Кампании ненасильственного сопротивления кратко

Обновлено: 04.07.2024

Агрессия Японии и единый национальный фронт (1937—1945). Нападение Японии на Центральный Китай в 1937 г. заставило Чан Кайши и председателя освобожденных районов Мао Цзэдуна преодолеть вражду и выступить совместно против японской агрессии. Так возник национальный единый фронт борьбы с японской агрессией. СССР, к которому Чан Кайши обратился за помощью в 1935 г., условием ее предоставления потребовал прекращение гражданской войны и походов против освобожденных районов. В итоге были остановлены военные действия, советы преобразованы в административные органы. Красная армия вошла в состав Национально-революционной армии Китая.

С лета 1937 г. началась Японо-китайская война (1937—1945) как часть Второй мировой войны. Модернизация была отложена до мирных времен.

ИНДИЯ

В отличие от суверенного Китая, расколотого внутренними междоусобицами и войнами, Индия была британской колонией. Англия силой удерживала колонию, душила ее налогами.

К началу XX в. в индийском обществе сформировались два основных политических течения, имевшие различные представления о будущем Индии и методах достижения ее независимости. В партии Индийский национальный конгресс преобладало умеренное крыло, требования которого сводились к достижению самоуправления в рамках Британской империи, подобно британским доминионам. Радикализм был свойствен мусульманской части освободительного движения и левым группам в рабочем движении.

Послевоенное национально-освободительное и политическое движение в Индии проходило под определяющим влиянием Ганди и гандизма, который стал с 1928 г. официальной идеологией Индийского национального конгресса.

Гандизм. Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения общества всеобщего благоденствия, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма.

Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948)

Один из наиболее авторитетных руководителей индийского национально-освободительного движения. Лидер Индийского национального конгресса и его идеолог. В 1893—1914 гг. жил в Южной Африке, активный участник борьбы против британского колониализма. После возвращения в Индию в 1915 г. возглавил национально-освободительное движение, последовательно использовал методы борьбы против англичан в форме ненасильственного (гражданского) сопротивления. После раздела Индии (на Индию и Пакистан) во время религиозной междоусобицы был убит террористом индуистской националистической организации.

В то же время эта сторона учения содержала протест против капиталистического уклада, того самого пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов. Облаченные в традиционные одежды требования независимости становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. Примечателен и метод борьбы (бойкоты, мирные марши, отказ от сотрудничества и пр.) — в нем сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина.

Экстремисты упрекали Ганди в том, что он был склонен к компромиссам и не доводил до конца всех революционных возможностей массового движения ненасильственного сопротивления.

Кампании ненасильственного сопротивления. В 1920-е и 1930-е гг. Ганди организовал несколько кампаний ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения.

Кампания 1919—1922 гг. была первой массовой акцией, связанной первоначально с протестом против принятия одного из репрессивных законов. Кампания началась с призыва Ганди закрыть лавки и прекратить всякую деловую активность. Английские колониальные власти ответили жестоким насилием.

Печально знаменитый расстрел мирного митинга 13 апреля 1919 г. в Амритсаре, когда было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс., должен был послужить предупреждением. Однако эта кровавая бойня вызвала возмущение во всей стране. Ганди пришел к выводу о необходимости разработки такой тактики борьбы за независимость, которая предусматривала бы постепенность и многоэтапность. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, на первом этапе предусматривалось проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от

Принцип ненасилия, обрел популярность в Индии, благодаря политическому активисту и философу Махатма Ганди. В основе концепции лежит уважение к оппоненту, поиск компромисса и взаимопонимание. Причем, сам Ганди подчеркивал, что нельзя придерживаться принципов ненасилия, из трусости. Нужно отделять зло, причиненное человеком, от самого человека, отвечать только добром, но никогда не отступать от своих принципов.

Во время борьбы Индии за независимость от колониального правительства Англии, Ганди разработал принцип ненасильственной борьбы, который назвал Сатьяграха, что можно перевести как стояние в истине, или упорство в истине. Основная идея в том, чтобы воздействовать на правительство, перенося любые ущемления и даже насилие, не отвечая на него агрессивно. По сути, Индия начала просто игнорировать присутствие Англии на своей территории.

Можно считать, что Сатьяграха, берёт своё начало от знаменитого соляного похода, когда Ганди с 79 последователями отправился на добычу соли. В то время, из-за налогов Британии, цена на соль в магазине была в 4000 раз больше её себестоимости. Налог так же распространялся на добычу соли, не позволяя местным жителям свободно добывать соль на собственной территории.

Таким образом, Ганди показал, что Индия не собирается повиноваться. За время, пока он добивался независимости Индии, было арестовано более 80 000 его последователей, и самого Ганди несколько раз брали под арест, но, в конечном счёте, благодаря принципам ненасилия и гражданского неповиновения, 1947 году, Британское правительство, отказалось от своего присутствия в Индии.

Есть ещё один замечательный пример гражданского неповиновения. В 1955 году, в штате Монтгомери, существовал закон, о проезде чернокожих жителей в автобусах. Первые четыре ряда сидений, считались местами для белых, афроамериканцы не имели права сидеть там, даже если все остальные места были заняты. При чем, если места заняты во всём автобусе, чернокожий был обязан уступить место белому человеку.

Автобусные компании потеряли 70% дохода и власти начали преследовать активистов движения, за год бойкота автобусных компаний, было арестовано более ста чернокожих. Афроамериканцам постоянно угрожали и представители ку-клукс-клана, но, в конце концов, в декабре 1996 года, закон был отменен, что стало очередной победой для идеи гражданского неповиновения посредством ненасилия.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что философия ненасилия, прекрасно работает, не только как набор этических принципов, но так же как средство мирного урегулирования практически любых конфликтов.


Ненасильственное сопротивление , ненасильственная борьба , ненасильственное неповиновение, ненасильственные действия , активное ненасилие или мирное сопротивление — тактика протеста, относящаяся к гражданскому неповиновению , которая выступает за достижение политических, социальных и культурных изменений без необходимости использования насилия в качестве политического оружия .

На практике он использует символические протесты и акты отказа от сотрудничества в политической и экономической сферах.

В целом, концепция ненасилия направлена ​​на поведение, не являющееся привычным для обычаев и обычаев населения. Он заключается в привлечении внимания через удивление. [ 1 ] Это способ подтвердить несогласие с практикой, которая считается несправедливой и использует акты бездействия (когда отказывают в выполнении действий, которые являются общественно приемлемыми или должны соблюдаться законом или нормативным актом); акты совершения (когда, наоборот, совершаются действия, противоречащие обычаю или запрещенные); или их комбинация. [ 2 ]

Происхождение и история


Махмуд Аббас . За время своего пребывания в должности ему пришлось столкнуться со сложной территориальной ситуацией, конфликтом с Израилем и политическим конфликтом между ХАМАС и ФАТХ.

Предыдущие события до борьбы Ганди. По данным Сообщества человеческого развития Аргентины , [ 6 ] можно упомянуть следующие события до и после борьбы Ганди:

  • Забастовка простолюдинов : в 494 г. до н.э. они решили отступить к горе Авентин , тем самым отказавшись от выполнения задач, которые они были обязаны выполнять в городе. Это действие отказа от сотрудничества заключено с соглашением; Закон XII Таблиц ; [ 7 ] , что значительно улучшило положение плебеев в римском городе. (см. Secessio plebis ) в 26 г. до н.э. Израильский народ очень энергично, но без насилия протестовал против плана Понтия Пилата посадить идолопоклоннические изображения орлов Юпитера вИерусалимском храме . Эта акция гражданского неповиновения имела большой успех.


    1867 : венграм удается вырвать свою автономию у Австрии ненасильственными методами действий. , 1905 г .: финны добились относительной независимости от царской России после всеобщей забастовки и ненасильственных и неколлаборационистских действий. и Пакистан : В 1940 году началась заключительная фаза великих действий и кампании Ганди в Индии. С помощью четкой, разумной и организованной стратегии ненасильственной борьбы он ставит под контроль одну из великих империй того времени и добивается освобождения Индии и Пакистана. : В 1944 году произошло малоизвестное событие: диктатор Мартинес был вынужден уйти в отставку и бежать за границу в результате акции, полностью организованной с помощью методологии активного ненасилия. Чрезвычайное событие, которое не повторилось в этой стране.

В настоящее время существует множество организаций, применяющих ненасилие для достижения своих целей, среди которых выделяются организации против войны в Ираке , Международное движение солидарности и другие.

Характеристики

Хотя исторический опыт ненасильственного сопротивления так же стар, как и человеческие общества, современное ненасильственное сопротивление связано с опытом индийского движения за независимость и учением Ганди (которого он назвал сатьяграха ), который, в свою очередь, был вдохновлен Леоном Толстым и Генри Д. Торо. , и в основном понял бы некоторые из этих элементов в процессе: [ 8 ]

Эти меры применялись и направлялись Ганди во время действий за независимость Индии от британской имперской власти . [ 9 ] Они были изменены другими пацифистскими лидерами, которые использовали активное ненасилие и гражданское неповиновение как методы достижения изменений в своих обществах. Каждая конкретная борьба в истории приобрела свои особенности и формы, но все они в значительной степени следуют учению Ганди об активном ненасилии. Применение этого метода имеет преимущества и ограничения, которые требуют его глубокого изучения.

Виды ненасильственных действий

Существует множество способов классификации ненасильственных действий. Вероятно, наиболее известным является мнение американского социолога Джина Шарпа , основателя Института Альберта Эйнштейна . Резко детализированные 198 конкретных методов ненасильственных действий в 1973 году. [ 10 ] С тех пор количество увеличилось, как и вариантов каждого исполнения. Шарп разделил ненасильственные методы на три большие группы: во-первых, протест, убеждение или донос; во-вторых, отказ от сотрудничества; и в-третьих, вмешательство или прямое действие.

Методы протеста и убеждения

Также известен как агитация. Они состоят из символических действий, направленных на то, чтобы убедить противника или выразить неприятие или несогласие с помощью стратегии, направленной на изменение. Целевые люди различаются в каждом контексте, хотя в целом любое действие направлено на всех граждан, которые могут и хотят его слушать. Иногда протест совершается против того, что считается противником (например, правительственных делегаций, тюрем или судов). Речь идет о том, чтобы сделать несправедливость видимой и изменить ситуацию под давлением народа. И чем больше людей, тем лучше. Существует множество методов протеста (Шарп предложил 54). Наиболее известны демонстрации и публичные выступления, но они также включают шествия, митинги, посты, распространение брошюр,отказ от наград или различные формы инсценировки.

Методы отказа от сотрудничества

Это акты бездействия, когда человек или группа преднамеренно и сознательно отказываются от поддержки определенных структур или практик. Отказ от сотрудничества состоит в разоблачении несправедливости и осуждении ее, а также в оказании давления на тех, кто может изменить ситуацию, даже поставив под угрозу свою стабильность. В отказе от сотрудничества посыл ясен и прост: если вы сотрудничаете с ситуацией несправедливости, вы можете стать соучастником. Есть три основные группы методов отказа от сотрудничества, всегда согласно Шарпу: социальные, экономические и политические. Наиболее известная форма — экономическая, которая, в свою очередь, подразделяется на экономические бойкоты и забастовки. Всего Шарп предлагает 101 метод: 16 методов отказа от социального сотрудничества, 26 методов экономического бойкота, 23 метода забастовок и 36 методов отказа от политического сотрудничества. Чтобы акт отказа от сотрудничества был эффективным,обычно для участия требуется большое количество людей. Если его поддерживает очень большая (или очень влиятельная) группа, это может создать противнику серьезные трудности, даже угрожать системе. Отказ от сотрудничества, особенно экономический бойкот, напрямую связан с ответственным потреблением. Отказ от покупки продуктов у производителей или продавцов, которые не уважают права человека и / или трудовые права, или отказ в наших деньгах тому, кто не гарантирует правильного использования (например, в случае вооруженных банков), представляют собой акты отказа от сотрудничества с несправедливые ситуации.это напрямую связано с ответственным потреблением. Отказ от покупки продуктов у производителей или продавцов, которые не уважают права человека и / или трудовые права, или отказ в наших деньгах тому, кто не гарантирует правильного использования (например, в случае вооруженных банков), представляют собой акты отказа от сотрудничества с несправедливые ситуации.это напрямую связано с ответственным потреблением. Отказ от покупки продуктов у производителей или продавцов, которые не уважают права человека и / или трудовые права, или отказ в наших деньгах тому, кто не гарантирует правильного использования (например, в случае вооруженных банков), представляют собой акты отказа от сотрудничества с несправедливые ситуации.

Методы вмешательства или прямого действия

Протест и отказ от сотрудничества обычно требуют определенного времени для достижения целей и большого количества сторонников, чтобы быть эффективными. Однако в ненасильственном прямом действии немногие люди могут оказать большое влияние. Эти методы направлены на изменение ситуации несправедливости непосредственно путем вмешательства. Эти методы часто требуют большей степени участия и приверженности, ненасильственной дисциплины и мужества, поскольку их часто труднее поддерживать. Иногда они могут включать более интенсивные репрессивные ситуации, чем другие методы. Они часто являются актами комиссии.Некоторые из наиболее известных примеров ненасильственного вмешательства на территории Испании были осуществлены Движением отказников по соображениям совести (осуждающим милитаризацию общества и призывающим к неподчинению и дезертирству) и Гринпис (осуждающим злоупотребления в отношении окружающей среды и предупреждающим о его последствиях). . Методы ненасильственного вмешательства (Шарп упоминает 42) включают оккупацию, голодовки, ненасильственное воспрепятствование, ненасильственное вторжение и параллельное правительство.

Механизмы изменения

Ненасилие стремится изменить ситуацию несправедливости, взывая к совести противника. Речь идет о разрешении конфликта способом, удовлетворяющим все стороны. Победить надо несправедливость, а не людей. Для этого ненасильственная группа, претендующая на правоту, должна будет аргументировать свою позицию и убедить противника изменить свое восприятие и отношение. В случае успеха изменение можно произвести как минимум четырьмя способами: во-первых, конверсией , когда противник меняет свое восприятие, убежденный в несправедливости предыдущей ситуации. В этом случае никто не проиграл, кроме несправедливости, а выиграли все, так как новая ситуация создаст лучшие и более справедливые условия. Во- вторых, размещение , при котором противник не меняет своего мнения, а принимает претензии ненасильственного. Он продолжает думать так же, но в результате несоответствия собственным принципам безразлично принимает новую ситуацию. В этом случае противник не потерпел поражение и не проиграл, он просто уступил. Приспособление было бы наиболее распространенным механизмом изменений в истории успехов ненасилия. В- третьих, ненасильственное принуждение . Антагонист не меняет своей точки зрения и не уступает. Он вынужден принять требования ненасильственных людей, продукт давления со стороны высших иерархий, населения или собственного окружения. Изменение вносится против вашей воли и без вашего согласия. Он потерпел поражение, или, по крайней мере, он так чувствует. Это также можно рассматривать как частичное поражение ненасилия, поскольку речь шла о демонстрации ситуации несправедливости, которую должны были признать все, включая противников. Наконец, распад , когда противник перестает существовать как политическая единица. Причины варьируются от признания несправедливости, которую она представляла, и принятия ее ликвидации до распада, вызванного принудительными средствами, когда противник не принял требования ненасильственных действий, против которых он продолжает возражать.

Начиная с XVII века Индия была самой дорогой и самой нещадно разграбляемой колонией ведущего колониального государства мира — Великобритании. Согласно распространенной оценке, она стоила всех остальных колоний, вместе взятых. К моменту появления Ганди Индия уже в определенной степени была подготовлена к началу гражданского движения. Несмотря на чудовищную нищету и бесправие многомиллионнного народа, годам индийской мирной революции предшествовали десятилетия напряженной работы сознания культурной элиты. Действовали религиозно-реформаторские движения, такие, как "Брахмо самадж". Большое значение имели проповеди аскета Свами Вивекананды, выступавшего за всеобщее образование, отмену кастовой системы, общеиндийскую солидарность поверх религиозных и классовых барьеров. Существовали политические группы индийских мусульман.

Кампания сатьяграхи только тогда может считаться успешной, когда сатьяграхи выходят из нее более сильными и убежденными, чем в начале борьбы.

Очень трудно заинтересовать народ мирной стороной сатьяграхи.

Не всегда следует окружать ореолом смерть на виселице; часто такая смерть легче тяжелой и нудной работы в малярийной местности.

Даже в тех случаях, когда цель борьбы — политическая, но само дело — не политическое, придавать такому делу политическую окраску значит только вредить ему.

Прошло много лет, государство Индия имеет стремительные темпы развития, хотя она снова попала под жестокий контроль грабительского транснационального капитала, и учение Ганди, так же, как и вообще мысль о переустройстве общества, многим кажется утопией, — но на самом деле никакое разумное социальное преобразование уже не может обойтись без учета опыта Махатмы. В Индии он постоянно обсуждается каждым новым молодым поколением общественных деятелей, а в мире получил убедительное продолжение. Показательно, что революционные теории, которые на Западе обыкновенно являются атрибутом моды и интеллектуального престижа, в странах третьего мира становятся светом надежды. А почему еще, вы думали, только там и происходят революции?

Методы Индии переняли другие гражданские движения: успешные мирные кампании неповиновения, вдохновленные примером Ганди и включавшие его методы — такие, как марши ненасилия, — провели Мартин Лютер Кинг в США в 1960-х и Нельсон Мандела в Южной Африке в 1960-80-е, и они завершились соответственно завоеванием избирательных прав для африканцев в США и окончанием режима апартеида в ЮАР. Освобождение Индии, прекращение расовой сегрегации в США и южноафриканского апартеида — величайшие достижения революционной борьбы. Поэтому, когда нам говорят, что "оранжевые революции" импортируются с Запада, то это ложь: ненасильственные действия — основной метод революций нашего времени.

Русский кампайнинг

Первой волной кампаний в России можно считать многочисленные и высокоэффективные экологические лагеря протеста начала 1990-х. Активисты экологических организаций устраивали палаточные лагеря и акции-демонстрации возле экологически опасных объектов, что вызывало симпатию со стороны местного населения, и в акциях, кроме сотен приехавших, участвовали тысячи местных жителей. Также, организаторы более поздних акций протеста, например, антиядерная группа "Экозащита!", эффективно пользовались возможностями местной прессы: в силу того, что организованное мероприятие было локальным событием, репортажи о нем появлялись на первых полосах важнейших региональных изданий. Но в те времена, когда это происходило, в России еще не было опыта тактических медиа.

В начале 1990-х население перестало участвовать в политической жизни. Некоторая инерция с 1991 года еще оставалась, однако все, кто попадал тогда на какие-либо политические мероприятия, помнят глубокую депрессию и моральный упадок, охвативший бывших участников демократического движения — вероятно, потому, что целеустремленные люди, нацеленные на создание в стране гражданского общества и развитие прогресса, оказывались повсеместно отстранены от управления, а власть в организациях получали чиновники, партийные карьеристы, недавние комсомольцы, будущие функционеры "Единой России". В этих условиях действовать начали не разочарованные активисты, а художники. Их действия временами были экстремальны, шокирующи, однако только в свете понимания, что в действительности тогда происходило, можно по достоинству оценить их историческое значение. Движение художников-акционистов (О. Кулик, А. Бренер, А. Тер-Оганьян, А. Осмоловский, Д. Пименов) не осознавало себя в качестве леворадикального движения, но испробовало и применило много тактик, полезных для будущего левого радикализма. Первой из них был медиальный скандал. Многие описывали медиа-политику радикалов как продолжение эпатажной традиции, начавшейся с футуристов и дадаистов — но московские радикалы работали не с историей искусства и не с историческим акционизмом, нет, они работали с общественным мнением. Их задача заключалась в том, чтобы вызвать на свет и продемонстрировать законы действия общественного мнения, такие, как стратегии исключения, остракизм, или признание, поощрение. Обязательным условием радикальной акции является не только сама акция, но и реакция контекста на акцию.

"Ю.Л.: — Я думал, мы делаем бизнес, а не разборки. Прекратите спонсировать "Против всех партий"! Немедленно!

Б.Б.: — Юра, Юра, кончай. Юра, это не серьезно. Неужели ты думаешь, я сними как-то связан? Они у меня у самого вот где!

Ю.Л.: — Это вы бросьте. Вся Москва заклеена листовками. На всех стенах граффити. Я не для того договаривался по Давосу, чтобы теперь мне все ломали. Каждый день акции! Еще не хватало, чтобы ОРТ начал это обмыливать, понимаешь ли…

Ю.Л.: — Если не вы, Борис, я не знаю. Я не знаю, как быть. С вами можно договориться всегда…

Б.Б.: — Юрик, Госдума у меня уже вся в кармане! Ее не выбрали еще, а они уже вся у меня здесь вот. У меня с ней уже запланированы голосования по налогам на январь. Смета уже вся составлена, понимаешь? Уже лидеры будущих фракций аванс наперед получили. Но они ж нам все ломают, эти суки! Я тоже волнуюсь, Юра. "

В конце концов оба непримиримых противника договаривались о сотрудничестве перед лицом опасности.

Кульминацией кампании стали акции двух различных тактических групп: 7 декабря одна из них взобралась на Мавзолей им. Ленина и растянула там плакат "Против всех", другая 18 декабря, накануне выборов, забросала центральный подъезд Государственной Думы бутылками с красной краской. После революции, безусловно, участникам этой акции на ее месте будет воздвигнут памятник.

Читайте также: