Камю смысл жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чему нас учат размышления французского философа Альбера Камю о непредсказуемости жизни и ограничениях разума.

С одной стороны, мы строим разумные планы на свою жизнь, а с другой — оказываемся лицом к лицу с непредсказуемым миром, который не соответствует нашим представлениям.

В этом и заключается абсурдность нашего существования: абсурдно быть разумным в неразумном мире. Из этого вытекает следующая большая проблема.

Если основные компоненты проблемы — это разум и неразумный мир, тогда, говорит Камю, можно смухлевать и обойти её, устранив одно из двух.

Первый способ — игнорировать бессмысленность существования. Вопреки очевидным доказательствам можно притворяться, что мир стабилен, и жить в соответствии с отдалёнными целями (пенсия, загробная жизнь, прогресс человечества). По мнению Камю, в таком случае мы не можем действовать свободно, потому что наши поступки привязаны к этим целям. А они чаще всего вдребезги разбиваются о неразумный мир.

Второй способ избежать абсурдности — отказаться от разумных рассуждений. Одни философы делают это, объявляя разум бесполезным инструментом (например, Лев Шестов и Карл Ясперс). Другие говорят, что мир повинуется божественному замыслу, который людям просто не понять (Кьеркегор).

Оба эти способа Камю считает неприемлемыми. Но и самоубийство для философа не выход. С его точки зрения, это отчаянный жест окончательного принятия противоречия между разумом человека и неразумным миром.

Вместо всего этого Камю предлагает три вещи:

  • Постоянный бунт. Философ считает, что мы должны всё время бороться против обстоятельств нашего существования. Никогда не признавать поражение, даже смерть, хотя мы знаем, что она неизбежна. Постоянный бунт Камю называет единственным способом присутствия в мире.
  • Отрицание вечной свободы. Вместо того чтобы становиться рабами вечных представлений о мире, нужно придерживаться разума, но сознавать его ограничения и гибко применять его в каждой конкретной ситуации. То есть искать свободу здесь и сейчас, а не в вечности.
  • Страсть. Это главное. Мы должны любить всё, что есть в жизни, и стремиться сделать её как можно более наполненной.

Абсурдный человек знает о своей смертности, но всё-таки не принимает её. Знает об ограничениях разума и всё-таки дорожит им. Ощущает удовольствие и боль и старается переживать их как можно больше.

Вернёмся к Сизифу. В древнегреческом мифе он пошёл против богов и за это был наказан. Он обречён постоянно толкать в гору камень, который снова и снова падает вниз.

Тем не менее Камю называет его счастливым. Философ говорит, что Сизиф — идеальный образец для нас. У него нет иллюзий относительно своего положения и его бессмысленности, но он бунтует против обстоятельств. С каждым новым падением камня он принимает сознательное решение попробовать ещё раз. Он толкает этот камень снова и снова и понимает, что в этом и есть смысл его существования.

Содержание

Введение
1. Смысл жизни: понятие
2. Смысл жизни в творчестве Альбера Камю
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

камю.docx

Сизиф -- это герой абсурда. Он любит жизнь и ненавидит смерть. ОН осужден за свои страсти, но его величие состоит в том, что он никогда не сдается и всегда честен. Он принимает рок лишь затем, чтобы бросить ему вызов. Тем самым он придает существованию смысл, тот смысл, который не способен опровергнуть абсурд, но отказывается ему поддаться. Сизиф -- это творец, созидающий смысл в обстоятельствах, которые, по видимости, лишают человеческую жизнь всякого значения.

Камю хотел, чтобы мы все научились жить так, как живет Сизиф. Он пространно рассуждал о том, что в этом направлении нас может вести, например, художественное творчество, однако в принципе каждый индивидуум должен найти свой выход самостоятельно.

В годы войны в центре внимания Камю оказывается проблематика бунта во всех его ипостасях. Камю выделяет две формы выражения бунта -- революционную деятельность и творчество, причем свое предпочтение сам философ отдает творчеству. Политической революции он противопоставляет революцию культурную, подчеркивая ее гуманистический, этический характер. Камю размышляет и над темой солидарности, совместной борьбы против зла. Однако установка на позитивные ценности сочетается с пессимистической уверенностью в том, что зло непобедимо, его торжество можно лишь отсрочить.

Камю стремится выработать новый гуманизм, который смог бы объединить всех людей и принести им свободу. Он полагает, что красота спасет мир. Красота не делает революций, но приходит день, когда революции испытывают в ней нужду. Камю считал, что можно отрицать несправедливость, не прекращая приветствовать природу человека и красоту мира. Его гуманизм направлен не на то, чтобы сделать человека счастливым, а на то, чтобы сделать его сознательным, свободным от опутавших его метафизических, нравственных и политических предрассудков и иллюзий, чтобы сделать человека свободным от различных догм и лживых идеологий. Красота не может служить никакой партии и никакому государству -- она состоит на службе лишь у сострадания и свободы. Красота и свобода способны вывести людей из изоляции, обогатить их духовно, нравственно, чувственно и интеллектуально, помочь установить социальную справедливость. [4, c.121-122]

Таким образом, Камю выдвигает учение о чуждости человека в мире. Бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны, они должны быть просто приняты; в этом заключается достоинство человека. [6, с.196]

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Читайте также: