Каналы в древнем египте это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мало кто знает, то Нил с его полноводным течением и шириной реки в 350-400м, заканчивается вот в этом месте чуть севернее Каира:

А дальше его воду разбирают несколько небольших искусственных каналов, идущие по пойме реки.

Каналы можно увидеть на карте - даже двойные, видимо с двухсторонним движением:

Каких-либо упоминаний об их строительстве я не нашел. Кто их строил, в какое время? По всей видимости – это транспортно-ирригационные гидротехнические сооружения. Да, именно сооружения, т.к. ширина некоторых – 40-50м. Этого достаточно для прохода небольших судов и тем более лодок. Объем работ – просто огромный.

Каналы идут вдоль разветвленного русла Нила. Зачем это сделано, зачем дублировали водный путь? Вообще, каналы суммарно имеют многие сотни, если не тысячу километров. Это огромный объем работы. Если эти работы делали древние египтяне, то где про это упоминание? А если в наше время, допустим 19-20вв., то тоже нет источников. Может быть, в англоязычном интернете что-то и есть. Англичане первыми строили Асуанскую плотину в 19в. для регулирования уровня Нила. Не исключено, прокапали и эти каналы. Но что за милосердие к местным? Или плодородные поля в пойме Нила принадлежали англичанам на то время? Тогда все понятно.

Допотопными эти каналы не могут быть (до катастрофы в Сахаре). Они были бы занесены песком и илом. Каналы есть и выше по течению реки:

И опять широкий канал идет параллельно руслу реки. Вообще все каналы проложены в пойме Нила. А пойма имеет ширину в 13-15 км. В ней разбиты поля и выращивают сельхозкультуры.

Возможно, эти каналы были транспортными путями, по которым можно было попасть вверх по течению Нила. По самому Нилу подняться на лодках с веслами, думаю, было либо нереально, либо очень трудно.

Строительство каналов все же существовало в Древнем Египте. Вот упоминание:

Стройка была брошена. Египтологи пишут, что причина – негативное предсказание оракула. Как-то не очень верится в такую причину. Возможно, что-то другое не дало завершить проект (как и многое в том Египте).

Почему написали, что этот канал так и не был построен, когда он существует в наше время? С Нила по нему можно попасть в Суэцкий канал, т.е. в Красное море.

Здесь он отходит от русла Нила.

А в этом месте впадает в Суэцкий канал чуть севернее Большого горького озера:

Возможно, что этот канал достроили или расчистили после древних египтян.

Средство передвижения древних египтян:

На папирусах изображены и большие лодки с гребцами.

Это Солнечная ладья фараона Хеопса. Реконструкция. Считалось, что это лодка чисто ритуального назначения. Но потом были обнаружены следы, что она использовалась по прямому назначению. Найдена ладья была в ладейной яме около пирамиды:

Ладья состояла из более чем 1200 элементов. Возможно ее разобрали и переместили к пирамиде в ритуальных целях.

Есть мнение, что Хеопс был как Петр I в то время – строитель флота. У современного Вади-Эд-Джарф обнаружили даже сохранившийся волнорез и остатки кораблей (24 якоря, остатки 99 кораблей и развалины каких-то зданий)

А вообще удивляет сохранность дерева. Думаете, может оно пролежать многие сотни лет и так сохраниться. Деревянных изделий в Египте найдено много.

Если все эти каналы строились не в 19-20вв. с помощью техники, паровых экскаваторов, например, то Древний Египет можно назвать и строителями каналов, которые по масштабам работ намного превышают объемы пирамид Гизы.

Картинки и фотографии взяты из открытых источников: сервиса Яндекс.Картинки и карт google

Впервые о каналах, построенных древними еще во времена античности или даже ранее, я всерьёз задумался во время отдыха в Греции близ городка Неа Потидеа, увидев канал, который на картах обозначался не иначе как "исторический".

Разумеется, я не мог не попытаться выяснить, что ж это за канал такой, кто и когда его строил, и почему он носит название "исторического".


Городок Неа Потидеа расположен на первом мысе п-ова Халкидики - Кассандра, на расстоянии 64 км от г. Салоники. Место это с богатой историей, как античного периода, так и византийского.

Неа Потидеа также известна своим историческим каналом, который разделяет п-ов Халкидики и мыс Кассандра, а также соединяет два залива - Термический и Торонический.

История античного города начинается с VI века до н.э., когда область являлась колонией Коринфа, хотя исторические следы опускаются еще глубже и приводят нас к городу Палини, который находился на этом же месте.
Свое название город получил благодаря древнему поселению "Потидеа", которое основали выходцы из Коринфа в VII веке до н. э.

В древние времена положение городка, благодаря каналу, считалось стратегическим.

Протяженность канала составляет 1250 м, ширина - 40 м . Средняя глубина канала 4,5 м, разброс глубин - 3,5 - 5,5 м.

Имя полуострова — Паллена; на нем находится перешеек в 5 стадий ширины, через который прорыт канал.
На перешейке расположен основанный коринфянами город Потидея, впоследствии названный Кассандрией по имени того самого царя Кассандра, который восстановил его после разрушения.
Морской путь вокруг этого полуострова 570 стадий. Здесь, как говорят, еще раньше жили гиганты, и страна эта называлась Флегрой

С другой стороны , Фукидид , описывая в 5-м веке до нашей эры Пелопоннесские войны и роль в них Потидеи, не упоминает Потидейский канал . Ряд источников полагает, что канал был построен в 4-м веке до нашей эры.

В любом случае - данный проект был реализован не менее 2000 лет назад, и до сих пор неплохо сохранился, хотя надо учесть и то, что он подвергался реставрации в XIX веке.


Канал I века н.э., Неа Потидеа, п-в Халкидики, Греция


В "этих интернетах" бродит множество мнений, что древние, с их примитивными технологиями, никак не могли построить столь циклопические сооружения, на строительство которых и теперь требуются годы и огромные ресурсы, голыми руками и без помощи инопланетян.
Я всегда скептически относился к кабинетным представлениям многих наших современников о методах и средствах древних строителей - а потому не мог оставить без внимания такую интересную тему, как древние каналы.


КАНАЛ (лат. canalis — труба, желоб) — искусственное русло, предназначенное для движения воды самотеком.


В Древнем Египте строились каналы и целые оросительные системы для обеспечения водой земельных участков. В северных районах Италии с помощью каналов осушали заболоченные участки и делали их пригодными для земледелия. Для торговли и межгосударственных отношений большое значение стали иметь судоходные каналы, строительство которых проводилось по приказу фараонов, царей и императоров.

Поскольку наиболее масштабными подобными проектами были именно судоходные каналы. то о них я вам сегодня и расскажу.

Римские каналы

Римляне строили ценные внутренние каналы: еще в 109г. до н. э. - в консульство Марка Эмилия Скавра был проведен канал от реки По к Падуе, а немного позже, в консульство Мария — канал (Fossa Mariana) в обход дельты реки Рона.

При императоре Траяне был прорыт пятикилометровый канал между Римом и Тирренским морем.
Императором Августом был сооружен канал в устье реки По у Равенны, названный Ров Августа (fossa Augusta).


Во времена Нерона было начато строительство Истмийского канала для соединения Коринфа с морем. (Совр. Коринфский канал имеет длину 6,3 км. при ширине 25 м и глубине 8,8 м. )


Современный Коринфский канал. При Нероне удалось прорыть менее 1/5.

Фото из Интернета

Склонность Нерона к авантюрным и дающим волю воображению проектам была видна лучше всего на примере плана создать канал через Коринфский перешеек – плана, который был безуспешно начат в правление трех предшествующих ему императоров и продолжен не столь давно императором Калигулой. Если бы построить такой канал, корабли могли бы больше не огибать мыс Матапан (Matapan), где часто случались штормы, каждый год уносившие печальную дань человеческих жизней и имущества. Веспасиан, теперь занимающий пост главнокомандующего войсками в Иудее, послал на помощь шесть тысяч еврейских пленников, и по случаю официальной церемонии начала работ была устроена музыкальная программа. Но приверженцы традиций заявили, что предзнаменования были дурные, поскольку весь план является оскорблением воли Божьей. Поэтому Нерон самолично схватил золотую лопату и принялся кидать землю, а затем его примеру последовали другие. Говорили, что, когда канал будет готов, он собирался переименовать Пелопоннес в Неронопоннес – остров Нерона.

Но мудрец Аполлоний из Тианы пессимистично заявляет, что императору не суждено было переплыть Истм, и он оказался прав. Только одна пятая канала была вырыта, начиная от порта Лехея на западном конце, а затем преемники Нерона отказались от этой затеи. Истмийский канал не был открыт до 1893 года. (Проект же Нерона для еще одного гораздо более длинного канала в самой Италии, простирающегося от Неаполиса и Путеол до Остии, остался таким же неосуществленным, хотя ради этого были разрушены знаменитые Цекубские виноградники.)

В Британии римляне также соорудили ряд технически совершенных каналов.

Канал Ксеркса

Сооружались каналы и в военно-стратегических целях.

Во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс в 480 г. до н. э. приказал прорыть Афонский канал, который позволил усилить сухопутные войска флотом и овладеть Афоном. Вскоре после сооружения Афонский канал пришел в негодность, т. к. практически не использовался.

Геродот в книге 'Греко-персидские войны' так описывает причины строительства и сам процесс постройки Афонского канала (Афон - один из трех длинных мысов полуострова Хпалкидики, как и уже упоминавшаяся в самом начале Кассандра) :

Персы хорошо помнили, как флот Дария, огибая Афон, понес большие потери. Чтобы ничего подобного не повторилось, по приказу Ксеркса три года подряд под

ударами бичей разноплеменные воины должны были прокапывать канал через Афонский перешеек. Персы заставляли копать и самих жителей Афона.

Fossa_Kserks_1.JPG

Мужчина с кнутом в воде

Афон — большая гора, спускающаяся к морю. Там, где гора переходит в материк, она образует перешеек шириной около 12 стадий — равнину с небольшими холмами,
простирающуюся от моря Аканфского до моря, что напротив Тороны. На этом перешейке находится эллинский город Сана, за ним на самом Афоне лежат города,
которые персидский царь захотел превратить из материковых в островные: Дион, Олофикс, Акрофоон, Фисс и Клеоны.

Работы по сооружению канала проводились следующим образом: сначала все землекопы работали вместе; когда же ров стал уже достаточно глубоким, рабочие,
которые находились на дне его, продолжали копать, перебрасывая выкопанную землю стоящим на ступенях, а те в свою очередь еще выше, и так, пока земля не
попадала к стоявшим на самом верху; эти относили ее в сторону. Канал был разделен на участки, где трудились рабочие одной народности. Всем, кроме
финикийцев, осыпающиеся крутые стенки канала доставляли немало трудностей, потому что верхнюю и нижнюю части канала они делали равными. Финикийцы показали
себя сметливее других: верхний край канала они выкопали вдвое шире нижнего, а по мере углубления сужали ров, когда же достигли дна, то ширина его оказалась
такой же, как и у остальных.

Так по желанию царя был построен канал, по которому одновременно могли плыть две триеры на веслах.

Fossa_Kserks.JPG


Канал Ксеркса

Канал Корбулона

Римский полководец Корбулон во время одного из походов по северной Европе отдал своим воинам приказ соединить 37-километровым каналом реки Рейн и Маас.


Гней Домиций Корбулон

Гипсовая копия бюста из Капитолийского музея

Канал ( fossa Corbulonis ) был прорыт в 47 году н.э. солдатами Гнея Домиция Корбулона для предотвращения удаления судов от морского берега. Для регулирования уровня воды были возведены дамбы со сливами, в некоторых местах берега́ были укреплены древесиной. После постройки канала стало проще возводить форты на границах Римской империи по берегам Рейна .

Fossa_Corbulonis_map.jpg

Дендрохронологический анализ , проведенный в 2006 году, показал, что канал был укреплён Адрианом, посетившим этот регион в 120 году. Рядом с каналом в то же время был построен город Форум Адриана.

Канал открыт в 1989 году обнаружением глиняной кладки и обработанного дерева в Лейдсендаме. В римское время канал был предположительно шириной 15 и глубиной 3 метра

Суэцкий канал

Но одним из самых, пожалуй. древних и одновременно крупнейших сооружений подобного типа, надо полагать, следует считать прообраз Суэцкого канала, построенный задолго до своего современного тёзки.


Для греческих и римских мореплавателей особое значение имел канал, который бы связывал Средиземное и Красное моря.

image050.jpg

Античные историки, в частности Страбон и Плиний Старший, сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.). Уже 40 лет спустя Навуходоносору пришлось бороться с песчаными заносами.



Нехо II

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I ( Vi-V в.в. до н. э.) , завоевавшего Египет, а впоследствии — Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.) , а вслед за ним – Траян (108 н . э.).



Дарий I

Однако в 767 г. система каналов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура.
С тех пор никаких работ по восстановлению этого древнего торгового пути не велось.

Длина канала составляла 180 км, ширина — 45 м, глубина — 5 м (современный Суэцкий канал имеет длину 161 км при ширине 120—150 м и глубине 12,5—13 м).

Канал позволил наиболее простым и ближним водным путем связать средиземноморские государства с Африкой, Месопотамией и Индией. В XIX в. на его месте был построен Суэцкий канал длиной 161 км.

Великий Китайский канал

Вода всегда играла огромную роль в жизни земледельческого Китая. При недостатке воды нельзя было обеспечить хороший урожай, поэтому с древних времен здесь развивалось искусственное орошение.
С другой стороны, разливы китайских рек опустошали целые цветущие области. Особенно часто разливалась Хуанхэ (Желтая река).


Самые большие строительные работы на Желтой реке были предприняты в III в. Они продолжались тридцать лет. За это время было построено более 1500 километров прибрежных насыпей, защищавших близлежащие земли от разливов.
Наряду с задачей обуздания рек, остро стояла проблема безопасности судоходства.
Кроме того, великие реки Китая — Хуанхэ и Янцзы — текут с запада на восток, поэтому еще в давние времена возникла потребность проложить водный путь, который соединил бы север и юг страны. Так начато было строительство Великого Китайского канала.
Более 2400 лет назад его первый участок соединил реки Янцзы и Хуанхэ, а затем многие поколения строителей довели водный путь от Хуанхэ до Желтой реки.
Первый в мире контурный (использующий рельеф местности) судоходный канал был построен в Китае в III в. до н.э. Автором этого уникального гидротехнического сооружения был инженер Ши Лу, построивший его по приказу императора Цинь Шихуанди.

С VI в. до н.э. велись работы по строительству Волшебного канала, соединившего север и юг Китая. Этот канал называли священным, его хранителем считался дракон.
Волшебный канал, длина которого немногим более 32 км, необычен тем, что соединяет две реки, текущие в противоположных направлениях. Это дало возможность осуществлять круглогодичное судоходство по внутренним водным путям общей протяженностью в две тысячи километров (от 40 до 22 параллели). Баржи, таким образом, доходили от широты Пекина, расположенного на севере страны, до Кантона (Гуанчжоу) и до моря на юге (туда, где сейчас находится Гонконг).

Волшебный канал стал связующим звеном в этой системе китайских рек. В 70 г. китайцы приступили к строительству Великого канала, который был завершен лишь в XIII в. и включил в себя ряд более ранних каналов. Трудность сооружения канала заключалась втом, что река Сян, берущая начало в горах Хайян, течет на север, а река Ли — на юг. В районе маленькой деревушки Синань расстояние между этими реками, текущими здесь среди известняковых холмов, не превышает 5 км.
Однако недостаточно было просто соединить их, требовалось иное. Канал можно было прорыть через седловину между холмами. Обе реки отличаются бурным течением, поэтому вдоль реки Сян пришлось соорудить для прохода судов обводной канал длиной 2,4 км с меньшим падением русла, чем у реки.
Для обеспечения навигации воды реки Ли были направлены в другой канал протяженностью 22 км. Укротив таким образом обе реки, строители смогли наконец соединить их каналом длиной 5 км. Поперек реки Сян насыпали дамбу, разделившую русло на два потока — большой и малый, и отвели в сторону его большую часть. За насыпью устроили водосливы. В районе Синани через канал, глубина которого составляла 1 м, а ширина 4,5 м, перекинули несколько мостов. Благодаря системе водосливов и
разделения потоков только треть воды реки Сян попадала в соединительный канал, и он не переполнялся.

В самом начале VII в. Великий канал был продолжен на юг до города Ханчжоу. В XIII в., когда Пекин стал столицей Китая, канал подвели к Пекину. Так Великий канал обрел свой нынешний вид.
Он берет свое начало на севере в районе Пекина, тянется на юг до Ханчжоу, пересекая реки Хуанхэ, Хуайхэ и Янцзы, и опоясывает весь Восточный Китай.

Считается, что протяженность канала составляет 1782 км (от Тунсяня до Ханчжоу), хотя по поводу этой цифры в разных источниках приводятся различные сведения. Глубина русла составляет 3—9 м, а ширина в отдельных местах — до 30 м. В средневековом Китае Великий канал имел огромное значение для хозяйственных и культурных связей между севером и югом страны. Поскольку он был проложен по горизонталям водораздела, падение русла было практически нулевым.
К IX в. на нем было построено 18 шлюзов, и в X—XI вв. число людей, необходимое для буксировки барж, сократилось. Канал продолжает действовать и в наши дни.


Канал фараонов

Эксплуатация Суэцкого канала приносит Египту миллиарды долларов ежегодно, и этот денежный поток, конечно, затмевает многие минусы самого факта существования этого транспортного пути. Но побочные эффекты от возникновения рукотворного канала между двумя морями приходили на ум еще древним фараонам или, по крайней мере, их советникам; возможно, именно это становилось причиной того, что большую часть своей истории канал оказывался заброшен и занесен песком, ненадолго возвращаясь к жизни при отдельных правителях.

Суэцкий канал. Фото: Википедия

Еще в XIX веке до н.э., по другим данным – на шестьсот лет позже, начались первые работы по соединению Суэцкого залива Красного моря и одного из рукавов дельты Нила. Возможно, канал был открыт и суда по нему проходили, правда, ряд историков считает, что до наступления новой эры
строительство так и не было завершено. Аристотель, а за ним и Страбон, писали о том, что уровень моря якобы оказался выше уровня воды в Ниле, а потому, чтобы не допустить попадания соленой воды в реку, работы были остановлены.

Возможно, в Древнем Египте использовали канал между Нилом и Красным морем, возможно - нет

По другой версии, история Канала фараонов, как называют сейчас это древнее гидротехническое сооружение, знала периоды активного использования и периоды заброшенности, когда русло канала на долгие века оказывалось занесено песком. К возобновлению идеи о соединении Нила и Красного моря возвращался и царь Дарий I после того, как Египет был захвачен персами. После того, как канал снова пришел в запустение, его расчисткой занимались Птолемей II Филадельф и – уже во II веке новой эры – римский император Траян.

После наполеоновского похода Египет начал преображаться

Наполеон не стал тем, кто построил Суэцкий канал, хотя к вопросу этому все же подступался. В 1798 году он собрал комиссию, которая два года прорабатывала вопрос – и совершила ошибку, обнаружив не существующий в реальности перепад высот между уровнем Средиземного и Красного морей почти в десять метров. Инженеры предлагали систему шлюзов – но Наполеон уже распрощался с идеей колонизации Египта, а сам проект выглядел уж слишком сложным и затратным, и на несколько десятилетий от него отказались.

Португальский мореплаватель Васко да Гама был вынужден огибать Африку, возвращаясь из Азии в Португалию

Португальский мореплаватель Васко да Гама был вынужден огибать Африку, возвращаясь из Азии в Португалию

Фердинанд де Лессепс

Французы владели большей частью акций корпорации, египетское правительство – меньшей, огромные средства выделил на строительство канала султан Османской империи. Общий бюджет превысил полмиллиарда франков. Но затея обошлась дорого не только в финансовом отношении: работа под палящим солнцем в пустыне уносила в огромном количестве жизней рабочих. Чтобы решить проблему водоснабжения, к 1863 году вырыли другой, маленький канал, параллельный основному. Глубиной около двух метров, а шириной по дну около восьми, он приносил воды Нила – позже ими пользовались жители населенных пунктов, возникавших вблизи Суэцкого канала.

Первые суда, движущиеся по Суэцкому каналу

В результате проведенных работ были соединены Порт-Саид на Средиземном море и Горькие озера, давным-давно к тому времени высохшие и теперь вновь наполнившиеся водой. Южный участок, ведущий к порту Суэц на Красном море, частично совпал с руслом древнего канала фараонов.
Длина Суэцкого канала составила 160 километров, глубина – 12-13 метров (впоследствии канал был углублен до 20 метров). Ширина по зеркалу воды достигала 350 метров.

Новая транспортная артерия

Открытие Суэцкого канала стало большим событием. В еще не избалованный вниманием европейцев Египет на празднества, приуроченные к запуску нового пути между водами Индийского и Атлантического океанов, приехало множество высокопоставленных визитеров. Среди них была и супруга Наполеона III императрица Евгения, и император Австро-Венгрии Франц Иосиф I, а также члены королевских семей Пруссии, Голландии и других европейских держав.

Тереза Штольц, исполнившая партию Аиды на европейской премьере оперы в 1872 году. Имя Аида было придумано специально ради этого произведения и впоследствии прижилось - так стали называть девочек

Тереза Штольц, исполнившая партию Аиды на европейской премьере оперы в 1872 году. Имя Аида было придумано специально ради этого произведения и впоследствии прижилось - так стали называть девочек

Порт-Саид. Фото: Википедия

В Суэцком канале есть течение, оно зависит от времени года, а еще - от приливов и отливов в Красном море

В Суэцком канале есть течение, оно зависит от времени года, а еще - от приливов и отливов в Красном море

Большой Суэцкий канал вскоре после открытия в 1869 году оказался во владении англичан и французов: египетские власти были вынуждены продать свою долю в предприятии, чтобы решить долговые проблемы. Вплоть до 1956 года канал фактически контролировался Великобританией; после он был национализирован правительством Египта и с тех пор является одним из главных источников доходов в национальном бюджете.

Снимок Суэцкого канала со спутника

Но за внушительным денежным потоком и несомненным удобством этого пути для мореплавания и международной торговли остается практически не слышным голос экологов, которые уверяют: это масштабное строительство уже необратимо изменило флору и фауну двух морей, и со временем ситуация будет лишь усугубляться.

Железнодорожный мост Эль-Фердан через Суэцкий канал, самый длинный в мире поворотный мост

Несмотря на то, что частью канала стал участок с очень соленой водой – это Горькие озера, из Красного моря в Средиземное в результате миграции проникло довольно большое число организмов. Межвидовая конкуренция сократила, например, количество рыбы барабульки в средиземноморских водах. Открытие Суэцкого канала, а затем и второй его части, привело к изменению показателей температуры воды и ее солености. С завершением ограничений по пандемии планируется вновь поднять вопрос защиты экологии Красного и Средиземного морей в связи с функционированием канала, а также сделать выводы для новых проектов, например, дополнительного пролива между Мраморным и Черным морями.

А идею для знаменитой оперы Верди придумал когда-то Огюст Мариет, француз, который откапывал Большого Сфинкса и спасал Египет.


Мало кто знает, но в древности на территории современного Египта существовал канал, который был аналогом современного Суэцкого канала. Используя этот водный путь, получивший название Канал фараонов, можно было попасть из Средиземного моря в Красное, только для этого нужно было пройти через устье реки Нил. Канал был расположен не строго на месте Суэцкого, но выполнял ту же функцию — он был важным торговым путем, который связывал страны Средиземноморья с Аравийским полуостровом и открывал короткий морской путь на Восток. Несмотря на его значимость, канал приказали засыпать. Почему это произошло?


Сегодня сложно сказать, когда точно был построен грандиозный водный путь, соединивший реку Нил с северной частью Красного моря. Древние историки упоминают о канале, указывая на разную степень его готовности. Есть сведения о том, что уже в XIII веке до нашей эры египтяне пользовались каналом, который протянулся от дельты Нила до соленых озер, находящихся в непосредственной близости к Красному морю, которые в наши дни являются частью Суэцкого канала. В дальнейшем, судя по сохранившимся письменным источникам, канал несколько раз приходил в запустение и расчищался вновь. Иногда его расположение менялось, но так или иначе, он оставался грандиозной рукотворной артерий, которая связывала Средиземное и Красное моря.


На тот момент, когда в VI веке до нашей эры Древний Египет был покорен персами, канал фактически не использовался. Из-за опасений жрецов, что греческие купцы могут усилить свое влияние в регионе, активно присутствуя здесь и развивая морскую торговлю, канал оставался в запустении. Захватившие власть персы, конечно, понимали все перспективы столь удачного водного пути, поэтому незамедлительно приступили к расчистке старого канала. Канал фараонов вновь стал функционировать и стал важнейшей транспортной артерией, которая соединила страны Средиземноморья с Востоком.


Позднее канал расчищали от песка во времена династии Птолемеев, а также после захвата территории Египта арабскими правителями в VII веке. Но, увы, столь уникальный проект, который в разном виде существовал на протяжении как минимум 2 тысячелетий, был завершен в VIII веке во времена правления халифа Абу Джафара аль-Мансура. Этот правитель опасался, что канал ухудшит торговое положение Арабского халифата, располагавшегося на территории Аравийского полуострова, поэтому приказал засыпать его. Возродился этот грандиозный водный путь только во второй половине XIX века уже в виде современного Суэцкого канала.

Читайте также: