Карачаевцы происхождение народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Карача́евцы (карач.-балк. къарачайлыла, таўлула [8] ) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, коренное население Карачаево-Черкесии, населяющее в основном её горные и предгорные районы по долинам рек Кубань, Теберда, Подкумок, Малка [9] , Джегута, Большой и Малый Зеленчук, Большая Лаба и их притокам.

Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке кыпчакской группы тюркской семьи.

Содержание

Численность

Численность в России 218 403 человек (2010), из них в Карачаево-Черкесии — 194 324 человек, что составляет 41 % населения республики.

Некоторое количество карачаевцев проживает в Казахстане и Киргизии (2-3 тыс.), где они оказались в результате насильственной депортации всего народа в 1943 году.

Живут также в Турции, Сирии, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Кавказ в XIX веке.

Общая численность составляет около 250 тыс. человек (оценка)

История

Этногенез

В формировании карачаевского этноса, которое закончилось предположительно в XIII—XIV веках, принимали участие аланы и местные горские племена кобанской культуры, передавшие потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры.

Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на условно обозначенной территории Карачая и Балкарии [источник не указан 210 дней] .

На территории нынешней КЧР, согласно мнению некоторых авторитетных учёных, располагалась столица средневековой Алании, именуемая в летописях того времени Маас. [источник не указан 210 дней]

Карачаевцы в составе России

В 1828 году русская армия захватила территорию Карачая, несмотря на объявленный ею нейтралитет в Кавказской войне. 20 октября 1828 года произошло двенадцатичасовое Хасаукинское сражение, в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Крымшамхалова, избранного на тот период Олием (Верховным правителем). Численность войск Олия Крымшамхалова составила около 500 воинов, численность войск генерала Эмануэля — 1500 солдат. В самый разгар боя князь Крымшаухалов был ранен в бедро, и руководство карачаевскими бойцами взял на себя молодой воин Казбек Байрамкулов. Однако силы были не равны, и защитникам крепости пришлось отступить. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений, учитывая, что до этого по Карачаю и Балкарии прошлась эпидемия чумы, унесшая две трети населения, и погромы могли положить конец существованию народа в целом. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля уже подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи. После присоединения было оставлено в неприкосновенности всё внутреннее самоуправление Карачая: должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату. В Карачай даже не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге. [источник не указан 210 дней]

Присоединение Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами [10] .

В 1855 году, чтобы закрепить союз карачаевцев с Россией, генерал Козловский с отрядом из 3 батальонов за три недели бесплатно (без издержек) проложил первую колёсную дорогу в Карачай по непроходимым горным местам [11] . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая этнический состав Баталпашинского отдела, отмечал:

В долине верхней Кубани, выше её лесистого ущелья, т. н. Большом карачае, живёт уже давно татарское племя карачаевцев, оно уже в 1841 покорилось России и осталось на прежних местах, занимается особенно скотоводством; стада огромны. Здесь отечество кефира. Карачаевцы быстро размножаются и в 1865 заняли необитаемую до того долину Теберды [12] .

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 26 877 карачаевцев [13] .

Депортация карачаевцев

По переписи 1939 года в СССР насчитывалось 75 763 карачаевца [14] , из которых 70 301 человек проживал в Карачаевской АО [15] . С начала августа 1942 и по конец января 1943 года Карачаевская АО находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября — Постановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР [16] . В этих документах причины выселения объяснялись:

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек, и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев Впоследствии на месте было довыявлено и депортировано 329, а в других районах Кавказа ещё 90 карачаевцев; кроме того, 2543 чел. было демобилизовано из Красной Армии: вместо дома они тоже попали в спецкомендатуры. [17] .

После 14 лет депортации, во времена Н. Хрущева, в 1957 году карачаевцы были частично реабилитированы и вернулись на Родину.

Религия

Процесс исламизации карачаевцев начался в XVI веке, однако ещё в XIX веке их верования представляли собой сложный синтез ислама и языческих(Тенгрианство) традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей во главе которых был бог Тенгри(на карач. - Тейри). В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев исповедует в основном ислам суннитского толка (ханафитский мазхаб) [19] .

Характер народа

Изолированный образ жизни в горах в течение многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживали в сообществах, которые подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своём поведении и являются сторонниками независимости. У карачаевцев были сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время [20] .

Жилище

Постройка нового дома была весьма трудоёмким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).

Одежда

Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия (иногда с шариком на макушке). Следует отметить, что в Карачае украшавшие эти шапочки и, очевидно, одежду бронзовые и серебряные пластины, а также навершия для шапочек и венчики, покрывались штампованным пунсонным узором, характерным для алан раннего Средневековья. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками и пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани. Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В особенности это касается головного убора. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка темно-красного, реже — синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьём и галунами. Также богато украшались шапочки (окъа бёрк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.

Мужская одежда более схожа с одеждой других горских народов Северного Кавказа:

Элементами походной одежды были бурка (джамчы) и башлык (башлыкъ).

Традиционная пища

Основа питания — мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (джёрме, къыйма), вареная колбаса из субпродуктов (сохта), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (джуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гырджын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Супы на мясном бульоне (шорпа). Среди лакомств — различные варианты халвы (халыуа), хворост (чыкъыртла). Также готовят мамалыгу (как), которую употребляют с маслом, айраном или сметаной, похлёбки (билямукъ), каши (баста) из пшена или риса. Популярны толокно из поджаренной муки (къуўут), а также джырна — варёные зерна кукурузы, пшеницы или ячменя. Напитки: молочные — кефир и айран, праздничные — буза и пиво (сыра), повседневные — чай из кавказского рододендрона (къара шай), а также суусап (айран, разведённый с водой или минеральной водой).

Известные карачаевцы

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 октября 2011.

Деятели культуры

Политики

    (1895—1937) — учёный-филолог, видный политический деятель советского периода, в октябре 1919 — марте 1920 гг. один из руководителей повстанческого движения в Дагестане, председатель революционного комитета Карачаево-Чекесской АО (1922). В 1921 г. первым в стране составил алфавит на основе латиницы применительно к карачаево-балкарскому языку. (род. 1950) — президент Карачаево-Черкесской Республики (2003—2008). (род. 1940) — главнокомандующий Сухопутными войсками России, первый президент Карачаево-Черкесской Республики. (род. 1976) — глава Карачаево-Черкесской Республики (с 2011). (1932—2004) — глава Карачаево-Черкесской Республики (1995—1999). (род. 1950)-доктор юридических наук, член конституционного суда РФ, президент Карачаево-Черкесской Республики (2008—2011), член ЦИК РФ. (1921—2006) — cоветский партийный, государственный деятель, офицер-артиллерист. В 1965—1979 гг. — председатель Карачаево-Черкесского облисполкома, 1979-89 — заместитель председателя Торгового представительства СССР в ПНР. С 1989 по 1990 — персональный пенсионер союзного значения.

Военные

  • Бадахов, Хамзат Ибраевич [22] — Герой России.
  • Байрамуков, Джадтай Каитбиевич — полный Георгиевский кавалер, народный герой. [23] — Герой России. [24] — Герой Советского Союза.
  • Гербеков, Магомет Чомаевич [25] — Герой России.
  • Голаев, Джанибек Нанакович [26] — Герой России.
  • Ижаев, Абдулла Махаевич [27] — Герой России. [28] — Герой России.
  • Касаев, Осман Мусаевич [29] — Герой Советского Союза.
  • Крымшамхалов, Магомед-Гери Азамат-Гериевич — участник Первой мировой войны, Кавалер ордена Св. Георгия.
  • Магометов, Солтан Кеккезович — генерал-полковник бронетанковых войск, Главный военный советник в Сирии и Афганистане. Известный военачальник и дипломат.
  • Узденов, Дугербий Танаевич [30] — Герой России.
  • Хаиркизов, Кичибатыр Алимурзаевич [31] — Герой России. [32] — Герой России.
  • Боташев, Канамат Хусеевич — Генерал-майор ВВС России

Ученые

Спортсмены

  • Акбаев, Ренат Анзорович — 5 кратный чемпион мира по борьбе на поясах. — российский автогонщик.
  • Байрамуков, Ислам — серебряный призёр Олимпиады 2000 года по вольной борьбе.
  • Сарыев, Руслан Джашауевич — двукратный чемпион мира по армрестлингу.
  • Чомаев, Роберт Солтанович — семикратный чемпион мира по армрестлингу.
  • Чотчаев, Расул Аскерович — пятикратный чемпион мира по армрестлингу.
  • Тебуев, Дахир Пилялович — двукратный чемпион мира по армрестлингу.
  • Чагаров, Казбек Полатович — двукратный чемпион мира по армрестлингу.
  • Каппушев, Магомет Алхазович — мастер-жокей международного класса.

Другие

Дикая дивизия

Высказывания о карачаевцах


Многие из нас не знают даже собственных прабабушек, а вот карачаевцы могут назвать имена своих предков, живших много столетий назад (правда, легендарных). А место их поселения и вовсе остается настоящей святой землей до сих пор. Долину в верховьях Кубани и три древних села — Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук — в народе называют не иначе как Большой Карачай.

Едем в Карачай


Фото: Зухра Биджиева

Вид на башню Мамия-Кала в окрестностях Хурзука

Добраться до прародины карачаевского народа не так уж и сложно, хотя путь и неблизкий: от туристических Кавминвод около четырех часов на машине, от ближайшего республиканского города Карачаевска — около полутора.

Однако туристы готовы тратить время на дорогу: в последние годы их здесь прибавилось. Гости проезжают села по пути к другим достопримечательностям республики: урочищу Джилы-Су, ущелью Махар и Худесскому лабиринту. Такое соседство стало неплохим подспорьем для местных. Теперь посреди разрушенных деревянных построек открывают сезонные кафе с хычинами, продают овощи, сувениры из шерсти и домашний сыр.

Хурзук, Карт-Джурт и Учкулан граничат друг с другом и считаются древнейшими аулами Карачаево-Черкесии. Их отличает необычная деревянная архитектура — нетипичная для горцев Северного Кавказа и больше напоминающая скандинавские хижины. Некоторым из них по приблизительным оценкам более трех сотен лет.

Правда, сейчас большинство домов разрушено, да и жителей в них осталось немного: в самом густонаселенном ауле Хурзук проживает примерно полторы тысячи человек, в двух остальных — около 800. А когда-то здесь был центр культурной и политической жизни всего Карачая, численность населения доходила до 15 тысяч.

Легенда о Карче


Фото: Зухра Биджиева

О появлении этих аулов есть предание, согласно которому первый дом на этой земле поставил Карча. Тут верят, что именно легендарный герой объединил народ и даже заложил основы государственности. По легенде, его отец, выходец из знатного рода, был взят в плен Тамерланом и позже умер. Перед смертью пленник завещал своему сыну найти родную землю.

«Нагнулся печальный Карча к сыну, сурово обнял его и хотел повернуться назад, как вдруг схватил в охапку траву с носилок и закричал:

Боташ указал место, где росла та самая трава, и после похорон княжича народ Карчи выдвинулся в путь. По легенде, часть людей решила остаться в Эль-Джурте — их стали звать балкарцами, а тех, кто ушел с Карчой, — карачаевцами. Вскоре они дошли до родной земли и поставили там первый дом первого карачаевского аула Карт-Джурт.

Национальные мифы


Фото: Зухра Биджиева

Многие карачаевцы верят, что именно в верховьях Кубани они зародились как нация. Однако историки с этим соглашаться не спешат.

Еще один национальный миф гласит, что весь карачаевский народ произошел всего от четырех праотцов — практически каждый карачаевец считает своим предком одного из сподвижников легендарного Карчи: Трама, Будияна, Науруза или Адурхая.

КАРАЧА́ЕВЦЫ (самоназвание къарачайлыла), тюркский народ в России. Живут в осн. в Карачаево-Черкесии (194,3 тыс. чел.). Составляют большинство нас. г. Карачаевск, Усть-Джегутинского, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского, ок. 30 % нас. Зеленчукского и 18% нас. Урупского р-нов; значит. число К. живёт в Черкесске, а также в г. Кисловодск Ставропольского края (15,6 тыс. чел.). Всего в России 218,4 тыс. чел. (2010, перепись). Живут также в Турции, Египте, Сирии, США и др. Общая числ. ок. 250 тыс.чел. За рубежом К. называются также выходцы из Балкарии. Говорят на карачаево-балкарском языке , ок. 95% владеют рус. яз. Верующие – мусульмане-сунниты.

Откуда и от кого произошли карачаевцы - древние горцы Кавказа?

Всех приветствую! Сегодня расскажу об одной из версий происхождения карачаевцев - одного из древнейших и больших тюркских народов Кавказа.

Сами карачаевцы (карачайлыла) живут в Карачаево-Черкесии - одной из республик Северного Кавказа. Для тех, кто мало знаком с Кавказом уточню - это та прекрасная земля, где находятся знаменитые российские горнолыжные курорты Домбай с Архызом.


Всего карачаевцев - около трехста тысяч человек. Демография у карачаевцев, кстати, неплохая - число их постоянно растет.

Языковеды считают: современные карачаевцы и балкарцы говорят на таком же тюркском языке, на котором говорили некогда кыпчаки, населявшие степи Предкавказья. И который являлся государственным в Алтын-Орде - Золотой Орде.

Более чем близко родственны карачаевцы балкарцам из соседней Кабардино-Балкарии. Говорят на одном языке, разделяют общую культуру. Таулу (горцы, тау - гора) испокон веку называет себя этот народ. А вот черкесам, с которыми волею исторических судеб они оказались в одной республике, карачаевцы не родственны никак. Разве что вера исламская одна.


Карачаевцы считают, что народ их тысячи лет назад зародился в верховьях Кубани. Три тамошних, почти заброшенных, но священных, древних села — Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук, карачаевцы называют своей прародиной. Большим Карачаем.


Живут тут ныне всего несколько тысяч человек. Но много карачаевской молодежи приезжает в Большой Карачай на каникулы - испить родины, что называется, приобщиться к корням. Кто-то даже планирует затеять здесь туристический бизнес.

По карачаевской легенде Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук основал великий прародитель карачаевцев по имени Карча. Объединив свой народ с остатками других племен, разбитых жестоким Тамерланом в XIV веке, Карча построил в живописной Балкарии селение Эль-Джурт - недалеко от современного Тырныауза в Кабардино-Балкарии. А затем с частью народа ушел оттуда осваивать новые места.


По горскому сказанию, те люди Карчи, что остались в Эль-Джурте, стали балкарцами. А те, что ушли на новое место, в также основанный Карчей Карт-Джурт - карачаевцами.

На счет же Карчи, до сих пор доподлинно не известно, был ли он реальной исторической личностью или это собирательный образ нескольких правителей старого Карачая. В любом случае, каждый карачаевец считает себя потомком одного из четырех верных сподвижников легендарного Карчи: Трама, Будияна, Науруза или Адурхая.

Читайте также: