, танковых и механизированных) войсках Красной Армии были не редкостью. Выступая на заседании Военного совета при Наркоме обороны СССР начальник ВВС РККА, он же заместитель Наркома обороны командарм 2-го

Знаменитые катастрофы

Знаменитые катастрофы © В. Скляренко, Г. Щербак, А. Ильченко, О. Очкурова, О. Исаенко,

Знаменитые катастрофы

Знаменитые катастрофы © В. Скляренко, Г. щербак, А. Ильченко, О. Очкурова, О.

Каравелла против каравана

Каравелла против каравана Португальцам, усовершенствовавшим навигационную технику, удалось исследовать западные берега Африки в XV в. Их морские открытия изменили направление торговых потоков.Отныне золотой песок направляется к портам Атлантики, поэтому

Это не остановило катастрофы

Это не остановило катастрофы Д. В. Лобанов: Сергей Николаевич, чем для Вас был Советский Союз?С. Н. Бабурин: Это была Родина. Это было то общество, без которого жизнь не мыслилась. Это был определенный стандарт нравственных отношений с близкими, знакомыми. Это были

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики)

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

Читайте также: