Кангюи история казахстана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из крупных образований на территории Казахстана, оставившим заметный след в истории, является государство Кангюй. Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках 2 в. до н. э. Согласно их сведениям, Кангюй можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участки Шелкового пути — от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье. Сложным остается вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, они были тюркоязычными. Другие же полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине 1 тыс. н. э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой антропологический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе. Вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа. Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине 1 тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение — Кангюй. Оно играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

Основным местом расселения кангюев была среднее течение Сырдарьи а также берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюи соседствовало с Китаем и уйсунами. Границы Кангюя доходили до современного Ташкента. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан.

Государство Кангюи возглавлялось великим ханом , ему помогали три визиря. Столицей государства был город Битянь, который находился возле современного Туркестана. По другим данным, столица находилась вблизи Тараза. Правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию.

Государство Кангюи разделялось на пять владений, каждое управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Вся власть передавалась по наследству от отца к сыну.

Пленные превращались в рабов, рабство не получило широкого развития. Труд рабов ограничивался уходом за скотом, переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах, подсобными работами при ремесленном производстве.

Обнаруженные поселения и могильники ученые отнесли к кауншинской (в Приташкентском оазисе), отрар-карагпауской (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас), жетыасарской (долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи) археологическим культурам.

На левом берегу реки Арысь найдены развалины городища Кок-Мардан, который, судя по размерам и расположению, был центром городской культуры кангюев. В поселении Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячелетия н.э. По мнению ученых, поселения эпохи кангюев можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. На юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться города. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века н.э. был выкопан канал Зах протяженностью более 20 км. От левого берега был проложен канал Ханарык. Огромные керамические сосуды для хранения зерна вкапывались в глубокие ямы.

Центром производства металлов стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содержанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии.

Государство Кангюи занимало выгодное географическое положение. Они контролировали самый оживленный участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. В Присырдарьинском регионе найдены 1300 кангюйских монет III-IV вв. На монетах изображен правитель и тамга. В погребении Мардан найдены китайские монеты II в. до н.э. Кангюи имели широкие торговые и экономические связи с внешним миром, торговали с Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Ираном, Китаем.

Кангюи обожествляли Солнце, Луну, звезды. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.

Исследователи считают, что у кангюев существовала письменность, по утверждению ки­тайских послов во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. Па­мятники письменности кангюев не сохранились.

В 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борь­бе против Китая. По китайским данным, союз пле­мен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток, 600 тысяч человек, до 120 тысяч воинов.

Основным местом рас­селения кангюев было среднее течение Сырдарьи, а также берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролиро­вать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сооб­щают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и ала­ны оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюи соседствовало с Ки­таем и уйсунами. Границы Кангюя доходили до современного Ташкента.

Кангюи находились в тесных экономичес­ких, культурных и политических связях с Кита­ем, Римом, государством Кушан.

Государство Кангюи разделялось на пять владений, каждое управлялось ма­лым ханом. Роды и племена руково­дились вождями, их власть передавалась по наслед­ству.

Обнаруженные поселения и могильники ученые отнесли к кауншинской (в Приташкентском оазисе), отрар-каратауской (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас), жетыасарской (долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи) археологичес­ким культурам.

На берегу реки Арысь найдены развалины городища Кок-Мардан – центра городской культуры кангюев. В поселении Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячеления н.э. По мнению ученых, поселения эпохи кангюев можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Основным за­нятием населения было полукочевое скотоводство. На юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали по­являться города. Земля обрабатыва­лась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому бе­регу реки Чирчик в первые века н.э. был выкопан канал Зах протяженностью более 20 км. От левого берега был проложен канал Ханарык. Огромные керамические сосуды для хранения зерна вкапывались в глубокие ямы.

Центром производства металлов стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содер­жанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии.

Государство Кангюй занимало вы­годное географическое положение. Они контролировали самый оживленный участок Ве­ликого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. В Присырдарьинском регионе найдены 1300 монет III - IV вв. На моне­тах изображен правитель и тамга. В погребении Мардан найдены китайс­кие монеты II в. до н.э. Кангюи имели широкие тор­говые и экономические связи с внешним миром. Найдены коралловые бусы из Индии, резные камни из Ирана, янтарь с Балтийского побережья, бусы из Сирии.

Кан­гюи поклонялись силам природы, обожествляли Солнце, Луну, звезды. Был распространен культ предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюй были схожи с сарматами и аланами.

В конце 1-го тысячелетия до нашей эры на территории современного Казахстана прекратили свое существование несколько племенных объединений - в том числе и саки .

На их место пришли новые орды кочевников - Сюнну (Хунну), Усуни в Семиречье, и Кангюй.

При этом, именно Кангюй был полноценным государственным образованием - имевшим четко очерченную территорию, народ, экономику и бюрократический аппарат.

Кангюй (кит. трад. 康居, пиньинь kāngjū, палл. Канцзюй, др.-кит. khāŋka) — название древнего государства (не ранее рубежа IV и III веков до н. э. — IV век н. э.) в Трансоксании, на два-три века ставшего второй по мощи силой в регионе после юэчжей. Его население, кангюи (кит. трад. 康, пиньинь Kāng), было индоевропейским полукочевым народом, вероятнее всего иранским, идентичными согдийцам, или другим близким к ним иранским группам, таким как Асии. К западу от Кангюев обитали сармато-аланские племена (Яньцай), к востоку (в Семиречье) — усуни. На юге Кангюи граничили с Ферганой - Википедия

Кангюй (кит. трад. 康居, пиньинь kāngjū, палл. Канцзюй, др.-кит. khāŋka) — название древнего государства (не ранее рубежа IV и III веков до н. э. — IV век н. э.) в Трансоксании, на два-три века ставшего второй по мощи силой в регионе после юэчжей. Его население, кангюи (кит. трад. 康, пиньинь Kāng), было индоевропейским полукочевым народом, вероятнее всего иранским, идентичными согдийцам, или другим близким к ним иранским группам, таким как Асии. К западу от Кангюев обитали сармато-аланские племена (Яньцай), к востоку (в Семиречье) — усуни. На юге Кангюи граничили с Ферганой - Википедия

О государстве Кангюй есть свидетельства в китайских хрониках, где оно называется Кандзюй .

Именно Кангюй тесно связан с ранними этапами формирования этносов, на основе которых и формировалась казахская нация.

При императоре китайской империи Хань - У-ди между Поднебесной и Хунну шли ожесточенные войны за право обладания Великим Шелковым путем. Хунну побеждали и У-ди в 138 году до нашей эры послал в Центральную Азию своего дипломата - Чжан Цяня.

У-ди (27 августа 156 год до н. э.—29 марта 87 год до н. э.), личное имя Лю Чэ (劉徹), полное посмертное имя Сяоу-хуанди (孝武皇帝) или Сяоу-ди — седьмой император империи Западная Хань в Китае, правил со 141 года до н. э. до 87 года до н. э. В период его правления ханьский Китай резко расширил свои территории. За этот период конфуцианство приобрело официальный статус и было введено со всей строгостью (при содействии Дун Чжуншу). Его правление считается историками одним из самых блистательных периодов в истории Китая - Википедия

У-ди (27 августа 156 год до н. э.—29 марта 87 год до н. э.), личное имя Лю Чэ (劉徹), полное посмертное имя Сяоу-хуанди (孝武皇帝) или Сяоу-ди — седьмой император империи Западная Хань в Китае, правил со 141 года до н. э. до 87 года до н. э. В период его правления ханьский Китай резко расширил свои территории. За этот период конфуцианство приобрело официальный статус и было введено со всей строгостью (при содействии Дун Чжуншу). Его правление считается историками одним из самых блистательных периодов в истории Китая - Википедия

Целью поездки был союз с ираноязычными племенами Юэчжами , которые успешно противостояли Хунну .

Но Хунну перехватили посольство и шаньюй Хунну написал У-ди:

На каком основании ты посылаешь миссию, не спросив моего разрешения? Тебе будет приятно, если я также пошлю на юг - в государство Ю (Вьетнам) свое посольство, не уведомив тебя?

Всё-таки Чжан Цяню удалось через несколько лет убежать от Хунну и достичь юэчжей (государство Давань). Но заключить союз юэчжи отказались. И китайский посол в 126 году до нашей эры все-таки вернулся домой.

Здесь он подробно рассказал о своем путешествии, в том числе и посещении государства Кангюй .

Читайте также: