Кант об изначально злом в человеческой природе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Антропология классика немецкой философии И. Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее ($1724-1804$) тесно связана с его этическим учением.

Готовые работы на аналогичную тему

Четыре вопроса о человеке

Обращение к человеку предполагалось И. Кантом как завершение его целостной философской системы. Его философский проект отражается в четырех, поставленных мыслителем, вопросах:

  1. Что я могу знать? (философия, метафизика)
  2. Что я должен делать? (этика)
  3. На что я могу надеяться? (религия)
  4. Что есть человек? (антропология)

Отвечая на последний вопрос, Кант использует свои наработки по онтологии, гносеологии и этике.

Природа человека

Кант выделяет ряд задатков, которые вместе характеризуют природу человека.

  1. Животные задатки. Человек, по мнению Канта, являясь живым существом, во многом схожим с животным. Таковым его делают: инстинкт самосохранения и продолжения рода, открытость к общению.
  2. Непосредственно человеческие задатки. Человек обладает, кроме схожих качеств с животными, и надстраивающимся над ними разумом. К таковым относятся: стремление человека признать свою ценность в глазах других; способность оценивать свою жизнь как счастливую/ несчастную; сравнительное себялюбие, которое может выражаться как в здоровой, так и гипер завышенной форме; склонность к вражде и насилию и т.д. Проявление всего этого можно заметить в культуре, как среде непосредственно созданной человеком для своей жизнедеятельности.
  3. Личностные задатки. Человек как личность способен и должен быть воспринимающим моральные установки как императивы, неукоснительные для исполнения.

Основы антропологии Канта

И. Кант строит свою антропологическую теорию исходя из понятия свободы. Человеческий разум имеет своим предметом природу и свободу, считает Кант. Общей проблематикой свободы занимается этика, которая имеет два подраздела: практическая антропология и мораль.

Кант считает антропологию завершением своей философской концепции, ее венцом. Плюс антропологии, по мнению Канта, заключается в том, что для нее не требуется критики, т.к. она напрямую соотносится с опытом, с опытом жизни человека в мире.

Антропология в этом смысле представляет собой общее знание мира. Оно заключается в том, что в мире обнаруживается субъект, способный к его оценке и пониманию.Неслучайно курс антропологии Кантом читался одновременно с курсом естественной географии.

Антропология Канта носит ярко выраженный практический характер. Она представляет собой результат наблюдений за собой и за другими; материалом также может служить путешествие и чтение романов. На основании этого может быть сформулировано общее понимание того, что есть природа человека и какова она.

По структуре рассуждения Канта о человеке имеют следующий вид. Изначально мыслителем берутся темы, качающиеся познавательных способностей человека по отношению к миру и по отношению к себе. Затем Кант обращается непосредственно к описанию особенностей человека. Он рассуждает о природе языка и сновидений; об игре; о типах характера; об особенностях различных наций; о поле человека и т.д.

Мораль и право

настоящий том, стр. 16). Однако их появлению воспрепятствовали реакция и тяжелые цензурные условия, возникшие в Пруссии в царствование короля Фридриха Вильгельма II. Склонный к мистицизму король, ненавидевший французское материалистическое и атеистическое Просвещение, поставил во главе правительственного надзора над церковными делами реакционера Вёлльнера (Wollner), издавшего эдикт о религии; опека над печатью оказалась в руках триумвирата таких же, как Вёлльнер, реакционеров-теологов: Гермеса (Hermes), Вольтерсдорфа (Woltersdorf) и Хилльмера (Hillmer).

Примечания составлены проф. В. Ф. Асмусом.

язык, выполненный Н. М. Соколовым, был издан в С.-Петербурге в 1908 г. Этот перевод взят за основу и при подготовке работы Канта для настоящего издания.

Центральный вопрос этой работы — вопрос об отношении между моралью и религией. Во вступительной статье к четвертому тому (часть 1) Сочинений И. Канта дана общая характеристика кантовской постановки и трактовки вопроса о религии. Поэтому здесь мы остановимся лишь на некоторых его аспектах.

Прежде всего следует отметить, что отстаиваемая Кантом идея независимости морали от религии была впервые развита французским ученым и философом-скептиком Пьером Бейлем (1647—1706). Согласно Бейлю, мораль не зависит от религии; возможно общество, состоящее из одних атеистов и тем не менее высоконравственное. Мысль Бейля не скоро получила дальнейшее развитие. Даже такой могучий борец против клерикализма, католической и протестантской ортодоксии, каким был Вольтер (1694—1778), утверждал, будто необходимым условием соблюдения моральных норм должно быть существование карающего и вознаграждающего бога.

У Канта мысль Бейля о независимости морали от религиозного обоснования становится одним из краеугольных положений всей его системы критической философии. Не религия лежит в основе морали, а, наоборот, мораль — единственная философская основа религии. Религиозная вера не может быть обоснована как теоретическое знание и выведена из деятельности или форм теоретического разума. Напротив, практический разум, моральное сознание обосновывают философскую необходимость веры.

Кант — союзник и продолжатель Бейля там, где он развивает учение об автономии морали, о ее неподвластности религиозному оправданию. Но Кант позади Бейля, когда он доказывает, будто диалектика морального сознания необходимо приводит к постулату существования бога.

Исходной точкой нравственной антропологии Канта стало убеждение в изначальной склонности человека ко злу и связанное с ним убеждение в неспособности человека преодолеть эту склонность ни собственными нравственными усилиями, ни усовершенствованием общественного строя.

Условием победы над злом Кант признал веру в существование в мире нравственного порядка или нравственной гармонии, а условием самой этой веры — веру в существование бога. Таким образом, вера в бытие бога становится у Канта из теоретического тезиса рационального богословия (или рациональной теологии) постулатом практического (нравственного) разума.

Эта позиция привела Канта к противоречиям и к дальнейшей непоследовательности в трактовке учений самой веры. Кант стремится не обострить, а ослабить впечатление разрыва между своим пониманием религии и учениями ортодоксальной теологии. Непроизвольно он хочет внушить вывод, будто расхождение между ними не так уж велико.

По сути философия религии Канта не связана необходимо с понятиями христианского вероучения. Кант не верит в реальное содержание догматов христианства. Он не верит ни в воплощение бога в человека, ни в воскресение, ни в вознесение, не говоря уже о чудесах в обычном — сверхъестественном — их понимании. Так же как и рационалисты-просветители — французские и немецкие, Кант начисто отрицает реальное онтологическое значение сверхъестественного содержания религии. Но он не только отрицает его. Он развивает символическое понимание и толкование догматов и таинств. В глазах Канта предметы веры реальны не в онтологическом, а в символическом смысле. Это символы нравственной задачи, которая выдвигается перед человеком его собственной нравственной природой.

Но, превращая бога в понятие нравственной совести, а веру в него — в постулат практического разума, Кант навсегда в принципе отказывается от реального преодоления существующего в мире зла. Предрасположение ко злу он провозгласил коренной нравственной чертой человека, не истребимой никакими реальными силами реальной борьбы Антропология Канта радикально пессимистическая. Правда, Кант признал в работе, посвященной вопросу об историческом процессе, наличие прогресса в истории. Больше того, источником и стимулом этого прогресса он признал само существование противоречий, антагонизмов в развитии общества и государств.

Воззрение это, столь характерное для Канта, не было, однако, только его личным заблуждением. В этом воззрении сказалось характерное также для всего немецкого буржуазного общества конца XVIII в. неверие в творческую созидающую силу револю- ционной борьбы, в достижимость революционных целей пересоздания общества. Мировоззрение Канта — принципиальное неверие в революционные пути преодоления несовершенств, противоречий и зол общественной жизни. По Канту, недопустимо не только революционное насилие против существующего государства. Недопустима никакая критика, никакое обсуждение условий его упразднения или замены лучшим государственным строем.

Противоречие Кантовой философии очевидно. Активности критикующего, исследующего, ниспровергающего философского разума противопоставлена созерцательная и пассивная покорность обыденного разума, обреченного принимать исторически сложившееся на почве опыта государство, как не подлежащее ниспровержению или даже критике. 1

Р у трен — прототип индуистского божества Шивы (или Сибы).

Вишну — один из второстепенных богов ведического пантеона. В позднейший так называемый эпический период приобрел значение верховного божества в индуистской троице (Брахма — Вишну — Шива).— 20.

Мусагет (или музагет) — предводитель муз. Обычно под мусагетом разумели не Геркулеса, а бога Аполлона, любителя пения и музыки. Музы — богини пения, а впоследствии покровительницы различных родов поэзии, искусств и наук.

Венера Небесная — в Риме богин^ небесной чистой любви, римское соответствие греческой богини Афродиты Небесной (Aphrodite Oyrania).

Венера Диона — богиня чувственной любви, римское соответствие греческой богини Афродиты Всенародной (Aphrodite Pandemos).— 25. 9

В несчастье наших лучших друзей. Из писем английского политического деятеля и писателя Честерфилда (Chesterfield, Philip Dormer, 1694—1773) своему сыну (нем. пер. этих писем — Лейпциг, 1774). Цитируемое место находится во втором томе этого перевода, стр. 148.— 36. 12

Один член английского парламента — речь идет об изречении долголетнего (1721—1742) премьер-министра Англии Роберта Вальполя (Robert Walpole, 1676—1745).— 41. 13

(ІОвидий, Метаморфозы, пер. Шервинского, Academia, 1937, стр. 262).— 43.

Фаларид — тиран Акраганта в Сицилии (ок. 560 г. до н. э.). Художник сделал для него медного быка, в котором казнили осужденных, подкладывая под быка огонь.— 53.

Следовательно, высказанное Кантом критическое замечание не имеет отношения к Руссо.— 106.

Растёт объем научного знания. Философия находится в поисках истинного знания. Теория познания – гносеология – становится важной частью философии. Проблемы Я и внешнего мира, Внешнего и внутреннего опыта. (Развивается психология).

Личность и жизнь Канта представляют цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием рассудка над аффектами, и нравственного долга над страстями и низкими интересами.

Первый труд посвящён определению и оценке источников и границ научного знания. Кант преодолевает односторонности рационализма (Декарт) и эмпиризма (Ф.Бэкон) в трактовке источников познания.

Существует тесная взаимосвязь чувственного опыта и рационального познания.

Ощущения и представления не дают подлинного знания об объектах (вещах в себе).

Рассудок – способность мыслить синтезировать обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий.

Итак, посредством чувств предметы нам даются, посредством рассудка мыслятся. Рассудок – способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий.

Может быть ошибочным, предположительным, недостоверным. Опытное эмпирическое знание не может претендовать на всеобщность.

Разум и рассудок – Кант детально разработал эти философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности.

Рассудок – способность рассуждения, сущность которого познавать всё относительное, земное, конечное. Рассудочное знание носит ограниченный характер.

Разум– высшая по сравнению с рассудком способность познания. Это стремление выйти за пределы, разум стремится найти бесконечное, безусловное, абсолютное.

Понятие характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания, например, Единое, Истинное, Благое, субстанция, симметрия, красота, закон, право. Это научные, философские понятия, идеалы, нормы, которые человек получает в готовом виде из предшествующей истории.

Трансцендентный – всё то, что выходит за пределы эмпирического познания мира, за пределы чувственного опыта, например Бог, Свобода, бессмертие – предмет метафизики и религии.

Основные вопросы гносеологии Канта: Как человек получает знания о мире? Каковы познавательные способности человека? В чём состоят ошибки познания?

Свою философскую систему Кант называет трансцендентальной философией.

Таким образом, Кант исходит из идеи невозможности познания мира. Эта философская позиция - Агностицизм.

Причина не в окружающем мире, не в Объекте, а в познающем мир Субъекте. Вернее в его разуме. Познавательные возможности (способности) чел разума ограничены. Как только разум со своими познавательными средствами пытается выйти за свои пределы (границы) он наталкивается на антиномии – противоречия.

Антиномии – противоречие закона самому себе, противоречие.

Антиномии возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как безусловное целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного.

1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

Антитезис: Мир не имеет начало во времени и не ограничен в пространстве

2. Т. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.

А. Ни одна вещь не состоит из простых частей.

И вообще в мире нет ничего простого.

3. Т. Причинность по законам природы не достаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная спонтанная причинность.

А. Нет никакой свободы. Всё совершается в мире по законам природы.

4. Т. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина

А. Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире,

Ни вне мира, как его причины.

Вывод: Эти противоречия возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив.

Антропология и этика

Для Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.

Духовные интересы и искания человека выражаются 4-мя вопросами

1. Что я могу знать? (ответ даёт метафизика, философия)

2. Что я должен делать? (это проблема морали)

3. На что смею надеяться? (проблема религии)

4. Что такое человек? (антропология).

1. Задатки животности – человека как живого существа: стремление к самосохранению, продолжение своего рода, стремление к общению.

Отсюда развивающиеся пороки – пороки естественной грубости.

2. Задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного:

Наклонность судить о себе как счастливом или несчастливом;

Склонность добиваться признания своей ценности в глазах других

Никому не позволять превосходства над собой;

склонность к соперничеству, враждебности.

Отсюда все пороки культуры - зависть, неблагодарность, злорадство в высшей степени.

3. Задатки его личности как существа разумного и вместе с тем доступного вменению.

Способность воспринимать уважение к моральному закону (или не уважение – отсюда дьявольские пороки.

Эти три вида задатков коренятся 1-й – не коренится ни в каком разуме.

2-й – хотя и в практическом, но подчинённом другим мотивам разуме.

3-й сам по себе коренится в безусловно законодательствующем разуме.

Этика Канта – вершина этической мысли. Табу – Талион – Золотое правило нравственности – категорический императив. Результат выработки человечеством моральных правил для лучшего человеческого будущего.

Человек есть существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. Задача всякой философии и человеческого разума исследовать:

1. Что делает из человека природа?

2. Что он как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам.

Категорический императив (в отличие от гипотетического – формальное внутреннее повеление). Моральный закон.

Пояснение – касается не самого поступка, а формы и принципа из которого следует сам поступок. Т.4.ч.1. с.260.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Зло в философии Канта, считающего, что любой человек изначально склонен к принятию зла по своей природе. Человек как разумный субъект, представляющий собой единственную причину произвольного определения себя к тому бытию, которое полагается им как добро.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.10.2018
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие свободы и изначальная склонность ко злу в философии Канта

Протопопов Иван Алексеевич

Тем самым, человек как разумный субъект представляет собой единственную причину произвольного определения себя к тому бытию, которое полагается им самим как добро, когда он руководствуется объективным законом. С другой стороны, когда человек руководствуется только своим субъективным произволением, в противоположность объективному закону, он выступает причиной зла. Но именно поэтому человек по самому субъективному свойству своей свободы, которая может определяться независимо от объективного закона, согласно Канту, является изначально злым [Там же, с. 32]. Человек зол по своей природе вовсе не потому, что его свобода объективно определяется чувственными влечениями, но как раз наоборот, он оказывается зол потому, что свободно, на основании ничем не определяемого произвола своего разума избирает максиму зла, реализуемую через следование чувственным влечениям. Таким образом, нет никаких оснований того, почему человек зол, кроме него самого и его свободы, он - единственное основание избрания максимы зла. Вне человеческого произволения зло само по себе не имеет никакого основания для своего существования. зло кант философия

4. Тимофеев А. И. Исследование оснований бытия человека в классической немецкой философии. СПб.: СПбГУАП, 2000. 261 с. FRE

Читайте также: